Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раскрывается тайна большого дерева
ИЕГОВА позволил царю Навуходоносору стать правителем мировой державы. Будучи монархом Вавилона, Навуходоносор обладал огромным богатством, ел прекрасную пищу и жил в великолепном дворце — с материальной точки зрения у него было все. Но внезапно он был унижен. Навуходоносор потерял рассудок и стал вести себя, как зверь! Отлученный от царского стола и роскошного дворца, он жил в поле и ел траву, как вол. Что же привело к такому бедствию? И почему это должно интересовать нас? (Сравните Иов 12:17-19; Екклесиаст 6:1, 2.) Царь превозносит Всевышнего 2 Оправившись от сильного психического заболевания, Навуходоносор разослал по своему царству удивительное сообщение о происшедшем. Иегова вдохновил пророка Даниила подробно написать об этих событиях. Его рассказ начинается так: «Навуходоносор царь всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: мир вам да умножится! Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам. Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его — царство вечное, и владычество Его — в роды и роды» (Даниил 3:31-33). 3 Подданные Навуходоносора жили «по всей земле», его царство занимало большую часть мира, известного в библейские времена. О Боге Даниила царь сказал: «Царство Его — царство вечное». Как превозносили эти слова Иегову во всем Вавилонском царстве! Более того, уже второй раз Навуходоносору было показано, что только Царство Бога «будет стоять вечно» (Даниил 2:44). 4 Какие «знамения и чудеса» совершил «Всевышний Бог»? Они начались с одного происшествия с самим царем, о котором он рассказал так: «Я Навуходоносор, спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих. Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня» (Даниил 4:1, 2). Как поступил вавилонский царь, увидев страшный сон? 5 Навуходоносор собрал вавилонских мудрецов и рассказал им сон. Но какая незадача! Мудрецы не смогли объяснить значение сна. Дальше в повествовании сказано: «Наконец вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по имени бога моего, и в котором дух святого Бога [«дух святых богов», ПАМ]; ему рассказал я сон» (Даниил 4:3-5). При дворе Даниила звали Валтасаром, а ложным богом, которого царь называл «бог мой», был, возможно, Бел, Набу или Мардук. Навуходоносор был политеистом и считал Даниила человеком, в котором был «дух святых богов». А так как Даниил был начальником над всеми вавилонскими мудрецами, царь обратился к нему как к «главе мудрецов» (Даниил 2:48; 4:6; сравните Даниил 1:20). Конечно же, Даниил оставался верным служителем Иеговы и не занимался магией (Левит 19:26; Второзаконие 18:10-12). Высокое дерево 6 Что же за страшный сон приснился вавилонскому царю? Навуходоносор рассказал: «Видения же головы моей на ложе моем были такие: я видел, вот, среди земли дерево весьма высокое. Большое было это дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли. Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть» (Даниил 4:7-9). Известно, что Навуходоносору нравились величественные ливанские кедры, он ездил смотреть на них и привозил их в Вавилон в виде лесоматериалов. Но он никогда не видел ничего похожего на дерево, которое ему приснилось. Оно стояло на заметном месте «среди земли», было видно на всей земле и было настолько плодоносным, что давало пищу всякой плоти. 7 Но это был далеко не весь сон, и Навуходоносор продолжил: «И видел я в видениях головы моей на ложе моем, и вот, нисшел с небес Бодрствующий и Святой. Воскликнув громко, Он сказал: „срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его; но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной”» (Даниил 4:10-12). 8 У вавилонян были свои религиозные представления о добрых и злых духах. Но кто был этот «Бодрствующий», или часовой, с небес? Он назван «Святым» и был праведным ангелом, представителем Бога. (Сравните Псалом 102:20, 21.) Только подумайте, сколько вопросов роилось в голове Навуходоносора! Почему это дерево нужно срубить? Что пользы от корня, если ему не дают расти железные и медные узы? И действительно, зачем нужен пень? 9 Следующие слова Бодрствующего, должно быть, окончательно озадачили Навуходоносора: «Сердце человеческое отнимется от него, и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен. Повелением Бодрствующих это определено и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми» (Даниил 4:13, 14). В корне дерева не бьется человеческое сердце. Как же тогда можно дать ему сердце звериное? Что такое «семь времен»? И как все это связано с правлением над «царством человеческим»? Эти вопросы не давали Навуходоносору покоя. Плохие вести для царя 10 Выслушав содержание сна, Даниил на мгновение застыл в изумлении, а затем испугался. Но Навуходоносор требовал объяснения, и пророк сказал: «Господин мой! твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его! Дерево, которое ты видел, которое было большое и крепкое... это — ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся, и величие твое возросло и достигло до небес, и власть твоя — до краев земли» (Даниил 4:15-19). В Библии деревья могут представлять людей, правителей и царства (Псалом 1:3; Иеремия 17:7, 8; Иезекииль, глава 31). Как и высокое дерево из сна, Навуходоносор — глава мировой державы — «возвеличился и укрепился». Но большое дерево представляет власть, распространяющуюся «до краев земли», затрагивающую все царство человеческое. Поэтому дерево символизирует владычество Иеговы, особенно его владычество над землей (Даниил 4:14). 11 Навуходоносора ожидало унижение. Говоря о дальнейшем развитии событий, Даниил добавил: «А что царь видел Бодрствующего и Святого, сходящего с небес, Который сказал: „срубите дерево и истребите его, только главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается росою небесною, и с полевыми зверями пусть будет часть его, доколе не пройдут над ним семь времен”,— то вот значение этого, царь, и вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего, царя» (Даниил 4:20, 21). Безусловно, чтобы сообщить могущественному царю это «определение», требовалось мужество! 12 Что же постигнет Навуходоносора? Представьте его реакцию на следующие слова Даниила: «Тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями, травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет» (Даниил 4:22). Очевидно, Навуходоносора «отлучат от людей» его же придворные. Но будут ли о нем заботиться сострадательные скотоводы и пастухи? Нет, так как Бог определил, что Навуходоносор будет жить с «полевыми зверями» и есть траву. 13 Подобно тому как было срублено дерево, Навуходоносору, правителю мировой державы, предстояло быть свергнутым с престола, но только на время. Даниил объяснил: «А что повелено было оставить главный корень дерева, это значит, что царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную» (Даниил 4:23). Как приснилось Навуходоносору, главный корень, или пень, срубленного дерева было разрешено оставить, хотя его и заключили в узы, чтобы он не рос. Точно так же будет оставлен «главный корень» вавилонского царя, хотя «семь времен» ему не будет позволено расти. Престол этого правителя мировой державы будет подобен заключенному в узы пню. Положение правителя будет сохранено за Навуходоносором в течение семи времен. Иегова позаботится о том, чтобы за этот период никто не сменил Навуходоносора в качестве единовластного правителя Вавилона, хотя обязанности царя, вероятно, сможет исполнять его сын Евилмеродах. 14 Учитывая все, что было предсказано Навуходоносору, Даниил мужественно призвал его: «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой» (Даниил 4:24). Если бы Навуходоносор оставил свой грешный путь угнетения людей и свое высокомерие, возможно, все обернулось бы для него по-другому. Ведь примерно за двести лет до того Иегова решил уничтожить жителей ассирийской столицы, Ниневии, но не сделал этого, потому что царь Ниневии и его подданные раскаялись (Иона 3:4, 10; Луки 11:32). Ну а как поступит высокомерный Навуходоносор? Изменится ли он? Первое исполнение сна 15 Навуходоносор остался таким же высокомерным. Расхаживая по крыше дворца через год после того, как увидел сон, Навуходоносор похвастался: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Даниил 4:25-27). Основателем Вавилона был Нимрод, а Навуходоносору город был обязан своим великолепием (Бытие 10:8-10). В одной из клинописных надписей Навуходоносор хвастается: «Я Навуходоносор, Царь Вавилона, восстановитель Эсагилы и Эзиды, сын Набопаласара. [...] Укрепления Эсагилы и Вавилона я упрочил и имя моего правления установил навечно» (Джордж Бартон «Archaeology and the Bible», издание 1949 года, страницы 478, 479). В другой надписи упоминается примерно о 20 храмах, которые он обновил или перестроил. В энциклопедии «Уорлд бук» говорится: «При Навуходоносоре Вавилон стал одним из самых величественных городов древнего мира. В своих записях он [Навуходоносор] редко упоминал о военных делах, а писал о проводимых строительных работах и о своем внимании к богам Вавилонии. Вероятно, Навуходоносор построил в Вавилоне висячие сады — одно из семи чудес древнего мира». 16 Хотя Навуходоносор и хвастался, но уже очень скоро ему предстояло быть униженным. В боговдохновенном повествовании говорится: «Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос:... тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет!”» (Даниил 4:28, 29). 17 Навуходоносор в один миг потерял рассудок. Отлученный от людей, он ел траву, «как вол». Обитание среди полевых зверей вовсе не означало благоденствие и безмятежную жизнь на лоне природы. На территории современного Ирака, где находятся развалины Вавилона, в летние месяцы температура достигает 50 градусов по Цельсию, а зимой падает до минусовых отметок. Без надлежащего ухода, не защищенные от непогоды волосы Навуходоносора отросли и спутались, став похожими на орлиные перья, а необрезанные ногти напоминали птичьи когти (Даниил 4:30, ПАМ). Какое унижение для высокомерного правителя мировой державы! 18 Во сне Навуходоносора большое дерево было срублено, а на его пень были наложены узы, чтобы он не мог расти в течение семи времен. Подобным образом, когда Иегова поразил Навуходоносора безумием, он «был свержен с царского престола своего» (Даниил 5:20). По сути, человеческое сердце царя превратилось в сердце вола. Однако до окончания семи времен Бог сохранял за Навуходоносором его престол. Правительство, вероятно, временно возглавлял Евилмеродах. Даниил служил правителем «над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими». Три его товарища из евреев по-прежнему участвовали в управлении делами страны (Даниил 1:11-19; 2:48, 49; 3:30). Четверо пленников ожидали, когда к Навуходоносору вернется разум и он снова начнет править, признав, что «Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет». |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы