Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Молитвы Господу Нрисимхе. Шри Нрисимха пранама



намас те нарасимхайа

прахладахлада-дайине

хиранйакашипор вакшах-

шила-танка-накхалайе

намах — поклоны; те — Тебе; нара-симхайа — Господу Нарасим-хе; прахлада — Прахладе Махарадже; ахлада — радость; дайине — приносящий; хиранйакашипох — Хираньякашипу; вакшах — грудь; шила — (на) твердой, как камень; танка — резцы; накха-алайе — чьи ногти.

Я склоняюсь перед Господом Нарасимхой, который приносит радость Прахладе Махарадже и чьи ногти вонзаются, словно резцы, в каменную грудь демона Хираньякашипу.

ито нрисимхах парато нрисимхо

йато йато йами тато нрисимхах

бахир нрисимхо хридайе нрисимхо

нрисимхам адим шаранам прападйе

итах — здесь; нрисимхах — Господь Нрисимха; паратах — там; нрисимхах — Господь Нрисимха; йатах йатах — куда бы; йами — я ни пошел; татах — там; нрисимхах — Господь Нрисимха; бахих — снаружи; нрисимхах — Господь Нрисимха; хридайе — в сердце; нрисимхах — Господь Нрисимха; нрисимхам — Господу Нрисимхе; адим — источнику; шаранам — высшему прибежищу; прападйе — я предаюсь.

Господь Нрисимха и здесь и там. Куда бы я ни пошел — везде Господь Нрисимха. Он и в сердце, и вовне. Я предаюсь Господу Нрисимхе, источнику всего сущего и высшему прибежищу для всех.

тава кара-камала-варе накхам адбхута-шрингам

далита-хиранйакашипу-тану-бхрингам

кешава дхрита-нарахари-рупа джайа джагадиша харе

О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, принявший образ человекольва! Слава Тебе! С такой же легкостью, с какой человек может раздавить пальцами осу, Ты Своими чудесными острыми когтями разорвал на части тело демона Хираньякашипу, схожего с осой.

 

 

Гуру-вандана

1

шри-гуру-чарана-падма кевала-бхакати-садма

бандо муи савадхана мате

джатхара прасаде бхаи э бхава торийа джаи

кришна-прапти хой джаха ха'те

 

2

гуру-мукха-падма-вакйа читтете корийа аикйа

ар на корихо мане аша

шри-гуру-чаране рати эи се уттама-гати

дже прасаде пуре сарва аша

 

3

чакху-дан дило джеи джанме джанме прабху сеи

дивйа-джна(гйа)н хриде прокашито

према-бхакти джаха хоите авидйа винаша джате

веде гай джатхара чарито

 

4

шри-гуру каруна-синдху адхама джанара бандху

локанатх локера дживана

ха ха прабху коро дойа дехо море пада-чхайа

эбе джаша гхушук трибхувана

1. Лотосные стопы духовного учителя — единственный путь обретения чистого преданного служения. Я с благоговением склоняюсь к его лотосным стопам. Только по милости духовного учителя мы можем пересечь океан материального существования и обрести милость Кришны.

2. Единственное, чего я хочу, — это чтобы наставления, сходящие с лотосных уст духовного учителя, очистили мое сознание. Привязанность к лотосным стопам духовного учителя — лучший способ достижения духовного совершенства. По его милости исполняются все желания.

3. Он вернул мне зрение и вложил в мое сердце трансцендентное знание, и потому он мой господин из жизни в жизнь. Он источает экстатическую прему и рассеивает мрак невежества. Ведические писания воспевают его возвышенные качества.

4. О духовный учитель, о океан милости и друг падших душ, ты наставник и господин преданных. О господин! Будь милостив ко мне и позволь мне укрыться под сенью твоих лотосных стоп. Пусть слава о тебе разнесется по всем трем мирам!

 

Занятие 40

Уважение ко внешнему виду

Краткая логика занятия:

Важность хорошего внешнего вида.

Как преданный выглядит внешне, в деталях.

 

Почему преданным важно поддерживать внешний вид преданного?                                                 7 мин.

Такая одежда напоминает нам о том, что мы преданные;
ношение этой одежды нами нравится Кришне

По поводу твоей одежды, она не материальна. Но как солдат, ты знаешь, что у каждого солдата есть униформа в соответствии с порядками армии. Поэтому армия сознания Кришны должна носить по крайней мере тилаку на лбу во всех условиях. Для своей службы ты можешь носить одежду военно‑ морской службы; подобно этому, если у тебя, как у солдата Кришны, есть тилака на лбу, тебя это не должно слишком смущать, поскольку это крайне важно.
Шрила Прабхупада, Роберту Хендри, 3 августа 1969 г.

Как Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы выглядели?                                                                                  15 мин.

Лучше всего как преданные, но если нет такой возможности, то как леди и джентльмены

Если нет абсолютной необходимости, каждый должен держать голову начисто выбритой и не позволять своим волосам отрастать слишком длинными. Если абсолютно необходимо, кто‑ то может одеваться как рядовой американский джентльмен с короткой стрижкой, но длинные волосы запрещены. Тот, кто носит длинные волосы — не мой ученик, потому что он против этого принципа. Только если есть абсолютная необходимость, можно держать короткую стрижку, и если нужно — одеваться как рядовой американский джентльмен с короткой стрижкой.
Шрила Прабхупада, письмо Дриштакету, 17 июля 1976 г.

Домохозяева могут носить дхоти в храме или как им нравится, но не шафранового цвета. Они могут надевать белые, желтые или любого цвета дхоти. Вне храма они могут носить европейскую одежду с тилакой, кавачей и кантхи‑ малой. Не требуется надевать дхоти, так как общество этого не поймет. Поэтому вне храма европейский костюм социально более приемлем. Если они пожелают, для церемонии, они могут облачаться в дхоти для киртана.
Шрила Прабхупада, письмо Баладжу, 12 марта 1968 г.

Но шикха, кантхи‑ мала и тилака — три крайне желательные составляющие

Следующий пункт: вам следует одеваться как идеальным американским джентльменам, но шикха и тилака должны быть. Брахмачари и грихастхи могут надевать пиджак, брюки и галстук, поскольку вы не санньяси. В храме вы можете одеваться как брахмачари, но, чтобы не выглядеть смешными в глазах других, вне храма вам следует одеваться так же, как совершенные аристократические американцы. Здесь нет возражений. Но вы должны сохранить тилаку и шикху, и в этом не должно быть компромисса.
Шрила Прабхупада, письмо Брахмананде, 6 октября 1968 г.

В отношении одежды я уже писал вам, для общения с публикой, вы можете одеваться так хорошо, как возможно, и одежда не играет роли в сознании Кришны. Сознание находится внутри. Я — санньяси, но если какая‑ либо важная работа потребует, чтобы я оделся как совершенный джентльмен, я немедленно приму это. Так что это не проблема.
Шрила Прабхупада, письмо Гопала Кришне от 3 сентября 1969 г.

Пара историй для вдохновения преданных

Шрила Прабхупада был одет как типичный житель Вриндавана. Он носил кантхи‑ малу (шейные бусы) и простое хлопчатобумажное дхоти, в руке держал джапа‑ малу (четки) и также на нем был старый чадар или шаль. Цвет его тела был золотистым, голова обрита, на затылке была шикха, его лоб украшала беловатая вайшнавская тилака. Он носил белые туфли с острыми носами, что весьма привычно для садху в Индии. Но кто в Нью‑ Йорке видел или мог вообразить кого‑ нибудь одетого, как этот вайшнав. Он возможно был первым санньяси‑ вайшнавом, прибывшим в Нью‑ Йорк и не пошедшим на компромисс в отношении своего внешнего вида. Конечно, у нью‑ йоркцев был большой опыт не уделять много внимания кому бы то ни было странному из новоприбывших.
«Шрила Прабхупада‑ лиламрита», том 2, стр.7

Однажды в Индии была фабрика, на которой все рабочие были преимущественно вайшнавами. У вайшнавов была свобода, поэтому они носили на работе свои вайшнавские тилаки, а также другие атрибуты вайшнавов. Но спустя некоторое время руководство на фабрике сменилось, и хозяином стал мусульманин. Приняв дела, владелец‑ мусульманин объявил, что он не позволит больше рабочим приходить на работу с вайшнавской тилакой. Большинство рабочих подчинилось. И в назначенный владельцем день они появились на фабрике без своих тилак. Один служащий, однако, решил использовать свой шанс и положиться на Кришну. Таким образом, он пришел на работу с очень ясной вайшнавской тилакой. Осмотрев всех собравшихся рабочих, новый владелец‑ мусульманин сказал: «Этот один преданный, который нанес вайшнавскую тилаку, очень отважен. Ему позволяется носить тилаку на работе. Но всем остальным теперь ее носить запрещается».

Так Шрила Прабхупада воодушевлял преданных не отказываться без необходимости от обозначений вайшнавов. Где ситуация не позволяла этого, Шрила Прабхупада говорил. Что не было абсолютной необходимости носить тилаку, хотя преданному следовало по крайней мере поставить тилаку при помощи воды на свое тело, повторяя имя Вишну. Но если есть разрешение на ношение атрибутов, то тогда преданному не следует без нужды снимать одежду или бусы вайшнава. Эта история актуальна и в наши дни. В 1966 году Шрила Прабхупада был удовлетворен, когда Рупануга и Сатсварупа упорствовали в ношении вайшнавской тилаки на своей работе в департаменте социального обеспечения города Нью‑ Йорка. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур также желал, что однажды судья Верховного суда будет носить тилаку, и это будет знаком успешного влияния сознания Кришны в мире. Даже в условиях работы, где ношение тилаки не разрешается, преданному следует пытаться так или иначе помнить о Кришне на протяжении рабочего дня. История, рассказанная Шрилой Прабхупадой о человеке, настаивавшем на ношении тилаки на работе, может сохранять вдохновение у всех преданных, которые отправляются на места работы, где управляют карми. Так или иначе мы должны оставаться преданными.
«Нектар Шрилы Прабхупады», том 3

Каковы правила относительно волос преданного?                                                                                           5 мин.

В соответствии с принципами ведической культуры, когда человек подвергается чуда‑ карана‑ самскаре (церемонии стрижки волос) и упанаяне (ведической инициации), он должен обрить голову, оставив пучок волос, называемый шикхой. Шикха необходима для того, чтобы выполнять любой вид ягьи. Поэтому в индийской традиции все брахманы, вайшнавы и т.д. носят шикху.

Хотя в шастрах нет указаний о размере шикхи, Гаудия‑ вайшнавы традиционно носят шикху размером с копытце теленка, около 1, 5 дюймов (5‑ 6 см) в диаметре. Шрила Прабхупада упоминает об этом в беседе с некоторыми учениками на Гавайях:

Шикха Гаудия‑ вайшнавов 1, 5 дюйма в поперечнике — не больше. Шикха большего размера означает принадлежность к другой сампрадае... И шикху необходимо завязывать.
6 мая, 1972 г., Гавайи, «Шрила‑ Прабхупада‑ лиламрита», 5, стр. 93

Шикха может быть любой длины, но ее нужно носить крепко завязанной и развязывать только когда вы омываетесь (*), расчесываетесь или умасливаете ее. Когда вы ложитесь спать, на похоронах, при соблюдении траура, шикха должна быть незавязанной. Поскольку незавязанная шикха — это знак смерти в семье, неблагоприятно выполнять свои ежедневные обязанности с незавязанной шикхой. Кроме того, незавязанная шикха может ослабить тело.

(*) Примечание. В «Хари‑ бхакти‑ виласе» говорится, что члены высших классов завязывают шикху даже перед омовением. В особенности это касается омовения в реке или озере. В этом случае незавязанная шикха свидетельствует о принадлежности к низшему классу и говорит о неуважении к священному ритуалу омовения. Вы можете завязать ее свободно при омовении и перевязать крепко после омовения) Завязывая шикху после омовения, читайте Харе Кришна мантру или, если инициированы в гаятри‑ мантру, беззвучно читайте Брахма‑ гаятри (первую строчку гаятри). Шикху нельзя заплетать (по традиции только женщины заплетают волосы), она не должна быть длинной или нерасчесанной (если шикха слишком короткая, можно оставить ее незавязанной, но ее необходимо расчесывать).
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Каковы правила относительно одежды преданного?                                                                                    7 мин.

Следует всегда носить какую‑ то одежду, не обнажаясь даже при омовении;
в храмах лучше не носить верхней одежды; стоит с уважением относиться к одежде, если на ней есть изображения святого имени или Господа

Первейшее правило, касающееся одежды — никогда не обнажаться! Шрила Прабхупада пишет:
Прикрывать нижнюю часть тела — принцип человеческой цивилизации. Когда люди — мужчины и женщины — забывают об этом, они деградируют.
«Кришна — Источник вечного наслаждения», Освобождение Налакуверы и Манигривы

Преданный‑ мужчина должен носить каупину, а также верхнюю и нижнюю одежды, неправильно носить только нижнюю одежду. Когда выполняется пуджа, правая рука должна быть неприкрытой, поэтому следует носить чадар, свисающим по обе стороны шеи и завязанным под правой рукой и над левым плечом, или завязанным вокруг талии. Хари‑ нама чадар можно носить, если он не свисает ниже талии, иначе существует вероятность оскорбления святого имени, т.к. на чадар можно сесть. (Одежда с хари‑ намой должна ограничиваться чадарами, которые можно носить в алтарной, или во время джапы, ягьи или хари‑ нама‑ санкиртаны. Преданный не должен использовать вещи, сшитые из ткани с хари‑ намой, если святое имя было разрезано в процессе пошива. Также, хотя нет указаний, запрещающих ношение верхней одежды с изображением Божеств или вайшнавов, эти изображения должны почитаться, и такую одежду не следует носить в нечистых местах, как, например, туалетная комната.)

Есть указание, запрещающее мужчинам носить некоторые типы верхней одежды перед Божествами в храме. Шрила Прабхупада приводит следующую цитату из тантр:

Любой (мужчина), который выражает почтение и предлагает поклоны Божеству, имея на себе верхнюю одежду, обречен на проказу в течение семи рождений.
«Чайтанья чаритамрита», Антья, 12.37, комментарий

Поклоняясь Божествам и готовя, женщины должны быть одеты в сари, концом которого покрывается голова. Им нельзя пользоваться парфюмерией, а также они должны делать серединный пробор и заплетать волосы или связывать их сзади.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Какая одежда считается нечистой?                                                                                                                           5 мин.

Всю одежду, кроме верхней и уличной, стоит стирать ежедневно

Преданный не должен надевать грязную одежду, особенно когда он готовит или поклоняется Божеству. Использованная одежда, которая не выстирана и не высушена, считается нечистой. Одежда, в которой спят, справляют естественные нужды, занимаются сексом — является нечистой. Одежда, которой касаются чего‑ либо нечистого, например вина, мяса, крови, мертвого тела или женщины в менструальный период, также осквернена. Одежда, которую выстирали в коммунальной прачечной, а также одежда, которая выстирана, но изношена, также нечиста и не годится для ношения при поклонении Божеству. Поклоняясь Божеству, нельзя носить следующие виды одежды: одежду ярких расцветок (для мужчин); сырую одежду; слишком длинную или слишком короткую; шитую или простроченную одежду (для мужчин); рваную одежду, замасленную или запачканную, горелую одежду; одежду, которую жевали животные или побили насекомые. Шелковую одежду можно одевать многократно, не стирая, при условии, что она не касалась чего‑ либо нечистого или ее не носили в нечистых местах. Наилучший для пуджи — необесцвеченный сырой матка (ахимса) шелк. Считается, что овечья шерсть — всегда чиста, но, однако, не следует надевать обычную шерстяную одежду при поклонении Божеству, т.к. частицы пряжи могут попасть на параферналии Божества. Хотя можно носить тонкую шерсть, которая не «сыплется». В этом случае нужно использовать эту одежду только для пуджи. При поклонении Божеству нельзя носить синтетическую одежду.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Практикум: надеваем дхоти/сари                                                                                                                        10 мин.

 

Почему важно носить кантхи‑ малу? И как это делать?                                                                                7 мин.

Тот, кто носит бусы из туласи, дорог Господу. Однако носить бусы из туласи и имитировать вайшнава, но серьезно не пытаться предаться Господу — оскорбление. Некоторые преданные также носят и другие виды благоприятных мал — либо сделанные из бусин туласи, семян лотоса, веревки с ратхи Господа Джаганнатхи, либо шелковые павитры — во время пуджи, джапы или других священных ритуалах; они должны сниматься при омовении, выходе из храма или дома. Кантхи‑ мала носится постоянно, так как эти бусы защищают от дурных слов, несчастных случаев, оружия и слуг Ямараджи. При виде туласи‑ малы Ямадуты разбегаются как листья, разносимые ветром.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

О том, как вайшнав должен украшать свое тело тилаком и бусами говорится в «Падма‑ пуране»: «Людей, которые носят бусы из туласи на шее, отмечают двенадцать мест на своем теле, как храмы Вишну, символами Вишну [четыре предмета, которые Господь Вишну держит в Своих четырех руках: раковина, палица, диск и лотос] и имеют тилак Вишну на лбу, нужно считать преданными Господа Вишну в этом мире. Их присутствие очищает мир, и где бы они ни жили, они превращают это место в Вайкунтху».
Нектар преданности, глава 9

Почему важно носить тилаку?                                                                                                                                    5 мин.

Шрила Прабхупада прославляет тилаку в следующем комментарии к «Шримад‑ Бхагаватам»:
В Кали‑ югу едва ли доступны золото или ювелирные украшения, но двенадцати знаков тилаки на теле достаточно, т.к. эти благоприятные украшения очищают тело. (Бхаг. 4.12.28, комментарий)

А также он дает разъяснения в следующих письмах:
Что касается вашей одежды, она несущественна. Но как солдат, вы знаете, что у каждого солдата есть униформа, соответствующая армейскому этикету. Поэтому армия сознания Кришны должна, по крайней мере, носить тилаку на лбу при любых условиях. Во время службы вы можете носить вашу военно‑ морскую форму, подобным же образом, будучи солдатом сознания Кришны, вы должны иметь тилаку на лбу, и это не должно вызывать у вас больших возражений.
Шрила Прабхупада, письмо, 3 августа 1969 г.

Все вы, за исключением санньяси, можете одеваться, как современные американские джентльмены, но все должны носить тилаку, как я уже упоминал.
Шрила Прабхупада, письмо, 11 октября 1967 г.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Что такое тилака и в чем ее смысл?                                                                                                                       5 мин.

Урдхва‑ пундра — это две вертикальные линии, наносимые на лоб и другие части тела, которые означают преданность Господу Вишну. В Падма‑ пуране и Яджур‑ веде говорится, что урдхва‑ пундра символизирует лотосную стопу Вишну. Двенадцать частей тела, на которые наносится урдхва‑ пундра, выбраны не произвольно. Это чувствительные участки, поглощающие духовную энергию, которая генерируется при воспевании имен Вишну и мысленном помещении Господа на эти участки.
ISKCON GBC Press, Панчаратра‑ прадипика

Тилака на лбу и других частях тела является символическим изображением храмов Кришны. Другими словами, нанося знак тилаки на всех частях нашего тела, мы становимся защищенными Господом со всех сторон. Кроме того, тилака представляет нас, как вайшнавов, следовательно, она необходима так же, как и кантхи‑ мала.
Шрила Прабхупада, письмо Даянанде, Нандарани и Уддхаве, 20 сентября 1967 г.

Как наносить тилаку?                                                                                                                                                       5 мин.

Тилака наносится на двенадцать частей тела — на лоб, область пупка, сердце, горло, на обе стороны живота, руки, плечи, заднюю часть шеи и нижнюю часть спины. Нанесение тилаки на эти места и повторение имен Вишну освящает и посвящает тело служению Господу.

В «Хари‑ бхакти‑ виласе» говорится, что урдхва‑ пундра может различаться по форме, цвету и материалу в зависимости от сампрадаи преданного, но все другие признаки совпадают. Тилака должна быть ровной, аккуратной, находиться ровно в центре той части тела, на которую она наносится, чистой и иметь приличный запах. В центральной части лба две линии должны идти параллельно, не соединяясь, от бровей до края волосяной части головы, а в нижней части тилаки линии должны соединяться. Соединенная часть может занимать три четверти длины от основания до кончика носа. Говорится, что Господь Вишну находится в центральной части, Господь Брахма в левой, а Господь Шива в правой части тилаки.

1.  Лоб — ом кешавая намах;

2. Центр живота — ом нараяная намах;

3. Грудь — ом мадхавая намах;

4. Между ключицами — ом говиндая намах;

5. Правая сторона живота — ом вишнаве намах;

6. Правое предплечье — ом мадхусуданая намах;

7. Правое плечо — ом тривикрамая намах;

8. Левая сторона живота — ом ваманая намах;

9. Левое предплечье — ом шридхарая намах;

10.  Левое плечо — ом хришикешая намах;

11.  Верхняя часть спины — ом падманабхая намах;

12.  Нижняя часть спины — ом дамодарая намах.

Практикум: нанесение тилаки                                                                                                                                   5 мин.

 

Домашнее задание:

Прочитать цитаты к проведенному уроку.

Каждый день, находясь дома, надевайте вайшнавскую одежду и наносите тилаку (в случае проблем с родственниками, проконсультируйтесь с преподавателем заранее относительно данного задания).

Занятия 41-44

Уважение к этикету (обзорные)

Краткая логика занятия:

Почему важно следовать этикету.

Как правильно пользоваться знаниями о правилах этикета.

Правила этикета.

 

Что такое этикет?                                                                                                                                                                5 мин.

Правила безупречного поведения

Дорогой царь, твои многочисленные добродетели и безупречное поведение покорили Меня, и благодаря им ты заслужил Мою благосклонность. Поэтому можешь просить у Меня любое благословение. Тот, кто не обладает возвышенными качествами и ведет себя недостойно, не может снискать Моей милости, даже если он совершает жертвоприношения и аскезы или занимается мистической йогой. Но Я никогда не покидаю сердце тех, кто всегда сохраняет присутствие духа.
«Шримад‑ Бхагаватам», 4.20.16

Это стандарт поведения преданного

Кроме того, нужно жить среди святых, погруженных в преданное служение, чтобы научиться у них этикету и правильному поведению в преданном служении. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур отмечает, что любые подношения духовному учителю нужно совершать с искренней любовью, а не из тщеславных побуждений. И хотя общаться с преданными необходимо, нужно знать, как строить свои отношения с различными вайшнавами. Садху, святой, должен быть свят во всем, в том числе и в своем поведении. Тот, чье поведение не безупречно, — еще не совсем садху. Вайшнав, садху, должен всегда вести себя достойно.
«Шримад‑ Бхагаватам», 7.7.30‑ 31

Поскольку ни в чем нельзя достичь успеха без садачары или этикета, каждое действие следует совершать, соблюдая должный этикет. Мы должны действовать в соответствии с должным этикетом. Сердце святого человека свободно от загрязнения. Образ действий святого человека известен как садачара.
«Хари‑ бхакти‑ виласа»

В чем суть этикета?                                                                                                                                                             5 мин.

В шастрах приводится множество регулирующих принципов, и духовный учитель дает множество наставлений. Все эти наставления и правила призваны служить главному принципу: всегда помнить о Кришне и никогда Его не забывать.
«Чайтанья‑ чаритамрита», Мадхья, 22.113

Почему важно следовать этикету?                                                                                                                         10 мин..

Для того, чтобы всегда помнить о Кришне, и никогда не забывать о Нем

Чистый преданный Господа не желает ничего, кроме служения Господу; он автоматически выполняет цель всех отрицательных и положительных предписаний — всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем. Не следует, однако, искусственно имитировать положение преданного‑ парамахамсы, поскольку такая имитация быстро разрушит духовное продвижение человека.
«Шримад‑ Бхагаватам», 11.18.28

Чтобы не деградировать в своем поведении

Однако почитатели Господа Шивы, которые предаются пьянству, привязаны к наркотикам и сексу, не моются и курят ганджу, пренебрегают всеми нормами поведения (в англ. версии — этикетом). Подводя итог, можно сказать, что люди, отвергающие ведические принципы, являются живым доказательством истинности Вед, поскольку отказ от принципов Вед низводит их до уровня животных.
«Шримад‑ Бхагаватам», 4.2.31

Чтобы не получить наказания за неправильное поведение

Ад Аяхпана предназначен для тех, кто питает пагубное пристрастие к хмельному, а ад Кшаракардама — для тех, кто нарушает этикет, не оказывая должного почтения старшим.
«Шримад‑ Бхагаватам», 5.26

Чтобы не нанести оскорблений

Шукадева Госвами сказал: О царь, когда‑ то повелитель райского царства, Индра, возгордившись тем, что владеет сокровищами всех трех миров, попрал закон ведического этикета. Однажды Индра восседал на троне, и его окружали Маруты, Васу, Рудры, Адитьи, Рибху, Вишвадевы, Садхьи, Ашвини‑ кумары, сиддхи, чараны, гандхарвы и великие святые. Там также были видьядхары, апсары, киннары, патаги [божественные птицы] и ураги [божественные змеи]. Все они восхваляли Индру и служили ему, а гандхарвы и апсары танцевали перед ним и сладостно пели под изумительную райскую музыку. Над его головой держали белый балдахин, сияющий, как полная луна. Индру обмахивали опахалами из хвоста яка и оказывали ему все царские почести; рядом с ним на троне сидела его супруга, Шачидеви. Внезапно в том собрании появился мудрейший Брихаспати, духовный наставник Индры и других полубогов, которого чтут и полубоги, и демоны. Но Индра, увидев его, не встал, не предложил ему почетное место, не поприветствовал его — никак не выразил духовному учителю почтения.
«Шримад‑ Бхагаватам», 6.7.2‑ 8

Как результат этого: Острые стрелы демонов пронзали тела полубогов, ранили их в головы, ноги и руки. И тогда полубоги во главе с Индрой, не видя иного спасения, обратились за помощью к Господу Брахме. Склонив перед ним головы, они стали просить у него защиты и доброго совета.
«Шримад‑ Бхагаватам», 6.7.19

Чтобы быть преданным

В случае нарушения этикета по отношению к Его преданным, Верховный Господь проявит недружелюбие даже к Своим родственникам и друзьям и создаст условия для уничтожения тех, кто противостоит Его преданным. Если глупые люди под маской членов семьи Кришны выражают враждебность по отношению к Вайшнавам, такие оскорбители не могут быть названы потомками династии Господа Кришны.
«Шримад‑ Бхагаватам», 11.1.8

Как неправильно можно воспользоваться знанием этикета?                                                                   15 мин.

Считать этикет (а не любовь) сутью бхакти

Вот почему в двадцать седьмом стихе Он сказал, что Его приближенные придают большее значение любви к Кришне, нежели общественному этикету. История знает немало примеров того, как ачарьи, охваченные пламенной любовью к Кришне, пренебрегали правилами поведения в обществе. К сожалению, до тех пор, пока мы находимся в материальном мире, мы должны соблюдать общественный этикет, чтобы не навлекать на себя критику окружающих. Так хотел Шри Чайтанья Махапрабху.
«Чайтанья‑ чаритамрита», Мадхья, 7.29

Выполнять правила ради материального благополучия, а не духовного роста

Таким образом, слово нийамаграха имеет два значения, и его смысл зависит от контекста. Тем, кто стремится обрести сознание Кришны, не следует выполнять правила и предписания ради достижения благополучия, однако им необходимо неукоснительно следовать правилам шастр, чтобы прогрессировать в сознании Кришны.
«Нектар наставлений», стих 2

Следить не за своим следованием этикету, а поправлять других, если они не следуют

Мы, вайшнавы, не должны критиковать друг друга, потому что недостатки есть у каждого, и нас самих есть за что критиковать. Лучше всего самому быть вне подозрений, тогда, если мы увидим несоответствие и предложим что‑ то исправить, другие непроизвольно почувствуют уважение к нам и постараются улучшить положение. Это сотрудничество. Мы должны строить свою жизнь на основе такого сотрудничества, иначе все обречено на провал, если мы просто продолжим сражаться из‑ за каких‑ то мелочей. Поэтому, пожалуйста, постарайся все организовать и проповедовать вместе с другими в этом духе, и это очень, очень меня порадует.
Шрила Прабхупада, письмо Мадхумангале, 25 ноября 1972 г.

Что сделано, то сделано. Теперь попробуйте исправить поведение других тем, что будете правильно вести себя.
Разговор с ШП 15 марта 1974 г.

Если Вы не в положении, когда Вас принимают за старшего и готовы услышать
от Вас совет или поправку к действиям

Критикуя чистого преданного, человек совершает оскорбление (вайшнава‑ апарадху), что является серьезным препятствием на пути каждого, кто хочет прогрессировать в сознании Кришны. Нанося оскорбления лотосным стопам вайшнава, человек лишает себя возможности извлечь духовное благо из своей практики. Вот почему необходимо во что бы то ни стало избавиться от зависти к наделенному полномочиями вайшнаву — шуддха‑ вайшнаву. Оскорбительно также думать, будто у вас есть право наказывать такого вайшнава, давать ему советы или поправлять его.
«Нектар наставлений», стих 6

Прабхупада: ... Если он неправ, его поправит духовный учитель.

Харикеша: Да.

Прабхупада: Ты не можешь поправлять его.
Разговор со Шрилой Прабхупадой, 16 марта 1974 г.

Если возникает какая‑ то проблема, или он говорит что‑ то неправильно, ты можешь в смиренном настроении поправить его, или, по необходимости, я могу это сделать.
Шрила Прабхупада, письмо Манасви, 1 апреля 1975 г.

Да, новичок поначалу может совершать грубые ошибки, но это не означает, что мы можем быть нетерпимы с ним. В конце концов, воспитание означает, что человек не знает чего‑ либо, и необходимо спокойно научить его. Считается, что вайшнав должен быть смиреннее травы на улице, поэтому, когда вы воспитываете каких‑ либо новичков, то не следует слишком раздражаться в общении с ними. В конце концов, мы проповедники и мы не можем ожидать, чтобы наша аудитория или кандидаты полностью отзывались на наши позывы. Если каждый уже воспитан соответствующим образом, то для чего тогда нужна проповедь?
Шрила Прабхупада, письмо Упендре, 11 марта 1969 г.

Примеры неправильного применения этикета                                                                                          5‑ 15 мин.

 

Разбор основных моментов этикета                                                                                                4 занятия

 

Домашнее задание:

Читать часть учебника по этикету, разобранную на занятии.

Делать практические задания, которые Вам даст преподаватель.

Вайшнавский этикет

 

(Шри Шри Радха-Гопинатха Мандир)

 

нама ом вишну-падая кришна-прештхая бху-тале

шримате бхактиведанта свамин ити намине

намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине

нирвишеша-шуньявади-пашчатья-деша-тарине

«Я в почтении склоняюсь перед Его Божественной Милостью

А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Он очень дорог Господу Кришне, ибо принял прибежище у Его лотосных стоп. О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, я выражаю Вам свое почтение. Вы милостиво проповедуете послание Господа Чайтанья-девы и освобождаете западные страны, наполненные имперсонализмом и философией пустоты».

Предисловие

В «Чайтанья-чаритамрите» Шри Чайтанья Махапрабху говорит, что соблюдение вайшнавского этикета украшает преданного, делая его привлекательным как в глазах Бога, так и в глазах мира. Поэтому очень важно, чтобы все преданные хорошо разбирались в вопросах вайшнавского этикета и образа жизни.

Информация об этом разбросана по различным книгам, поэтому возникла потребность в исчерпывающем руководстве, которое не только давало бы общие принципы вайшнавского этикета и образа жизни, но и принимало бы в расчет специфические вопросы и проблемы, которые свойственны нашим центрам в Индии.

Это руководство — смиренная (и поспешная! ) попытка удовлетворить упомянутую выше потребность, описав существующие стандартные нормы для преданных в Индии. Из-за ограничений во времени мы не смогли сделать его более подробным, описав каждый вопрос в деталях. В дальнейшем, благодаря «обратной связи» с преданными, к этому руководству могут быть сделаны какие-то добавления и поправки. А пока мы просим вас милостиво простить нам недостатки этой работы.

Написание этого руководства стало возможным благодаря особой заинтересованности, проявленной Радханатхой Свами Махараджем. Он сыграл в этой работе ведущую роль, убеждая и вдохновляя преданных собирать эту информацию и давая свои ценные советы — плод долгих лет преданного служения и духовного наставничества. Мы молимся о том, чтобы он всегда давал нам свое руководство и общение.

Множество других преданных также пожертвовали своим временем и энергией, чтобы внести свои предложения и комментарии, а также чтобы напечатать и отредактировать рукопись. Они сыграли неоценимую роль в составлении этого руководства. Мы выражаем им всем свою сердечную благодарность.

Мы надеемся, что эта работа хоть в какой-то степени поможет преданным осуществлять миссию Господа Чайтаньи, Золотой Аватары этого века, и миссию Шрилы Прабхупады.

Слава Шри Гуру и Шри Гауранге!

Руководство по вайшнавскому этикету и образу жизни

Материал для этого пособия был взят из таких источников, как «Нектар преданности», «Нектар наставлений» и других книг, писем и наставлений Шрилы Прабхупады, а также из замечаний и предложений различных преданных.

I. СУЩНОСТЬ

1) Образ жизни преданных должен воплощать в себе принцип «Простая жизнь, возвышенное мышление».

 

2) Есть много правил и ограничений, регулирующих жизнь преданного, но цель их всех –

 

«ВСЕГДА ПОМНИТЬ КРИШНУ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.117 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь