Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности годуновской школы
- Канонические образы соседствуют с изображениями, свидетельствующими о поисках новых средств выражения путём обращения к разным источникам (византийские и западные произведения живописи, впечатления живой натуры) - Многофигурные сцены с попыткой дать толпу людей в виде компактной многоголовой группы, одна композиция часто содержит несколько эпизодов - Сочетание плотных охряных, киноварно-красных и густых зеленовато-синих тонов - Заметно желание передать материальность предметов, хотя в этом направлении делаются лишь первые шаги - Фигуры представлены в разнообразных позах и быстрых движениях, излюбленный тип лица — с острым носиком и маленькими зоркими глазами. Орнаментальное шитье. Это в основном облачения духовенства, а также пелены и покровцы, шитые золотом, серебром, жемчугом, украшенные драгоценными камнями, золотыми и серебряными пластинками с чернью, гравировкой, чеканкой. Используя все эти разнообразные материалы, русские мастерицы создавали вещи, отличавшиеся строгим великолепием. Самые ранние произведения орнаментального шитья относятся к 16 веку. Одно из лучших произведений орнаментального шитья конца XVI века — «Жемчужная пелена», подаренная Троицкому монастырю в 1599 году Борисом Годуновым. Композиция ее строга и проста, рисунок легко читается, несмотря на большое разнообразие и необыкновенную роскошь материалов: здесь прекрасно сочетаются золотые дробницы с чернью и гравировкой, поразительной красоты и величины драгоценные камни, крупный кафимский жемчуг. Интересны произведения орнаментального шитья последней трети XVII века. Характер их шитого декора отличается, как правило, пышностью и сложностью травного рисунка. Красочная нарядность композиций подчеркнута значительным применением запонов с разноцветными камнями, эмалями, золотистыми блестками. Все это как нельзя лучше отвечало оптимистическому жизнеутверждающему духу русского искусства XVII века.
Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран. Шатровое Зодчество 16 века Первый дошедший до нас каменный шатровый храм - церковь Вознесения села Коломенское (1532) - открывает одну из блестящих страниц истории древнерусского зодчества. Храм выстроен Василием III в честь рождения первенца - сына Ивана, будущего Грозного.
Вознесенский храм в Коломенском подобен гигантскому обелиску, поставленному над крутым берегом Москвы-реки. Несмотря на необычайную монументальность, он легко и стремительно возносит вверх свой исполинский шатер, могучий силуэт которого оставляет незабываемое впечатление. Храм в Коломенском органически слит с природой, с крутым, обрывистым берегом Москвы-реки и ее широкой поймой. Единство архитектурного замысла ощущается с особой полнотой внутри храма. Двадцативосьмиметровый шатер с удивительной легкостью возносится над небольшим по площади объемом самого храма, создавая впечатление обширного пространства. Каждая деталь, каждая мелочь отвечает общему замыслу. Все подчинено одной архитектурной идее: и вытянутые пилястры, и «стрелы» между ними, и форма окон, и обработка шатра, придающая ему особенную легкость, не нарушающую, однако, его монументальности. Единство целого и взаимная подчиненность всех частей достигли здесь редкой гармонии. Основной композиционный замысел не нарушен ни одной лишней деталью, ни одним неверным штрихом. Двухцветная бело-красная окраска поверхности храма еще сильнее выявляет его выдающиеся архитектурные качества - на красном фоне стен хорошо выделяются белокаменные детали. Пластичность церкви Вознесения с особой остротой чувствуется при обходе здания, когда оно открывает зрителю все новые и новые точки зрения, не разбивающие вместе с тем единства общего впечатления. Высокий полый шатер, залитый, как и весь храм, потоками света из окон, расположенных на его гранях, создает впечатление особой легкости и невесомости, поскольку «диагональные» окна крещатого четверика подчеркивают своими широкими откосами материальность и силу могучих стен храма.
Шатровые храмы XVI в. разнообразны по формам. В 1550-1560-х гг. были построены шатровые церкви Лютикова монастыря (1559), сёл: Спас-Воротынское на Угре (сер. XVI в.). Созданием шатрового типа храмов была полностью преодолена византийская крестово-купольная система. Отныне единое, без столбов, поддерживающих своды, внутреннее пространство храма получило всеобщее признание.
Центрические христианские постройки опирались на богатые традиции римской архитектуры, достигшей в возведении купольных сооружений большого совершенства (мавзолеи, залы дворцов, помещения терм и иные постройки). Великим купольным сооружением Рима был Пантеон. В восточной половине Римской империи, где процесс формирования центрических храмов шёл особенно интенсивно, христианская архитектура могла опираться на опыт местных языческих святилищ.
17 в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс освобождения от господства церкви. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы