Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пир превращается в разгул



3 Пятая глава книги Даниила начинается с описания пира. «Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино» (Даниил 5:1). Можно себе представить, какой огромный нужен был зал, чтобы в нем разместились все эти люди, а также жены и наложницы царя. Один ученый отмечает: «Пиры в Вавилоне были пышные, хотя обычно они заканчивались попойкой. На столах было обилие вин, привозимых из других стран, и всевозможных предметов роскоши. Воздух в зале был пропитан благовониями; гостей увеселяли певцы и музыканты». Сидя на месте, которое было видно всем гостям, Валтасар пил вино — пил, пил и пил.

4 Кажется странным, что в ту ночь — с 5 на 6 октября 539 года до н. э. — у вавилонян было такое праздничное настроение. Их страна воевала, и обстоятельства складывались не в их пользу. Недавно Набонид потерпел поражение от вторгшихся в страну мидо-персидских войск и бежал на юго-запад от Вавилона, в Борсиппу. И вот теперь войска Кира расположились лагерем прямо за стенами Вавилона. Но, похоже, Валтасара и его вельмож это не беспокоит. Ведь они в неприступном Вавилоне! Его громадные стены возвышаются над глубокими рвами, наполненными водами великой реки Евфрат, которая протекает через город. Более чем за тысячу лет никому не удалось взять Вавилон штурмом. Так о чем же беспокоиться? Возможно, Валтасар думал, что, услышав шум веселья, враги поймут, насколько уверенно чувствуют себя вавилоняне, и испугаются.

5 Вскоре Валтасар опьянел. В Притчах 20:1 говорится, что «вино — глумливо». И в этом случае вино, безусловно, заставило царя совершить подлинное безумие. Он приказал принести на пир священные сосуды из храма Иеговы. Эти сосуды, захваченные в качестве трофеев во время взятия Навуходоносором Иерусалима, должны были использоваться только для чистого поклонения. Даже иудейские священники, которые в прежние времена имели право использовать эти сосуды в иерусалимском храме, были предупреждены о необходимости хранить себя чистыми (Даниил 5:2; сравните Исаия 52:11).

6 Однако Валтасар задумал еще большую дерзость. «Пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных» (Даниил 5:3, 4). Так Валтасар хотел возвысить своих ложных богов над Иеговой! Похоже, такая позиция была характерна для вавилонян в целом. Они презирали пленных иудеев, глумясь над их поклонением и не оставляя им никакой надежды на возвращение на любимую родину (Псалом 136:1-3; Исаия 14:16, 17). Возможно, опьяневший царь думал, что, унижая пленников и оскорбляя их Бога, сумеет произвести впечатление на женщин и на придворных и показаться им сильным. Но даже если Валтасар и испытал некоторое наслаждение от осознания своей власти, то это длилось не долго.

Надпись на стене

7 «В тот самый час,— говорится во вдохновленном Богом повествовании,— вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала» (Даниил 5:5). Какая потрясающая картина! Из ниоткуда появилась кисть руки и повисла в воздухе у хорошо освещенной стены. Представьте, в каком оцепенении гости следили за этой рукой. Рука начала писать на извести таинственное сообщение. Происходившее было настолько зловещим, настолько незабываемым, что в некоторых языках до сих пор существует выражение «письмена на стене», которое используют, когда имеют в виду предостережение о надвигающейся гибели.

8 Как это повлияло на высокомерного царя, который пытался вознести себя и своих богов выше Иеговы? «Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое» (Даниил 5:6). Валтасар стремился показать подданным свое величие и великолепие. Но вместо этого он стал для них олицетворением малодушного ужаса: его лицо побледнело, бедра ослабли, и весь он затрясся так, что колени его стали биться одно о другое. Поистине справедливы слова из песни Давида, обращенной к Иегове: «Ты... взором Своим унижаешь надменных» (2 Царств 22:1, 28; сравните Притчи 18:12).

9 Следует отметить, что страх Валтасара не был богоугодным страхом, глубоким почтением к Иегове, которое является началом мудрости (Притчи 9:10). Нет, это был леденящий ужас, который не способствовал появлению у трясущегося царя ничего похожего на мудрость. Вместо того чтобы умолять Бога, которого он только что оскорбил, о прощении, «сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей». Валтасар даже объявил: «Кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве» (Даниил 5:7). Безусловно, быть третьим властелином означало обладать могуществом, ведь выше стояли только два правящих царя — Набонид и сам Валтасар. В обычных обстоятельствах такое место предназначалось бы для старшего сына Валтасара. Как жаждал царь узнать объяснение этой таинственной надписи!

10 В огромный зал один за другим стали входить мудрецы. Их было много, ведь Вавилон был городом, погрязшим в ложной религии и наводненным храмами. И уж конечно там не было недостатка в тех, кто утверждал, что способен читать знаки и разгадывать таинственные письмена. Должно быть, мудрецы трепетали в предвкушении возможности проявить себя. Им выпал удобный случай показать свое искусство перед таким множеством людей, снискать благосклонность царя и занять положение, дававшее огромную власть. Но какой позор! Они «не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его» (Даниил 5:8).

11 Неизвестно, было ли для вавилонских мудрецов непонятным само написание — то есть буквы — этих слов. Если да, то эти бессовестные люди могли бы придумать любое толкование, например такое, которое польстило бы царю. Но возможно, буквы были им вполне понятны. Однако, поскольку в арамейском и древнееврейском языках слова писались без гласных, каждое слово можно было прочитать по-разному. В таком случае мудрецы, вероятно, не могли решить, какие выбрать слова. И даже если бы они сумели это сделать, то все равно не могли бы истолковать значение этих слов. В любом случае одно известно точно: вавилонские мудрецы потерпели крах!

12 Так мудрецов обличили в шарлатанстве, а их уважаемое религиозное общество — в обмане. Как они всех разочаровали! Когда Валтасар понял, что напрасно надеялся на этих горе-мудрецов, он испугался еще больше, его лицо посерело, и даже его вельможи «смутились» (Даниил 5:9).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь