Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Личность политика у Аристофана
Поскольку в античном полисе граждане и неграждане в той или иной степени принимали активное участие в общественной жизни, поэтому информация личного характера становилась весьма важной, ибо она позволяла говорить о репутации того или иного человека, помогала определить его статус и таким образом отделить гражданина от негражданина, способствовала или тормозила его участие в общественной и политической жизни полиса. Достижение успеха в общественной и политической жизни полиса основывалось как на знании особенностей характера того или иного индивидуума, так и на сведениях о его поступках как в частной, так и в общественной жизни. Важным источником в этом случае является также классическая комедия. Аристофан подвергал осмеянию политических деятелей, используя для этого не столько их политические пристрастия и речи, сколько распространенные сведения об их характере, что, несомненно, оказывало воздействие на их общественное положение и репутацию. Так, высмеивая Гипербола во " Всадниках" за его предложение возглавить экспедицию против Карфагена, Аристофан характеризует его как человека угрюмого и способного на мошенничество (Всадники, 1304). Характер политика Аристофан иногда описывает с помощью метафоры, которая кратко резюмирует сведения о нем, распространенные среди граждан полиса. Так, например, характеризуя Ферамена, автор говорит, что он как сапог, который впору приходится на обе ноги, хотя плохо сидит как на левой, так и на правой (Aristoph. Ran. 538-541, ср. Xen. Hell. II. 3. 31). Информация о частной жизни и индивидуальном поведении человека имела прямое отношение к правовым и политическим занятиям, потому что играла важную роль в формировании общественного мнения. Итак, обыкновенная частная информация, которая в обыденном представлении считалась даже сплетней, могла приобрести весьма важное значение. Так, например, сведения о том, что какой-либо гражданин дурно обращался с родителями, устраивая скандалы в семье, могли иметь для него неприятные последствия, ибо они становились достоянием общества и могли быть использованы против него. Поэтому по отношению к частной информации в полисе существовали две противостоящих друг другу тенденции. Имело место желание одних защитить свою репутацию, скрыв негативную информацию о себе, и стремление других, их соперников, сделать эту информацию открытой для общества. А значит, информация о частной жизни граждан в полисе имела двойственный характер, ибо она могла быть как хорошей, так и плохой. Хорошо, когда обнаруживались сведения о других, но плохо, когда открывалась нежелательная информация о себе самом и собственном семействе. Аристофан же выносил на суд зрителей преувеличенные, гиперболизированные пороки вполне узнаваемых в Афинах личностей. Но не только пороки критикует Аристофан. Он рассуждает об идеальном человеке и гражданине. Однажды родившись, понятие «прекрасный человек» очень скоро стало обозначать в Греции людей не просто отменных, но именно аристократов, представителей социальной элиты. Интересным, впрочем, является и то, что этим дело не ограничилось, и сложное это понятие обнаружило тенденцию к дальнейшему развитию и обогащению смысловыми оттенками в соответствии с развитием политической литературы и политического языка древних греков. У комедиографа Аристофана понятие прекрасный, благородный человекнеоднократно встречается в смысле " отменный", " достойный" (Лягушки 735; Nub., 101, 794). Однако, что гораздо важнее, в поздней комедии Аристофана " Лягушки" (405 г. до н.э.) это понятие используется для обозначения вполне определенной социальной категории - людей благородного происхождения и высоких нравственных качеств, граждан старого закала, противопоставляемых подлым выскочкам. Исходя из этого некоторых из представителей знати и аристократов Аристофан считает недостойными гражданами, неспособными добиться никакого блага для своей родины. Даже когда кто-то из них берется выступать за мир, который Аристофан считал необходимым, из этого не выходит ничего стоящего: “а такие, как сын Гипподама, глядят и слезу проливать лишь умеют” (Всадники, Т.1, с.118). Насмешке подвергается и Фукидид, руководитель аристократической оппозиции впервые годы возвышения Перикла. Так, Аристофан издевается, вспоминая случай, когда на суде Фукидида “внезапно в челюсти ударил паралич” (Осы, Т.1, с.316). Таким образом, антиолигархические симпатии Аристофана очевидны. Демагог - вождь народа. О тирании Аристофан говорит с ужасом. Тиран “лишает тех законов, что народ установил, без разумных оснований, без искусныхубеждений, самовластно” (Осы, Т.1, с.316). Следовательно, приемлемым строем для Аристофана остается все же демократия. Однако что не нравится писателю в современной ему демократии? Успехи, достигнутые афинским флотом в Пелопонесской войне, настолько усилили радикально-демократическую партию, что она снова приобрела почти исключительное влияние на массы. В качестве ее руководителя выдвинулся фабрикант лир Клеофонт - классический пример народного вожака-демагога. После смещения Алкивиада и удаления его из Аттики осенью 407 г. Клеофонт становится основной политической фигурой в Афинах. Он взял на себя роль заведующего государственными финансами и ввел диобелию - раздачу неимущей части населения по два обола в день - меру, которая сразу увеличила его популярность в массах. В вопросах внешней политики Клеофонт настаивал на восстановлении прежнего положения Афин и реставрации Афинского морского союза в прежнем размере. Это соответствовало как интересам финансово-промышленных кругов, которые представлял демагог, так и интересам привыкшего жить за счет государства демоса. В «Лягушках» (405 г. до н. э.) мы встречаем скрытые протесты Аристофана против насилия и произвола властей, учиненные в Афинах в 406 г. Клеофонтом и его партией, требование амнистии политическим изгнанникам. Народное собрание после катастрофы 405 г. до н.э. не только утвердило предложение демагога Клеофонта об немедленном отклонении требований спартанцев, но и постановило запретить проведение каких-либо дальнейших переговоров с ними. Аристофан одним из главных зол демократии считает демагога. Демагог, буквально «предводитель народа» - демократический лидер в Древней Греции < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F>; также популист < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC>, «народный» политик < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA>. Первоначально слово не имело негативного оттенка и обозначало то, что Аристотель < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C> передавал через выражение «простат < http: //ru.wikipedia.org/w/index.php? title=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82& action=edit& redlink=1> (защитник, представитель интересов) народа». «Простатами народа», то есть демократическими лидерами, на протяжении большей части V в. до н. э. < http: //ru.wikipedia.org/wiki/V_%D0%B2%D0%B5%D0%BA_%D0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D.> были выходцы из знатных родов, вроде Фемистокла < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BB> или Перикла < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BB>. Положение изменилось к концу этого века, когда на авансцену политической жизни вышли незнатные «выскочки», вроде владельца кожевенной мастерской Клеона < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD> или владельца мастерской ламп Гипербола < http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%BE%D0%BB>, с радикальными политическими устремлениями. Противники обвиняли их в популизме, политической безответственности, коррупции и игре на самых низких и темных инстинктах толпы. Демагог у Аристофана не получает ничего кроме отрицательных характеристик. Для Аристофана это “мошенник”. (Ахарняне., Т.1, с.37). Демагоги “совет попирают ногами, а стратегов во всем урезают. В тюрьмы сажают людей и сами их там стерегут, а в Пританее с девками крутят” (Всадники, Т.1, с.108). “Речи демагога ученым людям не присущи и для натуры честной негодны, искусство это перешло к мерзавцам, невеждам” (Всадники, Т.1, с.110).
Качества, необходимые демагогу, чтобы править государством, это “голос мерзкий, и презренный род, и рыночные связи” (Всадники, Т.1, с.111); сила у ораторов одна - “наглости сила” (Всадники, Т.1, с.118); над народом они “смеются, когда хотят” (Всадники, Т. 1, с. 135), хотя и кричат: “не продам ни за что я афинян толпы беспокойной, но стоять за нее буду грудью всегда” (Осы, Т.1, с.300).
Особенно ненавистен Аристофану “проклятый” Клеон (Ахарняне., Т.1, с.45). В пьесах ему дается резко отрицательное и карикатурное изображение, которое вряд ли соответствует историческому Клеону. В «Вавилонянах» (426 г. до н. э.) - высмеиваются легковерие и наивность союзников Афин, членов Союза, обманываемых афинскими властями и политическими авантюристами. Здесь есть прямые нападки против Клеона и других влиятельных лиц. За что Аристофан был привлечен к суду с обвинением в преступлении против государства. В «Арханянах» (425 г. до н.э.) - пацифистски направленной комедии Аристофан призывает к заключению мира со Спартой, нападая на Клеона и его партию, требовавших продолжения войны. Во «Всадниках» (424 г. до н. э) Клеон предстаёт как основной объект критики. Он выведен хитрым пафлагонским рабом, который бессовестно обманывает своего доверчивого и совершенно выжившего из ума старика хозяина, под видом которого представлен афинский народ. Согласно оракулу, господство крикуна Пафлагонца будет уничтожено приходом к власти еще более наглого уличного торговца-колбасника. В уже упоминавшихся «Осах» (422 г. до н. э.) объектом нападок опять является Кеон, повысивший денежное вознаграждение гелиастам (присяжным) до трех оболов. Аристофан задаётся вопросом, насколько независим от демагогов и подлинно демократичен суд гелиастов.. Комедии Аристофана - смелые политические памфлеты-карикатуры на Клеона - успешного в тот период вождя, лидера господствующей в собрании радикальной демократической партии, незаурядного оратора, довольно энергичного вождя левого крыла афинской демократии. Он был сторонником решительного ведения войны со Спартой в целях расширения Афинской державы и приобретения новых земель, рабов и подданных. Также в заслугу ему можно поставить и увеличение поступлений в афинскую казну, хотя и делалось это за счет эксплуатации союзников. Однако Аристофан, как отмечает С.И. Соболевский, дает Клеону следующие основные характеристики: ) Он набрасывается на всех с ложными клеветническими доносами, и поэтому все его боятся - и богатые и бедные. «С той поры, как он ворвался в дом, побои сыплются на слуг нещадно» (Всадники, Т.1, с. 99); он «оглушил громким криком Афины» (Всадники, Т.1, с.117). В речи аристофановского Клеона постоянно присутствует слово “донесу”: “Четыре иска предъявлю, по сто талантов каждый! ” - говорит Клеон (Всадники, Т.1, с.124). 2) Он обманывает народ, мстит ему. Аристофан говорит, что народу Клеон “из добычи частицу только уделял, все ж остальное забирал себе” (Всадники, Т.1, с.164), а распознав психологию афинян, “стал льстить им, ласкать, хвалить не в меру, обрезочками кожи одурачил” (Всадники, Т.1, с.102) (намек на профессию отца Клеона). ) Он берет взятки и со всех сограждан и с союзников: “Сам стремишься ты грабить и взятки берешь с городов” (Всадники, Т.1, с.141) Аристофан в шутку говорит, что лишь один раз он был рад по-настоящему, когда видел “как взятку выблевал Клеон” (Ахарняне., Т.1, с.31). 4) Он расхищает государственную казну, (он - казнокрад). “Он во всю нажрался имуществ конфискованных” (Всадники, Т.1, с.104). 5) Он - поджигатель войны, всячески препятствует заключению мира со спартанцами ради личной выгоды. “И послов, приносящих нам мир, гонишь прочь ты” (Всадники, Т.1, с.141). Таким образом, для Аристофана Клеон - это “негодяй, мытарь, притеснитель”, (Всадники, Т.1, с.113), который “годен лишь жилище сторожить, лежать в дверях, следить, что в дом несут, и долю требовать, а не дадут - кусать” (Осы, Т.1, с.317). Аристофан порой приводит сведения о Клеоне, явно несправедливые. Так, он обвиняет его в том, что тот “в Потидее стащил талантов десять” (Осы, Т.1, с.123), хотя известно, что в военной операции по осаде Потидеи, длившейся в течение трех лет с 432 года, Клеон не принимал никакого участия. В одной из комедий Аристофана отразилось ликование народа по поводу гибели Клеона. В комедии " Мир" Аристофан изображает страшных демонов войны и ужаса, которые в огромной ступе толкут греческие города, причем пестиками служат Клеон и Брасид. «Пропал толкач афинский знаменитейший, Погиб кожевник, что толок Элладу всю В огромной ступке... Пропал толкач спартанский наилучший». (Клеон был кожевником, толкач - Брасид) Крестьянин, герой этой комедии, говорит о смерти Клеона: «О госпожа Афина, славно сделал он, Что вовремя подох на благо городу И кашу заварить не сможет новую».
Таким образом, образ Клеона у Аристофана - образ карикатурный, собирательный, воплощающий в себе скорее не черты характера одного политического деятеля, а всё отрицательное в современных Аристофану политических лидерах. Хотя были у Аристофана и личные причины недолюбливать Клеона: мы знаем, что писатель был привлечен Клеоном к суду за то, что тот, якобы, в присутствии иностранцев порочил Афины. Об этом процессе Аристофан часто вспоминает в комедиях. Так он говорит: “немало сам я от Клеона вытерпел в прошедший год - и все из-за комедии. Он притащил в совет меня, и столько он здесь лжи, и клеветы, и брани выблевал, что, право, недалек я был от гибели - я чуть не захлебнулся нечистотами” (Ахарняне., Т.1, с.48). Причиной этому, по словам Аристофана, было то, что он “при гостях злословил о родине” (Ахарняне., Т.1, с.55). Писатель с горечью говорит о безразличии афинян к этому процессу: “а над воплями в сторонке потешалася толпа, - ей и горя было мало и лишь то хотелось знать, отпущу ли и в тисках я шутку новую опять” (Осы, Т.1, с.334).
Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. Аристофан, как говорят, защищался перед судом стихами Гомер < http: //www.babylon.com/definition/%D0%93%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80/Russian> а: Аристофан отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии «Всадники». Страх перед сильным демагогом будто был так велик, что актёры отказались от этой роли. Никто не соглашался даже сделать маску, походящую на Клеона, и Аристофан сам играл эту роль, раскрасив себе лицо. Но этот рассказ, вероятно, выдуман на основании некоторых непонятых стихов комедии.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы