Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сравнительный анализ программ по МХК с точки зрения новых технологий



 

Как самостоятельный предмет «Мировая художественная культура» существует около двух десятков лет, вырос из курса истории и являлся логическим продолжением и завершением программ «Музыка» (автор - Д.Б. Кабалевский) и «Изобразительное искусство и художественный труд» (автор - Б.М. Неменский). Своеобразие самой первой программы, созданной Л.М. Предтеченской, заключалось в том, что она поставила перед педагогом не только задачу «изучения» искусства. В фокусе внимания педагога оказывалась личность ученика, претерпевающая глубинные изменения под воздействием общения с искусством. Принципы, положенные Л.М. Предтеченской в основу предмета, сохраняют свою актуальность и в наши дни. Теория прогресса мало приемлема для искусства, и ценность художественных произведений для современного человека не зависит от времени их создания: Толстой не «хуже» Шекспира, а Прокофьев не «отменяет» Моцарта. Произведения разных видов искусства, отобранные для изучения в курсе «МХК», целесообразно оценить с позиций того, насколько они необходимы и достаточны для конструирования развивающей среды. Первоначальный вариант программы во многом отвечал этим требованиям. Он предлагал неспешное погружение, работу с тщательно отобранными памятниками художественной культуры того периода, который устанавливал диалогические отношения с предшествующими культурными эпохами.

Исходя из опыта преподавания «Мировой художественной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях в 1970-е годы - начале XXI века можно сформулировать новые принципы. Одним из ключевых является принцип сообразности содержания предмета МХК образовательному стандарту общего образования. МХК входит в число базовых и профильных дисциплин федерального компонента. Определяется Минимум содержания МХК, который структурирован по историческому принципу в тематические разделы. Данный Минимум является основой для составления различного рода программ и тематических планов.

Важным принципом преподавания МХК является рассмотрение феноменов культуры в историческом контексте. Знание историко-культурной ситуации обеспечит полное и глубокое понимание учащимися сути тех или иных произведений искусства, творчества художников. Акцент делается не на специфике отдельного вида искусства, а на специфике памятника культуры эпохи. В культурологии и искусствознании существует принцип выделения ведущего вида искусства - «интуиции эпохи». Именно он является основой для характеристики культурно-исторической эпохи.

По «Концепции художественного образования в Российской Федерации», принятой Министерством образования и Министерством культуры в 2002 г., под художественным образованием имеется в виду «процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества». Данный принцип можно сформулировать как принцип приоритета отечественной художественной культуры над зарубежной. Таким образом, ключевыми являются темы, связанные с художественной культурой Древней (средневековой) Руси, Российской Империи, СССР и Российской Федерации. Проводя диалогические связи, через культуру Древней Руси можно показать развитие культуры Византии, а через неё античного мира и более древних цивилизаций. Характеризуя художественную культуру Московского государства, рассказывая о строительстве Московского Кремля, возможно «погружение» в эпоху Итальянского Возрождения (через творчество Аристотеля Фьораванти). Размышляя о художественной культуре XVIII в., реформах Петра I и времени Екатерины II, проводится анализ западноевропейского Просвещения.

Урок МХК немыслим без непосредственного общения с искусством, поэтому важным принципом преподавания МХК является принцип наглядности. Как показывает опыт работы в школе, наиболее эффективными средствами наглядности являются репродукции. С ними можно работать на всех этапах урока.

Все темы курса, так или иначе, связаны между собой. Учитель должен отчетливо видеть общность материала данной темы с другими, близкими ей по содержанию. Для этого следует установить внутрикурсовые связи, которые бывают двух типов. Ретроспективные - связи данной темы с ранее изложенными, перспективные связи - с теми, которые еще предстоит изложить. Особенно значимы ретроспективные связи с так называемыми вводными темами, которые предусматривают изложение большого и важного теоретического материала. Он в ходе раскрытия следующих тем постоянно углубляется и уточняется. Перспективные связи постепенно подводят учащихся к изучению нового материала. Они формируют у учащихся представление о целостности историко-культурного процесса, несмотря на большие различия отдельных его этапов.

Курс носит интегративный характер и тесно связан с такими школьными предметами, как история, литература, изобразительное искусство. Все это позволяет установить многочисленные межпредметные связи. Самые тесные связи курс имеет с отечественной и всеобщей историей. Знание межпредметных связей с историей важно потому, что события культурной жизни разворачивались на фоне широких исторических процессов, были инспирированы ими, следовательно, отражают их. Максимальное выявление и умелое использование межпредметных связей позволит повысить эффективность учебной работы, избежать ненужного дублирования. Являясь самой по себе межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, мировая художественная культура не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обусловливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания. При этом не следует сводить интеграцию до уровня простых иллюстраций. Важно проводить параллели на уровне идейной, идеологической, мировоззренческой общности, сохраняя специфику языка искусства, как в целом, так и по видам искусства. Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. В этом отношении особое место занимает проектная деятельность, которая предполагает интеграцию всего комплекса знаний по мировой художественной культуре и связанных с ней дисциплин, разнообразную деятельность в области применения информационных технологий и главное - создание нового продукта.

В настоящее время разработан интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе, реализация интеграции обеспечивается синтезом двух циклов: эстетического и гуманитарного. В эстетическом цикле преподавание осуществляется посредством конкретного вида творческой деятельности.

Интеграционные процессы определяют долгосрочную перспективу развития образования и оказывают существенное влияние на проводимую Министерством образования и науки Российской Федерации образовательную политику. Так, «Базисный учебный план» включает такое дидактическое понятие, как «образовательная область». Образовательная область -это общность нескольких учебных предметов, практиковавшихся ранее независимо друг от друга. Так, дисциплина «Мировая художественная культура» включена в образовательную область «Искусство». Создание единого гуманитарного образовательного пространства стирает границы между предметами, что позволяет рассматривать большее число связей и восстанавливать в сознании учеников единство и целостность изучаемого мира.

Территориальный принцип при распределении материала позволяет отобразить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века дает основу для сравнительного анализа различных культур, их «межвременного диалога» при сохранении принципа единства культурных ареалов. Постоянный сравнительный анализ, создающий основу для мобильной системы осмысления феноменов художественной культуры, является главным с методологической точки зрения.

Следуя этой логике, на базовом уровне отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой. Активизация сравнительного ресурса даёт возможность по достоинству оценить масштаб отечественной культуры, её вклад в мировую культуру и общекультурную значимость. Сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов.

Требования к уровню подготовки на базовом уровне ориентированы на минимум знаний, которым должен владеть учащийся по завершению изучаемого цикла. Они базируются на ключевых образовательных компетенциях, ориентированных на формирование обладающей широким культурным кругозором личности, что позволяет ей ориентироваться в окружающем мире.

Для более яркого и впечатляющего отображения в художественных образах мировоззренческого феномена, стандарт по «Мировой художественной культуре» на профильном уровне предполагает превалирование культурологических подходов с использованием специальной терминологии, связанной, прежде всего со спецификой языка разных видов искусства. В стандарте представлены все значимые культурные ареалы, что способствует выработке эстетической и культурной толерантности, но с акцентом на освоении ценностей европейской цивилизации, к которой принадлежит отечественная культура.

Значительное место в стандарте по «Мировой художественной культуре» на профильном уровне отведено современной художественной культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального художественного развития и организации личного досуга.

Гуманитарный цикл, включающий историю, обществознание, мировую художественную культуру, дает возможность обобщения знаний учащихся в системе гуманитарной науки. Изучение художественного произведения может быть всесторонним только при раскрытии всех связей между ним и типологической группой произведений, то есть в системе того или иного художественного направления в историческом аспекте, в определённых политических, социальных, экономических условиях.

МХК - предмет, значительную часть которого составляет информационный блок. Формы работы с информацией могут быть различны. Можно выделить два основных подхода: информационно-познавательный и образно-эмоциональный. Оба подхода дополняют друг друга и одинаково важны. Уроки по МХК могут состоять из модулей, которые рассматривают искусство в разных плоскостях. Погружая учеников в различные виды искусства во время урока, можно менять характер этих модулей. Преимущества такой системы в том, что каждый урок оказывается не похожим на другой. Учащиеся знакомятся со стилями в искусстве, изучают новые термины, обсуждают увиденное и услышанное с учителем. Затем ученикам предлагается рассмотреть серию репродукций и высказать свое впечатление от увиденного. Учащимся предлагается прослушать какое-либо классическое произведение и понять, что выражает эта музыка, какие она вызывает ассоциации, и что композитор хотел выразить в ней. В дальнейшем учащиеся записывают, обсуждают высказывания великих философов, писателей, ученых различных времен и народов. Обсуждая их и дискутируя по поводу этих высказываний, учащиеся вырабатывают свой взгляд на мир, жизнь. И, наконец, по репродукциям и диапозитивам учащиеся знакомятся с шедеврами и сдают зачет по итогам года и так далее.

Курс «Проблема человека в художественной культуре» был разработан Ю. Солодовниковым. Общая концепция данного курса строится на положении о том, что художественная культура есть зафиксированный в художественных памятниках эпохи процесс «созидания образа мира в себе», процесс вечного поиска ответа на всеобщий вопрос о смысле жизни. Через мифологическую, религиозную, рациональную и субъективную форму познания можно рассмотреть всё многообразие произведений искусств той или иной эпохи, либо в их синкретизме, либо в их синтезе, как отражение созданного «образа мира в себе». С этих позиций содержание предмета МХК в данном вариативном курсе делает его по отношению к истории, литературе, музыке, изобразительному искусству вполне самостоятельной и независимой дисциплиной.

Вариативный курс «История художественной культуры» в рамках преподавания МХК предназначен в первую очередь для классов гуманитарного профиля. Его цель - дать систематические знания о выдающихся достижениях отечественного и мирового искусства в их взаимосвязи, раскрыть исторические и художественные закономерности культурно-исторического процесса. Название курса отличается от традиционной формулировки «МХК», предложенной Л.М. Предтеченской. Претензия на мировой охват не состоятельна, - считают его авторы, - вне поля зрения оказываются Скандинавия, Юго-Восточная Европа, Африка, Канада, Австралия, Латинская Америка. Нецелесообразно изучение в рамках школьного курса художественной культуры «замкнутых» цивилизаций.

В качестве ключевого понятия используется категория художественной системы - исторически обусловленный тип художественного мироощущения. История художественной культуры раскрывается как процесс возникновения, взаимовлияния и смены художественных систем. Данный курс имеет интегративный характер. Он предусматривает изучение ряда исторических вопросов, рассматривая с точки зрения культурно-исторического значения явление, деятеля, произведение искусства.

Таким образом, можно утверждать, что накоплен большой опыт преподавания культурологических дисциплин в среднем звене системы образования и, несомненно, престиж такой дисциплины как «Мировая художественная культура» должен неуклонно подниматься в глазах общественности.

Современный мир, насыщенный медиаресурсами, диктует свой особый, иногда весьма жесткий ритм всей нашей жизни. Этот ритм, зачастую, заменяет человеческое общение коммуникацией- передачей информации.

Определяющей тенденцией современного образования является интеграция наук, системный подход к изучению мира, основанный на использовании новейших технических средств и информационных технологий. Сегодня в учебном процессе активно используются новые технологии обучения: информационные - использующие компьютер в качестве средства обучения, мультимедийные - при которых компьютер является вспомогательным инструментом, медийные - предполагающие привлечение аудио и визуальных средств. Использование таких технологий - необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. Виртуальный мир близок и интересен современному школьнику, поэтому работа над созданием слайд-фильма, презентации или сайта по предметной тематике выполняется с желанием, большой заинтересованностью и способствует актуализации знаний, расширению культурного пространства ученика. Кроме того, творческие задания с использованием информационно-коммуникативных технологий помогают развитию многих общеучебных навыков: отбора материала в соответствии с темой и целью, сравнительно-сопоставительного анализа, группировки материала, публичной презентации результата работы. Разработка собственных учебных медиаматериалов дает дополнительную возможность учащимся активно добывать знания, мобильно использовать полученные ранее навыки из разных сфер деятельности, реализовывать свой творческий потенциал.

Одна из форм работы в этом направлении - проектная деятельность по созданию предметных и межпредметных медиаматериалов: презентаций, сайтов, видеофильмов и видеофрагментов. Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий способствует активизации ученика: он учится формулировать цель и намечать пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве.

Работая над проектом, ученик привлекает все доступные медийные средства: компьютер, видео- и аудиотехнику, Интернет. Использование разнообразных источников информации, часто требующих сопоставления и подтверждения, стимулирует ученика на более осмысленное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать необходимую информацию, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень интегрированных, межпредметных связей и надпредметных понятий. Медиаресурсы, несомненно, предлагают множество интереснейшего материала, который может использовать при подготовке к уроку и учитель и ученик. Это дает одновременно огромные возможности, но и создает определенные сложности: главная из которых, на наш взгляд, - выбрать необходимый объем материала и грамотно скомпоновать его для проведения урока.

К сожалению, учителя часто забывают о том, что предметы искусства - это не знаниевые предметы, а развивающие. Знания, умения, навыки - это средство, а не цель занятий на уроках по искусству. Целью же является духовное развитие личности ученика.

Общение с произведением искусства не терпит суеты. Это общение должно происходить в определенной эмоциональной атмосфере, которая переносит учеников на уроке МХК в «мир красоты искусства». На уроке учитель дает ученику не столько «сумму определенных знаний», сколько заставляет «почувствовать» произведение искусства, «проникая в определенную культурную эпоху, ее настроение». Это вызывает у ученика эстетическое переживание, осознание и ощущение прекрасного, организует «внутренний диалог» с самим собой и с героями произведения. Поэтому учитель должен помочь ребенку не только познать мир и его законы, но и познать собственное внутреннее «я». Для саморазвития ученика, наверное, самое главное- развитие внутреннего мира, чувств и эмоций. Чрезвычайно важно воздействие искусства на неосознанные пласты человеческой психики, на подсознание и надсознание. При этом оно (искусство) незаметно, ненавязчиво и в то же время активно формирует отношение человека к миру.

Для этого учитель на уроке должен создать такой психологический климат, при котором всё разнообразие психических состояний (эмоциональных, волевых и интеллектуальных) регулировалось бы благоприятным воздействием исцеляющей и одухотворяющей силы искусства.

Говоря о применении новых технологий на уроках искусства, хочется отметить, что как и всякое средство, компьютер не является решением всех педагогических проблем, более того, с его применением связаны свои проблемы. Хотелось бы подробнее остановиться на проблеме использования компьютера на уроках художественно-эстетического цикла, в частности, МХК и музыки.

Исходя из целевой направленности предметов искусства, следует то, что педагогу необходимо разумно, методически грамотно применять компьютерные средства обучения на своих занятиях и не забывать, что, на уроках МХК достаточно много времени уделяется музыке как виду искусства. А значит, должна звучать, прежде всего, «живая» музыка, а не разговоры о ней (причем, разговоры далеко не о чувствах, рожденных в процессе слушания и исполнения). Учителя часто забывают о специфике музыки, как вида искусства, а, следовательно, не исходят из особенностей музыкально-художественной деятельности, смыслом которой является создание художественных образов, внутренний духовный диалог с композитором, благодаря чему происходит проникновение в суть музыки и главное - в самого себя. Так, знакомство с опытом работы многих учителей музыки и МХК, использующих на своих уроках компьютер, показывает, что педагоги, к сожалению, так увлекаются электронной презентацией, что доля звучащей музыки на уроке сводится максимуму. Налицо объяснительно-иллюстративный тип обучения - вчерашний день в педагогике, хотя на уроке и используется новое техническое средство обучения.

Таким образом, в настоящее время остро встает проблема реализации идей развивающего обучения в школе и на уроках искусства, в частности, компьютер, который использует учитель в подготовке к уроку и его проведении, должен помогать в реализации, прежде всего, методов не словесно-информативных, а активно-творческих, вытекающих из природы самого искусства. Только активно-творческие, развивающие методы помогут сделать так, чтобы искусство было не отчуждено от ребенка, а стало частью его души.

Наступившая эпоха характеризуется ростом объема информации и коммуникативных связей, что, как следствие, порождает фрагментарность восприятия мира. При правильном методическом подходе к преподаванию предметов искусства у учащихся должна сформироваться целостная картина мира, а не ее фрагменты. В этой связи важно, чтобы информация, которую учитель использует в электронной презентации, была подчинена художественно-педагогической и нравственной идее урока, а не идее накопления знаний из той или иной области искусства.

Курс МХК в школе необходим для того, чтобы познакомить учеников с основными шедеврами художественной культуры, биографиями ее творцов, историей художественных стилей и т.д. Такой подход можно условно обозначить как знание-ориентированный. Его сторонники отдают приоритет трансляции информации от учителя к ученику (возможно, в очень яркой и запоминающейся форме). Незаменимый помощник в этом процессе - «традиционный» учебник, 80% объема которого занимает текст (основное содержание курса), а также вопросы и задания, в основном, репродуктивного характера. Такой учебник для школьника - непререкаемый авторитет, источник знаний, предоставляющий минимум необходимых средств для полного их усвоения.

Другой, менее распространенный, подход к преподаванию МХК - личностно-ориентированный. Его сторонники исходят из понимания мировой художественной культуры как уникального педагогического средства развития личности ученика, становления его ключевых компетенций. Искусствоведческая информация в контексте этого подхода - лишь вспомогательный материал для развития ребенка, а учебники и УМК - базовые инструменты организации самостоятельной продуктивной деятельности учеников, способствующей их творческому становлению и формированию мировосприятия.

Учебники первого типа (условно назовем их «информационными») в изобилии представлены на современном рынке учебных материалов по МХК. Элементы знание-ориентированного подхода можно обнаружить в учебных книгах Г. И. Даниловой и Ю. А. Солодовникова (5-9 классы), Л. А. Рапацкой и Л. Г. Емохоновой (10-11 классы). А вот других, «развивающих», материалов очень немного; к ним отчасти можно отнести учебник В. Г. Маранцмана (5 класс), рабочие тетради Л. М. Ванюшкиной и Л. Ю. Копылова (9 класс), А. Вачьянц (5-9 классы).

Какими же должны быть учебники/учебно-методические комплексы, предназначенные для работы в условиях личностно-ориентированного образования? Безусловно, основополагающими для всех учебных материалов являются «традиционные» дидактические принципы, разработанные несколькими поколениями отечественных педагогов-теоретиков: возрастосообразность, доступность, системность и т.д. Однако, чтобы УМК стал инновационным и способствовал личностному росту и развитию учеников, список требований должен быть существенно расширен. Анализ научной литературы позволил сформулировать следующие требования к «развивающим» учебным материалам:

отбор учебного содержания для всех типов учебных материалов осуществляется с учетом возможности организации экспериментальной работы с материалами; создание условий для предложения учащимися собственных (различных) точек зрения, версий, гипотез и их обоснования; организации экспериментов, исследований, проектных работ;

конструирование учебного материала в логике проблемного обучения, прежде всего, за счет приоритета проблемных познавательных задач, способствующих обучению способам решать этих задач в нестандартных жизненных ситуациях;

междисциплинарный характер учебных материалов - интеграция содержания учебных предметов для интенсификации образовательного процесса, формирования целостных представлений о человеке и окружающем его мире, рассмотрения ключевых проблем с междисциплинарных позиций;

возможность разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося на основе его возможностей и склонностей;

открытый характер учебных материалов - возможность быстрой замены устаревающей информации, оптимальное сочетание свободы педагога и учащегося с регламентацией образовательного процесса;

избыточность информации, необходимой для организации образовательного процесса, что позволяет педагогу и учащимся самостоятельно осуществлять выбор необходимых сведений;

стимулирование обращений ученика к иным (внешкольным) источникам информации и способам организации деятельности, не выступающих в качестве «нормативных».

Многим педагогам - как теоретикам, так и практикам, размышляющим о путях модернизации российского образования в целях соответствия его результатов запросам современного общества, - очевидно: разработка и внедрение инновационных учебных материалов, основанных на этих принципах, необходима. И такие материалы разрабатываются, однако примеры реального внедрения учебников и УМК нового поколения единичны.

В чем причины сложившейся ситуации? Отчасти в том, что по-настоящему инновационных учебных материалов пока недостаточно - дело новое, и не всякий автор возьмется за их создание. Во-вторых, уровень компьютерной грамотности педагогического сообщества не всегда соответствует уровню современных цифровых технологий, на которых основаны инновационные материалы. Но важнейшая, на наш взгляд, причина - неготовность участников образовательного процесса к коренной перестройке самого образовательного процесса, а ведь именно этого требуют новые учебные материалы.

Этот вывод является следствием анализа результатов апробации инновационного УМК «Пространственные искусства». УМК создан на электронных носителях и включает в себя три типа компонентов: информационные, деятельностные и организационно-методические. Информационные компоненты - это мультимедийная библиотека цифровых ресурсов, обеспечивающих преподавание курса МХК (а также разделов по истории, литературе, изобразительному искусству) от эпохи древних цивилизаций до XVII века. Деятельностные компоненты включают в себя многочисленные и разнообразные компьютерные инструменты для организации самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учеников, а также для подготовки демонстрационных материалов во время дискуссий. Наконец, организационно-методические компоненты представляют собой описание самого УМК, программу и поурочное планирование по МХК, а также методическое пособие для учителя.

Следует отметить, что в рамках данного УМК применение компьютерных технологий важно не само по себе, а как средство поддержки педагогической концепции и авторских методик преподавания учебных дисциплин предметной области «Искусство» (стратегия развития визуальной коммуникации, метод образовательного путешествия и т.д.), направленных на развитие личности учащихся.

«Моментом истины» при внедрении инновационных учебных материалов является ответ на вопрос: готов ли учитель самостоятельно разрабатывать сценарии своих занятий с помощью предложенных в УМК инструментов или же он ожидает от разработчиков УМК «готового» комплекта всех материалов? Предельно заостряя ситуацию, можно сформулировать следующий выбор: кем видит себя учитель - творцом нового знания или транслятором предложенных ему сведений?

Поясним на примере. Использование компьютерных технологий в УМК «Пространственные искусства» позволило значительно расширить информационную базу демонстрационных материалов (мультимедийную библиотеку). Почти все специалисты, начиная с Л. М. Предтеченской, отмечают, что МХК начинается не с учебника, а с комплектов видеосюжетов, слайдов, репродукций фотографий, с музыкальной фонохрестоматии, собрания культурных текстов и т.д. Мультимедийная библиотека проектировалась по принципу «избыточности»; разработчики компьютерной программы заложили возможность дополнения и расширения информационной базы: преподаватель может неограниченно добавлять репродукции, тексты, видео- и аудиозаписи, руководствуясь собственными поурочными планами и разработками.

Мультимедийная библиотека подразумевает возможность (а в некоторых случаях необходимость) предварительной работы учителя с цифровыми ресурсами, самостоятельное составление электронных сценариев уроков и презентаций на основе подготовленных разработчиками образцов. Для этого в УМК есть различные инструменты учебной деятельности, облегчающие изучение различных видов цифровых ресурсов и расширяющие арсенал педагогических приемов, используемых при изучении МХК. Эти инструменты призваны поддержать различные приемы «исследования» изображения или текста, выделения фрагментов, смысловых доминант, композиционных особенностей. Кроме того, они позволяют не только обособленно изучать ресурсы, но и сопоставлять их, устанавливая сходства и различия, формируя взаимосвязи.

К таким инструментам относятся «Рамка» и «Линза» для выделения фрагментов на изображениях памятников культуры , необходимых для выявления композиционных, цветовых, стилистических особенностей репродуцируемого памятника культуры. «Сравнение» позволяет увидеть на одном экране два любых изображения из библиотеки УМК, а инструменты для работы с текстами - «Фрагмент» и «Маркер» - выделять любые значимые фрагменты. Инструмент «Иллюстратор» предназначен для иллюстрации текстов с ресурсами из библиотеки УМК, в том числе звуком, видео, анимациями. «Клип» дает возможность выделения произвольного количества фрагментов в пределах одного ресурса, а «Монтаж» помогает монтировать звуко- или видеоряды из фрагментов произвольного набора ресурсов.

Такой подход, предполагающий значительный объем предварительной работы педагога, вызвал нарекания со стороны некоторых учителей-апробаторов: «учитель и так перегружен, а еще приходится тратить время на подготовку к уроку, выделение фрагментов на картинах! УМК должен облегчать работу педагога - а в таком виде он ее только усложняет! » Справедливости ради отметим, что в этих замечаниях есть резон - действительно, время на подготовку к уроку увеличивается. Но вспомним старую педагогическую истину - нельзя подготовиться к уроку одни раз и навсегда, тем более, если речь идет о создании личностно-ориентированной модели образования. Очевидно, что невозможно подготовить сценарии уроков и ресурсы так, чтобы они удовлетворяли все классы во всех регионах страны! Ведь каждый урок строится своим, особенным образом, и только учитель может подготовить необходимые для урока материалы, осуществив их выбор и обработку с учетом психологических, возрастных особенностей детей, уровня их развития, собственных предпочтений.

Контроль и оценка учебного процесса - вообще одна из самых дискуссионных проблем в теории и практике преподавания МХК. Разработчики УМК наиболее походящей формой текущего и завершающего контроля и оценки считают портфолио, поскольку основной формой изучения курса являются творческие и исследовательские работы учащихся. Эти работы выполняются как в электронном, так и в бумажном виде. Соответственно, для их хранения создаются два вида портфолио.

Электронное портфолио учащегося представляет собой набор файлов, созданных в процессе работы с различными компьютерными инструментами. Все они сохраняются в школьной сети, в специально отведенной каждому ученику зоне информационного пространства. Это относится и к тем файлам, которые учащиеся создают дома. Учитель имеет возможность при необходимости познакомиться с содержанием электронных портфолио.

Наряду с электронным, для каждого учащегося создается бумажное портфолио, где могут храниться работы, выполненные традиционным образом: рисунки, сочинения, ответы на тестовые задания и пр. Для этого в составе УМК содержатся заранее подготовленные графические шаблоны, которые могут быть распечатаны и использованы в бумажном виде.

Для творческой работы учеников есть специальные компьютерные инструменты, «Планшет» и «Театр». Они предоставляют ученикам уникальную возможность создания собственных «текстов культуры» - композиций, основанных на использовании графических элементов и символов, относящихся к той или иной эпохе или цивилизации. Для этих инструментов разработаны библиотеки знаков, соответствующие различным разделам курса. Графические элементы можно свободно перемещать по «листу» (компьютерному экрану), увеличивать, уменьшать, поворачивать, отражать зеркально - в результате появляется композиция из элементов выбранной группы. Она может быть сохранена в виде файла, который впоследствии доступен для продолжения работы или для показа. Тема композиции, которую предстоит создать учащимся, может быть задана учителем или выбрана самим учеником в рамках изучаемого раздела курса. Например, ученики могут самостоятельно создавать композиции на темы древнегреческих мифов, заново «изобретать» древние орнаменты, разрабатывать мотивы для украшения сосудов и т.д.

Не готова к внедрению новых УМК и администрация большинства образовательных учреждений, поскольку эта работа требует коренной перестройки самого учебного процесса, в частности, новой организации рабочего пространства учебных кабинетов. Этот, казалось бы, бытовой вопросоказался одним из наиболее сложных в процессе апробации. Авторы предусмотрели различные варианты работы с электронными компонентами (в компьютерном классе с десятками компьютеров, в обычном классе с одним компьютером). Но во всех случаях предполагалось, что на уроке дети пользуются не только компьютером, но и тетрадями, карандашами, другими материалами.

Как показали результаты апробации, оказалось почти невозможно совместить выполнение заданий на компьютере и за обычными столами, особенно если творческое задание требует использования глины, красок и т.д. Учитель, проводивший урок по культуре Древнего Китая, так прокомментировал эту ситуацию: «Компьютерный класс не приспособлен для творческой изобразительной деятельности учащихся. А написание китайских иероглифов должно проводиться как минимум кистью и тушью. Где можно расположить баночки с тушью и воду? Рядом с компьютерной клавиатурой?.. Современные дети не умеют работать тушью, она сразу проливается - а ведь наличие в компьютерном классе раковины для мытья рук не предполагается. Работа и так затруднена наличием большого количества учеников в компьютерном классе - одна группа за компьютерами, другая на дополнительных стульях в середине класса.»

Довольно сложной для апробаторов оказалась и проблема организации внешкольной деятельности учеников. В УМК содержатся методические разработки к краеведческим занятиям, тематически и методически интегрированных с курсом МХК. При этом авторы предлагают оригинальное решение «проблемы рабочих тетрадей»: ученикам и их родителям не надо метаться по магазинам в поисках необходимого количества тетрадей - все необходимые материалы для организации образовательных путешествий и учебных прогулок представлены в УМК и учитель может распечатать их в любой момент в любом количестве.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь