Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству



Курсовая работа

Развитие воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству

 


Введение

изобразительный школьник образование экскурсия

Актуальность обращения к проблеме развития воображения обусловлена тем, что социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития интеллектуального потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Проблема развития пространственного воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом интеллектуальной, творчески преобразующей деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли пространственного воображения и мышления в развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Актуальность и степень изученности темы определили тему моего исследования: «развитие воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству».

Актуальность темы работы и проблема исследования обусловили ее цель - разработать методические рекомендации по развитию воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству. В связи с поставленной целью выделен ряд задач, требующих решения:

.   раскрыть теоретические основы развития воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству;

.   показать особенности воображения как психического процесса;

.   показать роль воображения на уроках изобразительного искусства в младшей школе;

.   разработать систему заданий по развитию воображения;

.   разработать и экспериментально проверить методические рекомендации по развитию воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству.

Цель и задачи, поставленные в работе, позволили определить объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников.

Предметом исследования является методика развития воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения психологии и педагогики, труды отечественных и зарубежных исследователей по данной теме. При этом я опиралась на принятое в отечественной психологии положение о ведущей роли обучения в развитии ребенка, применяла изучение и анализ не только теоретических положений по теме, но и обобщение материала, полученного при наблюдении, изучении детских работ, а также в процессе беседы, опросов. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение работ психологов, педагогов, специалистов по методике преподавания изобразительного искусства; беседы с учителем и учащимися среднего звена школы; протоколирование уроков и их анализ; изучение работ учащихся.

В основу курсовой работы была положена гипотеза, согласно которой развитие воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству будет эффективным, если:

.   будут в комплексе использоваться различные методики развития пространственного воображения у школьников;

.   будет учитываться индивидуальный подход к учащимся.

Практическая значимость работы заключается в том, что данная методика может быть использована при разработке занятий по развитию воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству.

 


Теоретические основы развития воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству

Методические материалы уроков изобразительного искусства. Способы организации и проведения уроков-экскурсий по изобразительному искусству

Современный урок - основная форма сотрудничества учителя и учащихся. Эстетическое воспитание как организованный, целенаправленный и контролируемый процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности, эстетического сознания, способности к активной творческой деятельности по законам красоты. Художественное образование - составная и необходимая часть эстетического воспитания, процесс освоения школьниками системы знаний, умений и навыков, создающих основу для эстетической деятельности личности.

Достоинством урока-экскурсии является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. в этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Практика показывает, что уроки-экскурсии с применением видеоуроков являются эффективной формой обучения.

Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству

В связи с тем что практическая часть урока составляет 15-20 минут критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:

·   «отлично» - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, - или практическую направленность для современного общества.

·   «хорошо» - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, - или практическое значение выполненной работы.

·   «удовлетворительно» - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, - или практическое значение.

·   «неудовлетворительно» - работане выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.

Разработка внеклассных мероприятий

Конспект мероприятия по изобразительному искусству

Тема «Православная Пасха»

Основная часть

Тема: Православная Пасха

Класс: 5 класс

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о Пасхе

Задачи:

Образовательные:

повторить и закрепить навыки учащихся начальной школы, полученные ими на уроках ИЗО

Развивающие:

развить творческие способности учащихся через их индивидуальную трудовую деятельность;

развить коммуникативные навыки учащихся.

Воспитательные:

прививать и развивать чувство прекрасного вокруг нас;

учить ценить и беречь окружающий нас мир.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, презентация, два листа формата А3, иллюстрации на тему весны и Пасхи.

Для детей: шаблоны, краски (акварель), ватные палочки, баночка для воды, заготовки для оригами.

Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический.

План урока

Этапы урока Время (мин.)
1 Организационный момент 5
2 Основная часть 45
3 Завершение работы 10
  Подведение итогов 5
  Уборка рабочих мест 5

 

Ход урока

. Организационный момент:

·   Организация рабочего места;

·   Приветствие.

Основная часть

Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьёв, без животных. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.

Какие времена года вы знаете?

А, вот о каком времени года мы будем говорить сегодня, отгадаете сами.

 

Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла… (Весна).

Итак, тема нашего урока…. (на доске) «Пришла весна».

 

Давайте рассмотрим иллюстрации Валерия Перова (слайд №X). Он изобразил одну и ту же местность зимой и весной. Как изменилась природа с приходом весны? (Животные поменяли свою шубку с зимней на летнюю, растаял снег, лед, на деревьях появились почки и листочки, птицы вернулись с юга, стало тепло и солнечно)

Молодцы. Вы все ответили правильно. Весной солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает, начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель.

Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все деревце словно окутано нежным желто-зеленым облаком. Светлеют, делаются пушистыми сережки на ольхе и орешнике. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница.

Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы. Первыми прилетают грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки. Заканчивается зимняя спячка зверей. Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю, а белка и заяц изменяют и цвет своей шубки. Из берлоги выходит медведица с медвежатами. Выходит из норы барсук. У волчицы появляются волчата.

А теперь, будьте внимательны, сейчас мы с вами будем отгадывать загадки про весну.

 

Он растет красивый, нежный,

Голубой иль белоснежный.

Даже раньше расцветает,

Чем на речке лед растает.

Распустился точно в срок

Первый мартовский цветок.

(Подснежник)

Парк как будто весь покрыт

Облаком зеленым.

Тополь в зелени стоит,

И дубы, и клены.

Что на веточках раскрылось.

И в апреле распустилось?

(Листва, почки)

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут…

(Гнездо)

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы…

(Скворечник.)

Наконец река проснулась,

С боку на бок повернулась -

Затрещал, ломаясь, лёд -

Значит, скоро…

(Ледоход.)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Ручей.)

 

Молодцы. Вы все очень хорошо справились с заданием.

Ребята, скажите, какие весенние праздники вы знаете? (8 марта, Пасха, 9 мая). Правильно, а какой праздник мы будем отмечать в это воскресенье? (Пасха). Правильно. Приближается самый Великий православный праздник Пасха - Светлое Христово Воскресение. Семьи в этот день накрывают праздничный стол, главным украшением которого являются крашеные яйца. И многие из вас, наверняка, красят и расписывают яйца вместе с родителями.

 

Пасху радостно встречаем

И поем: «Христос воскрес! »

Мы все дружно отвечаем:

«Он воистину воскрес! »

Чередой проходят годы

Под лазурностью небес.

И поют везде народы:

«Он воистину воскрес! »

Всюду радость и объятья:

«Брат, сестра, Христос воскрес!

Ад разрушен, нет проклятья:

Он воистину воскрес! »

 

В христианском календаре самый главный праздник - Пасха. Вообще Пасха - очень древний праздник, но для христиан он приобрел особое значение. Сын Божий Иисус был распят на кресте за грехи людские. Но на третий день после смерти он воскрес! Это был седьмой день недели, и он был назван «Воскресеньем» именно поэтому.

С тех пор мы каждый год празднуем Светлое Христово Воскресенье и называем его Пасхой! Пасхе предшествует строгий 40 - дневный пост, во время которого взрослые кушают только постную пищу, молятся, каются, таким образом, происходит духовное очищение. Даже все семейные праздники, выпадающие на пост, переносят на Пасху.

В пасхальное воскресенье люди посещают церковь, где батюшка освящает куличи, яйца. Лишь после церкви семья собирается за богатым праздничным столом, угощаются пасхальными куличами (пасочками), а дети играют с крашеными яичками. Все поздравляют друг друга, целуют, говорят: «Христос воскрес» и слышат в ответ: «Воистину воскрес! ».

 

А теперь помогите мне отгадать загадки.

Весть летит во все концы:

Трубят Ангелы-гонцы,

В небесах поют Христа:

Он от тления восстал!

То не выдумка, не сказка,

Главный праздник - наша…!

(Пасха)

Напекли хозяюшки к празднику в печи

Пышные, румяные чудо - …

(Куличи)

 

Молодцы! А знаете ли вы, откуда пошла традиция, красить яйца в красный цвет? На Пасху к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина с благой вестью: «Христос воскрес! » - сообщила она и преподнесла в дар императору куриное яйцо. Император рассмеялся и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в это. И на глазах у изумленной публики белое яйцо в руках Марии Магдалины стало красным! Когда Тиберий это увидел, он был поражен и ответил: «Воистину воскрес! ». С тех самых пор возникла традиция красить яйца в красный цвет и приветствовать друг друга.

Позже яички на Пасху стали раскрашивать разными цветами и назвали их «крашенки», яйца, на которых рисуют различные рисунки, зовут «писанки». А бывает, что яйца покрывают воском, красят, потом иголочкой выцарапывают различные узоры. Такие яйца зовут «драпанки».

А теперь давайте приступим к практической работе. Сейчас с помощью жеребьевки вы разобьетесь на две команды. Мы раздадим вам шаблоны тарелки, пасхальных яиц, кулича. Вы должны будете расписать их на ваш вкус с помощью ватных палочек. (Дети выполняют практическую работу)

Теперь мы подождем, пока наши шаблоны подсохнут, и сделаем из цветной бумаги подставки для яиц. Для этого вы должны обвести шаблоны карандашом, вырезать их и склеить в отмеченных местах. (Дети выполняют практическую работу)

Теперь мы можем приклеить наши пасхальные атрибуты на панно. Наше панно может быть украшено зайчиками, вербами, вазами. (Каждая команда работает над своими панно)

Завершение работы

·   Подведение итогов;

·   Уборка рабочих мест.

 

Подготовка педагогического эксперимента

Объект исследования - преподавание изобразительного искусства.

Предмет исследования - развитие воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству.

Цель исследования - выявление уровня развития воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству.

Задачи исследования:

1. раскрыть теоретические основы развития воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству;

.   показать особенности воображения как психического процесса;

.   показать роль воображения на уроках изобразительного искусства в младшей школе;

.   разработать систему заданий по развитию воображения;

.   разработать и экспериментально проверить методические рекомендации по развитию воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству.

Экспериментальной площадкой Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №43»

Адрес: пос. Октябрьский, ул. Отрадная, д. 23.

Сроки проведения практики: с 31 марта по 26 апреля 2014 года

Заключение

 

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

.   воспитание культуры общения;

.   развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

 


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (5 кл.). - М., 2009.

2. Выготский, Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1999.

.   Голованова, М.В. Родная речь: к. 3. В 2 ч. Ч. 2 / Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф; под ред. М.В. Головановой. - М.: Просвещение, 2000-2001.

.   Дьяченко О.М. Развитие воображения. - М., 1996.

.   Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. - Смоленск, 2004.

.   Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2007.

.   Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М: Наука. 2001.

.   Ю. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. // Психологический журнал. 2001. №5.

.   Киянченко Е.А. Учим детей общаться/ Е.А. Киянченко // Начальная школа. - 2002. - №6

.   Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. - М.: Логос, 2000.

.   Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения» в начальной школе/ Н.А. Лемяскина // Начальная школа. - 2002. - №6

.   Маклаков А.Г. Общая психология. - М., 2005.

.   Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2004 г. - №6. - с. 33-42.14. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2007.

.   Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. Кн.1.: «Общие основы психологии».

.   Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3 кн, - 4-е изд. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003, - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики

.   Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Курсовая работа

Развитие воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству

 


Введение

изобразительный школьник образование экскурсия

Актуальность обращения к проблеме развития воображения обусловлена тем, что социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития интеллектуального потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Проблема развития пространственного воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом интеллектуальной, творчески преобразующей деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли пространственного воображения и мышления в развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Актуальность и степень изученности темы определили тему моего исследования: «развитие воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству».

Актуальность темы работы и проблема исследования обусловили ее цель - разработать методические рекомендации по развитию воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству. В связи с поставленной целью выделен ряд задач, требующих решения:

.   раскрыть теоретические основы развития воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству;

.   показать особенности воображения как психического процесса;

.   показать роль воображения на уроках изобразительного искусства в младшей школе;

.   разработать систему заданий по развитию воображения;

.   разработать и экспериментально проверить методические рекомендации по развитию воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству.

Цель и задачи, поставленные в работе, позволили определить объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников.

Предметом исследования является методика развития воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения психологии и педагогики, труды отечественных и зарубежных исследователей по данной теме. При этом я опиралась на принятое в отечественной психологии положение о ведущей роли обучения в развитии ребенка, применяла изучение и анализ не только теоретических положений по теме, но и обобщение материала, полученного при наблюдении, изучении детских работ, а также в процессе беседы, опросов. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение работ психологов, педагогов, специалистов по методике преподавания изобразительного искусства; беседы с учителем и учащимися среднего звена школы; протоколирование уроков и их анализ; изучение работ учащихся.

В основу курсовой работы была положена гипотеза, согласно которой развитие воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству будет эффективным, если:

.   будут в комплексе использоваться различные методики развития пространственного воображения у школьников;

.   будет учитываться индивидуальный подход к учащимся.

Практическая значимость работы заключается в том, что данная методика может быть использована при разработке занятий по развитию воображения у школьников при организации уроков-экскурсий по изобразительному искусству.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь