Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роль православной церкви в истории России



 

Киевская Русь образовалась, как союз отдельных славянских княжеств, скрепленных экономическими и политическими связями. Немалую роль в становлении и развитии русского государства сыграла религия, но начнем по порядку…

Своими корнями славянское язычество уходит в глубокую древность. Основание языческого мировоззрения покоится на утверждении, что добро и зло есть два самостоятельных, равнозначных начала мира. Древние славяне рассматривали мир, как арену борьбы между добром и злом, и то и другое требовали соответствующих жертв. Среди славян-язычников существовали чрезвычайно жестокие обычаи, регулировавшие отношения между завоеванными и победителями, между мужем и женой, между родителями и детьми.

В X-XI веках при князе Игоре Русь приняла православное крещение - единую религию. Православие распространилось неимоверно быстро.

Покушения на русскую государственность и на ее религию исходили как с запада, так и с востока. Зависимость русских земель от Орды имела больше политико-экономический характер, так как татаро-монголы проявляли значительную степень веротерпимости. Народы, составлявшие основу их войска, исповедали самые различные религии, и по закону полагалось бояться и уважать всех богов, чьи бы они ни были.

Иначе обстояли отношения православной Руси с католическим Римом. На протяжении многих столетий Ватикан под разными предлогами и с разными условиями предлагал правителям русских земель перейти под покровительство папы, используя, тем не менее, временами и неоднократное военное вмешательство.

К концу XII века Киев утратил значение общерусского центра. Постепенно прекратилась передвижка князей по престолам удельных княжеств с целью занять наиболее престижный престол. Князь стал наследственным владельцем княжества, его хозяином и обустроителем удела. Но для процветания Руси необходимо было ее объединение для борьбы с татаро-монголами, а также необходим был мощный подъем русского самосознания.

Этим объединяющим элементом стала русская православная церковь, которая сыграла немалую роль, как в становлении русского государства, так и в возвышении Москвы. Трудами таких властителей, как Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский и других, им подобных, утвердился взгляд на княжение как на религиозную обязанность. Русские князья стали посредниками между верховной властью и народом, воспитав в себе чувство ответственности за его судьбу, отбросив всякую привычку к своеволию.

Помимо той роли, которую сыграло православие для освобождения русских земель от татаро-монгольского ига, оно само исторически развивалось, приобретая новые функции и претерпевая изменения, вызванные исторической необходимостью.

В качестве наиболее значительных событий можно вспомнить административное разделение русской церкви в 1458 году на две митрополии, Московскую и Киевскую, которая тут же попала под частичное влияние Рима, и обратное воссоединение этих митрополий в 1654 году.

Роль объединяющего элемента церковь сыграла и во время смуты 1604-1613 гг., предотвратив распад русского государства под натиском иноземных интервентов, внутренних междоусобиц и интриг. И, пожалуй, самым ярким событием в жизни русской православной церкви того времени, несомненно, является раскол ее на старообрядцев и никонианцев в 1656 году. По сути, раскол представлял собой отделение части верующих, названных впоследствии старообрядцами или раскольниками, от господствующей православной церкви, из-за разногласий, обнаружившихся при исправлении и замене старых богослужебных книг на новые откорректированные переводы.

Но этому предшествовал век XIX - век бурного развития науки и философии, литературы и искусства - «золотой век» русской классической культуры. Время исканий и надежд, прозрений и разочарований, время окончательной потери духовного равновесия народа, подорвавшее вековые устои русской православной государственности.

От XVIII века России досталось тяжелое наследие. Судорожная и сумбурная эпоха Петра, сметавшая русскую старину в погоне за европейскими новшествами, сменилась господством череды временщиков, мало любивших Россию, и еще меньше понимавших неповторимые особенности ее характера и мировоззрения. Едва успевшая передохнуть за время царствования Елизаветы Петровны, страна вновь оказалась ввергнута в водоворот религиозных, политических, экономических и военных перемен и нововведений, продолжавших размывать традиционные русские ценности. Православная церковь была унижена и ослаблена: ликвидирована каноническая форма ее управления (патриархат), изъятием церковных земель подорвано благосостояние духовенства и возможности церковной благотворительности, резко сокращено количество монастырей, самодержавие, как принцип правления, предполагающий религиозно-осознанное отношение к власти как к церковному служению, все более искажалось под влиянием идей западноевропейского абсолютизма.

Расщепление самосознания и отдаление его от религии затронуло первоначально численно ничтожную часть общества, родившую из своей среды множество течений общественной мысли, часть из которых оказала в дальнейшем значительное влияние на все области российской жизни. К таким течениям традиционно относят западничество, славянофильство, панславизм, легший в основу евразийства, нигилизм, бюрократический консерватизм и имперскую идею.

В те времена об отношении вероисповедной политики можно сказать так: монархическая верховная власть может держаться лишь на почве национальной религии, но при этом она должна всеми силами благоприятствовать прогрессивной эволюции религиозного сознания нации, то есть приближения души нации к истинному Богу.

В таком подходе частично раскрывается истинная сущность многовекового российского самодержавия. В самом деле, как еще объяснить столь долгое существование монархической формы правления в России, как не совсем обычным пониманием смысла русского самодержавия. Только понимание того, что в лице одного царя действует высшая сила, подчиняет миллионы одному человеку. Провозглашение царя помазанником Божьим сильно укрепляло его власть в глазах верующих. И все-таки из-за расшатывания духовных устоев общества конец самодержавия был неизбежен.

Революция грянула. Событиям 1917 года предшествовали народные волнения 1905 года и отказ императора Николая II от престола.

В истории русской церкви настали самые тяжелые дни, когда кровь верующих лилась рекой, а новая государственная власть всячески старалась задушить какую бы то ни было религию на корню, объявляя ее реакционной существующему режиму. Первые десятилетия советской власти оказались временем жесточайшего гонения на Церковь.

Весной 1922 г. в православной церкви стали возникать группы, получившие общее название «обновленцы» (их также называли «живая церковь»). Всех их роднило то, что они выступали за тесное сотрудничество с Советским государством. В остальном их программы были очень различны. Самые крайние обновленцы призывали к слиянию всех религий.

В 1932 г. была объявлена «безбожная пятилетка». К 1936 г. планировалось закрыть последнюю церковь, а к 1937 г. добиться того, чтобы имя Божие в России вообще перестало упоминаться.

Но Великая Отечественная война со всей остротой поставила вопрос о физическом выживании русского народа и существовании государства. Серьезные изменения произошли в области церковно-государственных отношений. 4 сентября 1943 года на совещании, проходившем в одной из загородных резиденций Сталина, было решено пересмотреть государственную политику в области религии. В тот же день в Кремле Сталин принял специально доставленных по такому случаю из разных концов страны виднейших православных иерархов. Итоги внезапной перемены курса стали поистине ошеломляющими. В несколько ближайших лет на территории СССР были открыты тысячи храмов, и количество православных общин доведено, по некоторым сведениям, до 22 тысяч.

Начиная с Хрущевской оттепели, была попытка возрождения массового антиправославного террора, но общая установка властей на смягчение репрессивной деятельности помешала повторению антирелигиозного террора первых лет советской власти. Стали закрываться монастыри, приходы, семинарии и академии. Появились ограничения на прием в академии и семинарии, и ограничения на хозяйственную деятельность Церкви.

Этот путь закончился с развалом СССР в декабре 1991 года.

Первые же годы перестройки показали истинную ориентацию реформ по отношению к религии.

В конце 90-х Институт социального развития ООН приходит к выводу, что «последние 20 лет ознаменовались возрождением влияния религии на политику во многих регионах мира. Представления, согласно которым распространение урбанизации, образование, экономическое развитие, научный рационализм и социальная мобильность будут сопровождаться существенным ослаблением социально-политических позиций религии, оказались недостаточно обоснованными».

Исследователи вначале осторожно, а затем все более уверенно заговорили о том, что религия все активнее будет вмешиваться в международные отношения. Религия перестала быть священным орудием оправдания власти и божественной санкцией осуществляемой ею политики. Власть, становясь все более автономной, содействует, казалось бы, разрыву политики и религии или, точнее, политики и христианства, но это - разрыв их связи в старом смысле. Ведь одновременно христианство все меньше являет себя в виде структур и институтов, организованных по образу и подобию политической власти.

Папа Римский и православные архиереи все менее склонны отождествлять свое служение с властными функциями земных правителей. Христианство демократизируется, оно хочет видеть своего Бога не карающим, а любящим, и стремится вырваться с уровня страха на уровень понимающей веры.

Христиане востребованы осознанием катастрофичности политики, лишенной надежного нравственного фундамента и духовной оправданности. Всё чаще мы видим по телевизору духовных деятелей, дающих свою оценку спорному вопросу, религиозные передачи, экранизированную библию. Стали вновь возрождаться обычаи венчания и крещения. Ни одно серьёзное дело или строительство в масштабах государства не обходится без благословения Патриарха. Ставится вопрос о введении специального предмета в школах. Активно восстанавливаются церкви, храмы.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь