Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие воображения посредством творческого художественного конструирования



 

Творчество ученые рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира - природного и социального. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек - фрма и способ его мышления, личностные качества. Творчество в широком смысле слова это деятельность, направленная на получение чего то нового. Поэтому основной показатель творчества - новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало.

Отечественные психологи и педагоги - Л.С. Выготский [№ 6], А.В. Запорожец [№ 12], Н.Н. Поддъяков [№ 36] и др. - доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому - множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков или конструкций.

Деятельность дошкольника в процессе создания творческого продукта отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробывать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения результата.. Л.С. Выготский [№ 6] считал, что формировать творчество дошкольника необходимо такими средствами, которые способствуют прежде всего развитию воображения.

Конструирование из бумаги относят к художественной деятельности. Его результат: формируется умение конструировать самостоятельно и творчески, т.е. претворять на практике новые оригинальные замыслы (вне задачи, идущей от взрослого); находить нестандартные решения - существенно изменять и разнообразить комбинирование известных операций, подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определенном сочетании, соответствующем замыслу. Последнее - это свидетельство художественного характера деятельности. Конструирование может легко сочетаться с другими видами деятельности - игрой (театрализованной, сюжетно - ролевой, режиссерской), рисованием и др. Это способствует тому, что осознаются способы деятельности, повышается ее продуктивность; развивается как само конструирование (повышается мотивация, углубляется замысел в соответствие с игровыми задачами), так и игра а также описательноая и диалогическая речь.

Как сказано выше, конструирование из бумаги относят к художественной деятельности, в основном создаются художественно - эстетические предметы: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных), поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть как литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна - Лягушка и т.п.), так и придуманные образы («.солнечный человечек», «вакса-клякса», «корзинка с волшебными цветами» и т.п.) Даже тогда, когда в поделках воплощаются реальные предметы (кроватка, стулья, веер и др.), образы людей и животных (мальчик, девочка, лисичка и др.), дети всегда стараются украсить игрушку, сохраняя при этом общую основную структуру. Техника работы с бумагой разная: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две более сложны и распространены в педагогической практике.

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях называется «оригами» техника «киригами» включает в себя процесс складывания бумаги и вырезания ее в разных направлениях или надрезания. Еще одна из разновидностей техники конструирования - бумажная скульптура. Путем комбинирования разных бумажных форм создается огромное разнообразие поделок.

Развивать навыки творческого конструирования можно посредством

1) разнообразной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание);

2) обобщенных способов в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, , объемная скульптура);

)   создание условий (возможность поиска, разнообразие материалов и др.).

Последний прием реализуется с помощью педагога. Сам способ конструирования отрабатывается с детьми вне конкретной задачи, а затем демонстрируется как основа изготовления ряда поделок. И только потом педагог дает детям возможность самостоятельно применять усвоенные способы для новых поделок. Благодаря этому вырабатывается способность конструировать самостоятельно и творчески, используя разные техники.

Таким образом формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Взрослый доставляет новую информацию не только тем, что показывает окружающий мир и свойства предметов, но и тем, что преобразует предметную среду и создает мнимые ситуации в виде обманных движений, шуток, розыгрышей, изобразительных действий, звукоподражания, повторов реальных действий на игрушке.

Речевое общение также включает элементы мнимого. Взрослый одушевляет предметы. Он дает словесно-образную интерпретацию воспринимаемых событий, «дорисовывает» словами целостный образ. С развитием активной речи появляются собственные рассказы-интерпретации ребенка и опредмечивание бесформенных объектов, придание предмету несвойственных значений, сюжетно - отобразительная игра.

Таким образом, воображение формируется на 2 году жизни в совместных действиях ребенка и взрослого как функция общения и наглядно-действенного познания. Его генетически исходной формой выступает условное действие. На доречевом уровне в материальных действиях складываются способы фантазирования (агглютинация, схематизация, акцентуирование), складываются его основные мотивы: получение новых впечатлений, общение, самоутверждение, понимание.

На третьем году жизни с развитием речи появляется предметное замещение, детализация сюжетного действия выразительными движениями и диалогом с игрушками, появляется ролевое поведение, творческие рассказы. Воображение приобретает словесные формы, выводит ребенка далеко за пределы личного опыта, но основой его остается действие и описание действия. Ребенок произвольно изменяет ход литературных и игровых сюжетов, не считаясь с заданными обстоятельствами и принимает роль без учета специфики образа; мнимое и реальное смешиваются. Появляется фантазийная ложь как средство забавы и самозащиты. Словесно выраженный образ достаточно долго остается схематичным и не вносит коррекции в сюжет.

Требуется еще один скачок в развитии функции, позволяющий воображению стать реалистическим средством познания действительности, - усиление детализации и динамичности образов, способность изменяться в меняющихся обстоятельствах. Такая способность появляется на четвертом году жизни в связи с развитием речи, критичности мышления, в результате варьирования сюжетных линий в ролевой игре, варьирования позиций и характеристик персонажей, и под влиянием требований реальности со стороны взрослого.

Таким образом, сензитивным периодом формирования воображения является второй год жизни, когда функция складывается в форме материальных преобразующих и условных действий; его «второе рождение» - четвертый год, когда ребенок отделяет и обособляет фантазийные построения, учитывая логику вымышленных событий.

Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной

направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов. Взаимная сменяемость механизмов создает оптимальные условия получения новых впечатлений и способствует развитию каждого из них и функции воображения в целом. Условные действия начинаются как схематические, что позволяет выполнять их в вариативных условиях и разнообразными средствами. Затем происходит детализация-дорисовывание образа до его конкретной целостности. Но при освоении новых условий игрового действия снова начинается его схематизация. Именно эта ситуация происходит при включении ребенка в групповую совместную сюжетно-ролевую игру. Стремление действовать усреднение, как все, как бывает, воспринимается как снижение уровня воображения.

Деятельность воображения затрагивает глубинные процессы формирования личности. Создается одно из важнейших новообразований раннего детства - игровое отношение к действительности: к предметам, к слову, к бытовым действиям. Ребенок пытается их варьировать «просто так», придавать сюжетное звучание, подмечать необычные особенности. Это источник его оптимизма и любознательности. Воображение позволяет «примерить на себя» поступки других, вызывает личностное включение в сюжет, формирует ценностные ориентации ребенка и образы идеального. Фантазирование развивает творческие возможности ребенка, увлеченность, бескорыстный познавательный интерес, целеустремленность и самостоятельность.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь