Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности воображения на ранних стадиях онтогенеза



Введение

 

Не найдется более обделенной проблемы в психологической науке, чем воображение. Нет общепринятого понимания сущности процесса, его форм и функций. Не выработаны методы и подходы к исследованию, нет единого мнения о том, какие конкретные проявления отражают данное понятие и правомерно ли выделять их в особую научную категорию. Известно, что Д. Уотсон в программе исследований 1913 года исключил феномен фантазии из числа объектов психологической науки, и многие современные авторы не пользуются данным понятием. [№ 32] Все это делает необходимым широкий поиск сведений о сущности процесса воображения и методах его исследования.

Функция воображения издавна рассматривается в философских трудах. Подчеркиваются две его характеристики: 1) важная роль воображения в регуляции движений, в подчиненности действий идее, в организации трудовой деятельности, где оно выражено как представление о конечном продукте труда и как стимул в достижении далеких целей и 2) участие воображения в познание мира, где оно выступает как представление о реальном и нереальном, как образный компонент обобщения.

В современной философии исследование воображения провел Э.В.Ильенков [№ 32]. Автор подчеркивает, что специфика воображения способность на образном уровне постигать всеобщее, видеть целое раньше его частей; его основная функция - перекомбинирование образов, перенос признаков одного объекта на другие. Элементы фантазии есть в любой познавательной деятельности.

Психологическую характеристику воображения как творческого процесса дает Т.Рибо [№ 32]. Им раскрыта двойственная природа воображения: связь с опытом и преобразование опыта. Описаны способы создания новых образов: агглютинация, схематизация, преувеличение и преуменьшение элементов прежнего опыта. Выявлен основной механизм -диссоциация и ассоциация элементов опыта, разъединение и объединение их в новых сочетаниях. Автор считает, что главная функция воображения -изображать, а не познавать; первые такие проявления относятся к возрасту около 3-х лет.

З.Фрейд [№ 32] рассматривает фантазию как проявление бессознательных внутренних конфликтов личности и исследует их методом беседы и анализа свободных рассказов ребенка. Наиболее содержательное исследование детского воображения с позиций психоанализа проведено Р.Грифитс по игре и словесным рассказам детей от пяти лет и старше. Прослеживаются формы поиска решения, относящиеся как к фантазии, так и к творческому мышлению: когда исчерпываются возможности знаковой среды, ребенок переходит к воображаемой работе - игре, используя частички своего опыта в новых комбинациях. В свое время работа Р. Гриффитса значительно продвинула исследования данной проблемы, однако рассмотрение ее с позиций решения задач сужает понимание природы игры и воображения.

Многие западные психологи не выделяют категорию воображения, но описывая его феномены в составе творческих процессов и исследуют текстологическими методами. Дж. Гилфорд определяет уровень креативности по таким задачам, которые ориентированы на воображение: конструирование предмета, варьирование классификации, дорисовывание рисунков, составление вариантов рисунка из заданных элементов, придумывание способов использования предмета, придумывание последствий необыкновенных событий и т.д. эти показатели используют и другие авторы.

Специальное исследование структуры и функции фантазии провел Э.Клингер. Фантазия характеризуется автором как элемент присущей человеку постоянной внутренней активности в виде представлений, сновидений, замыслов, мечтаний, внутренних монологов. Подчеркнута важная ее роль в общей адаптации индивидуума, особенно в условиях обильной и недостаточно организованной информации. В процессе фантазии человек пересоздает, пересоеденяет, делает информацию удобной для использования. Фантазия отражает текущие заботы индивида и предопределяет решение важных задач через удачное случайное сочетание представлений. Автор стремится вывести фантазию за рамки собственного творчества, придает ей широкое значение как изначальной активности, включенной в процесс познания. Такая трактовка допускает исследование воображения от начала активной самостоятельной познавательной деятельности ребенка, хотя сам Э.Клингер принимал за нижнюю границу возраст 3-4 года.

В концепции Дж. Брунера [№ 32] элементы воображения включены в познавательную деятельность уже на уровне восприятия: человек предвосхищает образ предмета до того, как отчетливо увидит его. Крайне важно в генетическом плане то, что Дж. Брунер отмечает у детей представление действием, предшествующее представлению образами.

Идею о функциях и генезисе воображения содержатся в концепции символической функции. Ж.Пиаже [№ 32] включает в это понятие язык, символическую игру (начало произвольных выдумок), отстроченную имитацию и определенный тип внутренней имитации, - основу образного мышления. Воображение выступает как форма имитирования событий в целях приспособления. Оно не имеет своим истоком речевые сигналы и наблюдается в начале как отстроченная имитация - подражание тому, чего

сейчас нет. На этой основе складывается образ как внутренняя имитация, как «активная копия», а не след воспринятого в числе механизмов воображения автор выделяет агглютинацию (слияние элементов образов) и перемещение (перенос) признаков. В числе методов исследования подчеркивает ценность наблюдения, « поскольку интеллект маленьких детей слишком нестабилен». Характерно для Ж.Пиаже признание того, что воображение и речь формируются во взаимосвязи, а не в последовательной зависимости. Время появления их в составе символической функции относится к полутора - двум годам. Однако, подчеркивая роль собственных действий ребенка, Ж.Пиаже явно недооценивает влияние социального окружения.

А. Валлон [№ 32] также рассматривает формирование психики как путь от действия к мысли, но ребенок для него от рождения есть существо и биологическое и социальное: эмоционально-моторное общение со взрослым формирует специфически человеческие черты поведения ребенка.

И.Д. Ивич развивает концепцию символической функции как основной сущности человека. Следуя культурно-исторической теории Л. С. Выготского, автор показывает, что символическая функция складывается в общении. В диаде «ребенок - взрослый» символы вводит взрослый и переводит действие на язык символических средств. Время формирования символической функции - второй год жизни, особенно 1 г. 3 мес.- 1 г. 8 мес., когда деятельность ребенка со взрослым богата и разнообразна по содержанию. Обобщая данные многих исследователей, И. Д. Ивич описывает первые проявления символической функции, в характеристике которых легко просматриваются элементы воображения: отсроченная имитация (подражание); ментальные картины (представления); активность «Как будто» (ребенок делает вид, что пьет или спит); использование моторных символических заместителей в решении проблем; сновидения; графические изображения (рисунки). На основе активности «Как будто» формируются игра, детская ложь, воображаемые фантастические творения. И. Д. Ивич подчеркивает большую сложность дайной проблемы и необходимость лонгитюдных исследований с последующей экспериментальной проверкой данных.

В русской психологии Н. В. Самсонов [№ 32], систематизируя материал о развитии воображения у детей, рассматривает фантазию как форму духовной самодеятельности ребенка. Она начинается в эмоциональном опыте и проявляется в образах. У детей второго года жизни отмечаются такие проявления, как подражание внешнее (мимике, движениям) и внутреннее («вчувствование», способность поставить себя на место другого), эмоциональная реакция на картинку (присоединение к изображенному того, что было раньше воспринято), одухотворение предметов, а позднее - игра и художественное творчество. Эти идеи, однако, не получили последующего развития.

Дальнейшие исследования воображения проводились в русле идей Л. С.Выготского [№ 7]. Автор считает сущностью воображения «...творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга... творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве». Показывает роль воображения в познавательной деятельности: «Всякое более глубокое проникновение в действительность требует более свободного отношения сознания к элементам этой действительности» [Соч. т. 2, с. 444]. Такая свобода достигается тем, что образы фантазии пластичны, динамичны, открыты для последующих преобразований, Л. С. Выготский подчеркивает знаковый характер сознания человека, представительство реальной действительности через знаки, символы, из которых главную роль играет речь. Речь и воображение взаимно связаны, разрушение одного процесса ведет к разрушению другого. Высшие функции приобретают свои специфические черты только на уровне речи - это «второе рождение» функции. Ярким проявлением фантазии считает рассказ ребенка о том, как происходили события за пределами его восприятия (например, о том, как человек стал хромым: он ехал на высокой лошади, он упал на большой камень и больно ушиб ногу).

Л. С. Выготский сформулирован основополагающий методологический принцип исследования онтогенеза: «Каждая высшая психическая функция появляется... сначала... как форма сотрудничества или взаимодействия.., а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка... Проследить переход коллективных форм сотрудничества в индивидуальные формы поведения ребенка - значит, уловить принцип построения высших психических функций в их становлении» [Соч. т. 5, с. 197]. Такой подход позволяет искать истоки воображения в формах общения ребенка со взрослым. Однако сам автор подчеркивает, что воображение появляется в игре, «возникает из самого существа игры» у детей в возрасте около 3-х лет.

С. Л. Рубинштейн [№ 40] подчеркивает специфику воображения как элемент образного познания: «Собственно каждый образ является... и воспроизведением... и преобразованием действительного... И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование... характеристикой воображения... Но в обоих этих процессах... один общий компонент, а именно - самое возникновение и формирование целостного образа-представления». Подчеркивается связь воображения с действием: «Воображать - это преображать... В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии».

Д. Б. Эльконин [№ 49], исследуя социальную природу игры и воображения, показал, что источником их является противоречие между потребностью ребенка жить жизнью взрослых и невозможностью удовлетворить эту потребность. Рассматриваются такие элементы воображения в игре, как перенос действия на другие предметы, замещение, мнимая ситуация.

В исследованиях конкретных видов творческой деятельности дошкольников рассматривается развитие воображения как переход его от воссоздающих форм к более творческим (Т. Г. Казакова, 1966; Г. Д. Рыбакова, 1952; Н. Н. Стрелянова, 1964 и др.). Нижней границей воображения авторы считают 2, 5-4 года.

М. Б. Беркинблит и А. В. Петровский [№ 32] характеризуют фантазию как познавательный процесс в условиях дефицита информации.

Р. Г. Натадзе [№ 32] рассматривает воображение как фактор поведения, как установочное действие, помогающее осуществлению реального.

И. М. Розет [№ 32], исследуя фантазию как элемент творческого мышления, выделяет самый важный ее механизм - отстранение - возможность создавать образы и в то же время наблюдать их как бы со стороны.

П. Я. Гальперин [№ 8] находит элементы воображения в действиях животных, когда они «примеривают» свои движения в образном плане и тем самым избегают опасности. В этом усматриваются доречевые зачаточные формы представлений. Для генетического исследования важна также разработанная автором концепция интериоризации, которая позволяет искать истоки любого психического процесса в материальных действиях ребенка.

Формирование представления как умственного действия исследовал Н. Н. Подьяков [№ 36]. Главным моментом в этом процессе автор считает установление «...особых отношений - отношений модели и оригинала...», что можно наблюдать также в явлениях подражания.

О. Л. Князева, [№ 17], Е. Е. Кравцова [№ 19], на материале различных видов деятельности дошкольников показали включение воображения в решение любых задач как перенос функций одного объекта на другие и схватывание целого раньше его частей.

О. М. Дьяченко [№ 11] исследовала развитие воображения в дошкольном детстве: его структуру, мотивы, личностные механизмы. Обнаружилось, что у детей более творческих образы создаются со многими вариантами, причем преобладающим мотивом их создания в младшем дошкольном возрасте является познавательная активность. Выводы автора соответствуют подходам в исследовании творчества, где бескорыстная познавательная активность и варианты способов действий считаются главными характеристиками творческой личности (Д. Б. Богоявленская (1983), Н. С. Лейтес (1971), А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев (1964), В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич (1990) и др.). [№ 32]

Таким образом, идеи известных психологов не отвергают возможности формирования воображения на ранних стадиях онтогенеза, хотя традиционным и общепринятым стало утверждение о том, что воображение складывается к 3-4 годам на уровне развитой речи в процессе ролевой игры, когда ребенок создает развернутую мнимую ситуацию (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.). Исходными в исследовании ранних форм воображения могут быть следующие идеи. Воображение есть форма активности, выражающаяся в изменении, перекомбинировании элементов опыта и позволяющая использовать его гибко и точно. Воображение есть элемент символической функции и складывается вместе с речью в совместных действиях ребенка и взрослого по механизму социального наследования. Важнейший момент воображения - создание (видение) целостного образа раньше его частей. Представление создается: 1) в виде действия и в виде образа, выраженного в речи; 2) способами агглютинации, схематизации, акцентуирования, преувеличения или преуменьшения; 3) создается в таких поведенческих актах, как понимание речи (о том, что не воспринималось), имитация, создание мнимой ситуации в игре, переконструирование опыта использование предмета в необычной функции или перенос его признаков на другие объекты.

Цель работы: Изучить особенности развития воображения у детей дошкольного возраста посредством художественного конструирования из бумаги.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития воображения у детей дошкольного возраста.

2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня воображения у детей старшего дошкольного возраста.

.   Обосновать и разработать программу формирующего эксперимента, направленного на развитие воображения у детей дошкольного возраста.

.   Провести контрольный эксперимент с целью определения эффективности формирующего эксперимента.

Объект: Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста

Предмет: Влияние художественного конструирования из бумаги на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Предполагается, что комплекс занятий по конструированию из бумаги будет эффективно способствовать развитию воображения детей старшего дошкольного возраста.


Истоки воображения

воображение ранний творческий конструирование

«В определении истоков формирования воображения мы исходили из общего убеждения в том, что психическую функцию нельзя создать научением. Ее можно сформировать из чего-то, имеющегося у ребенка, видоизменяя и развивая это имеющееся качество. Таким качеством представляется изначальная активность ребенка, стремление действовать в окружающем мире. Мы рассматриваем активность как спонтанно проявляющееся общее свойство живых существ...» Н.Н. Палагина [№ 32]. На такое же свойство указывают многие физиологи и психологи. А. Н. Леонтьев [№ 23] рассматривает активность как свойство жизни в ее всеобщей форме. В. Д. Небылицын [№ 2] дает следующую характеристику «Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, вообще к самовыражению относительно внешнего мира». Н. С. Лейтес [№ 32] в связи с проблемой одаренности характеризует умственную активность как присущую каждому здоровому ребенку «...природно обусловленную потребность а умственных впечатлениях...» Д. Б. Богоявленская [№ 2] подчеркивает единство, слитность познавательных и мотивационных факторов умственной активности. В ее составе, по данным автора, большинство исследователей выделяют темп, склонность к разнообразию действий и потребность в деятельности.

Материалы наблюдений Д.Б. Богоявленской [№ 2] показывают, насколько важны эти компоненты для формирования воображения. Если темп-категория индифферентная, то склонность к разнообразию действий приводит к выполнению их в условной, игровой форме. В поведении взрослого ребенок подмечает необычную, условную форму тем более легко, что игровые действия сопровождаются подчеркнутой положительной эмоцией окружающих. Освоение действительности через вариативные действия становится общим личностным свойством, и ребенок начинает варьировать даже речевые действия - без образцов взрослого намеренно извращает или сокращает слова. Потребность в деятельности побуждает к

перекомбинированию предметной среды: перемещению, объединению и разъединению предметов, использованию их в несвойственной функции.

На базе общей активности складывается у ребенка потребность в новых впечатлениях, которая, по мнению многих исследователей (Л. И. Божович, [№ 32]), является генетической причиной, побуждающей ребенка к активной ориентировочной деятельности и общению. Эффекты новизны, порождаемые вариативными и особенно - условными действиями, доставляют огромную радость ребенку и становятся стимулом саморазвития воображения.

Связь потребности в новых впечатлениях с общением очевидна: взрослый выступает постоянным источником информации. Движимый потребностью действовать, ребенок пробует сам повторить способы перекомбинирования среды и изменяет свои действия, а получаемый при этом эффект новизны побуждает его варьировать снова с переносом на другие объекты. Взрослый подкрепляет эту активность своим вниманием и одобрением, и ребенок стремится получить такое одобрение, демонстрируя свои умения. Самоутверждение как элемент общения со взрослым становится дополнительным мотивом преобразующей активности.

Генетическими предпосылками выступают три основных фактора: 1) Изначальная активность ребенка, стремление действовать в окружающем его мире. 2) Потребность в новых впечатлениях, направляющая активность на изменение действительности, неспецифическое использование предметов игры. 3) Потребность в общении и самоутверждении, побуждающая ребенка усваивать формы активности в рамках данной культуры и этим добиваться признания взрослых. Генетические предпосылки приводят к становлению воображения под влиянием формирующих воздействий взрослого.

Формирующие воздействия - создание мнимых ситуаций и образов в совместных действиях взрослого и ребенка. На уровне эмоционально-интимного общения это создание ситуаций «как будто»: обманные движения, шутки, розыгрыши, звукоподражания, изобразительные действия. В предметно-деловом общении - игровое, занимательное преобразование предметной среды, неспецифическое использование предмета, придание ему несвойственных значений, преобразование внешнего облика, моделирование на игрушках бытовых сюжетов, одушевление предмета путем словесных обращений к нему и приписывания поступков. В словесном общении это создание образов путем иллюстраций слова условным действием или рассказом-интерпретацией, придание образного смысла бесформенным объектам, привнесение образного смысла в преобразующие и моделирующие действия ребенка, или плана в его импульсивные действия.

Стимулирующие воздействия взрослого осуществляются в разных формах: побуждения повторить образцы игры с предметом или воспроизвести реальное действие на игрушке, создание развивающей

предметной среды, снятие запретов на перемещение и неспецифическое пользование предметов, терпимость к варьированию ребенком способов действий, заинтересованное внимание к детским рассказам и игре, вопросы по поводу его намерений в бытовых действиях, в игре, а затем и в продуктивной деятельности. Вокруг ребенка складывается особая атмосфера доверия к его активности и стимулирования специфически человеческих ее форм.

 

Организация исследования

 

Цель: Выявит уровень и особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

. Определить уровень и особенности развития воображения в экспериментальной группе.

..Определить уровень и особенности развития воображения в контрольной группе.

. Проанализировать полученные результаты.

Методы:

. Изучение уровней и особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста посредством методики Дьяченко О.М., Кирилловой А.И. «Изучение оригинальности решения задач на воображение»

. Качественная и количественная обработка результатов.

Эксперимент проводился в ДОУ №312, в старших группах «колокольчики» и «ромашки».

Время проведения февраль 2006г.

Диагностика развития уровней и особенностей воображения

С целью выявления уровня развития вооборажения испытуемых, использовалась методика Дьяченко О.М., Кириловой А.И. «Изучение оригинальности решения задач на воображение». Данная методика позволяет полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

. Эксперементальный материал: 20 карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага.

. Порядок исследования: Детям было предложено задание дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка, осмысленное изображение какого-либо предмета.

3. Анализ результатов: Выявление степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывался коэффициент оригинальности каждого ребенка, который равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не повторяющихся (по характеру использования заданного эталона для дорисовывания) ни у кого из детей группы. Коэффициент оригинальности соотносился с одним из 6 типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

I тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

I I тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

IIIтип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

IV тип- ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

V тип - заданная фигура используется качественно по-новому. Если в I- IV типах она является основной частью картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова и т.п.), то теперь фигура используется как один из второстепенных элементов для создания образа воображения.

В детском саду «Березка функционируют 4 возрастные группы:

·         1 младшая группа -от 2 до 3 лет

·         2-я младшая группа -от 3 до 4 лет

·         Средняя группа -от 4 до 5 лет

·         Подготовительная группа - от 7 до 7 лет

В детском саду многие занятия сочетаются с кружковой работой " Оригами". Этот вид изобразительной деятельности стал популярным и любимым педагогами, родителями, старшими дошкольниками. Это как фокус, чудо, игра, тонкая методика для рук и средство для развития художественных и интеллектуальных способностей.

Создавая поделки из бумаги, дети познают законы гармонии. У них активно работает образное, несоциативное, пространственное мышление, и это служит развитию воображения, фантазии, изобретательности, побуждает к экспериментированию, к желанию учиться самому.

Наряду с занятиями по школьным программам, воспитателями проводятся занятия с детьми по эстетическому, нравственному, экологическому воспитанию, рисованию.

В рамках дополнительного образования в группе организованы занятия кружка “Фантазеры” (фронтальное занятие - 1 раз в неделю, индивидуальные - каждый день).

Дети выполняют поделки из бумаги, картона, кожи; работают с декоративной бижутерией, бисером, блестками, бусами, тканью, нитками.

Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях кружка является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами.

В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память.

Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи.

Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармонической социализации ребенка с проблемами в развитии.

Бумага, кожа, клеенка - доступный для ребенка универсальный материал нашел широкую применяемость в работе кружка. Особенно привлекает школьников возможность самим создать такие поделки, которые затем используются в играх, в инсценировках, в оформлении уголков, музыкального зала, в качестве подарков на день рождения, к праздникам своим родителям, друзьям.

Детские работы представляются на выставках в детской библиотеке.

Через различные действия с бумагой, кожей, картоном, клеенкой с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке свое рабочее место.

Дети овладевают навыками и культурой труда.

Работая с бумагой, кожей, клеенкой, декоративными аксессуарами и инструментами (ножницами, иголкой), дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки, как сгибание и складывание, закрепляются приемы вырезания частей и декоративных элементов, учатся склеивать, скреплять поделки.

Дети узнают, что материал, используемый в их работе, бывает не только всевозможных цветов, но и различным по фактуре: блестящим, глянцевым, матовым, гладким, шероховатым, тонким или толстым на ощупь, плотным или рыхлым на разрыв, промокающим и водонепроницаемым.

Для лучшего восприятия детьми преподносимого материала, занятия провожу в игровой форме. В случае повторения, использую другую игровую мотивацию.

Дети гордятся своими работами, что позволяет им испытывать ситуацию успеха.

Художественный труд имеет огромную значимость для познавательного и личностного развития ребенка, коррекции имеющихся отклонений.

В процессе занятий создаются условия для формирования у детей внимания, восприятия, памяти, речевой деятельности, воображения, личностных становлений и социализации проблемных детей.

Занятия проводятся в интересной игровой форме с использованием различных материалов и технологий, дающих возможность детям получить исключительные навыки, а использовании подручного материала для изготовления различных поделок и аппликаций.

Очень широко используется технология оригами, дети учатся не только делать различные поделки из бумаги, но получают возможность посредством конструирования расширить свои познания в тех или иных сферах окружающего их пространства. Кроме ранее перечисленных навыков дети получают возможность развивать мелкую моторику рук, зрительную память, внимание, воображение.

В процессе занятий решаются следующие задачи:

·         Познакомить ребенка с литературными произведениями и их авторами.

·         Создать мотивацию ребенка на чтение книг, запоминание небольших текстов.

·         Освоить с детьми выразительное проговаривание диалогов, реплик.

·         Преодолеть личностные комплексы у детей: застенчивость, робость, неуверенность в себе.

·         Научить работать с ножницами, карандашами, бумагой и другими материалами при изготовлении кукол, масок, поделок, элементов костюма.

Занятие состоит из:

·         " круга" (фронтальная работа, в которую включены пальчиковые игры, игры на развитие воображения, речевые и диалогические игры, знакомство с текстом сказки, коммуникативные игры);

·         мастерской (поделки изготавливаются с применением различных техник - штриховка, оригами, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.);

·         театрализованной игры.

СЕНТЯБРЬ

. " ПАУЧОК"

Пр.сод.: учить детей делать поделки из разного природного материала, видеть в нем сходство с отдельными частями. Учить придавать паучку выразительность, составлять композицию используя несколько паучков и дополнительные предметы. Воспитывать бережное отношение к природному материалу.

Материал: цветки чертополоха, картон, шило, проволока, семена акации, ножницы, клей ПВА.

Литература: В.Пудова " Игрушки из природных даров" стр.30

. " КОМНАТА СМЕХА"

Пр.сод: закреплять умение детей складывать бумагу, создать веселое настроение, развивать воображение, умение изображать с помощью бумаги разные выражения лица.

Материал: тонкий картон или плотный альбомный лист, цветная бумага, ножницы, клей.

Литература: И.И.Кобитина " Работа с бумагой. Поделки и игры" стр. 10

. " БУМАЖНАЯ СТРАНА"

Пр.сод.: учить детей делать разнообразные игрушки из одной и той же заготовки и устанавливать их сходство со знакомыми предметами; учить выполнять поделку ориентируясь на схемы; развивать конструктивное мышление и сообразительность; расширять личный и игровой опыт; обогащать словарь.

Материал: большой лист ватмана, схемы, квадраты цветной бумаги разного размера и цвета для изготовления домов, квадраты зеленой бумаги для изготовления елей, ножницы, клей, цветная бумага для украшения домов.

Литература: И.И.Кобитина " Работа с бумагой. Поделки и игры" стр. 16-17

. " ЖУЖЖАЛКИ"

Пр.сод.: учить детей изготавливать музыкальные инструменты из различного бросового материала, оформлять поделку по своему желанию, развивать фантазию, сообразительность, учить внимательно слушать план работы.

Материал: стаканчики из под йогурта, круглая палочка, спичка, леска, канифоль, шило, нож. (Работу с шилом и ножом выполняет воспитатель заранее)

Литература: О.Жакова " Давайте пошумим" стр. 10-11

ОКТЯБРЬ

1. " БУСЫ"

Пр.сод.: учить аккуратно работать с иглой, выучить правила пользования иглой, учить детей выполнять поделку из природного материала; развивать. Продолжать учить дошкольников убирать свое рабочее место. Аккуратно обращаться с природным материалом.

Материал: семена акации, прочные нитки, иголки, при желании семена дыни, арбуза.

Литература: В.Пудова " Игрушки из природных даров" стр.38

. " СКАТЕРТЬ"

Пр. сод.: учить детей делать разнообразные игрушки из одной и той же заготовки и устанавливать их сходство со знакомыми предметами; учить выполнять поделку ориентируясь на схемы; продолжать учить складывать бумагу аккуратно, проглаживать места сгиба; развивать конструктивное мышление и сообразительность; расширять личный и игровой опыт; обогащать словарь, внимательно слушать воспитателя и товарищей.

Материал: схема поделки, образец, квадраты цветной бумаги разного цвета, цветная бумага для украшения, ножницы, клей.

Литература: И.И.Кобитина " Работа с бумагой. Поделки и игры" стр. 20

. " ВЕРТУШКИ"

Пр.сод.: учить детей делать разнообразные игрушки из одной и той же заготовки и устанавливать их сходство со знакомыми предметами; учить выполнять поделку ориентируясь на схемы; развивать конструктивное мышление и сообразительность; расширять личный и игровой опыт; обогащать словарь.

Материал: квадраты цветной бумаги, карандаш для изготовления палочки, гвоздики, молоток.

Литература: И.И.Кобитина " Работа с бумагой. Поделки и игры" стр. 22.

. " ЖИРАФ. ЗЕБРА"

Пр.сод.: учить выполнять поделку из спичечных коробков, дополнять поделку деталями придавая выразительность и сходство с настоящими животными. Продолжать учить анализировать чертеж и образец. Побуждать детей делать поделки для дальнейшего использования в игре. Развивать творчество, фантазию, мышление.

Материал: спичечные коробочки, цветная бумага, образцы, схемы, клей, ножницы, карандаши простые.

Литература: Тарловская " Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду" таблица 13

НОЯБРЬ

1. " КОКОШНИКИ"

Пр.сод.: учить детей использовать разный природный материал для украшения кокошника, составлять композицию. Воспитывать бережное отношение к природному материалу, аккуратность. Развивать фантазию, воображение, чувство ритма.

Материал: кокошники выполненные из картона и наклеенной бархатной бумагой, семена разных растений, засушенные цветы, листья, ножницы, клей ПВА, кисти, образец.

Литература: В.Пудова " Игрушки из природных даров" стр. 41-43

. " КАТАМАРАНЫ"

Пр.сод.: учить детей делать разнообразные игрушки из одной и той же заготовки и устанавливать их сходство со знакомыми предметами; учить выполнять поделку ориентируясь на схемы; анализировать схему; развивать конструктивное мышление и сообразительность; расширять личный и игровой опыт; обогащать словарь.

Материал: квадраты цветной бумаги, цветная бумага для украшения, ножницы, клей, кисти, схемы, образец.

Литература: И.И.Кобитина " Работа с бумагой. Поделки и игры" стр. 22

. " ПАРОХОД С ДВУМЯ ТРУБАМИ"

Пр.сод.: учить детей делать разнообразные игрушки из одной и той же заготовки и устанавливать их сходство со знакомыми предметами; учить выполнять поделку ориентируясь на схемы; развивать конструктивное мышление и сообразительность; расширять личный и игровой опыт; обогащать словарь.

Материал: квадраты цветной бумаги, цветная бумага для украшения, альбомный лист или картон (1/2 листа), ножницы, клей, схемы, образец.

Литература: И.И.Кобитина " Работа с бумагой. Поделки и игры" стр. 24

. " РАМКА ДЛЯ КАРТИН"

Пр.сод.: учить детей складывать бумагу в разных направлениях, делая рамку для картин. Развивать умение анализировать чертеж. Выполнять работу аккуратно.

Материал: прямоугольные листы белой бумаги (или обои), карандаш простой, линейка, чертеж.

Литература: Тарловская " Обучение дошкольников конструированию и ручному труду" стр. 173

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.114 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь