Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 5. Семья традиционного права ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Признаки семьи традиционного права
К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: · доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписанный характер и передаваемые из поколения в поколение; · обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами; · обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; · нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше; · судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права; · судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность; · юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; · многие ее обычаи и традиции архаичны. Обычное право Африки
Новое право молодых развивающихся государств в результате особенностей их исторического развития сочетается с мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере отношений. До настоящего времени многим нормам обычного права следует большинство населения африканского континента. Термин " обычное право" чаще всего используют для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источников отдельных племен, традиционное право представляет собой совокупность неписанных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение и не сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах. Следует отметить большое разнообразие традиций и обычного права народов Африки и даже племен, населяющих соседние географические районы. Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения. Задача суда заключается не столько в том, чтобы отыскать факты и применить нормы с их учетом, сколько в том, чтобы устранить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность. Другая черта африканского обычного права сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представлял собой скорее соглашение двух семей, нежели союз двух индивидов; развод был возможен лишь с согласия семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату производила обычно одна семья или клан другой семье или клану. Правами на землю, по обычаю, был наделен не индивид, а группа. Хотя отдельное лицо могло пользоваться землей, но в конечном итоге она принадлежала общине или группе. Тяжбы в африканском обществе также возникали главным образом между сообществами и группами. И, наконец, принцип коллективизма касался и ответственности за проступки: она являлась как бы ответственностью семьи или группы родственников за деяния отдельных ее членов. В Африке существовали два основных типа судов: причем иногда они действовали одновременно и параллельно. Так, при отсутствии в регионе сколько-нибудь централизованной власти дела о браке, опеке над детьми, наследовании, землевладении решали арбитражи, состоящие из старейшины и других влиятельных членов семьи или группы родственников. Если же разногласия возникали между соседями внутри одной общины, то арбитрами выступали старейшие члены семей, главы основных линий наследования и др. Суды другого типа функционировали как государственные структуры с соблюдением юридических формальностей. Они существовали в регионах с более или менее централизованной властью. Обычно такие суды образовывали иерархическую систему, начиная от низших (например, суды мелких вождей) и кончая высшими (суды крупных вождей). После колонизации африканского континента в XIX в. английские, французские, португальские и бельгийские власти в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Французское право внедрялось во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское в Конго, португальское - в Анголе и Мозамбике, английское - в колониях Англии. Метрополиями был принят также целый ряд актов специально для колоний. В то же время колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, в результате колониального правления возникла тройственная система колониального права, включающая право метрополий, специальные колониальные законы и обычное право. Первые два компонента охватывали по преимуществу административное, торговое, уголовное право. Традиционные области отношений - землевладение, семейное и наследственное право - остались в сфере действия обычного права. Во многих колониях были запрещены некоторые обычаи, признанные варварскими, например, рабство. В колониях действовали колониальные суды с европейскими судьями, руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законодательством, а также местные суды, где правосудие обычно осуществляли местные вожди, старейшины, а решения принимались в соответствии с обычным правом. Во многих государствах принят ряд прогрессивных норм, заимствованных из законодательства западных стран. В частности, введен восьми часовой рабочий день, установлены минимум зарплаты, в том числе и для работников частных предприятий, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание. Осуществлены серьезные законодательные меры по эмансипации женщин. В то же время деколонизация сопровождалась декларациями о большом значении обычного права, необходимости его сохранения. В Мадагаскаре, например, представительная ассамблея приняла в 1957 г. решение о кодификации обычаев, а в Нигерии региональные ассамблеи взяли на себя инициативу подготовки компиляций, придававших обычаям санкционированный властью характер. Таким образом, традиционное африканское право, бесспорно, постепенно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свое регулирующее значение. Его нормы по своему социальному содержанию плохо согласуются с тенденциями развития молодых развивающихся государств, стремящихся идти по пути цивилизации и прогресса. Но все же еще многие миллионы африканцев, особенно в сельской местности, продолжают жить по старым обычаям, избегают обращаться в государственные суды, предпочитая арбитраж и стремясь прийти к примирению в соответствии с традициями. Заключение
В работе были рассмотрены правовые черты основных правовых семей современного мира. На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод о том что, наверное, не существует идеальной правовой модели, которая одинаково подходила бы для всех стран. Много положительных и отрицательных черт можно отметить у каждой правовой системы. В последнее время, в результате развития международного права, торговых и экономических связей между странами наблюдается тенденция к сближению правовых систем различных стран. Чем теснее становятся межгосударственные связи в мире, тем более похожа на остальные становится каждая отдельная правовая система, и, будем надеяться, что в ближайшем будущем право различных государств станет не сильно различаться, что позволит упростить сложную процедуру межгосударственных отношений и создать мировую концепцию права, которая будет являться самой справедливой. Главное, чтобы сформированные правовые механизмы, позволяли наиболее целесообразно соотносить происходящие процессы международной глобализации с интересами национальных государств и отдельных личностей. Литература
1. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С.103 2. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. - 2-е изд, перераб. И доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007, - 640 с. . Общая теория права и государства: учебник/под ред.В. В. Лазарева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: Инфра - М, 2010. - 592 с. . Общая теории права: Учебник для юридических вузов/ Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред.А.С. Пиголкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 384 с. . Правоведение: Учебник для неюридических вузов/ Под ред.О.Е. Кутафина. - 4-е изд. - М.: Юристъ, 2010. - 400 с. . Радько Т.Н. Теория государства и права: учеб. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2009. - 752 с. . Словарь русского языка.Т. II. С.54. . Советский энциклопедический словарь/Гл. ред.А.М. Прохоров. - С 56 3-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1985.1600с., ил. . Супотаев М.А. Обычное право в странах Восточной Африки. М., 1984. . Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С.4. . Теория государства и права: учебник/ В.Л. Кулапов, А.В. Малько. - М.: Норма, 2009. - 384 с. . Философский энциклопедический словарь. С 256-257. 13. Bogdan M.comparative Law. Kluwer, 1994. Р.82. . Cruz P. A. Modern Approach to Comparative Law. Boston. 1993. P.28. . Liebesny H. Foreign Legal Systems: A Nomparative Analysis. Washington, 1981. P.1. . Merryman J., Clark D.comparative Law: Western European and Latin American Systems. N. Y., 1978. P.26. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы