Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Объединение русских земель и формирование централизованного государства



Объединение русских земель и формирование централизованного государства

 

Под политической (феодальной) раздробленностью Руси понимают период XII-XV вв., когда на территории древнерусского государства существовало до трех десятков княжеств и территорий со своим порядком управления и хозяйственным укладом. Главной причиной политической раздробленности Руси стало эффективное развитие натурального хозяйства, создавшее дополнительные возможности для удельных князей самим содержать собственную дружину и аппарат управления, вкладывать значительные средства в развитие удельных городов. Растущие возможности удельных князей создавали предпосылки для усиления разногласий не только с властью киевского князя, но и друг с другом. Династические споры вели к ожесточенным феодальным усобицам, результатом которых становилось ослабление экономики княжества, народные восстания. Политическая раздробленность имела противоречивые последствия для русских земель. С одной стороны, это расцвет экономического и культурного уровня отдельных территорий Руси, формирования и развития городов - новых культурных и политических центров. С другой стороны, накануне монголо-татарского нашествия политическая раздробленность русских земель, отсутствие военно-политического руководства, разногласия и усобицы способствовали быстрому порабощению этих территорий.

Последствия нашествия на Русь были поистине катастрофическими. Все земли, кроме Новгорода, оказались разграблены и опустошены. Уничтоженными оказались и города - основа политической и культурной жизни русских земель. Огромные людские потери привели к резкому сокращению численности и рождаемости. Прекратилось на несколько десятков лет каменное строительство. Приостановился процесс объединения русских земель. Дань в пользу Золотой Орды отвлекала большие средства от развития собственного государства. Воспользовавшись вторжением монголо-татар, немецкие и шведские феодалы усилили экспансию в северо-западные русские земли.

Н.М. Карамзин отмечал, что монголо-татарское господство на Руси имело одно важное положительное последствие - оно ускорило объединение русских земель и возрождение единого Российского государства.

Важной особенностью объединения Руси было то, что оно происходило в условиях ордынского владычества. Поэтому собирание земель должно было идти параллельно с решением задачи по превращению «Русского улуса» в самостоятельное государство.

На рубеже XIII-XIV вв. все более заметную роль в хозяйственной и политической жизни Северо-Восточной Руси стали играть новые центры - Тверь и Москва. Но все же Москва стала центром объединения русских земель. Главными причинами возвышения Москвы стали: ее относительная удаленность от Орды; умелая политика московских князей; передача Москве права сбора дани; покровительство ордынских ханов; пересечение торговых путей в Северо-Восточной Руси и т.д. Однако главными предпосылками были две: превращение Москвы в центр борьбы за освобождение от ордынского господства; перенесение в Москву при Иване Калите центра Русской Православной Церкви.

Со второй половины ХV в. наряду со старыми наименованиями - Русь, Московское княжество, стало применяться и новое - Россия, Российское государство. К прежнему княжескому символу, изображению сидящего на коне Георгия Победоносца, поражающего копьем змея, добавился еще один. При Иване III на великокняжеской печати появился двуглавый орел, со временем ставший официальным гербом Российской державы.

На путях централизации государственной власти в конце ХV - первой половине XVI вв. была решена еще одна важная задача государственного строительства - осуществлена централизация системы управления. Государь являлся носителем верховной светской власти: издавал законодательные акты, возглавлял высший судебный орган - великокняжеский суд, командовал войсками во время наиболее важных походов. Монарший престол передавался по наследству от отца к сыну.

В 1947 г. был принят Судебник - общерусский свод законов. Он утверждал распространение власти великого князя на всей территории государства, ликвидировав местные законодательства отдельных земель. Судебник определял также начала судопроизводства.

Ядро армии московский государь начал формировать из верных дворян.

Положено начало практике созыва Земских соборов, свидетельствовавшей о формировании сословно-представительной монархии. Первый Собор принял решение о совершенствовании законодательства, в 1550 г. был введен новый Судебник, который ограничивал финансовые привилегии монастырей, усилил роль царя в принятии новых законов.

Была унифицирована система налогообложения. Основной денежной единицей государства стал московский рубль. Все государство было разделено на уезды, которые, в свою очередь, состояли из более мелких станов и волостей.

Создание единого Российского государства позволило преодолеть господство ордынских ханов на русских землях и обеспечить безопасность от других внешних угроз. Началось формирование единого экономического пространства страны с единой мерой веса, длины и т.п. Прекратились феодальные усобицы, тяжким бременем ложившиеся на плечи населения. Значительно выросли международный престиж и авторитет России среди европейских государств.

 

Военные реформы Петра I

 

Время правления Петра I (1682-1725) столь значимо для отечественной истории, что принято говорить о допетровской и послепетровской России. Проведенные Петром преобразования были предопределены ходом предыдущего развития страны, теми переменами, которые начали осуществляться еще при его отце Алексее Михайловиче. Однако эти попытки не принесли ощутимого результата.

Несмотря на развитие товарно-денежных отношений, строительство мануфактур, Россия продолжала оставаться аграрной страной с очень незначительной долей промышленного сектора в экономике. Между тем европейские и колониальные войны второй половины XVII столетия продемонстрировали превосходство именно промышленно развитых государств Англии и Голландии.

Слабость русской армии проявилась во время Крымских походов в правление Софьи и в ходе Азовских походов (1695 и 1696гг.) молодого Петра I. В России отсутствовал парусный военный флот. Между тем без сильных армии и флота было невозможно овладеть столь необходимыми для России выходами к морям. Недостаток европейски образованных людей сказывался на эффективности государственного и военного управления.

Царя Петра, начавшего проводить коренные преобразования, отличали необычные личные качества. Еще подростком царевич обнаружил склонность к военному делу. Для военных игр Петра в «потешные» полки были собраны ребятишки из двух дворцовых сел - Преображенского и Семеновского, которые впоследствии превратились в одноименные первые гвардейские регулярные полки, представлявшие собой внушительную военную силу. Другим любимым детищем Петра стал флот. Сначала на Яузе, а затем на ближайшем от Москвы крупном водоеме - Плещеевом озере у города Переславля-Залесского - закладывались основы будущего российского флота.

Начало государственной деятельности молодого царя было связано с решением важнейшей внешнеполитической задачи - укреплением южных рубежей, поиском выхода к Черному морю. Здесь Россия по-прежнему сталкивалась с Крымским ханством и его мощным покровителем Османской империей.

Чтобы найти новых союзников в борьбе с турками, за границу в 1697 г. отправилось «Великое посольство». Именно в ходе посольства в Голландию и Англию Петр в совершенстве овладел мастерством корабела. Однако создать антитурецкий блок не удалось.

Вскоре на первый план вышли новые задачи - борьба за выход к Балтике со Швецией - одной из самых сильных европейских держав того времени. Русской дипломатии сопутствовали удача - был создан Северный сою в составе России, Саксонии и Дании. Начало Северной войны (1700-1721 гг.) было неудачным для России. Но поражение под Нарвой заставило Петра приступить к более энергичным преобразованиям.

Россия стала одерживать победы, причины которых лежали в коренном преобразовании армии и государственного аппарата. На смену стрелецким полкам и дворянскому ополчению пришла регулярная армия. Она комплектовалась и крестьян и посадских людей на основе рекрутской повинности. Дворяне были обязаны начинать военную карьеру солдатами в гвардейских полках, где затем получали офицерские звания. Служба для дворян также становилась пожизненной.

По мере утверждения России не берегах Балтийского моря шло строительство военного флота. Его главной базой вначале был Петербург, а затем - Кронштадт. Комплектование флота, так же как и армии, происходило на основе рекрутских наборов, офицерские кадры готовились в специальных военно-морских училищах.

В 1716 г. был принят «Устав воинский», определявший основы устройства армии и обязанности военнослужащих. Основной тактической единицей в армии были состоявшие из батальонов полки, они объединялись в бригады, а бригады - в дивизии. Появился полевой (генеральный) штаб во главе с генерал-фельдмаршалом. Было введено командование отдельными родами войск. Произошли важные перемены в стратегии - теперь армия стремилась не только брать отдельные крепости противника, но и нанести ему поражение в открытом сражении. Успех военной реформы наглядно продемонстрировала победа России в Северной войне.

При Петре I русская армия и флот стали одними из сильнейших Европе. С 1705 г. в стране была введена рекрутская повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии солдат стали брать с определенного числа душ мужского пола. Так была создана регулярная армия с единым принципом комплектования и обучения, с единообразным вооружение и обмундированием. Были введены новые военные уставы (1716 г.), организованы военные училища, вырос парк артиллерийских орудий, создан флот.

Русская сухопутная армия к концу петровского царствования насчитывала около 200тыс. человек, включая гарнизоны. Кроме того, 100тыс. давало казачество. При Петре было построено 48 линейных кораблей, 800 галер с экипажем 28 тыс. человек.

Петровскиереформы привели к консервации феодально-крепостнической системы. Но это крупный шаг вперед по пути прогресса, пусть и в рамках феодальной системы.

В конкретных условиях того времени петровские преобразования носили прогрессивный характер.

Реформы первой четверти XVIII в. неотделимы от личности Петра I - выдающегося полководца и государственного деятеля. В своих решениях он опирался на тогдашний уровень знаний об общества, руководствуясь идеями «общей пользы», «государственного интереса», наиболее полно реализовавшимися в доктрине абсолютистского государства.

8.
Славянофилы и западники, их роль в истории России

 

В середине XIX века разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам проблемы исторической роли и исторических судеб России.

Славянофилы (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.

Западники (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен) придерживались идеи " европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.

Спор, начатый славянофилами и западниками, то затихал, то вновь возникал, вовлекая в свою орбиту новых идеологов.

Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу, в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Например, А.С.Хомяков писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ». Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.

Славянофилы считали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в «договоре» с гражданской системой: мы - общинники, у нас своя жизнь, вы - власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов типа Великой французской революции. «Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который «прорубил окно в Европу» и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути.

Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа «официальной народности»: православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковали эти принципы весьма своеобразно: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды». При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Идеи представления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.

Западники в отличии от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников - начало вхождения России во всемирную историю.

В то же время они понимали, что реформы Петра сопряжены со многими издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создавать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.

Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия - страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет путем всемирно-исторического развития.

Русская философская мысль - органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Известный историк русской философской мысли В. В. Зеньковский отмечал, что философия нашла свои пути в России - «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами».

Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали творческий деятельный характер, ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России. Без усвоения отечественной философии нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.

 

Масонство в России

 

Первые масонские ложи в России появились в начале 1730х гг. Масонство представляло собой религиозно-этическое движение, провозглашающее объединение людей на началах братства, любви, равенства и взаимопомощи.

Вначале масоны выступали дворянской оппозицией правительству, позже их идеи становились все более утопичными. В 1792-м масонство в России было запрещено. Правительство Александра I разрешило деятельность лож. Однако в истории русской мысли масоны заметной роли не сыграли.

После Отечественной войны 1812 года масонство в России вошло в большую моду. Каждый просвещенный человек считал для себя необходимым быть членом масонской ложи. Однако скоро начали возникать конспиративные ложи «высших степеней», а само масонство оказалось тесно связанным с декабристами. Однако, надежды правительства не оправдались: 13 августа 1822 г. император Александр I издал рескрипт о запрещении всех тайных объединений, в том числе масонских.

Итак, в 1822 году ложи были закрыты в России, но масонство не прекратило своего существования у нас; масонами было решено поддерживать свои связи втайне.

Масонство в России появилось в середине XVIII века. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения.

Первое достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 г., когда гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Провинциальным Великим Мастером для России. Широкое распространение масонства в России началось с основания нескольких лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х гг. В документах Великой Ложи Англии указывается, что в 1741 г. он был назначен провинциальным Великим Мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами - офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число масонов русских по рождению. В 1750-х гг. в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Воронцова Р.И.

Впервые правительство Российской Империи обратило внимание на франкмасонов в 1747 г. Есть известие о существовании в Санкт-Петербурге ложи «Молчаливости», в Риге - «Северной Звезды» в 1750 г. В 1756 г. существовала Петербургская ложа, где Великим Мастером состоял граф Р.И. Воронцов, а членами - преимущественно молодые гвардейские офицеры, многие со значимыми, впоследствии для истории, именами: князь Щербатов, Болтин, Сумароков и другие. Тогда уже франкмасоны были под надзором правительства и «внушали панический страх» обществу. По преданию, Император Пётр III учредил франкмасонскую ложу в Ораниенбауме и подарил дом Санкт-Петербургской ложе «Постоянства». В 1762 г. существовала в Санкт-Петербурге ложа «Счастливого Согласия», признанная в 1763 году берлинской Великой Национальной Материнской Ложей «Три глобуса». Во время розыска по делу Мировича у его сообщника, поручика Великолуцкого полка, нашли отрывок масонского катехизиса (первая русская рукопись франкмасонов). В 1766 г. существовала в Архангельске ложа «святой Екатерины». В 1770 г. открыта в Петербурге великая провинциальная ложа. С этого года существуют данные по истории масонства. Если верить масону Ивану Перфильевичу Елагину, франкмасонство в России до 1770 г. не носило серьезного характера: «обращали внимание на обрядовую сторону, слегка благотворили, занимались пустыми спорами, оканчивавшимися иногда «празднествами Вакха».

В начале 80 гг. прошлого века последним русским масонам в эмиграции стало ясно, что российское масонство уходит в историю. Эта проблема обсуждалась как самими русскими масонами во Франции, так и на специальных встречах, однако без каких-либо реальных результатов. Важным шагом стало создание в 1998 г. Русского Содружества, в которое вошло более 40 русских масонов из различных послушаний. Это объединение, однако, оказалось непрочным, так как реально никакой деятельности по продвижению в Россию масонских идей по понятным причинам быть не могло. Кроме того, когда появилась возможность создавать ложи в России, каждое послушание предпочло действовать сепаратно.

Великая Национальная ложа Франции, работающая в традициях английского масонства, начала создание своих лож за счет уже действовавших лож других послушаний. Так в январе 1992 г. в Москве была учреждена ложа " Гармония", куда вошли братья, вышедшие из ложи " Северная Звезда". В 1993 г. возникла ложа " Лотос". В 1995 г. в Москве была учреждена Великая Ложа России, которая сегодня объединяет более 10 лож.

Так в России вновь возродилось масонство, оказавшее громадное влияние на развитие русской культуры в XVII и XIX вв., определившее ее гуманистическое, народное и патриотическое содержание. Сегодня масонство не играет какой-либо заметной роли в интеллектуальной жизни России. Тем не менее, масоны продолжают свой незаметный созидательный труд в своих ложах.

Возрождение масонства в России началось в апреле 1991 г., когда " Ложа Великого Востока Франции", в значительной степени сохранившая дух русского масонства, учредила первое представительство в новой России. В настоящее время масонские собрания существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Архангельске и других городах.

Организационно масонство делится на " голубое" (иоанновское), покровителем которого считается св. Иоанн Креститель и " красное" (андреевское), которое посвящено св. Андрею Первозванному. Первое включает в себя три низших степени: " ученик", " товарищ" и " мастер" и его учение концентрируется в основном на этике. Второе имеет более 30 степеней посвящения и строго засекреченную многоуровневую оккультную доктрину. Считается, что масоны высших градусов поклоняются Люциферу.

Масонство окружено ореолом тайны, с ним связано множество легенд и слухов, однако достоверной информации по этому вопросу крайне мало.

Образование СССР

 

В основе большевистской национальной политики (разработанной Лениным) еще с дореволюционных времен лежала идея предоставления угнетенным народам страны права национального самоопределения, возможности самим решать дальнейшую судьбу.

После октябрьского выступления в Петрограде большевистскому руководству пришлось пойти на признание независимости Польши, Финляндии и Украины.

Предпосылки образования единого государства существовали как в экономической, так и в политической, социальной и духовной сферах жизни советских республик.

Продолжала функционировать единая транспортная система, предприятия союзных государств были заинтересованы в сырьевых ресурсах и более широкой производственной кооперации друг с другом. Российская Федерация оказывала существенную экономическую помощь советским республикам.

В годы Гражданской войны оформился военно-политический союз тех республик, в которых в это время существовала или была завоевана Советская власть (Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация). В каждой из них реальная власть принадлежала коммунистическим партиям.

В ходе подготовки к Генуэзской конференции сложилась и единая внешнеполитическая линия, представлять которую было поручено РСФСР.

К лету 1922 г. назрела необходимость придать новую форму союзническим отношениям. В Политбюро ЦК РКП (б) была создана комиссия во главе с наркомом по делам национальностей И. В. Сталиным, которая должна была разработать проект создания союзного государства.

декабря 1922 г. открылся 1й съезд Советов СССР. Он принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Главным принципом этого объединения являлось равенство входивших в него государств и свобода выхода из Союза. Высшим законодательным органом стал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК).

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. II съездом Советов СССР. Конституция законодательно закрепила образование СССР. Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово-телеграфной связью входили в функции союзных ведомств.

Принятая в январе 1924 г. Конституция СССР зафиксировала круг вопросов, переданных республиками в ведение Союза: внешняя политика, оборона, внешние и внутренние границы, транспорт, связь, экономическое планирование, вопросы войны и мира. Высшим органом власти согласно Конституции стал Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между его созывами - ЦИК, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

В 1924-1925 гг. в состав СССР были приняты Узбекская и Туркменская ССР.

Образование СССР явилось попыткой возрождения единого государства на территории бывшей Российской империи. Оно привело к укреплению оборонной мощи, формированию единого народнохозяйственного комплекса, выравниванию социально-экономического уровня бывших национальных окраин страны.

 

Объединение русских земель и формирование централизованного государства

 

Под политической (феодальной) раздробленностью Руси понимают период XII-XV вв., когда на территории древнерусского государства существовало до трех десятков княжеств и территорий со своим порядком управления и хозяйственным укладом. Главной причиной политической раздробленности Руси стало эффективное развитие натурального хозяйства, создавшее дополнительные возможности для удельных князей самим содержать собственную дружину и аппарат управления, вкладывать значительные средства в развитие удельных городов. Растущие возможности удельных князей создавали предпосылки для усиления разногласий не только с властью киевского князя, но и друг с другом. Династические споры вели к ожесточенным феодальным усобицам, результатом которых становилось ослабление экономики княжества, народные восстания. Политическая раздробленность имела противоречивые последствия для русских земель. С одной стороны, это расцвет экономического и культурного уровня отдельных территорий Руси, формирования и развития городов - новых культурных и политических центров. С другой стороны, накануне монголо-татарского нашествия политическая раздробленность русских земель, отсутствие военно-политического руководства, разногласия и усобицы способствовали быстрому порабощению этих территорий.

Последствия нашествия на Русь были поистине катастрофическими. Все земли, кроме Новгорода, оказались разграблены и опустошены. Уничтоженными оказались и города - основа политической и культурной жизни русских земель. Огромные людские потери привели к резкому сокращению численности и рождаемости. Прекратилось на несколько десятков лет каменное строительство. Приостановился процесс объединения русских земель. Дань в пользу Золотой Орды отвлекала большие средства от развития собственного государства. Воспользовавшись вторжением монголо-татар, немецкие и шведские феодалы усилили экспансию в северо-западные русские земли.

Н.М. Карамзин отмечал, что монголо-татарское господство на Руси имело одно важное положительное последствие - оно ускорило объединение русских земель и возрождение единого Российского государства.

Важной особенностью объединения Руси было то, что оно происходило в условиях ордынского владычества. Поэтому собирание земель должно было идти параллельно с решением задачи по превращению «Русского улуса» в самостоятельное государство.

На рубеже XIII-XIV вв. все более заметную роль в хозяйственной и политической жизни Северо-Восточной Руси стали играть новые центры - Тверь и Москва. Но все же Москва стала центром объединения русских земель. Главными причинами возвышения Москвы стали: ее относительная удаленность от Орды; умелая политика московских князей; передача Москве права сбора дани; покровительство ордынских ханов; пересечение торговых путей в Северо-Восточной Руси и т.д. Однако главными предпосылками были две: превращение Москвы в центр борьбы за освобождение от ордынского господства; перенесение в Москву при Иване Калите центра Русской Православной Церкви.

Со второй половины ХV в. наряду со старыми наименованиями - Русь, Московское княжество, стало применяться и новое - Россия, Российское государство. К прежнему княжескому символу, изображению сидящего на коне Георгия Победоносца, поражающего копьем змея, добавился еще один. При Иване III на великокняжеской печати появился двуглавый орел, со временем ставший официальным гербом Российской державы.

На путях централизации государственной власти в конце ХV - первой половине XVI вв. была решена еще одна важная задача государственного строительства - осуществлена централизация системы управления. Государь являлся носителем верховной светской власти: издавал законодательные акты, возглавлял высший судебный орган - великокняжеский суд, командовал войсками во время наиболее важных походов. Монарший престол передавался по наследству от отца к сыну.

В 1947 г. был принят Судебник - общерусский свод законов. Он утверждал распространение власти великого князя на всей территории государства, ликвидировав местные законодательства отдельных земель. Судебник определял также начала судопроизводства.

Ядро армии московский государь начал формировать из верных дворян.

Положено начало практике созыва Земских соборов, свидетельствовавшей о формировании сословно-представительной монархии. Первый Собор принял решение о совершенствовании законодательства, в 1550 г. был введен новый Судебник, который ограничивал финансовые привилегии монастырей, усилил роль царя в принятии новых законов.

Была унифицирована система налогообложения. Основной денежной единицей государства стал московский рубль. Все государство было разделено на уезды, которые, в свою очередь, состояли из более мелких станов и волостей.

Создание единого Российского государства позволило преодолеть господство ордынских ханов на русских землях и обеспечить безопасность от других внешних угроз. Началось формирование единого экономического пространства страны с единой мерой веса, длины и т.п. Прекратились феодальные усобицы, тяжким бременем ложившиеся на плечи населения. Значительно выросли международный престиж и авторитет России среди европейских государств.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь