Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПУТИ ВОЗДЕЙТВИЯ НА РАЗЛИЧНЫЕ ЧАСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.



 

Рассматривая психику в свете предложенной модели, мы можем предполагать, какими путями та или иная информация попадает в различные части психики, трансформируя их и трансформируясь сама. Исходя из этого, мы можем стимулировать изменения полезные для клиента. Делая это по нескольким каналам, мы увеличиваем воздействие не суммируя его силу, а преумножая ее. Особенное пробуждающее влияние на психику оказывают воздействия активизирующие архетипы. Это и понятно, так как мы видим, что коллективное бессознательное, которое содержит архетипы, пронизывает прочие части психики, как камертон, настраивая их на определенный лад. По мнению Юнга именно символы являются средством отражения и преобразования жизни. Работая в прямом контакте с пациентом, мы можем иметь непосредственный доступ к его личному сознательному и к его личному бессознательному, а также опосредованный доступ к проявленному в нем  коллективному сознательному. Соответственно мы получаем некоторую возможность производить конкретные изменения психики, направленные на коррекцию патологической части личности и активизацию ее нормативной части.

В то же время его коллективное бессознательное будет тоже каким-то образом реагировать в соответствии с законами функционирования системы, которые утверждают, что изменения в любой части системы обязательно повлекут изменения и во всех остальных ее частях и во всей системе в целом. Мы можем проследить реакцию коллективного бессознательного в виде изменения проявления и активности архетипов в психической жизни клиента.. Например, наблюдая пробуждение ресурсов личности, побуждающих больного к здоровому образу жизни, мы видим пробуждение архетипа Духа, который всегда ведет к решению проблем, здоровью и благополучию в каком бы виде он ни выступал. В сказках это обычно образ Мудрого старца, а в терапии пациент может спроецировать его на психотерапевта, группу, внутренний голос, Высшую силу... Форма проявления может быть различной, но несет она одну и ту же суть – пробуждение архетипа Духа, «крылатой и подвижной» сущности, которая «оживляет, стимулирует, возбуждает, зажигает и вдохновляет» (К.Г.Юнг).

Вернемся к терапии, происходящей путем непосредственного контакта психолога с пациентом. Как мы уже упоминали ранее, максимально эффективный результат возникает при направленном воздействии на все части психики пациента. Во-первых, психолог оказывает воздействие на личностное сознательное клиента, задействуя его логику и чувства. Во-вторых, с помощью трансовых методик и ритуалов, психолог воздействует на личностное бессознательное пациента.СИМВОЛ Очевидно, что необходимо также оказать влияние и на коллективное сознательное пациента. Остановимся подробнее на этом вопросе. Чтобы коллективное сознательное пациента вместе с личным сознательным и личным бессознательным стало «работать» на выздоровление в него должна поступать информация как бы его частоты, информация идущая из коллективного бессознательного. Тут особенно хорошо видна бесценность продуктов коллективного сознания, воплощенных в различных образцах народного творчества.

 

 

1.4. МЕТАФОРА – ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР.

 

Метафора – это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения. Метафора говорит о чем-то, как будто это что-то другое. Она имеет очевидный и скрытый смысл, и при этом сохраняет смысловое единство. Невозможно «перевести» метафору, не нарушая этого своеобразного единства. Метафора - красивый, изящный и тонкий инструмент для работы с психикой. В формулировке американского психолога Джулиана Джейнса метафора – это первичный опыт, служащий двоякой цели: (1) для описания переживаний, которые впоследствии (2) могут заложить в сознании новые модели, расширяющие границы субъективного опыта. Кроме того, метафора обладает ценнейшим для психологов качеством - способностью блокировать сопротивление. «В том-то и сила метафоры, что ее действие, как вино, в первые минуты восприятия туманит взор разума и блокирует нашу привычную склонность к критической аналитике» (П.С.Таранов).

 Притчи «книги книг» Библии, священные тексты Каббалы, коаны дзен-буддизма, мифы, легенды, притчи, сказки, басни, истории, пословицы и поговорки, анекдоты глубоко метафоричны. Литература каждого народа, конечно, тоже полна метафор, но в данной работе нам хотелось бы коснуться только произведений народного творчества как продукта коллективного сознания, наполненного архетипическими паттернами.

Мифы издавна используются в качестве психологического языка. Джамбатиста Вико еще в 1744 году дал определение метафоры, как мифа в сжатом виде. С точки зрения смыслового содержания, мифами считают сказания, в которых передаются представления людей о происхождении мира, о мироздании, о разных явлениях природы, о богах, духах и героях. Происхождение всего этого объясняется каким-нибудь случаем, событием из далеких времен мифического «претворения». В мифы (в отличие от сказок) люди верят. Как отмечает Хиллман: «Мифы не обосновывают, они открывают.» Изучение мифологии позволяет рассматривать события на фоне их мифической основы. Наиболее архаичными считаются мифы аборигенов Австралии, которые еще недавно жили вы первобытнообщинном строе. В отличие от мифов легенды и предания обращены к истории – основанию государств, городов, судьбе исторических лиц, сражений и т.п. Следовательно, архетипические паттерны выражены в них более опосредованно.

Сказки - это придуманные невероятные истории, полные парадоксальных ситуаций и их фантастических разрешений. Сказка по своей структуре и воздействию стоит ближе к анекдоту, чем миф. Если мы посмотрим на сказку с интересующего нас угла зрения, то сможем определить сказку, как описание бессознательных процессов, компенсирующих сознательную ситуацию. Это удивительное творение человеческого гения, которое возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает достижимостью того, что кажется вроде бы совершенно невозможным, и при этом частенько высмеивает его. Сказка ярче и показательнее, чем другие жанры устного народного творчества, одновременно демонстрирует национальное своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству, в основе исторического развития которого лежат общие законы. Национальные черты сказки определяются в немалой мере фольклорными традициями народа, присущим ему особым поэтическим взглядом. В русских сказках, например, Змей Горыныч – злобное, безобразное чудовище, у народов Дальнего Востока и Вьетнама он положительный персонаж и имеет величавый облик, внушающий всякое почтение. Дело в том, что у этих народов в основе его образа, ставшего впоследствии символом государя, верховного правителя, лежит божество, которое ведало дождем. Дождь же всегда был первейшей заботой земледельческих народов, страдающих от засухи.

В сказках нашел отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. В них мы находим предметы национального быта, одежды, обычаи народа и, самое главное, черты национальной психологии, национальные словесно-психологические типажи. Конечно, и животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. Иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни в ее динамике, своеобразным зеркалом народного сознания.

 

Пословица – это коротенькая притча. Вот как пишет Владимир Даль: «Это – суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица – обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми… Как всякая притча, полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения, нередко, однако же вторая часть опускается, представляется сметливости слушателя, и тогда пословицу почти не отличишь от поговорки….Это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник никем не судимый. «Что не болит, то и не плачет», что не дошло до народа, не касалось житья-бытья его, что впуталось, добром либо лихом, в быт его, то найдете и в пословице. «От пословицы нет взносу», «ее обжаловать нельзя», приговор ее неотразим, все крайности сходятся, и потому «От пословицы не уйдешь», «И на твою честь пословица есть», но «Не всякая пословица при всяком молвится» - то есть пословица, вставленная в речь, должна быть уместна.

«Это сочинение и достояние общее, как и самая радость и горе, как выстраданная целым поколением опытная мудрость, высказавшаяся таким приговором». В.И.Даль более тридцати лет собирал и изучал пословицы, поговорки, приговорки, скороговорки, прибаутки, присловья и загадки. В сборнике, явившемся результатом этого труда, он расположил их смысловыми блоками. (Такой блок, посвященный пьянству мы предлагает вам в приложении книги). «При таком расположении… я уже не только тешусь остротою той или иной пословицы, но вижу в них одну общую и цельную картину, в которой есть более глубокий смысл и значение, чем в одиночных заметках. Это перегон и выморозки ума целых поколений, в образе своего родного быта, с приправою всего, что только касалось этого насущного и умственного быта. Я могу за раз вникнуть плотским и духовным глазом своим во все, что народ сказал о любом предмете мирского и семейного быта, и если предмет близок этому быту, если входит в насущную его жизнь, то народ – в этом можете быть уверены – разглядел и обсудил его кругом и со всех сторон, составил об этом устные приговоры свои, пустил их в ход и решения своего не изменит, покуда разве не изменятся обстоятельства. А чего нет в приговорах этих, то и в насущности до народа не доходило, не заботило, не радовало и не печалило его».

 

Восточные философы отдавали предпочтение косвенному воздействию метафор, потому, что понимали, что ученики воспринимают процесс обучения как нечто подчиненное законам логики и разума. А именно это обстоятельство как раз и может помешать успешному обучению. В дзен-буддизме была придумана особая форма метафоры – коан – парадоксальная загадка, неподвластная логике или вопрос-ответ с непонятным логике смыслом.

 

Как звучит хлопок одной ладонью?

 

- Учитель, в чем секрет Просветления?

- Поешь, когда голоден, поспи, когда устал.

 

В поисках ответа или решения ученику надо выйти за пределы своего сознания, отказаться от стереотипов. Не подвластный логике ответ дается сознанию подсознанием в озарении.

 

 

              1.4.2.МЕТАФОРА В ПСИХОТЕРАПИИ.

 

 

    «Когда сознание исследует символ, оно натыкается на понятия, лежащие вне пределов понимания», - пишет К.Г.Юнг. О каком понимании идет речь? Очевидно, что о логическом. Послания бессознательного и, конечно, архетипы всегда предстают перед сознанием в метафорической форме. Первичный язык архетипических паттернов – метафора. « Если речь идет о солнце и оно отождествляется со львом, земным властелином, охраняемым драконом несметным золотым кладом или с некоей силой, от которой зависит жизнь и здоровье человека, то все эти тождества неадекватны, ибо существует третье неизвестное, которое более или менее приближается к перечисленным сравнениям, но, к постоянной досаде интеллекта, так и остается неизвестным, не вписываясь ни в одну формулу» (К.Г.Юнг). То есть, метафорическая форма изложения это - естественная форма выражения бессознательного; тот язык, на котором, оно говорит с сознательным и который понимает.

Психологи давно обратили внимание на психотерапевтическую ценность метафор (Эриксон, Пезешкиан), используя не только их традиционные формы, но и конструируя метафоры в процессе терапии специально для конкретных пациентов (Гордон, «Терапевтические метафоры»).

Великолепно владел искусством метафоры автор нового направления в психотерапии эриксоновского гипноза Милтон Эриксон. Его ученик и сотрудник Эрнст Росси, изучая методы работы Эриксона, предположил, что поскольку «симптомы являются сообщениями на языке правого полушария, то исследование метафор позволит напрямую общаться с правым полушарием на его собственном языке… Это (использование метафоры для непосредственной связи с правым полушарием) в корне отличается от традиционного психоаналитического подхода, когда телесный язык правого полушария сначала переводится в абстрактные модели познания левого полушария, которые уже каким-то образом должны обратно воздействовать на правое полушарие, чтобы изменить симптоматику… Сознание озадачено, потому что в нем рождается отклик, который невозможно объяснить… С помощью одного и того же механизма аналогии, метафоры, шутки, самым сильным образом воздействуют на подсознание, активизируя его ассоциативные способности и ответные реакции, в результате чего возникает конечный продукт, который даруется сознанию в виде «нового» знания или поведенческой реакции».

Американские психологи Бэндлер и Гриндер, наблюдая за работой Эриксона, выстроили свою теорию воздействия метафоры. 

1. Метафора представляет поверхностную структуру значения, непосредственно выраженную в словах рассказа.

2. Поверхностная структура приводит в действие ассоциированную с ней глубинную структуру значения, косвенно соотнесенную со слушателем.

3. Это, в свою очередь, приводит в действие возвращенную глубинную структуру значения, непосредственно относящуюся к слушателю

 

Приближение к третьей ступени означает, что начался трансдеривативный поиск, с помощью которого слушатель соотносит метафору с собой. Сама сюжетная линия служит лишь мостиком между слушателем и скрытом в рассказе посылом, сообщением, которое никогда не достигнет адресата без его невидимой глазу работы по установлению необходимой личностной связи с метафорой. Как только связь установлена, начинается взаимодействие между рассказом и пробужденным к жизни внутренним миром слушателя.

Архетипическая психология предпочитает не давать толкования и объяснения, а уходить от личного в сторону иносказания и метафоры, концентрируясь на образах, а не на их переводе.

 

 

Подведем итоги. Особая ценность метафор в психотерапии заключается в том, что они:

· являются естественным и единственно возможным способом общения психолога и пациента на бессознательном уровне

· не вызывают сопротивления сознания пациента, таким образом давая возможность психологу воздействовать на его психику

· меняет глубинные символы

· изменяет активность проявления архитипов

· пробуждают мысли и чувства пациента

· содержат новые модели поведения.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь