Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Комедии Аристофана как исторический источник



Комедии Аристофана как исторический источник


Содержание

комедия аристофан

Введение

Глава 1. Афины V в. до н.э. и творчество Аристофана

Политические симпатии Аристофана

Народный суд в комедиях Аристофана

Личность политика у Аристофана

Глава 2. Отношение Аристофана к войне

Война и мир в комедиях Аристофана

Партии мира и войны у Аристофана

Глава 3. Аристофан - противник новых веяний в жизни Афин

Аристофан о творчестве Еврипида и греческой женщине

Сатира на Сократа

Заключение

Список источников и литературы

 


Введение

Основы современной социологической, политической и правовой мысли берут своё начало в общественно - политической жизни античного общества. Именно в греческом полисе были сформированы демократические основы общества, укреплялись принципы законопослушания и нравственных форм поведения в обществе. Впервые в древнегреческих полисах, в частности, в Афинах, сложилось и разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. А V век до н. э. - время расцвета афинского государства и демократии. Афины становятся богатейшим и крупнейшим государством, главой морского союза, насчитывающего в своём составе свыше 150 стран. Современные исследователи считают, что именно Афинский морской союз интенсифицировал процесс демократизации и поднимал его на новую завершающую ступень.

Все комедии Аристофана - прекрасный источник о быте, нравах, политической борьбе, интеллектуальных спорах в Афинском государстве конца V в. до н. э. Помимо этого, в них без труда прослеживается и собственная главная тема, исходящая из наболевших вопросов политической и общественной жизни Афин: проблемы войны и мира в «Ахарнянах» и «Мире»; софисты, Сократ и новомодное воспитание в «Облаках»; демос и безответственные демагоги во «Всадниках» и т. д. Представление этих сюжетов в комической форме гарантированно вызывало в аудитории и смех, и интерес, и сочувствие. В «Осах» (422 г. до н. э.) - одной из самых смешных комедий Аристофана - такой главной темой является афинский народный суд - гелиэя.

Комедии Аристофана актуальны и в наше время. «Погружаясь» в мир комедий мы проживаем вместе с афинянами самые важные исторические моменты из жизни Афин. Многие произведения афинских трагиков и комедиографов вошли в программу общеобразовательной школы: курсы «История Древнего мира» и «Мировая художественная культура». Школьники знакомятся с историей Древней Греции, с зарождением демократии, с борьбой греков за свою независимость. На уроках МХК происходит знакомство с культурным наследием этой древней цивилизации. Ребята с большим интересом путешествуют на «машине времени» в прошлое Древней Греции, знакомятся с устройством театра, с великими представителями греческой комедии той эпохи. Устраивая «Дни Великих Диониссий», инсценируют эпизоды из произведений Гомера «Иллиада» и «Одиссея». А ведь человеческие ценности, описанные в произведениях «отца комедии» - Аристофана, так актуальны в наш век!

Поскольку невозможно изучать творчество Аристофана в отрыве от эпохи, в которой он творил, то в дипломной работе закономерно должны быть использованы исследования о жизни Афин в V веке до н.э. Политическим, нравственным ценностям греческого полиса посвящены публикации как российских, так и зарубежных историков.

Почти все работы об Аристофане в советской и русской историографии написаны филологами. Исключение составляет лишь книга философа Г. Гусейнова " Аристофан".

Относительно политических симпатий Аристофана все авторы придерживаются единого мнения: Аристофан не принимает современную радикальную демократию, поддерживает интересы аттических землевладельцев, проникнут явной антипатией к ораторам и демагогам, и выступает против войны.

Расхождения проявляются лишь в некоторых деталях. Так, С.И. Соболевский считает, что Аристофан был против жестокой эксплуатации союзников. В.Н. Ярхо говорит, что, напротив, Аристофан считает ее даже необходимой, так как союзная дань составляла большой процент афинских доходов.

О демократизме Аристофана, по мнению СИ. Соболевского и В.Н. Ярхо, можно судить потому, что тот симпатизирует аттическому крестьянству. Словацкий историк М. Окал так же считал, что поэт стоял на позициях аттического крестьянства и слишком зависел от мнения последнего, а на него в свою очередь велико было влияние местных олигархов. С.И. Радциг считает, поскольку Аристофан отрицательно относится к софистам, к которым принадлежало большинство молодых людей и среди которых были очень распространены олигархические взгляды, то уместно считать его приверженцем демократических устоев.

Со времен выхода в свет книги М. Круазе «Аристофан и партии в Афинах» стало преобладать мнение о том, что Аристофан не был оппозиционен демократии, но был врагом демагогов. Комедиограф занимал среднюю позицию: он придерживался умеренно-демократических или, если угодно, консервативных воззрений, характерных для поколения «марафонских бойцов» и аттического крестьянства, которые равно отвергали и олигархические, и демократические крайности. Поэт был приверженцем доперикловой демократии («отеческого государственного строя»), которая в эпоху Пелопоннесской войны воспринималась как идеальная. Схожим образом высказывались по данной проблеме и другие исследователи. Э. Гомм, правда, иронизировал на счет сторонников этой концепции. Если в литературе XIX века попадались утверждения об аристократических убеждениях Аристофана, то в современной историографии подобная позиция маргинальна. Её смягченный вариант встречается у Ж. Сен-Круа, который, указывая на вхожесть Аристофана в некие высшие круги афинского общества, считает, что поэт выражал присущие им консервативные (не олигархические! ) взгляды.

С.И. Соболевский говорит, что Аристофан мог дать исторически верное освещение действий Клеона, приводя в подтверждение тот факт, что и Аристофан, и Фукидид (который считается достаточно правдивым историком) одинаково говорят, что причиной нежелания Клеона заключить мир являлась его собственная выгода. Также в подтверждение приводится и другой факт, факт подписания мирного договора практически сразу же после гибели Клеона, из чего следует, что стремление к миру у афинян было уже давно, и лишь страх перед Клеоном не давал ему выхода.

Большинство же остальных авторов придерживается мнения, что образ аристофановского Клеона имеет мало общего с Клеоном историческим и антипатию Аристофана к нему вполне можно объяснить личной обидой писателя.

Таким образом, взгляды на политические симпатии Аристофана, существующие в отечественной историографии, довольно-таки разнообразны. Цель дипломной работы - выяснить, в какой степени комедии Аристофана могут служить историческим источником при изучении классического периода истории древнегреческой цивилизации, выявить политические взгляды и пристрастия Аристофана.

В ходе реализации цели будут решены следующие задачи:

осветить политическую структуру Афинского полиса в V веке до н.э.;

выявить политические симпатии Аристофана, его отношение к некоторым политическим деятелям;

выяснить как Аристофан относился к некоторым политическим учреждениям Афин, и в частности к Гелиее;

рассмотреть его отношение к войне и полководцам;

выявить причины негативного отношения Аристофана к новым веяниям в жизни Афин;

проанализировать отношение Аристофана к Сократу и его учению.

О биографии Аристофана, как и любого древнего писателя, известно немного. С уверенностью можно лишь сказать, что он был сыном афинянина Филиппа из дема Кидафеней, человека состоятельного, судя по тому, что Аристофан получил хорошее по тогдашнему времени образование. Вероятно, Аристофан нес военную службу, как все граждане. Предполагают, что он был афинским колонистом на острове Эгине. Одна сохранившаяся надпись начала IV века упоминает его имя как члена Совета пятисот.

По сообщению биографов, Аристофан написал 44 комедии, из которых до наших дней дошло лишь 11, которые в связи с тогдашней социально-исторической эпохой делятся на три периода.

. Первый период: 427-421гг. до н.э., т.е. первый этап Пелопоннесской войны, до Никиева мира - ярко политический. Сюда относятся: " Ахарняне" (425 г.), " Всадники" (424 г.), " Облака" (423 г.), " Осы" (422 г.), " Мир" (421 г.).

. Второй период: 414-405 гг. до н.э. - не столь ярко политический, тематика комедий Аристофана в это время скорее общественно-сатирическая. Это комедии: " Птицы" (414 г.), " Лисистрата" (411 г.), " Женщины на празднике Фесмофорий" (411 г.), " Лягушки" (405 г.).

. Третий период: 392-388 гг. до н.э. - крушение старой земледельческо-ритуально-политической комедии, культивирование утопических идеалов. Сюда относятся: " Женщины в Народном собрании" (392 г.), " Плутос" (388 г.).

Политические взгляды Аристофана в связи с указанными тремя периодами его творчества, эволюционируют, по выражению филолога А.А. Тахо-Годи, " от смелой вызывающей сатиры на демократические порядки... к прямому утопизму'".

Этому есть вполне логическое объяснение: после Пелопоннесской войны Афинское государство потеряло выдающееся положение в Элладе; политические интересы граждан отступили на задний план.

В связи с вышеизложенным для лучшего освещения темы целесообразно, вероятно, обратиться к работам Аристофана, относящимся в основном к первому периоду его творчества.

Специально вопросом войны и мира посвящены " Ахарняне", " Мир" и " Лисистрата".

Проблемы внутренней политики обсуждаются во " Всадниках" и " Осах". " Всадники" посвящены обличению демагогов, в частности Клеона, тема " Ос" - суд присяжных.

Сам Аристофан собственных политических симпатий устами какого-либо действующего лица не высказывает, поэтому приходится это выяснять путем различных догадок.

Анализируя комедии можно определить нравственные и мировоззренческие ценности Аристофана, а историзм персонажей и событий является спорным, его можно доказать, хорошо изучая историю того бурного времени, различные направления общественной мысли в философии, литературе и политике.

Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав и заключения, примечаний, приложений, списка источников и литературы.

 


Демагог - вождь народа.

О тирании Аристофан говорит с ужасом. Тиран “лишает тех законов, что народ установил, без разумных оснований, без искусныхубеждений, самовластно” (Осы, Т.1, с.316).

Следовательно, приемлемым строем для Аристофана остается все же демократия. Однако что не нравится писателю в современной ему демократии?

Успехи, достигнутые афинским флотом в Пелопонесской войне, настолько усилили радикально-демократическую партию, что она снова приобрела почти исключительное влияние на массы. В качестве ее руководителя выдвинулся фабрикант лир Клеофонт - классический пример народного вожака-демагога. После смещения Алкивиада и удаления его из Аттики осенью 407 г. Клеофонт становится основной политической фигурой в Афинах. Он взял на себя роль заведующего государственными финансами и ввел диобелию - раздачу неимущей части населения по два обола в день - меру, которая сразу увеличила его популярность в массах. В вопросах внешней политики Клеофонт настаивал на восстановлении прежнего положения Афин и реставрации Афинского морского союза в прежнем размере. Это соответствовало как интересам финансово-промышленных кругов, которые представлял демагог, так и интересам привыкшего жить за счет государства демоса. В «Лягушках» (405 г. до н. э.) мы встречаем скрытые протесты Аристофана против насилия и произвола властей, учиненные в Афинах в 406 г. Клеофонтом и его партией, требование амнистии политическим изгнанникам. Народное собрание после катастрофы 405 г. до н.э. не только утвердило предложение демагога Клеофонта об немедленном отклонении требований спартанцев, но и постановило запретить проведение каких-либо дальнейших переговоров с ними.

Аристофан одним из главных зол демократии считает демагога. Демагог, буквально «предводитель народа» - демократический лидер в Древней Греции < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F>; также популист < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC>, «народный» политик < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA>. Первоначально слово не имело негативного оттенка и обозначало то, что Аристотель < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C> передавал через выражение «простат < http: //ru.wikipedia.org/w/index.php? title=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82& action=edit& redlink=1> (защитник, представитель интересов) народа». «Простатами народа», то есть демократическими лидерами, на протяжении большей части V в. до н. э. < http: //ru.wikipedia.org/wiki/V_%D0%B2%D0%B5%D0%BA_%D0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D.> были выходцы из знатных родов, вроде Фемистокла < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BB> или Перикла < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BB>. Положение изменилось к концу этого века, когда на авансцену политической жизни вышли незнатные «выскочки», вроде владельца кожевенной мастерской Клеона < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD> или владельца мастерской ламп Гипербола < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%BE%D0%BB>, с радикальными политическими устремлениями. Противники обвиняли их в популизме, политической безответственности, коррупции и игре на самых низких и темных инстинктах толпы. Демагог у Аристофана не получает ничего кроме отрицательных характеристик. Для Аристофана это “мошенник”. (Ахарняне., Т.1, с.37).

Демагоги

“совет попирают ногами, а стратегов во всем урезают.

В тюрьмы сажают людей и сами их там стерегут,

а в Пританее с девками крутят” (Всадники, Т.1, с.108).

“Речи демагога ученым людям не присущи

и для натуры честной негодны,

искусство это перешло к мерзавцам, невеждам” (Всадники, Т.1, с.110).

 

Качества, необходимые демагогу, чтобы править государством, это “голос мерзкий, и презренный род, и рыночные связи” (Всадники, Т.1, с.111); сила у ораторов одна - “наглости сила” (Всадники, Т.1, с.118); над народом они “смеются, когда хотят” (Всадники, Т. 1, с. 135), хотя и кричат:

“не продам ни за что я афинян толпы беспокойной,

но стоять за нее буду грудью всегда” (Осы, Т.1, с.300).

 

Особенно ненавистен Аристофану “проклятый” Клеон (Ахарняне., Т.1, с.45). В пьесах ему дается резко отрицательное и карикатурное изображение, которое вряд ли соответствует историческому Клеону. В «Вавилонянах» (426 г. до н. э.) - высмеиваются легковерие и наивность союзников Афин, членов Союза, обманываемых афинскими властями и политическими авантюристами. Здесь есть прямые нападки против Клеона и других влиятельных лиц. За что Аристофан был привлечен к суду с обвинением в преступлении против государства. В «Арханянах» (425 г. до н.э.) - пацифистски направленной комедии Аристофан призывает к заключению мира со Спартой, нападая на Клеона и его партию, требовавших продолжения войны. Во «Всадниках» (424 г. до н. э) Клеон предстаёт как основной объект критики. Он выведен хитрым пафлагонским рабом, который бессовестно обманывает своего доверчивого и совершенно выжившего из ума старика хозяина, под видом которого представлен афинский народ. Согласно оракулу, господство крикуна Пафлагонца будет уничтожено приходом к власти еще более наглого уличного торговца-колбасника. В уже упоминавшихся «Осах» (422 г. до н. э.) объектом нападок опять является Кеон, повысивший денежное вознаграждение гелиастам (присяжным) до трех оболов. Аристофан задаётся вопросом, насколько независим от демагогов и подлинно демократичен суд гелиастов..

Комедии Аристофана - смелые политические памфлеты-карикатуры на Клеона - успешного в тот период вождя, лидера господствующей в собрании радикальной демократической партии, незаурядного оратора, довольно энергичного вождя левого крыла афинской демократии. Он был сторонником решительного ведения войны со Спартой в целях расширения Афинской державы и приобретения новых земель, рабов и подданных. Также в заслугу ему можно поставить и увеличение поступлений в афинскую казну, хотя и делалось это за счет эксплуатации союзников. Однако Аристофан, как отмечает С.И. Соболевский, дает Клеону следующие основные характеристики:

) Он набрасывается на всех с ложными клеветническими доносами, и поэтому все его боятся - и богатые и бедные. «С той поры, как он ворвался в дом, побои сыплются на слуг нещадно» (Всадники, Т.1, с. 99); он «оглушил громким криком Афины» (Всадники, Т.1, с.117). В речи аристофановского Клеона постоянно присутствует слово “донесу”: “Четыре иска предъявлю, по сто талантов каждый! ” - говорит Клеон (Всадники, Т.1, с.124).

2) Он обманывает народ, мстит ему. Аристофан говорит, что народу Клеон “из добычи частицу только уделял, все ж остальное забирал себе” (Всадники, Т.1, с.164), а распознав психологию афинян, “стал льстить им, ласкать, хвалить не в меру, обрезочками кожи одурачил” (Всадники, Т.1, с.102) (намек на профессию отца Клеона).

) Он берет взятки и со всех сограждан и с союзников: “Сам стремишься ты грабить и взятки берешь с городов” (Всадники, Т.1, с.141) Аристофан в шутку говорит, что лишь один раз он был рад по-настоящему, когда видел “как взятку выблевал Клеон” (Ахарняне., Т.1, с.31).

4) Он расхищает государственную казну, (он - казнокрад). “Он во всю нажрался имуществ конфискованных” (Всадники, Т.1, с.104).

5) Он - поджигатель войны, всячески препятствует заключению мира со спартанцами ради личной выгоды. “И послов, приносящих нам мир, гонишь прочь ты” (Всадники, Т.1, с.141).

Таким образом, для Аристофана Клеон - это “негодяй, мытарь, притеснитель”, (Всадники, Т.1, с.113), который

“годен лишь жилище сторожить, лежать в дверях,

следить, что в дом несут, и долю требовать,

а не дадут - кусать” (Осы, Т.1, с.317).

Аристофан порой приводит сведения о Клеоне, явно несправедливые. Так, он обвиняет его в том, что тот “в Потидее стащил талантов десять” (Осы, Т.1, с.123), хотя известно, что в военной операции по осаде Потидеи, длившейся в течение трех лет с 432 года, Клеон не принимал никакого участия.

В одной из комедий Аристофана отразилось ликование народа по поводу гибели Клеона. В комедии " Мир" Аристофан изображает страшных демонов войны и ужаса, которые в огромной ступе толкут греческие города, причем пестиками служат Клеон и Брасид.

«Пропал толкач афинский знаменитейший,

Погиб кожевник, что толок Элладу всю

В огромной ступке...

Пропал толкач спартанский наилучший».

(Клеон был кожевником, толкач - Брасид)

Крестьянин, герой этой комедии, говорит о смерти Клеона:

«О госпожа Афина, славно сделал он,

Что вовремя подох на благо городу

И кашу заварить не сможет новую».

 

Таким образом, образ Клеона у Аристофана - образ карикатурный, собирательный, воплощающий в себе скорее не черты характера одного политического деятеля, а всё отрицательное в современных Аристофану политических лидерах. Хотя были у Аристофана и личные причины недолюбливать Клеона: мы знаем, что писатель был привлечен Клеоном к суду за то, что тот, якобы, в присутствии иностранцев порочил Афины. Об этом процессе Аристофан часто вспоминает в комедиях. Так он говорит:

“немало сам я от Клеона вытерпел в прошедший год -

и все из-за комедии. Он притащил в совет меня,

и столько он здесь лжи, и клеветы, и брани выблевал,

что, право, недалек я был от гибели -

я чуть не захлебнулся нечистотами” (Ахарняне., Т.1, с.48).


Причиной этому, по словам Аристофана, было то, что он “при гостях злословил о родине” (Ахарняне., Т.1, с.55). Писатель с горечью говорит о безразличии афинян к этому процессу:

“а над воплями в сторонке потешалася толпа, -

ей и горя было мало и лишь то хотелось знать,

отпущу ли и в тисках я шутку новую опять” (Осы, Т.1, с.334).

 

Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. Аристофан, как говорят, защищался перед судом стихами Гомер < http: //www.babylon.com/definition/%D0%93%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80/Russian> а: Аристофан отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии «Всадники». Страх перед сильным демагогом будто был так велик, что актёры отказались от этой роли. Никто не соглашался даже сделать маску, походящую на Клеона, и Аристофан сам играл эту роль, раскрасив себе лицо. Но этот рассказ, вероятно, выдуман на основании некоторых непонятых стихов комедии.

 


Аристофан о Сократе

Аристофан не раз сокрушался по поводу падения нравов в Афинах и связывал политические неурядицы с моральным обликом общественных деятелей и правителей Афин.

В V - IV вв. до н.э стало популярным весьма влиятельное направление в древнегреческой философии, представителей которого называли софистами. Софисты значительное внимание уделяли преподавательской деятельности, в частности, риторике. Это было актуально, поскольку в условиях демократической системы возросла роль судов в решении уголовных и гражданских дел, имущественных споров. Участию в судебных дискуссиях и учили софисты, обычно за немалые деньги. Наряду с серьезными людьми среди софистов имелись и шарлатаны, и крючкотворы; именно они стали объектом сатиры Аристофана.

Отношение к софистам в Афинах не было однозначным: их и поддерживали, и подвергали нападкам. Софистам вменяли в вину «безнравственность», но особенно не нравилось то, что они берут плату за обучение. Это, однако, не помешало софистам внести вклад в развитие таких наук, как грамматика, риторика и логика. Они прививали навыки правильного построения речи, умелого спора.

Сократ - философ, мыслитель, ученик знаменитого философа Анаксагора был очень близок к софистам. Аристофановский Сократ кое-что унаследовал от своего реального прототипа, афинского философа, современника поэта, но вдобавок он наделен чертами софиста и ученого шарлатана, постоянного героя народных бытовых сценок.

Сократ наверняка был знаком со многими выдающимися софистами и многому мог научиться не только у своего соотечественника, близкого к Периклу Дамона, учеником которого его определенно считали некоторые, но и у таких заезжих знаменитостей, подолгу гостивших в Афинах, как Протагор из Абдер, Продик с Кеоса или Горгий из Леонтин.

По ограниченности средств он, очевидно, не мог пройти полного курса обучения ни у одного из этих древних профессоров, бравших невероятно высокую плату за свои уроки (Протагор и Горгий - будто бы до 100 мин за полный курс обучения). В Платоновом «Кратиле» Сократ с видимым сожалением говорит, что у софиста Продика за 50 драхм можно было прослушать целый курс лекций о правильности имен, но что он сам, Сократ, смог выслушать лишь малую часть этого курса соответственно той плате - 1 драхме, - которую он внес.

«Облака» Аристофана посвящены критике софистики. Главный персонаж комедии - Сократ. Другие софисты по имени не называются, - очевидно, их моральный авторитет был в то время слишком высок. Правда, один раз упоминается Продик. Но это место стоит того, чтобы его дословно процитировать. Предводительница хора облаков (облака - как бы “боги” софистики) обращается к Сократу:

“Ты ж, священнослужитель речей плутовских,

объясни нам, чего ты желаешь.

Никого так охотно не слушаем мы

из искусников, ныне живущих.

Одного разве Продика:

мудрость его нас пленяет и гордые мысли.

Ты же тем нам приятен, что бродишь босой,

озираясь направо, налево, ходишь чванно и важно,

в лохмотьях, дрожа, вскинув голову, нас обожая” (Облака, Т.1, с.360-370).

Так кто же такой Сократ? Может быть, он - тоже софист, только с личными странностями? Официальный “Философский энциклопедический словарь” гласит: “По своему облику Сократ не был похож на философа в традиционном понимании; он, скорее, был народным мудрецом, образ жизни и поведение которого производили не меньшее впечатление, чем содержание его высказываний. Проводя большую часть времени на площадях, в палестрах и т. д., Сократ вступал в беседы с любым, кто желал говорить с ним. Стиль и характер этих бесед ярко отражены в диалогах Платона (особенно ранних)... Важнейшая заслуга Сократа в истории философии состояла в том, что в его практике диалог сделался основным методом нахождения истины. Если ранние мыслители догматически постулировали основные принципы своих учений, то Сократ стремился критически обсудить все возможные точки зрения, заранее не присоединяясь ни к одной из них... Сократ никогда ничего не писал, и сведения о его воззрениях историки черпают из вторичных источников - главным образом из " сократических" сочинений Платона и Ксенофонта Анализ этих источников показывает, что никакой философской системы у Сократа, по-видимому, не было”.

В науке давно идет спор о том, насколько правомерно Аристофан изобразил Сократа носителем софистической " мудрости", в то время как исторический Сократ расходился с софистами по целому ряду вопросов и нередко подвергал их критике. А из текста комедии Аристофана следует, что характер занятий Сократа и его учеников был преимущественно натурфилософский:

“Сократ! Сократушка!

Чего ты хочешь, праха сын?

Скажи сначала, чем занимаешься?

Паря в пространствах, мыслю о судьбе светил.

В гамак забравшись, о богах гадаешь ты. Но почему же не на земле?

Бессильна мысль проникнуть в тайны мира запредельного,

в пространствах не повиснув и не будучи соединенной с однородным воздухом.

Нет, обретаясь в прахе, взоры ввысь вперив, я ничего бы не узрел.

Сила земная притягивает влагу размышления.

Не то же происходит и с капустою?

. - А те, что в кучу скучились, чем заняты?

Они глубины Тартара исследуют.

Зачем же в небо этот поднял задницу?

Считает звезды собственными средствами

.Мудрец сфетийский Херефонт спросил Сократа,

как мыслит он о комарином пении:

трубит комар гортанью или задницей? ”

 

Аристофан сделал его собирательной карикатурой на софистику, приписав ему теории различных софистов и натурфилософов, от которых реальный Сократ был во многих отношениях очень далек. Ученый шарлатан «Облаков» занимается вздорными исследованиями в «мыслильне», доступной лишь посвященным; окруженный «выцветшими» и тощими учениками, он в подвесной корзине «парит в воздухе и размышляет о солнце»., в то время как исторический Сократ проводил: обычно все свое время на афинской площади. В качестве председателя Совета пятисот он проявил замечательную принципиальность и стойкость, отказавшись пойти на поводу у политических интриганов и истерически настроенной народной массы, требовавшей немедленного осуждения и казни всех стратегов. Благородное поведение Сократа позднее снискало ему почет.

Анализируя комедию «Облака», следует, прежде всего, остановиться на ее названии. Она называется «Облака» потому, что ее хор составляют облака - те новые божества, которые признает Сократ вместо прежних греческих божеств.

«…Это - дети небес, Облака, а для нас, для мыслителей - боги

Величайшие, разум дающие нам, мысли острые, силу сужденья,

Красноречия жар, убеждения дар, говорливость и в речи сноровку.» (Облака., Т.1., с.170).

 

Сюжет комедии основывается на том, что простолюдин Стрепсиад, всецело связанный с деревней, но живущий в городе и сбитый с толку софистами, пытается с помощью софистических ухищрений доказать своим многочисленным кредиторам, что он не обязан выплачивать им свои долги. Для этого он отправляется в мыслильню, то есть в школу Сократа, но из его обучения ничего не выходит. Тогда он направляет к Сократу своего сына Фидиппида, развратного молодого человека, который легко усваивает умение спорить у софистов, благодаря чему Стрепсиад легко разделывается с двумя кредиторами. Но во время праздничного пира отец и сын ссорятся, в результате чего Фидиппид бьет своего отца, приводя для этого заимствованные аргументы у софистов. В случае надобности он готов побить и собственную мать. Разгневанный отец в запальчивости сжигает дом Сократа.

Читая комедию Аристофана «Облака», сразу же становится понятно, как относится сам автор к этому философу. Уже с самых первых страниц мы видим, с каким презрением и злобой говорит Фидиппид о Сократе и его учениках:

«- За ней обитают мудрецы. Если послушать их, то окажется,

что небо - простая железная печка, а люди - угли в этой печке».

«-А! Знаю я этих мудрецов! Негодяи бледнорожие! Нечисть босоногая!

Да плуты! Дурак Сократ и ученик его лучший - помешанный Хэрефонт! »

(Облака., Т.1., с.159).

 

Один этот диалог уже показывает то, каким на самом деле является Сократ, и то, каким его видят представители разных поколений.

Если отец Фидиппида Стрепсиад восхищается мудростью этого философа, ставит его в пример, и считает, что тот поможет избавиться старику от долгов, то сын Стрепсиада - напротив, всячески оскорбляет и ругает философа и, тем самым, он пытается доказать своему отцу нелепость и бессмысленность такого учения. Он как будто бы предвидел то, что с ним произойдет после обучения у Сократа.


«…Чувствую, вернусь я бледным и высохшим! » (Облака., Т. 1., с. 160).

 

С самого начала «Облака»- это авторская насмешка над тем увлечением софистикой, которое господствовало в Древней Греции в 50-40гг. до н.э через всю комедию Аристофана, но особенно ярко она показана в различных деталях, которые дополняют и окончательно обрисовывают образ данного философа. С точки зрения Аристофана, мыслитель вообще изображается в комедии как ярый софист, т. е. преподавателем ложной мудрости и умения обманывать в спорах. Но сразу, же необходимо сказать о том, что фигуру Сократа нельзя рассматривать лишь с позиции одного конкретного автора или человека. Сократ - это очень сложная и во многом противоречивая личность. Если кому-то казалось, что великий философ был именно таким, то это мнение не всегда является истиной в последней инстанции, ведь очень многие факты из биографии Сократа до сих пор не выяснены. Однако, как теперь уже точно доказали многочисленные исследователи жизни и наследия великого мыслителя, он был противником софистов, так как те выступали как учителя мудрости. Мудрость и красноречие не были для Сократа ни самоцелью, ни основой философской деятельности. Кроме этого, с точки зрения Сократа, спор - это способ и путь поиска истины, для софистов же - спор это лишь интеллектуальная игра.

Вот как пишет о нем Э.Д. Фролов: «А сам он всегда вел беседы о делах человеческих, исследуя, что благочестиво и что нечестиво, что прекрасно и что безобразно, что справедливо и что несправедливо, что благоразумие и что неблагоразумие, что храбрость и что трусость, что государство и что государственный муж, что власть над людьми и что человек, способный властвовать над людьми, и так далее: кто знает это, тот, думал он, человек благородный, а кто не знает, по справедливости заслуживает названия хама».

Поэтому, говоря об образе Сократа в комедии Аристофана «Облака», следует помнить, что речь идет лишь о личном восприятии комедиографом личности данного философа, но не как не об объективной и всесторонней оценке. Далее я неоднократно буду ссылаться именно на эту, во многом субъективную точку зрения автора, когда буду рассматривать, и исследовать образ мыслителя в данной комедии.

Говоря об авторской иронии над великим философом, следует, прежде всего, остановиться на внешности мыслителя и его учеников:

« ….. Открылась дверь в мыслильню и Стрепсиад увидел других учеников. Были они худы и измождены. Взгляды - направлены в землю. …… О самом главном их качестве не забыл упомянуть - о бережливости, которая проявляется в том, что ни учитель, ни ученики не бреются и не ходят никогда в баню. …. » (Облака., Т. 1., с. 163).

 

Именно на таких, казалось бы, на первый взгляд, незначительных деталях и строится комедия Аристофана. Однако эту комедию не стоит рассматривать только как пародию на модное и популярное в то время философское учение. На наш взгляд, Аристофан своим трудом как бы предостерегает читателей и потомков от тех лжеучений и ошибок, которые он отобразил в своей комедии. «Облака» имеют самое непосредственное отношение к нашей сегодняшней жизни. Ведь многое из того, что было описано Аристофаном, актуально и сегодня. Например, в «Облаках» еще задолго до новейшего времени показана такая проблема, как простое одурачивание людей, которые поверили этому философскому учению, а в результате оказывались просто-напросто обманутыми, да еще и заплатив большие суммы денег. Еще задолго до XX века, века, когда многие моральные качества и ценности были утрачены, а все отношения строятся исключительно на связях и деньгах, эта проблема была поставлена в Древней Греции еще в 4 веке до н. э.

Вспомним, например, как был возмущен Стрепсиад, когда обнаружил, чему научил его сына один из известнейших философов того времени:

« Позвал Стрепсиад сына, сказал:

Пойдем, побьем Сократа с Хэрефонтом мерзостным! Обоих они нас опутали! » (Облака., Т. 1., с. 231).

« Слепота куриная! Принял за бога призрак.

… Ах, я недотепа! Богов прогнал и на Сократа выменял! …» (Облака., Т. 1., с. 232).

 

Кроме проблемы вытягивания денег за непонятные учения, в комедии «Облака» ставятся не менее важные проблемы. Прежде всего, это проблема веры, причем, даже не, сколько верования в какие-то божества или силы, сколько проблема нравственности и религиозности. Однако следует сразу разграничить общепризнанную точку зрения большинства исследователей жизни и учения Сократа и особую, во многом личную и субъективную позицию Аристофана. Именно он и изображает философа таким безбожником, который уничтожает все светлое и чистое, и только сбивает молодежь с правильного и истинного пути. Но это совершенно не верно, потому что сам Сократ постоянно говорит о том, что служит богам и выполняет предписание богов, и главное для него - это познать истину и воспитать настоящего гражданина. Так же нужно еще раз обязательно упомянуть и о том, что Сократ был противником софистов и считал, что философия должна служить общему благу, это идет в разрез с тем образом мыслителя, который нарисовал Аристофан в своей комедии.

И все-таки, как же, по мнению комедиографа, могла решаться проблема нравственности и верования в комедии «Облака»? Этот вопрос можно рассмотреть через некоторые особенности данного произведения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь