Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Война и мир в комедиях Аристофана
Аристофан был сторонником мирного разрешения возникавших между государствами конфликтов. На протяжении всей литературной деятельности Аристофана занимал вопрос о войне, и это вполне естественно: его литературная деятельность с начала и почти до конца совпала с Пелопоннесской войной. Вопросы войны и мира Аристофан выносил на общественный суд постановками комедий «Арханяне» (425 г. до н.э.) - пацифистской направленности, с призывом к заключению мира со Спартой. Герой " Ахарнян" Дикеополь огорчен тем, что афиняне в Народном собрании не собираются заключать мир со Спартой, и заключает сам для себя и своей семьи сепаратный мир. В результате он один благоденствует и пирует в то время, как стратег Ламах ранен и терпит моральное поражение.Комедия - очередное нападение на Клеона и его партию, требовавших продолжения войны. Комедия «Мир» (421 г. до н. э.) - аллегория, доносящая до масс актуальную тему мира, предварила Никеев мир. Герой комедии " Мир" Тригей, добропорядочный сельский житель, как и Дикеополь, также страстно тоскует по исчезнувшему миру. Он откармливает огромного навозного жука и взлетает на нем на небо, чтобы найти там богиню мира и вернуть ее на землю. С помощью землевладельцев, составляющих хор, Тригей освобождает и возвращает людям Мир, богиню Ирину, а сам празднует в обществе друзей веселую свадьбу. А «Лисистрата» (411 г. до н. э.) - последняя пацифистская комедия Аристофана, написанная в тяжелейшее для Афин время. Афинянка Лисистрата заключает союз с женщинами разных областей Греции, и они сговариваются между собой отказывать мужьям в любви и ласках до тех пор, пока те не прекратят войны. В результате упорство мужчин сломлено, и заключение мира знаменуется пиром и веселой пляской. Население Аттики по-разному относилось к войне. Против нее было сельское население, так как именно его поля разорялись, и, в первую очередь, война приносила ущерб именно крестьянам. Так как Аристофан всецело симпатизировал сельскому населению, то вполне естественно, что он разделял их отрицательное отношение к войне. Война принесла неисчислимые бедствия стране - было загублено много тысяч человеческих жизней, была разорена и истощена вся Греция. В результате ослабления обеих воюющих сторон Персия получила возможность вмешиваться во внутренние дела Греции. Война отличалась крайней жестокостью (случаи казни пленных, поголовного истребления взрослого мужского населения, продажи женщин и детей в рабство). Людям не хватало ни крова, ни пищи, ни работы. Были голод, болезни, эпидемии. Растерянность и смятение царили в Афинах. Населения томилось иллюзорными мечтами о мире. Не случайно, что одно из сочинений Аристофана называется «Мир». Оно имело целью высмеять Войну и показать, как и в комедии «Ахарняне», все преимущества Мира. Хор обращается к Эйрене: Ты наш клад, богиня Мира, всех сокровищ ты милей Для того, кто сеет, жнет, Сколько вынесли мы бед, Прежде чем явилась ты! Ты - спасенье земледельца, блюдо каши из муки! Все, что зреет на земле, Гроздья лоз, плоды олив - Все ликует и поет (МИР 589-600. Пер. С. Апта).
Аристофан пародирует традицию, и поэтому культовая лексика у него перемешана здесь с юмористически-бытовой: мир носит эпитет «дешевого», поскольку эпитет войны - «расточительная». Как бы автор ни пародировал миф, мифологические основания его комедийного сюжета остаются нетронутыми. Таким образом, главный персонаж Тригей оказывается спасителем: ликующий хор земледельцев приветствует его за то, что он приносит на землю Мир, освобождая его (по-гречески «ее») из оков Войны и спуская с неба для благоденствия людей. В гимне, обращенном к Тригею, хор называет его «спасителем всего человеческого рода», «спасителем священного города», и сам герой относится к себе как к спасителю Эллады (МИР 867, 914, 1035). А ведь спаситель - это прозвище богов (позднее, в эллинистическое время - правителей); они спасают город, и в представление о спасении вкладывается культовый смысл. Война означает смерть мужчин, страдание их близких родственников, опустошенную жизнь для остающихся одинокими женщин. Напротив, Мир - это любовь и радость жизни. Мир связан с плодородием, не случайно греки изображали Эйрену в виде женщины, держащей на руках мальчика Плутоса - Богатство. По верному наблюдению О. М. Фрейденберг, комедия «Ахарняне» наполнена выпадами против войны и агитацией за мир, но и в этих нападках, и в мирной пропаганде присутствуют категории земледельческо-эсхатологического мифа. Здесь подчеркнут параллелизм мира и войны: Полемос олицетворяется в полководце Ламахе, а Эйрена - в мужском образе Справедливограда (Дикеополя). Со стороны Ламаха видны приготовления к войне, военные снаряжения, военная терминология, вокруг него - люди, желающие воевать со Спартой. А Справедливоград стремится к миру, он готовится к сельским Дионисиям, к празднику вина, к пиру с обильной едой и женщинами. В характеристике Мира здесь выделены черты еды, вина и эротического плодородия. В одной из сцен комедии Мир метафорически представлен в виде вина: герою приносят три пробы вина - пятилетней, десятилетней и тридцатилетней выдержки, которые изображают три сорта мира (МИР. 186-200). Справедливоград предпочитает самый продолжительный мир - тридцатилетний. Дикеополь одерживает явную победу над своими недалекими согражданами; теперь его превозносят за ум и правильный образ действий, приходят к нему с запоздалым союзом, просят его покровительства. «Справедливоград - владыка мира; за этим миром тщетно приходит к нему земледелец, за миром обращаются к нему перед браком жених и невеста; он один имеет съестные припасы. К нему приходят, его молят, мир - в его руках, и он может его дать, кому пожелает...». Следует обратить внимание также на имя героя, олицетворяющего Эйрену: в образе Дикеополя соединяются два важнейших греческих понятия - Мир и Справедливость. Таким образом, в греческой мысли классической эпохи преобладало представление о том, что мир предпочтительнее войны. Это, конечно, не означает, что на практике люди поступали в полном соответствии с таким представлением. Чаще было наоборот. Другая комедия Аристофана «Ахарняне» при всей ее фантастичности была исключительно актуальна. В прологе комедии некий афинянин по имени Дикеополь (то есть " справедливый гражданин" ) жалуется на затянувшуюся войну. Действие происходит на площади, где собирается народное собрание. Дикеополь пришел еще спозаранку, чтобы послушать выступления о мире, и решил: «Кричать, стучать, перебивать оратора, Когда о мире говорить не станет он». (Ахарняне., Т.1., с
Возможно, если бы Аристофан считал бы эту войну неизбежной и признавал бы ее социально-политические причины, то он бы так не ратовал против нее в своих комедиях. Однако Аристофан считал войну практически личным делом отдельных политических деятелей, как бы капризом их. В «Ахарнянах», играючи, он свел всю предысторию Пелопоннесской войны к довольно скандального свойства личным счетам Перикла с соседними Мегарами: “в Мегарах после игр и выпивки, Симефу-девку молодежь похитила. Тогда мегарцы, горем распаленные, похитили двух девок у Аспасии. И тут война всегреческая вспыхнула”. Три потаскушки стали ей причиною. (Ахарняне., Т.1, с.55).
Перикл, разъярившись, начал издавать законы против мегарян, и “тут началось бряцание оружием” (Ахарняне., Т.1, с.56). Неуступчивость в конфликтах с Коринфом и Мегарами, проявленная Периклом накануне войны, объяснялась как раз его желанием форсировать начало военных действий, чтобы таким образом погасить огонь внутренней смуты и по необходимости заставить народ вновь сплотиться вокруг своего испытанного лидера. Следовательно, Аристофан считал, что война была личным делом Перикла, и поэтому сам он вызывал явную антипатию у писателя. Хотя нельзя сказать, что все обвинения Аристофана, брошенные Периклу, исторически достоверны. Однако комедиограф отзывается с симпатией о противниках Перикла. В частности, он говорит, что несправедливо, чтобы “дряхлый Фукидид погибал” (Ахарняне, Т. 1, с. 64), вступив в борьбу с Эвафлом, модным оратором. Даже о собственном противнике Кратине он говорит, что тот “был славен” (Всадники, Т.1, с.129) только потому, что тот также выступал с обвинениями против Перикла. В другом случае причиной войны, по Аристофану, послужило обвинение Фидия в краже золота, данного ему для статуи Афины. Перикл, который: “боялся невзгоды для себя”, (Мир., Т.1, с.380) “раздул войну такую, что у эллинов из глаз полились от дыма слезы” (Мир., Т.1, с.381) Аристофан желает мира, и, причем мира только тридцатилетнего, так как пятилетний “смолой разит и подготовкой воинов”, десятилетний “сильно отдает посольствами, а также проволочками союзников” и лишь тридцатилетний пахнет нектаром, амвросией, а не пайком трехдневным продовольственным” (Ахарняне., Т.1, с.40).
Конечно, не следует делать вывод, что Аристофан как-то поддерживал спартанцев. Им он адресует обычное для афинян обвинение: они “ни клятвы, ни присяги, ни богов не признают” (Ахарняне., Т.1, с.45). Одним из самых страшных обвинений для афинянина Аристофан считает обвинение в союзничестве с Брасидом. Также не следует забывать, что Спарта была олигархическим полисом и хотя бы поэтому не могла вызвать симпатии Аристофана. Однако ради дела мира Аристофан не останавливается перед тем, чтобы достаточно свободно трактовать некоторые события исторического прошлого, лишь бы подчеркнуть исконную дружбу и взаимную помощь афинян и спартанцев. Так, аристофановская Лисистрата, обращаясь к спартанцам, говорит: “Забыли вы, как Периклид сюда пришел и сел, афинян умоляя, у алтарей, весь бледный и в плаще. Он войск просил: мессенцы шли на вас, а Посидон поколебал вам землю. Тогда четыре тысячи гоплитов кимоновых спасли Лакедемон” (Лисистрата., Т.2, с.165).
Однако, в действительности, прибытие отряда афинских гоплитов не повлекло за собой перелома в военных действиях. Он был отослан обратно из-за опасений спартанцев, что афиняне вступят в союз с мессенянами. Обращаясь к афинянам, Лисистрата говорит, что когда-то: “лаконцы вновь явились к ним, невольникам, с оружием и, многих фессалийцев перебив - союзников и Гиппия друзей, - одни, тогда придя на помощь к ним, свободу им вернули, а затем плащ гражданина отдали народу” (Лисистрата., Т.2, с.165).
Однако, в действительности, после низвержения тирании в Афинах в 508 году, которому содействовали спартанцы, они в течение 2-х дней удерживали Акрополь. Для того, чтобы подчеркнуть необходимость мира, Аристофан говорит и об экономической выгоде сотрудничества со Спартой, когда Бделиклеон заставляет отца надеть “лаконики” - обувь, считающуюся модной в то время в Афинах. В вопросе о союзниках Аристофан придерживается непогрешимости “дедова клада мидийского” (Лисистрата., Т.2, с.139), то есть права на дань от союзных государств. Тем не менее в «Вавилонянах» (426 г. до н. э.) он высмеивает легковерие и наивность союзников Афин, членов Союза, обманываемых афинскими властями и политическими авантюристами. О метеках он говорит как о “шелухе афинской” (Ахарняне, Т.1, с.55). Однако опять-таки ради дела мира он готов вступить в “крепкую дружбу, прибавляя туда и метеков, и всех чужестранцев, кто друг горожанам” (Лисистрата., Т.2, с.35). Тем не менее, он осуждает любую попытку выхода из Афинского Морского союза (например, “предательство Самоса”) (Осы, Т.1, с.279), а тем более попытку перехода на сторону Спарты (“предатели фракийские”). (Осы, Т.1, с.279). Союзной дани Аристофан отводит одно из первых мест в доходах Афин, следовательно, можно сделать вывод, что он отнюдь не отрицает эксплуатацию союзников, и даже устами Бделиклеона предлагает шуточный проект: “нынче тысяча есть городов, что везут свою дань ежегодно в Афины; если б каждый из них обязали кормить от себя двадцать граждан афинских, двадцать тысяч людей проживало б тогда в изобилии полном” (Осы, Т.1, с.302).
Также очевидна и антиперсидская направленность комедий Аристофана, в которых постоянно присутствует призыв к объединению греческих государств против их исконного врага - Персии. Между тем, известно, что ориентация на персидскую помощь в 412 - 411 г.г. составляла основу внешней политики как спартанцев, так и афинских олигархов. Аристофан говорит, что обещанная помощь получена никогда не будет. “Нет злота вам, ионай рыхлозадые” (Ахарняне., Т.1, с.35) - слова персидского посла. Говоря об обмане персов, Аристофан заявляет: “Не выношу султанов я” (Ахарняне., Т.1, с.38). В противоположность мнению о необходимости помощи Персии Аристофан противопоставляет идею объединения Греции против Персии: “Разве спартанцы не братья с афинянами по оружию? Разве не скреплена кровью их победа над персами? ” (Лисистрата., Т.2, с.152).
Более того, Аристофану не чужда идея покорения греками самой Персии. Так, Колбасник предсказывает Демосу: “Будешь царствовать ты и над сушей, также над морем пурпурным, и будешь судить в Экбатанах” (Всадники, Т.1, с.156). Таким образом, Аристофан считает, что судьбы войны и мира должны решать сами народы без “лживых и лицемерных” посредников. Аристофан хочет, чтобы наступил день для жизни людей в мире, для того, чтобы они спокойно прогуливались, как в праздничные дни прогуливаются с родными в деревне. В 421 г. в одном сражении погибли Клеон и его противник Брасид (командующий спартанскими вооруженными силами). Был заключен мир, который одни восприняли как кратковременную передышку для новой мобилизации сил, а другие, в том числе Аристофан, - как окончание надоевшей войны. На афинском акрополе была поставлена мраморная плита с текстом договора о " вечном мире", а весной на Великих Дионисиях < http: //greekroman.ru/symb/symbol.htm> Аристофан комедией " Мир" прославил желанный покой. В парабасе поэт называл себя деятельным борцом за мир и рассказывал, как ему удалось одолеть страшное чудовище - Войну: «И без трепета с первых шагов поднялся на чудовище с пастью клыкастой. На зверюгу, страшней, чем у Кинны, глаза у него словно плошки пылали, А вокруг головы его лижущих сто языков, сто льстецов извивались. Его голос ревет, как в горах водопад, громыхающий, гибель несущий. Он вонюч, словно морж, и задаст, как верблюд, как немытая Ламия, грязен. Я взглянул на него, не дрожа, не страшась, и вступил с ним в смертельную битву.» (Тишина (Мир)., Т.1., с.362)
Однако апофеоз мира оказался преждевременным. На смену погибшему Клеону милитаристическая партия выдвинула Алкивиада, снарядившего грандиозную сицилийскую экспедицию (415), которая потерпела жестокое поражение. В Афинах начались волнения, и демократическая власть запретила театру нападки на государственных деятелей. Это вызвало к жизни сказочно фантастическую комедию “Птицы”, повествующую о том, как двое афинян, которым наскучили земные дрязги, поднимаются в царство птиц, основывают город Тучекукуевск, в котором переворачиваются все земные отношения и взгляды, и проводят блокаду Олимпа, обители богов. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы