Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Правовая система и правовая семья



Оглавление

Введение

Глава 1. Правовая система и правовая семья

1.1 Правовая система общества понятие и структура

1.2 Классификация систем права

Глава 2. Романо-германская правовая семья

2.1 История создания романо-германской (континентальной) семьи

2.2 Общая характеристика современного континентального права

Глава 3. Правовая семья " общего права" или англосаксонская правовая семья

3.1 Английское право

3.2 Правовая система США

Глава 4. Семья религиозного права

4.1 Признаки семьи религиозного права

4.2 Мусульманская правовая семья

4.3 Индусское право

Глава 5. Семья традиционного права

5.1 Признаки семьи традиционного права

5.2 Обычное право Африки

Заключение

Литература


Введение

 

" Каждая правовая система, представляет собой уникальную индивидуальность, в значительной мере обусловленную соответствующим уровнем развития культуры, и варьируется в зависимости от особенностей культуры. Право есть культура, а культура есть право - вот тот тезис, который вместе с идеей прямой обусловленности права культурными факторами возник вместе с правом и, следовательно, в той же степени стар, как и само право". (Д. Блэк).

О роли права в жизни общества можно рассуждать в общетеоретическом плане, отвлекаясь от того, насколько значительна эта роль в конкретном государстве. Однако оценить место права и государства в жизни любого общества нельзя без учета специфики той правовой системы, которая здесь функционирует. К сожалению, довольно часто для российской, например, ситуации предлагаются правовые средства, которые не вписываются в принятую страной правовую систему. Более того, даже само понимание правовых явлений в корне разнится. Опытные юристы, не говоря уже о гражданах, могут попасть впросак и не сориентироваться, имея дело с правовыми спорами, подконтрольными другой правовой системе.

Все многообразие правовых систем стараются уложить в " правовые семьи" исходя из присущих этим системам сходных юридических признаков. При этом учитывают правовые взгляды, существующие правовые традиции, правовую культуру и т.д. Первостепенное значение придают тому, где предлагается искать правовые нормы, кого считают компетентным формулировать правовые нормы, каков порядок разрешения юридических споров, кто дает толкование права.

правовая семья религиозное континентальное

Целью данной курсовой работы является исследование правовой семьи, структуры относительно сходных правовых систем различных государств. Предметом изучения будут конкретные правовые семьи. Говоря о методе исследования наиболее удачным следует признать метод, предложенный Рене Давидом - компаративный, то есть метод сравнения.


Глава 1. Правовая система и правовая семья

 

Правовая система общества понятие и структура

 

Наряду с экономической и политической системами в обществе существует и правовая система. Правовая система есть сложное, собирательное, многоплановое понятие, объединяющее всю совокупность внутренне согласованных юридических явлений и средств, с помощью которых устанавливается необходимый правовой порядок, а его участники удовлетворяют сбалансированные потребности и интересы.

Все многообразие юридических явлений, которые существуют в обществе, объединяет понятие - правовая система. Она включает в себя: правосознание, правовую культуру, право, законодательство, правоотношения, правопорядок, юридическую практику и т.д.

Элементы правовой системы образуют взаимосогласованный механизм, который позволяет оценить специфику и реальную работоспособность каждого из входящих в него средств.

Фундамент системы образуют элементы, отражающие:

.   источник формирования права;

2. содержание права;

.   практику его реализации.

Правовая система общества является конкретно-исторической совокупностью господствующей правовой идеологии, права и юридической практики отдельного государства.

В структуру правовой системы входят соответственно следующие главные элементы:

.   господствующая правовая идеология;

2. право;

.   юридическая практика.

Понятия " право" и " правовая система" соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает позитивное правовое воздействие на поведение людей.

Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.

Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Понятие " правовая система" выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.

Специфика многих элементов правовой системы (в том числе и права) предопределяется национальными, культурно-бытовыми, религиозными и тому подобными особенностями той страны, в границах которой исторически сложилась та или иная правовая система. Поэтому в литературе принято говорить о национальной правовой системе, обслуживающей потребности конкретного государственно-организованного общества.

Ее своеобразие, кроме уже названных моментов, состоит в том, что определяющим элементом содержания (кроме права) может быть или господствующая правовая идеология, или юридическая практика, или государственное законодательство, или религиозные трактаты. Несколько родственных национальных правовых систем объединяются в правовые семьи.

Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, отличающихся сходством доминирующих юридических идей, исторически сложившихся источников формирования, форм внешнего выражения права, структуры юридических конструкций и других признаков технико-юридического свойства.

Обычно выделяют четыре основные правовые семьи современности:

·   романо-германскую;

·   англосаксонскую;

·   религиозную;

·   традиционную.

В то же время внутри основных правовых семей выделяются иногда группы родственных правовых систем. Так, в романо-германской семье выделяют системы романского и германского права, а в англосаксонской семье - системы английского и американского права и т.д.

Классификация систем права

 

В настоящее время взгляд ученых-правоведов направлен в сторону сравнительного правоведения и к вопросам классификации национальных правовых систем. В нашей стране в силу объективных причин это обусловлено - необходимостью самоидентификации правовой системы России, унификации торгового, финансового и иного законодательства. Что же касается субъективных факторов, это выражается в стремлении разных стран к сотрудничеству, расширению научного кругозора за счет познания правовых систем других стран. Это подтверждают многочисленные статьи, монографии, учебники и учебные пособия по сравнительному правоведению, а также переводы ряда опубликованных на Западе книг.

Прежде чем говорить о классификации национальных правовых систем, необходимо понять, значение термина - " классификация".

Согласно сложившемуся в отечественной научной литературе представлению " классификация" (от лат. classis - разряд и facere - делать) рассматривается как " система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т.п. на основе определенных общих признаков". Классификация - система соподчиненных понятий (классов, объектов), области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. С логико-философских позиций она определяется как " особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т.д.)".

При этом акцент делается на то, что классификация проводится лишь в определенных целях. Она фиксирует " закономерные связи между классами объектов"; способствует определению места и роли объекта в общей системе объектов; помогает установить наиболее важные, общие для всех объектов качества и свойства. Она подытоживает " результаты предшествующего развития" накопившихся знаний о классифицируемых объектах и их общей системе; более глубокому познанию объектов и их системы; позволяет делать обоснованные прогнозы относительно путей дальнейшего развития и совершенствования как отдельно рассматриваемых объектов, так и всей их совокупности в целом.

На современном этапе развития общества существует огромное количество национальных правовых систем, которые определяют правовую картину мира. Все они в какой-то степени взаимосвязаны, взаимозависимы, оказывают воздействие друг на друга.

Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия объясняется тем, что одни национальные правовые системы имеют больше общих характеристик, чем другие. Другие же, в свою очередь, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу, имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного.

Множество существующих в современном мире правовых систем, имеют сходные черты. Эти сходства, как правило, обуславливаются одними и теми же или " очень близкими между собой типами общества", общими или " очень сходными историческими условиями развития общества", общей или " очень сходной религией", а также другими аналогичными им обстоятельствами.

Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять их в зависимости от тех или иных общих признаков и черт-критериев на отдельные группы, или правовые семьи. В научной и учебной юридической литературе правовые семьи понимаются в общем плане, как правило, в качестве совокупности национальных правовых систем, выделенных на основе общности их различных признаков и черт. Разумеется, это не исключает других представлений о правовых семьях и группах правовых систем.

Причины классификации правовых систем обусловлены тем, что изучение правовой картины мира, требует не только ее общего рассмотрения, но и познания ее отдельных элементов, включающих в себя сходные правовые системы. Только глубокое и всестороннее изучение последних, взятых сначала по отдельности, а затем во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом, позволяет дать четкую, реально отражающую действительность - правовую картину мира.

Также, классификация правовых систем обуславливается сугубо практическими целями - унификацией действующего законодательства и совершенствованием национальных правовых систем. П. Круз вполне оправданно указывает на то, что одной из важнейших причин (если не самой главной) такой классификации явилось стремление юристов-теоретиков и практиков " обеспечить если не полную, то, по крайней мере, хотя бы частичную, но основную, наиболее существенную часть процесса унификации всех цивилизованных правовых систем".

Не до конца решен вопрос и о классификационных критериях правовых систем. Задают тон в этом вопросе французская и немецкая школы сравнительного правоведения (компаративистики).

Широко известный французский компаративист Р. Давид, автор научного бестселлера " Основные правовые системы современности", в основу своей классификации положил два критерия: идеологический (религия, философия, экономическая и социальная структура) и юридический (юридическая техника). На этой основе он выделил три основные правовые семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую, к которым примыкает весь остальной юридический мир под названием " религиозные и традиционные правовые системы".

Сегодня уже трудно понять, что к чему примыкает. Правовая система самого вероятного экономического гиганта - Китая базируется на определенной национальной парадигме с широким заимствованием западных правовых институтов, индусская и исламская правовые системы соответственно на философии и религии.

К. Цвайгерт в качестве критерия называет " правовой стиль", который складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа источников права и способы их толкования; идеологические факторы. На этой основе Цвайгерт различает восемь " правовых кругов": романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, дальневосточный, право ислама, индусское право.

Несколько иного мнения по вопросу о конкретных видах критериев классификации правовых систем и группирования их в отдельные правовые семьи придерживаются компаративисты Дж. Мэрримэн и Д. Кларк. Используя в качестве критерия классификации правовые традиции, авторы приходят к выводу, что в современном мире существуют три основные правовые семьи - цивильное, общее и социалистическое право, а также " все остальные" правовые семьи. Последние географически располагаются в Азии, Африке и на Ближнем Востоке. В их состав входят соответственно исламское, индусское, еврейское (иудейское), китайское, корейское, японское право, а также возникающее и развивающееся на основе " различных туземных правовых обычаев народов Африки" африканское обычное, или родовое, право.

Исследователь сравнительного правоведения Г. Либесны оперирует в качестве конкретных критериев классификации правовых систем такими явлениями и категориями, как правовое сознание, традиции и обычаи народов той или иной страны. Автор вполне оправданно исходит из того, что любая правовая система - это прежде всего " неотъемлемая составная часть культуры любой страны" и что глубокое понимание последней помогает выявить важнейшие специфические черты и особенности первой и наоборот.

Используя данные критерии, автор выделяет только " две группы основных правовых систем", каждая из которых является " по своей природе европейской правовой семьей и каждая из которых оказывает огромное влияние на формирование и развитие правового ландшафта во всем мире". Это континентальное (цивильное) право и общее право. Ни одна из этих правовых семей не является однородной по своему составу. Каждая складывается из правовых систем, в разной степени отличающихся друг от друга.

Наряду с двумя основными правовыми семьями автором выделяются и другие правовые семьи, " находящиеся за пределами их сферы приложения". Это исламское, индусское, китайское право и другие правовые семьи, а также особые по своей природе и характеру правовые системы.

Кроме названных видов, критериев классификации правовых систем и вариантов группирования их в правовые семьи в западной и от части в отечественной сравнительно-правовой литературе предлагаются и другие критерии и варианты группирования.

Например, еще в начале ХХ в. были сторонники классификации правовых систем на основе расового и языкового критериев и соответственно группирования их в правовые семьи. На базе этого критерия выделялись такие группы правовых систем, как индоевропейская, семитская и монголоидная правовые семьи. Первая из них, в свою очередь, подразделялась на такие подгруппы правовых систем, как греко-римская, германская, англосаксонская, славянская, иранская и др.


Английское право

 

Основу англосаксонской правовой системы исторически составляет английское право.

Данная правовая система является самой крупной правовой системой современности. Примерно одна треть населения земного шара руководствуется ее процедурами.

Своеобразие признаков данной правовой системы, отличающее ее от других правовых систем и прежде всего от романо-германской, обусловлено главным образом особенностями исторического возникновения английского права и в первую очередь возникновением и развитием судебных органов.

Проявилось это в том, что:

·   английские юристы сосредоточивали свое внимание на процессе;

·   сложилась своя определенная структура права, не знающая ни рецепции римского права, ни деления на публичное и частное;

·   английское право оперирует только свойственными ему понятийными правовыми категориями (своя концепция понятия правовой нормы и др.);

·   сложилась и действует своеобразная система источников права, в которой судебная практика (прецеденты) стали основным источником права.

Система общего права была создана в Англии после нормандского завоевания, главным образом в процессе деятельности королевских судов.

Английское право не знало ни рецепции римского права, ни кодификации; оно развивалось своим автономным путем.

Для английского права в отличие от континентального не свойственно деление на частное и публичное, которое связано с историческими особенностями его развития и, в первую очередь, с расширением компетенции королевского суда. Суды, для которых существовал единственный интерес - интерес королевства и короны, получили в Англии самую полную юрисдикцию. Суды, рассматривающие частные споры, исчезли, а вместе с ними исчезло и само понятие частного права. Все тяжбы, подсудные королевской юрисдикции, рассматривались в стране как своеобразные споры публично-правового характера.

Публичный аспект в английском праве проявлялся в специфической технике предписаний, по которым обращались с иском в королевский суд. Предписание представляло собой не просто разрешение действовать, а являлось как бы приказом короля своим чиновникам предлагать ответчику не нарушать права и удовлетворять требование истца.

В отличие от романо-германской правовой системы английскому праву не свойственно отраслевое деление, т.е. деление на административное право, гражданское, торговое, право социального обеспечения и т.д.

По своей структуре английское право делится на общее право и право справедливости. Это обусловлено историческими особенностями развития английской судебной системы. Общее право создавалось королевскими судами, а право справедливости - судом лорд-канцлера.

Если королевские суды не могли рассмотреть или разрешить спор, то у истца оставалась еще одна возможность - обратиться непосредственно к королю как источнику всех справедливостей и милостей. Но это обращение должно было пройти через лорда-канцлера. Такое обращение частных лиц начиная с XVI в. превратилось в обычное обжалование решений судов или даже в способ вообще обойти королевские суды. Лорд-канцлер, по существу, становится автономным судьей и единолично решает дела от имени короля и совета, делегировавших ему свои полномочия. Решения, выносимые лорд-канцлером, принимались с учетом " справедливости в данном случае" и приобретали систематический характер.

Следует отметить, что королевская власть стала высказываться в пользу лорд-канцлера и отдавать ему предпочтение перед судами общего права.

Роль судов английского общего права в XVI в. резко упала и возникла возможность оказаться в семье правовых систем Европейского континента. Однако этого не произошло. Суды общего права нашли союзника в лице парламента, который объединился с ними в борьбе против королевского абсолютизма. Кроме того, противники суда лорд-канцлера в своей борьбе использовали и такие аргументы, как плохая организация суда лорд-канцлера, его сложность и продажность. В результате был достигнут компромисс - остались существовать при определенном равновесии сил и суды общего права, и суды лорд-канцлера.

Английское право сохранило до наших дней двойственную структуру. Наряду с нормами общего права, сложившимися в ходе деятельности королевских судов, английское право включает и нормы права справедливости, вносящие поправки и дополнения в нормы общего права.

В XIX - XX вв. была внесена существенная трансформация в развитие английского права. До этого английское право развивалось в процессуальных рамках, представляющих собой различные формы исков. Освободившись от этих процедурных оков, английские юристы стали уделять больше внимания материальному праву, на базе которого систематизируются ныне решения общих судов.

В 1873-1875 гг. произошла модернизация судебной системы: было ликвидировано формальное различие между судами общего права и канцлерскими судами справедливости. Все английские суды получили право применять и нормы общего права, и нормы права справедливости в отличие от прежде существовавшего положения, при котором надо было обращаться в суд общего права, чтобы получить разрешение на применение норма права справедливости.

Юристы и судьи Англии до наших дней воспитываются главным образом практикой. Университетское образование не столь необходимо для них, и в течение многих веков они часто обходились без него.

Различие в структуре, существующее между романо-германской и англосаксонской правовыми системами, проявляется в концепции норм права и других правовых категориях и понятиях. В англосаксонской правовой системе норма права носит менее общий и абстрактный характер, а отсюда следует, например, отсутствие деления норм на императивные и диспозитивные. В силу иного характера юридических норм кодификация континентального типа в Англии невозможна.

Английские юристы рассматривают свое право главным образом как право судебной практики. Нормы английского права - это положения, которые берутся из основной части решений, вынесенных высшими судебными инстанциями Англии. Все то, что в этом решении не является строго необходимым для разрешения данного спора, английский судья называет " попутно сказанным" и опускает. Норма английского права, таким образом, тесно связана с обстоятельствами конкретного дела и применяется для решения дел, аналогичных тому, по которому данное решение было принято. Такую норму права нельзя сделать более общей и абстрактной, так как это глубоко изменит сам характер английского права. Нормы права, изданные законодателем, как бы ясны они ни были, воспринимаются только в том случае, когда они истолкованы судебной практикой. Таким образом, практика как бы заменяет в системе источников права нормы, изданные законодателем.

Сложившееся понятие нормы права приводит к тому, что английское право выступает как метод, который позволяет разрешить любой вопрос, но не содержит норм, подлежащих применению в любых обстоятельствах. Техника английского права не является техникой толкования правовых норм, она заключается в том, чтобы, исходя из ранее принятых норм, установить новую, которую следует применить в данном случае. Эта процедура осуществляется на основе фактических обстоятельств данного дела с тем, чтобы установить различие между данным случаем и делом, рассматривавшемся в прошлом. Новому случаю соответствует и новая норма. Функция судьи заключается в осуществлении правосудия: он не должен формулировать общие положения, выходящие по своему значению за пределы рассматриваемого судом спора. Английская концепция нормы права объясняется исторически тем фактом, что общее право формулировалось судьями, оно тесно связано не с толкованием, а с техникой отличий, которая и составляет метод английского права.

Норма английского права неотделима от отдельных элементов конкретного дела, и только такие элементы и дают возможность понять ее значение. Норма эта не воплощается в законодательной формуле.

Исторические особенности возникновения английского права (как общего права и права справедливости), слабое влияние университетов и доктрины, отсутствие кодификации наложили свой отпечаток и на структуру его источников. Английское право по своим источникам является правом судебной практики, это - типичное прецедентное право.

Закон по традиции стоит ниже судебной практики, ограничиваясь лишь внесением корректив и дополнением в право, созданное судебной практикой.

Другие источники права (например, обычай) играют по сравнению с судебной практикой и законом в современном английском праве второстепенную роль.

Прецедент как источник права означает, что судебная практика в Англии не только применяет, но и создает нормы права. Правила, содержащиеся в судебных решениях, должны применяться и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права и поставлено под угрозу его существование. Прецедент означает обязанность придерживаться правил, содержащихся в судебных решениях и уважать их.

Следует подчеркнуть, что обязательные прецеденты создают только решения, исходящие от " Высоких" судов, т.е. Верховного суда и Палаты лордов. Решения других судов не создают обязательного прецедента.

Правило прецедента требует тщательного анализа ранее вынесенных судебных решений.

Закон является вторым источником права. Сюда относятся не только закон в прямом смысле слова, но и различные подзаконные акты, принятые во исполнение закона (делегированное или вспомогательное законодательство). Закон привносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой.

Обычай - третий источник права - имеет второстепенное значение и ограниченное применение. Обязательными являются лишь те обычаи, которые согласно Закону 1765 г. существовали до 1189 г. Если будет доказано, что обычай не мог существовать до 1189 г., то он не будет считаться юридически обязательным.

Практика показывает, что возникают и новые обычаи. Однако как только такой обычай санкционируется законом или судебной практикой, он теряет характер обычая и превращается в законодательную норму или норму, созданную судом, и попадает под действие правила прецедента.

Разум и доктрина (разумное решение спора) как вспомогательные источники права применяются тогда, когда по данному вопросу нет ни прецедента, ни законодательной нормы, ни обязательного обычая, т.е. они служат средством восполнения пробелов в праве.

 

Правовая система США

 

Правовая система США имеет существенные особенности, хотя исторически и доктринально у нее много общего с английским правом. Колонизация Северной Америки шла в ожесточенной борьбе между Англией, Францией, Испанией и Голландией. Одержать историческую победу в этой колониальной войне удалось Англии, поэтому именно английское общее право стало фундаментом для формирования американской правовой системы. Однако английское право содержало в себе слишком много патриархального, чтобы утвердиться в молодом буржуазном государстве, философия которого укладывалась в краткой формуле одного из " отцов-основателей" США Б. Франклина " время - деньги". С одной стороны, английские колонисты не хотели замечать присутствия коренных жителей и вели с ними войну на уничтожение, с другой стороны, переносить феодальные традиции метрополии у них не было никакого желания. Английское право применялось в той мере, в какой оно соответствовало условиям " колонии" (" дело Кальвина" ). Не смогло утвердиться в северной части Северо-Американского континента и романо-германское право, хотя такие попытки имели место, особенно во французских и испанских колониях. Однако кодексы европейского типа были поглощены общим правом. Английское и американское право объединяют: общее историческое прошлое, доктрина, система источников, правотворчество суда, понимание права.

Вместе с тем между ними есть существенные различия. Право США отражает федеративный характер государства. В связи с этим можно сказать, что в США существует федеральное право и право штатов, причем законодательство одного штата может существенно отличаться от другого.

В США установлено свободное действие прецедента. Верховный суд страны и верховные суды штатов, как и другие суды, не связаны ни своими решениями, ни решениями других судов. Более того, в каждом штате действует свое прецедентное право, и суды одного штата совершенно не связаны решениями судов других штатов. Тем не менее прецеденты широко используются при решении дел. Для этой цели в США ежегодно публикуется более 300 томов судебной практики.

Судебная практика оказывает большое влияние на формирование законодательства, однако отношение прецедентного и статусного права в США несколько иное. Каждый штат активно пользуется своей законодательной инициативой, поэтому законодательство по количественным показателям преобладает над прецедентами.

В настоящее время в связи с усилением централизации возрастает объем федерального законодательства. В США пошли по пути создания кодексов: гражданских, гражданско-процессуальных, уголовных, уголовно-процессуальных.

Специфической формой кодификации в США является создание общих законов и кодексов, таких как, например, Единообразный торговый кодекс, который был одобрен в 1962 г. Подготовку проектов таких законов и кодексов осуществляет общенациональная комиссия представителей всех штатов в сотрудничестве с Американским институтом права и Американской ассоциацией адвокатов.

Источниками права в американской правовой системе являются:

·   судебные прецеденты, причем суды в США осуществляют надзор за соответствием законов Конституции. Деятельность Верховного суда, например, вообще сосредоточена вокруг толкования Конституции. Можно сказать, что развитие Конституции в США обеспечивается судами, которые в ходе проверки конституционности законов выработали многие понятия американского права;

·   законодательство. Среди федеральных законов центральное место занимает Конституция, на страже которой стоит независимая судебная система;

·   нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Административные акты во многих случаях детализируют законы;

·   обычай (Custom). Он не играет заметной роли в правовой системе США. Вместе с тем многие институты политической системы США (партии, палаты Конгресса) в свое деятельности используют нормы обычного права.

Правовая система США - сложное образование. Наблюдается некоторая тенденция рассматривать право как форму правительственного контроля над обществом. Определенный сдвиг в правопонимании может повлечь определенную корректировку американских правовых институтов.


Индусское право

 

В настоящее время индусское право распространяется на 300 - 350 млн. индусов. Подавляющее большинство их проживает в республике Индия. Большая часть остальных индусов представлена национальными меньшинствами в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки (Танзания, Уганда, Кения). Таким образом, нормы индусского права применяются ко всем индусам, которые исповедуют сложную систему религиозных, философских и социальных взглядов, именуемую индуизмом, независимо от места их жительства.

Основу индуизма составляет учение о перевоплощении душ и кастовом делении общества. Согласно этому учению, все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, создают основу его будущего существования, определяемую моральными качествами истекшей жизни.

В отличие от христианства, иудаизма и мусульманства, которые обосновывают идею равенства всех людей перед богом, индуизм исходит из идеи, что люди с момента рождения разделены на социальные иерархические группы (касты), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей, особую мораль. Члены касты подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст. Традиционно выделяются четыре большие группы: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрия (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники). Переход из одной касты в другую невозможен, невзирая на служебные успехи, богатство и политическую власть. Каждая каста не должна быть запятнана контактами с некоторыми предметами, общением с представителями низших каст. Нарушение этих правил влекло за собой правовые последствия, признаваемые в судебном порядке (например, признание в определенных случаях недействительным брака между членами разных каст, определение правового положения детей от таких браков и т.д.).

На основе Конституции Индии 1950 г. к настоящему времени отменены все правила об ответственности за нарушение норм кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, все еще придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор редки среди них браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к более высокой касте. Не часто и вдовы вторично выходят замуж, хотя в 1956 г. было отменено старое индусского права, согласно которому такой брак признавался недействительным, а дети от него - незаконнорожденными.

Главная черта индусского права - тесная связь с религией. Оно является неотъемлемой частью индуизма, в состав которого наряду с правом входят также различные религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию.

Индусская система права - одна из древнейших в мире. Веды - сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и предисловий, созданные в далекой древности, во II тысячелетии до н.э. и даже раньше, - содержат тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения. Правда, хотя индусы и считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского общества было весьма незначительным.

Дальнейшее развитие права связано с дхармашастрами - обширными сводами правил поведения, приписываемых известным ученым. Особенно хорошо известны дхармашастры царя Ману (II столетие до н.э.). В них содержится относительно упорядоченная система правил, которые с определенной долей уверенности можно назвать юридическими.

Идея прав человека чужда индусскому праву. Его основа - комплекс обязанностей, соблюдение которых предписано для всех, кто не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире. И судебные прецеденты, и акты, устанавливаемые светским правителями, доктрина индуизма не считает источниками права. Но одновременно она требует повиновения приказам власти. При этом даже когда имеется закон, судья не обязан применять его всегда точно. По своему усмотрению он должен всеми возможными средствами примирить власть и справедливость.

В период английской колониальной экспансии индусское право претерпело существенные изменения. Многие его институты и нормы подверглись модификациям и даже были заменены новыми решениями. Сложилось нечто вроде " англо-индусского права". В области права собственности и обязательственного права на смену традиционным нормам очень скоро пришли нормы общего права. Тем не менее полного вытеснения индусского права не произошло, и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать. Все тяжбы, касающиеся наследования, брака, касты и некоторых обычаев, решались в соответствии с нормами индусского права.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь