Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Практикум: игра на караталах



 

Для развития вкуса к проведению киртанов и утренней программы преданным полезно уметь играть на караталах. Хотя бы очень просто.

Занятие 32

Уважение к Божествам

Здесь приводятся довольно высокие стандарты. Вы можете видоизменить их в зависимости от Ваших возможностей. Также, некоторые из этих стандартов будут изменены, как только выйдет пособие комитета образования по домашнему поклонению Божествам.

Краткая логика занятия:

Зачем поклоняться Божествам.

Принципы при поклонении Божествам.

Практические вопросы поклонения Божествам.

 

Зачем поклоняться Божествам?        10 мин.

Лекция, включающая тезисы:

для поддержания чистоты;

крайне полезно грихастхам, т.к. Кришна становится хозяином дома;

полезно для осознания того, что Кришна — Личность.

Шрила Рупа Госвами назвал 64 вида деятельности, благодаря которым преданный на начальной стадии преданного служения (вайдхи‑ садхана‑ бхакти) имеет возможность занять все свои чувства в служении Господу. Среди них он выделил 5 основных:

1. Слушание «Шримад‑ Бхагаватам».
2. Общение с продвинутыми преданными.
3. Жизнь в святом месте, таком как Матхура.
4. Повторение святого имени Господа.
5. Служение Господу в форме Божества с великой верой.

Выполнение этих принципов приводит к быстрому прогрессу в преданном служении, кульминацией которого является чистая любовь к Кришне.

Сила этих пяти принципов удивительна, и это трудно не заметить. Даже без веры в них человек, не совершающий оскорблений, может проявить в себе дремлющую любовь к Кришне, просто будучи незначительно связанным с ними.
«Чайтанья‑ чаритамрита», Мадхья, 22.133, цитата из «Бхакти‑ расамрита‑ синдху»

По крайней мере 35 из оставшихся 59 видов деятельности непосредственно связаны с поклонением Господу в форме Божества (арча‑ виграха). Поэтому последний из 5 видов (поклонения Божествам) особенно важен, т.к. он включает широкий диапазон видов деятельности, которые преданный выполняет ежедневно. Фактически только этот вид деятельности, арчана, сам распространяется на 64 вида деятельности, многие из которых, в свою очередь, имеют соответствующие им виды среди 64 анг, составляющих преданное служение.
ISKCON GBC Press, Панчаратра Прадипика

Чтобы поддерживать внешнюю и внутреннюю чистоту, преданные должны поклоняться Божеству и следовать определенным предписаниям. Шрила Джива Госвами пишет, что санкиртана сама по себе является залогом совершенства, но, чтобы хранить чистоту, преданные должны также заниматься арчаной, то есть поклоняться Божеству в храме. Поэтому Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур призывал одновременно применять оба метода. Мы строго следуем этому принципу — совершаем санкиртану и поклоняемся Божеству в храме, и будем делать это и впредь.
«Шримад‑ Бхагаватам», 6.3.25, комментарий

Богатые семейные люди могут поклоняться Божествам со всей пышностью, и именно поэтому поклонение Божествам — обязанность преданных‑ грихастх. У нас, в Движении сознания Кришны, есть брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси, но поклоняться Божествам в храме должны прежде всего грихастхи. Брахмачари могут вместе с санньяси путешествовать и проповедовать, а ванапрастхи должны готовиться к следующей ступени отречения от мира, к санньясе. Но преданные‑ грихастхи, как правило, занимаются материальной деятельностью, и если они не будут поклоняться Божествам, то наверняка падут.
«Шримад‑ Бхагаватам», 7.5.24, комментарий

Эта программа арчана‑ сиддхи дается в «Нарада‑ панчаратре» специально для домохозяев. Домохозяева не могут совершать суровый аскетический подвиг, поэтому каждому домохозяину рекомендуется путь арчана‑ сиддхи. В соответствии с ведической системой, всем домохозяевам предписывается держать дома Божество и строго придерживаться правил поклонения Ему. Это очищает дом, очищает тело, очищает ум и быстро возносит такого человека на чистый уровень духовной жизни. Храм также особо предназначается для домохозяев. В Индии в каждом городе, в каждой деревне, в каждой общине все еще есть храмы Вишну, чтобы домохозяева, живущие в округе, могли туда ходить. Итак, я доволен, что вы ведете жизнь идеальных домохозяев. Вы очень хорошо трудитесь сообща: муж и жена. Пожалуйста, продолжайте так же, и Кришна предоставит вам все возможности.
Шрила Прабхупада, письмо Химавати, 18 марта 1969 г.

Можно ли обойтись одним воспеванием святого имени?       5 мин.

Пения и повторения «Харе Кришна» вполне достаточно для духовной жизни, но поскольку у нас так много нечистых привычек, нам необходимо храмовое поклонение. Санкиртана будет поддерживать в чистоте умы преданных, и ссоры, конечно, прекратятся.
Шрила Прабхупада, письмо Вишнуджана‑ дасу Махарадже, 4 ноября 1971 г.

Кто такие Божества? Почему они неотличны от Кришны?       10 мин.

Шрила Рупа Госвами подчеркивает, что преданным необходимо поклоняться Божеству с «полной верой»: шраддха вишешатах притих шри‑ муртер ангхри‑ севане. Следует поклоняться лотосным стопам Божеств с полной верой и любовью.
«Чайтанья‑ чаритамрита», Мадхья, 22.130, цитата из «Бхакти‑ расамрита‑ синдху»

Вера и любовь зависят от правильного понимания сущности Божества: пратима наха туми — сакшат вранжендра‑ нандана. О мой дорогой Господь, Ты не изваяние; Ты есть Сам сын Махараджи Нанды.
«Чайтанья‑ чаритамрита», Мадхья, 5.96

По Своей беспричинной милости Господь являет Себя в форме арча‑ виграха так, чтобы обусловленные души могли видеть Его и поклоняться Ему. Поклоняясь арча‑ виграхе, обусловленные души смогут задействовать все свои чувства в преданном служении. Следуя принципам садхана‑ бхакти с энтузиазмом и соблюдая все регулирующие принципы арчаны, преданные культивируют понимание того, что Кришна непосредственно пребывает в Своей форме Божества.

Шрила Прабхупада говорит в «Шримад‑ Бхагаватам», 4.12.17, комментарий:

Поклонение арча‑ виграхе — это не идолопоклонничество. Арча‑ виграха есть воплощение Господа в форме, доступной пониманию преданного. Поэтому преданные в храме поклоняются Господу как арча‑ виграхе, форме, которая состоит из стхулы (материальных объектов), таких как камня, металла, дерева, драгоценностей или изображения. Все это называется стхула, или физическое проявление. Так преданные следуют регулирующим принципам поклонения. Даже если Господь представлен в физической форме, Он неотличен от Своей изначальной духовной формы. Таким образом, преданные получают благо, достигая конечной цели жизни, т.е. полностью погружаясь в размышления о Господе.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

В чем суть различных правил поклонения? Насколько эти правила важны? 8 мин.

Суть — медитация на Господа, а не формальности

Не страшно, если будут какие‑ то малые отклонения — истинная обязанность — это любовь и преданность.
Шрила Прабхупада, письмо, 26 июля 1970 г.

Формальности тем не менее нужны, т.к. исходят из шастр, которые описывают наилучший способ поклонения

Преданному необходимо быть внимательным при выполнении преданного служения под руководством истинного духовного учителя и не привязываться к формальностям. Выполняя указания истинного духовного учителя, необходимо концентрироваться на служении, а не просто исполнять обряды.
«Шримад‑ Бхагаватам», 2.8.21 комментарий

Я рад, что ты прогрессируешь в сознании Кришны, благодаря поклонению Божествам. Это практическое применение того, о чем говорит «Бхагавад‑ гита»: мана‑ мана бхава мад‑ бхакто, мад‑ йаджи мам намаскуру. Мы не рассуждаем по поводу того, что сказал Кришна, а просто безоговорочно исполняем то, что Он велит. Я тоже следую этому методу. Каждое утро я иду в храм, и созерцаю Божество, и предлагаю Ему свои поклоны. И надеюсь, что все без исключения мои ученики будут поступать так, как я им наказал: вставать рано, совершать омовение и приходить на мангала‑ арати. Йуктасйа бхактамш ча нийунджато 'пи — Божество не отличается от Самого Кришны. Мы должны это понять.
Шрила Прабхупада, письмо Лилашакти деви даси, 3 ноября 1974 г.

Как мы можем поклоняться Божествам?      5 мин.

Поклонение Божеству предназначено для тех, у кого много времени. Поклонение Божествам очень дисциплинирует, и если у тебя есть время, ты можешь улучшать и улучшать его. Учти, что мангала‑ арати (утренняя арати) чрезвычайно важна, и сандхья‑ арати (вечерняя арати) также чрезвычайно важна, и предложение прасада Божеству тоже очень важно. А кроме того: красивые одежды, украшение Божеств приятно пахнущими цветами, яркие роскошные наряды, драгоценности, благовония и т.д., чтобы сделать Их блистательными и привлекательными — вот что такое настоящее поклонение Божествам.
Шрила Прабхупада, письмо Джадурани, 14 декабря 1968 г.

Принципы при поклонении  7 мин.

Смирение

Что касается поклона, ты должен поклониться Божествам прежде, чем открыть дверь. Затем включи свет и снова поклонись. На поклоны ограничений нет. Кланяйся сколько можешь, это только лучше. Разумеется, твоя одежда и белье должны быть как можно чище.
Шрила Прабхупада, письмо Хамсадуте, 21 февраля 1969 г.

Чистота

Поклонение Божествам предполагает, что надо быть очень и очень чистым. Постарайся омываться как минимум дважды в день. К Божествам ни в коем случае нельзя подходить, не приняв сначала омовение и не сменив одежду после опорожнения кишечника и т.д. Чисть зубы после каждой еды, ногти должны быть чистыми и подстриженными. Прежде, чем коснуться какой‑ то вещи на алтаре, убедись, что руки у тебя чистые. Каждый день тщательно мой комнату Божеств, алтарь и полы. После арати начищай до блеска все параферналии. Все это описано в брошюре, которую написала для пуджари Шилавати даси. Общая идея такова: предельная чистота. Это доставит радость Кришне.
Шрила Прабхупада, письмо Рукмини, 20 марта 1970 г.

Еще одно мое требование — это, чтобы в храме все содержалось в красоте и чистоте. Все должны мыть руки прежде, чем они касаются чего‑ либо, принадлежащего Кришне. Мы должны всегда помнить, что Кришна является наичистейшим, и поэтому только самые чистые могут общаться с Ним. Чистота сопутствует божественности.
Шрила Прабхупада, письмо Нандарани и Кришна деви, 10 апреля 1967 г.

Пунктуальность

Настоящее поклонение — это быть чистым, пунктуальным и предлагать Божествам хорошее угощение. Всему этому вас может научить Брахмананда Свами.
Шрила Прабхупада, письмо Бхима дасу, Кришна дасу, Санат‑ Кумаре, Нитьянанде, Самбе и Джозефу, 16 мая 1974 г.

Предложение самого лучшего

Мы предлагаем Кришне самую лучшую пищу. Это — регулирующий принцип. Кришне необходимо предлагать самую лучшую еду, а самим вкушать остатки Его пищи.
Шрила Прабхупада, лекция, 10 июня 1974 г.

Медитация на Божества 5 мин.

Важность медитации

Неофиту шастры рекомендуют каждый день медитировать на Божества. Он должен приходить в храм и начинать медитацию с лотосных стоп Кришны, постепенно переводя взгляд на лицо Господа.
«Учение Господа Капилы», текст 36

Процесс медитации

Медитацию на арча‑ виграху нужно начинать с лотосных стоп Господа. Не следует сразу переводить взгляд на Его улыбающееся лицо. Сначала необходимо сосредоточить внимание на лотосных стопах Кришны и только после этого можно постепенно переводить взгляд на Его бедра, талию, грудь и в конце концов на Его улыбающееся лицо. Медитируя на озаренный улыбкой лик Господа, Его флейту, руки, одеяния, на Его вечную супругу Шримати Радхарани и других гопи, окружающих Его, мы получаем возможность общаться с Кришной. Так мы учимся созерцать Верховного Господа, и именно с этой целью Он предстает перед нами в виде арча‑ виграхи.
«Учение Господа Капилы», текст 36

Молитвенное отношение при медитации

Трансцендентные достоинства и богатства Господа бесчисленны, и человек, на которого произвели глубокое впечатление качества, проявляемые Господом в Его различных деяниях, начинает возносить Ему молитвы. Так он достигает успеха на духовном пути.
«Шримад‑ Бхагаватам», 7.5.23‑ 24

Каким должен быть домашний алтарь?    10 мин.

Можно картины, а не Божеств

Относительно твоего вопроса о различии между плоским изображением Кришны и Божеством: Кришна совершенно один и тот же в обеих этих формах. Кришна так добр, что соглашается являться, ради блага обусловленных душ, в восьми различных видах образов. Такой образ называется арча, или образ Господа, проявленный через посредство материи: в металле, глине, дереве, живописи, камне, драгоценном камне, рисунке и уме. Арча принимается как воплощение Бога, и поклоняются ей в соответствии с правилами и предписаниями. Обычно так поклоняются установленным Божествам, и по отношению к Ним нужно строго соблюдать правила и предписания.
Шрила Прабхупада, письмо Линде, 19 февраля 1970 г.

Лучше изображения Гаура‑ Нитая

По поводу Рудра‑ даса: пусть он поклоняется Гауре‑ Нитаю у себя дома. Самым важным элементом поклонения Им является пение и повторение Харе Кришна мантры. Нужно проводить для Них хотя бы одну арати и предлагать Им всю пищу, которая готовится в доме.
Шрила Прабхупада, письмо Говардхана дасу, 15 февраля 1975 г.

Гауру‑ Нитая можно устанавливать где угодно, и поклоняться Им очень легко: просто пойте перед Их Светлостями. Гаурангу не волнует, что ты не слишком хорошо украсил Его алтарь, но если ты поёшь и танцуешь, Он очень доволен.
Шрила Прабхупада, письмо Мадхудвише Махарадже, 21 апреля 1976 г.

Поклонение Божествам требует особой заботы и непрерывного служения, и Божеств нельзя перевозить с места на место. Поэтому ты можешь установить изображение Панча‑ таттвы и поклоняться Им и предлагать Им пищу. Это изображение вместе с изображением ачарьи можно перевозить с места на место. Господь Чайтанья очень добр, Он принимает даже самое простое поклонение или даже просто пение и повторение святого имени Кришны.
Шрила Прабхупада, письмо Шридхаме, 8 июля 1970 г.

Практические аспекты поклонения 20‑ 30 мин.

Нужно видеть дом, как дом Кришны, в котором Он находится

Очень хорошо, что ты держишь у себя мурти Радхи‑ Кришны. Нет ничего дурного в том, что ты держишь Их у себя дома, нет, но ты должен с подобающим благоговением и почтением ухаживать за самим домом. Если мы держим статую Кришны у себя в комнате, мы должны помнить, что здесь присутствует Кришна, и следить за тем, что мы делаем, о чем мы говорим и как себя ведем, поскольку все это происходит на глазах у Кришны. Алтарь надо устроить так, чтобы, когда Радха и Кришна отдыхают, можно было закрыть его занавесом. Одевай Их как можно лучше. У нас много картин, изображающих Радху и Кришну, и ты можешь составить себе некоторое представление о том, как Они должны выглядеть.
Шрила Прабхупада, письмо Мукунде, 6 мая 1968 г.

Помимо этого Божеств следует будить, кормить, совершать для них арати, укладывать спать

Арати проводится за полтора часа до восхода солнца, чтобы разбудить Божества. Каждый предмет предлагается семью большими круговыми движениями по часовой стрелке, начинающимися от лотоса стоп Господа. Прежде всего, предлагается горящая камфара или гхи (если возможно, то 5 огней) — так, как я указал, то есть, описывая медленные круги перед Господом. Левой рукой надо звонить в колокольчик, а правой круговыми движениями предлагать предметы. Затем предлагают зажженную дхупу, после нее — воду в раковине. Затем красивый носовой платок, а после него — красивый цветок, например, розу. Затем Божествам предлагают веер, красивый веер из павлиньих перьев, и, наконец, трижды трубят в раковину. На протяжении всей арати нужно звонить в колокольчик, играть на караталах, мриданге, гонге, фисгармонии и т. п.
Шрила Прабхупада, письмо Хаягриве, 18 ноября 1968 г.

Ачаман

Ачаман, или прихлебывание воды, означает очищение. Как погружение тела в воду оказывает очищающее действие на физическое и тонкое тело, аналогичную функцию имеет прихлебывание воды, насыщенной мантрами. Поэтому там, где требуется очищение, но омовение невозможно, предписывается ачаман. В основном процедура ачамана заключается в следующем: глядя в воду, налитую на правую ладонь, читайте мантру, относя ее действие к воде и затем делайте глоток. Затем, после того как прочитали несколько мантр, очистите чувства, коснувшись различных частей верхней половины тела. Эта основная процедура одинакова для всех типов ачамана. Разница — в мантрах, произносимых, пока отпивается вода. Существуют Вайдические, Пауранические, Сайвитические, Тантрические и Вайшнавские ачаманы, которые используются в соответствующих случаях. Объясняя правила вайшнавского ачамана, «Хари‑ бхакти‑ виласа» цитирует Каши‑ кханду, Ягьявалкья‑ смрити, Бхарадваджа‑ смрити, Курма-пурану и Вишну-пурану. Суть этих правил сводится к следующему. Преданный должен выполнять ачаман для физического и ментального очищения перед такими видами духовной деятельности, как нанесение тилаки, чтение гаятри и джапы, выполнение пуджи и хомы, соблюдение враты, принятие прасада, чтение или повторение шастр или мантр и медитация.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Простое поклонение Божествам

Вход в комнату Божеств (правеша).

Перед тем как войти в комнату Божеств, сделайте простой ачаман (садхарана ачамана):

‑ наберите ложечкой немного воды из ачамана‑ патры и сбрызните ее на руки и ноги;
‑ повторите ом кешавайа намах, выпейте воду из брахма‑ тиртхи (основание большого пальца) правой руки;
‑ повторите ом нарайанайа намах, выпейте воду из брахма‑ тиртхи правой руки;
‑ повторите ом мадхавайа намах, выпейте воду из брахма‑ тиртхи правой руки. Очистите правую руку (поскольку она касалась губ) несколькими каплями воды из ачамана‑ патры, сбросьте воду в сторону.

Предложите поклоны своему духовному учителю за пределами комнаты Божеств, повторяя его пранаму и моля о его благословениях на поклонение Господу.

Входя в комнату Божеств, привлеките внимание Господа каким‑ либо звуком: или хлопнув в ладоши, или позвенев в колокольчик, или постучав в дверь комнаты Божеств. Откройте дверь, включите свет и произнесите имена Божеств. Затем зайдите в комнату Божеств, ступая сначала правой ногой. Очистите руки несколькими каплями воды из панча‑ патры.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Пробуждение Божеств

Звеня в небольшой колокольчик левой рукой, подойдите к кровати духовного учителя, мягко дотроньтесь до его стоп и попросите подняться:

уттиштхоттиштха шри‑ гуро тйаджа нидрам крипа‑ майа

«О всемилостивый духовный учитель, пожалуйста, поднимись с постели».

Подобным образом подойдите к кроватям Гаура‑ Нитай, дотроньтесь до Их лотосных стоп и попросите Их подняться:

уттиштхоттиштха гауранга джахи нидрам махапрабхо

шубха‑ дришти‑ праданена трайлокья‑ мангалам куру

«О Господь Гауранга, пожалуйста, поднимись ото сна и благослови три мира Своим благоприятным взглядом».

уттиштха джахнавешвара йога‑ нидрам тйаджа прабхо

намно хатте дивйа‑ намам су‑ шраддхартхам витараси

«О Нитьянанда, Господь Джахнавы, пожалуйста, поднимись и оставь Свой божественный сон. На рыночной площади святого имени Ты раздаешь Божественное Имя, прося лишь веру в качестве платы».
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Каким стандартам нам необходимо следовать? 5 мин.

Есть храмовые и домашние стандарты

Варианты процедур арчаны и стандартов могут обуславливаться обстоятельствами, в которых находится поклоняющийся. Например, стандарты поклонения какой‑ нибудь из форм Господа дома будут отличаться от соответствующих стандартов при поклонении Божествам в храме. Священные писания детально изучают поклонение домохозяев, однако этот метод поклонения, хотя в принципе схож с храмовым, проще, например, в отношении количества подношений, их состава, количества служб, числа помощников и продолжительности процедур. Домохозяин поклоняется в зависимости от своего достатка, один или с членами семьи, набор подношений зависит от возможности их достать, время поклонения также согласовывается с возможностями домохозяина.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Относительно поклонения моему Божеству: я понял, что соблюдение всех правил занимает бó льшую часть твоего времени, но ты можешь соблюдать не всё — как тебе удобно. Вреда не будет. Но я очень и очень рад тому, что это занятие заставляет человека развивать брахманские качества. Большое тебе спасибо за то, что оценил эту тайну поклонения Божествам. Обычно в обусловленном состоянии мы осквернены, но эта система поклонения, которая называется арчана‑ видхи, очищает загрязненное сердце и готовит человека к тому, чтобы стать настоящим брахманом. Так что, по крайней мере, продолжай этим заниматься. Где этот парень, Джая‑ Рама, который всем этим занимался? Один за другим, преданные должны заниматься арчана‑ видхи, чтобы утвердиться в положении брахманов.
Шрила Прабхупада, письмо Брахмананде, 15 сентября 1968 г.

Домашнее задание

Создайте у себя дома небольшой алтарь, если его еще нет. Если он уже есть — подумайте, как улучшить его.

Постарайтесь проводить какое‑ нибудь служение для алтаря. Как минимум, предлагать благовония и протирать пыль.

Занятие 33

Уважение к прасаду

Краткая логика занятия:

Почему важно есть только прасад.

Что можно предлагать Господу, а что нет.

Как предлагать пищу.

Как вкушать прасад.

 

Почему важно вкушать прасад?        5 мин.

Преданное служение начинается с языка: вкушения прасада и повторения святых имен; контроль чувств начинается с языка; вкушение непредложенной пищи — грех

Язык — самый важный из органов чувств. Поэтому говорится: если вы хотите контролировать чувства, в первую очередь нужно научиться контролировать язык. Об этом говорит Шрила Бхактивинода Тхакур. Он описывает наше нынешнее обусловленное состояние как шарира авидйа‑ джал: мы попали в сети материального тела, как рыбы попадают в рыбачью сеть. Мы попали в сети не только данного материального тела — жизнь за жизнью мы меняем одну «сеть» на другую, проходя через восемь миллионов четыреста тысяч форм жизни, и так постоянно остаемся в сетях невежества. И далее — джодендрийа тахе кал: наш плен в сетях невежества продолжается из‑ за желания чувственных наслаждений. А из всех органов чувств, говорит Бхактивинода Тхакур, язык — самый опасный. Если мы не можем контролировать язык, он вынудит нас снова и снова получать различные виды тел, одно за другим. Если живое существо любит ублажать свой язык, поедая плоть и кровь, материальная природа предоставит ему возможность постоянно питаться этим, дав ему тело тигра или какого‑ нибудь другого прожорливого хищника. А если человек ест все подряд, без разбора, материальная природа даст ему тело свиньи, и ему придется поедать испражнения. Вот сколько бед приносит неуправляемый язык.

Таким образом, человеческое тело предоставляет нам уникальную возможность для продвижения в сознании Кришны, ибо мы можем использовать свой язык в любовном служении Господу. Просто задействовав язык в служении Ему, мы можем достичь высшей ступени осознания Бога. В других телах — кошек, собак, тигров — это невозможно. Поэтому человеческая форма жизни — величайший дар живому существу, находящемуся в круговороте рождения и смерти и постоянно сменяющему одно тело на другое. Человеческое тело дает возможность правильно использовать язык и вырваться из когтей материальной природы.
«В поисках просветления», Чувство, позволяющее постичь Бога

Зачем мы кормим Господа?   7 мин.

Господь кушает нашу преданность, а не продукты; когда преданный хочет накормить Господа, Господь становится голодным до любви своего преданного

Да, я отметил твои вопросы относительно подачи прасада. Главное, какой бы прасад ни подавался Божеству, он должен быть приготовлен и подан с почтением и в чистоте. В Джаганнатха‑ Пури Господь ест пятьдесят шесть раз в день. Так что Господь может есть столько раз, сколько раз ты способен предлагать Ему пищу. Единственное условие: все должно предлагаться с почтением и преданностью. Он не бедняк и не испытывает голода, и Он способен есть, но Он принимает такие продукты, которые относятся к группам овощей, фруктов, цветов, молочных продуктов, воду и т.д., и предложены Ему с любовью и преданностью, и с верой. Он хочет только нашей любви, и именно это делает Его голодным и позволяет Ему есть столько раз, сколько ты способен предложить Ему пищу. Он абсолютен, поэтому в Нем объединяются все противоречия. Он голоден и сыт одновременно. Итак, смысл в том, что все должно быть предложено в чистоте, и предлагаться должны чистые вещи.
Шрила Прабхупада, письмо Анируддхе, 16 июня 1968 г.

В чем суть того, почему мы едим какую‑ то пищу, и не едим другую? 5 мин.

Мы едим только то, что было предложено Кришне;
а Кришне мы предлагаем только то, что Он хочет

Бхунджате те тв агхам папа, йе пачантй атма‑ каранат. Тот, кто готовит для себя, вкушает один лишь грех. В материальном мире как вегетарианцы, так и невегетарианцы едят один лишь грех, и им придется страдать от последствий этого греха. Но что касается нас, то мы вкушаем остатки пищи, которая была предложена Кришне, поэтому ничего не боимся. Если Кришна хочет овощи, мы обеспечиваем Его овощными блюдами, если Он захочет невегетарианскую пищу, мы можем предложить Ему и такую пищу, но Он не хочет, как ясно сказано в «Бхагавад‑ гите». Так что нас интересует прасад, а не вегетарианская или невегетарианская пища.
Шрила Прабхупада, письмо Нандарани, 17 октября 1968 г.

Каким должно быть качество наших продуктов? 3 мин.

Шрила Прабхупада пишет:
Что касается блюд, все они должны быть первоклассными. Должен быть первоклассный рис, дал, плоды, сладкий рис, овощи и разнообразные виды пищи, которые можно сосать, пить и жевать. Все блюда, предлагаемые Божествам, должны быть исключительного качества.
«Чайтанья‑ чаритамрита», Мадхья, 24.334, комментарий

Какие продукты нельзя предлагать? 10 мин.

Общеизвестные запрещенные продукты: мясо, рыба, яйца, лук, грибы, чеснок, масур‑ дал (красная чечевица), пережженный рис, белый баклажан, хемп (марихуана), цитрон (сладкий лимон, citrus medica, родственник лимону и лайму), древесные соки (не перекипяченные), продукты из буйволиного и козьего молока, молоко с солью (соленые блюда, такие как суп, содержащие молоко, допускаются). Также нельзя предлагать консервы и мороженые продукты, лучше избегать продуктов, содержащих нездоровые вещества, таких как дрожжи и белый сахар.

Шрила Прабхупада комментирует:
Мороженые продукты отвратительны. Я никогда не ем мороженых продуктов. Все овощи, подверженные гниению, лучше хранить высушенными. В Индии это обычная практика. Эти продукты не теряют вкусовых качеств.
Беседа со Шрилой Прабхупадой, Вриндаван, 3 ноября 1976 г.

О соленых огурцах: насколько возможно, мы избегаем предлагать Божествам продукты, приготовленные непреданными. Мы можем брать у них свежие фрукты, зерно и т.п. Что касается приготовления, это должны делать инициированные преданные. Уксус — это не очень хорошо, так как он — тамасный продукт, в невежестве, отвратительный продукт.
Письмо Шрилы Прабхупады, 24 марта 1969 г.

Относительно употребления сметаны в храмах: это нужно немедленно прекратить. Божествам нельзя предлагать ничего купленного в магазинах. Продукты, приготовленные карми, не должны предлагаться Радха‑ Кришне. Мороженое, если вы можете его приготовить, можно предлагать, но не купленное.
Письмо Шрилы Прабхупады, 6 апреля 1976 г.

Бобы сои и красная чечевица не предлагаются.
Личное наставление Шрилы Прабхупады Хридаянанде дас Госвами

Что касается покупки продуктов на рынке, они считаются чистыми, когда мы за них платим. Это общее указание, но если у нас есть основания считать, что какой‑ то продукт фальсифицирован, мы должны избегать покупки. Но если мы покупаем его по незнанию, это не наша вина. Подозрительных продуктов, однако, нужно избегать.
Письмо Шрилы Прабхупады, 21 октября 1968г.

Поскольку оскорбительно предлагать Кришне то, что Он не примет, нужно быть предельно осторожными, предлагая и употребляя подозрительные продукты.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Какие продукты можно и нужно предлагать?      7 мин.

В «Хари‑ бхакти‑ виласе» приводится перечень продуктов, которые можно предлагать: билва, амалаки, финики, кокос, орех, джекфрут, грейпфрут, плоды тала, корни лотоса, листовые овощи, молочные продукты, зерновые, гхи и сахар. Зерна, особенно рис, всегда предлагаются с гхи. Рис без гхи — тамасная пища. Господь доволен, когда пища готовится с гхи, сахаром, йогуртом, гуда (jaggery) и медом. Гороховые блюда, далы, супы (жидкие сабджи), различные пироги и другие продукты, которые можно лизать, жевать, сосать или пить — все удовлетворяют Господа. Можно предлагать напитки, такие как сок сахарного тростника, йогурты, сладкую лимонную воду, воду с корицей, камфарой или кардамоном, фруктовые напитки различных ароматов и цветов.

Многие места в «Чайтанья‑ чаритамрите» описывают блюда, удовлетворяющие Кришну. Вот пример из Антья‑ лилы, описывающий, что спутники Господа готовили для Него:

Они предложили (Ему) пряные блюда, которые готовились с черным перцем, сладко‑ кислые блюда, имбирь, соленые блюда, лимоны, молоко, йогурт, сыр, две или четыре разновидности шпината, суп из горькой дыни (шукта), баклажаны вместе с цветами нимба и жареную патолу.
«Чайтанья‑ чаритамрита», Антья, 10.135‑ 136

В одном из писем Шрила Прабхупада описывает продукты в гуне благости и то, как предлагать их Господу:
Продукты в гуне благости: пшеница, рис, бобовые (бобы, горох), сахар, мед, масло и все молочные продукты, овощи, цветы, фрукты, зерна. Эти продукты можно предлагать в любом виде, но готовить их различными способами, согласно разуму преданных.
Шрила Прабхупада, письмо, 13 ноября 1968г.

Преданный может предлагать первоклассную пищу, которая считается таковой в данной местности, или которую предпочитает он и его семья. (Когда приготовлено правильно, Кришна любит такие блюда: рис, дал, чапати, сабджи, пакауры, сладкий рис. Тот, кто считает себя преданным Кришны, предпочитает предлагать Ему то, что он сам любит. Если вы считаете, что местные блюда первоклассны, а следовательно понравятся Кришне, вы можете предложить их Господу. Принцип — удовлетворять чувства Кришны, а не свои). В комментарии на шлоку, утверждающую, что можно предлагать свои любимые блюда или блюда, которые любит местное население, Санатана Госвами пишет, что это значит, что люди могут обычно не любить какую‑ то определенную пищу, но если человек предпочитает эту пищу, он может предложить ее. Но это относится только к продуктам, одобренным шастрами, а не к запрещенным продуктам. То есть, если кто‑ то любит запрещенную пищу, он не должен предлагать ее Господу. И, таким образом, он не должен ее есть. Кроме того, нельзя предлагать разрешенную пищу, если она безвкусна, с неприятным вкусом, несъедобна, нечиста по какой‑ то причине или если ее пробовали насекомые, животные или люди. Если недоступно ничего из разрешенной пищи, можно предложить только плод. Если даже плод недоступен, можно предлагать съедобные травы. Если травы недоступны, можно предложить чистую воду, медитируя при этом на разнообразные блюда. Если даже вода недоступна, нужно, по крайней мере, предложить бхогу в уме.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Можно ли предлагать пищу, приготовленную непреданными? 10 мин.

 Нет

Если Вы идете к ним в гости, вы не должны есть их пищу. Мы не можем употреблять в пищу что‑ либо, не предложенное Кришне, и мы не можем предлагать Кришне что‑ либо, не приготовленное преданными. Я надеюсь, что для Вас этот вопрос прояснился.
Шрила Прабхупада, письмо Джаяпатаке, 12 августа 1969 г.

Однако бывают особые обстоятельства

Первое это то, что на встрече с Др. Споком Вы должны отобедать. Но ешьте только вегетарианские блюда, такие как фрукты, орехи, вареный картофель, печенье, молоко и т.д., и вспоминайте Кришну. Так как Вы заплатите за обед, за еду, Вы можете предложить ее Кришне мысленно, а затем вкушать как прасад Кришны. Любые пищевые продукты, за которые вы заплатили, становятся очищенными. В ведической литературе есть стих: … Источник получения вещи может быть не очень хорошим, но если заплатить за нее, она очищается. Поэтому вегетарианскую еду, за которую было уплачено, вы можете предлагать мысленно Кришне и принимать ее. Но это слово «драбья» означает съедобное, а съедобное означает овощи, зерновые, молоко, цветы, фрукты; мясо не рассматривается как съедобное — оно рассматривается как то, к чему даже прикасаться нельзя. Это подобно тому, как если кто‑ нибудь купит немножечко экскрементов, это не означает, что они будут очищены. С мясом все абсолютно так же. Драбья означает овощи и прочее. И это драбья-мульена-сиддхати действует только для особых случаев, подобных этому. Это не должно стать обычным порядком вещей, т.е. если к этому не вынуждают особые обстоятельства. Мы должны готовить нашу еду сами и предлагать ее так часто, как это возможно.
Шрила Прабхупада, письмо Брахмананде от 6 октября 1968 г.

При необходимости есть с непреданными можно поступить так

В отношении рождественского обеда с твоей семьей, я не думаю, что тебе следует вкушать еду, приготовленную непреданными. Лучше будет, если ты приготовишь свое угощение и предложишь его Кришне, а затем, если ты хочешь, ты можешь предложить остатки Господу Иисусу. Я думаю, что Господь Иисус также оценит это. Конечно, ты можешь посидеть с твоей семьей и кушать фрукты и молоко, которые они предлагают тебе. Это лучше, чем принимать пищу, которую они приготовили. Но ты ведь можешь приготовить и предложить твой собственный прасад для Господа Кришны, а затем предложить его Господу Иисусу.
Шрила Прабхупада, письмо Хришикеше, 26 ноября 1968 г.

Сколько пищи предлагать?     3 мин.

 

Шрила Прабхупада пишет в «Чайтанья‑ чаритамрите»:
Кришна не чувствует голод, подобно обычному человеку, тем не менее, Он создает ситуацию, когда Он ощущает чувство голода, в этой ситуации Он может есть все, при этом количество не имеет значения. Мы можем понять философию, лежащую в основе такой ситуации с помощью своих трансцендентных чувств.
«Чайтанья‑ чаритамрита», Мадхья, 4.77, комментарий

И в одном письме он пишет следующее:
Что касается прасада, предлагаемого Божествам, необходимо положить на тарелку то количество пищи, которой достаточно для одного человека и должно предлагаться это количество, а не вся пища. Остальная пища остается на плите, для поддержания температуры ровно столько, сколько времени преданные принимают и почитают прасад. (Некоторые блюда не должны разогреваться, так как при этом уменьшается легкость их переваривания, а это может вызвать болезнь. Аюрведа запрещает разогревать рис, сабджи, гхи, масло и лекарства.)
Шрила Прабхупада, письмо, 14 февраля 1969 г.

В Австралии Шрила Прабхупада учил преданных предлагать бхогу Кришне в количестве, которое требуется для голодного 16‑ летнего мальчика. Там же он указал, сколько пури должно предлагаться вместе с вечерним предложением бхоги: 6 больших, или 8 средних, или 16 маленьких должны быть на тарелке Кришны.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Каким правилам следовать при приготовлении пищи? 8 мин.

Мы должны предложить пищу Божеству и оставить на время, достаточное, чтобы поесть. Всё это духовные чувства. Во Вриндаване Божествам предлагают пищу и оставляют ее на время, обычное для других. Да, прежде чем что‑ либо предложить Божеству, ты должен убедиться в том, что это первоклассное подношение, и нет ничего дурного в том, чтобы ты попробовал его, понюхав. Но ты не должен пробовать ради других целей. Общая идея заключается в том, что преданное служение должно быть полностью свободно от чувственного наслаждения.
Шрила Прабхупада, письмо Мадхусудане, 28 декабря 1967 г.

Если в процессе приготовления пища падает на пол, то, если она сырая, ее нужно хорошо помыть, и тогда ее можно предлагать. Но если она уже приготовлена и ее нельзя помыть, ее нельзя предлагать, но выбрасывать ее не нужно, лучше съесть.
Шрила Прабхупада, письмо Джадурани, 15 февраля 1968 г.

Кухня должна быть очень чистой, и продукты не должны пропадать. Это главное соображение.
Шрила Прабхупада, письмо Акшаянанде Махарадже, 6 января 1976 г.

Как предлагать пищу? 15 мин.

 

Перед предложением пищи

За пределами комнаты Божеств сделайте ачаман и предложите поклоны своему духовному учителю и Божествам, повторяя пранамы. Привлеките внимание Господа, хлопнув в ладоши, позвенев в колокольчик или постучав в дверь комнаты Божеств. Войдите в комнату Божеств, произнося Их имена. Протрите место предложения, вымойте руки, подготовьте место вкушения (столики, подушечки).

Звеня в колокольчик, привлеките внимание духовного учителя, предложив несколько цветочных лепестков его стопам (можно предложить в уме), и попросите его разрешения на служение Божествам.

Очищение бхоги

Внесите тарелки с предлагаемой бхогой и поставьте их на столик. Капните несколько капель на каждую тарелку правой рукой. Положите на все тарелки листья туласи. Если возможно, листья туласи должны быть на каждом блюде.

Процесс предложения пищи

Предложите бхогу и воду для питья жестом руки каждому Божеству, показывая на тарелки и произнося:

идам найведьям — и мула‑ мантру

идам панийам — и мула‑ мантру

«О мой Господь (Чайтанья, Нитьянанда и т.д.), прими, пожалуйста, эту пищу. Прими, пожалуйста, этот напиток».

Звоня в колокольчик, трижды произнесите пранаму своему духовному учителю, прося разрешения помочь ему в служении Божествам:

нама ом вишну‑ падайа кришна‑ прештхайе бху‑ тале

шримате... ити намине

«Я в почтении склоняюсь перед..., кто очень дорог Господу Кришне, ибо обрел прибежище у Его лотосных стоп».

Произнесите трижды следующую молитву Господу Чайтанье, прося Его о милости:

намо маха‑ ваданйайа кришна‑ према прадайа те

кришнайа кришна‑ чайтанья‑ намне гаура‑ твише намах

«О самое великодушное воплощение! Ты — Сам Кришна, Который появился как Шри Кришна Чайтанья Махапрабху. Ты принял золотой цвет тела Шримати Радхарани, и Ты широко распространяешь чистую любовь к Кришне. Мы в почтении склоняемся перед Тобой». («Чайтанья‑ чаритамрита»)

Произнесите трижды следующую молитву, выражая почтение Господу Кришне:

намо брахманйа‑ девайа го‑ брахмана‑ хитайа ча

джагаддхитайа кришнайа говиндайа намо намах

«Я вновь и вновь в почтении склоняюсь перед Господом Кришной, Которому всегда поклоняются достойные брахманы, и Кто очень дорог им. Он всегда заботится о благе коров, брахманов и всей вселенной, и Он приносит наслаждение коровам, земле и чувствам». (Вишну‑ Пурана)

Выйдите из комнаты Божеств. Медитируйте на то, что Господь вкушает. В это время вы можете произносить различные стихи, на свой выбор, или петь «Бхога‑ арати».

Через установленный промежуток времени (обычно 15‑ 20 минут для утреннего, дневного и вечернего предложений, 5‑ 10 минут для предложения балйа‑ бхога, перед мангала‑ арати) снова войдите в комнату Божеств, позвенев в колокольчик, хлопнув в ладоши или постучав.

После того как Господь вкусил

Звеня в колокольчик левой рукой, предложите воду каждому Божеству для хаста‑ мукха‑ пракшаланы, падйа и ачамана. Начинайте с духовного учителя и предлагайте затем каждому Божеству, заканчивая Кришной. Делая это, произносите:

идам хаста‑ мукха‑ пракшаланам — и мула‑ мантру
этат падйам — и мула‑ мантру
идам ачаманийам — и мула‑ мантру

«О мой Господь (Чайтанья, Нитьянанда и так далее.), прими, пожалуйста, воду для омовения рук и лица. Прими, пожалуйста, воду для омовения стоп. Прими, пожалуйста, воду для полоскания рта».

Медитируйте на то, что вы провожаете Их Светлостей обратно на алтарь, показывая путь жестом руки.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Что нужно делать перед тем, как почитать прасад? 7 мин.

 

Нужно войти в настроение почтения прасада;
сделать это можно с помощью осознанной молитвы; существуют стандартные молитвы

В своем комментарии к «Чайтанья‑ чаритамрите» Шрила Прабхупада пишет:
Маха‑ прасад не отличен от Кришны. Поэтому, вместо того, чтобы есть маха‑ прасад, необходимо почитать его. Здесь говорится, карила вандана — [Харидаса Тхакура] предлагал молитвы. Принимая маха‑ прасад, не следует считать его простой пищей. Прасад означает «милость». Нужно считать маха‑ прасад милостью Кришны. Перед началом вкушения нужно посмотреть на прасад и оказать ему почтение, помня о том, что это милость Господа. Шрила Прабхупада пишет: «Ни один не может действовать свободно и независимо, и поэтому необходимо всегда стремиться получить разрешение Господа на то, чтобы действовать, есть, говорить и, по милости Господа, всё, что делается преданным, находится выше четырех недостатков обусловленной души.

Необходимо прославить прасад, повторяя следующие молитвы:

маха‑ прасаде говинде нама‑ брахмани вайшнаве

свалпа‑ пунйа‑ ватам раджан вищвасо найва джайате

«О царь, у обладающих малым запасом благочестивых поступков никогда не появится вера в маха‑ прасад, Шри Говинду, в святое имя и Вайшнавов».

Повторяя эту молитву (из «Гитавали» Бхактивинода Тхакура), следует почитать прасад в умонастроении служения, а не в удовлетворении чувств:

бхай‑ ре!

щарира абидйа‑ джал, джодендрийа тахе кал,

джибе пхеле бишайа‑ сагоре

та ‘ра мадхйе джихва ати, лобхамой судурмати,

те ‘ке джета катхина сомсаре

кришна баро дойамой, карибаре джихва джай,

сва‑ прасад‑ анна дило бхай

сей аннамрита кхао, радха‑ кришна‑ гуна гао,

преме дако чайтанйа‑ нитай

О братья! Материальное тело — комок невежества, а чувства — тропинки ведущие к смерти. Так или иначе, мы оказались в океане чувственного наслаждения. Язык же самый неукротимый и ненасытный из всех органов чувств. Обусловленной душе очень трудно обуздать язык в этом мире. Но Ты, Господь Кришна, очень милостив, ибо даровал нам остатки Своей пищи, чтобы мы могли обуздать свой язык. Вкусив же этот нектарный Кришна‑ прасад, воспойте славу Их Светлостям Шри Шри Радхе и Кришне и с любовью воскликните: «Чайтанья‑ Нитай! »
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Что стоит делать во время вкушения прасада?   5 мин.

Стоит поддерживать духовную атмосферу, помня о том,
что мы почитаем прасад, а не едим его

Когда двое или более почитают прасад, они не должны обсуждать материальные проблемы. Любой разговор, который может возникнуть, следует сводить к легкому разговору в сознании Кришны, либо прославляющий прасад. Если преданные внимательны, то тот преданный, который не вкушает, может читать вслух что‑ то из шастр. Во время еды или питья не издавайте резких, раздражающих шумов, и вы не должны находить какие‑ то недостатки в прасаде.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Как вкушать прасад?     3 мин.

Вкушайте только пятью пальцами вашей правой руки. Вкушение рукой рекомендуется, потому, что процесс пищеварения начинается с того момента, как мы ощущаем пищу, прикасаясь к ней пальцами. Левая рука должна использоваться только для поднятия чашки с водой, чтобы вы могли залить воду себе в рот, не касаясь губами чашки. Разрывайте большие предметы, такие как чапати или пури при помощи пяти пальцев вашей правой руки, затем кладите маленькие кусочки себе в рот. Не вкушайте большие блюда, беря их в рот и разрывая при помощи зубов.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Сколько прасада вкушать?      3 мин.

Прасад трансцендентен, и его полезно вкушать как можно больше новым людям;
однако преданные должны помнить и о том, как прасад влияет на их здоровье и духовную практику, тем самым не переедая

Переедание вызывает болезни и уменьшает жизнь. Это также тормозит духовный прогресс, рождает грех и ставит человека в такое положение, при котором он становится объектом для критики.

Шрила Прабхупада пишет:
В Кали‑ югу продолжительность жизни сокращается не из‑ за недостатка еды, а из‑ за неправильных привычек. Сохраняя правильные привычки и питаясь простой пищей — любой может поддержать здоровье. Переедание, переудовлетворение чувств, слишком большая зависимость от чьей‑ то милости, и искусственные стандарты жизни сокращают жизненную энергию человека.

Иногда имеет место, что инициированный преданный под именем прасада принимает изысканную, роскошную пищу. В соответствии с его прошлой греховной жизнью, он становится привлеченным Купидоном и ест хорошую пищу в больших количествах. Можно видеть ясно, когда неофит в сознании Кришны ест слишком много, он падает. Идеальным является когда пищей наполняется половина желудка, 1/4 водой и оставшаяся часть — воздухом.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

По поводу настроения, в котором принимается прасад: если ты думаешь: «Это вкусно, поэтому дайте мне еще и побольше», — тогда это чувственное наслаждение. Но все равно это прасад, и он сработает. Прасад трансцендентен, но есть слишком много не следует. Санньяси могут принимать маха‑ прасад, но не переедать. Чайтанья Махапрабху иногда ел, но обычно Он избегал.
Шрила Прабхупада, письмо Ведавьяса дасу, 4 августа 1975 г.

Что делать после вкушения прасада или питья воды? 3 мин.

В процессе еды вы оскверняетесь, поэтому перед тем как что‑ либо совершить после вкушения, вы должны очиститься. После того, как вы, вкусив, встали, вымойте руки сразу же и потом сполосните рот минимум три раза, и в конце — омойте ваши стопы. Не отдыхайте и не занимайтесь тяжелым трудом сразу же после вкушения. Вы должны сохранять спокойное состояние ума, такое же как и во время вкушения, помня о Господе, повторяя Его имя и обсуждая Его игры.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Что делать с оставшимся прасадом? 3 мин.

Лучше готовить столько, сколько Вы съедите; если в каких‑ то условиях это непрактично, то прасаду стоит отвести отдельную полку в холодильнике

В своих письма Шрила Прабхупада пишет:
Что касается остатков прасада, они могут быть съедены, если они не испорчены и если к ним не прикасались больные люди. Кришна прасад не должен пропадать. Лучше всего готовить столько прасада, сколько требуется, и давать каждому столько, сколько он хочет. Таким образом ничего не пропадет зря, и каждый будет доволен. Вы не настолько продвинуты, чтобы принимать остатки прасада после карми. Карми необходимо давать столько, чтобы ничего после этого не оставалось и не пропадало.

Сразу же после вкушения место, где ели, нужно вымыть с водой, т.к. это пространство становится нечистым.

Шрила Прабхупада пишет:
Очень важно поддерживать чистоту во всем. Это ваша первая обязанность. Каждая комната должна быть чиста как зеркало. Прасадная комната должна мыться сразу, иначе вы приглашаете крыс.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Нужно готовить столько, сколько будет съедено, и после предложения ничего нельзя класть в холодильник или заносить на кухню. Холодильник всегда должен быть чист как в грубом, так и в тонком отношении. Каждый должен заботиться о том, чтобы пищи готовилось лишь столько, сколько может быть съедено. Нельзя хранить остатки в холодильнике. Я знаю, что вашей стране это принято, но в храмах или в домах сознающих Кришну людей такой нечистой привычке не место. Если осталась какая‑ то пища, ее надо хранить отдельно. Если есть лишний холодильник, не в кухне, и в котором не хранится непредложенная пища, можно иметь такой отдельный холодильник для остатков прасада. Но держать эти остатки в одном холодильнике с непредложенной, неприготовленной пищей нельзя. Этого быть не должно.
Шрила Прабхупада, письмо Анируддхе, 16 июня 1968 г.

Домашнее задание

Прочитать цитаты к проведенному уроку.

 

Подумать над стандартами по приготовлению, предложению и вкушению прасада. Следовать им, отмечая каждый день то, насколько Вы были успешны.

 

Подготовить доклад. (см. занятие 34)

Занятие 33.2, факультативное


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.194 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь