Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Искусство Новгорода и Пскова в 13 – 15 веках. Изменилось политическое и культурное значение отдельных городов
Развитие древнерусского искусства было нарушено в первой половине 13 в. монгольским нашествием, варварским разрушением татаро-монголами многих городов — блестящих художественных центров, уничтожением огромного числа памятников архитектуры и изобразительного искусства. Изменилось политическое и культурное значение отдельных городов. Разрушенный Батыем до основания Киев возрождался с трудом, роль центра общерусского государства он потерял окончательно и лишь впоследствии стал центром политической и культурной жизни украинского народа. Утратили свою былую славу Ростов и Суздаль, города Волыни и Галицкого княжества. Однако татарское иго не сломило творческий дух русского народа, наоборот, происходил рост русского национального самосознания. Интенсивное развитие искусства в Москве, Твери, Новгороде и других городах в 14—15 вв. явилось своеобразным протестом против стремления татар утвердить свое политическое господство над русскими землями. Раньше всего новый подъем художественной культуры начался в Новгороде, одном из немногих русских городов, не подвергшихся монгольскому нашествию. Замершая в Новгороде на некоторое время строительная деятельность возобновилась. В 1292 г. была возведена монастырская церковь Николы на Липне, ставшая исходной точкой развития новгородской храмовой архитектуры 14—15 столетий. Это квадратная в плане, почти кубическая одноглавая постройка. На стенах нет никаких украшений, кроме арочного пояса под трехлопастной аркой и такого же пояса в верхней части барабана. В новгородских храмах 14 в. наблюдается дальнейшее развитие форм церкви Николы на Липне. Примером этого может служить церковь Успения на Волотовом поле (1352) – один из ранних образцов каменного новгородского зодчества. Известна своими уникальными фресками XIV века, которые во время Великой Отечественной войны рассыпались на множество фрагментов. Но наиболее замечательны церковьФедора Стратилата (1361) — классическое произведение новгородского зодчества 14 в. Его мощные стены членятся четырьмя лопатками, на которые опираются многолопастные арки, соответствующие первоначальному покрытию. Стены и абсиды имеют простую, но выразительную декорацию. В целом церковь отличается монументальностью и силой архитектурного облика, мужественностью, свойственной новгородскому искусству. Решение внутреннего пространства собора не представляет чего-либо принципиально нового, хотя и чувствуется определенное стремление сделать его легко обозримым. Церковь Федора Стратилата явилась образцом для многих новгородских сооружений конца 14 и 15 в.
В Новгороде, а также в Пскове начался подъем древнерусской живописи, который привел к ее расцвету во второй половине 14 и в начале 15 в. Новгородская монументальная живопись 14 столетия характеризуется рядом особенностей. Свободнее и непринужденнее строились композиции известных библейских и евангельских сцен, жизненнее становились образы святых, с гораздо большей решительностью и силой пробивались сквозь религиозную оболочку живые стремления и мысли, волновавшие человека той эпохи. Самым большим завоеванием живописи Новгорода стало более глубокое понимание человека. В 14 в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими " пробелами" создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы. Безусловно, Феофан Грек использовал последние достижения византийского искусства, но он сумел сочетать свои творческие искания с исканиями всего древнерусского искусства, отразившего в опосредованной форме трагизм противоречий того времени. От Феофана осталось немного работ, хотя известно, что он расписал несколько церквей в Новгороде и Москве, в том числе московский Благовещенский собор (в 1405 г.), где он трудился вместе с Прохором из Городца и Андреем Рублевым. До нас дошли роспись Спасо-Преображенского собора в Новгороде (1378), иконостас Благовещенского собора и икона «Донской Богоматери» (композиция «Успения Богоматери» на оборотной стороне иконы — илл. 124, очевидно, также принадлежит Феофану). Искусство Феофана Грека глубоко индивидуально. Его образам присущи волнение и страстные порывы. Праотец Мельхиседек трактован Феофаном Греком как человек удивительной нравственной силы, беспокойной, ищущей, пытливой мысли. Трагичность, сложная внутренняя борьба угадывается за спокойным обликом Этого длиннобородого старца с суровым взгядом из-под нахмуренных бровей. Вместе с тем образ Мельхиседека исполнен величавой торжественности. В его фигуре, облаченной в широкие одежды, в спокойном жесте руки, держащей свиток, чувствуется сознание великой цели. Огромная душевная сила, то сурово убежденная, то смятенная и напряженная, отличает и другие образы этой росписи. Таковы «Праведник Ной» и «Авель» (илл. 114). Особенно замечателен столпник Макарий Египетский — древний старец с изможденным лицом (илл. 115). Испепеляющий взгляд его маленьких глаз, высоко поднятые брови, густая шапка волос, длинная борода и усы, ниспадающие на грудь, мощный абрис широких плеч — все это создает образ, потрясающий силой внутренней борьбы, оставляющий неизгладимое впечатление яркостью индивидуального облика. Широкими мазками темпераментной, живой кисти Феофан Грек строил фигуру и черты лица, намечая контуром и резкими светлыми бликами бороду и усы, нос, брови, щеки. Эта свободная живописная манера позволяла ему сосредоточить внимание на главном — на основных чертах облика святого, выразить страстные, волнующие мысли, которые обуревают его героев. Цветовая гамма Феофана очень сдержанна. Поверх общего коричнево-красного тона лица и фигуры он наносит темные контуры, в соседстве с которыми особенно отчетливо выступают резкие световые блики. Эта монохромность сообщает его образам еще больше силы и внутренней цельности. Творчество Феофана произвело огромное впечатление на современников. Его искусство было с восторгом принято и в Великом Новгороде, и в Москве, и в других городах. Под воздействием его искусства были созданы многие произведения живописи в последней четверти 14 и в начале 15 столетия. Прежде всего это относится к новгородским фресковым циклам: росписи церкви Федора Стратилата (70-е гг. 14 в.) и церкви Успения Богоматери на Волотовом поле (70-80-е гг. 14 в.).
Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилоськаменноестроительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) (росписи Феофана грека) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к 14-15 столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде - Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троипе-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.
Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Московский Кремль - величайший памятник истории нашей Родины, гениальное творение русской национальной архитектуры и искусства. В нем слились воедино героическое прошлое русского народа и его прекрасное настоящее. Каждая башня, каждое здание Кремля - свидетели славной истории нашего государства. Кремль Москвы стал своеобразной школой для русских мастеров и послужил образцом при строительстве многих кремлей в других городах древнерусского государства XVI и XVII вв. История Московского Кремля уходит далеко в глубину веков. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 г., когда суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил к себе в гости в Москву новгород-северского князя Святослава Ольговича: " Приди ко мне, брате, в Москов". Вероятно, это было не простое приглашение на пир, а первые призывы Москвы к объединению враждовавших между собой разрозненных удельных русских княжеств. В 1156 г., когда Москва уже представляла собой значительное поселение, на высоком Боровицком холме, на берегу Москвы-реки и устья реки Неглинной были построены первые деревянные стены. Москва стала быстро расти и развиваться, так как занимала выгодное место на торговых путях Русской равнины. Долгие годы на Руси не было единого государства, и разрозненные удельные княжества постоянно враждовали между собой. Поэтому нахлынувшим с востока в XIII в. татаро-монгольским полчищам удалось захватить многие русские земли. В 1238 г., как говорит Тверская летопись, татарский хан Батый занял и разорил Москву, а Кремль со всеми постройками сжег дотла. Москва много раз страдала от татарских нашествий, но по-прежнему поднималась она из пепла пожарищ и с еще большей силой отстаивала свою независимость. Умелая политика великого князя Ивана Калиты в период татаро-монгольского ига способствовала укреплению Московского княжества, росту его политического и экономического могущества. Это дало Калите возможность приступить к перестройке Московского Кремля. С 1326 по 1340 г. в Кремле были построены каменные церкви, Архангельский и Успенский соборы, новые княжеские хоромы, а в 1339-1340 гг. - крепкие дубовые стены. Москва становится центром светской и духовной жизни, а Кремль - резиденцией великих князей и московских митрополитов.
Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого. В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля - Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиорованти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В 1481-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор - домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей – Архангельский собор (1505-1509). Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). От " граней", украсивших наружные стены, она получила свое название. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом.
Живопись. Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Подъем русского иконописного искусства связан с гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера. Андрей Рублев жил на рубеже 14-15 вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского народа. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая " Троица" , ставшая одной из вершин мирового искусства. Совершенные образы " Троицы" символизируют мысль о единстве мира и человечества. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы