Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Собакоголовые воины перешли в наступление



 

Мандрил самое удивительное животное на свете. Его облик настолько своеобразен, что, по признанию многих, он больше напоминает размалёванного циркового клоуна, чем живое существо. У него алый нос, жёлтая борода. Вдоль массивной морды пролегают продольные борозды и вздутия голубого цвета. Под нависающим надбровьем запрятаны красные глаза. Уши бордовые, а усы и хохолки у щёк белесые. Ещё более празднично раскрашен мандрил сзади. У него длинная и густая шерсть, сверху туловища она оливково-коричневая, а снизу – серебристая. Голая кожа возле короткого, торчащего вверх хвоста имеет красноватый цвет, а большие подушки-ягодицы, на которые обезьяна усаживается во время сна, фиолетового цвета. Современных людей прямо-таки оторопь берёт, при виде мандрила и его ближайших родственников павианов, раскрашенных чуть менее пышно. Глазея в зоопарках на этих «страшилищ», многие люди никак не могут поверить, что их не раскрасили хулиганистые мальчишки, а это сами обезьяны выкрасили себя, но делали это долго, от поколения к поколению, постепенно добавляя в общую пёструю картину какой-нибудь отдельный штрих. Конечно, можно говорить, что со вкусом у этих обезьян неважно, но ведь о вкусах не спорят…Несмотря на свою клоунскую раскраску, мандрилы злобные и свирепые животные. В зоопарках они в результате многих стычек оказываются, в дополнение к своему облику, с изуродованными конечностями.

Родственны мандрилам гамадрилы. Они также очень необычны, и не намного уступают им своим праздничным оформлением. Кое-каким экзальтированным личностям, они даже могут показаться помесью пуделя, льва и сфинкса. Верхняя часть их тела украшена роскошной гривой, её образуют длинные серебристые волосы. Из-за этого обезьян ещё называют плащеносными. Остальное тело покрыто густой тёмно-оливковой шерстью. У них розоватые лица, ярко красные седалищные мозоли на ягодицах, а хвосты снабжены кисточками. Эти обезьяны пользовались у древних египтян особым почётом и уважением.

Египетский Тот – Бог мудрости, письма, счёта, покровитель наук и колдовства имел преданного четвероногого помощника – это и был гамадрил. Фигурки священного животного украшали пышные погребения фараонов, а его силуэт часто встречается на древних фресках и рельефах. Трупы умерших гамадрилов мумифицировали и с почестями помещали в особые гробницы.

Священные гамадрилы Тота присутствовали в храмах на утренних богослужениях. Устремив свои взоры к восходящему солнцу, они как истинные поклонники, вздымали руки к небу и своими хриплыми голосами вторили хору религиозных молитв. Другие обезьяны, не наделённые столь высоким саном, качали и носили воду, подметали и мыли полы в храме. В домах они прислуживали людям во время еды, сортировали фрукты и пололи сады…

Нынешние гамадрилы уже не в состоянии повторить всё то, что они делали у египтян. Их близкие родственники бабуины более покладистые. Они и сегодня готовы работать на людей. Один коммерсант научил их собирать финики. В Саудовской Аравии финиковые пальмы очень высокие и их плоды без помощи обезьян практически невозможно достать. Медвежьи павианы чакма из Южной Африки также помогают людям. Местные жители утверждают, что чакма умеют разговаривать, но тщательно скрывают это, опасаясь, что люди заставят их работать. И эти опасения не лишены основания. Ещё не так давно павианы работали пастухами, сторожами, искателями воды и даже няньками. Особую известность приобрёл чакма по имени Джек, который работал служащим железной дороги. Он долгое время жил у стрелочника, который лишился ног и передвигался с помощью своего четвероного друга на маленькой тележке. Обезьяна внимательно следила, как работает её хозяин, переключая стрелки. Постепенно павиан привык сам выполнять его работу. Он переключал стрелки по количеству гудков, которые подавал поезд.

В Юго-Восточной Африке многие племена полагают, что обезьяны были в древности мужчинами и женщинами, и поэтому их называют на своём языке первым народом. У зулусов до сих пор можно услышать сказание об одном из племён амофен, которое в полном составе превратилось в павиан. Амофены были ленивы, они не любили обрабатывать землю, и предпочитали кормиться за счёт других племён. Как-то раз всё племя собралось по призыву своего вождя Тузи, который обратился к ним со словами: «Отныне мы будем питаться только тем, что вырастят на своих полях люди», – сказал он. Амофены прикрепили к своим спинам рукоятки ставших бесполезными мотыг и отправились разорять чужие поля. От долгих странствий мотыги приросли к телу и приняли форму хвостов. Для удобства передвижения люди встали на четвереньки, их тело покрылось шерстью, лбы нависли и они превратились в обезьян, которых и сегодня называют «людьми Тузи».

В одном из африканских селений к обезьянам относятся достаточно снисходительно. Они свободно разгуливают во дворах, забираются на крыши, а иногда, через открытую дверь или окно пробираются в помещение. В этом случае их вежливо, без всякой ругани и драки просят удалиться, что обезьяны охотно исполняют. Такое странное отношение к обезьянам связанно с давней легендой, согласно которой, местные бабуины считаются истинными хозяевами этих мест. Как гласит предание, прежние жители селения вели кровопролитную войну с северными племенами. Дабы спасти своё племя от неминуемой гибели, колдун превратил соплеменников в обезьян, но тут же упал сражённый отравленной стрелой. Он так и не успел сказать ни одному из них тайное заклинание, с помощью которого они бы смогли превратиться обратно в людей. С той поры бабуины приходят в своё бывшее селение, и люди, поселившиеся здесь, не выгоняют их, считая их первыми жителями этих мест…

Однако павианы отнюдь не стремятся продемонстрировать свою преданность людям при каждом удобном случае. Напротив, по отношению к «двуногим обезьянам» они могут вести себя вызывающе. Охотник или прохожий, встретившись, невзначай, с павианьим воинством, может быть искусан до полусмерти и даже растерзан отъявленными драчунами, чьи зубы не уступают леопардовым. Можно считать, что человек хорошо отделался, если его только изрядно обстреляли камнями, палками, грязью и всем тем, что подвернулось под ногу. Как-то один натуралист рассказывал, как он пережил не очень приятные мгновения, попав в окружение обезьяньего стада. Павианы принялись яростно забрасывать его камнями. Натуралисту пришлось отвечать им тем же самым. Но силы были неравные. Его выручило неожиданное стечение обстоятельств. Он увидел, как в пылу всеобщего камнеметания к нему подбежал совсем крохотный малыш, и неуверенно метнул в него подобранный здесь же камешек. Это так рассмешило исследователя, что, несмотря на всю серьёзность своего положения, он прямо таки прыснул от смеха. Малыш не на шутку испугался и с криком вцепился в мамину шерсть. Мамаша также испугалась, столь неожиданного всплеска эмоций со стороны человека и, подхватив своего детеныша, кинулась наутёк. За ней мгновенно последовали все дамы, до этого чувствующие себя пресыщенными зрителями, смотрящими увлекательный сериал под названием «Охота на человека». Самцы в нерешительности забегали вокруг, подозрительно косясь на возмутителя спокойствия. И тут исследователя словно прорвало. Он стал выкрикивать всякую несуразицу, обвиняя павианов в легкомыслии и трусости, при этом, он строил им страшные рожи и, изгибаясь всем телом, танцевал румбу… Наверное, это было у него на нервной почве. У вожака, до этого свирепо взиравшего на свою жертву, в прямом смысле вылезли глаза из орбит. Он стоял и смотрел на человека в глубоком замешательстве, явно не зная как поступить. Увидев это, натуралист перешёл в наступление. «Ага, испугался, старый дурак!» – закричал он, тыча в него пальцем и сделал такую рожу, что нервы вожака не выдержали. Он отскочил в сторону, как собака. А ещё через секунду, он позорно бежал впереди своры своих подчинённых. Вслед ему неслись отборные ругательства, смех и крики. Такого представления, вероятно, павианы не видели с самого своего рождения… Натуралист отмечает, что обезьян, по-видимому, больше всего ошарашило его умение говорить. Сами павианы этого излишества, как известно, не могут себе позволить.

Обычно павианы придерживаются растительной диеты. Они разнообразят её насекомыми, птичьими яйцами, ящерицами, змеями. Однако в засушливые годы, когда им не хватает зелёного корма, они отлавливают зайцев, мелких антилоп, газелей, птиц. В Зимбабве ставшие временно плотоядными бубуины совершают разбойничьи налёты на поселения людей, похищают свиней, коз, кур. Павианы не боятся собак и, вступив с ними в драку, легко побеждают их. Мясо противников съедается. Отмечены и случаи людоедства…

Павианы прекрасно оценивают силы противника. Отступают они только при виде львов и вооружённых людей. С дикими кошками павианам не совладать и они забираются на деревья. Они сидят бок о бок на ветках, как огромные плоды, ни весть как выросшие на дереве, пока львы не уйдут. В отношении вооружённых охотников они придерживаются другой тактики. Они убегают от них, отстреливаясь камнями и грязью, угрожая им криками и уханьем. Если же охотники продолжают преследование, то обезьяны подкрадываются к ним и внезапно нападают. Обезьяны знают, что многие из них могут погибнуть во время этой вылазки. Однако у остальных появляется реальный шанс разодрать охотников на части. И хотя в таких случаях обезьяны берут не умением, а числом, они понимают, что перестрелять всю, накинувшуюся скопом орду, у охотников не будет времени.

Военизированное общество павианов имеет чёткую вертикаль власти. Каста правителей может руководить стадом из поколение в поколение. Верховному главнокомандующему не приходиться воздействовать силой на забывшего свой ранг проходимца. Для этого у него есть слуги, из нижестоящих. Они в момент наведут порядок, если что-то не так. Вождь лишь удостаивает членов своего племени особым взглядом. А он у него, в зависимости от ситуации, то осуждающий, то гневный, то ласковый, то поощряющий. Этого взгляда достаточно, чтобы в вверенном ему племени мгновенно воцарился порядок. Если какой-нибудь полковник, обезьяньего воинства разбирает полёты нижестоящих, то он может себе позволить, яростно выкатив глаза и встав на задние лапы, угрожающе размахивать гривой и топать ногами. Лейтенанты могут этим не ограничиваться. Они запросто отвесят тумаков провинившемуся солдату. Во всех случаях, признающий себя виновным, должен продемонстрировать начальнику свою задницу, которая у павианов, как уже говорилось, празднично оформлена. Наличие властной вертикали предотвращает серьёзные драки. Но они иногда происходят, в том случае, когда два или более самцов сходятся в рукопашную, чтобы сместить какого-нибудь мелкого начальника и поставить на его место «своего человека». Вот тогда в ход идут кинжальные клыки, которые скрещиваются во время иступленных схваток. До смертоубийства, как правило, и здесь дело не доходит. Признавшие своё подчинённое положение, с готовностью демонстрируют свою задницу.

Самки более ворчливы и часто интригуют против друг друга. Однако и у них имеется система субординации. Большими правами обладают жёны начальников. Они часто, без всякого повода, раздражаются при виде жён мелких начальников, и те то и дело подставляют им свои зады, дабы остудить их воинственный пыл. Однако женская властная вертикаль не так устойчива как мужская. В период течки, самки становятся отважными и агрессивными. Они перестают слушаться своих верховодок и даже нападают на них. Любой самец, привлечённый женской сварой и взявшийся разнять кумушек, вне зависимости от ранга принимает сторону сексуально созревшей самки. Защитив бедную золушку от посягательств капризных сестричек, он как принц из сказки, готов предложить ей лапу и сердце. Когда течка у самки достигает своего апогея, её вагинальная зона опухает и становиться хорошо заметна. В это время золушку сопровождают почтенные руководители племени и злобствующие сестрички предпочитают держаться подальше, В течение шести – семи дней опухоль проходит. А вместе с ней угасает и африканская страсть. Кумушка вновь встраивается в женский коллектив. Однако, по установленному правилу, она становиться неприкосновенной, только потому, что может родить ребёнка. Через девять месяцев появляется малыш, который висит у неё на животе, а некоторое время спустя, садится на неё верхом. Самки с детёнышами пользуются особыми привилегиями. Они находятся под охраной высокопоставленной верхушки. Когда детей отлучают от груди, и они начинают вести самостоятельную жизнь, самки лишаются всех привилегий и становятся обычными членами стада. Однако павианы-отцы, в отличие от лесных обезьян любят своих детей. Они охотно воспитывают своих взрослеющих отпрысков и тем самым укрепляют свой семейный клан и загодя готовят себе достойную смену.

Таким образом, кастовое устройство общества у павианов присутствует в большей степени, чем у кого бы то ни было среди приматов, исключая, конечно, людей. Однако статус вождя у обезьян, в отличие от людей не является пожизненным. Когда власть предержащий самец дряхлеет, и уже не может управлять подданными, его смещают его же детки, отправляя пенсионера на отдых. Отныне он должен влачить существование на периферии стада, вместе с «отбросами» общества (калеками, членами низшей касты и не вполне нормальными), вдали от властной вертикали, столь любовно им же самим и выстраиваемой в течение многих лет.

Стада кочующих павианов маршируют в строгом соответствии с табелем о рангах. В центре стаи шествуют руководители, в непосредственной близости от них самки с малышами, чуть поодаль молодняк, набирающийся уму – разуму. Вокруг всего стада движутся молодые, хорошо обученные воины, всегда готовые постоять за свой клан. Впереди и сзади идут дозорные и небольшие разведотряды, которые должны предупредить племя в случае опасности.

 

Лемурия – родина лемуров

 

Согласно легендам тамилов, некогда в Индийском океане была страна и правил в ней сам «создатель всего сущего» Бог Шива. Протяжённость этой прекрасной страны была около 7000 километров. Однако пришло время и море поглотило и уничтожило её… Эти легенды очень древние. Более 2000 лет назад они уже фигурировали в тамильской литературе, а до этого передавались изустно. Учёные XIX столетия, основываясь на данных науки своего времени, выдвинули гипотезу о Лемурии. Они считали, что в Индийском океане был обширный материк, на котором жили предки людей. Приверженцами этой гипотезы были близкие соратники Ч. Дарвина Э. Геккель, Т. Гексли, А. Уоллес. А географ, путешественник и революционер, член 1 Интернационала, участник Парижской Коммуны Жан-Жак Элизе Реклю писал в своём монументальном труде «Земля и люди», что остров Мадагаскар является обломком затонувшего материка. Не обошёл стороной эту популярную идею и Ф. Энгельс. В своей знаменитой работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он писал: «Много сотен тысячелетий назад, в ещё не поддающийся точному определению промежуток времени того периода в развитии Земли, который геологи называют третичным, предположительно к концу этого периода, жила когда-то в жарком поясе – по всей вероятности, на обширном материке, ныне погруженном на дно Индийского океана, – необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян». Адепты «древнего мистического Ордена Розы и Креста» и члены Теософского общества также не прошли мимо идеи о человеческой прародине – Лемурии. Розенкрейцеры считали, что у лемурийцев вместо глаз были светочувствительные пятна, которыми они воспринимали свет солнца, «тускло сиявшего сквозь огненную атмосферу древней Лемурии». Теософы, в отличие от них полагали, что лемурийцы были предшественниками людей. Их «раса» обладала синевато-коричневым цветом кожи, они впали в большой грех, вступив в половую связь с животными, и, в результате, выродились в обезьян.

У малагасийцев бытуют другие представления о прародине. Вечерами, глядя на Луну, старики любят рассказывать предание о том, что некогда Мадагаскар был частью Африки. Как-то в такую же лунную ночь, любимый сын богатыря Рапету стал хныкать и просить отца сорвать ему с неба серебряную Луну. Великан, не долго думая, распрямился во весь свой великанский рост и ухватил Луну руками. Вся земля содрогнулась от чудовищного землетрясения и начался потоп. Исполнить свой замысел великану не удалось, а вот кусок суши под ногой исполина откололся и превратился в остров. И до сего дня Мадагаскар имеет форму левой ступни Рапету.

Современные геологи, утверждают, что Мадагаскар откололся от Африки очень давно, около 130 миллионов лет назад. В это же время остров откололся и от Индии. Так начался распад единого сверхматерика – Гондваны, занимавшего всё южное полушарие. Южная Америка уплыла на запад, Африка сдвинулась на север, Индия поплыла на северо-восток, где на всех парах врезалась в Азию, в результате чего образовались Гималаи и Тибет, а Мадагаскар оказался островом в океане. Пробы грунта, взятые со дна Мозамбикского пролива, свидетельствуют, что океан отделял остров от Африки и 30 и 50 и 100 млн. лет назад!

 

 

 

Животный и растительный мир Мадагаскара имеет разительное сходство с флорой и фауной Индии и совсем непохож на африканский. На Мадагаскаре нет ни слонов, ни львов, ни обезьян, ни ядовитый змей, ни других типичных для Африки животных. Если африканские крокодилы и гиппопотамы перебрались на остров вплавь, то на такое неспособны, обитающие на острове пресноводные лягушки, не выносящие солёной воды. К тому же, эти лягушки родственны индийским, а не африканским видам. На Мадагаскаре имеются пресноводные моллюски, насекомые и рукокрылые, чьи родственники живут в находящейся за тысячу километров Индии. На острове настоящее царство лемуров. Только здесь они достигают невиданного разнообразия. Их родственники живут в Индии и Юго-Восточной Азии. Некоторые из этих подвижных зверьков своим обликом настолько напоминают маленьких человечков, что население острова до сих пор рассказывает легенды о загадочных карликах, разгуливающих в джунглях.

Каким же образом, попали на Мадагаскар лемуры? Некоторые считают, что эти большеглазые зверьки, уцепившись лапками, за стволы поваленных и выброшенных в воду ураганом деревьев, путешествовали на своих плотах, пока не приплыли к берегам блаженного острова, где размножились и увеличили своё многообразие… Такое утверждение выглядит, по меньшей мере, странным. Лемуры боятся воды и 4 – 5 метровый ручеёк представляет для них непреодолимое препятствие. Плавание в океане на подручных плавсредствах – это явно не их удел. Да и обезьяны, которых на Мадагаскаре нет и не было, которые по цепкости пальцев не уступают лемурам, не смогли повторить такой выдающийся подвиг. Таким образом, появление на Мадагаскаре лемуров выглядит более чем загадочно. Но, как бы то ни было, около 70 млн. лет назад они уже жили на острове. Это подтверждают их ископаемые останки, найденные на Мадагаскаре. И сегодня этой райский уголок являет собой удивительный заповедник лемуров и других животных, сохранившихся только здесь. Аналогичным образом, сумчатые сохранились только в «отдельно взятом государстве» – Австралии. В былые времена лемуры, как и сумчатые, были широко распространены по миру, пока их не вытеснили из привычных мест обитания новые, а потому более активные «деграданты» – обезьяны.

 

 

 

У жителей Мадагаскара распространены легенды о загадочном существе обитающем в джунглях. Его зовут «третретре», оно похоже на человека с мордой быка. Возможно, легенды так бы и остались легендами, если бы не примечательный скелет, найденный на острове. Сейчас он выставлен в Нью-Йоркском музее естественной истории. Двухметровое существо, обладающее признаками человека, взбирается на ствол дерева. Этот скелет принадлежал Мегаладапису – гигантскому лемуру. Помимо характерной для людей «развитой» пятипалой кисти руки с противостоящим большим пальцем, у Мегаладаписа была нехарактерная для людей свиная голова. Массивная нижняя челюсть, зубы, клыки и пятачок, напоминает нашу старую знакомую – свинью. К тому же у свиноголового лемура малюсенький, как хрюшки, хвост. Особенно поражают резко контрастирующие со свиным рылом руки и ноги «развитого» примата, они украшены пальцами, но не копытами. Лемур имел все шансы дожить до нашего времени. Но, к сожалению его съели первые люди-переселенцы, появившиеся на Мадагаскаре. Вероятно, Мегаладапис пал жертвой своего конвергентного сходства с свиньёй… Другие вымершие лемуры чем-то напоминали кошек, оставаясь при этом приматами. Несмотря на разнообразие внешнего облика, древние лемуры жили дружно, оккупировав разные ярусы тропического леса. Настоящих хищников на Мадагаскаре не было. За исключением, быть может, вивер. Одна из них – фосса, похожая на леопарда, с ловкостью, не уступающей обезьяньей, и поныне лазает по деревьям. Но эти отдельные млекопитающие-убийцы не могли поколебать уверенность лемуров, в том, что они живут в райском уголке, где пища в изобилии и нет врагов. Может быть, поэтому, в силу своего островного положения, лемуры расслабились и деградировали из антропоморфных предков… и сделали это особым, ни на кого непохожим способом.

Когда известный французский исследователь XVIII века Пьер Соннер путешествовал по Мадагаскару в сопровождении местных переводчиков, он услышал возглас: «индри», он повернулся и увидел странное существо с длинными ногами, короткими руками и круглой головой. На безволосом лице располагалась пара крупных глаз, неотрывно смотревшими на исследователя. Существо не боялось человека и Соннер смог явственно разглядеть на пальцах «человеческие» ногти, вместо звериных когтей. Позднее путешественник записал, что видел «индри», что на местном языке означает «человек лесов».

На самом деле Соннер ошибся. «Индри» на мальгашском языке означает возглас: «посмотри на это!», а называется существо «баба-кото», которое и переводится, как «человек лесов». По-другому его называют «человек с собачьей головой». Морда «баба-кото» сильно укорочена, в ней можно увидеть как собачьи и лисьи, так и человечьи черты. Сходство с человеком тотчас усиливается, как только существо подаёт голос, а он у него пронзительный, похожий на детский, крик.

О происхождении «баба-кото» островитяне рассказывают удивительную легенду. Некогда очень давно, на острове в лесу жили мужчина и женщина. Они питались тропическими фруктами, сладкими кореньями, орехами, листьями и травой. У них было много детей. Беззаботная жизнь располагала к порокам и лености. Дети людей перебрались жить на деревья, поближе к сладким и сочным плодам. Постепенно они покрылись шерстью и превратились в «баба-кото». Однако среди детей мужчины и женщины нашлись и такие, которые не захотели довольствоваться спокойным прозябанием на деревьях. Они проявили предприимчивость, расчистили лес и посадили рис, стали возделывать землю, приручили животных и в награду за это остались людьми. Это были предки современного человека. Согласно этой легенде «баба-кото» являются братьями людей и их нельзя убивать. Если кто из людей нарушит этот запрет и запустит в «человека лесов» копьё, то копьё непостижимым образом с огромной скоростью вернётся назад и обязательно настигнет копьеметателя. Существует предание о том, что как-то разбойники решили напасть на спящих жителей деревни, но ночную тишину прорезал громкий крик «баба-кота». Люди проснулись, схватили копья и успешно отразили нападение. О вторжении их предупредил «человек лесов». Он, не только охраняет сон своих братьев, но и печётся об их здоровье. «Баба-кото» находит и сбрасывает с деревьев людям, идущим за ним следом, побеги и листья, которые излечивают многие недуги. Местные шаманы поддерживают тесную связь со своим лесным покровителем.

 

 

 

На Мадагаскаре Пьеру Соннеру удалось отловить ещё одно странное существо. Местные жители, увидев у него в руках необычного зверька, в страхе закричали: «Ай, ай!». (Вероятно, их поразил не облик самого зверька, которого они, – несомненно, видели до этого, а вероломность француза. По местным поверьям ловить его нельзя. Это может привести к несчастью.) Соннер же простодушно решил, что его пленника зовут ай-ай. Ещё его называют руконожкой. У зверька круглая голова с укороченным лицевым отделом черепа. Большие глаза и большие уши. Передние зубы руконожки имеют поразительное сходство с зубами грызунов. Они растут всю жизнь и постепенно стачиваются. С их помощью зверёк выгрызает в кокосовых орехах дырочку, через которую лакомится сердцевиной. Если дать ему яйцо, он также прогрызет в нём маленькую дырочку и через неё пальцем ловко выудит содержимое. У него особые длинные и тонкие пальцы, вооружённые когтями, однако, на большом пальце стопы «человеческий» ноготь. Особенно длинный средний палец, им руконожка-ай-ай выковыривает из-под коры различных насекомых. Забавно бывает видеть, как зверёк утоляет жажду. Он опускает свой палец в воду, а затем быстро обсасывает его.

 

 

Среди современных обитателей Мадагаскара особую известность приобрёл сифака. Это существо, укутанное с головы до ног в белоснежную шубку, имеет безволосое и чёрное как смоль лицо. Сифаки забираются ранним утром на самые высокие деревья и сидят там, обративши свои лица к востоку, в ожидании восхода. Как только солнце показывается из-за горизонта и его первые лучи золотят вершины деревьев и белоснежные фигуры сифаков, они поднимают передние лапы и застывают в таком положении, словно мраморные изваяния, каким-то чудесным образом оказавшиеся в лесу. Местные жители, не раз наблюдавшие этот ритуал, считают, что сифаки солнцепоклонники.

Увидев, нечто необычное сифака издаёт звук «шии-фак», словно представляется: «меня зовут сифак». Отсюда произошло его название. Сифаки прекрасные прыгуны. Они совершают десятиметровые прыжки, отталкиваясь лишь задними ногами. Словно выброшенные из катапульты, они в одно мгновение оказываются на другом дереве, уцепившись за ствол или ветку лапами. Они сейчас же вскакивают на ноги и, оттолкнувшись от ветки, вновь совершают головокружительный прыжок. По земле сифаки передвигаются исключительно прыжками, при этом короткие передние лапы они держат перед собой, словно на соревнованиях по бегу в мешках.

Животные весьма доверчивы. Если не делать резких движений, то к ним можно подойти вплотную. Сифаки не прочь продемонстрировать незнакомцу свои игры. Они словно борцы на ринге разыгрывают перед зрителем увлекательное представление, сопровождаемое прыжками, захватами, объятиями и кувырками. Раззадорив себя, и, придя в отличное расположение духа, сифаки, открыв рот, беззвучно смеются. Потом мирно усаживаются на ветку и начинают болтать ногами. Настоящих драк у них, как правило, не бывает. Они, в отличие от обезьян, очень миролюбивы. Складывается впечатление, что сифаки ведут беззаботную жизнь. К их услугам всегда накрыт стол из плодов манго, индийских фиников, лепестков цветов и сочных побегов. Врагов у них нет. Люди на Мадагаскаре до сих пор придерживаются «табу» на лемуров. Они скорее навредят себе, чем причинят им вред. Во время дневного отдыха сифаки живописной колонией размещаются в тени крупных ветвей. Они дремлют, лениво развалясь в самых немыслимых позах. Одни, сидят на ветке, привалившись спиной к стволу. Другие, сворачиваются клубочком, поместив голову между коленями и заткнув ими уши, чтобы не слышать гомона птиц. Третьи вытягиваются во всю длину на ветке, как на кровати, и свешивают вниз все четыре руки.

Местные жители уверяют, что сифакам известны основы врачевания. Раненое животное кладёт поверх ранки какие-то пережёванные листочки. Рассказывают также, что перед тем как родить самка плетёт из веточек люльку, вешает её на дерево, кладёт в гнездо камень, чтобы сооружение не унесло ветром. Затем вырывает у себя на груди шерсть и выстилает ею гнездо, чтобы малышам было мягко спать. И действительно после рождения детенышей у самок на груди и на плечах появляются пролысины. Находятся детки в гнезде совсем недолго, вскоре они уже могут цепкими ручонками хвататься за материнскую шерсть и перебираются к ней на живот. Однако мать не решается вместе с ними совершать головокружительные прыжки и ведёт спокойный образ жизни.

В джунглях Экваториальной Африки живёт другой удивительный зверёк галаго. Некоторые называют его «бушбеби» (лесной малыш). У него огромные оранжевые глаза, с тоненькими щелочками зрачков, плоское темя и огромные уши, которые вертятся в разные стороны совершенно независимо друг от друга. Его крошечные розовые ручки до мелочей похожи на человеческие. Они снабжены противопоставленным большим пальцем и ноготками с белой лункой. На каждом ноготке есть серединное рёбрышко, которое заканчивается крохотным зубчиком, который на конце имеет вид острого коготка. Каждый, кто держит в руках живого «бушбеби» не может избавиться от ощущения, что перед ним миниатюрный гибрид человека и кошки. Будучи ночным животным, галаго с восходом солнца укладывается спать. Чтобы оградить себя от дневного шума леса, он скатывает свои огромные уши и как пробкой затыкает ими ушные раковины. Зверёк отличается подвижностью и резвостью. На земле он прыгает как маленький кенгуру, одновременно отталкиваясь двумя ногами. «Бушбеби» неплохо осваивается в неволе. Он резво скачет по головам своих хозяев, карабкается по занавескам и прыгает с полки на люстру, а оттуда на шкаф и опять на полку.

 

 

 

Он обожает воровать из тарелок еду, когда хозяева на мгновение отвернуться, любит совать свой нос в банки с вареньем и консервами. Однако у этого забавного зверька есть совсем дурная привычка опрыскивать своей мочой лапы и растирать её по шерсти, а затем этими же мокрыми лапами лезть к кому-нибудь в лицо. В конце концов, все вокруг пропитывается терпким запахом, перебить который не в состоянии ни духи, ни освежитель воздуха.

Другое необычное существо под названием потто проживает в лесах Западной Африки. Об этом неуклюжем с виду зверьке африканцы рассказывают легенду. Как-то бежал потто по лесу и повстречался с леопардом. Леопард такой встрече обрадовался и говорит зверьку: «Сейчас я тебя съем!» Тот стал слёзно умолять пятнистую кошку: «Отпусти меня с детками попрощаться, а потом ешь». Леопард хоть и был голоден, но сжалился. Порешили так, когда зверёк сделает своё дело, он позовёт леопарда условным криком. Но хитрость потто заключалась в том, что он, встав у ствола большого дерева, полез вверх тихо шепча себе под нос: «Аю-у». Чем выше он забирался, тем громче становил его голос. А когда он забрался на самую вершину, он уже во всё горло орал: «Аю-у». Но там его уже никакой леопард не смог достать. Так до сих пор поступает хитрый зверёк…

 

 

 

У потто железная хватка. Он цепляется за сучья рукой или ногой и может так часами висеть вниз головой как ленивец. Учёные выяснили, что зверьки проделывают такие трюки за счёт судорожного оцепенения сухожилий, без какого-либо участия мышц. Местные жители рассказывают, что им случалось убивать мартышек, у которых на затылке висели высохшие и мумифицированные ручки потто. Вероятно, если мартышка в смертельной драке и убьёт лемура, он даже мёртвый не за что не ослабит своей хватки. И это несмотря на то, что на ручках потто не хватает указательного пальца – он редуцирован и на его месте остался лишь круглый бугорок. (При этом ладонь выглядит совершенно так же, как у инвалида, потерявшего палец. Однако потто – не инвалид, такой дефект имеют все особи его вида.) На всех остальных пальцах ухоженные как после маникюра «человеческие» ногти. На стопе указательный палец имеется, но на нём вместо ногтя острый звериный коготь. У потто есть ещё одна удивительная особенность. Его шея защищена острыми шипами. Наружу через шкуру выходят остистые отростки шейных позвонков, похожие на костяные иглы. И зверёк может по своему желанию смыкать вокруг них свою меховую шубку или, напротив, обнажать своё тайное оружие. С таким «ошейником» ему, действительно, и леопард не так уж страшен. (Представители семейства кошачьих имеют обыкновение наносить свой смертельный удар в шею).

В джунглях Юго-Восточной Азии до нашего времени дожил ещё один удивительный зверёк. Долгопят-привидение. Его огромные жёлтые глаза, (самые большие среди млекопитающих по отношению к размерам тела) светятся в темноте. Местные жители бояться долгопятов, считая их заколдованными людьми. У долгопятов живот, бёдра, подмышки и уши лишены растительности. На пальцах рук и ног «человеческие» ногти и лишь на втором и третьем пальцах стопы когти. У долгопятов большая круглая голова, маленький носик и большой рот. Глаза смотрят прямо вперёд, как у людей и высших приматов. Обедают долгопяты стоя или сидя, своими миниатюрными пальчиками они подносят пищу ко рту и откусывают от неё кусочки. Анатом Вуд Джонс считал, что долгопят похож на человека значительно больше, чем человекообразные обезьяны: у него длинные ноги, короткие руки, он имеет обыкновение передвигаться вертикально. У долгопята укороченный лицевой отдел черепа, что сближает его с человеком, отсутствует косточка в половом члене, половые органы самки по своему строению похожи на половые органы женщин и т. д. Основываясь на этих особенностях, Вуд Джонс в начале 20 века выдвинул тарзиальную теорию, согласно которой, человек произошёл не от антропоидов, а от третичного долгопята…

Лемурами в Древнем Риме называли души умерших. Громкие плачущие крики лемуров, их странный получеловеческий-полузвериный облик навевали европейским колонистам, посетившим Мадагаскар, мысли о том, что перед ними древние жители Земли, вернувшиеся с того света. И в этом была доля истины.

Согласно научным данным, Мадагаскар был заселён людьми в 1 тысячелетии до новой эры. Это были пришельцы с востока, с островов Индонезии. Эти бесстрашные люди уже в то время бороздили Тихий и Индийский океаны на своих хлипких судёнышках. Несмотря на все усилия, следов пребывания людей на острове раньше это срока пока обнаружить не удалось. Хотя легенды островитян рассказывают о каких-то загадочных карликах, населявших остров до вторжения индонезийцев. Современные жители Мадагаскара уверены, что эти карлики дожили до нашего времени. Так, аборигены из племени бетсилео утверждают, что маленькие человеческие существа, покрытые длинными волосами, ростом не более метра, живут по берегам прудов. Их называют колоноро. Они питаются рыбой, которую с неимоверной ловкостью ловят руками. А по вечерам они имеют обыкновение гулять по окрестностям. Встретив человека, они не пугаются его, а пробуют заговорить с ним, при этом заманивают в пруд и топят там. Согласно преданиям, они воруют детей и подменяют их на своих волосатых детёнышей. Когда подкидыши колоноро взрослеют, они возвращаются к своим.

 

 

 

 

Реинкаранация льва

 

Лев весьма гордое животное, ведёт он себя по-царски. Недаром его называют царём зверей. Ископаемые кости гривастой кошки находят по всей Европе, включая Англию, в России, Малой Азии, Аравии, Индии и в других местах. Ещё несколько тысячелетий назад львы были весьма распространёнными животными. Упоминание о грозном хищнике осталось в фольклоре у многих европейских и азиатских народов. Например, можно вспомнить один из 12 подвигов Геракла, где он успешно сражался с Немейским львом. Или Самсона, который, как известно, разорвал льву пасть… Сию замечательную сцену можно и сегодня лицезреть, например, в Петергофе, в виде золотой скульптурной композиции. Однако, у льва царственные привычки и он не считает себя побеждённым. В этом смысле лев составляет конкуренцию человеку, который тоже считает себя царём, но уже всей природы. По причине несогласования интересов львы активно истреблялись человеком в так называемое историческое время, что и нашло своё отражение в многочисленных мифологических сюжетах.

Сегодня в мире сохранилось, пожалуй, единственное место, где львы чувствуют себя хозяевами жизни. В Восточной Африке, на территории Танзании и Кении расположен национальный парк Серенгети. Его площадь превышает 13 000 км. Бескрайние равнины покрыты сочной травой. Это привлекает многочисленные стада копытных. Кое-где в степи возвышаются гранитные холмы, поросшие лесом. Это излюбленные места пребывания львов. Пищи у самой крупной в мире кошки предостаточно, поэтому Серенгети считается единственным в своём роде львиным заповедником. На площади в сто квадратных километров здесь проживает больше ста хищников. Из-за нескончаемого потока туристов львы в этих местах совершенно привыкли к автомобилям и не обращают внимание на людей, денно и нощно наблюдающих за ними из-за стёкол своих кадиллаков. Многие львы не прочь поиграть с железным зверьём. Они могут часами подкрадываться к автомобилю, чтоб затем, неожиданно выпрыгнув из-за высокой травы, прикончить «дичь» мощным ударом по бамперу или по фарам. Некоторые львы не прочь после этого погрызть шины у уже поверженной «дичи».

Сытые львы склонны к царственной лености. Они могут отдыхать по 20 часов в сутки. И лишь голод и любопытство побуждает их предпринимать энергичные меры, чтобы не погибнуть с голоду. Охотятся львы чаще всего ночью. Сидя в засаде, скажем у водопоя, животные часами могут в напряжении караулить и скрадывать жертву. Распластавшись метров в десяти от беспечных газелей, зверь весь дрожит от нетерпения, мышцы ходят под кожей, глаза поедом едят жертву. Но такая ситуация может продолжаться и десять минут и полчаса, и час. В конце концов зверь отступает, так и не сделав бросок. Лев предпочитает лёгкую добычу. Чаще всего его жертвой становиться зазевавшееся животное, оступившееся в воду, поранившееся. Он всегда готов воспользоваться результатом чужих трудов и присвоить себе не принадлежащий ему трофей. Не брезгует лев и падалью. Лёжа где-нибудь в тени, он посматривает на небо и только завидит птиц-санитаров, тут же вскакивает и пускается в путь. Лев может по жаре пробежать несколько километров, но обязательно выяснит, почему поднялись в воздух падальщики.

В непривычной обстановке лев словно бы теряет способность успешно охотится. Подбираясь к потенциальной жертве, он не стремиться как следует спрятаться и очень шелестит травой. Помимо этого он не учитывает направление ветра. А жертва, как правило, обладает очень острым обонянием. Для успешной охоты льву необходимо ощущение, что он находится у себя дома, а не в гостях.

Даже если лев догнал свою добычу, исход битвы может сложиться не в его пользу. Последнее действенное средство защиты у зебр и антилоп – удар задними копытами. Если удар достиг цели, то он может стать для хищника роковым. Исследователи не раз наблюдали в дикой природе львиц со сломанной челюстью – последствиями такого удара. Они бродили вокруг антилопы, задранной кем-то из их прайда, но голод утолить не могли. В последствии они умирали от голода. Обычно преследующие добычу хищники стараются быть осторожнее. Они стремятся догонять добычу не сзади, а сбоку, дабы избежать удара копытом, что уменьшает шансы на успех предприятия, но сохраняет в целостности зубы и челюсти. Хищник бросается на жертву, хватает её своими могучими лапами, вооружёнными длинными крючковатыми когтями, быстро валит на землю и впивается в шею острыми зубами. Иногда львица кусает крупного зверя за нос. Сжав челюсти, она прижимает его к земле и после этого ждёт, когда он задохнется.

Кроме того, львы используют весьма оригинальные способы охоты. Некоторые из них имеют дурную привычку нападать на домашний скот, который местные жители держат по ночам в небольших загонах, сооружённых из ветвей колючих кустарников. Как не странно, лев не стремиться продраться сквозь колючки. Он близко подходит к изгороди и выпускает пахучую струю мочи, её резкий запах приводит животных в неистовство. Овцы, козы, коровы, исцарапав бока, в панике вырываются из загона и разбегаются по округе, где становятся лёгкой добычей хитрого льва.

Учёные утверждают, что львы и другие представители семейства кошачьих производят низкие звуки ниже 20 герц, не улавливаемые ухом человека. Это позволяет кошкам переговариваться на своём языке и успешно охотиться. Обычно все кошачьи, урча, набрасываются на свою добычу. Однако «не слышный» рык длится доли секунды. По своему действию он подобен сильнейшему удару и создаёт эффект паралича.

 

 

 

У убегающего животного внезапно происходит спазм мышц, что облегчает его поимку.

Львы живут небольшими группами от 2 до 30 особей. Члены одного прайда (семьи) питают друг к другу нежные чувства. Встречаясь, они трутся щёками, довольно урчат.

Вместе охотятся или валяются на травке. В этом смысле они ничем не отличаются от домашних кошек. Львята могут сосать молоко у разных львиц. Львятам позволено многое. Резвясь среди взрослых, они льнут к любому – провоцируя их на ответную ласку. Их то оближут, то потянут за хвост, то погладят носом по спине, то легонько куснут. Это и надо львятам. Мать, играя с малышом, и вовсе позволяет себе рискованные приёмы. Она таскает его за хвост, берёт его голову себе в пасть. Но это несколько не огорчает львенка.

Он может при этом преспокойно лизать ей пасть изнутри.

Однако между прайдами дружбы нет. Лев, обнаруживший чужака на своей территории, преследует его и грозно рычит ему в след. Иногда бывают драки между хозяином и пришлыми львами. Если побеждает хозяин – чужаки с позором выдворяются за границу владений. Если побеждают пришлые, то такая же участь ждёт хозяина – он становится бродягой. Участь маленьких львят в этом случае не завидна. Новый хозяин может убить и съесть молодняк, тем самым провоцируя самку на зачатие нового потомства уже от него самого.

В нормальной семье подрастающих трехлётних самцов изгоняют из прайда с тем, чтобы они в будущем не составили конкуренции своему папаше. Молодые самки, как правило, остаются в семье. Изгнанники сбивается в стаи и образует так называемые пиратские группы, которые вторгаются на территории чужих прайдов.

Когда по ночам лев горделиво обходит свои владения, он метит свою территорию мочой. Помимо этого он метит территорию голосом. Львиный рык, слышимый в хорошую погоду за 10 км, ясно показывает чужакам, кто бы они ни были, что место уже занято. Некоторые учёные мужи, впрочем, считают, что львы получают большое удовольствие от своего рыка. Рычат они просто так, чтобы испытать радость. Аналогично этому зебры без всякой надобности совершают дикие прыжки, а райские птички любуются своим оперением…

 

 

 

Таким образом, мы видим, что стремление к не ограниченной личной власти над зверьём и даже над своими соплеменниками весьма характерно для льва. Видимо, это обстоятельство привлекает некоторые бестелесные души и побуждает их рождаться в львином теле, дабы, на собственной кошачьей шкуре испробывать все прелести «свободной» жизни. Однако конец жизни могучего льва всегда печален. Гиены обступают дряхлого и одинокого старика кольцом и терпеливо ждут, когда он измученный старостью и голодом сделает свой последний шаг. Как только он пошатнётся, они набрасываются на него и ещё живого раздирают на части.

 

Львиная охота

 

Весьма поучительные истории можно почерпнуть из сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». В одной из них рассказывается и о льве – царе зверей и сыне Адама. Ко льву, с недавнего времени, стали приходить разные животные с жалобами на сына Адама, который приучил их, лишил воли и свободы. Льва удивляли эти жалобы, так как животные, в страхе бегущие от сына Адама и ищущие защиты у льва, были большие, сильные и смелые… И вот перед взором льва появился тщедушный плотник с плотничьим инструментом и досками. Он тоже стал жаловаться на притеснения сына Адама. Как бы, между прочим, человек поведал царю зверей, что направляется к леопарду, дабы изготовить для него дом. Льва взяла зависть, как так: леопард будет иметь дом, а он – царь-зверей – нет! Он приказал плотнику прежде построить дом для него. Львиный дом получился маленький, но царь зверей всё же залез в него. В этот момент плотник захлопнул дверцу клетки. И тут понял лев, что плотник и есть сын Адама, взявший власть и над ним… Человек поступил со львом негуманно, современные «зелёные» были бы возмущены до крайности. Со словами: «ты самый гадкий из зверей, ты собака пустыни…» он обложил клетку хворостом и поджог его. Так заживо сгорел лев в своём львином доме…

 

 

 

В отличие от сказочного льва из этой арабской сказки в национальных парках Конго, Уганды и Кении львы чувствуют себя в полной безопасности. Их самоуверенность просто таки поражает назойливых туристов, приезжающих на машинах специально поглазеть на них. Львы, вопреки распространённому мнению, не только не нападают на посетителей, но даже не рычат. Устроившись в тени деревьев, царственные кошки не удостаивают и взглядом снующих у них под носом людей. И никакими усилиями: криком и уговорами невозможно заставить их открыть рот со страшными зубами или сдвинуть с места, дабы запечатлеть в полный рост. Многих посетителей национальных парков это оскорбляет до глубины души. Ещё бы, они привыкли думать, что дикий зверь должен тут же вскакивать, как только к нему приблизиться венец природы – человек. По мнению многих туристов, не получивших тех ярких впечатлений от встречи со львом, на которые они рассчитывали отправляясь в Африку, это сильно подрывает авторитет царя зверей.

 

 

 

Совсем иначе ведут себя львы в Кении, в тех местах, где проживает племена масаев. Там львы боятся людей. Масаи – скотоводы и воины. Они пьют кровь своих коров, не причиняя им большого вреда. Они ловко вонзают маленькую деревянную стрелу в яремную вену и подставляют под струйку крови рот или чашку. Ещё масаи охотятся на львов, причём делают это не так, как белый человек, преследуя царя зверей на машине и паля по нему из ружей. Масаи – истинные воины, они охотятся на «владыку саванны» вооружённые копьями, короткими мечами и щитами, изготовленными из продублённой шкуры буйвола.

Прежде чем стать воином, молодой масаи проходит обучение в школе «гладиаторов». Он тренируется метко метать копьё и ловко орудовать мечом. Его обучают терпеть боль и пренебрегать опасностью. Кульминацией обряда посвящения является охота на льва. Масаи натирают тело свежим овечьим жиром и водружают на себя головной убор из страусиных перьев или из гривы льва. После этого воины длинной вереницей отправляются на охоту.

Завидя марширующих масаев, львы, хорошо зная их, стремятся побыстрей скрыться, что вообще несвойственно такому, прозябающему в царственной лености животному. Выбрав объект охоты, (как правило, это взрослый самец), воины преследуют его до тех пор, пока он не спрячется в траве или в кустарнике. Война со львом в высокой траве или в густом кустарнике не входит в планы воинов. Масаи начинают методично обстреливать местность камнями, пока лев не выдаёт себя недовольным рыком. (Затаившийся леопард, в отличие от льва, никогда не выдаёт своего присутствия, даже если в него попадет камень.) Обнаружив и выгнав льва на открытое место, масаи окружают его. Ощетинившись копьями, и прикрыв тела щитами, они постепенно сжимают кольцо окружения. Лев, ища путь к отступлению, и не находя его, затравленно озирается. Он рычит и роет лапой землю, затем собирается в комок, встряхивает кисточку своего хвоста несколько раз (что является явным признаком скорой атаки) и с быстротой молнии бросается на людей. При этом зверь, каким-то чутьём распознаёт молодых, неопытных воинов и нападает именно на них. Но тут же тело царя зверей пронзают несколько тяжёлых копий с длинными железными наконечниками. Лев ревёт от боли, изгибается, желая выдернуть вонзившиеся ему в бок копьё. Однако новые копья летят в него со всех сторон. И тут к нему сзади подбегает молодой воин и хватает его за основание хвоста. (Это у масаев считается весьма доблестным поступком. Те, кто смогли проделать такое, отмечаются особыми регалиями. Их статус в воинской иерархии значительно повышается. Масаи никогда не хватают раненного льва за кисточку хвоста, так как в этом случае лев может напрячь мышцы, резко выпрямляет хвост и с лёгкостью отбрасывает человека.) В тот же момент со всех сторон на льва бросаются воины и яростно начинают молотить по льву мечами, сверкающими на солнце. Лев ревёт, его задние лапы царапают землю. Он стремиться кинуться вперёд, но человек, крепко уцепившись за хвост, тянет его назад и не даёт этого сделать. Неожиданно лев вскакивает на задние лапы и принимается передними наносить удары направо и налево. Однако воины в пылу битвы не чувствуют боли, они даже не уклоняются от ударов. С их лиц сбегает всякое выражение. Они в исступлении продолжают молотить льва мечами, нанося ему страшные раны. Через некоторое время тело льва оседает, и он тяжело валиться на землю. Масаи продолжают кромсать его уже безжизненное тело. Когда они наконец отходят от льва, то он, утыканный копьями и залитый кровью, больше похож на подушку для булавок, чем на грозного хищника.

После пережитого у некоторых молодых воинов происходит истерический припадок. Их начинает трясти, на губах появляется пена. Некоторые лают, словно собаки, и по их губам течёт слюна. Другие же радостно подпрыгивают и неистово потрясают своим оружием. Когда, наконец, все успокаиваются, воины осматривают свои раны, обильно заливают их овечьим жиром. Воины – масаи вообще хорошо переносят боль, а на ужасные рваные раны, оставленные хищником на их телах, обращают внимание не больше, чем на комариные укусы. Они придерживаются мнения, что шрамы украшают настоящего мужчину. По их словам опасаться следует не столько клыков и обычных когтей льва, сколько рудиментарного когтя большого пальца. Он ужасно острый и находиться на внутренней стороне передних лап. Во время удара лев выпускает этот коготь и он занимает опасное положение под прямым углом к лапе, как шпора у всадника. Этим когтём зверь запросто может распороть человеку живот, выпустив наружу внутренности.

В довершение у поверженного льва вырезают сердце, чтобы съесть его по возвращению домой. Вырывают когти и раздают наиболее отличившимся в схватке. Снимают гриву, дабы увенчать ею наиболее успешного воина (как правило, им становиться сумевший ухватить льва за хвост или сделавший первый удачный бросок копьём). После этого масаи, пританцовывая и напевая, возвращаются в деревню, где их с нетерпением ожидает женская половина общины.

 

«Владыка джунглей»

 

Как сказал когда-то Бернард Шоу: «Когда человек убивает тигра, он называет это спортом, когда тигр хочет убить его, человек называет это кровожадностью». Хорошо сказано. Полосатая кошка давно живёт в джунглях. Современный человек существо относительно молодое. Он плохо разбирается в перипетиях животной жизни и в джунглях предпочитает не жить. Что до тигра, то у него царские замашки – кого хочет – ест, кого хочет – милует. Он гораздо в большей степени «дитя природы», чем человек. Он органично вписывается в окружающий ландшафт и социальную среду звериного племени. Если он и не царь зверей, то, по крайней мере, главный воевода…

Черепа льва и тигра внешне практически не отличаются друг от друга. Однако этим сходство и заканчивается. Две самые крупные кошки носят разные одежды. Считается, что полосатая окраска делает «владыку джунглей» малозаметным среди зарослей кустарника и камыша. Кроме всего прочего, тигриную морду украшают царские «бакенбарды». Самые крупные, облачённые в мохнатую шубу – это амурские тигры. В Индии встречаются удивительные тигры с белой шкурой и коричневыми полосками на ней, у них голубые глаза. Этих красавцев специально разводят для зоопарков и труп цирковых зверей.

Тигр, несмотря на внушительный вес, в среднем превосходящий вес льва, необычайно ловок, быстр и грациозен. «Владыка джунглей» растёт всю жизнь и, дожив до преклонных лет, достигает весьма солидных размеров. Он обладает такой силой, что, нападая, например, на буйвола, с лёгкостью ломает его позвонки. Затем, держа в зубах шею жертвы, взваливает тушу себе на спину и утаскивает на несколько километров. Обычно добычей тигру служат кабаны, олени, косули. Иногда тигр питается рыбой, крабами и даже охотиться на крокодилов. Это потому, что он совершенно не боится воды, хорошо плавает и вообще любит купаться…

Амурский тигр умело подражает рёву влюбленных самцов изюбрей. Он подманивает к себе самок на близкое расстояние, спрятавшись где-нибудь в кустах, затем набрасывается и убивает. Добычей тигра становятся и изюбры-дуэлянты, прибежавшие сразиться с невесть откуда взявшимся конкурентом. В дальневосточной тайге не редкость поединки тигра с медведем. Когда сходятся два гиганта, то шерсть летит клочьями, а рёв зверей слышен порою за три километра. Мечущийся клубок тел с лёгкостью сминает кустарники и ломает деревья. Гигантская кошка стремиться закончить поединок быстро. Если ей не удаётся одолеть противника за первые пять минут, то она начинает выдыхаться и шанс выиграть бой появляется у более выносливого медведя. Побеждённый в этой вселенской схватке хищников съедается. Крупную добычу тигр тщательно маскирует ветками и листвой деревьев, возвращаясь к ней несколько дней кряду.

Уссурийские тигры охотятся на волков и на собак. Волчья стая, учуяв тигриный дух, в панике разбегается. Как-то в тайге произошёл такой случай. Охотничья собака, спасаясь от преследующего её тигра, выбежала из зарослей и прижалась к ногам человека, стремясь найти у него защиту. Путник не был вооружён, и от испуга застыл как изваяние. Тигр неторопливо подошёл к нему, ударом лапы убил его собаку, и, схватив её труп, как не в чём небывало удалился, не причинив вреда потерявшему дар речи человеку.

Врагов у тигра практически нет, если не считать вооружённого человека… Его отношения с людьми складываются по-разному и порою не в пользу людей. Так ещё русский путешественник Н. М. Пржевальский в своей книге «Путешествие в Уссурийском крае» красочно описывал неспровоцированные нападения полосатых бестий на местных жителей. Как не странно, норов амурского тигра с той поры сильно изменился. Если он случайно повстречает человека на лестной тропинке, то уступит ему место, неспешно и с достоинством удалясь в лес. Однако иногда бывает, что тигриное любопытство берёт верх и он ещё долго, осторожно ступая, идёт за путником, стараясь не терять его из виду.

Как-то тигр незаметно подошёл к женщине на деревенской улице. Когда же она его увидела и побежала, он потрусил рядом с ней, совершив пробежку в несколько сот метров до калитки её дома, куда без приглашения входить не стал. Вероятно, это был молодой, ещё не хлебнувший лиха, тигрёнок.

А вот другой случай. На лесной дороге заглох мотор автомобиля. Шофёр вылез из машины, открыл капот, и стал искать неисправность, и вдруг обнаружил, что вместе с ним мотор изучает стоящий рядом тигр. Шофёр в мгновении ока оказался в кабине. Однако тигр и не думал уходить, он с интересом рассматривал человека и его авто. Памятуя о том, что дикие звери бояться огня, водитель стал поджигать куски телогрейки и бросать их по направлению к тигру. Однако это не заставило зверя отступить, напротив, он с нескрываемым интересом следил за происходящим. Тигр ушёл, когда человек изрезал на куски и спалил всю телогрейку и больше не мог ничем его «поразвлечь». Наверное, ему стало скучно… Другой тигр, обитавший в Приморье, взял за правило укладываться на полуденный отдых на шоссе. Он невозмутимо наблюдал за подъехавшей машиной, степенно уступал ей путь, а затем укладывался вновь, в ожидании следующей машины. Каждый развлекается как хочет…

Охотники утверждают, что во время преследования тигра по его следам, чего любой тигр терпеть не может, амурский тигр проявляет поразительное миролюбие по отношению к человеку. Даже загнанный в угол, и вынужденный защищаться, зверь хоть и ранит человека, но не стремиться его убить.

Такая разительная перемена в характере амурского тигра за последние сто лет требует какого-то объяснения, которого у учёных пока нет.

 

 

 

Полную противоположность амурскому являет собой бенгальский тигр. Склонность этой полосатой кошки к людоедству ещё более ста лет назад отмечал Брем. Судя по всему, характер у бенгальского тигра мало изменился за это время. Сегодня его популяция значительно сократилось… и всё из-за дурного характера полосатой кошки, не равнодушной к человечине. В тигров палили из всех видов оружия. На них расставляли капканы и ловушки. В них швыряли динамитные шашки. В результате в индийском штате Западная Бенгалия число тигров едва достигает 150 особей, их примерно столько же, сколько в Уссурийской тайге. Однако в 70-е годы XX века за неполных четыре года, не взирая на полномасштабные военные операции, развёрнутые против людоедов, эти бестии умудрились убить более 150 человек, не считая сотен пострадавших. Несмотря на такое античеловеческое поведение кошек, в конце 70-х в Индии была развёрнута правительственная программа «Спасём тигра». Впрочем, одновременно эта программа предусматривала и спасение людей от когтей и зубов яростных хищников.

Местные жители убежденны, что тигры, живущие в дельте Гаити, пьют солоноватую воду, поэтому у них появляется желание отведать солоноватой на вкус человеческой крови. В связи с этим для тигров, которые обожают пить и купаться, как никто из больших кошек, были устроены небольшие пресные водоёмы. Однако тигры отнеслись к такому начинанию людей скептически, они продолжали пить воду, которую привыкли и продолжали убивать… Тогда жителям окрестных деревень были розданы широкие «ошейники» из стеклопластика, так как тигр имеет привычку в первую очередь перегрызать жертве шею. Но такая защита оказалась слишком тяжёлой для жаркого климата и никто из людей не смог надевать ошейники, особенно вечером и ночью, когда тигр имеет обыкновение нападать.

Было предложено отучить тигров от людоедства и другим оригинальным способом. Для этого были изготовлены глиняные куклы в полный человеческий рост. Их нарядили в старую одежду, пахнущую человеком. Внутри них поместили автомобильный аккумулятор с преобразователем, дающим напряжение в 230 вольт. Оголённый провод был обмотан вокруг шеи манекена. Тигр, напавший на электрическую куклу, с диким рёвом отпрыгивал от неё, и у него на некоторое время пропадала всякая охота лакомиться человечиной. Однако, вскоре оказалось, что любой вменяемый тигр может отличить живого человека от куклы. Нападения на людей от этого не прекратились…

Взращённые в неволе тигры и львы, пока маленькие, игривы и приветливы. Но даже молоденькие кошки, больше похожие на плюшевые игрушки из магазина, чем на настоящих зверей, играя с человеком, выпускают свои острые как бритвы когти, которыми проворно раздирают в клочья брюки и пиджаки. Если с тигром до трёхлетнего возраста всё же можно поддерживать приятельские отношения, то после этого возраста, который в природе знаменуется способностью вести самостоятельную жизнь, тигр делается заносчивым и агрессивным. Когда большие кошки выходят из детского возраста, их былая игривость и доброжелательность улетучивается как дым. Они запросто могут напасть на дрессировщика или служителя зоопарка, которых знают с детских лет. Не то чтобы в человеке они видят потенциального врага, просто хищная порода берёт своё. У взрослого зверя появляются амбиции. В условиях дикой природы мать рассматривает своих выросших детей, как конкурентов и стремиться отогнать их. При этом она не церемониться с ними, и дело нередко доходит до кровавых стычек.

Часто бывает, что в зоопарках у самок хищных зверей от плохого питания или стресса от пребывания в неволе, отсутствует молоко и новорождённых нечем кормить. При этом у них не проявляется и материнское чувство. Мамаша может в этот момент запросто загрызть и съесть своих детей, докучающих ей жалобным писком. Поэтому служители стремятся тут же забрать новорожденных у таких матерей. Их подкладывают для выкармливания самкам других зверей, у которых появилось потомство. Нередко у мамаш-отказниц через несколько дней появляется молоко и вместе с ним приходит острое материнское чувство. Мать словно вспоминает о детях и начинает повсюду их искать. Подозревая людей в воровстве, она истошно ревёт и бьётся о прутья клетки. Служители возвращают мамаше её детенышей, тщательно обтерев сеном, взятым из её клетки. Делают это для того, чтобы отбить человеческий запах, учуяв который, самка, неровен час, может загрызть своих детей, приняв их за коварных людей, принявших облик её котят. Убедившись, что дети её, тигрица с материнской заботой принимает, согревает и выкармливает их. В этот момент она готова погибнуть сама, но не даст в обиду своих малышей…

Если молоко у матери так и не появляется, то её дети остаются с приёмной матерью. В зоопарках чаще всего кормилицами для новорожденных львят, тигрят и ягуаров становятся собаки. А домашние кошки выкармливают ондатр, крольчат, бельчат и даже крысят.

Казалось бы, приёмыши должны быть по гроб жизни благодарны своим кормилицам за то, что живы и здоровы. Однако благодарности от взрослых детей приёмные матери получают далеко не всегда. Показательна история с одним цирковым львом, вскормленным фок-стерьершей. Перед тем как улечься спать, он облизывал свою кормилицу. После этого спокойно засыпал, чувствуя у себя под боком её теплое тельце. Не смотря на всю идиллию этих сцен, он всё-таки загрыз и съел свою кормилицу. При этом он вряд ли раскаивался в содеянном… Зверям чужда человеческая мораль, действие которой люди неоправданно распространяют на животных. Они живут по своим собственным законам.

 

Цирк зажигает огни… а звери их гасят

 

Ещё в Древнем Риме развлекали публику поединками между дикими животными и гладиаторами. Позднее, вообще, скармливали хищникам первых христиан, обращавших в этот трагический миг молитвы к Богу. О чём, например, свидетельствует распространённый сюжет средневековых картин. На картине «Даниил во рву львином» коленопреклоненный святой обращает истые молитвы к Богу, в то время как огромный лев, словно большая кошка, ласково трётся о святого щекой… Сегодняшний укротитель зверей одновременно напоминает и первых христиан и гладиаторов.

Известному немецкому исследователю животных Б. Гржимеку в 1942 году пришла неожиданная мысль подменить дрессировщика тигров и самому провести цирковое представление на арене. По его признанию эта мысль посетила исследователя, когда он увидел на одном из Берлинских домов афишу с огромной тигриной мордой. Может быть, на его решение повлияла война… в воздухе носился терпкий запах крови. Как бы то ни было, Гржимек, взяв несколько уроков у укротителя, бесстрашно вошёл в тигриную клетку и на глазах у публики заставил тигров прыгать через обруч, делать стойку и ходить по жёрдочке. Только раз один тигр выказал лёгкое недовольство от того, что исследователь-экстремал случайно задел его лапы ударом бича. Гржимеку в этой ситуации помогло то, что он отлично разбирался в звериной психологии и ещё с детства прекрасно усвоил методы обращения с хищными животными.

Дрессировщик всегда выступает как вожак стаи и просто обязан требовать от зверей безоговорочного подчинения. За любое послабление с его стороны он может быть сурово наказан, в лучшем случае тем, что звери свергнут его с его пьедестала вожака. Однако и одной решимости и властности мало, надо ещё знать повадки животных. То, что дело обстоит именно так, смогла убедиться на собственной шкуре известная французская актриса Джина Манэ.

После того, как многие европейские газеты и журналы опубликовали статьи о удачном опыте «непрофессионала» манежа, его опыт вознамерилась повторить известная актриса. В тот роковой день она расхаживала на арене парижского цирка «Медрано» между тиграми в элегантном белом костюме и лакированных сапогах, беспрестанно отдавала резкие команды, направо и налево стегая бичом. Она нисколечко не боялась тигров и вела себя с ними так, словно это были нашкодившие котята. Естественно, находясь в состоянии эйфории от своей власти над королевскими тиграми, она не заметила молчаливую агрессию, которую ей выказывал один из тигров, который уже не раз нападал на опытных дрессировщиков, не то что, на дилетантов. Этот тигр, широко разинув пасть, схватил артистку за шею и стал метаться со своей добычей по манежу. Остальные тигры стали преследовать своего полосатого товарища, чтобы урвать у него часть добычи. Публика подняла дикий крик. Вмешался помощник дрессировщика, но и он сделался добычей рассвирепевших кошек. Включили брандспойт и попытались охладить тигриную ярость водой, но это не удалось. Полосатые кошки словно играли в струях розоватой воды, подкрашенной кровью, двумя большими куклами… В зверей пришлось стрелять из револьвера. При этом одна пуля угодила в зрительницу. Наконец, зверей удалось прогнать с манежа и оказать первую помощь пострадавшим. Актрису Джину Манэ удалось спасти. Но вышла она из больницы через два месяца с обезображенным лицом и шеей и безжизненно висевшей парализованной рукой. Её спасло только то, что у тигра, таскавшего её за шею по арене, были обломаны клыки, и он не мог, как принято у кошек, сломать шейные позвонки жертвы.

Да, непростое это дело дрессура диких зверей. Тигры в цирковой труппе представляют из себя иерархическое сообщество. Каждый зверь занимает соответствующую ступень в групповой иерархии. Каждое животное стремиться сохранить своё положение и по возможности занять более высокое место. Вожаком группы по определению является дрессировщик. Если он им не является, то звери не будут его слушаться и исполнять его команды. Чтобы сохранить за собой место вожака, человек должен ежеминутно и ежедневно демонстрировать зверям своё превосходство. При этом у человека нет острых когтей и зубов и дублённой шкуры, которая бы защитила его от «дружеских» оплеух хищников. В руках у него кнут и палка, которые воспринимаются тиграми как удлинённые руки человека. Один вид этих странных конечностей, которые не испытывают боли, когда их кусают и когтят лапой, внушает зверям страх. Страх заставляет животных стоять в стойке, вовсе не свойственной кошкам, прыгать через огненное кольцо и ходить по тонкой планке между тумбами…

Тигры часто внимательно смотрят на дрессировщика своим холодным немигающим взглядом. При этом они замечают любое неправильное действие, любую оплошность. Они хорошо чувствуют его состояние и настроение. Любое замешательство, минутная слабость может быть использована против него. Даже зубная боль укротителя может привести к непредвиденным последствиям. Очень часто человек становился жертвой нападения тигра только потому, что он споткнулся на манеже или, совершив неловкое движение, подставил тигру шею или спину. Тигр кидается на него с быстротой молнии. Срабатывает отточенный веками родовой инстинкт, прочно сидящий в тигриных мозгах, даже если данная особь самого что не наесть миролюбивого нрава и она не замышляла ничего плохого.

Но всё же дрессировщик бывает часто перебинтован не потому, что звери на него набросились, как на добычу, а потому, что ему каждый день приходиться отстаивать место вожака. Огрызаясь, зверь не соизмеряет своих действий и один удар лапой незначительный для его полосатого собрата, у человека может привести к серьёзному ранению. Недаром говорят: дрессировщик не тот, кто искусен, а тот, кто искусан.

Иногда, чтобы вызвать реакцию нападения, достаточно какого-нибудь пустяка. Например, обруч упадёт на манеж, или лопнет надувной шарик. Недавно забавный медведь московского цирка, выступавший в аттракционе «Косолапые грации», бросив свой самокат, перемахнул через бортик, подскочил к девочке из первого ряда жующей фисташки, и выхватил пакет с орешками, который мгновенно очутился в его пасти. Оказалось, медведь любил фисташки больше всего на свете, даже больше своей артистической карьеры…

Однако не все случаи спонтанного поведения животных на манеже столь юмористичны. Некогда одна английская дрессировщица сунула голову в пасть льва, позируя перед фотографом, а в этот момент неожиданно погас свет. Лев испугался и сжал челюсти. Прилагая нечеловеческие усилия, дрессировщице удалось вырвать голову из пасти хищника. Однако полученные в результате этого раны обезобразили её лицо на всю жизнь. И таких невесёлых случаев за историю цирка накопилось немало.

Дрессировщики, обучающие зверей несвойственному им поведению, знают, что раздражение зверя имеет свойство накапливаться. Особенно опасны те животные, которых побоями и голодом заставляют выполнять то, что от них хотят люди. Медведи ездят на велосипедах, тигры с бантами на шее сидят как пудели на задних лапах, а львы перемахивают между тумбами с оседлавшим их дрессировщиком. Вытворяют такое животные не своей воле. Они не рискуют открыто выражать своё негодование, наученные горьким опытом, зато они затаиваются и вынашивают дерзкие планы отмщения своей поруганной звериной чести. Выбрав удачный момент, звери превращаются из добродушных клоунов в беспощадных мстителей. Если львы и тигры взглядом или характерным движением предупреждают человека, о своём намерении напасть, то медведи нападают сразу, без предупреждения. Этим они и опасны. Они подсекают передними лапами под пятки и головой с маху бьют в ноги. Когда человек падает, то разъярённый медведь, дав волю накопившимся эмоциям, начинает его ломать… Слоны, особенно африканские, взрослея, теряют энтузиазм цирковых артистов. И думают не над цирковыми трюками, а над тем, как бы прекратить свои мучения. Естественно, в дрессировщике они видят источник этих мучений. Весьма показательна недавняя история со слонихой Дашей, работающей в цирке Театра зверей им. В. Л. Дурова. Её в своё время подарил театру генсек Брежнев. Без малого двадцать лет с ней занимался дрессировщик Александр Терехов. И вот итог – слониха раздавила своего начальника. Подобные случаи отнюдь не исключения. Не так давно в чешском зверинце, гастролирующем по России, произошло ЧП. Тигр оторвал руку маленькой девочке, без присмотра оказавшейся у его клетки. Девочка не знала, что тигр после представления устал, и совать ему в клетку руку нельзя – это может вызвать у него ярость. Подобные казусы, к сожалению, встречаются часто. Один солдат не нашёл ничего лучше, чем прижечь окурком высунутый из клетки львиный хвост. За что и поплатился. Лев, дико взревев, моментально содрал с него скальп. Ещё один юнец каким-то образом залез в клетку ко льву. Он выхватил перочинный ножик и разбудил спящего льва дикими криками индейцев апача. Лев поначалу испугался и, вскочив, резко отпрыгнул в сторону. Но потом, увидев кто нарушил его покой, набросился на юнца и в мгновении ока откусил ему голову.

Животным, даже вскормленным и выросшим в неволе, гораздо милее дикие игры, чем те, в которые заставляет их играть человек. В общем-то усилия укротителей сводятся к тому, чтобы заставить зверьё вести себя по-человечески. В этом состоит весь фокус. Однако зверь, даже при всех благоприятно складывающихся обстоятельствах, остаётся зверем. Содержание в неволе для зверя является личной трагедией, лишающей его покоя и сна и психического равновесия.

Китайцы, в отстроенном недавно в пригороде Пекина зоопарке, весьма своеобразно решили скрасить зверям одиночество и вынужденный отказ от вольного образа жизни. Хищники: тигры, львы и леопарды четыре раза в неделю на глазах у заинтересованной публики охотятся на специальной арене, убивают и поедают своих жертв. Телятам, козлятам и прочим детёнышам копытных уготована незавидная роль жертвы, на которую хищники нападают на глазах у восторженной толпы. К тому же зрелище не из дешёвых. По заверениям работников зоопарка публика сама оплачивает доставку списанных копытных животных и их детёнышей. В ответ на обвинения защитников животных китайцы говорят о том, что они защищают хищников от эмоционального срыва, столь частого в неволе, и помогают им вернуть душевное равновесие. О правах жертв хищников китайцы предпочитают не распространяться. Вероятно, в таком виде возрождается в Китае традиция кровавых римских зрелищ…

Если говорить о больших кошках, то тигры гораздо миролюбивее львов. Когда приходит пора любви, их характеры значительно смягчаются. Не только самки, но и самцы готовы играть и ласкаться, но и в эту пору на них накатывают волны раздражения, повинуясь которым, они в беспричинном гневе могут нанести человеку ужасный удар. Одно хорошо – агрессия проходит, гнев улетучивается и тигр опять готов ласкаться, как ни в чём не бывало… однако случается что уже и не с кем: дрессировщика увезли на скорой.

Тигры, как и прочие дрессированные животные, мало дорожат хорошим отношением человека к своим персонам. От них не дождёшься сочувствия и любви. Если постоянно не поддерживать с ними «деловой» контакт и не поощрять демонстрацию выученных фокусов, то они быстро позабудут всё что умели, отобьются от рук, а то и одичают. Вот почему так славиться работа дрессировщика. Недаром сказал персонаж фильма «Укротительница тигров»: «Алмазов – это имя, Алмазов – это касса!»

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.156 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь