Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Практикум: приготовление прасада



Спросите заранее преданных, какие блюда бы они хотели научиться готовить. Выберите 2-3 блюда (или все, если время позволяет), и покажите им, как их готовить.

Занятие 34

Уважение к священным писаниям

После прохождения первого витка Бхакти-латы преданные должны были хорошо усвоить материал, связанный с важностью чтения Священных писаний. Поэтому на этом уроке можно попросить некоторых студентов подготовить данное занятие, чтобы они еще раз глубже повторили данный материал, готовя свою презентацию/лекцию/занятие.

 

Краткая логика занятия:

Почему важно читать Священные писания.

Как их правильно читать.

Практика чтения.

Какие книги читать.

 

Почему важно читать шастры? 10 мин.

Серьезный и пытливый ученик или мудрец, вооруженный знанием и отречением, осознает эту Абсолютную Истину, занимаясь преданным служением Ей так, как он услышал из Веданта‑ шрути.
«Шримад‑ Бхагаватам», 1.2.12

Шри Кришна, Личность Бога, Параматма, Сверхдуша в сердце каждого и благодетель честного преданного, очищает сердце преданного от стремления к материальным наслаждениям, когда в том развивается потребность слушать Его послания, которые добродетельны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют. Благодаря регулярному посещению лекций по «Бхагаватам» и служению чистому преданному все, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда любовное служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым.
«Шримад‑ Бхагаватам», 1.2.17‑ 18

Я вновь и вновь останавливаюсь на том, что все мои ученики должны стать очень знающими в философии сознания Кришны. Им необходимо с большим вниманием читать наши книги по крайней мере два часа ежедневно и стараться вникнуть в суть вопроса с различных точек зрения.
Шрила Прабхупада, письмо, 16 июня 1972 г.

Какое место Шрила Прабхупада уделял изучению книг? 5 мин.

Первостепенное

Все преданные в Движении сознания Кришны должны читать книги, которые были переведены. Иначе через какое‑ то время они будут лишь есть, спать и отступят со своих позиций в духовной жизни. Таким образом они упустят возможность достичь вечной счастливой жизни.
«Чайтанья‑ чаритамрита», 25.278, комментарий

Я посмотрел последний присланный тобой макет «Учения Господа Чайтаньи», и в высшей степени его одобряю. Считаю, что каждый преданный должен приобрести по одному экземпляру всех наших книг, чтобы изучить их и в дальнейшем проповедовать.
Шрила Прабхупада, письмо Брахмананде, 11 декабря 1968 г.

Мы должны не просто печатать эти книги для посторонних, наши ученики должны очень хорошо знать все наши книги, чтобы быть готовыми одержать победу над любыми оппонентами в области самоосознания.
Шрила Прабхупада, письмо Хамсадуте, 3 декабря 1969 г.

Сколько по времени изучать шастры и как это делать? 10 мин.

Как минимум один‑ два часа каждый день

Я настаиваю на том, чтобы все мои ученики были сведущи в философии сознания Кришны, чтобы они читали наши книги очень внимательно, по меньшей мере, один или два часа в день, и старались рассмотреть их предмет под разными углами зрения.
Шрила Прабхупада, письмо Мадхудвише, 16 июня 1972 г.

По поводу твоих ответов на вопросы Виласа‑ Виграхи: все правильно. Если ты тщательно изучишь все наши книги, которые есть на сегодня, особенно «Бхагавад‑ гиту как она есть», в твоем распоряжении окажутся ответы на любые вопросы, какие только могут тебе встретиться. Пожалуйста, вдохновляй других читать эту «Бхагавад‑ гиту», по меньшей мере, по одной главе в день.
Шрила Прабхупада, письмо Упендре, 6 января 1969 г.

Отвечая на вопросы по ним

Я просмотрел образец контрольной работы, который взял у Шримати Джоанны, и он мне понравился. Нужно внедрять эту практику вопросов и ответов среди преданных. Это поможет им научиться отвечать на вопросы посторонних.
Шрила Прабхупада, письмо Джананивасе, 7 июля 1970 г.

Медитируя на их смысл

Лучше всего читать по одной главе в день, но если ты сможешь каждый день медитировать на несколько стихов «Бхагавад‑ гиты», это лучше, чем просто читать каждый день по часу, а потом забывать о предмете до следующего чтения.
Шрила Прабхупада, письмо Парамананде, 29 июля 1969 г.

Составляя по ним сочинения и размышления

Я рад, что ты и другие каждый день посвящаете час написанию сочинений. Это парампара. Все наши предшественники, ачарьи нашей традиции много писали о науке сознания Бога, так что мне нравится, что мои ученики делают то же самое, и я очень вдохновлен этой программой, которую вы начали.
Шрила Прабхупада, письмо Вриндаван‑ Чандре, 9 ноября 1970 г.

Полезно изучать писания в обсуждениях с другими

Большой популярностью пользовалась палатка «Вопросы и ответы», в которой на огромной вьясасане сидел один из наших старших преданных и отвечал на вопросы посетителей. Там разыгрывались такие дискуссии, они привлекали столько людей, что палатка была открыта ежедневно, по меньшей мере, до полуночи, чтобы удовлетворить всех любопытствующих. Всем нравятся живые обсуждения и философские дебаты.
Шрила Прабхупада, письмо Рупануге, 10 декабря 1971 г.

Полезно слушать систематические лекции по ним

Любой, кто прочитает «Нектар преданности» с полным вниманием, получит все необходимое руководство в области бхакти. Итак, на лекциях в храме нужно регулярно обсуждать отрывки из этой книги.
Шрила Прабхупада, письмо Адвайте, 18 июня 1970 г.

 

Достаточно ли чтения лишь книг Шрилы Прабхупады
 или необходимо читать и другие книги? 7 мин.

Абсолютно достаточно;
читая книги Шрилы Прабхупады, мы получим ответы на все свои вопросы

Никому из моих учеников нет необходимости читать какие‑ либо книги кроме моих — на самом деле такое чтение может нанести ущерб их развитию в сознании Кришны. Всякое чтение посторонних книг, исключая особые случаи, когда это делается с моего разрешения, например, чтение книг какого‑ нибудь Платона с целью сравнительного исследования его философии и философии Кришны — во всех остальных случаях такое чтение надо немедленно прекратить. Это просто лишняя морока. Если мои ученики не могут внимательно прочитать даже мои книги, почему же они должны отвлекаться на другие? Я дал вам «Учение Господа Чайтаньи», зачем же читать «Чайтанья‑ чаритамриту» в каком‑ то чужом переводе? Ты совершенно прав, запрещая такое чтение.
Шрила Прабхупада, письмо Шри‑ Говинда дасу, 20 января 1972 г.

Кришна дал тебе прекрасную возможность проповедовать философию, так что ты должен быть уверен, что понимаешь ее правильно. В моих книгах есть все необходимое для вас. Продолжай путешествовать и проповедовать, и можешь быть совершенно уверен, что Кришна даст тебе все необходимое.
Шрила Прабхупада, письмо Гунаграхи дасу, 14 октября 1973 г.

В моих книгах содержится полное объяснение философии сознания Кришны, так что если есть что‑ то такое, чего ты не понимаешь, ты просто должен снова и снова читать их. При ежедневном чтении знание тебе откроется, и твоя духовная жизнь получит развитие.
Шрила Прабхупада, письмо Бахурупа дасу, 22 ноября 1974 г.

Все, что нам нужно из учения Шрилы Бхактивиноды Тхакура, можно почерпнуть из наших книг.
Шрила Прабхупада, письмо Гурукрипе Свами и Яшоданандане Свами, 25 декабря 1973 г.

Тем не менее, тщательно изучив книги Шрилы Прабхупады, можно изучать труды предыдущих ачарьев

Поэтому я советую всем своим ученикам читать «Брахма‑ самхиту», и читать очень внимательно, в особенности потому, что ее перевел лично мой духовный учитель, Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа.
Шрила Прабхупада, письмо Прадьюмне, 17 октября 1967 г.

Что необходимо делать, чтобы чтение книг стало эффективным? 5 мин.

Институт не должен ограничиваться только книжной наукой; равное время должно отдаваться и киртану, и арати, и прасаду, и всему остальному. Нужна духовная жизнь, только тогда изучение книг будет иметь смысл.
Шрила Прабхупада, письмо Рупануге, 11 января 1976 г.

Домашнее задание

Прочитать цитаты к проведенному уроку.

 

Установите себе на месяц минимум чтения на каждый день. Стандарт определите сами (или Вам задаст его преподаватель). Дополнительно каждый день разбирайте по одному (любому) стиху по схеме из дополнительных материалов.

Занятие 35

Уважение к храму, дхаме и экадаши

Краткая лоигка:

Важность посещения храма, святых мест и соблюдения экадаши.

Как правильно посещать храм, святые места и соблюдать экадаши.

 

Почему важно ходить в храм?    10 мин.

Что касается поклонения грихастх Гауре‑ Нитаю, то это только для тех, кто живет далеко от храма и не может приходить в храм. В противном случае такое поклонение излишне. В храме уже совершается поклонение Божествам, и пусть они [домохозяева] ходят на арати, а не устанавливают Божества у себя дома. Община домохозяев в Лос‑ Анджелесе, как и в других местах, не должна быть независимой от храмовых программ.
Шрила Прабхупада, письмо Джаятиртхе, 1 мая 1974 г.

По поводу твоего желания иметь личные Божества: если у тебя есть время, то это допустимо, но ведь эту же энергию можно занять и в храме: украшать, наряжать, мыть, готовить. Ведь на самом деле наряд Божеств нужно менять каждый день: одежды, украшения, цветочные гирлянды. Лучше хоть в одном месте сделать поклонение Божествам совершеннее. Если у тебя есть свободное время, я могу дать тебе длиннейший список разных дел, связанных с поклонением Божествам, так что ты будешь занята круглосуточно и ежедневно.
Шрила Прабхупада, письмо Химавати, 24 января 1969 г.

Что касается вопроса о том, можно ли тебе держать Божество у себя дома, думаю, в этом нет необходимости. Ведь если ты будешь держать Его у себя, тебе придется должным образом ухаживать за Ним, проводить арати, уделять Ему внимание, это будет отвлекать тебя от Божества в храме, и от повторения мантры, и от других видов твоего служения, таких как написание книг или шитье. Поэтому, я думаю, лучше всего каждому сосредоточиться на Божестве в храме, и тогда храмовое поклонение пойдет очень хорошо. Конечно, если в храм пойти невозможно, если он расположен слишком далеко и т.п., тогда дело другое, но если добираться до храма легко, тогда самое лучшее — всем ходить туда и посещать арати и киртан.
Шрила Прабхупада, письмо Сатьябхаме, 30 марта 1969 г.

 

О чем необходимо помнить, посещая храм?       10 мин.

Таким образом вы несете очень хорошее служение, и, чем больше вы несете служения, тем больше вы продвигаетесь. Это единственный путь. Следовательно, ведическое правило состоит в том, что, когда кто‑ то идет повидать какого‑ либо святого человека или посетить храм, он должен предложить что‑ нибудь. Это поможет ему. Требуется, прежде всего, предложить свою жизнь, а если это невозможно сделать, предложить свои деньги. Если у вас нет денег, вам следует использовать ваш разум для распространения сознания Кришны. Или если нет разума, просто сказать: «Да, они делают хорошие дела. Это хорошее движение». В этом заключается процесс продвижения в сознании Кришны.
Шрила Прабхупада, письмо Бхуриджане дасу, 8 сентября 1975 г.

Важно ли посещать святые места? Зачем? 5 мин.

Дхама очищает паломника от склонности к поиску наслаждений материального мира, усиливает его желание служить Господу всем, что он имеет, увеличивает понимание природы духовного мира и Самого Господа, дает возможность соприкоснуться с высшим блаженством, служа Господу и Его дхаме.
«Шримад‑ Бхагаватам», 4.8.42

Люди обязательно должны посещать святые места, подобные Вриндавану, где особенно заботятся о поддержании храмов и поклонении Божествам. В былые времена все богатые люди (цари и преуспевающие купцы) сооружали храмы под руководством опытных преданных Господа, в частности шести Госвами, и простые люди обязаны посещать эти храмы и принимать участие в праздниках, проводимых в местах паломничества, следуя по стопам великих преданных (анувраджа). … Тот, кто не посещает такие места, ничем не отличается от дерева, которое Господь обрек на неподвижность. Присущая человеку склонность к путешествиям используется не по назначению, если он путешествует только ради того, чтобы ознакомиться с достопримечательностями. Лучше всего использовать эту склонность для того, чтобы совершать паломничество по святым местам и храмам, заложенным великими ачарьями.
«Шримад‑ Бхагаватам», 2.3.22

Как сделать так, чтобы получить доступ в святое место? 10 мин.

Но и для того, чтобы увидеть игры Господа через шастры и глазами чистого преданного, необходимо иметь дух служения святой дхаме, сердце, свободное от материальных желаний (даже, если они еще не полностью покинули наше сердце, следует их игнорировать), смиренное состояние ума.
«Учение Господа Чайтаньи», стр. 274

Что нужно делать в святых местах? 5 мин.

Слушать преданных и делать все то, что помогает открыть дхаму

В святые места и храмы нельзя ходить как на экскурсию. Эти храмы и священные места, ставшие бессмертными благодаря трансцендентным играм Господа, нужно посещать под руководством человека, который постиг духовную науку. Это называется анувраджа. Ану значит «следовать». Поэтому самое лучшее — следовать указаниям истинного духовного учителя, даже в том, что касается посещения храмов или мест паломничества.
«Шримад‑ Бхагаватам», 2.3.22

Каких оскорблений дхамы стоит избегать? 10 мин.

1. Выказывать неуважение к духовному учителю, который раскрывает дхаму своему ученику.
2. Считать, что святая дхама временна.
3. Вести себя оскорбительно по отношению к любым обитателям святой дхамы, паломникам, посещающим ее, или считать их обыкновенными людьми.
4. Заниматься мирской деятельностью во время пребывания в святой дхаме.
5. Зарабатывать деньги в святой дхаме на поклонении Божествам и занимаясь санкиртаной.
6. Считать, что святая дхама относится к какой‑ либо стране или провинции (например, такой как Бенгалия). Считать, что дхама Господа может сравниться со святым местом, связанным с каким‑ нибудь полубогом. Пытаться измерить площадь святой дхамы.
7. Совершать греховные поступки во время пребывания в святой дхаме.
8. Считать, что Вриндаван отличен от Навадвипы.
9. Поносить шастры, прославляющие святую дхаму.
10. Оставаться неверующим и считать славу святой дхамы вымышленной. Посещение святой земли паломничества усиливает веру преданного в реальность существования Господа, а также веру в шастры, описывающие природу Господа и всего, что с Ним связано (Его энергии, Его творение и т.д.)

В чем суть следования экадаши и отмечания дней явлений Господа?        10 мин.

Почему же только двадцать пять кругов? Надо повторять как можно больше. Настоящий экадаши — это пост и повторение святых имен, больше никаких дел. Во время поста повторение идет легче. Поэтому на экадаши остальные занятия надо, по возможности, приостановить, если нет чего‑ то срочного.
Шрила Прабхупада, письмо Ядурани, 9 июля 1971 г.

Экадаши соблюдается, чтобы усилить преданность.
Шрила Прабхупада, письмо Мадхусудане, 1 февраля 1968 г.

В вайшнавском календаре указано много постов, например в экадаши, а также в дни явления и ухода Господа и Его преданных. Цель таких постов — уменьшить количество жира в организме, чтобы человек не спал больше положенного и не становился ленивым и апатичным. Из‑ за переедания человеку приходится спать больше, чем необходимо.
«Шримад‑ Бхагаватам», 4.28.35‑ 36

Как следовать экадаши и праздникам?      5 мин.

Соблюдать пост, посвящать день преданному служению,
и прежде всего повторению святого имени, встречаться с преданными

Я очень рад, что ты регулярно отмечаешь все праздники, перечисленные в нашем Чайтанья‑ альманахе. Мы празднуем их просто: мощный киртан и пир для Божеств с особыми блюдами — больше никакой особой программы. Таков стандарт, и так мы и празднуем.
Шрила Прабхупада, письмо Ямуне, 17 мая 1970 г.

Я рад, что иногда ты постишься и повторяешь мантру весь день. Это очень хорошая мысль, и ты можешь аккуратно следовать этому принципу дважды в месяц — в дни экадаши.
Шрила Прабхупада, письмо Кристоферу, 13 июля 1968 г.

Почему же только двадцать пять кругов? Надо повторять как можно больше. Настоящий экадаши — это пост и повторение святых имен, больше никаких дел. Во время поста повторение идет легче. Поэтому на экадаши остальные занятия надо, по возможности, приостановить, если нет чего‑ то срочного.
Шрила Прабхупада, письмо Джадурани, 9 июля 1971 г.

Отмечай побольше праздников: это оживляет и публику, и самих преданных. Храм — это праздники, а праздники — это пение и раздача прасада.
Шрила Прабхупада, письмо Тамала‑ Кришне, 8 августа 1973 г.

Поститься ли в экадаши? 5 мин..

В дни экадаши полезно сокращать количество пищи, однако если это мешает нашей деятельности, то следует отказаться от подобных аскез и поститься лишь от зерно‑ бобовых

Вообще говоря, пост означает полное воздержание от еды и питья, хотя можно выпить воду ачаманы и чаранамриту (только три капли). Тот, кто находит это невозможным, должен есть только беззерновую пищу один раз после полудня. Эта пища, называемая накта, т. е. ужин, должна состоять из корнеплодов (кроме свеклы), фруктов, воды, молочных продуктов, орехов, сахара и овощей (кроме грибов). … Конечно, для каждого преданного в движении сознания Кришны проповедь является самой важной обязанностью, и, если полный пост в экадаши препятствует этой обязанности, его не надо соблюдать.
«Экадаши — день Господа Хари»

Каким праздникам следовать и как о них узнавать?      2 мин.

В дополнительных файлах можно найти Вайшнавский календарь, который при установке необходимо настроить на свой город.

Домашнее задание

Прочитать цитаты к проведенному уроку.

 

Сходить в следующие две недели в храм, желательно выполнив там также какое‑ то служение.

Найти на календаре следующий день экадаши и постараться посвятить в этот день как можно больше времени духовной практике.

Занятие 36

Уважение к гуне благости

Краткая логика занятия:

Важность гуны благости в жизни преданных.

Является ли гуна благости самоцелью.

Что можно поднять до гуны благости в своей жизни.

 

Студентам: Рассказать на основе материала о гунах из курса «Самбандха» о том,
что такое гуны, какие они бывают, как они обуславливают нас,
и к каким результатам приводит их влияние на нас                                                                               30 мин.

 

Почему гуна благости важна в духовной жизни? 15 мин..

Мы делаем то, что хочет Кришна. А Кришна более расположен к гуне благости

Тот, кто хочет заниматься преданным служением Господу, чтобы очиститься и достичь цели жизни — трансцендентного любовного служения Личности Бога, должен прежде всего выяснить, чего от него хочет Господь. Тот, кто любит Кришну, всегда предлагает Ему то, чего Он желает, и никогда не станет предлагать того, чего Господь не хочет или о чем не просит его. Так, Кришне нельзя предлагать мясо, рыбу и яйца. Если бы Он хотел, чтобы Ему предлагали их, то непременно сказал бы об этом. Однако Господь просит предлагать Ему листья, плоды, цветы и воду и говорит, что Он примет их. Отсюда следует, что Он никогда не примет от нас мясо, рыбу и яйца.
«Бхагавад‑ гита», 9.26, комментарий

Гуны страсти и невежества — основа демонического образа жизни, противоположного бхакти

Материальная энергия состоит из трех гун материальной природы. Поэтому человек должен подняться по крайней мере на уровень гуны благости, прежде чем перед ним откроется путь к постижению Верховной Личности Бога. Не достигнув уровня гуны благости, он останется во власти страсти и невежества, составляющих основу демонического образа жизни.
«Бхагавад‑ гита», 16.24, комментарий

Гуна благости — благоприятный плацдарм для духовной практики

Материальная гуна благости сама по себе не является духовной, но она не препятствует духовной жизни. Поскольку материальная гуна благости очищает сознание человека и рождает желание получения более высокого знания, это благоприятная платформа, с которой продолжается движение к духовной жизни, подобно тому, как аэропорт является благоприятным местом начала путешествия. Если человек желает путешествовать из Нью‑ Йорка в Лондон, Нью‑ Йоркский аэропорт — это, определенно, благоприятное место начала путешествия.
«Шримад‑ Бхагаватам», 11.7.8

Являются ли действия в благости самоцелью?   5 мин.

Но, если человек пропустит свой рейс, он не будет ближе к Нью‑ Йорку, чем тот человек, который не приехал в аэропорт. Другими словами, преимущество аэропорта имеет смысл только если человек попадет на свой рейс. Подобным же образом материальная гуна благости является наиболее благоприятной ситуацией для начала движения к духовной платформе. Веды предписывают и запрещают различные действия, чтобы поднять обусловленную душу до материальной гуны благости, и оттуда ей следует подняться до духовной платформы трансцендентного знания. Поэтому если кто‑ то не поднимается на платформу сознания Кришны, его подъем до материальной гуны благости бесполезен, так же как путешествие в аэропорт бесполезно, если вы опаздываете на самолет.
«Шримад‑ Бхагаватам», 11.7.8, комментарий

Приведите примеры того, как преданные в своей жизни могут ошибочно
ставить гуну благости за самоцель    7 мин.

 

Приведите примеры случаев из своей жизни, когда вы находились
под сильным влиянием гун страсти и невежества. Как Вы себя чувствовали?
Приведите примеры случаев, когда на Вас влияла гуна благости.
Как Вы чувствовали себя в под ее влиянием?                                                                                              8 мин.

 

В каких сферах Вы можете улучшить свои действия, подняв их до благости?                                10 мин.

 

Какие проблемы возникают у нас в следовании стандартам гуны благости
и как их можно решить?                                                                                                                                         10 мин.

Домашнее задание

Прочитать цитаты к проведенному уроку.

 

Составьте (или дополните) список аспектов, в которых Вы бы хотели подняться повыше к гуне благости. Отмечайте ежедневно Ваш успех в этом.

Занятие 37

Уважение к регулирующим принципам

Краткая логика занятия:

Четыре регулирующих принципа - что это.

Почему им важно следовать.

Как им следовать.

Что делать, если следовать не получается.

Чему еще следуют преданные после инициации.

 

Каковы четыре регулирующих принципа? Что к ним относится, а что нет? 8 мин.

Четыре принципа ограничений, а именно: отказ от незаконных половых отношений, отказ от употребления в пищу животных, отказ от интоксикаций и от азартных игр, влияют на их характер. Построение характера — фундамент, на котором основано сознание Кришны. Веды предписывают, что человек может развиваться в духовной жизни, только следуя правилам аскетизма и целибата. Мы не лжем нашим студентам, что у них есть свобода заниматься всеми видами глупостей, и в то же время развиваться в своем духовном понимании. И поскольку мы очень строги в этом плане, у нас не так много последователей. Впрочем, мы и не нуждаемся в большом количестве сумасбродных последователей. Нам нужна только одна луна в ночном небе, и нам не важны миллионы мелких звезд.
Письмо Шрилы Прабхупады к Джая Мазо, 18 января, 1968 г.

Регулирующие принципы

Отказ от азартных игр: игры, имеющие тенденцию вводить игроков в неконтролируемую страсть. Игры с целью получения денег. Игры, в которых присутствует элемент случая. Например, игра в карты — азартная игра, даже если идет не на деньги, так как в ней присутствует элемент случая при раздаче карт. В то время как шахматы — не азартная игра, поскольку в ней все зависит от умений игроков. Действия, направленные на получение прибыли без производства какого‑ либо полезного продукта. Например, игра на валютной бирже. Действия, направленные на получение прибыли, и ведущиеся нечестным путем.

Отказ от мяса: мяса, рыбы, яиц, лука, чеснока, а также в идеале от всего того, что не было предложено Господу.

Отказ от одурманивающих веществ: алкоголя, сигарет, наркотиков, чая, кофе, шоколада.

Отказ от незаконных половых отношений: отказ от отношений вне брака или в браке без цели зачатия детей.

Относительно вашего вопроса: «Каков правильный сексуальный этикет для строгих грихастх; и что представляет собой планирование духовной семьи? » Если только кто‑ то не желает родить ребенка, не должно быть никакой сексуальной жизни. Лучшее, что вы можете сделать, это забыть о сексе, но это невозможно сделать сию секунду, особенно в западных странах, где сексуальная жизнь является такой свободной. При таких обстоятельствах следует стараться вести сексуальную жизнь только для рождения детей.
Шрила Прабхупада, письмо Даянанде и Нандарани, 24 августа 1968 г.

В твоем письме от 17 числа этого месяца ты был очень откровенен в своих вопросах относительно жизни домохозяина, особенно в области сексуальных отношений. Предполагается, что вопросы о сексе не должны задаваться санньяси. И все же, поскольку ты так сильно зависишь от моих инструкций, я должен дать тебе эту информацию, насколько это возможно. Семейная жизнь не предназначена для потворства сексуальным желаниям. Принципом брака является рождение хороших детей. Поэтому домохозяину разрешается иметь сексуальные отношения один раз в месяц, после менструального периода. Менструальный период продолжается, по меньшей мере, пять дней, поэтому после этих пяти дней можно вступать в сексуальные отношения, если есть желание родить ребенка. А после того, как жена забеременеет — никакой сексуальной жизни, пока ребенок не родится и не достигнет возраста, по меньшей мере, шести месяцев. После этого сексуальная жизнь продолжается по такому же принципу. Если вы не хотите иметь больше одного или двух детей, вы можете добровольно прекратить сексуальную жизнь. Но совершенно недопустимо использовать любой метод контрацепции и в то же время продолжать сексуальную жизнь. Это очень греховно.
Шрила Прабхупада, письмо Сатсварупе, 20 сентября 1968 г.

Являются ли они ограничениями или свободой? 7 мин.

 

Это принципы свободы

Но тот, кто, следуя регулирующим принципам свободы, избавился от всякой привязанности и неприязни и держит свои чувства в узде, может в полной мере обрести милость Господа.
«Бхагавад‑ гита», 2.64

Ты беспокоишься насчет правил и ограничений, но без правил и ограничений разочарования будет еще больше. Вначале это может показаться трудновато, но если ты искренне стремишься достичь высшей цели жизни, можешь быть уверена, что прилагая усилия в сознании Кришны, ты будешь становиться все счастливее и счастливее.
Шрила Прабхупада, письмо Сьюзен Бекман, 20 сентября 1972 г.

Потому что они ограждают нас от негативных последствий поступков,
противоречащих бхакти:

Мы не можем разжечь огонь, и в то же время лить на него воду. Если мы будем делать так, огонь не разгорится.
«Молитвы царицы Кунти», глава 25

Как эти четыре регулирующих принципа сказываются
на нашем материальном состоянии?                                                                                                           0‑ 5 мин.

 

Почему важно следовать регулирующим принципам с духовной точки зрения? 10 мин.

Необходимость аскезы

Как явствует из этих стихов, повторение маха‑ мантры и вообще всех ведических мантр должно сопровождаться аскезой. Но в Кали‑ югу человеку не под силу суровая аскеза, подобная той, что описана в этом стихе: питаться в течение многих месяцев только водой и воздухом. Подражать этому не имеет смысла. Однако без аскезы нам не обойтись. Наша аскеза — не нарушать, по крайней мере, четыре запрета: не вступать в недозволенные половые отношения, не есть мяса, не употреблять одурманивающих средств и не играть в азартные игры. В сочетании с этой, доступной для каждого, тапасьей повторение мантры Харе Кришна быстро возымеет действие. Аскезой не следует пренебрегать.
«Шримад‑ Бхагаватам», 6.5.27‑ 28, комментарий

Это неестественно для души, т.к. чистые преданные даже не думают нарушать эти принципы

Они нужны лишь до тех пор, пока человек не почувствует истинный вкус сознания Кришны. Тот, кто обрел сознание Кришны, естественным образом теряет вкус к пустым мирским удовольствиям.
«Бхагавад‑ гита», 2.59, комментарий

Разрушают 4 столпа религии

Законы религии основываются не на догмах или изобретенных человеком формулах, а на четырех важнейших регулирующих принципах: аскетизме, чистоте, милосердии и правдивости. … Гордость, как ложная, так и истинная, разрушает плоды аскетизма, чрезмерная привязанность к женщинам уничтожает чистоту, излишняя склонность к одурманивающим средствам уничтожает милосердие, а чрезмерная лживая пропаганда — правдивость.
«Шримад‑ Бхагаватам», 1.17.25, комментарий

Разрушают нашу связь с духовным учителем:

Ты спросил, правда ли то, что Духовный Учитель остается в материальной вселенной до тех пор, пока все Его ученики не вернутся в духовный мир. Ответ — да, таково правило. Поэтому, каждый ученик должен быть очень внимателен, чтобы не совершить оскорбление, которое будет губительным для его возвращения в Духовный Мир, из‑ за чего его Духовному Учителю нужно будет снова прийти, чтобы спасти его. Такой менталитет будет оскорбителен по отношению к Духовному Учителю. Из десяти оскорблений, оскорбление номер один — нарушать приказы Духовного Учителя. Инструкциям, данным ученику Духовным Учителем во время инициации нужно очень тщательно следовать. Это поможет ему развиваться по духовному пути. Но если он последовательно нарушает эти инструкции, тогда его развитие будет затруднено в самом начале. Эти нарушения будут означать разрыв отношений с Духовным Учителем. А любой, кто их нарушает, и тем самым разрывает его отношения с Духовным Учителем, едва ли может ожидать помощь Духовного учителя жизнь за жизнью. Я надеюсь, это достаточно для тебя прояснит твой вопрос.
Шрила Прабхупада, письмо Джаяпатаке, 11 июля 1969 г.

Как преодолевать препятствия на пути к следованию?                                                                               10 мин.

 

Внимательное повторение святых имен и активная занятость в служении

Так это или нет, единственное лекарство — это харинама. Просто занимайся весь день служением Кришне, а в любое время, когда нет служения, просто повторяй Харе Кришна. Тогда не будет шанса на незаконный секс.
Шрила Прабхупада, письмо Рупануге, 14‑ е февраля 1973 г.

Общение с преданными

Лучше всего, если ты будешь общаться с преданными в Далласском храме, тогда тебе будет гораздо легче.
Шрила Прабхупада, письмо Элейн, 1‑ е февраля 1976 г.

Высший вкус

Сдерживание в плане этих четырех греховных действий достигается посредством ощущения высшего вкуса сознания Кришны.
Шрила Прабхупада, письмо Суреш Чандре, 18‑ е июня 1973 г.

Какие трудности встречаются в следовании принципам и как их разрешать?                                 15 мин.

 

Что делать, если не получается следовать?                                                                                                       10 мин.

Не отчаиваться

Да, употребление мяса, несомненно, было огромным оскорблением, так что не делай этого опять, будь то осознанно или неосознанно. Кришна простит тебя за то, что ты сделал, но не делай этого опять.
Шрила Прабхупада, письмо Чидананде, 28 сентября 1971 г.

Раскаиваться и продолжать практиковать

Ты раскаиваешься, поэтому Кришна простит тебя. Но никогда больше этого не делай. Наоборот, лучше тебе вообще остановить сексуальную жизнь, сделай это своей аскезой. Не ешь роскошно, всегда повторяй шестнадцать кругов и молись Кришне, чтобы Он простил тебя за твое оскорбление.
Шрила Прабхупада, письмо ученику, 17 декабря 1972 г.

Постараться не совершать больше этих действий

Я только что получил твое письмо от 13 мая 1975 года и ознакомился с его содержанием. Мне очень жаль, что ты вовлечен в гомосексуальные отношения. Это не поможет тебе в твоих попытках вести духовную жизнь. В действительности, это только воспрепятствует твоему продвижению. Я не знаю, почему ты поддался такой ненормальной деятельности. Но что я могу сказать? В любом случае, постарайся нести для Кришны такое служение, какое ты можешь. Даже если ты находишься в очень деградированном состоянии, Кришна, будучи довольным твоим отношением служения, сможет вызволить тебя из этого падшего состояния. Тебе следует немедленно прекратить гомосексуальные отношения. Это недозволенный секс, иначе твои шансы на продвижение в духовной жизни равны нулю. Покажи Кришне, что ты серьезен, если ты серьезен, конечно.
Шрила Прабхупада, письмо Лалитананде дасу, 2 мая 1975 г.

Относительно твоей проблемы: тебе следует знать, что, если ты нарушишь один из четырех регулирующих принципов, ты не сможешь продвигаться. Продвижение возможно только через искреннее воспевание святого имени. Поэтому, что я могу сказать? Воспевай и будь решителен в том, чтобы не вовлечься в эту греховную деятельность снова. Но нет никакой пользы в том, что ты пишешь мне о том, что ты делаешь что‑ то греховное, а затем продолжаешь делать это на том же основании. Прекрати греховную жизнь и живи в сознании Кришны, вот и все.
Шрила Прабхупада, письмо Минакетане, 19 августа 1973 г.

Конечно, один раз, два раза Кришна может извинить, это не трудно, но дальше Кришне станет очень трудно продолжать извинять тебя, и существует большой риск, что все будет потеряно, несмотря на все твое потраченные время и усилия.
Шрила Прабхупада, письмо Санкаршане, 31 декабря 1972 г.

Представьте, что у Вас случились проблемы с одним из четырех регулирующих принципов. Расскажите об этом другим студентам и выслушайте их советы                                                                                    10 мин.

 

Каким еще принципам преданные следуют после инициации?                                                            10 мин.

Таким образом, следуйте этим принципам (десять оскорблений), а также четырем регулирующим принципам… И другим стандартным практикам для инициированных преданных:

Нужно посещать вечерние и утренние занятия.

Не следует слишком много общаться с непреданными.

Не следует принимать пищу, приготовленную непреданными.

Не следует тратить время на пустые разговоры.

Не следует заниматься пустыми видами спорта.

Нужно всегда повторять и воспевать святые имена Господа.

Повторение святых имен было провозглашено Господом Чайтаньей как единственное средство духовной реализации в этот век раздоров. Поэтому повторяйте, по меньшей мере, шестнадцать кругов ежедневно, а за другой помощью обращайтесь к вашим старшим преданным.
Шрила Прабхупада, письмо Сачисуте, 30 мая 1968 г.

По твоей рекомендации я инициирую следующих учеников. Тебе следует следить, чтобы они строго следовали регулирующим принципам, четырем запретам, а также благочестивым практикам раннего пробуждения, совершения омовения, накладыванию тилаки, посещения мангала‑ арати, чтения шестнадцати кругов джапы и посещения класса чтения «Шримад‑ Бхагаватам». Это обязанность всех моих инициированных учеников, независимо от того, «большие» они или «маленькие». В действительности в нашем движении нет такого понятия, как большой или маленький. Каждый является преданным. Поэтому от каждого требуется следовать благочестивым практикам.
Шрила Прабхупада, письмо Гопиджанаваллабха дасу, 19 сентября 1974 г.

Я надеюсь, что ты очень тщательно соблюдаешь все наши основные правила, такие, как ранний подъем (до 4 часов утра), посещение мангала‑ арати и занятий, повторение шестнадцати кругов без всяких пропусков и, конечно, следование четырем регулирующим принципам. Без серьезного принятия этих вещей не может быть и речи о духовной жизни. Так что, я думаю, ты понимаешь крайнюю необходимость этих вещей и остаешься чистым в своей деятельности.
Шрила Прабхупада, письмо Дживананде, 3 февраля 1975 г.

Домашнее задание

Прочитать цитаты к проведенному уроку.

Следуйте всем четырем принципам в течение недели.

Если у Вас есть слабость к какому‑ то из четырех принципов, напишите немного о ней, поразмышляйте над этой слабостью. Пишите этот текст для себя, но мы рекомендуем сдать его преподавателю.

 

Занятие 37.2, факультативное

Отведенное время для индивидуальных встреч для обсуждения сложностей в следовании четырем регулирующим принципам. Если есть необходимость.

Занятие 38

Уважение к утренним процедурам

Краткая логика занятия:

Утренний подъем.

Утренние процедуры.

Утренняя программа.

Практикум проведения утренней программы.

 

Что нужно делать утром и почему?                                                                                                                        10 мин.

Господь Чайтанья дал указания Санатане Госвами объяснить различные виды деятельности, которые должны выполняться перед пробуждением Господа. Утром преданный должен регулярно чистить зубы, принимать омовение, возносить молитвы Господу и предлагать поклоны духовному учителю. Он должен служить духовному учителю и украшать 12 частей своего тела урдхва‑ пундрой (тилакой). Он должен наносить на тело святые имена Господа, символы Господа, такие как диск и палица. Затем ты должен описать, как преданный должен украшать тело гопи‑ чанданой, носить шейные бусы, собирать листья с дерева туласи, стирать одежду и мыть алтарь, убирать жилище, идти в храм и звонить в колокол, чтобы привлечь внимание Господа Кришны.
«Чайтанья‑ чаритамрита», Мадхья, 24.332‑ 3

Цель процедур или правил, касающихся пробуждения, чистки зубов и омовения, завязывания шикхи, одевания и украшения тела — минимизировать тамасное влияние сна, который, хотя и необходим для поддержания здоровья, оказывает загрязняющее воздействие на физическое и умственное состояние. Это не ритуалы ради ритуалов (смарта в негативном смысле), но они имеют практическое значение для всех людей.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

В какое время лучше всего просыпаться?                                                                                                             5 мин.

В брахма‑ мухурту

Шрила Прабхупада пишет:
Раннее утро, за полтора часа до восхода солнца, называется брахма‑ мухуртой. Во время брахма‑ мухурты рекомендуется заниматься духовной деятельностью. Эта деятельность дает больший эффект, чем в другое время суток. (Бхаг., 3.20.46, комментарий)
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Для нас брахма‑ мухурта начинается в 4 утра, как во Вриндаване

Что касается времени пробуждения преданных утром, здесь, в Новом Вриндаване, они встают до 4 часов. Но в вашей стране люди не привыкли к этому, и нужно какое‑ то время, чтобы такая привычка выработалась. Старайся поднимать их в четыре часа, насколько это возможно.
Шрила Прабхупада, письмо Хамсадуте, 17 июня 1969 г.

Что нужно делать после подъема?                                                                                                                           5 мин.

Сам Господь Кришна подает пример пробуждения и выполнения предписанной утренней деятельности, называемой нитья‑ крия:
Господь Кришна сразу вставал с постели с наступлением брахма‑ мухурты... Встав с постели, Господь Кришна ополаскивал рот, руки и стопы, и погружался в медитацию, предметом которой был Он Сам. Однако, это не значит, что мы должны садиться и размышлять о себе. Мы должны размышлять о Кришне, о Радхе‑ Кришне. Это настоящая, истинная медитация... После медитации Господь ежедневно совершал утреннее омовение чистой, освященной водой. Затем Он надевал чистые одежды, заворачивался в накидку и погружался в Свои ежедневные религиозные занятия. Из множества Его религиозных обязанностей первейшей было совершение подношений на жертвенный огонь и беззвучно произнести мантру Гаятри. Господь Кришна, как идеальный домохозяин, неуклонно выполнял все религиозные обязанности семейного человека. С восходом солнца Господь возносил особые молитвы богу Солнца.
«Кришна — Источник Вечного Наслаждения», Ежедневные занятия Господа Кришны

Ранний подъем и очищение тела и ума важны для здоровья и выполнения принципов. После шестичасового сна человеческое тело естественным образом пробуждается до восхода солнца. Затем, так же как мы принимаем омовение, чтобы избавиться от загрязнений, накопившихся в грубом теле, необходимо избавиться от тонких загрязнений, грязных мыслей — похотливых желаний, страхов и привязанностей в виде снов, памятуя о Господе и воспевая Его славу.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Молитвы при подъеме                                                                                                                                                   3 мин.

Шрила Прабхупада пишет:
В ранние утренние часы (известные, как брахма‑ мухурта) необходимо встать и сразу прочитать Харе‑ Кришна мантру, или хотя бы сказать: «Кришна, Кришна, Кришна». Таким образом можно вспомнить Кришну. Также можно читать определенные шлоки или молитвы. Благодаря воспеванию, каждый немедленно становится невосприимчивым и трансцендентным по отношению к загрязнению материальными качествами. На самом деле необходимо воспевать и помнить о Господе Кришне двадцать четыре часа в сутки, или столько, сколько возможно (Ч.‑ ч., Мадхья, 24.331, комментарий).

Пример такого воспевания, сразу после пробуждения, дал Cарвабхаума Бхаттачарья:
Как только Cарвабхаума Бхаттачарья встал с постели, он четко произнес: «Кришна, Кришна». Господь Чайтанья был очень доволен, слыша, как он воспевает святое имя Кришны (Ч.‑ ч., Мадхья, 6.220).
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Предложение поклонов учителю                                                                                                                             3 мин.

После пробуждения и воспевания имени Господа, почтите своего духовного учителя и Господа, предложив пранамы или поклоны, сопровождаемые молитвами. Предлагая поклоны после пробуждения, мы концентрируемся на предании своей жизни указаниям духовного учителя и служении Кришне. Концентрация на позитивной цели уносит прочь все оставшиеся негативные мысли.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Чистка зубов и опорожнение кишечника до омовения                                                                                 3 мин.

Шрила Прабхупада пишет:
Пратах‑ критья означает, что преданный должен регулярно опорожнять кишечник и принимать омовение. Необходимо полоскать рот (ачамана) и чистить зубы (данта‑ дхавана). Это делается с помощью либо палочек, либо зубной щетки — того, что доступно. Это очистит рот. Затем преданный должен принять омовение.
«Чайтанья чаритамрита», Мадхья, 24.331, комментарий

Омовение                                                                                                                                                                               5 мин.

После пробуждения и освобождения кишечника нужно почистить зубы и принять омовение. «Хари‑ бхакти‑ виласа», описывая ежедневное омовение, цитирует катьяяна‑ смрти, дакша‑ смрти, каши‑ кханду, тамия‑ тантру. В Курма-пуране говорится, что любой, не совершивший пратах‑ снана (омовение перед восходом солнца), остается загрязненным и не может выполнять никакие ежедневные обязанности, которые должен выполнять любой цивилизованный человек, а именно джапу, хому и поклонение Божествам. Если человек вкушает пищу, не приняв омовения, говорится, что он ест отбросы, так как все, к чему он прикасается, становится таким же нечистым, как и он сам. Падма-пурана утверждает, что тот, кто не принимает омовения утром, есть грешник, который заслуживает адских страданий. Пратах‑ снана обязательна для всех, за исключением больных. В ведической культуре омовение рассматривается как священный акт, который должен сопровождаться медитацией на Господа и повторением молитв.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Польза раннего омовения                                                                                                                                             3 мин.

Священные писания описывают пользу от омовения в холодной воде рано утром. Такое омовение может очистить даже грешника, так как оно имеет силу удалить все внутренние и внешние загрязнения. В то время как теплая вода очищает только физически, холодная вода тонизирует тонкое тело, устраняет влияние сна и воздействия злых людей. Также холодное омовение дает силу, активизирует деятельность чувств, дает долголетие, чистоту, тело приобретает свечение. Холодное омовение рано утром увеличивает знание и решимость, умиротворяет ум. Оно устраняет несчастья, жалобы, разрушительные последствия и дурные мысли. Короче, оно противодействует всем нездоровым влияниям греха. Ночью девять отверстий тела заполняются отходами, которые производятся постоянно. Утреннее омовение эффективно удаляет их, и тело начинает свою ежедневную деятельность в освеженном состоянии. Таким образом, раннее утреннее омовение оказывает положительное физическое, умственное и духовное воздействие, и поэтому прославляется в священных писаниях.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Частота омовения                                                                                                                                                              3 мин.

Шрила Прабхупада пишет:
Домохозяева и ванапрастхи должны принимать омовение два раза в день (пратар‑ мадхьяхнайох снанам ванапрастха‑ грихастхайох). Санньяси должны принимать омовение три раза в день, а брахмачари может принимать омовение один раз в день. Когда омовение невозможно, можно принимать омовение, читая Харе‑ Кришна мантру. (Ч.‑ ч., Мадхья, 24.331, комментарий)

Если вы не можете принимать омовение два или три раза в день, по крайней мере вы должны делать это один раз, ранним утром. Таким образом, омовение водой ранним утром обязательно для всех.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

В чем важность проведения утренней программы?                                                                                     10 мин.

Пожалуйста, продолжай эти программы с еще большим энтузиазмом. Они очень важны. Тебе следует очень тщательно следовать всем этим принципам. Ты должен вставать рано (до 4 утра), посещать мангала‑ арати, занятия по философии, ежедневно читать по крайней мере шестнадцать внимательных кругов и следовать четырем регулирующим принципам. Это те вещи, которые ты обязан делать, иначе не будет и вопроса о духовной жизни.
Шрила Прабхупада, письмо Чаранаравинде, 2‑ е апреля 1975 г.

Необязательно каждому жить в храме, но чтобы продвигаться в духовном отношении, человек должен строго соблюдать все правила и предписания сознания Кришны, как это делают преданные в храме. Нужно вставать рано, проводить мангала‑ арати, слушать лекцию и повторять, минимум, шестнадцать кругов в день, а также соблюдать четыре принципа. Лучше всего как можно больше общаться с преданными, если нет возможности жить в храме.
Шрила Прабхупада, письмо Аугусту и Ромеу, 14 марта 1975 г.

Из чего состоит утренняя программа?                                                                                                                  20 мин.

Благословение Кришны можно обрести лишь по милости духовного учителя. Без его милости любые попытки достичь совершенства обречены на провал. Поэтому я должен всегда помнить о своем духовном учителе и прославлять его. Не меньше трех раз в день должен я склоняться в глубоком почтении к лотосным стопам своего духовного учителя.
«Шри Шри Гурв‑ аштака», 8

У каждого, кто встал на путь сознания Кришны и посвятил себя служению Господу, ум полностью очищается от злобы и зависти (манаш ча бхадрам бхаджатад адхокшадже). Поэтому мы должны молить Господа Нрисимхадеву поселиться в нашем сердце: бахир нрисимхо хридайе нрисимхах. «Пусть Господь Нрисимхадева войдет в мое сердце и уничтожит все мои дурные наклонности. Пусть мой ум очистится, чтобы я мог спокойно поклоняться Господу и нести покой всему миру».
«Шримад‑ Бхагаватам», 5.18.9, комментарий

Туласи — спутница Кришны, она находится в сознании Кришны, и в этом чистом состоянии обладает всеми качествами Кришны, поэтому она становится заслуживающей того же уважения, что и Кришна. Существует поговорка — если любишь меня, люби и мою собаку. Обратиться к президенту очень сложно, если только мы не являемся его другом, сыном или дочерью, тогда это было бы легко. Поэтому поклонение Туласи и другим спутникам Господа — это часть нашей практики, целью которой является удовлетворение Кришны.
Шрила Прабхупада, письмо Пэтти Дорган, 17 ноября 1971 г.

Вам всегда следует помнить эти слова, дивья‑ гьяна хриде прокашито. И потому что духовный учитель вкладывает в сердце ученика дивья‑ гьяну, тот чувствует себя в долгу. Ясья прасадад бхагават‑ прасадо ясья прасадан на гатих куто пи. Итак, эта гуру‑ пуджа необходима. Так же как поклонение Божествам. Это не просто дешевое заискивание. Это процесс получения дивья‑ гьяны.
Шрила Прабхупада, лекция в Бомбее, 1 апреля 1977 г.

Практикум: Как проводить утреннюю программу?                                                                                        20 мин.

Домашнее задание

Прочитать цитаты к проведенному уроку.

Установите себе время для подъема на неделю.

Проводите все утренние процедуры, упомянутые в уроке.

Проводите утреннюю программу.

 

Занятие 39

Молитвы утренней программы

Пранама-мантра Шриле Прабхупаде

нама ом вишну-падайа  кршна-прештхайа бху-тале

шримате бхактиведанта-свамин ити намине

намах — поклоны; ом — обращение; вишну-падайа — тому, кто пребывает у стоп Господа Вишну; кршна-прештхайа — кто очень дорог Господу Кришне; бху-тале — на земле; шримате — прекраснейшему; бхактиведанта-свамин — А.Ч. Бхактиведанта Свами; ити — так; намине — которого зовут.

В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа.

намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине

нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

намах — поклоны; те — тебе; сарасвати-деве — слуга Бхактисиддханты Сарасвати Госвами; гаура-вани — учение Господа Чайтаньи; прачарине — проповедующий; нирвишеша — (от) имперсонализма; шунйа-вади — (от) философии пустоты; пашчатйа — западные; деша — страны; тарине — спасающий.

О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, мы склоняемся перед тобой в глубоком почтении. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, в котором широко распространился имперсонализм и философия пустоты.

Панча-таттва Маха-мантра

(джайа) шри-кршна-чаитанйа прабху нитйананда

шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-врнда

Комментарий Шрилы Прабхупады:

Шри Чайтанью Махапрабху всегда сопровождают Его полная экспансия Шри Нитьянанда Прабху, Его воплощение Шри Адвайта Прабху, Его внутренняя энергия Шри Гададхара Прабху и Его пограничная энергия Шриваса Прабху. Он стоит в центре, поскольку Он — Верховная Личность Бога. Следует помнить, что эти таттвы всегда сопровождают Шри Чайтанью Махапрабху, поэтому, чтобы выразить Ему свое почтение, мы говорим шри-кршна-чаитанйа прабху нитйананда шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-врнда. Будучи проповедниками движения сознания Кришны, мы прежде всего выражаем свое почтение Шри Чайтанье Махапрабху, произнося Панча-таттва мантру.

И только после этого произносим Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама Рама Рама, Харе Харе. Человек, который повторяет Харе Кришна маха-мантру, может нанести святому имени десять оскорблений, но при повторении Панча-таттва мантры (шри-кршна-чаитанйа прабху нитйананда шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-врнда) эти оскорбления во внимание не принимаются. Шри Чаитанья Махапрабху не придает значения оскорблениям, которые совершают падшие души, поэтому Его называют махаваданйаватара, самым великодушным воплощением. Таким образом, чтобы повторение маха-мантры (Харе Кришна, Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама Рама Рама, Харе Харе) принесло нам наибольшее благо, необходимо вначале принять покровительство Шри Чайтаньи Махапрабху, для чего, прежде чем повторять Харе Кришна маха-мантру, следует произнести Панча-таттва мантру. В этом случае мантра Харе Кришна окажет на того, кто ее повторяет, самое сильное воздействие.

 

Гурв-аштака

самсара-даванала-лидха-лока-

транайа карунйа-гханагханатвам

праптасйа калйана-гунарнавасйа

ванде гурах шри-чаранаравиндам

самсара — материального сущсствования; дава-анила — лесным пожаром; лидха — охваченные; лока — люди; транайа — чтобы спасти; карунйа — милости; гханагхана-твим — свойство тучи; праптасйа — который приобрел; калйана — благоприятных; гуна — качеств; арнавасйа — являющийся океаном; ванде — я склоняюсь; гурох — моего духовного учителя; шри — благоприятным; чарана-аравиндам — лотосным стопам.

Духовный учитель получает благословение из океана милости. Подобно тому как облако, проливающее дождь, гасит лесной пожар, духовный учитель гасит пылающий огонь материального существования и спасает людей, охваченных этим пламенем. Такой духовный учитель — океан благих качеств, и я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам.

махапрабхох киртана-нртйа-гита-

вадитра-мадйан-манасо расена

романча-кампашру-таранга-бхаджо

ванде гурох шри-чаранаравиндам

махапрабхох — Господа Чайтаньи Махапрабху; киртана — повторением; нртйа — танцем; гита — пением; гита — пением; вадитра — игрой на музыкальных инструментах; мадйат — обрадован; манасах — чей ум; расена — из-за нектара чистой преданности; рома-анча — волосы, встающие дыбом; кампа — дрожь, пробегающая по телу; ашру-таранга — потоки слез; бхаджах — который испытывает; ванде — я приношу поклоны; гурох — моего духовного учителя; шри-чарана-аравиндам — лотосным стопам.

Движение санкиртаны Господа Чайтаньи Махапрабху — источник непреходящей радости для духовного учителя, который порой повторяет святое имя, порой танцует, охваченный экстазом, а порой поет и играет на музыкальных инструментах. Его ум наслаждается нектаром чистой преданности, и потому волосы на его теле временами встают дыбом, по телу пробегает дрожь, а слезы ручьями льются из глаз. В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.

шри-виграхарадхана-нитйа-нана-

шрнгара-тан-мандира-марджанадау

йуктасйа бхактамш ча нийунджато 'пи

ванде гурох шри-чаранаравиндам

шри-виграха — арча-виграхе (Божествам); арадхайа — поклонение; нитйи — ежедневно; нана — различными; шрнгара — одеждами и украшениями; тат — Господа; мандира-храма; марджана-адау — уборкой и т.д.; йуктасйа — кто занят; бхактан — своих учеников; ча — и; нийунджатах — кто занимает; апи — также; ванде — я приношу поклоны; гурох — моего духовного учителя; шри-чарана-аравиндам — лотосным стопам.

Всегда занятый поклонением Шри Шри Радхе и Кришне в храме, духовный учитель вовлекает в него также своих учен ков. Они облачают Божества в прекрасные одежды, надевают на Них украшения, моют Их храм и занимаются другими видами служения, поклоняясь таким образом Господу. В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.

чатур-видха-шри-бхагават-прасада-

свадв-аина-трптан хари-бхакта-сангхан

кртваива трптим бхаджатах садаива

ванде гурох шри-чаранаравиндам

чатух — четырьмя; видха — видами; шри — освященной; бхагават-прасада — предложенной Кришне; сваду — вкусной; анна — пищи; трптан — духовно удовлетворенными; хари — Кришны; бхакта-сангхан — преданных; кртва — сделав; эва — так; трптим — удовлетворение; бхаджатах — который испытывает; сада — всегда; эва — конечно; ванде — я приношу поклоны; гурох — моего духовного учителя; шри-чарана-ара-виндам — лотосным стопам.

Духовный учитель предлагает Кришне чудесную пищу четырех видов*. И когда духовный учитель видит, что преданные, вкусив бхагават-прасада, полностью удовлетворены, он испытывает радость. В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.

* Пищу, которую лижут, жуют, сосут и пьют.

шри-радхика-мадхавайор апара-

мадхурйа-лила-гуна-рупа-намнам

прати-кшанасвадана-лолупасйа

ванде гурох шри-чаранаравиндам

шри-радхика — Шримати Радхарани; мадхавайох — Господа Мадхавы (Кришны); апара — безграничные; мадхурйа — супружеские; лила — игры; гуна — качества; рупа — формы; намнам — святых имен; прати-кшана — каждое мгновение; асва-дана — наслаждаться; лолупасйа — который стремится; ванде — я приношу поклоны; гурох — моего духовного учителя; шри-чарана-аравиндам — лотосным стопам.

Духовный учитель всегда жаждет слушать повествования о бесчисленных любовных играх Радхики и Мадхавы, Их имена и описания Их качеств и форм и всегда готов воспевать Их. Духовный учитель жаждет наслаждаться этим непрестанно, и потому я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.

никунджа-йуно рати-кели-сиддхйаи

йа йалибхир йуктир апекшанийа

татрати-дакшйад ати-валлабхасйа

ванде гурох шри-чаранаравиндам

никунджа-йунах — Радхи и Кришны; рати — любовных отношений; кели — игр; сиддхйаи — чтобы сделать совершенными; йа йа — какие бы; алибхих — гопи; йуктих — приготовления; апекшанийа — желаемые; татра — в этой связи; ати-дакшйат — поскольку он очень искусен; ати-валлабхасйа-который очень дорог; ванде — я приношу поклоны; гурох-моего духовного учителя; шрй-чарана-аравиндам — лотосным стопам.

Духовный учитель очень дорог Господу Кришне, ибо он очень умело помогает гопи, которые, проявляя необыкновенное искусство, делают в рощах Вриндаваны различные приготовления, чтобы довести любовные игры Радхи и Кришны до совершенства. В глубочайшем смирении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.

сакшад-дхаритвена самаста-шастраир

уктас татха бхавйата эва садбхих

кинту прабхор йах прийа эва тасйа

ванде гурох шри-чаранаравиндам

сакшат — непосредственно; хари-твена — качеством Хари; самаста — всеми; шастраих — писаниями; уктах — признано; татха — так; бхавйате — считается; эва — также; садбхих — великими святыми личностями; кинту — однако; прабхох — Господу; иах — который; прийах — дорог; эва — конечно; тасйа — его (гуру); ванде — я приношу поклоны; гурох — моего духовного учителя; шрй-чарана-аравиндам — лотосным стопам.

Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Верховному Господу, ибо он — Его ближайший слуга. Так гласят все богооткровенные писания, и этому указанию следуют все авторитеты. Духовный учитель — истинный представитель Шри Хари (Кришны), и я в глубоком почтении скло няюсь к его лотосным стопам.

йасйа прасадад бхагават-прасадо

йасйапрасадан на гатих куто 'пи

дхйайан стувамс тасйа йашас три-синдхйам

ванде гурох шри-чаранаравиндам

йасйа — кого (духовного учителя); прасадат — милостью; бхагават — Кришны; прасадах — милость; йасйа — кого; апрасадат — без милости; на — не; гатих — путь к успеху; кутах апи — отовсюду; дхйайан — медитируя на; стуван — прослав ляя; тасйа — его (духовного учителя); йашах — славу; три-сандхйам — три раза в день (на восходе солнца, в полдень и на закате); ванде — я приношу поклоны; гурох — моего духовного учителя; шрй-чарана-аравиндам — лотосным стопам.

Благословение Кришны можно обрести лишь по милости духовного учителя. Без его милости любые попытки достичь совершенства обречены на провал. Поэтому я должен всегда помнить о своем духовном учителе и прославлять его. Не меньше трех раз в день должен я склоняться в глубоком почтении к лотосным стопам своего духовного учителя.

 

Молитвы для Туласи

вриндайаи туласи-девйаи

прийайаи кешавасйа ча кришна-бхакти-праде деви

сатйаватйаи намо намах

вриндайаи — Вринде; туласи-девйаи — Туласи Деви; прийайаи — которая дорога; кешавасйа — Господу Кешаве; ча — и; кришна-бхакти — преданное служение Господу Кришне; праде — которая дарует; деви — о богиня; сатйа-ватйаи — Сатьявати; намах намах — многочисленные поклоны.

Вновь и вновь склоняюсь я перед Вриндой, Шримати Туласи Деви, которая очень дорога Господу Кешаве. О богиня, ты, знающая высочайшую истину, даруешь всем преданное служение Господу Кришне.

намо намах туласи! кришна-прейаси

радха-кришна-сева пабо эи абхилаши

 

дже томара шарана лой, тара ванчха пурна хой

крипа кори' коро таре бриндавана-баси

 

мор эи абхилаш, билас кундже дио вас

найане херибо сада джугала-рупа-раши

 

эи ниведана дхаро, сакхир анугата коро

сева-адхикара дийе коро ниджа даси

 

дина кришна-дасе кой, эи джена мора хой

шри-радха-говинда-преме сада джена бхаси

 

1. О Туласи, возлюбленная Кришны, желая обрести служение Шри Шри Радхе-Кришне, я вновь и вновь склоняюсь пред тобой.

2. Ты исполняешь все желания того, кто избрал тебя своим прибежищем. Проливая на него свою милость, ты делаешь его жителем Вриндаваны.

3. Позволь же и мне поселиться в рощах наслаждения Вриндавана-дхамы, и тогда я смогу постоянно созерцать прекрасные игры Радхи и Кришны.

4. Молю тебя: сделай меня последователем пастушек Враджа. Даруй мне привилегию преданно служить Господу и сделай меня своей служанкой.

5. Я, падший, недостойный слуга Кришны молю даровать мне возможность вечно плавать в океане любви Шри Радхи и Говинды.

йани кани ча папани

брахма-хатйадикани ча тани тани пранашйанти

прадакшинах паде паде

йани кани — какие бы; ча — и; папани — грехи; брахма-хатйа — убийство брахмана; адикани — и так далее; ча — также; тани тани — все они; пранашйанти — разрушаются; прадакшинах — (благодаря) хождению вокруг (Туласи Деви); паде паде — с каждым шагом.

Обходя вокруг Шримати Туласи Деви, человек с каждым шагом избавляется от всех грехов, какие только можно совершить, — даже от такого греха, как убийство брахмана.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.319 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь