Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Владимирская икона Божией Матери. Византийская икона XI–XII вв.



 

Владимирская икона Божией Матери – это главная святыня России. Она хранительница всей России, всего русского Православия, покровительница Москвы. По преданию, она была написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовали Иисус Христос, Дева Мария, Иосиф Обручник. Когда святой Лука принес этот образ Деве Марии, она, увидев свое изображение, сказала: «Отныне облажат Мя вси роди. Благодать рождшагося от Мене и Моя с сею иконою да будет». С этой иконы были сделаны списки (копии), некоторые из них также почитаются как чудотворные. Один из чудотворных списков Владимирской иконы Божией Матери пребывает во Владимире в Успенском соборе. Владимирской иконе (оригиналу и спискам с нее) молятся во время нашествия врагов, от насилия иноверных, об избавлении от междоусобной брани.

Написанная евангелистом Лукой икона в 450 г. была перенесена из Иерусалима в Константинополь, в начале XII в. константинопольский патриарх Лука Хризоверх послал ее великому князю Юрию Долгорукому в Киев. Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства. Икону поставили недалеко от Киева – в Вышгороде, в девичьем монастыре. Там икона прославилась дивными знамениями, стала почитаться чудотворной. Слух о ней и её деяниях дошёл до вышгородского князя Андрея (сына Юрия Долгорукого), впоследствии прозванного Боголюбским (см. с. 36). Решив уехать, точнее, вернуться в Северо‑Восточную Русь – на Ростово‑Суздальскую землю, он взял эту икону с собой. С 1155 г. икона находилась во Владимире, откуда получила своё название. В 1395 г. её перевезли в Москву, вместо неё митрополит Пётр прислал во Владимир написанный им список Владимирской иконы Божьей Матери, который стал почитаться как чудотворный. Считают, что Владимирская икона помогла Андрею Боголюбскому в походе против волжских булгар в 1164 г. Эта икона спасла Русь‑Россию во главе с Москвой, когда грозила смертельная опасность: в 1395 г. – от жестокого завоевателя Востока Тимура (Тамерлана), в 1408 г. – от набега ордынского хана Едигея, в 1451 г. – от нагайского царевича Мазовша, в 1459 г. – от нападения его отца, хана Сиди Ахмета, в 1480 г. – от хана Ахмета (Ахмата), в 1521 г. – от казанских, крымских нагайских татар под предводительством казанского хана Мухаммед‑Гирея, в 1941 г. – от гитлеровских захватчиков, в 1991, 1993 г. – от внутренних неурядиц, конфликтов.

Перед этой Владимирской иконой молились, вступая на владимирское великое княжение русские князья, молились перед военными походами великие князья, цари, императоры. Перед ней помазывались на царство русские цари, молились первосвятители земли Русской. Перед этой иконой знатнейшие люди приносили присягу на верность своим государям. При избрании московских митрополитов и патриархов жребии избираемых кандидатов клали в пелену именно этой иконы.

После событий осени 1917 г. Владимирскую икону конфисковали у Русской православной церкви, перенесли ее из Успенского собора Московского Кремля в Третьяковскую галерею. После возрождения (1997) храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее в 1990е годы чудотворную Владимирскую икону передали этому храму, где она пребывает и поныне.

Андрей Рублёв (1360–1430) – великий иконописец Древней Руси, где с XV в. верили в его святость (официально он был канонизирован РПЦ только в 1988 г.). Андрей родился в средней полосе России, у него было прозвище Рублёв, что свидетельствует о его происхождении из высших образованных слоёв русского общества (в XIV–XV вв. и позже родовые прозвища, то есть фамилии, носили только представители самых высших слоёв русского общества). Андрей Рублёв с детства впитывал в себя азы светской и православной культуры, предполагают, что он побывал и учился в Византии и Болгарии. В 1405 г. он стал монахом. Всю жизнь Андрей Рублёв свой Богом данный талант оттачивал в работе и учёбе у мастеров духовной живописи, а также наблюдая и осмысливая действительность, общаясь с передовыми людьми своего времени. Андрей Рублёв с 1405 г. расписывал соборы и храмы в Москве, в том числе Московском Кремле, работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире, расписывал и создавал иконостас Троицкого собора Троице‑Сергиевой лавры, создал «Звенигородский чин» для Рождественского собора подмосковного Саввино‑Сторожевского монастыря. Самая знаменитая икона Андрея Рублёва – «Троица» – после событий 1917 г. была конфискована из Троице‑Сергиевой лавры и помещена в экспозицию Государственной Третьяковской галереи в Москве. Эпизодически её на время богослужений переносят в храм Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

 

 

Дмитриевский собор и здание Присутственных мест во Владимире.

 

Собор во имя Дмитрия Солунского (1194–1197) построил как дворцовый храм князь Всеволод Большое Гнездо в честь его небесного покровителя Дмитрия Солунского и по случаю рождения (1194) сына Дмитрия. Верхний ярус этого белокаменного храма снаружи покрыт резными изображениями (1500 резных камней). Внутри храма сохранилась часть росписей ХII в. Первоначально храм визуально отличался от того, что сохранилось до наших дней; галереи и резные лестничные башни разобрали в 1838 г. Дмитриевский белокаменный собор относится к шедеврам древнерусского зодчества, по его подобию создавали храмы в других русских городах (в Суздале – Рождественский собор, в Юрьве‑Польском – Георгиевский собор и др.). В 1783 г. в храме был похоронен владимирский наместник граф Р.И. Воронцов (см. с. 134), сохранилось скульптурное надгробие над его могилой, установленное потомками графа в первой половине ХIХ в. Собор действовал до февраля 1919 г., затем его передали музею.

Между Успенским и Дмитриевским соборами находится 3‑этажный комплекс бывших Присутственных мест (1785–1790). Здесь трудились и тогда многочисленные чиновники, в 1838–1840 гг. редактировал неофициальную часть газеты «Владимирские губернские ведомости» ссыльный А.И. Герцен, бывал М.Е. Салтыков‑Щедрин, в 1901–1908 гг. служил писатель И.С. Шмелев, в 1886 г. здесь проходил суд на участниками Морозовской стачки, вспыхнувшей в Покровском уезде. Эта стачка впервые в истории русского рабочего движения закончилась победой текстильщиков, царское правительство было вынуждено принять закон о штрафах, ограничивший произвол фабрикантов. Сейчас в комплексе Присутственных мест размещены несколько интересных музейных экспозиций и выставок, на втором этаже находится впечатляющая картинная галерея, в которой пребывает особо ценный список Владимирской иконы (ХIV или начало ХV в.).

 

 

Золотые ворота во Владимире.

 

Ярким визуальным символом Владимира наряду с Успенским и Дмитриевским соборами являются Золотые ворота (1164), которые в прошлом были главными среди 7 ворот в крепостной стене этого города. Золотые ворота имели две основные функции: были парадным въездом в город (то есть своего рода триумфальной аркой) и значимой частью крепостной оборонительной системы (толщина стен Золотых ворот была 5–6 м). Название ворот определяется двумя обстоятельствами: во Владимире князья хотели иметь Золотые ворота, как в Киеве и византийском Константинополе, а желательно – еще лучше; тяжелые дубовые створы врат были обшиты золочеными медными листами, похожими на золотые. На втором ярусе ворот была устроена церковь Положения риз Богородицы, которая в первоначальном белокаменном виде не сохранилась, она сложена (1810) из кирпича, сейчас не действует, используется для размещения музейной экспозиции.

 

 

Золотые ворота во Владимире. План.

 

В давние времена у Золотых ворот как арке‑символе гостеприимства Владимира и торжества военной рати Владимирского княжества встречали именитых гостей и славные полки, возвращавшиеся из походов на врага. Через Золотые ворота проходила дружина, участвовавшая в Ледовом побоище (1242); прошёл (1252) князь Александр Невский, чтобы официально стать владимирским великим князем, и здесь он целовал крест на верность владимирцам; через ворота прошёл владимирский полк, участвовавший в Куликовской битве (1380); проходили воины Владимирской дивизии, которой командовал А.В. Суворов. В истории Золотых ворот есть и курьезные случаи. Например, в 1767 г. в проезде этих ворот не поместилась, застряла роскошная карета императрицы Екатерины II. Чтобы подобное не повторялось, примыкавшие к воротам оборонительные валы частично отрыли, чтобы дать возможность для удобного объезда ворот с обеих сторон. До нашего времени рядом с Золотыми воротами сохранился небольшой участок валов времен князя Андрея Боголюбского, с его верха хорошо рассматривать город, а зимой – съезжать в саночках. Рядом с остатками валов, в бывшей водопроводной башне (1912), находится музей «Старый Владимир», с его смотровой площадки открывается красивый вид на город.

Рядом с Золотыми воротами, в ныне не действующей старообрядческой красно‑кирпичной Троицкой церкви (1916), находится Музей хрусталя, основную часть экспозиции которого составляют хрустальные изделия из г. Гусь‑Хрустального. В цокольном этаже, в художественном салоне, продают изделия из хрусталя, лаковые шкатулки с росписями из Мстёры, художественную вышивку.

За долгую историю Владимира на его территории были основаны и действовали несколько монастырей, по разным причинам большинство из них как действующие религиозные центры не сохранились. Но с начала 1990х годов идет процесс возрождения монастырей, уже действуют две обители – мужская и женская.

Недалеко от Дмитриевского собора находится Богородице‑Рождественский мужской монастырь – один из древнейших в нашей стране, считавшийся почти 370 лет (90е годы XII в. – 1561) первенствующим на Руси. В древности из игуменов Роджественского монастыря назначались местные епископы. Отсюда сел на владимирскую епископию Симон – один из авторов известного памятника древнерусской литературы начала XIII в. «Киево‑Печерского патерика». Именно Рождественскому монастырю принадлежала древнейшая рукописная летопись, известная под названием Лаврентьевской. В Древней Руси он был одним из главных очагов русской культуры и центров летописания. Основал этот монастырь в 1191 г. на берегу р. Клязьмы великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо, по повелению которого он считался первым среди монастырей Руси. Князь Всеволод построил в 1192–1195 гг. белокаменный Рождество‑Богородичный собор. Монастырь с середины ХIII в. до 1323 г. был резиденцией русских митрополитов. В 1263 г. в этом монастыре первоначально был похоронен великий князь владимирский, талантливый полководец, искусный дипломат Александр Ярославич Невский, в 1381 г. были открыты его святые мощи, в 1723 г. они были перенесены в Санкт‑Петербург, в Александро‑Невскую лавру по желанию царя Петра I. К этому времени Богордице‑Рождественский монастырь уже не считался главным в России, он был по значимости вторым, так как в 1561 г. царь Иван Грозный отдал первенство подмосковному Троицкому монастырю (позже Троице‑Сергиева лавра). В 1744 г. этот монастырь императрица Екатерина II закрыла, его обратили в Архиерейский дом, в его стенах разместили резиденцию владимирских архиереев. В 1879 г. при Рождественском соборе учредили Братство святого Александра Невского. Богородице‑Рождественский монастырь неоднократно страдал от набегов ордынцев и пожаров (1491, 1717, 1719, 1777), но всегда восстанавливался, достраивался и перестраивался. Древний Рождественский собор (ХII в.) был в 1859–1864 гг. разобран и построен заново в точном соответствии с его первоначальными архитектурными формами. Этот собор не сохранился, но сохранились два других монастырских храма, в Архиерейском доме – домовый храм во имя Всех Святых и храм Рождества Христова (ХVII в., перестроен в 1864–1866). На сводах арок Святых ворот (ХVII в.) сохранились древние фрески Страшного суда, изображений чудотворца Дмитрия Солунского, владимирских святителей, икон Рождества Христова и Введения во храм Богородицы. Недавно построена небольшая кирпичная церковь во имя Рождества Богородицы, в 2001 г. первый камень в ее основание заложил патриарх Алексий II (А.М. Ридигер, 1929–2008).

Богородице‑Рождественский монастырь сыграл выдающуюся роль в истории русской культуры, в том числе летописании. Как уже отмечалось, в ХIII в. в нем жил епископ Симон, автор «Киево‑Печерского патерика». В ХIII – ХIV вв. монастырь был центром летописания; именно в нем были написаны Лаврентьевская, Троицкая, Воскресенская летописи. В монастырской библиотеке хранилось очень много старых рукописей и старопечатных книг. В монастыре в конце XIX в. разместилось Древлехранилище, из фондов которого впоследствии был создан Владимирский исторический музей. В 1722 г. в монастыре была открыта первая во Владимире цифирная школа, а в 1781 г. – первая во Владимире аптека.

После 1917 г. из монастырских строений Архиерейский дом был выселен, в 1930е годы снесли Рождественский собор и красивую шатровую колокольню (1654), на территории монастыря разместили структуры Чрезвычайной комиссии (в 1918), потом её преемников – ГПУ и НКВД, затем – областное управление КГБ (Комитет государственной безопасности). Монастырь возродился в 1992 г., при нем открыли Духовное училище. В монастырском комплексе размещено и епархиальное управления. Святынями Богородице‑Рождественского монастыря являются чудотворная Тихвинская икона Божией Матери и святые мощи иеромонаха Афанасия (Сахарова, см. с. 86).

 

 

Богородице‑Рождественский мужской монастырь во Владимире.

 

Этот монастырь особенно тесно связан с земной жизнью как минимум трех святых. Среди них князь Александр Невский (часто приезжал в него, здесь князь был первоначально похоронен), святитель и Вышенский затворник Феофан (Говоров), с 1863 по 1866 г. возглавлял владимирскую кафедру иеромонах Афанасий (Сахаров).

Афанасий (Сахаров) (умер в 1962) стал архимандритом (старшим монахом) Богородице‑Рождественского монастыря в 1920 г., в 1921 г. с должности наместника этого монастыря он был переведен на должность настоятеля Боголюбова монастыря и вскоре был рукоположен во епископа. Он был епископом Ковровским с 1921 по 1927 г., за это время власти арестовывали его 6 раз. В 1926 г. представители советской власти предложили владыке Афанасию прекратить церковное служение или уехать из Владимира, он отказался это сделать. Затем он был арестован и скитался по тюрьмам и лагерям России более 27 лет. Его держали во всех тюрьмах Москвы, а также в тюрьмах и лагерях Владимира, Ленинграда (Санкт‑Петербурга), Новосибирска, Краснодара, Иванова, Ярославля, Вологды, Вятки, областей Архангельской, Тюменской, Омской, а также Туруханского края и Республики Коми. Он вышел на свободу в 1955 г., был уже инвалидом. Он жил в Тутаеве (Ярославская область), затем – в Петушках (Владимирская область), умер в 1962 г.

 

 

Архимандрит Афанасий (Сахаров)

 

Свято‑Успенский Княгинин женский монастырь был основан в 1200 г. великим князем Владимирским Всеволодом Большое Гнездо по настоянию жены – княгини Марии Шварновны, дочери чешского князя Шварна, тяжело больной женщины (в ряде источников говорится, что она сама основала этот монастырь). В 1200–1201 гг. в монастыре возвели каменный Успенский собор, в нем княгиня Мария приняла (1206) постриг, стала инокиней Марфой, вскоре умерла и была похоронена в обители в Успенском соборе. В память о ней монастырь стали называть Княгининым. Этот монастырь стал родовой усыпальницей княгинь и княжон великокняжеского дома. В нем похоронены вторая жена князя Всеволода Большое Гнездо – Анна, первая жена князя Александра Невского – Александра и ее дочь Евдокия, а также вторая жена Александра Невского – Васса (мать московского князя Даниила), другие знатные женщины. Был этот монастырь и местом монашеского заточения женщин. Так, в начале ХVII в. в нем жила вторая жена сына Ивана Грозного – Пелагея Михайловна, а с 1606 г. дочь царя Бориса Годунова – Ксения (в иночестве Ольга, см. с. 212).

Монастырь страдал от пожаров и набегов ордынцев (1311, 1411, в конце ХV – начале ХVI в., 1855 и др.), но всегда восстанавливался. В монастыре были красивые богато украшенные храмы: Успенский собор (начало XIII в., неоднократно перестраивался и подновлялся – на рубеже ХV – ХVI, ХVII, ХIХ, ХХ вв. сохранились фрески 1648) и храм в честь Казанской иконы Божией Матери (ХVII – ХIХ вв., подвергался перестройкам), сохранившиеся до наших дней. Главной святыней в монастыре были пребывавшие в нем святые мощи мученика и чудотворца Авраамия Булгарского (владимирский купец родом из волжских булгар, был мусульманином, потом принял Православие, в 1229 г. его убили в столице Булгарского царства (Великий Булгар) мусульмане‑соплеменники за проповедь Христианской веры, верность Православию, передачу владимирскому князю сведений о замыслах волжских булгар).

Княгинин монастырь закрыли в 1923 г., снесли его колокольню ХIХ в. и ограду, кельи отдали для коммунального расселения мирян, в соборе разместили зернохранилище. В 1919 г. вскрыли мощи Авраамия Булгарского, в 1925 г. их отправили в музей, где они были уничтожены. Но кому‑то из верующих музейщиков удалось сохранить небольшую частицу его святых мощей (которую через много лет вернули в возрождённый монастырь). В строениях закрытого монастыря разместили с 1985 г. атеистический музей, позже переименованный в Музей Православия. В 1993 г. Княгинин монастырь возродился, в нем живут около 30 сестер (в 1917 г. в нем жили более 100 монахинь). При монастыре действуют приют для девочек и регентская школа. Святынями монастыря являются чудотворная Боголюбская (Боглюбивая, см. с. 116) икона Божией Матери (ХII в., пребывает в иконостасе Успенского собора) и частица святых мощей Авраамия Булгарского (пребывает в Успенском соборе).

 

 

Свято‑Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире.

 

Недалеко от Княгинина монастыря находится красивая трехъярусная Никитинская церковь (1765) – великолепный памятник архитектуры стиля барокко. Своей архитектурой эта церковь больше похожа на раскошный трёхэтажный дворец.

Остаётся в памяти церковь Успения Богородицы (1649), построенная разбогатевшими ремесленниками и торговцами, ставшими родоначальниками купеческих династия Владимира. При этой церкви в прошлом долгое время существовал небольшой монастырь.

Вблизи древней речной пристани, на берегу р. Клязьмы, на месте старой деревянной церкви, построили сохранившийся до наших дней с шатровой колокольней храм Николы в Галеях (1732–1735), или церковь Николы Мокрого. Галеей называли плоскодонное гребное речное судно, а святой Никола Мокрый был покровителем купцов, торговцев и путешественников. Храм этот построили на деньги богатого и уважаемого владимирского ямщика И.Г. Павлыгина.

С Владимиром связана жизнь многих неординарных россиян, в том числе создателем русского фарфора Д.И. Виноградова. Во Владимире родились адмирал, командующий Черноморским флотом, первооткрыватель Антарктиды (вместе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном) М.П. Лазарев, композитор С.И. Танеев, генерал Н.Г. Столетов и его брат физик А.Г. Столетов. Во Владимире в гимназии учились братья Столетовы, поэт К.Д. Бальмонт, академики Ф.П. Саваренский и А.А. Благонравов. Во Владимире в ссылке жил писатель‑демократ А.И. Герцен.

Дмитрий Иванович Виноградов (1720–1758) вошел в русскую историю прежде всего как создатель русского фарфора (1746). Он разработал технологию производства фарфора и получил первые образцы качественного фарфора из отечественного сырья (см. с. 225).

А.И. Герцен очень любил Владимир, хотя жил в нем в 1838–1839 гг. в ссылке, приехал в него, как он потом писал, «в 1838 год, в самый лучший, в самый светлый год моей жизни». Отсюда в 1838 г. он тайком уехал в Москву на свидание к пылко любимой им Н.А. Захарьиной, похитил ее, увез во Владимир, они повенчались, в 1839‑м г. у 27летнего Герцена родился сын‑первенец. Герцены во Владимире жили уединенно и счастливо. Вначале Герцен жил у Золотых ворот, в доме Н.А. Адоева (занимал один три комнаты), после женитьбы переехал в район Лыбеди (оба дома до наших дней не сохранились). Герцен оказывал большую помощь первой владимирской библиотеке (открыта в 1834). В 1839 г. во Владимир повидать и пообщаться с Герценым приезжал его друг писатель Н.П. Огарев. Всю свою жизнь Герцен вспоминал свое пребывание во Владимире прежде всего как годы большого личного счастья. А впечатления, почерпнутые в этом городе, он подробно описал в своем знаменитом произведении «Былое и думы». При всей неординарности, образованности, стремлении к любви и семейной жизни Герцен по большому счету даже на теоретическом уровне глобальные политико‑социальные проблемы сполна не решил, не смог он сделать счастливыми и своих жен, детей. По‑другому и быть не могло, учитывая многочисленные грехи в семье Яковлевых, отсутствие прочной православной основы в семье его отца, грешные поступки его матери, избалованное детство и эгоистические порывы самого Герцена – за все поступки рано или поздно, но наступает кара, приходится расплачиваться за грехи свои, своих близких и даже предков.

Александр Иванович Герцен (1812–1870) вошел в отечественную историю как русский революционер, писатель, философ. Он вступил на революционный путь под влиянием восстания декабристов (1825). За свои революционные воззрения он несколько лет провел в ссылке (1834–1842). С 24 лет (1836) стали печатать его труды. Он выбрал псевдоним Искандер. С 30 лет в Москве он стал главой левого крыла западников. Его основными философскими трудами стали «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845–1846) и другие, в которых он утверждал союз философии с естественными науками. Герцен остро критиковал крепостнический строй в своих романах «Кто виноват?» (1841–1846), повестях «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока‑воровка» (1846), других произведениях. С 35 лет Герцен был в эмиграции, после 1848–1849 гг. разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», стал одним из основоположников народничества. В 1853 г. основал в Лондоне (ему 41 год) Вольную русскую типографию, в газете «Колокол» обличал русское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал отмены крепостного права и освобождения крестьян с землей. В 1841 г. встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию организации народников «Земля и воля». Умер в 58 лет в Париже от воспаления легких. Похоронен в Ницце, рядом с могилой первой и самой любимой жены Н.А. Герцен (умерла в 1852). За этим описанием жизни революционно настроенного человека кроются многие непростые и малоизвестные события его жизни, определившие его жизненный путь, личные проблемы, ощутимая бытовая беспомощность. Для двух жен он не смог стать настоящей опорой, стеной, защитником, детям‑сиротам предпочел научную и литературную деятельность, от горя в первую очередь спасал себя, а не их. Привыкнув с детства к роли любимца и обеспеченного сына богатого помещика‑отца, он, став взрослым, не хотел служить на военном поприще, не хотел и работать в гражданском ведомстве, но умел критиковать недостатки в России, призывал к разрушительным действиям, о созидательных, мирных и полезных делах думал меньше, вопреки правилам женился на двоюродной сестре. Он и не мог действовать иначе, поскольку не получил главного – надежного православного воспитания, не стал убежденным и активным православным человеком.

А.И. Герцен родился в Москве, в семье богатого, родовитого, хотя и не титулованного дворянина И.А. Яковлева (1767–1846), матерью его была дочь мелкого штутгартского чиновника Генриетта Луиза Гааг (1795–1851). Юность, красота, скромность 16летней бедной девушки‑немки покорили 44летнего русского и очень богатого аристократа. Он организовал ее побег из родительского дома. Она стала жить с ним в Москве, в 17 лет родила сына. Внебрачному ребенку отец дал фамилию Герцен (от немецкого слова «Herz» – «сердце»), что позволяло скрыть от широкой общественности ребенка и установить его в правах воспитанника (Герцен считался воспитанником своего отца). Мать мальчика не захотела поменять лютеранскую веру на православную, в большой мере из‑за этого она не смогла стать законной женой И.А. Яковлева. Присутствие в доме двух религий: православный – отца и лютеранской – матери не сделали ни одну из них востребованной мальчиком. С детства Сашу вопросы религии никогда не волновали, он рано усвоил религиозную терпимость, а с годами понял, что надо хотя бы для приличия выучить (почти для проформы) азы православного богословия. Таким образом, с детства в нем не был создан спасительный духовно‑нравственный стержень, что наложило отпечаток на всю его жизнь. Саша был баловнем, любимцем отца и матери, в учебе особым прилежанием не отличался, хотя его учили дома хорошие учителя и священник. Мальчик с детства ощущал, что в доме нет духовного единства; мать осталась лютеранкой (протестанткой), многое понять в российской действительности так и не смогла. 13летний Герцен глубоко пережил восстание декабристов (1825). Подружившись со своим дальним родственником Н.П. Огаревым (1813–1877), в 1827 г. вместе с ним во время прогулки по Воробьевым горам дал клятву бороться против самодержавия и отомстить за казненных декабристов.

 

 

А.И. Герцен.

 

Герцен, в детстве и ранней юности движимый патриотическими чувствами, поначалу мечтал стать военным, поступить в полк. Но, когда он повзрослел, служба в армии стала в обществе оцениваться как скучная, опасная, не перспективная и не слишком доходная. Богатые и родовитые родители стали приписывать своих сыновей к различным канцеляриям или определять в университет. Отец Герцена сначала приписал его к канцелярии, именовавшейся Кремлевской экспедицией, а потом решил отправить его учиться в университет, думал, что ему понравится гуманитарное отделение. Герцен с раннего детства знал кроме русского немецкий и французский языки, много читал, знал из книг обширной библиотеки отца о вольнолюбивых мыслях известных философов: Вольтера, Дидро, Гегеля, Фихте, высказывания древних греческих и римских ученых мужей. Но 17летний Герцен, к удивлению близких, поступил на физико‑математическое отделение Московского университета, который он через 4 года окончил с серебряной медалью за научную работу о системе польского астронома Коперника.

Герцен в 21 год окончил Московский университет, где возглавлял революционный кружок и позже был активным участником кружка молодых людей, собиравшихся в доме Огаревых и выражавших недовольство состоянием дел в России. В 22 года Герцена (как и других участников революционного кружка) арестовали и сослали в Пермь (1835), затем – в Вятку (1835–1838) и Владимир (1838–1839), откуда он в 1838 г. тайно приезжал в Москву для свидания со своей кузиной и будущей женой Натальей Александровной Захарьиной, тогда он с помощью друзей похитил ее из теткиного дома, увез во Владимир и они повенчались. Это был брак по большой любви. В 1839 г. (Герцену 27 лет) в их семье родился сын Александр. Семейная и плодотворная литературная активная жизнь А.И. Герцена началась в неволе. Во Владимире Герцены жили (1838–1839) уединенно и счастливо, Александр много и серьезно работал. В 1839 г. Герцен с семьей вернулся в Москву, в 1840 они переехали в Санкт‑Петербург. В письме к отцу он резко отозвался о произволе полиции (но он был под политическим надзором, его письма проверялись), поэтому его выслали в Великий Новгород в 1841 г., он получил свободу и вернулся в Москву только после следующей ссылки в Новгород, в 1842 г. Герцен, вернувшись в Москву, продолжил свою революционную, публицистическую деятельность и философские раздумья. Его авторитет писателя и общественного деятеля год от года рос, он стал главой левого крыла западников. В конце концов он разочаровался в революционных возможностях Запада, разработал теорию «русского социализма», стал одним из основоположников народничества.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.116 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь