Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство Киевской Руси как общее наследие русского, украинского и белорусского народов. Сочетание языческих традиций с влиянием христианства в искусстве Киевской Руси.



Вопросы по Истории ИЗО 5 семестр

 

История русского искусства.

Исторические особенности развития России и русской культуры. Национальное своеобразие и народные основы русского искусства. Роль искусства в общественной жизни и революционной борьбе в России. Русское искусство - важное звено мировой культуры. Влияние русского искусства на искусство народов России. Значение русского художественного наследия для художника-педагога. Периодизация русского искусства. Истоки древнерусского искусства.

Древнерусское искусство.

Искусство древнерусского государства Х I -Х II вв. Культура Киевской Руси (IX- нач. XII в.). Политическое и культурное значение принятия Русью христианства. Связи Киева с Византией. Монументализм культовой архитектуры. Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Фрески, мозаики (Киевская София), иконопись («Нерукотворный Спас», «Устюжское Благовещение»), книжная графика («Остромирово Евангелие» и др.). Памятники скульптуры и прикладного искусства.

Искусство Киевской Руси как общее наследие русского, украинского и белорусского народов. Сочетание языческих традиций с влиянием христианства в искусстве Киевской Руси.

Искусство Киевской Руси как общее наследие русского, украинского и белорусского народов.

Почти тысячелетие насчитывает история древнерусского искусства. Оно зародилось в 9 -10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь; последним его этапом был 17 в.-период кризиса средневековой художественной культуры в России и сложения новых художественных принципов. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства.

Величайшим испытанием для русского народа было нашествие монголов в 13 в. Татаро-монгольское иго длилось несколько столетий и наложило тяжелую печать на всю жизнь древнерусского общества. Однако героическое сопротивление русских господству захватчиков имело огромное историческое значение - оно спасло Западную Европу от монгольского вторжения, постепенно ослабило и привело к крушению монгольскую державу.

Уже в 11 -12 вв. в древнерусском искусстве появляются композиции и образы, которых византийское искусство не знало. Например, культ Бориса и Глеба вызвал к жизни новые иконографические сюжеты. Возникла композиция «Покров Богоматери» и ряд других. Древнерусский художник выполнял предписания церкви, но вносил в свои произведения и новшества, которые показались бы еретическими в Константинополе.

Эти особенности древнерусской художественной культуры очень ярко проявляются в архитектуре. Хотя древнерусская архитектура достигла серьезных успехов в гражданском и крепостном строительстве, ее своеобразие особенно выступает в культовых сооружениях - храмах (что, как известно, свойственно всему средневековому зодчеству). Древнерусские зодчие прекрасно чувствовали связь архитектуры с окружающим ландшафтом. Будь то скромный монастырский храм в лесной глуши или величественный городской собор, окруженный мощными крепостными стенами, они гармонично «вписываются» в пейзаж, прекрасно соответствуя характеру русского ландшафта. Постоянное общение древнерусского человека с природой придало и зодчеству внутреннее единство и цельность, соразмерность, простоту форм, спокойный и мужественный ритм. Необходимо также отметить взаимосвязь деревянного и каменного зодчества, принимавшую самые различные формы на разных этапах исторического развития древнерусской архитектуры.

В изобразительном искусстве Древней Руси своеобразие проявилось с не меньшей силой. Даже в Византии иконопись никогда не играла такой важной роли, как на Руси, где она стала одной из основных, общераспространенных форм изобразительного искусства, соперницей монументальной живописи.

Путь развития древнерусского искусства делится на ряд четко обозначенных периодов, в основном совпадающих с этапами социально-экономической и политической истории общества:

- эпоха Киевской Руси (9 - начало 12 в.),

- пора феодальной раздробленности (12 и 13 вв.),

- период борьбы против татаро-монгольского ига и объединения русских княжеств (14 - начало 15 в.),

- время сложения и укрепления русского централизованного государства (15 и 16 вв.)

- 17 столетие, когда обнаружился кризис средневекового искусства и зарождалось искусство нового типа.

Для истории искусства народов СССР огромное значение имеет рубеж 13 и 14 вв. До того времени искусство Руси развивалось как искусство единой древнерусской народности, окончательное сложение которой относится еще к 9-10 вв. В период феодальной раздробленности на основе древнерусской народности стали формироваться русская (великорусская), украинская и белорусская. Специфические признаки и особенности их культуры ясно определились в течение 14 и 15 вв. Поэтому древнерусское искусство 10-13 вв. является общим наследием русских, украинцев и белорусов, а с 14 в. искусство каждого из этих народов следует рассматривать отдельно. Тем не менее и в последующие века сохранялась, росла и укреплялась тесная связь русского, украинского и белорусского искусств.

 

Древняя Русь в языческие времена обладала по-своему совершенной культурой. Эта народная языческая культура будет еще долго жить и придаст древнерусской культуре своеобразные и неповторимые черты.

Самобытность русской культуры заключается и в «умозрении в красках». Доказательством этому служат шедевры классической поры русского иконописания. Чтобы писать так, нужно было всем своим существом верить, что красота — категория не столько эстетическая, сколько онтологическая.

Другая черта древнерусской культуры и в Киевской Руси, и в Московской Руси — это религиозность, т. е. можно говорить о том, что древнерусская культура — это религиозная культура.

На Руси возникают целые города — памятники православного искусства, о которых современный человек может говорить как о городах-заповедниках: Суздаль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Кириллов и др. Наши храмы монументальные и веселые, украшенные.

И наконец, характерной чертой древнерусской культуры является двоеверие — сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев.

Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.

По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстым и стенами, маленькими оконцами, свидетельства мощи и красоты.

В XII в. традиции древнерусской архитектуры не утрачивают свою связь. На Руси русские однокупольные храмы-богатыри, соседствуют с прежними пирамидами.

Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим на стенах соборов во Владимиро-Суздальской Руси, Новгороде, других русских городах.

Искусство периода феодальной раздробленности (XII - XIII в.) Распад Киевской Руси. Выделение ряда крупных земель - местных очагов культуры: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Псковская, Рязанская, Смоленская, Галицко-Волынская, Киевская, Черниговская. Складывание общерусского типа культовых зданий.

Формирование областных самобытных художественных школ. Владимиро-Суздальское княжество, его культура и искусство. Архитектурные памятники Владимира и Суздаля. Церковь Покрова на Нерли. Успенский и Дмитровский соборы во Владимире. Живопись и декоративно-прикладное искусство

Искусство Новгородской земли. Церковь Спаса на Нередние. Расцвет русской культуры накануне нашествия Батыя.

Новгород.

Искусству Новгорода принадлежит одно из почетных мест в культуре Руси второй половины 12 - начала 13 в. Оно претерпело серьезные изменения после восстания 1136 г., в результате которого Новгород превратился в богатую и сильную республику во главе с Советом господ, состоявшим из наиболее именитых бояр и богатых купцов

Немаловажную роль играли в Новгороде ремесленники, противостоявшие боярству; они существенно влияли на политику Новгорода, на его культуру и искусство.

Великолепным примером нового типа городского и монастырского храма служит храм Спаса Нередицы, построенный князем Ярославом Всеволодовичем (заложен в 1198 г., разрушен фашистами во время Великой Отечественной войны, в настоящее время полностью восстановлен). Его размеры были очень скромны по сравнению с княжескими постройками 11-начала 12 в.

 

Фрески Нередицы указывают на существование в Новгороде вполне сформировавшейся живописной школы.

 

Расцвет владимиро-суздальской архитектуры связан с именем Андрея Боголюбского. Князь основал свою резиденцию в Боголюбове, близ Владимира, там был воздвигнут обширный дворцовый комплекс, соединенный с храмом (общий облик которого реконструирован Н. Н. Ворониным). Сохранившаяся стройная лестничная башня в Боголюбове дает представление о характере архитектуры княжеского дворца той поры.

 

Церковь Покрова на Нерли - один из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. Сооруженная князем Андреем, по преданию, в память горячо любимого сына, она находится вне пределов города и княжеской резиденции.

Строители учли неблагоприятное местоположение церкви, которая во время весенних разливов подвергается разрушающему воздействию воды, и воздвигли ее на глубоком и мощном белокаменном фундаменте, представляющем своеобразный стилобат. Но, конечно, высокое художественное совершенство церкви определяется не только нерасторжимой связью с природой. Зодчий обладал огромной творческой фантазией и удивительным чувством целого. Чуть вытянутая вверх, что подчеркивается пилястрами, легким арочным фризом и полуколонками, украшающими абсиды, церковь пленяет своим изяществом.

 

Время Андрея Боголюбского и Всеволода III явилось вершиной в развитии владимиро-суздальской архитектуры. В первой половине 13 в. владимиро-суздальское искусство уже значительно отличалось от искусства 12 столетия. Даже лучшие архитектурные памятники 13 в. не обладают прежней выразительностью, величием и ясностью. Это относится, например, к Георгиевскому собору в Юрьеве-Польском (1230-1234). Чрезмерным представляется и скульптурное убранство его стен, хотя сама техника обработки камня здесь выше, а скульптурные образы обретают тонкость и сложность, незнакомые резчикам 12 в.

 

 

Среди замечательных памятников живописи Владимиро-Суздальского княжества выделяются фрагменты росписи Дмитриевского собора конца 12 в.

Фреска «Страшный суд».

В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелы позади них. В малом своде под хорами — сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, а также Богоматерь на престоле.

 

Фрагменты росписи Дмитриевского собора с несомненностью свидетельствуют о том, что здесь работали художники-греки. Это еще раз говорит о широте художественных связей Владимиро-Суздальского княжества.

 

Архитектура Смоленска, ставшего самостоятельным в 12 в., дошла до нас в весьма фрагментарном виде. Лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191-1194), бывший придворной церковью князя Давида.

 

Весьма большим своеобразием отличалось зодчество Галицко-Волынской земли, которая приобрела особое значение во второй половине 12 и в 13 в. Галицкое княжество, более чем какие-либо другие русские земли, было связано с Западом что отразилось в его искусстве.

В результате археологических раскопок выяснилось, что фасады храмов (в частности, храмов в Гродно и в Холме) отличались большой декоративностью. Они были покрыты майоликой и натуральным камнем, что придавало им необычный на Руси вид. Тесно связан с киевским зодчеством сооруженный в 1160 г. Успенский собор во Владимире-Волынском. Он отличается компактностью форм и выразительностью декоративных украшений (аркатурный фриз), близких зодчеству романского Запада.

Владимир-Волынский — один из древнейших городов Украины. В 988 г. князь Владимир Святой принес на волынские земли христианство. В его честь и было построено (или, по другой версии, переименован) город Владимир-Волынский.

Плодородная почва, мягкий климат, безопасность от кочевников сделали благодатную Волынь одной из богатейших земель в Киевском государстве.

Кафедральный Успенский собор Владимира-Волынского — единственный храм княжеской эпохи, сохранившийся на Волыни домонгольских времен, — построил в 1156-1160 гг князь Мстислав Изяславич, правнук Владимира Мономаха. Поэтому и называют его летописи «Мстиславовых храмом», а иногда еще «Отчим собором».

Успенский собор настолько близок киевским и черниговским памятникам, что различия здесь лишь во второстепенных деталях: стены и столбы тоньше, пропорции несколько иные.

Собор поражает суровой недвижимостью своих масс. Гладь стен оживляют лишь небольшие полуколонки и сдержанно орнаментированный фриз.

В княжескую эпоху Успенский собор использовался не только для богослужений — здесь совершались важные государственные акты, сводились на «златокованом» престол князья.

Живопись Галицко-Волынской земли известна очень плохо, сохранилось лишь несколько рукописей, украшенных миниатюрами местных мастеров.

Построенный в княжеской резиденции во Владимире Дмитровский собор отличается развитым декоративным убранством, торжественностью облика. Собор был заложен в 1194 г. По сравнению с Успенским Дмитриевский собор невелик, но очень изящен и торжествен.

 

По объемно-планировочной структуре этот храм соответствует византийским канонам: план почти квадратный, несколько удлиненный, с тремя апсидами; четыре крестообразных в сечении столба соединены арками между собой и со стенами; на арки опираются своды и центральный купол, подня­тый на высоком цилиндрическом барабане.

Купол сферической формы соответствует византийским прототипам. Для лучшего отвода атмосферных осадков стали устраивать шлемовидные покрытия, их форму подчеркивали, делали более пластичной, в результате чего выработались очертания глав в виде луковиц, ставших характерными элементами культового зодчества России.

Фасадные плоскости стен Дмитровского собора расчленены тонкими, вытянутыми полуколонками. Их вертикальность перебивается и уравновешивает­ся горизонтальным аркатурным поясом. В деталях пластики, как и в мотиве перспективного арочного входного портала, прослеживаются аналогии с роман­ским и армяно-грузинским зодчеством. Однако Дмитровский собор, как и дру­гие храмы владимиро-суздальского зодчества, невозможно отнести ни к роман­скому или закавказскому типу, ни к византийскому. По своему общему облику и по своему духу это произведение русской архитектуры.

 

«Молодший брат» Новгорода Псков долго находился под его могущественным влиянием, но со временем обрел свой выразительный художественный стиль. Около 1156 г. за городской чертой (теперь в центре Пскова) был возведен Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря – с сильно подчеркнутой крестово-купольной схемой плана, с массивным, несоразмерно тяжелым куполом на столь же широком барабане. Резко пониженные боковые апсиды, подчеркивающие центральное пространство, свидетельствуют об определенном греческом влиянии. Внутри собора сохранилась живопись, до конца расчищенная в наши дни, в некоторых сценах по своей экспрессивности предвосхищающая стиль Нередицы.

 

Культовым сооружениям киевского государства присущи крупный мас­штаб, величавость, торжественность. Каменный храм, возвышаясь над рядовой деревянной застройкой, был виден издали и поэтому имел большое значение в формировании силуэта города. Учитывая это, зодчие уделяли особое внима­ние верхней части сооружения, композиционно более сложной по сравнению с глухой, лаконичной поверхностью стен нижележащего объема. Эта особен­ность, отличающая древнерусские храмы от византийских, получила развитие и в дальнейшем.

Процесс раздробления древнерусского госу­дарства на отдельные княжества сказался на мас­штабах культовых сооружений XII в. Вместо гран­диозных многоглавых соборов строятся меньшие по размерам церкви с одной главой, опирающейся на четыре внутренних столба.

Большое количество памятников архитектуры средневековой эпохи сохранилось в Новгороде и Пскове - крайнем северо-западном районе Руси, не подвергшемся монгольскому нашествию. В этих городах в XII в. была создана вечевая республика, ограничившая княжескую власть. Архитектура здесь от­личалась простотой форм, некоторой суровостью, ясностью облика. Церкви строились небольшими.

В XIII в. Новгородско-Псковская республика героически отбивалась от шведских и немецких ры­царей. В этот период строились преимущественно оборонительные сооружения. Новый подъем зодче­ства происходит в конце XIII в., после победы нов­городцев на Чудском озере.

XIV-XV века - время дальнейшего развития новгородско-псковской архитектуры. В этот период уже не применяется кирпич; постройки возводят из околотого камня, фасады покрывают штукатуркой. Появляются декоратив­ные детали.

В Пскове в XIV-XV вв. из камня строили церкви и крепостные соору­жения, а иногда и жилые дома. Церковь здесь служила не только храмом, но и своего рода общественным зданием, где люди встречались, чтобы обсу­дить свои дела, вплоть до заключения торговых сделок. Поэтому церковь обрастала пристройками, надобность которых диктовалась практическими по­требностями. В результате псковские церкви получались живописными по ком­позиции, уютными, приветливыми. Их облику несвойственна суровая монумен­тальность новгородских храмов. Церкви имели скатные крыши, хотя на Руси тогда здания храмов обычно завершались свода­ми по типу византийских. Характерная деталь псков­ской архитектуры - звонница, специальное соору­жение для колоколов, включенное в объем церкви и придающее ей особую выразительность.

В XII- начале XIII в. Киев утратил значение общерусского политического и культурного центра. Среди русских удельных княжеств возвысилось и выдвинулось на первый план Владимиро-Суздальское. Здесь формируется яркое и своеобразное по своему стилю каменное зодчество.

В этот период на Руси кирпич в монументальном строительстве стал заменяться камнем. Развивалась техника возведения зданий из тесаного бе­лого камня, которая достигла особенно высокого уровня в Галицком и Владимиро-Суздальском княжествах.

Владимиро-суздальские храмы имели компактный кубовидный объем и увенчивались одной главой. Внешние массы и внутреннее пространство статичны. Постройки обогащены каменной пластикой и иногда деталями из золоченой меди; интерьеры расписаны фресками.

Выдающееся произведение владимиро-суздальского зодчества - церковь Покрова на реке Нерль, жемчужина русской архитектуры. Облик храма нарядный, но в то же время скромный, лиричный, пленяющий светлым оптимизмом, мягкой поэтичностью, изяществом. Зодчий создал просветлен­ный, глубоко человечный архитектурно-художественный образ, выразивший нравственно-гуманистический идеал, который в ту эпоху облекался в религиоз­ную форму.

Культовое зодчество южных и западных русских земель XII-XIII вв. было наиболее близко архитектуре Киевской Руси, в то же время его раз­витие шло в русле общерусских тенденций архитектуры того времени. Здесь тоже строились крестово-купольные одноглавые храмы. Кладка велась из кир­пича. Известным произведением южнорусской архитектурной школы является Пятницкая церковь в Чернигове. Объем здания компактный, собранный. Фасады расчленены вертикальными профильными тягами, придаю­щими сооружению динамичную устремленность вверх. Это впечатление усили­вается пирамидально-ярусной группировкой сводов, увенчанных высоким ба­рабаном главы.

 

Существование двух направлений в новгородской живописи подтверждают и иконы 12-13 столетий. В иконописи новгородские мастера достигли выдающихся успехов. Особенно замечательны большие монументальные иконы, на которых лежит отпечаток тонкого вкуса и мастерства. Они свидетельствуют о связях с художественной культурой Византии 11 -12 вв.

«Устюжское Благовещение». Икона конца 12 в. дает прекрасное представление о поисках монументального стиля. Свободно, но с тончайшим расчетом очерчивает художник замкнутый силуэт фигуры Богоматери, указывающей правой рукой на входящего в ее лоно младенца Христа, и более сложный, несколько разорванный силуэт архангела. Однако этот контраст не нарушает целостности.

Лицо Богоматери с маленьким изящным ртом, прямым носом и огромными глазами под чуть сведенными бровями полно внутренней сосредоточенности и затаенной грусти. В лице ангела больше твердости, но и оно выражает беспокойство и глубоко скрытую печаль.

 

 

Возвышенный эмоциональный строй отличает икону «Успение Богоматери» (13 в.); чувство скорби передано очень сдержанно, художественный образ полон большого этического содержания.

 

В новгородской живописи можно усмотреть решительный отказ от византийских канонов. Особенно выделяются фрески Спаса Нередицы (1199).

Храм был расписан сверху донизу. Все его стены, своды, столбы, как ковром, были покрыты изображениями. В иконографическом отношении система росписи несколько отличалась от более ранних росписей. Так в куполе вместо Христа Пантократора была помещена композиция «Вознесение Христа»; к Богоматери-оранте с двух сторон двигалась процессия святых и святых жен, возглавляемая Борисом и Глебом; в жертвеннике находились сцены жизни Иоакима и Анны, наконец, всю западную стену занимала огромная композиция «Страшный суд», которая отсутствует в Киевской Софии.

Художники, украшавшие храм Спаса Нередицы, не были строги в подчинении живописи архитектуре (это решительно отличает их от киевских мастеров 11 в.). Композиции здесь переходят с одной стены на другую, лишая стены и своды конструктивной определенности.

В композициях новгородские художники трактовали по-своему византийские иконографические схемы. Они не только вводили в традиционные сюжеты различные бытовые детали, но и изменяли самый характер евангельских и библейских сцен.

Если художник писал святого, то прежде всего он стремился передать духовную силу, не ведающую сомнений, исступленную и грозную.

 

Культура и искусство Руси (сер. XIII - пер. пол. XV вв.). Монголо­-татарское нашествие и его последствия. Разгром городов - очагов культуры. Прекращение каменного зодчества. Уничтожение и разграбление художественных ценностей.

Демократический характер культуры Новгорода и Пскова. Памятники архитектуры: церкви Спаса на Ковалёве, Феодора Стратилата и Успения на Волотовом поле. Феофан Грек и фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

Обострение борьбы с Золотой Ордой за национальное освобождение. Раннемосковская архитектура и её влияние на формирование общерусского типа культовых зданий. Творчество Феофана Грека и его роль в формировании московской школы иконописи. Сложение высокого иконостаса. Андрей Рублёв и его круг. «Звенигородский чин», «Троица» А. Рублёва. Искусство книжной миниатюры, орнаменты русских книг. Памятники декоративно-прикладного искусства.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашествия по гибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремесленники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчезли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, полихромной (многоцветной) керамики.

На полвека прекратилось каменное строительство.

Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.


 

век название архитектурных сооружений основные тенденции зодчества
10-11 вв (Архитектура Киевской Руси) - Десятинная церковь - Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, - Спасо-Преображенский в Чернигове - каменное строительство - крестово-купольная планировка - многоглавие
12-13 вв (Владимиро-Суздальская архитектура) - Дмитровский, Собор святого Георгия, - Успенский собор, - храм Покрова на Нерли - одноглавые церкви - резьба по камню (аркатура) - использование природного ландшафта - шлемовидные купола
14-15 вв - Троицкий собор, - Спасский собор Андроникова монастыря - однокупольный храм на высоком цоколе - кокошники
15-16 вв (Архитектура Московского княжества, Архитектура Русского царства) - Стены и башни Кремля (Антонио Солари) - Успенский собор(Аристотель Фиорованти) - Благовещенский Собор - Архангельский собор (Алевиз Новый) - Колокольня Ивана Великого (Марко Руффо) - Церковь Вознесения в Коломенском - Собор Покрова “на рву” - красный кирпич - традиции владимирского и раннемосковского периодов - итальянские традиции - шатровый стиль
17 в (Русская архитектура) - церковь в Кижах Троице-Сергиева лавра - возрождение традиций деревянного зодчества - оформление монастырских комплексов

 

Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилоськаменноестроительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов.

Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) (росписи Феофана грека) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к 14-15 столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде - Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троипе-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.

 

Век

Книжная миниатюра достигла пика своего изящества. При императорском дворе действовали скриптории – мастерские по переписке рукописей. Русь активно впитывала все достижения византийской культуры. Из-за татаро-монгольского нашествия, разорившего Киев с его богатейшими коллекциями, до нашего времени дошло лишь три иллюстрированных манускрипта этого времени.

Описание рукописи

Евангелие-апракос, написанное крупным красивым уставом, причем размер букв постепенно возрастает к концу книги (от 5 мм до 7 мм). Текст написан в два столбца по 18 строк на площади около 20× 24 см. Многочисленные многокрасочные буквицы, заставки, изображения евангелистов; в тексте употребляется киноварь. Рукопись состоит из 294 листов пергамента хорошего качества

Написана дьяконом Григорием в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира, который в надписи книги назван родственником князя Изяслава Ярославича. Рукопись особо интересна тем, что в её конце переписчик подробно рассказал об обстоятельствах её изготовления и о времени работы.

 

XII век

Во второй четверти XII века Киевская Русь распалась на самостоятельные княжества.

Вторая половина XII века стала лучшим периодом равновесия православной духовности и классицизма в византийском искусстве. В храме Святой Софии в Константинополе появился знаменитый мозаичный Дисис. Усилилась роль Сербии. В конце столетия ее король Стефан Неманя заложил великолепный храм в монастыре Студеница. Тогда же в искусстве Византии появился «динамический» и «маньеристический» стиль, который попытались перенять и русские изографы.

XIII век

XIII век стал трагическим и для Руси, и для Византии. В 1204 году крестоносцы захватили и варварски опустошили Константинополь. С гибелью художественных мастерских прервались многие традиции комниновского времени. Византийская империя распалась на Латинскую империю и ряд греческих государств, в одном из которых возродился интерес к античному наследию. Греческие мастера начали активно эмигрировать на Запад и в славянские страны.

В 1238–1241 годах татары разорили Ростовское и Ярославское княжества, уничтожили Киев, покорили Владимиро-Волынское и Галицкое княжества. Связь Руси и Византии прервалась надолго. Русская книжная культура сохранялась в одном Новгороде, но и там довольно быстро исчезла виртуозность письма, ставшая по тем временам ненужной.

 

XIV – начало XV века

Начало XIV века было отмечено интересом византийского искусства к реалистическому изображению человека, передаче человеческих чувств и волнений. С победой исихастов на Поместных Константинопольских Соборах середины XIV века в искусстве произошёл расцвет иконописания. Расширились связи Константинополя и Москвы. В Москву стали приезжать греческие мастера (в том числе и великий Феофан Грек). На Руси возрос интерес к наследию Афона, Византии, Сербии и Молдавии.

В 1389 году в битве на Косовом Поле погиб святой князь Лазарь со всем своим войском, Сербия потеряла независимость, и множество сербских мастеров переехало на Русь.

В Москве тем временем оттачивалась техника иконописания. К началу XV века писцы перешли от использования пергамена к бумаге. В совершенстве были усвоены достижения византийского и сербского искусства. Тогда же начал формироваться единый московский стиль миниатюры, по уровню достигающий иконопись дионисиевского круга.

Федоровское Евангелие(Ярославль или Москва, первая треть 14 в)

Евангелие содержит две миниатюры: святого Феодора Стратилата и святых Иоанна Богослова с Прохором.

 

Невозможно говорить о русском искусстве вне его связи с искусством византийским. Зависимость от последнего в большей или меньшей степени существовала до 15 века – века окончательного захвата Византийской империи турками. При этом если миниатюры Византии в первую очередь иллюстративны, органично вписываются в текст рукописных книг, технически совершенны, то русские миниатюры выполняют функцию назидательную, большую, чем простая иллюстрация. Многие исследователи замечали, что русские миниатюры по манере исполнения больше похожи на фрески, а иногда и иконы.

Если до первой трети XI века Русь знала только один тип рукописей – драгоценный, изготовлявшийся, как правило, при княжеских дворах, то с началом нашествия татар появились и другие рукописи – скромные, без иллюстраций.

Однако уже в 14 веке восстановились связи с Византией; в Москву стали приезжать греческие и южнославянские мастера. У них русские художники перенимали лучшие приемы палеологовского искусства. В книжной миниатюре Руси начал складывается единый замечательный московский стиль, более иконописный, нежели иллюстративный. Русь, окрепшая духовно и политически, готовилась к 15 веку – веку обретения собственной государственности и собственной Церкви.


Искусство Российского государства (вт. пол. XV - XVII вв.).

Архитектурный ансамбль Московского Кремля. Постройки Соборной площади. Творчество Дионисия и художников из его окружения. Расцвет станковой и монументальной живописи. Книжная миниатюра. Лицевое и орнаментальное шитьё.

Складывание общерусского стиля. Обогащение средств художественного выражения. Историзм тематики и многословная повествовательность как основные черты русского искусства сер. и вт. пол. XVIb. Развитие центрического типа храма. Шатровое зодчество и его эволюция. Церковь Вознесения в Коломенском. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного) в Москве.

Интерес к историческому повествованию и эволюция житийных икон. Пейзажные и архитектурные фоны в иконах. «Годуновская» и «Строгановская» школы как основные направления в изобразительном искусстве кон. XVI - нач. XVII вв. Тяга к декоративности - основная тенденция развития прикладного искусства.

Русская культура XVII в. на пороге Нового времени. Кризис средневекового мировоззрения. Ослабление церковного влияния на искусство. Усиление контактов между русскими землями и другими странами. Этапы развития русской архитектуры. Расцвет деревянного зодчества. Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Усиление декоративности культовой архитектуры. Шатровые храмы («Дивная» церковь в Угличе, церковь Рождества Богородицы в Путинках). «Нарышкинский стиль» в зодчестве кон. XVII в. Церковь Покрова в Филях.

Развитие традиций «годуновской» и «строгановской» иконописных школ. Деятельность Оружейной палаты в Москве. Новые черты русской живописи в творчестве С. Ушакова и его последователей. Произведения С. Ушакова «Спас Нерукотворный», «Троица», «Владимирская Богоматерь». Возрастание роли народного орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Значение русской художественной культуры и её роль в становлении русского искусства Нового времени.

В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва становится столицей мощной державы. Она становится также и главным культурным центром. В Москву свозятся самые замечательные произведения из разных земель, здесь работают бок о бок с приглашенными иноземными архитекторами русские мастера. Развивается искусство не отдельных школ, как это было в предыдущий период, а общенациональное искусство.

 

В течение второй половины 15 и в 16 в. искусство Москвы, став общерусским национальным искусством, отражая идеи силы и значительности русского централизованного государства, приобрело ярко выраженные черты торжественности, представительности и величавости.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь