Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие «одиночество». Типы и виды одиночества
По мнению многих исследователей, чувство одиночества является важной составляющей эмоционального развития. Представители разных психологических направлений по-разному определяют сущность этого феномена. Так, для К. Роджерса одиночество - это реакция на страх быть отвергнутым другими людьми, согласно ему, переживание одиночества порождается индивидуальным восприятием диссонанса между истинным Я и тем, как видят Я другие. Когнитивный психолог Э. Пепло утверждает, что одиночество - это субъективно переживаемое несоответствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием. (16, с. 63.). Э. Фромм рассматривает одиночество как универсальное, устойчивое переживание, априори присущее свободной личности на всех этапах ее развития. (29, с. 21) Несмотря на выраженные различия трактовок, большинство исследователей согласны с тем, что одиночество - это переживание, «острая» или «особая» форма самосознания. Многие авторы отмечают, что это чувство нельзя однозначно оценить как позитивное или негативное. Чаще одиночество переживается негативно как момент нежелательный, связанный с недооценкой себя, непониманием и недостатком поддержки со стороны значимых других, ограничением собственной активности, что в крайних случаях может приводить к депрессиям и суицидам. Значительно реже, но конструктивнее, переживание одиночества для подростка может превратиться в средство саморазвития, самопознания, самореализации. (14, с. 7) Исходя из всего вышесказанного, дадим определение понятию «одиночество». Одиночество - это негативное переживание, возникающее в результате неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении и понимании человека значимыми людьми. (16, с. 64.) Уильям А. Садлер и Томас Б. Джонсон дают следующее определение. Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает раскол основной реальности сети взаимоотношений и связей внутреннего мира личности. (18, с. 128) Расстройство, которое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой болезни, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд и, таким образом, воспринимается, как крайне нежелательное. Ощущение угрозы наиболее полному раскрытию целостных качеств личности порождает страдания одиночества. Согласно Бакалдину С.В. (6, с. 23), который занимался изучением одиночества и его связи с функциями «Я», существует связь одиночества человека с его оценкой характера отношений с матерью в детский период. Важную роль при этом играют негативные оценки эмоционального аспекта отношений и степени доверительности отношений между ребенком и матерью в детский период. На основании полученных результатов исследования Бакалдин С.В. сделал вывод о том, что для «одиноких» респондентов свойственно пассивное переживание одиночества, они реже используют ситуацию одиночества для развлечения. (6, с. 23) Болгарский психолог Л. Симеонова сделала попытку сгруппировать типы поведения людей подверженных одиночеству. (32, с. 43-44) ) Ненасытная потребность человека к самоутверждении, когда в центре внимания состоит только собственный успех; ) Однообразие в поведении. Человек не в состоянии выйти из некой выбранной им роли и потому не может позволить себе раскованность, раскрепощенность, естественность в контактах с другими людьми. ) Сосредоточенность на своих ощущениях. События собственной жизни и свое внутреннее состояние представляются ему исключительными. Он мнителен, полон мрачных предчувствий, пленен паническим страхом за свое здоровье. ) Нестандартность поведения, когда мировосприятие и поступки не соответствуют установленным в данной группе правилам и нормам. ) Недооценка себя как личности и отсюда боязнь быть неинтересным другим. Такое поведение обычно характерно для людей застенчивых, с заниженной самооценкой, стремящихся всегда держаться в тени. Е.И. Головаха и Н. В Панина выделяют такую черту как конфликтность, то есть склонность обострять не только конфликтные, но зачастую и просто осложненные ситуации человеческих контактов. (32, с. 44) К. Мустакас, разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество. (34, с. 75) Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования». Он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку. Р.С. Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности. (9, с. 7) А. Садлер и Т.-Б. Джонсон выделяют божественное, культурное, социальное и личностное типы одиночества. (16, с. 21) Космическое одиночество, переживаемое как чувство утраты связи с бытием или Богом. Данный тип может проявляться как природное одиночество в результате отсутствия чувства уединения с природой у людей, удаленных от родных мест, сопровождая ностальгию. Кроме того, тип космического одиночества может, переживается человеком как чувство утраты Бога, а также как ощущение потерянности в чужом мире. Культурное измерение одиночества определяет переживания, связанные с потерей связи с культурным наследием, отторжением общепринятой культуры внутренним миром человека. Следующий тип - социальное одиночество. Он характеризуется потерей сопричастности процессам, происходящим в социуме, жизни внутри него. Социальное одиночество чаще всего проявляется, когда человек уволен, исключен, не принят социумом. Когда человека избегают, так как его поведение признается нежелательным для той социальной групп, к которой он принадлежит. Личностное измерение одиночества характеризуется тем, что связывается не столько с особенностями общения, сколько со свойствами личности, мешающими осуществления истинного общения. (16, с. 21) Основаниями для типологизации субъективного одиночества являются: особенности восприятия одиночества и своего отношения к нему (отрицательное и положительное); причины одиночества (внешние факторы и обстоятельства, личный выбор). В соответствии с данными основаниями психологами выведены и описаны следующие типы одиночества: субъективное отрицательное, обусловленное личностным выбором (интернальное отрицательное); субъективное отрицательное, обусловленное внешними факторами (экстернальное отрицательное); субъективное положительное, обусловленное внешними факторами (экстернальное положительное); субъективное положительное, обусловленное личностным выбором (интернальное положительное). Есть еще одно мнение, где одиночество разделяют на три вида: хронический, ситуативный и переходящий. (12, с. 41) Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми. Чтобы уйти от хронического одиночества тоже потребуется стать уверенным в себе, чтобы суметь противопоставить свои приоритеты и ценности социальным нормам и ожиданиям, нередко фальшивым и неискренним. Больше всего пользы от своего состояния хронически одинокие люди могут получить благодаря выработке невосприимчивости к социальным тревогам и развитию социальных навыков общения и взаимодействия. Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества. Переходящее одиночество выражает в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов. Потеря одного из родителей в результате развода или недостаток эмоционально близких, доверительных отношений, родительской поддержки в детстве могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени, иногда всю жизнь, заставляя таких людей острее, чем другие, реагировать на разлуку и социальную изолированность. Таким образом, анализ типологий одиночества, видов одиночества демонстрирует многоуровневый характер данного феномена. Существуют определенные различия в типах переживаемого одиночества, в уровнях переживаний, в их интенсивности и продолжительности. Проблема одиночества в зарубежных и отечественных исследованиях На основании образа современной литературы в области психологии одиночества Д. Перлман и Л. Пепло описали ряд специфических и теоретических подходов к одиночеству. Психодинамический подход, представителем которого является Зилбург, который опубликовал, вероятно, первый психологический анализ одиночества. Он различал одиночество и уединенность. Уединенность - «нормальное» и «переходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество - это неопределимое, постоянное ощущение. Этот подход рассматривает одиночество как ранний признак патологии, и связывают причины возникновения переживаний одиночества с неудачным опытом детской социализации. (17. с. 8) Согласно Зилбургу, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мания величия и враждебности. Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества, он эгоцентричен. (11, с. 153) В «межличностной теории психотерапии» Г.С. Саливана предъявляется концепция психического развития, главной детерминантой которого являются «межличностные отношения», как реальные, так воображаемые, посредством которых и в которых личность формируется и проявляется. Движущая сила - это «потребность в человеческой близости» тем или иным образом задающая развитие на каждом этапе. Г.С. Саливан выделяет шесть этапов в развитии человеческой личности, и переход из этапа в этап связан с изменениями, реальными и воображаемыми, в структуре межличностных отношений. (12, с. 64) На каждом из этапов происходит формирование тех или иных компонентов человеческих взаимоотношений; нарушение же этого формирования грозит в дальнейшем возникновением различных отклонений в личности человека, в числе которых Г.С. Саливан называл и одиночество. Таким образом, корни одиночества могут находиться глубоко в детстве. Он установил движущую силу потребности в человеческой близости. Впервые эта потребность проявляется в стремлении ребенка к контакту. В подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле. Неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству. (22. с. 69) Человека-центрированный подход (К. Роджерс). Подход К. Роджерса к одиночеству отличается от психоаналитического в том, что он мало обращает внимание на ранние детские воспоминая, считая, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность. Согласно Роджерсу, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получиться следующая картина. (3. с. 163) ) Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. ) Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования. ) Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он, тем не менее, думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других. И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я». Социально-психологический подход (Боумен, Рисмен, Слейтр) В отличие от психоанализа и роджерианского подхода, где причиной одиночества является сам человек, некоторые представители социальной психологии возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество. Так Боумен выделил несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности. Рисмен считает, что одной из главных причин одиночества является ориентация на других. (17, с. 159) Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от внимания окружающих к себе со стороны других людей. Причем эта потребность никогда не может быть удовлетворена. Слейтер называет современное общество индивидуалистическим. Из-за того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости, у человека возникает одиночество. Сторонники экзистенциального подхода утверждают, что одиночество является важным условием нашего существования и формой системы защитных механизмов. Они считают, что нет необходимости в совладении с одиночеством. Одиночество экзистенциально и привносит экзистенцию в человеческую жизнь. Мустакс (17, с. 156) подчеркивает значение различия между «суетой одиночества и истинным одиночеством. Суета одиночества - это система защитных механизмов, которая отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми. Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные переменные, трагедия), переживаемыми в одиночку. Мустакас считает, что истинное одиночество может быть и творческой силой. Экзистенциалисты призывают людей преодолеть их страх одиночества, и научится позитивно его использовать. Представители интерактивного подхода считают, что одиночество обусловлено как личностным, так и ситуативными факторами. Оно является продуктом их сознания или взаимодействия. Представитель интерактивного подхода Р.С. Вейс склонен определять одиночество как «эпизодическое острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением человека иметь дружеские или интимные отношения» (17, с. 160) Он подчеркивал, что данное переживание не является только функцией фактора личности или фактора ситуации, а выступает как продукт их комбинированного, интерактивного влияния. Р.С. Вейс различает два основных типа одиночества, имеющих различные предпосылки и протекание, а именно, «социальную изоляцию» и «эмоциональную изоляцию». (14, с. 8) «Эмоциональная изоляция» вызывается отсутствием привязанности к конкретному человеку, она провоцирует «неспокойствие, тревогу, пустоту». «Социальную изоляция» принимается как «переживание человеком отсутствия доступного круга социального общения, значимых дружеских связей или чувства общности» и вызывает «ощущение бессмысленности своей жизни, своей незначимости, напряжение и скуку». В походе Р.С. Вейса одиночество понимается как «нормальное», обыдейное явление, причинами которого являются скорее текущие события в жизни личности, но в силу «остроты своего протекания и болезненности для человека требующие тарапии». (17, с. 160) Когнитивные модели (в частности, модель когнитивного диссонанса) определяют одиночество как «реакцию индивида на восприятие того факта, что имеющиеся социальные связи не соизмеряются с определенным внутренним стандартом». Таким образом, в центре внимания оказываются две основные взаимосвязанные проблемы: каким образом человек оценивает и соизмеряет с образцом свою социальную жизнь, и что выступает в качестве образца? Когнитивные модели задают причину и динамику «проживания» одиночества, полагая его как нормальное явление; при этом, как и в исследованиях Р.С. Вейса, в силу «сложности этого преживания для человека» предлагаются варианты работы с одиночеством, связанные с изучением и возможным изменением стандартов, на которые ориентируется человек, а также связанные с совершенствованием социальных взаимоотношений. Л.Э. Пепло (17, с. 160) и ее коллеги стали главными пропагандистами когнитивного подхода. Наиболее характерный аспект этого подхода состоит в том, что он акцентирует роль познания как фактора, опосредующего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Таким образом, когнитивный подход усматривает причины одиночества в когнитивных способностях индивидов, на которые оказывает влияние как исторический, так и текущий опыт. Человек начинает ощущать одиночество, когда он понимает несогласие между желаемым и достигнутым уровнем социального контакта. Представители интимного подхода Дерлега и Маргулис (17, с. 161) употребляют понятие «интимность» и «самораскрытие» для истолкования одиночества. Одиночество обусловлено отсутствием соответствующего социального партнера, который мог бы способствовать достижению различных индивидуальных целей. Одиночество вероятнее всего наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида, не достает интимности, необходимой для доверительного общения. В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Эти исследователи считают, что и внутрииндивидуальные факторы, и факторы среды способны привести к одиночеству. Фландерес (17, с. 161) формулирует общесистемный подход к проблеме одиночества. Основное положение этой теории состоит в том, что поведение живых организмов отражает переплетение влияний нескольких уровней, действующих одновременно как система. Уровни располагаются от клеточного до межнационального. С этой точки зрения одиночество представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов. Фландрс расценивает одиночество как потенциально патологическое состояние, но читает его также и полезным механизмом обратной связи, который в конечном результате может способствовать благополучию индивида или общества. В работах У.А. Садлера и Т.Б. Джонсана (междисциплинарный подход) одиночество, хотя разделяемое ими на различные типы, всякий раз представляет как «форма самосознания, свидетельствующая о разрыве основной сети отношений и связей, составляющих жизненный мир личности». То есть по определению У.А. Садлера и Т.Б. Джонсана, одиночество выступает как симптом происходящих с человеком неблагоприятных изменений, как негативное переживание, вызывающее «стресс в главных сферах внутреннего мира человека». (17, с. 161) Они выделяют четыре основных «измерения» одиночества («космическое», «культурное», «социальное» и «межличностное») как сферы отношений, в которых локализован предполагаемый разрыв. Анализ научных трудов и исследований современных отечественных психологов показывает, что до сих пор в науке нет единого понимания сущности одиночества, его генезиса и особенностей проявления и, позволяет оценить проблемное поле изучения феномена одиночества. Изучением одиночества как социально-психологического феномена занимались К.А. Абульханов-Славская, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова; Н.Е. Покровский, С.А. Ветров, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева занимались изучением культурно-исторических форм одиночества; описанию явлений близких одиночеству (изоляция, уединение) уделяли внимание О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У. Хараш. (18, с. 2) Мы рассмотрим одиночество как аспект изменений происходящих в подростковом возрасте, изучением которого занимались И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Н.В. Перешина. И.С. Кон, наряду с другими исследователями подросткового возраста связывает возникновение одиночества со становлением самосознания, с осознанием своего отличия от других. Согласно ему ориентация на нескольких «значимых других» делает психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавится от переживаний детских идентификаций активизирует его рефлексию и чувство своей особенности, непохожести на других. Сознание своей особенности, непохожести вызывает чувство одиночества или страх одиночества, характерные для подростка. Чувство одиночества - нормальное явление, следствие внутренней жизни. Но оно может быть и драматичным. (23, с. 95) В связи с одной из главных тенденций подросткового возраста - переориентации направленности общения с родителей (и вообще старших) на сверстников, возникает основное противоречие в сфере общения подростка: одновременная потребность в обособлении и потребность «в принадлежности» и, как отмечал Л.С. Выготский, «стремление к общению и избирательность общения». Хотя обособление чаще проявляется в эмансипации то взрослых, оно действует и в отношении со сверстниками. При этом меняются представления о содержании таких понятий как «одиночество» и «уединение». Дети, во-первых, трактуют их как равнозначные, а во-вторых, связывают с неким физическим состоянием, подростки же не только разделяют значение этих слов, но и наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая как отрицательную, так и положительную стороны. (18, с. 12) Поскольку одиночество может быть драматичным, понимаемое как тоска, субъективное ощущение духовной и душевной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной потребности в общение и человеческой близости, то одиночество порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками (потребность в принадлежности). Похожую трактовку одиночества можно найти и в работах Т.В. Драгуновой. (22, с 184) Согласно ей, для подросткового возраста характерно возникновение интроспекции, ведущей к самоуглублению и самоанализу; появлением особого интереса к своим переживаниям; неудовлетворенность внешним миром, уходом в себя, что выражается в замкнутости подростка, его стремлении к одиночеству, склонности придаваться мечтам, противопоставлении себя окружающим, несущем с собою конфликты. (15, с 82) Т.В. Драгунова проводила специальное исследование, направленное на выяснение роли и места одиночества в подростковом возрасте. (23, с. 30) У изученных ею подростков нет переживания одиночества как постоянного и характерного для них жизни обеспечения. Оно возникает эпизодически, под влиянием внешних, а не внутренних обстоятельств. Вместе с тем это эпизодическое ощущение отлично от того чувства, которое есть у детей младшего возраста, когда они бывают лишены общества товарищей. Подросток ощущает одиночество как следствие нереализованной потребности быть включенным в коллективную жизнь. То есть одиночество выступает как результат конфликта с коллективом товарищей, даже при сохранении хороших отношений с семьей. Эпизодическое чувство одиночества отнюдь не доставляет подросткам наслаждения и активно преодолевается ими через включение в жизнь и деятельность коллектива. При этом Т.В. Драгунова выделяла в качестве особого феномена «стремление к одиночеству», понимая его эпизодически возникающую у подростка потребность побыть одному. Это желание у подростков связано с потребностью разобраться в себе самом, в событиях окружающего мира, в своем отношении к этим событиям. (24, с. 18) Одним из главных моментов исследования Т.В. Драгунова является, на мой взгляд, понимание потребности побыть одному как необходимого условия для формирования мировоззрения подростка, и как свидетельство наличия этого процесса на определенном каком-то этапе. Таким образом, многие исследователи считают одиночество неприятным переживанием; и лишь некоторые из них рассматривают одиночество как чисто патологическую реакцию. Для основной части специалистов одиночество является феноменом, свойственным широким и самым различным слоям населения. Только сторонники психодинамического подхода акцентируют исключительно детские предпосылки возникновения одиночества. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы