Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Крепостное право и крестьянские войны в России



 

Основную массу населения Российского государства составляли простые земледельцы. Благодаря их труду множились основные богатства страны. С XV в. всех земледельцев, несмотря на отличия в их общественном положении, все чаще стали называть одним словом - крестьяне (от «крест» и «христиане»).

Крепостное право - высшая форма неполной собственности феодала на крестьянина, основанная на прикреплении его к земле феодала (боярина, помещика, монастыря и т.п.) или феодального государства (при отсутствии частного собственника земли, когда крестьянские общины несут повинности в пользу государства).

В 1497 г. был принят новый свод законов Российского государства Судебник Ивана III. статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое» - плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.

Как государственная система крепостничество фактически сложилось в конце XVI в. и было окончательно юридически оформлено Соборным уложением 1649 г.

Судебник, принятый при Иване IV в 1550 г., подтвердил право перехода крестьян только в Юрьев день и увеличил размеры «пожилого», что еще более затрудняло переход.

В конце XVI в. правительство приняло ряд постановлений, приведших на практике к закрепощению крестьян. В 1581 г. впервые были введены «заповедные лета» - годы, в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день.

На 80-90е гг. XVI в. приходится составление писцовых книг. Все население к 1592 г. было включено в специальные книги, и появилась возможность установить, кому из феодалов принадлежали крестьяне. Тогда, и был издан специальный указ о запрещении крестьянских переходов, что означало установление крепостного права. Указы о закрепощении крестьян (запрещавшие переход от одного хозяина к другому и устанавливавшие срок сыска беглых, с 5 до 15 лет) конца XVI в. вызвали обострение социальных конфликтов.

Одной из важнейших причин Смуты явилось пресечение московской ветви Рюриковичей - в 1598 г. скончался царь Федор Иванович. Разгоревшаяся в начале XVII в. борьба за власть ввергла все общество в череду кровавых усобиц.

Наконец, голод 1601-1603 гг. привел к колоссальным человеческим и экономическим потерям, но и вызвал кризис привычных норм отношений между людьми. Многие бежали в относительно благополучные южные и юго-западные уезды, некоторые вступали в разбойничьи шайки.

Таким образом, Россия оказалась на грани грандиозного социального взрыва, который вылился в крестьянские восстания:

)   уже в конце XVI в. против усиления крепостного гнета восстали крестьяне Иосифо-Волоколамского монастыря;

)   в 1603 г. произошло крупное восстание холопов вблизи Москвы под руководством Хлопка;

)   крестьяне активно поддержали Лжедмитрия I, обещавшего ослабить крепостной гнет и улучшить их жизнь, поэтому его гибель летом 1606 г. была воспринята многими из них как стремление бояр не допустить обещанного освобождения крестьян;

)   в 1606-16070гг. вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова, которое многие историки считают пиком Крестьянской войны начала XVII в.

Царь жестоко расправился с повстанцами. И. И. Болотников был ослеплен, а затем утоплен в проруби в городе Каргополе.

Мощные народные выступления начала XVII в. ускорили процесс юридического оформления крепостного права, завершившийся в 1649 г.

«Боязни ради и междоусобий от всех черных людей», как писал впоследствии патриарх Никон, был созван Земский собор. Его заседания проходили в 1648-1649 гг. и завершились принятием Соборного уложения царя Алексея Михайловича. Важнейшим его разделом была глава XI «Суд о крестьянах»: вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права.

Одним из основных районов, куда направлялись беглые крестьяне, был Дон. В 1666 г. отряд в 500 казаков под предводительством атамана Василия Уса предпринял поход с Дона через Воронеж на Тулу. Казаки, желая на военной службе получить средста к существованию, шли в москву, чтобы предложить правительству свои услуги в связи с войной России и Польши. В ходе движения в отряд вливались крестьяне, бежавшие от господ. Многие из участников похода Василия Уса впоследствии влились в повстанческую армию Степана Разина.

Весной 1670 г. С.Т. Разин начал поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительственный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служащие люди, бурлаки, работные люди.

Осенью 1670 г. 20-тысячное войско С.Т. Разина разбито, а сам руководитель восстания был казнен на Красной площади в Москве. Восстание С.Т. Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя. Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перешли к подворному обложению), усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны. Оно подтолкнуло правительство к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII - первой четверти XVIII вв.

 

Военные реформы Петра I

 

Время правления Петра I (1682-1725) столь значимо для отечественной истории, что принято говорить о допетровской и послепетровской России. Проведенные Петром преобразования были предопределены ходом предыдущего развития страны, теми переменами, которые начали осуществляться еще при его отце Алексее Михайловиче. Однако эти попытки не принесли ощутимого результата.

Несмотря на развитие товарно-денежных отношений, строительство мануфактур, Россия продолжала оставаться аграрной страной с очень незначительной долей промышленного сектора в экономике. Между тем европейские и колониальные войны второй половины XVII столетия продемонстрировали превосходство именно промышленно развитых государств Англии и Голландии.

Слабость русской армии проявилась во время Крымских походов в правление Софьи и в ходе Азовских походов (1695 и 1696гг.) молодого Петра I. В России отсутствовал парусный военный флот. Между тем без сильных армии и флота было невозможно овладеть столь необходимыми для России выходами к морям. Недостаток европейски образованных людей сказывался на эффективности государственного и военного управления.

Царя Петра, начавшего проводить коренные преобразования, отличали необычные личные качества. Еще подростком царевич обнаружил склонность к военному делу. Для военных игр Петра в «потешные» полки были собраны ребятишки из двух дворцовых сел - Преображенского и Семеновского, которые впоследствии превратились в одноименные первые гвардейские регулярные полки, представлявшие собой внушительную военную силу. Другим любимым детищем Петра стал флот. Сначала на Яузе, а затем на ближайшем от Москвы крупном водоеме - Плещеевом озере у города Переславля-Залесского - закладывались основы будущего российского флота.

Начало государственной деятельности молодого царя было связано с решением важнейшей внешнеполитической задачи - укреплением южных рубежей, поиском выхода к Черному морю. Здесь Россия по-прежнему сталкивалась с Крымским ханством и его мощным покровителем Османской империей.

Чтобы найти новых союзников в борьбе с турками, за границу в 1697 г. отправилось «Великое посольство». Именно в ходе посольства в Голландию и Англию Петр в совершенстве овладел мастерством корабела. Однако создать антитурецкий блок не удалось.

Вскоре на первый план вышли новые задачи - борьба за выход к Балтике со Швецией - одной из самых сильных европейских держав того времени. Русской дипломатии сопутствовали удача - был создан Северный сою в составе России, Саксонии и Дании. Начало Северной войны (1700-1721 гг.) было неудачным для России. Но поражение под Нарвой заставило Петра приступить к более энергичным преобразованиям.

Россия стала одерживать победы, причины которых лежали в коренном преобразовании армии и государственного аппарата. На смену стрелецким полкам и дворянскому ополчению пришла регулярная армия. Она комплектовалась и крестьян и посадских людей на основе рекрутской повинности. Дворяне были обязаны начинать военную карьеру солдатами в гвардейских полках, где затем получали офицерские звания. Служба для дворян также становилась пожизненной.

По мере утверждения России не берегах Балтийского моря шло строительство военного флота. Его главной базой вначале был Петербург, а затем - Кронштадт. Комплектование флота, так же как и армии, происходило на основе рекрутских наборов, офицерские кадры готовились в специальных военно-морских училищах.

В 1716 г. был принят «Устав воинский», определявший основы устройства армии и обязанности военнослужащих. Основной тактической единицей в армии были состоявшие из батальонов полки, они объединялись в бригады, а бригады - в дивизии. Появился полевой (генеральный) штаб во главе с генерал-фельдмаршалом. Было введено командование отдельными родами войск. Произошли важные перемены в стратегии - теперь армия стремилась не только брать отдельные крепости противника, но и нанести ему поражение в открытом сражении. Успех военной реформы наглядно продемонстрировала победа России в Северной войне.

При Петре I русская армия и флот стали одними из сильнейших Европе. С 1705 г. в стране была введена рекрутская повинность: 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии солдат стали брать с определенного числа душ мужского пола. Так была создана регулярная армия с единым принципом комплектования и обучения, с единообразным вооружение и обмундированием. Были введены новые военные уставы (1716 г.), организованы военные училища, вырос парк артиллерийских орудий, создан флот.

Русская сухопутная армия к концу петровского царствования насчитывала около 200тыс. человек, включая гарнизоны. Кроме того, 100тыс. давало казачество. При Петре было построено 48 линейных кораблей, 800 галер с экипажем 28 тыс. человек.

Петровскиереформы привели к консервации феодально-крепостнической системы. Но это крупный шаг вперед по пути прогресса, пусть и в рамках феодальной системы.

В конкретных условиях того времени петровские преобразования носили прогрессивный характер.

Реформы первой четверти XVIII в. неотделимы от личности Петра I - выдающегося полководца и государственного деятеля. В своих решениях он опирался на тогдашний уровень знаний об общества, руководствуясь идеями «общей пользы», «государственного интереса», наиболее полно реализовавшимися в доктрине абсолютистского государства.

8.
Славянофилы и западники, их роль в истории России

 

В середине XIX века разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам проблемы исторической роли и исторических судеб России.

Славянофилы (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.

Западники (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен) придерживались идеи " европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.

Спор, начатый славянофилами и западниками, то затихал, то вновь возникал, вовлекая в свою орбиту новых идеологов.

Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу, в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Например, А.С.Хомяков писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ». Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.

Славянофилы считали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в «договоре» с гражданской системой: мы - общинники, у нас своя жизнь, вы - власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов типа Великой французской революции. «Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который «прорубил окно в Европу» и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути.

Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа «официальной народности»: православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковали эти принципы весьма своеобразно: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды». При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Идеи представления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.

Западники в отличии от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников - начало вхождения России во всемирную историю.

В то же время они понимали, что реформы Петра сопряжены со многими издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создавать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.

Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия - страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет путем всемирно-исторического развития.

Русская философская мысль - органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Известный историк русской философской мысли В. В. Зеньковский отмечал, что философия нашла свои пути в России - «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами».

Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали творческий деятельный характер, ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России. Без усвоения отечественной философии нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь