Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воображение ребенка от 3 до 5 лет



 

Особенность воображения трехлетнего ребенка: умение создать особый мир фантазии и неумение отстраниться, наблюдать его «со стороны», не верить в его существование. Можно предположить, что в возрасте от 3-х и до 5-ти лет происходит обособление мира фантазии, становление механизма отстранения.

В повседневном поведении ребенка по-прежнему наблюдается стремление варьировать действия.

На пятом году жизни появляется новая особенность. Ребенок начинает варьировать действия не только реальном, но и в словесном плане, пытается представить возможные варианты. В таких проявлениях можно заметить начало фантазирования вне связи с собственными действиями. Перекомбинирование предметной среды и варьирование действий переходит в план речевой, словесный или собственно воображаемый.

Аналогичные изменения прослеживаются и в игре. Обращает на себя внимание тот факт, что и на 4-5 году жизни детей занимает предметная игра. В ней отчетливо проявляются две тенденции: использовать предметы в разных функциях и придать им какой-то смысл.

Внимание к предмету не только не уменьшилось, но стало более устойчивым, он подолгу исследуется в целях игрового использования. Его примеривают то дл счета, то для замещения, то для создания узора, для гимнастических и танцевальных упражнений и т.п. Можно предположить, что в подобном примеривании предмета к разным функциям, разнообразных соединениях его с другими предметам есть зачатки конструктивного воображения.

Появляется игра с отсутствующим, воображаемым предметом. Прослеживается связь между предметной игрой и действиями с воображаемым предметом. Воображаемое преобразование предметной среды есть элемент технического творчества.

Представление позиций воображаемых персонажей и опыт ролевого поведения в быту позволяет ребенку включаться в групповую сюжетно-ролевую игру. Но такая игра требует умения сотрудничать с товарищами: (А. П. Усова, [№ 45]), что создает трудности в развитии фантазии ребенка. Постоянно наблюдаются моменты согласования действий в общей игре. Детям приходится считаться с желаниями друг друга, соглашаться или отстаивать свой вариант, напоминать о своих правах на игрушку.

Начинается практическое планирование игры.

Одно из противоречий ролевой игры в том, что она одновременно развивает воображение, заставляя представить действия партнера на сколько «ходов» вперед, она же и ограничивает проявления фантазии. Усредненный, схематизированный вариант действий легче понять партнеру. Отказываясь от деталей, ребенок более успешно продвигается по канве общего замысла.

В одиночной режиссерской игре значительно больше сюжетов и больше вариантов каждого сюжета, персонажа изображаются более детализировано средствами мимики, жестов, ролевых фраз и интонаций; развитей сюжета в речевом плане превышает его выражение в действии и создает элемент отстраненности. В групповой сюжетно-ролевой игре все эти показатели ниже. Развитие сюжета идет в действиях и опирается па материальные атрибуты. В центре внимания становятся реальные отношения играющих, их договоренности, логика и правила действия. Нормативность групповой ролевой игры (А. Н. Леонтьев [№ 23]) в период ее становления значительно снижает яркость фантазии (О. Дьяченко, Кириллова А. [№ 6]). В то же время усиливается участие воображения в планировании действий, развивается представление позиции партнера и второй план сюжета, усиливается реалистичность воображения.

В период от 3-х до 5-ти лет существенное развитие получают представления. Выраженные в речи, они становятся динамичными, меняющимися. Ребенок не только создает образ услышанного, но и представляет его жизнь за пределами рассказанного. Более совершенным становится механизм личностного включения в литературные сюжеты.

Появляются представления о состоянии другого, развивается сочувствие уже не как подражание эмоциям, а как участие. Конечно, сострадательность - функция личностная и зависит от симпатии к данному человеку, но воображение - один из его основных компонентов. К пяти годам складывается предвидение возможного развития событий. Появляются попытки представить себя в прошлом или в будущем. Фантазийная ложь при этом резко снижается - появились попытки представить обстоятельства, и это усилило критичность суждений, уменьшило ложные выдумки.

В то же время страхи держатся стойко. Может возникнуть страх от воображаемых событий.

Впервые появляются фантастические образы - эффекты мысленного преобразования.

Яркие образы становятся побудительным мотивом изобразительной деятельности детей. Ребенок трех лет может представить настолько отчетливо, что уверенно берется рисовать. Однако сложности техники изображения могут надолго оттолкнуть от рисования. Яркие представления подчеркивают несовершенство рисунка, и это может вызвать отрицательные эмоции. Дети, менее взыскательные к качеству рисунка, фантазируют за рамками изображения.

Четырехлетние дети начинают представлять процесс изображения, что немаловажно для развития творческих способностей. Уже при восприятии интересного явления они говорят, как будут его рисовать.

Итак, главная особенность периода от 3-х до 5-ти лет-обособление мира фантазии. Ребенок подчиняет свои фантастические построения определенным реалистическим закономерностям, изменяет их в соответствии с обстоятельствами и относится к ним, как к чему-то отделенному от его собственных действий и желаний. Дети изображают особую позицию игрушки: ее возражения, просьбы, желания, передают эпизоды из ее прежней жизни. Почти прекращается фантазийная ложь, фантастические образы создаются для забавы, ребенок понимает их несуразность. Однако ложные страхи еще держатся.

Становление особого мира фантазии происходит: а) в игровых действиях и б) в словесном общении. К первому относятся:

- Варьирование бытовых действий посредством сюжетных значений и игровых правил. Воображаемые преобразования предметов. Технические фантазии.

- Легкость и свобода в создании мнимых ситуации из любых источников.

- Детализация сюжета логически связанными изобразительными действиями, мимикой, ролевыми фразами, диалогами, рассказами о персонажах.

- Роли игрушек, особые позиции, «характер». Зарождение взаимодействия персонажей.

- Управление своим поведением от роли.

Групповая ролевая игра с ориентацией на нормы, правила, схему отношений; двуплановое развитие сюжета. В словесном общении:

- Игровое придумывание названий.

- Варьирование слов в форме, понятной для окружающих (сокращения слов).

- Развертывание фразы в сюжетный рассказ с описанием предыдущих и последующих событий.

- Словесные характеристики образов-представлений, рассказывание эпизодов из их «жизни».

- Игра образами, преувеличение и преуменьшение их изменение в соответствии с обстоятельствами. Рассказы о взаимодействии игрушек.

- Двуплановые сюжеты.

- Создание фантастических образов и обобщенных образов-идеалов.

- Учет заданных условий и обстоятельств при включении в воображаемые события.

- Уменьшение фантазийной лжи, попытки победить фантазийные страхи.

- Представление о будущей продуктивной деятельности: «Вот так нарисую».

- Мечтания.

В целом становление воображения ребенка происходит как нарастание его активности по преобразованию наглядно данного и как преобразование самой активности под влиянием социальной культуры в ходе предметного и речевого взаимодействия со взрослыми. Наблюдается переход от материально выраженных действий к словесно выраженным преобразованиям, от схематических и кратковременных образов к детализированным и устойчивым, от свободного и произвольного изменения воображаемых построение к обособлению мира фантазии, изменение обстоятельствами их действий, к признанию их собственной логики, к отстраненному отношению к ним.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь