Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Правовая система общества понятие и структура
Наряду с экономической и политической системами в обществе существует и правовая система. Правовая система есть сложное, собирательное, многоплановое понятие, объединяющее всю совокупность внутренне согласованных юридических явлений и средств, с помощью которых устанавливается необходимый правовой порядок, а его участники удовлетворяют сбалансированные потребности и интересы. Все многообразие юридических явлений, которые существуют в обществе, объединяет понятие - правовая система. Она включает в себя: правосознание, правовую культуру, право, законодательство, правоотношения, правопорядок, юридическую практику и т.д. Элементы правовой системы образуют взаимосогласованный механизм, который позволяет оценить специфику и реальную работоспособность каждого из входящих в него средств. Фундамент системы образуют элементы, отражающие: . источник формирования права; 2. содержание права; . практику его реализации. Правовая система общества является конкретно-исторической совокупностью господствующей правовой идеологии, права и юридической практики отдельного государства. В структуру правовой системы входят соответственно следующие главные элементы: . господствующая правовая идеология; 2. право; . юридическая практика. Понятия " право" и " правовая система" соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает позитивное правовое воздействие на поведение людей. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества. Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п. Понятие " правовая система" выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества. Специфика многих элементов правовой системы (в том числе и права) предопределяется национальными, культурно-бытовыми, религиозными и тому подобными особенностями той страны, в границах которой исторически сложилась та или иная правовая система. Поэтому в литературе принято говорить о национальной правовой системе, обслуживающей потребности конкретного государственно-организованного общества. Ее своеобразие, кроме уже названных моментов, состоит в том, что определяющим элементом содержания (кроме права) может быть или господствующая правовая идеология, или юридическая практика, или государственное законодательство, или религиозные трактаты. Несколько родственных национальных правовых систем объединяются в правовые семьи. Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, отличающихся сходством доминирующих юридических идей, исторически сложившихся источников формирования, форм внешнего выражения права, структуры юридических конструкций и других признаков технико-юридического свойства. Обычно выделяют четыре основные правовые семьи современности: · романо-германскую; · англосаксонскую; · религиозную; · традиционную. В то же время внутри основных правовых семей выделяются иногда группы родственных правовых систем. Так, в романо-германской семье выделяют системы романского и германского права, а в англосаксонской семье - системы английского и американского права и т.д. Классификация систем права
В настоящее время взгляд ученых-правоведов направлен в сторону сравнительного правоведения и к вопросам классификации национальных правовых систем. В нашей стране в силу объективных причин это обусловлено - необходимостью самоидентификации правовой системы России, унификации торгового, финансового и иного законодательства. Что же касается субъективных факторов, это выражается в стремлении разных стран к сотрудничеству, расширению научного кругозора за счет познания правовых систем других стран. Это подтверждают многочисленные статьи, монографии, учебники и учебные пособия по сравнительному правоведению, а также переводы ряда опубликованных на Западе книг. Прежде чем говорить о классификации национальных правовых систем, необходимо понять, значение термина - " классификация". Согласно сложившемуся в отечественной научной литературе представлению " классификация" (от лат. classis - разряд и facere - делать) рассматривается как " система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т.п. на основе определенных общих признаков". Классификация - система соподчиненных понятий (классов, объектов), области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. С логико-философских позиций она определяется как " особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т.д.)". При этом акцент делается на то, что классификация проводится лишь в определенных целях. Она фиксирует " закономерные связи между классами объектов"; способствует определению места и роли объекта в общей системе объектов; помогает установить наиболее важные, общие для всех объектов качества и свойства. Она подытоживает " результаты предшествующего развития" накопившихся знаний о классифицируемых объектах и их общей системе; более глубокому познанию объектов и их системы; позволяет делать обоснованные прогнозы относительно путей дальнейшего развития и совершенствования как отдельно рассматриваемых объектов, так и всей их совокупности в целом. На современном этапе развития общества существует огромное количество национальных правовых систем, которые определяют правовую картину мира. Все они в какой-то степени взаимосвязаны, взаимозависимы, оказывают воздействие друг на друга. Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия объясняется тем, что одни национальные правовые системы имеют больше общих характеристик, чем другие. Другие же, в свою очередь, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу, имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного. Множество существующих в современном мире правовых систем, имеют сходные черты. Эти сходства, как правило, обуславливаются одними и теми же или " очень близкими между собой типами общества", общими или " очень сходными историческими условиями развития общества", общей или " очень сходной религией", а также другими аналогичными им обстоятельствами. Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять их в зависимости от тех или иных общих признаков и черт-критериев на отдельные группы, или правовые семьи. В научной и учебной юридической литературе правовые семьи понимаются в общем плане, как правило, в качестве совокупности национальных правовых систем, выделенных на основе общности их различных признаков и черт. Разумеется, это не исключает других представлений о правовых семьях и группах правовых систем. Причины классификации правовых систем обусловлены тем, что изучение правовой картины мира, требует не только ее общего рассмотрения, но и познания ее отдельных элементов, включающих в себя сходные правовые системы. Только глубокое и всестороннее изучение последних, взятых сначала по отдельности, а затем во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом, позволяет дать четкую, реально отражающую действительность - правовую картину мира. Также, классификация правовых систем обуславливается сугубо практическими целями - унификацией действующего законодательства и совершенствованием национальных правовых систем. П. Круз вполне оправданно указывает на то, что одной из важнейших причин (если не самой главной) такой классификации явилось стремление юристов-теоретиков и практиков " обеспечить если не полную, то, по крайней мере, хотя бы частичную, но основную, наиболее существенную часть процесса унификации всех цивилизованных правовых систем". Не до конца решен вопрос и о классификационных критериях правовых систем. Задают тон в этом вопросе французская и немецкая школы сравнительного правоведения (компаративистики). Широко известный французский компаративист Р. Давид, автор научного бестселлера " Основные правовые системы современности", в основу своей классификации положил два критерия: идеологический (религия, философия, экономическая и социальная структура) и юридический (юридическая техника). На этой основе он выделил три основные правовые семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую, к которым примыкает весь остальной юридический мир под названием " религиозные и традиционные правовые системы". Сегодня уже трудно понять, что к чему примыкает. Правовая система самого вероятного экономического гиганта - Китая базируется на определенной национальной парадигме с широким заимствованием западных правовых институтов, индусская и исламская правовые системы соответственно на философии и религии. К. Цвайгерт в качестве критерия называет " правовой стиль", который складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа источников права и способы их толкования; идеологические факторы. На этой основе Цвайгерт различает восемь " правовых кругов": романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, дальневосточный, право ислама, индусское право. Несколько иного мнения по вопросу о конкретных видах критериев классификации правовых систем и группирования их в отдельные правовые семьи придерживаются компаративисты Дж. Мэрримэн и Д. Кларк. Используя в качестве критерия классификации правовые традиции, авторы приходят к выводу, что в современном мире существуют три основные правовые семьи - цивильное, общее и социалистическое право, а также " все остальные" правовые семьи. Последние географически располагаются в Азии, Африке и на Ближнем Востоке. В их состав входят соответственно исламское, индусское, еврейское (иудейское), китайское, корейское, японское право, а также возникающее и развивающееся на основе " различных туземных правовых обычаев народов Африки" африканское обычное, или родовое, право. Исследователь сравнительного правоведения Г. Либесны оперирует в качестве конкретных критериев классификации правовых систем такими явлениями и категориями, как правовое сознание, традиции и обычаи народов той или иной страны. Автор вполне оправданно исходит из того, что любая правовая система - это прежде всего " неотъемлемая составная часть культуры любой страны" и что глубокое понимание последней помогает выявить важнейшие специфические черты и особенности первой и наоборот. Используя данные критерии, автор выделяет только " две группы основных правовых систем", каждая из которых является " по своей природе европейской правовой семьей и каждая из которых оказывает огромное влияние на формирование и развитие правового ландшафта во всем мире". Это континентальное (цивильное) право и общее право. Ни одна из этих правовых семей не является однородной по своему составу. Каждая складывается из правовых систем, в разной степени отличающихся друг от друга. Наряду с двумя основными правовыми семьями автором выделяются и другие правовые семьи, " находящиеся за пределами их сферы приложения". Это исламское, индусское, китайское право и другие правовые семьи, а также особые по своей природе и характеру правовые системы. Кроме названных видов, критериев классификации правовых систем и вариантов группирования их в правовые семьи в западной и от части в отечественной сравнительно-правовой литературе предлагаются и другие критерии и варианты группирования. Например, еще в начале ХХ в. были сторонники классификации правовых систем на основе расового и языкового критериев и соответственно группирования их в правовые семьи. На базе этого критерия выделялись такие группы правовых систем, как индоевропейская, семитская и монголоидная правовые семьи. Первая из них, в свою очередь, подразделялась на такие подгруппы правовых систем, как греко-римская, германская, англосаксонская, славянская, иранская и др. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы