Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 1. Теоретические основы использования инновационных технологий в преподавании курса МХКСтр 1 из 8Следующая ⇒
Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы использования инновационных технологий в преподавании курса МХК Характеристика современных и традиционных педагогических технологий и их классификация Возможности применения на практике новых технологий в современной школе Глава 2. Методика использования инновационных технологий в преподавании курса МХК Сравнительный анализ программ по МХК с точки зрения новых технологий Разработка занятий по МХК с использованием инновационных технологий Сравнительный анализ эффективности уроков с применением новых технологий и классической модели проведения занятий Заключение Список литературы Введение
Актуальность темы исследования. В современной педагогике разработано множество направлений, технологий, методик обучения учащихся разного возраста, направленных на овладение ИКТ в полном объеме его возможностей. Таким образом, понятие «методика обучения» связано с представлением о совокупности приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. Методика обучения ИКТ, следовательно, должна включать в себя описание различных педагогических действий, целью которых является достижение продуктивного учебного результата в процессе освоения этой области знания. Такая методика стремится к универсальности, т. е. к тому, чтобы ее можно было использовать в учебных ситуациях в работе с учащимися, которые находятся на разных уровнях знания ИКТ. Помочь учителю в решении этой непростой задачи могут: . Сочетание традиционных (лекция, фронтальный опрос, наглядность и т. д.) и инновационных (кейс-метод, проектный и т. д.) методов обучения. . Строгое следование в отборе, изложении материала и организации урока выработанным в психолого-педагогической науке дидактическим принципам систематичности, последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности. . Использование современных педагогических технологий (интегрированных, игровых и др.). . Повышение компетентности учителя в овладении ИКТ и современными подходами к обучению (личностно ориентированным, компетентностным, деятельностным и др.). Использование ИКТ на уроке само по себе представляет эффективный инновационный метод, который позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным, индивидуальным, интерактивным. Для всех методик характерен учет такого важного требования к процессу обучения, как оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. Создатели методик стремятся разделить функции, которые выполняет компьютер. Так, в качестве учителя компьютер выступает в роли источника учебной информации; наглядного пособия; средства контроля. Функции компьютера как рабочего инструмента заключаются в помощи при подготовке текстов, совершении вычислений и др. Важно, что многие авторы методик выстраивают их таким образом, чтобы на примере предлагаемых программ преподаватели могли создать свой авторский учебно-методический комплекс. Для этого в методические пособия включаются планы уроков, кроссворды, задачи, созданные средствами компьютерных программ. Объектом исследования являются инновационные педагогические технологии. Предмет исследования - практика применения инновационных педагогических технологий. Цель данной работы состоит в выявлении роли педагогических инновационных технологий в преподавании в средней школе мировой художественной культуры. Задачи работы сводятся к следующим основным: . описание педагогических инновационных технологий, используемых на современном этапе преподавания; . сравнительный анализ инновационных и традиционных педагогических технологий; . анализ возможностей применения педагогических инновационных технологий в образовательном процессе на материале мировой художественной культуры; . практическая иллюстрация возможностей использования педагогических инновационных технологий при преподавании мировой художественной культуры. Глава 1. Теоретические основы использования инновационных технологий в преподавании курса МХК Целевые ориентации технологии Система целей является стержнем или лейтмотивом, удерживающим стройность технологии и придающим ей лицо. Обращение к категории «цель» характеризует деятельностную позицию, ориентацию на определённую сферу развития человека. Характеризуются цели и задачи, достижение и решение которых планируется в технологии, строится дерево целей и задач, модель развития ученика по ступеням. Концептуальная основа педагогической технологии Даётся краткое описание руководящих идей, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке её построения и функционирования, в том числе философские позиции, используемые факторы и закономерности развития, научная концепция освоения опыта, применяемые методы воспитания. Содержание УВП Содержание и структура УВП (педагогической деятельности учителей и учащихся) в рамках технологии рассматривается с позиций современных идей и теорий воспитания, принципов системности, соответствия целям и социальному заказу. Указываются объем и характер содержания обучающих и воспитывающих воздействий, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ. Процессуальная характеристика (методические особенности) В процессуальной характеристике технологии прежде всего раскрываются методы и формы организации УВП, структура и алгоритмы деятельности субъектов и объектов, комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, управление, адекватное целям и задачам, контингенту обучаемых. Описываются мотивационная характеристика, особенности методики, применения методов и средств обучения, управление и организационные формы педагогического процесса (диагностика, планирование, регламент, коррекция). Учебно-методическое обеспечение Программно-методическое обеспечение (учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий) рассматривается в тесной связи с содержанием и применяемыми методами. При работе по определенной технологии используют технологические схемы и карты. Технологическая схема - условное изображение (описание) алгоритма процесса, представление его в виде функциональных или структурных элементов и обозначение (графическое, символьное) логических связей между ними. Технологическая карта - описание технологического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств. Чтобы работать по конкретной технологии, необходимо четко представлять себе процессуально - деятельностный компонент этой технологии. Преподаватель (учитель) сам выбирает (разрабатывает) педагогическую технологию (ПТ)) При выборе (разработке) ПТ исходят обычно из: приоритетности целей обучения (в процессе обучения зачастую реализуется ряд целей, но на разных этапах обучения предпочтение отдается определенным целям); специфики содержания обучения (учебного материала). Так, все технологии обучения базирующиеся на моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе, характерны главным образом для учебных дисциплин специального цикла. Деятельностные технологии обучения используются преимущественно в дисциплинах, связанных с формированием умений и навыков (иностранный язык, черчение, разные практикумы и др.); - состава обучающихся а) возраст (а отсюда степень самостоятельности в овладении содержанием и другие характеристики); б) уровень подготовленности (разные технологии обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, на первых и последующих этапах обучения); в) физическое состояние (инвалиды, люди с ослабленным здоровьем) г) количество обучающихся (различия в технологии индивидуального обучения, обучения малыми группами, обучения в учебной группе, потоковое обучение, массовое обучение - заочное, по телевидению и т.п.). Непременно должна также учитываться при выборе педагогических технологий оснащенность учебного процесса. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе реализуется только тогда, когда можно имитировать соответствующую производственную ситуацию, имея надлежащее оснащение в виде как тренажеров, так и подбора необходимой нормативной документации для каждого работающего индивидуально или в малой группе. Программированное обучение возможно, если имеются соответствующий машинный парк и программное обеспечение. Применение новых информационных технологий требует соответствующей базы данных или включения в общую систему информатизации региона, страны. Таким образом, возникновение новых средств обучения побуждает к созданию новых технологий с учетом возможностей их эффективного использования. Видимо, сущность обозначенной выше проблемы заключается как раз в том, что на практике за педагогическую технологию часто принимают и выдают только ее вариативную, дидактическую составляющую - технологию обучения. Но и владения технологией обучения бывает недостаточно для профессионального успеха учителя. Так, например, В.П. Беспалько отрицает значение педагогического мастерства учителя в совершенствовании педагогической технологии. По его мнению, совершенствование педагогической технологии предполагает «строгое научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя». Однако вернемся к самому понятию «технология». В переводе с греческого techne означает мастерство, а logos - учение, то есть дословно «технология» переводится как «учение о мастерстве». Действительно, учитель может хорошо знать содержание обучения, владеть методикой обучения, он может разбираться в вопросах школьной психологии, но при отсутствии коммуникативных, эмоциональных и креативных способностей ему, скорее всего, не удастся достичь успеха в своей педагогической деятельности. Поэтому представляется, что именно педагогическое мастерство учителя является залогом успеха любой педагогической технологии. Наверное, к трем составляющим педагогической технологии - дидактическим процессам, организационным формам обучения и средствам осуществления этой деятельности справедливо было бы добавить и четвертую - педагогическое мастерство учителя. Перейдем теперь к характеристике различных технологий, как «образовательных», так и «педагогических», хотя границы данных понятий, как будет видно далее из таблиц, весьма размыты - в обоих случаях, как показывает обзор источников, авторы подразумевают, прежде всего, технологии обучения. Приведем две сравнительные таблицы. Первая составлена по материалам электронного курса «Образовательные системы: сущность, содержание, управление». В ней представлена классификация основных групп образовательных технологий. Во второй таблице показано многообразие педагогических технологий в современном образовании (по Г.К. Селевко). Кстати, весьма распространенным среди практиков является разделение педтехнологий на «новые» и «не новые». Здесь следует заметить, что когда речь идет о «новых» педтехнологиях, имеется в виду не временной контекст (новые, как только что или недавно появившиеся), хотя в определенной степени и он тоже, а несколько иной контекст - новые как отличающиеся от привычных, традиционных. К так называемым «новым» относятся гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие индивидуальных и личностных особенностей обучающихся.
Таблица 1. Образовательные технологии
Таблица 2. Педагогические технологии
Примечательно, что в первой таблице технологии разноуровневого обучения и модульного обучения принадлежат наряду с объяснительно-иллюстративным обучением к группе технологий традиционного обучения, а во второй - к этой группе отнесены только объяснительно-иллюстративные технологии обучения. На самом деле все попытки модернизации традиционного обучения не решают проблему его преобразования. По своей сути и разноуровневое обучение, и модульное обучение остаются хотя и более прогрессивными, но все-таки традиционными, поскольку, как и прежде, направлены на то, чтобы «приспособить» ученика под существующее содержание образования. Ученик же как был лишен права выбора содержания образования, так и не получил этого права и с применением технологий разноуровневого или модульного обучения. Справедливости ради заметим, что данные технологии, во всяком случае, реализуют вариативный компонент образования - выбор содержания в границах учебных программ.
Заключение
Обобщим итоговые выводы. Образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам учащихся и педагогов, улучшенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использования не раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы, продуктивность учебно-воспитательного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем. Эти критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения, независимо от его названия. Особенности инновационного образовательного учреждения можно выявить в сравнении с традиционными учреждениями Преподавание МХК в контексте инновационных педагогических технологий с методологической точки зрения базируется на двух положениях: целостности человеческой деятельности и деятельностном начале. Первое диктует выбор культурологического принципа как основного в изучении МХК, поскольку он обеспечивает наиболее широкий охват всего, что связано с художественной культурой и что влияет на её формирование, функционирование, изменения и т.д. Культурологические методы подачи материала обеспечивают, с одной стороны целостность транслируемых представлений о культуре, а с другой - соответствие изучаемого предмета и методики его преподавания особенностям детского восприятия. Для детского восприятия мира в целом и культурных феноменов в частности характерны: · целостность, синкретичность мышления. Ребенок воспринимает произведение искусства целостно, как единство, не расчленяя его на составные элементы; · конкретность и мифологичность; · деятельное отношение; · установка на изучение мира, потребность в ежедневных открытиях («как? ». «зачем? », «что это значит? », «как это делается? », «для чего? » и т.п.): · ориентированность на проживание изучаемого материала по модели «здесь и сейчас», а не на отстраненные размышления по его поводу. · активное присвоение всего, что соприкасается с ним, богатый личный опыт, соединенный с опытом социокультурной микросреды ребенка и ещё не засоренный культурно-эстетическими шаблонами (этот опыт редко оказывается востребованным в педагогической практике). Культурологический, целостный подход соответствует целостности, синкретичности детского мышления (это особенно важно в младшей школе), его установке на глубокое переживание миров, древних цивилизаций культурных артефактов, мифов, которые развертываются перед ним на уроках МХК. В результате работы с новыми технологиями у школьников формируется устойчивая динамика: мотивации к познавательной и творческой деятельности; проявления творческой активности воспитанников; наличие продуктов оригинальной, творческой, изобретательской деятельности; качественное изменение структуры воображения за счёт развития более сложных, высших его форм; удовлетворённость воспитанников собственными достижениями. Список литературы
1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» //СПС Гарант . Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Уч. пособие /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. 176 с. . Бесова Е. А. Мировая художественная культура Русская живопись ХII-ХХ вв. для школьников и абитуриентов. Мастера. Стили, Направления. / Е. А. Бесова; под ред. В. Н. Набокова-Алексеева. - М.: Образование, 2006. - 352 с.: ил. - (Мой универсальный справочник) 4. Бирич, И. А. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: / И. А. Бирич, М. Т. Ломоносова. Тестовые задания для оценки развития художественных и профессиональных способностей педагогов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2. - 112 с. . Бирич, И. А. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: / И. А. Бирич, М. Т. Ломоносова. Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1. - 160 с. 6. Борзова Е.П. История мировой культуры: Учеб. пособие. СПб.: Лань, 2007. . Вачьянц А.М. Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе.Автореферат.М.2003. . Вестник образования (сборник приказов и инструкций МОиН) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету. / Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №108 . Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан. М.: Академия, 2001. 368 с. . Воронов, В. Разнообразие форм воспитательной работы. // Воспитание школьников, №7, 2001. С. 21-26. . Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под редакцией Н. Е Щурковой. М.: Новая школа, 2008. 208 с. 12. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с. 13. Гоголев, К. Н. Тесты и задачи. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. Учебное пособие. - М.: Издательский центр АЗ. Международный Союз книголюбов. - 1999. . Григорьев, Д.В.; Кулешова, И.В.; Степанов, П.В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования. // Классный руководитель, №6, 2003. С. 65-86. . Григорьева, Н. А. История и мировая художественная культура: интегрированные задания. 10-11 класса. - М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. . Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. / Учебное пособие для учащихся старших классов. - М.: Пушкинский институт, 2001. . Данилова, Г. И.Тематическое и поурочное планирование к учебникам " Мировая художественная культура: От истоков до 17в.10кл. и " МХК от 17в. до современности. 11кл." / Г. И. Данилов. - М.: Дрофа, 2004. - 124 с. 18. Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. От XVII века до современности: 11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. - М.: Дрофа, 2008. - 63 с . Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века: 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. - М.: Дрофа, 2008. - 63 с 20. Драхлер А.Б. Мировая художественная культура. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 216 с. (Вопросы к олимпиаде) . Емахонова, Л. Г. Мировая художественная культура: методическое пособие к учебнику 10 класса: (базовый уровень) / Л. Г. Емахонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 224 с. . Емахонова, Л. Г. Мировая художественная культура: программа для 10-11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л. Г. Емахонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 16 с. . Емахонова, Л. Г. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л. Г. Емахонова. - 2-у изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 48 с.: ил. 24. Емахонова, Л. Г. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л. Г. Емахонова. - 2-у изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 48 с.: ил. . Емахонова, Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л. Г. Емахонова. - 2-у изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 240 с.: цв. вкл. . Емахонова, Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л. Г. Емахонова. - 2-у изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 240 с.: цв. вкл. 27. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г. и др. Интернет-образование: не миф, а реальность XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихомирова. М.: Издательство МЭСИ, 2000. . Ивлев С.А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры. М.: Международный Союз книголюбов. Издательство ООО «Фирма МХК», 2001. 55 с. 29. Изобразительное искусство в школе (научно-методический журнал) 30. Ильюшенкова, Р.И. Организация воспитательного процесса в школе: локальные акты. // Классный руководитель, №4, 2004. С. 28-31. 31. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. ст. / Науч. ред. Н.И. Гендина. Кемерово: КГАКиИ, 1999. . Информационное общество: Сб. ст. / Сост. А. Лактионов. М.: АСТ, 2004. . Информация о проведении Всероссийского семинара-совещания «Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях». // Народное образование, №8, 2003. С. 271-273. 34. Искусство (учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО) . Искусство XX века. - Минск: ИООО " Красико-Принт", 2005. - 176с. - (Педагогическая мастерская) 36. Искусство в школе (Общественно-педагогический и научно-методический журнал) 37. Искусство и образование (журнал методики, теории и практики художественного и эстетического образования и воспитания) 38. История мировой культуры (мировых цивилизаций): Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д: Феникс; Торговый Дом, 2005. . Конспекты уроков по мировой художественной культуры. 10 кл. Художественная культура второй половины ХIХ - начала ХХ века: пособие для учителя /[Л. М. Предтеченская и др.] под ред. Л. В. Пешиковой. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 349 с. - (Конспекты уроков) . Копылова А.В. Мировая художественная культура. Планирование уроков по МХК. М.: Аз, 1999. . Круглов Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. М.: МГПИ, 1983. С. 4-11. . Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 43. Кучуганова Р.П. Уймонские староверы. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. . Лебединская А.Р. Технологии интерактивного обучения./ Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». / Ростов-на-Дону, 2007. - 59с. 45. Малюков А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности: Науч. -метод. пособие. Дубна: Феникс, 1999. 253 с. . Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983. 47. Матвеева М.А. Компьютерные технологии в профессиональной подготовке учащихся./ Компьютерные учебные программы, №11/ М.: -52с. 48. Мелик-Пашаев А, А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. . Мелик-Пашаев А. А. Приобщение к художественной культуре как метод преподавания эстетических дисциплин // Эстетическое воспитание и экология культуры / Ред. О. И. Генисаретский. М.: Советский художник, 1988. С. 7-24. . Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя / Под науч. ред. Л.М. Предтеченской; общ. ред. Л.В. Пешиковой. М.: Фирма МХК, 2001. . Мирецкая Н.В., Мирецкая ЕВ. Культура эпохи Просвещения. М., Просвещение, 1996. . Мировая художественная культура о ХХ веке. Изобразительное искусство и дизайн. СПб: Питер, 2007. - 464 с. . Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. / сост. Г. И. Данилова.- 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 191, [1] c. . Мировая художественная культура: Словарь-справочник. - Смоленск: Русич, 2002 . Моисеев А.М. Проблемы и пути совершенствования внутришкольного управления. Пособие для руководителей образовательных учреждений. Тамбов: ТОИПКРО. 2002. 331 с. 56. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. - М., 1961. . Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., «Знание», 1979. 58. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Изд-во Просвещение, 2000. - 255 с. 59. Неменский, Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. - М.: Изд-во УРАО, 2007. - 192 с. . Никитина А. Б. культура древних цивилизаций. М.: Международный Союз книголюбов. Издательство ООО «Фирма МХК», 2001 61. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999. . Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб. науч. тр. / Под ред. А. А. Бодалева, М.: АПН СССР, 1987. 164 с. . Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Ритм, 2005. 64. Педагогика /под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2001 - 272 с. . Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. М.: ВЛАДОС, 2005. 66. Предтеченская Л. М. Методика преподавания МХК // Музыка в школе. 1984. №4. . Пьянкова, Н. И. Изобразительное искусство в современной школе /Н. И. Пьянкова. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с. - (Библиотека учителя. Изобразительное искусство). . Пятибратов А. П., Гудыно Л. П., Кириченко А.А. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. М.Финансы и статистика, 2002 - 512 с. 69. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М.: ВЛАДОС, 1998. 70. Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура. Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России. Учеб. для 10 кл. / Л. А. Рапацкая. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 376 с. 71. Рапацкая, Л. А. Художественная культура России: От Древней Руси к золотому веку: Учебное пособие для учащихся старших классов общеобразоват. учреждений / Л. А. Рапацкая. - М.: Издательство Вентана-Граф, 2002. - 352 с. 72. Рапацкая, Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до " серебряного века": Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л. А. Рапацкая. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 224 с. . Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура: 10 кл.: в 2-х частях. Ч. 2. Русская художественная культура: / Л.А.Рапацкая. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 315 с.: ил. 74. Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура: 11 кл. в 2-х частях. Ч. 1: /Л. А. Рапацкая. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 384 с.: ил. 75. Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура: Программы курса: 5-9 кл., 10-11 кл. / Л. А. Рапацкая. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 95 с. . Рапацкая, Л. А. Русская музыка в школе. / Л. А. Рапацкая. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 318 с. 77. Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Рапацкая. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 608 с. 78. Рапацкая, Л. А. Русское искусство ХVIII века: (" Рассвет на Неве" ): Кн.для учащихся / Л. А. Рапацкая - М.: Просвещение, 2005. - 176 с. (3 шт.) 79. Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура: 11 кл.: в 2-х частях. Ч. 2: Русская художественная культура: / Л. А. Рапацкая. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 320 с.: ил. . Рапацкая, Л. А. Русская художественная литература: 11 кл.: учебник / Л.А.Рапацкая. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 224 с. 81. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 2001 -292 с. . Рыбакова О.Ю. Азбука искусств: методы преподавания курса МХК. - Волгоград: «Панорама», 2006 . Рябова С.В.Интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе. Автореферат. 84. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: художественная жизнь и быт 18-19 вв. М.: Владос, 1998. 85. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: Народное образование, 2002 -255 с. 86. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре: метод. пособие: 8-9кл./ М.: «Просвещение» -2008.-37с. 87. Солодовников, Ю. Л. Мировая художественная культура: 10 кл.: учебник: / Ю. Л.. Солодовников - М.: Просвещение, 2009. - 304 с. 88. Солодовников, Ю. Л. Мировая художественная культура: Сборник программ и методических материалов: 6- 11 кл. / Ю. Л.. Солодовников, Л. М. Предтеченская - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 272 с. 89. Суминова Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). М.: Академический проект, 2006. 90. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учеб. пособие. М.: Академический проект, 2000. 91. Фоминова М.Н. Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе. Автореферат. М. 2001. . Формирование интереса к учению у школьников./ Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1986. . Фрейлих С. Золотое сечение экрана. М., Искусство, 1976. . Черноусова, Ф.П.; Круть, И.Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. // Завуч, №8, 2003. С. 107-117. 95. Чупрасова В.И. Современные технологии в образовании. Владивосток: Издательский дом «ДВР», 2004 - 154 с. 96. Шариков А.В.Концепция медиаобразования во II ступени средней общеобразовательной школы. М.АПН СССР, 1991. . Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1979. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы