Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мозаики Софии Киевской (XI век)



Софийский собор в Киеве по своему величественному архитектурно-художественному облику, совершенству архитектурных форм и композиций, по грандиозным для того времени масштабам и высокому мастерству архитектурно-декоративной отделки стал одним из выдающихся архитектурных памятников XI века мирового масштаба.

Монументальная мозаичная живопись является важнейшим элементом внутреннего убранства собора.

Из множества сохранившихся в мире древних мозаик именно мозаики Софии Киевской являются подлинным памятником монументальной живописи XI века, так как они никогда не переделывались и не дополнялись реставраторами, а лишь очищались от пыли, копоти, что возвращало им многокрасочную свежесть первоначального состояния.

Особую выразительность мозаичным изображениям Софии Киевской придает золотой фон, с которым хорошо гармонируют различные оттенки синего, фиолетового, красного и многих других цветов смальты.

В зените центрального купола в медальоне диаметром 4.1 м полностью сохранилось погрудное монументальное мозаичное изображение Христоса-Пантократора,  

 

Самое видное место внутри собора занимает огромное мозаичное изображение Марии-Оранты (Заступницы). Высота фигуры Марии - 5.5 метров. Изображение мастерски выполнено на вогнутой поверхности таким образом, чтобы воспринималось на расстоянии без искажений. Мария-Оранта стоит на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. Одета она в темно-синий хитон со складками, поверх которого наброшен фиолетовый мафорий, за красный пояс заложен белый платок, расшитый золотом, на ногах - ярко-красные сапожки. Изображение Марии-Оранты является одной из наиболее величественных мозаик мира с монументальными изображениями фигур.

 

Под изображением Оранты хорошо сохранилась многофигурная мозаичная композиция XI века " Евхаристия" .

 

Мозаики Софии Киевской - образец совершенства монументальной живописи, соединение архитектурного замысла с художественным декором, идеальное цветовое решение сложных композиций и орнаментов.

 

Храм оказал серьезное влияние на дальнейшее развитие каменного зодчества. Появились Софийские соборы в Новгороде, Полоцке, расцвело строительство величавых храмов и крепостей в других русских княжествах.

 

Собо́ р Свято́ й Софи́ и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

«Спас Нерукотворный» Новгород Великий. Вторая половина XII века

 

Спас Нерукотво́ рный — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице).

О происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, существуют две группы легенд, каждая из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.

Восточный вариант легенды о Нерукотворном образе прослеживается в сирийских источниках с IV века. Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион (Образ Спаса Нерукотворного)стал первой в истории иконой.

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. 29 августа 944 года образ выкуплен у Эдессы императором Константином VII Багрянородным и торжественно перенесён в Константинополь, этот день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник. Реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение).

Западный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» — терновый венец на голове Спасителя.

В честь «Плата Вероники» в своё время называлось ныне отменённое созвездие. На платке, на просвет видно изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили что изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.

 

Устюжское Благовещение — русская икона Благовещения Пресвятой Богородицы, написанная в 20-30-е годы XII века в Великом Новгороде. Одна из немногих сохранившихся русских икон домонгольского периода.

История иконы известна по Второй Новгородской летописи и другим письменным источникам XVI—XVII веков, которые сообщают, что в середине XVI века она была перенесена в Москву царём Иваном Грозным из Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря.

 

Своё название, «Устюжское Благовещение», икона получила благодаря преданию, что перед ней в 1290 году молился Прокопий Устюжский от избавления Великого Устюга от побиения «каменным градом», явившимися следствием падения метеорита в окрестностях города. Житие Прокопия сообщает, что во время его молитвы икона замироточила и «не стало более удушливого зноя, утихли молнии и громы, разошлись тучи». Появление иконы в Москве данное предание также, как и исторические свидетельства, связывает с Иваном Грозным.

Икона написана на липовой доске с тремя поперечными и двумя накрест лежащими набивными шпонками. В качестве краски использована яичная темпера.

 

Знаменитое " Остромирово Евангелие ", написанное в 1056-57 г.г. дъяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира (отсюда название книги), в крещении получившего имя Иосиф.

Остромир — посадник Великого Новгорода в 1054—1057 годах, полководец и государственный деятель Древней Руси.

 

В истории славянской письменности и культуры Остромирово Евангелие занимает особое место. Современной науке неизвестно более ранней точно датированной книги восточных славян.

" Остромирово Евангелие" - книга большого формата, в ней 294 листа. Она написана на пергамене ровными красивыми буквами, так называемым уставом. С первого взгляда бросается в глаза высокое мастерство письма и художественных приемов украшения. Знаменитая древнерусская книга украшена миниатюрами, изображающими евангелистов, и нарядными цветными заставками, а также неповторимыми, непохожими друг на друга многочисленными буквицами. По красоте и оригинальности рисунка, по композиционному замыслу и красочной гамме орнаменты и миниатюры Остромирова Евангелия составляют часть золотого фонда древнерусского книжного искусства.

Особая ценность древнего фолианта связана еще и с тем, что эта уникальная книга прекрасно сохранилась. После смерти Остромира, убитого вскоре в походе, Остромирово Евангелие хранилось в Софийском соборе Новгорода, потом в Десятинной церкви Московского Кремля, а в начале 18 века было перевезено в Санкт-Петербург, где после императорских покоев местом его постоянного хранения стала библиотека.

Евангелие 1056-1057 годов - вклад в соборный храм Святой Софии Новгорода именитого воеводы и посадника Остромира - в основной части содержит евангельские ежедневные и еженедельные чтения, которые читаются, начиная от пасхи, а также чтения по Месяцеслову и другие чтения.

 

На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.

Периодом наивысшего расцвета монументально-декоративной скульптуры Древней Руси была вторая половина ХII века. В это время особую силу приобрело Владимиро-Суздальское княжество, претендовавшее стать новым (после Киева) центром Руси. Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще.

Древнерусская скульптура существовала в виде декоративной резьбы по камню и дереву и была в большинстве случаев полихромной (т.е, как западноевроепская скульптура, расписывалась темперой или масляными красками). Пластическому воплощению подлежали в основном образы святых, главное внимание уделялось лику, а формы тела укрывались под одеждами, из-за чего фигуры выглядят плоскими.

Монументальная скульптура появилась в Киеве вместе с началом каменного зодчества, в конце X века. В последнее время стал известен интереснейший рельеф богоматери Одигитрии, украшавший фасад Десятинной церкви, построенной в 989—996 годах. ( Одиги́ трия, Путеводи́ тельница — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом, по преданию, написанная евангелистом Лукой.).

 

Черниговская скульптура дошла до нас в разрозненных фрагментах. На одной капители высечены орел и волко-дракон. На другой— пара волнообразных зверей. Любовь к звериной тематике перекликается с романской скульптурой.

Владимиро-суздальская скульптура ХII века продолжала то, что было начато в Чернигове. Конец ХII- начало ХIII- время расцвета художественной жизни города. Здесь сложилась своя школа белокаменного зодчества, оставившая памятники удивительной красоты и величия. Богатейший мир звериных и фантастических образов заселил собой не только стены, но проник и внутрь храмов, на капители. В скульптуре появляются и фольклорные образы — дракон, многочисленные птицы.

В центре скульптурных циклов стоял образ человека. Здесь главное место заняли царь Давид, его сын Соломон, Александр Македонский и, наконец, сам Всеволод III — князь Владимирский. Их образы и возглавляют фасадную скульптуру.

Чем ближе к началу ХIII века, тем больше развивался во владимиро-суздальской пластике высокопоэтический стиль, объединяющий мир человека и мир природы. В резьбе.

После татаро-монгольского нашествия 1238 года фасадная монументальная скульптура на Руси пережила сложный и затяжной кризис. И дело не столько в том, что в ХIII—XIV веках мало строили из камня, что пресеклась ремесленная традиция, сколько в усложнении самой жизни. В процессе борьбы с иноверцами, естественно, углубилось понимание христианской религии. На первый план все более выходит представление о ценности человека, человеческой личности. Поэтому старые символико-космологические (макрокосмические) концепции скульптуры уже не удовлетворяют, вместо них внимание все более сосредоточивается на отдельном образе человека (микрокосм).

Русскую скульптуру XVI века можно рассматривать как предвозрожденческую. XVII век был заполнен новыми реалистическими, а подчас и натуралистическими исканиями. Было достигнуто немало интересного в монументальном плане (например, введение круглых статуй в фасадный декор церкви в Дубровицах).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь