Русский Музей, Казанский собор, площадь Искусств.
Там где Невский проспект пересекает канал Грибоедова, расположилось величественное и красивейшее здание Казанского собора. Его построили по проекту замечательного русского архитектора Воронихина, бывшего крепостного графа Строганова. Закладка Казанского собора состоялось на месте небольшой церкви Рождества Богородицы, где хранилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года. Строительство собора предполагалось осуществить в три года, затянулось же оно более чем на десять лет. После победы над Наполеоном Казанский собор стал своеобразным памятником-пантеоном Отечественной войны 1812 года. В собор были доставлены знамена наполеоновских армий, ключи от крепостей и городов, занятых русскими войскам, прочие трофеи. В 1813 году на территории собора был похоронен Кутузов, а в 1837 году перед зданием установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В оформлении Казанского собора были использованы барельефы и круглая скульптура. Скульптура в основном выполнена на религиозные сюжеты. Северный портик собора, обращенный к Невскому проспекту, оформлен четырьмя бронзовыми статуями, установленными в нишах: князь Владимир, Андрей Первозванный, Иоанн Креститель и Александр Невский. Для отливки этих четырех статуй были оборудованы специальные литейные мастерские при Академии художеств. Массивные, великолепной работы, отлитые из бронзы, створы северных дверей собора представляю собой большую художественную ценность. Они воспроизводят (с небольшим отклонением от оригинала) врата баптистерия во Франции, выполненные знаменитым итальянским мастером Лоренцо Гиберти в середине XV века. В оформлении Казанского собора присутствуют также барельефы, выполненные из камня: над восточным - «источение Моисеем воды в пустыне», над западным «Воздвижение медного змея». В северном, западном и южном портиках собора помещены квадратные барельефы-картины с изображением двенадцати различных сцен священного писания. Открытие храма состоялось 1811 году. После революции в соборе был открыт Музей истории религии и атеизма. И вторым днем рождения собора можно считать 4 ноября 1990 года, когда в стенах собора была отслужена Божественная литургия. Хотя генеральный план, включающий вторую колоннаду, не был осуществлен, Казанский собор воспринимается как законченное и совершенное произведений архитектуры. Главное, что способствует цельности восприятия, - это ясность композиционного решения, соразмерность архитектурных объемов и пропорций. Композиция собора разрабатывалась с учетом его значения как центрального сооружения архитектурного ансамбля. Причем в данном случае перед архитектором стояла сложная задача. В православных храмах алтарь всегда обращен на восток, а вход в храм с противоположною стороны, т. е. с запада. При выполнении этого обязательного требования оказывалось, что Казанский собор ориентировался в сторону Невского проспекта боковым фасадом. Необходимо было создать его парадное оформление. Воронихин смело вышел из затруднения. Плану здания он придал форму вытянутого креста и со стороны Невского проспекта построил полукруглую колоннаду.
Колоннада состоит из 94 каннелюрованных колонн коринфского ордера высотою (с базами и капителями) около 13 метров. Она поставлена, как и все здание, на высокий цоколь, облицованный сердобольским гранитом. В архитектуре собора выявляются две тенденции: монументальность, которую сообщают крупномасштабные объемы, проезды, массивный аттик и мощный цоколь, и одновременно легкость, которую сооружению придают плавные полукружия колоннады с ритмично, широко расставленными, слегка утонченными кверху колоннами, стройный купол, многочисленные окна, а также цветовая гамма собора. Пудостский светло-желтый камень, которым облицованы стены и из которого сделаны колонны, гармонировал с блестящим, серебристым, устремляющимся ввысь куполом, как бы тающим в небесной синеве. Стремление зодчего обеспечить преобладание светлых тонов выразилось и в том, что даже ограда с западной стороны собора была первоначально выкрашена в необычный для городских решеток белый цвет. Монументальность и легкость, находящиеся в неразрывном единстве -это одна из существенных особенностей произведения Воронихина, придающая зданию неповторимую выразительность. Его мысли, идеи и нововведения сыграли значительную роль в дальнейшем развитии архитектуры города. Другой отличительной особенностью Казанского собора является то, что в его композиции решающее значение имеет не купольная часть (как в традиционных православных храмах), а колоннада. Полностью прикрывая здание со стороны главной магистрали города, она прежде всего привлекает внимание, способствует тому, что собор воспринимается как сооружение светской архитектуры. Средняя часть колоннады подчеркнута портиком, выступающим несколько вперед. Над колоннами портика - мощный аттик. Издали, со стороны Невского проспекта, аттик воспринимается как основание купола, а портик - как его пьедестал. Благодаря такому впечатлению, купол входит в композицию колоннады как ее часть, венчающая центр. Так утверждена неразрывность колоннады с собственно зданием. От портика в обе стороны отходят ажурные полукружия колоннады, соединяющие его с проездами. Таким образом, основные части колоннады (полукружия) оказываются замкнутыми прямоугольными формами (портик, проезды), что придает колоннаде устойчивость и законченность.
Центр колоннады доминирует, но не противопоставляется проездам. По масштабам, пропорциям, линейному ритму эти ясно выделенные части приведены к единству. Ныне разросшиеся деревья сквера у решетки, где планировалось создание площади, скрывают вид на западный портик; дома, построенные вблизи собора с южной стороны, не позволяют отойти на расстояние, с которого портик воспринимался бы в гармоничном сочетании с куполом). Связь с городом обнаруживается и в том, что здание собора с разных сторон выступает в различных сочетаниях с колоннадой и площадью. Это разнообразие впечатлений еще в большей мере открывает Казанский собор к пространству города, усиливает одухотворенность его художественного облика. Воронихин создал один из самых выразительных городских ансамблей. Он поставил собор на таком расстоянии от Невского проспекта, при котором образовалось наиболее выгодное соотношение здания с размерами площади и окружающих его строений. При этом было учтено, что Невский проспект активно включается в пространство соборной площади, увеличивая его. Главную роль в организации ансамбля играет колоннада. Она широко раскрыта к Невскому проспекту, не препятствуя проходу к другим городским кварталам через проезды по улице Плеханова и набережной канала Грибоедова. Цоколь восточного проезда соединяется с облицовкой канала, играющего значительную роль в художественном облике этой части города. С отдельными элементами колоннады композиционно связаны здания, фиксирующие с трех сторон границы Казанской площади. На противоположной стороне Невского проспекта возвышаются два вплотную поставленных здания. Они ограничены с одной стороны каналом, с другой - улицей Софьи Перовской, через которые открывается выход к городским кварталам на север от собора. На одинаковом расстоянии от проездов построены угловые дома по улице Плеханова и каналу Грибоедова, северные фасады которых обращены к Невскому проспекту. Вторя проездам, эти дома ограничивают площадь с двух сторон, а создается впечатление, что линия полукруга колоннады продолжается до этих зданий. А за ними, по мере движения от колоннады к Невскому проспекту, все шире открывается обзор магистрали. Так широко и свободно осуществляется переход от собора к пространству города, близлежащая часть которого вовлекается в ансамбль. Казанский собор открыт со всех сторон. И отовсюду, с любого направления, вскрываются разнообразные соотношения его с домами, расположенными вокруг. Благодаря этому яснее обнаруживается организующая роль собора в архитектурном ансамбле. Здания, входящие в него, по высоте согласуются с высотой Казанского собора. Стилистически они неоднородны, но имеют общую черту - строгость архитектурных форм, которая свойственна облику собора. Цельности ансамбля во многом способствует цвет. Все здания светлого тона, приближенного к светло-желтому цвету колоннады. Различные оттенки окраски отдельных зданий не разрушают единства общей цветовой гаммы, содействуют жизнерадостному звучанию ансамбля. Исключение в нем составляет входящее в общий тон контрастным пятном темное здание Дома книги; его башня, увенчанная сферой, вторит главной вертикали собора, подчеркивает высоту купола.
В ансамбль Казанской площади входят и монументы М. Н. Кутузова и М. Б. Барклая-де Толли, установленные через 26 лет после завершения строительства собора. Они расположены на фоне проездов колоннады. Чтобы точнее определить места для монументов, скульптор Б. И. Орловский предварительно использовал силуэтные дощатые макеты памятников. В торжественно-строгом характере решен и интерьер здания. Сочетание монументальности с легкостью и изяществом в разработке архитектурного образа является одним из основных творческих принципов Воронихина. В Казанском соборе этот принцип ярко проявляется и в декоративно-художественном убранстве, в общей разработке которого автор исходил из характера здания, его плана, объемов. Длина собора внутри с запада на восток составляет 72,5 метра, с севера на юг-56,7 метра. Высота с куполом-71,6 метра, пролет купола 17,1 метра. Купол имеет два свода: нижний, прорезанный круглым отверстием, и верхний, первоначально покрытый росписью ("Коронование богоматери" В. К. Шебуева), а впоследствии выкрашенный в синий цвет. В плане собор имеет форму вытянутого креста, что и определило пространственные решения интерьера.
Главной является его подкупольная часть. Она оказалась несколько сдвинутой к востоку, примыкает непосредственно к центральному алтарному помещению и ограничена с четырех углов пилонами, поддерживающими купол. От пилонов во все стороны - на запад, восток, север и юг-отходят двухрядные колоннады красного полированного гранита; их высота, с базами и капителями,-10,7 метра. Базы покрыты листовой бронзой, капители - бронзовые (Отлиты по модели скульптора С. С. Пименова). Они были позолочены, но, так как в поспешности, с которой заканчивалось строительство собора, для золочения не был подготовлен качественный грунт, позолота давно сошла, и капители приняли темный цвет. Вследствие того, что в алтарных помещениях пол приподнят, колонны видоизменены. В нарушение стилевых принципов коринфского ордера они установлены на пол без баз и высота их сокращена. Для интерьера характерны идеальные пропорции архитектурных компонентов: гениально разработаны высота и объемы колони и глубина сводов, длина и ширина частей "креста", размеры оконных проемов и т. д. Об окнах стоит сказать особо, ибо они огромны и расположены в два яруса, между ними лишь небольшие простенки, прикрытые пилястрами искусственного гранита с алебастровыми золочеными капителями. Обилие окон придает интерьеру легкость, воздушность и связывает его с окружающим внешним пространством. Здание наполнено светом, который, отражаясь в полированном граните колонн и падая на полированный мраморный пол, мягко рассеивается и устремляется ввысь, в купол. Все это придает интерьеру характер дворцовой залы, сдержанно-пышной, величественной и строгой. Интересен мозаичный пол собора, сделанный из камня четырех цветов: черного, серого и розового мрамора и темно-красного шокшинского кварцита. Рисунок, распределение цветов камня в мозаиках увязаны с планом отдельных помещений интерьера, что также способствует восприятию органической цельности художественных решений. В центральной, подкупольной части пол оформлен уменьшающимися к центру кругами, вторящими линиям купола, его сводов, постепенно сужающихся кверху. Этой взаимосвязью создается иллюзия: подкупольная часть воспринимается как отдельный зал круглой формы. Законченность и устойчивость рисунка достигаются с помощью прямых элементов мозаики, идущих веерообразно от центра и соединяющих круги. По форме и цвету части мозаики скомпонованы так, что создается впечатление рельефности рисунка, и это придает ему особую выразительность. В главном нефе, в северном и южном приделах- чередующиеся цветные полосы, составленные из восьмиугольных плиток черного, красного и серого камня. Рисунок пола подчеркивает удлиненность пространства, кроме того, в нем "отражаются" восьмиугольные кессоны сводов. В боковых нефах рисунки мозаики соответствуют узкому длинному помещению, заключенному между стеной и колоннадой. Каждому кессону перекрытия соответствует узор: в круге, на черном фоне,-стилизованный цветок из розового и серого мрамора. Планировка и архитектура определили и расположение икон. В отличие от других церквей, где иконы размещались на подкупольных пилонах и стенах, заполняя все плоскости, здесь большинство их было установлено только в приалтарной части. В соборе было три алтаря, отделенных от основных помещений, где собирались верующие, иконостасами: главный, в иконостасе которого находилась икона Казанской богоматери, и два по сторонам его; южный, Рождество-Богородицкий, и северный, Антонио-Феодосиевский. Примечательно, что главный иконостас никак не удавалось "пристроить" к алтарю. В поисках решения органичного сочетания иконостаса с архитектурой Воронихин составил три варианта проекта иконостаса. По одному из них иконостас был сооружен в 1811 году. Тогда же Воронихиным были установлены "малые" иконостасы в северном и южном приделах. Во всех иконостасах Воронихин усилил декоративный мотив, вероятно решая их как отдельные, не связанные с архитектурой произведения, желая выделить их. Он ввел узорчатые рельефы и скульптурные композиции. Но по размерам главный иконостас не вписывался в интерьер, был мал. В 1836 году по проекту архитектора К. А. Тона был поставлен новый иконостас. Пышный, отделанный серебром, с малахитовыми колоннами по сторонам царских врат, он был несоразмерен с объемами помещений, хотя сам по себе являлся высокохудожественным произведением искусства. Тогда же Тон внес изменения в декор боковых иконостасов. Он удалил скульптурные композиции в верхней части, оставив без изменения план размещения икон. Свободные плоскости в нижней части он покрыл рельефным орнаментом. Оформление иконостасов стало спокойнее и строже. С этого же времени в соборе началась развеска бронзово-золоченых люстр. В 1836 году под куполом была подвешена главная люстра работы мастера Шопена на 180 свечей; в 1862 году- две "средние" люстры в южном и северном приделах на 32 свечи каждая; в 1892 году - между колоннами - 16 "малых" люстр по 16 свечей. Когда включаются все люстры, помещение собора наполняется мягким рассеянным светом, смягчаются контуры деталей архитектуры; интерьер, сохраняя торжественную монументальность, приобретает особо умиротворяющий, спокойный характер. Казанский собор - один из первых памятников архитектуры классицизма, в оформлении фасадов которого большое место занимают произведения скульптуры. Позднее скульптура используется в декорировке многих крупных сооружений Петербурга: Горного института (1806-1811, арх. А. Н. Воронихин), Адмиралтейства (1806-1820, арх. А. Д. Захаров), Фондовой биржи (1805-1816, арх. Тома де Томон) и др. Именно в этот период совместными усилиями выдающихся зодчих и ваятелей было достигнуто высокое искусство синтеза зодчества и пластики. Русские ваятели создали великолепные скульптурные ансамбли, исполненные героического пафоса и передовых гражданских идеалов. Казанский собор - яркий пример того, что синтез искусств достигает совершенства в те периоды, когда искусства находятся в своем развитии на подъеме, связанном с прогрессивными движениями в жизни общества. Слияние искусств в Казанском соборе настолько естественно и логично, что они воспринимаются в неразрывном единстве, образующем цельный архитектурно-художественный образ. При этом скульптура и живопись обогащают архитектуру, раскрывают ее сущность, не теряя, однако, собственной художественной ценности. Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых невозможно представить себе облик Петербурга, как невозможно и изучение отечественной архитектуры: в них воплощены ее высшие достижения в XVIII- XIX веках. К таким памятникам относится Казанский собор, построенный в 1801-1811 годах по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. Этот замечательный памятник русской архитектуры сыграл большую роль в формировании центральной части города. История Казанского собора представляет особый интерес. Его главной святыней должна была стать «чудотворная» икона Казанской богоматери, считавшаяся покровительницей дома Романовых. Икона находилась в церкви Рождества богородицы, построенной в 1730-х годах на Невском проспекте по проекту архитектора М. Г. Земцова. (Церковь стояла впереди нынешнего Казанского собора, вдоль Невского проспекта.). К концу XVIII века в церковно-правительственных кругах возникло решение о необходимости постройки нового храма, который своим внешним видом соответствовал бы значению «чудотворной». Казанский собор был задуман как главный храм столицы. И ему отводилась роль «общенациональной святыни», способствующей благоденствию царствующего дома. Казанскому собору была уготована значительно более сложная и многосторонняя роль в жизни Санкт-Петербурга, чем могли себе предположить современники. Однако роль Казанского собора в жизни столицы и всего государства оказалась значительно сложнее и многостороннее. Высоко ценили Казанский собор современники. Они с гордостью отмечали, что это великолепное здание построено русскими художниками из материалов, добытых и изготовленных в России. Это были голоса ревнителей национальной культуры, утверждавшие великие возможности русских талантов. Тогда подобное мнение имело большое значение, так как в официальных кругах и среди именитых заказчиков еще во многих случаях предпочтение отдавалось иностранным мастерам. Казанский собор с его высокими художественными достоинствами явился ярким свидетельством того, что в России воспитаны кадры художников, не уступающие по своей подготовке и способностям иноземцам.
«Храмом искусства» называли собор. В таком условном определении были правда и глубокий смысл: на первый план выступало значение собора как памятника художественной культуры. Подобное смещение основного значения памятника, связанного с христианским культом, было возможно, когда культура, искусство освободились от религиозного диктата. Идейное содержание Казанского собора определилось творческой позицией его создателей. Архитектор А. Н. Воронихин и авторы художественных произведений собора были передовыми художниками. Они принадлежали к тому поколению деятелей русской культуры, для которых были характерны глубокий патриотизм, чувство гордости за укрепление могущества России и ненависть к крепостничеству. В этой связи в их взглядах на совершенствование общественной жизни основное место занимала проблема гражданских прав и нравственного достоинства не только "привилегированных", но и "низших" сословий, включая крепостных крестьян.
Такие настроения оказывали решающее влияние на творчество художников. Уже в проекте собора ясно обнаружился отход от традиций церковного зодчества. Лишь высокий купол, увенчанный крестом, напоминал о том, что это православный храм. Сооружение Казанского собора шло в русле развития гражданской архитектуры. Собор построен в стиле классицизма, возникшего в России в 1760-х годах и достигшего расцвета в последующие десятилетия XVIII века. Архитектуре собора присущи черты этого стиля периода его высшего подъема. В том же стиле классицизма выполнены скульптуры на фасадах здания и живопись (иконы) в его интерьере. Необычна история их создания. Впервые при сооружении православного храма произведения искусства для него были исполнены большим коллективом художников Петербургской Академии художеств, творчество которых не было связано с традиционным церковным искусством.
Большинство скульптурных и живописных произведений, созданных для собора, относятся к высшим достижениям искусства русского классицизма. Казанский собор, этот цельный выразительный памятник, несет в себе глубокое содержание. В его торжественном, строгом облике нашли выражение героический пафос, триумф ратных побед, идеи патриотизма и гуманизма. В первые месяцы существования собор стал памятником русской военной славы: в нем разместили трофеи Отечественной войны 1812 года. В 1813 году здесь был похоронен великий русский полководец М. И. Кутузов. Во второй половине XIX-начале XX века парадная соборная площадь и прилегающие к ней улицы становятся традиционным местом революционных выступлений рабочих интеллигенции, учащейся молодежи, направленных против самодержавия, против власти помещиков и буржуазии. Совсем с иными временами и обстоятельствами связан дом Голенищева-Кутузова, построенный в 1822 Росси. В 1833-37 здесь жил композитор Михаил Юрьевич Виельгорский и его брат, виолончелист Матвей Юрьевич. Литературно-музыкальный салон Виельгорских привлекал деятелей русской культуры (Пушкин, Жуковский, Гоголь) и крупнейших музыкантов Европы (Берлиоз, Лист и др.). Затем Виельгорские жили в других домах на Михайловской площади. С 1924 в доме жил художник Исаак Израилевич Бродский (1884-1939), после 1917 прославившийся натуралистически выписанными портретами вождей. Большей ценностью, чем собственное наследие Бродского, обладает собранная им коллекция русской живописи. Наряду с работами Куинжи, Серова, Левитана в собрании маститого соцреалиста хранятся картины таких его современников-модернистов, как Александр Бенуа, Сергей Судейкин, Марк Шагал. Они входят в экспозицию Музея-квартиры Бродского (основан в 1949,в июле 2001 вновь открыт после ремонта).
Александро-Невская Лавра
Действующий мужской монастырь Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра один из прекраснейших архитектурных и исторических памятников Санкт-Петербурга, расположился за каменной стеной в конце Невского проспекта. Монастырь был основан в 1710 году и носит имя великого русского полководца Александра Невского, одержавшего историческую победу над шведами. Монастырь, построили рядом с тем местом на Неве, где произошло великое Ледовое побоище. На территории монастыря рядом с входом стоит небольшая церковь, строительство которой датируется 1783-1785г. и осуществлялось при руководстве и по проекту И. Старова. Центром архитектурного ансамбля Александро-Невской Лавры является Троицкий собор, который был построен в период с 1776-1790гг. также по проекту И. Старова. Здесь покоятся мощи Александра Невского. Корпуса Александро-Невской Лавры построены в стиле барроко. Благовещенская церковь, здание которой расположилось по левую сторону от входа в Александро-Невскую Лавру, построена по проекту Д. Трезини и Т. Швертфегера в 1724 году. Здесь похоронен великий русский полководец А.В. Суворов. Вообще на территории Александро-Невской Лавры похоронено очень много выдающихся исторических деятелей России, на территории расположено несколько кладбищ. Кладбище Лазаревкое – здесь похоронены царевна Наталья (сестра Петра I), М.В.Ломоносов, архитекторы И. Старов, А. Воронихин. На Тихвинском кладбище покоятся И. Крылов, Ф. М. Достоевский, М. Мусоргский, П. Чайковский, М. Глинка, Н. Римский-Корсаков и многие другие деятели культуры России.
Летний Сад
Летний сад одно из любимейших мест отдыха горожан и гостей города. Прямы тенистые аллеи, уютные тихие уголки, беломраморная скульптура, летний Дворец Петра I придают ему своеобразную прелесть. В 1704 году, через год после закладки Петропавловской крепости, почти напротив нее, на левом берегу Невы началась закладка Летнего сада. Первые замыслы и планы принадлежали Петру: по его указам со всей России свозили породы цветов и деревьев, итальянским мастерам заказывали статуи для нового сада, сооружали первые фонтаны. В 1710-1712 годах по проекту архитектора Трезини, автора Петропавловского собора и Петропавловских ворот крепости, был построен в саду Летний дворец. Наружный его облик сохранился до наших дней без существенных изменений, только крыша, первоначально крытая черепицей, позже была заменена свинцовой. Венчает здание маленький фигурный флюгер с изображением Георгия Победоносца, поражающего Змея. Для украшения фасадов использованы барельефы, всего их двадцать девять, выполнены из терракоты и расположены между окнами первого и второго этажей. Для украшения сада большинство статуй Летнего сада было заказано Петром I в Италии известным венецианским мастерам - П.Баратта, Д.Бонацца, М.Гропелли. К 1771 году количество скульптур в саду доходило до 139, но в 1777 году страшное наводнение, уничтожившее фонтаны Летнего сада, повредило статуи. В настоящее время Летний сад украшают около сорока статуй и бюстов. Тематика скульптур разнообразная. В основном встречаются аллегории, связанные с военно-исторической тематикой, и скульптура Летнего сада напоминает и о страницах далекой истории: изображения полководцев и императоров древности – Александра Македонского, Юлия Цезаря. Некоторые статуи рассказывают о разнообразных качествах человеческого характера и человеческих переживаниях. Здесь четыре бюста стариков, олицетворяющих смех, страдание, иронию, внимание; статуи искренность, милосердие и другие. На одной из круглых площадок центральной аллеи - женская фигура, олицетворяющая Навигацию: правой рукой она опирается на руль, а в левой держит карту, на которой отмечены Дания, Норвегия, Швеция; на месте, где должен быть изображен Петербург, изображен солнечный диск. В начале центральной аллеи, неподалеку от входа в сад – статуя Минервы в воинском одеянии с копьем в руке, у ног ее – сова. В глубине сада четыре скульптуры: Утро, Полдень, Вечер, Ночь. Среди них привлекает внимание женская фигура, с головы которой ниспадает звездный плащ. Это-Ночь, исполнена это скульптура скульпторам Бонацца. Неподалеку расположены статуи муз-спутниц Аполлона: Терпсихоры, Эвтерпы, Талии.