Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСКУССТВО МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ



В представлении большинства людей музей ассоциируется с его экс­позицией. И это закономерно, поскольку экспозиция является той види­мой частью айсберга, с которым можно образно сравнить музей. Ведь для многих та огромная научная работа, которая осуществляется в музее по изучению различных событий и явлений, комплектованию, учету, описа­нию и обеспечению сохранности музейных фондов, малоизвестна.

Экспозиция является основным, предъявляемым общественности продуктом многопрофильного интеллектуального труда коллектива му­зея. Именно через экспозицию музей проявляет все особенности своей деятельности как специфического общественного института.

Экспозиция - это индивидуальное лицо музея, выделяющее его в ря­ду профильных объектов культуры. Мы не найдем двух музеев с одинако­выми экспозициями.

Можно сравнить экспозицию с многотомным исследованием по той проблематике, которую изучает и документирует музей в соответствии со своим профилем и статусом в музейной сети, а каждый раздел экспози­ции - с монографией по той или иной научной проблеме.

Экспозицию необходимо рассматривать и как одну из основных форм реализации музеем образовательно-воспитательной функции.

Экспозиции различают по форме представления и принципам струк­турной организации экспонируемого материала. К первым относятся ста­ционарная и временная экспозиции. Среди временных экспозиций наи­более распространены выставки, которые тоже могут быть как стационар­ными, так и передвижными. Иногда с целью проверки экспозиционных идей и концепций создают пробные и экспериментальные экспозиции.

По принципам структурной организации экспонируемого материала экспозиции принято подразделять на тематические, систематические, мо­нографические и ансамблевые.

Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы раз­личных типов (вещевые, изобразительные, документальные, копии, маке­ты, модели, муляжи и т.п.), раскрывающие какую-нибудь тему или проб­лему и образующие экспозиционный комплекс.

Систематическая экспозиция создается на основе однородных му­зейных предметов, представляющих экспозиционный ряд в соответствии с систематикой конкретной научной дисциплины, например, «националь­ный костюм», «нумизматика», «фарфор» и т.п.

Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию. Чаще всего такие экспозиции создаются в монографических музеях: истории школы, истории воинской части, музей хлеба, музей стекла и т.д. Однако нередко и в тематических экспозициях, особенно краеведческих музеев, создают­ся монографические экспозиционные комплексы, как, впрочем, и разде­лы, построенные по систематическому принципу.

Ансамблевая экспозицияпредполагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: му­зей под открытым небом, крестьянская изба, партизанская землянка, под­польная типография и т.п.

Выбор той или иной формы экспозиции, принципов систематизации экспозиционных материалов зависят от концепции музея, от состава фон­дов, от творческой фантазии коллектива музея.

Специфика музейной экспозиции заключается в том, что отражение в ней того или иного события, природного или социального явления осуще­ствляется с помощью не только музейных предметов, но и художествен­ных и технических средств. Поэтому над созданием экспозиции работает большой коллектив, включающий в себя научных работников, художни­ков, дизайнеров, техников и др. Перед этим коллективом стоит архислож­ная задача соединения точных научных данных с художественной образ­ностью отражаемой проблемы. В этом сотворчестве разных специалистов как бы заведомо присутствует некий антагонизм, ибо одни стремятся по­казать научно достоверную логику исторического события, а другие - со­здать его эмоциональный образ; одни оперируют конкретными источни­ками и объективными фактами, другие - изобразительными средствами и субъективно-чувственным восприятием истории. Даже одинаковые си­стематические коллекции в разных музеях бывают представлены по-разному с помощью оригинальных художественных решений,

У каждой экспозиции есть как бы два основных автора: научный сот­рудник и музейный художник. Их творческое сотрудничество, умение на­ходить взаимоприемлемые решения, общее понимание концептуальных задач и порождает, главным образом, уникальную неповторимость каж­дой музейной экспозиции.

Научить научному или художественному творчеству чрезвычайно трудно. Далеко не каждый умеющий читать и писать человек способен анализировать исторические факты, выстраивать их в логические схемы и делать научные выводы, равно как и не всякий, кто умеет держать ка­рандаш и кисть, смешивать краски, натягивать и грунтовать холст, может написать картину. Более того, не каждый профессиональный историк и не каждый профессиональный художник способны работать в таком специфическом жанре научно-художественного творчества, как создание му­зейной экспозиции.

Активу школьного музея трудно рассчитывать на помощь профессио­нальных музейных экспозиционеров, поэтому чаще всего приходится по­лагаться на собственные силы. Каждому школьному музею приходится искать собственное экспозиционное решение в зависимости от своих представлений, каким должен быть их музей. Сложнейшие на первый взгляд задачи можно осуществить, если за это берется увлеченный колле­ктив единомышленников. При этом, конечно, важно знать и применять основные приемы музейно-экспозиционного проектирования.

В первую очередь, активу школьного музея целесообразно разработать концепцию будущей экспозиции, т.е. сформулировать цели и задачи ее создания и использования, определить и объяснить тематику будущей экспозиции, специфические особенности экспозиционных комплексов, дать общую характеристику представляемых материалов из фондов му­зея и привлекаемых вспомогательных материалов, изложить основные принципы архитектурно-художественного решения с учетом имеющихся экспозиционных площадей, предполагаемого экспозиционного оборудо­вания и доступных оформительских материалов, предусмотреть возмож­ность использования  аудиовизуальных и технических средств, вплоть до освещения и т.п.

Было бы хорошо, если бы концепция экспозиции, которая сложилась в процессе обсуждений, дискуссий и специальных конкурсов, была зафик­сирована в специальном документе и принята активом музея. Это не зна­чит, что к концепции экспозиции надо относиться как к раз и навсегда при­нятому решению. По мере дальнейшей практической работы в концепцию неизбежно будут вноситься определенные коррективы. Однако основные идеи, научные и художественные решения, зафиксированные в концеп­ции, позволят более целенаправленно двигаться к намеченной цели.

Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка тематико-экспозиционного плана. Это документ, в котором отражается конкретный состав экспозиционных материалов в соответст­вии с тематической структурой экспозиции. Такой план может разраба­тываться как на всю экспозицию, так и по каждому экспозиционному за­лу или тематическому комплексу отдельно.

На титульном листе тематико-экспозиционного плана указывают на­звание музея, номер или название зала и его экспозиционную площадь, название или перечень тематических комплексов (разделов) для данного зала и их хронологические рамки, руководителя и список лиц, отвечаю­щих за реализацию данного тематико-экспозиционного плана.

Сам тематико-экспозиционный план выполняется на специально разграфленных листах такого формата, который позволяет достаточно сво­бодно вписать необходимую информацию.

В первой графе проставляются индексы (порядковые номера) экспо­зиционных комплексов, разделов, тем и подтем. Индексы проставляются арабскими цифрами, разделенными точкой. Например, номер первого раздела обозначается цифрой 1. Если этот раздел включает несколько тем, то они последовательно будут обозначаться: 1.1.; 1.2.; 1.3. и т.д. В тех случаях, когда внутри темы планируется создать несколько экспозицион­ных подтем, то они, соответственно, должны обозначаться: 1.1.1., 1.1.2, 1.1.3.... 1.2.1., 1.2.2., 1.2.3. и т.д.

Во второй графе даются наименования разделов, тем и подтем экспо­зиции под соответствующим индексом. Заголовки разделов, тем и подтем в сочетании с индексами могут выглядеть в тематико-экспозиционном плане следующим образом:

3. Великая Отечественная война

3.1. Армия защищает город

3.1.1. 36-й артиллерийский полк

3.1.2. Отдельный стрелковый батальон

3.1.3. Танкисты - родимцевцы

3.2. Народное ополчение

3.2.1. Инициаторы создания народного ополчения

3.2.2. Рабочая бригада металлического завода

3.2.3. Интеллигенция защищает город

3.3. Городское подполье

3.3.1. Руководители подполья

3.3.2. Наши «молодогвардейцы»

3.3.3. Юные разведчики

3.3.4. В застенках гестапо

В третьей графе приводятся ведущие тексты (пояснительные тексты, аннотации, эпиграфы и т.п.). Они призваны выразить основную идею данного экспозиционного комплекса. Тексты используют не всегда, а только тогда, когда это действительно необходимо. Они должны быть до­статочно лаконичны и не перегружать экспозицию, ведь главную смысло­вую нагрузку в экспозиционном комплексе несут не тексты, а подлинные музейные предметы.

В следующей графе дается перечень музейных предметов, которые планируется экспонировать в данном разделе экспозиции. Наименования экспонатов желательно давать с их атрибутивными признаками и номера­ми шифров по инвентарной книге музея. Выбирая музейные предметы к конкретной экспозиционной теме, необходимо помнить о размере экспозиционной площади и не стремиться включить в раздел  все имеющиеся по этой теме музейные предметы, а только те, которые наиболее эффек­тивно позволят раскрыть экспозиционную тему. Перегруженные экспо-натурой экспозиции выглядят весьма неэстетично и затрудняют образное восприятие экспозиционного комплекса. Целесообразно также учиты­вать и физическое состояние музейных предметов и планировать к экспо­нированию только те, на сохранность которых экспозиционное использо­вание не повлияет отрицательно. Важно иметь в виду и некую масштаб­ную соразмерность экспонатов, дабы крупные предметы не влияли на восприятие более мелких, чтобы посетитель мог достаточно хорошо рас­смотреть любой экспонат на стенде или в витрине.

В пятую графу включаются наименования научно-вспомогательных материалов с указанием места их нахождения (НВФ № 30; газета «Ком­сомольская правда», 1987, № 103); или способа их изготовления (снять увеличенную ксерокопию листовки (ОФ № 98); изготовить масштабную модель истребителя ЯК-3 и т.п.). Необходимо указывать и размеры науч­но-вспомогательных материалов, что дает представление о заполнении экспозиционной площади.

В последней графе даются тексты этикетажа к каждому экспонату. Еще лучше, если в этой графе будут представлены и более широкие тек­сты, показывающие взаимосвязи между экспонатами и их назначение в раскрытии данной темы. Таким образом, можно получить своеобразную канву будущей обзорной экскурсии.

Конечно, создание тематико-экпозиционного плана - работа кропот­ливая и трудоемкая, однако она позволяет детально разработать и пред­ставить научную и идеологическую суть предлагаемого экспозиционного решения.

Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. Совре­менные музееведческие методики предполагают две основные формы ху­дожественного проектирования экспозиции - генеральное решение и эс­кизный проект, конечной задачей которых является формирование худо­жественного образа экспозиции, адекватно выражающее ее научное и идеологическое содержание.

В процессе художественного проектирования разрабатываются эски­зы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о том, как будет выглядеть будущая экспозиция. Архитектурно-художественный проект должен от­разить художественно-стилевое и пространственное решение каждого раздела, пропорции экспозиционных площадей, способы выделения экс­понируемых материалов, конструктивные особенности экспозиционного оборудования, установку технических средств, характер освещения (естественного и искусственного), экскурсионные маршруты, систему ориен­тирования и т.п.

В процессе архитектурно-художественного проектирования осущест­вляется корректировка тематико-экспозиционного плана, разработка ра­бочих чертежей экспозиционного оборудования, определение характера и приемов использования аудиовизуальных и других технических средств.

После разработки и принятия Советом музея тематико-экспозицион­ного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. Многие музеи прежде чем монтировать экспози­цию, осуществляют так называемую раскладку. Для этого изготавливают монтажные листы в масштабе 1: 1 по отношению к будущим экспозицион­ным площадям (стендам, витринам, вертушкам, подиумам и т.п.) и графи­чески показывают на них размещение экспонируемого материала: музей­ных предметов, научно-вспомогательных материалов, ведущих текстов и этикетажа, технических средств и т.д. Монтажные листы помогают осу­ществить и зафиксировать компоновку экспозиции в соответствии с тематико-экспозиционным планом и архитектурно-художественным про­ектом, при необходимости внести в них коррективы и служат своеобраз­ной «калькой» при монтаже экспозиции. Естественно, в процессе монта­жа экспозиции также могут вноситься некоторые изменения в проектные решения, поскольку во время экспозиционного проектирования невоз­можно предусмотреть все детали.

Актив школьного музея - и учащиеся, и педагоги - не имеют специ­альных знаний и практического опыта разработки и создания экспози­ций. Поэтому целесообразно посетить ближайшие музеи, как государст­венные, так и негосударственные, чтобы посмотреть их экспозиции и вы­ставки с точки зрения компоновки научных материалов, художественно­го оформления экспозиции, техники изготовления экспозиционного обо­рудования, использования технических средств, проконсультироваться с профессиональными музейными экспозиционерами. Специалисты музея могут порекомендовать или предоставить возможность изучить специ­альную литературу. Все это поможет активу школьного музея выйти на собственные оригинальные решения, избежать разного рода ошибок при создании экспозиции своего музея. Ведь даже профессиональные музей­ные работники не упускают возможности посетить другие музеи, вновь открываемые выставки не только для знакомства с ними, но и чтобы изу­чить новые тенденции и технологии в научном и художественном оформ­лении экспозиций.

В процессе проектирования и монтажа стационарной экспозиции или выставки музея могут принимать участие не только активисты школьно­го музея, но и весь коллектив учреждения образования - дело найдется каждому. В этой работе могут реализовать свой творческий потенциал и те, кто любит рисовать, слесарничать, столярничать, шить, создавать мо­дели, и кто увлекается фотографией, видеосъемкой, электроделом и т.п.

Если, например, вся школа увлечется созданием экспозиции, то реше­ние отдельных задач этой работы, вероятно, можно включить и в предме­ты учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции, на уроках чер­чения - выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и друго­го экспозиционного оборудования, на уроках труда - его изготавливать, на уроках рисования - выбирать варианты художественного оформле­ния, на уроках литературы и русского языка - составлять и отбирать ва­рианты информативно-лаконичных ведущих текстов, аннотаций и эпи­графов, на уроках биологии - готовить образцы растительности и почв, на уроках математики - осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость и т.п.

Главное, чтобы создатели музея загорелись желанием сотворить свое оригинальное произведение экспозиционного искусства, реально оцени­ли и использовали свои интеллектуальные, творческие силы и материаль­ные возможности, и тогда все у них получится.

 

ОРИЕНТИРОВАНИЕ В МУЗЕЕ

Экспозицию школьного музея, как и всякого другого, целесообразно организовать таким образом, чтобы любой посетитель мог легко в ней ориентироваться. Для этого служит система указателей, оглавительных текстов и этикетажа.

Разработку системы ориентирования в музее начинают уже на стадии формирования концепции экспозиции и детализируют на всех последую­щих этапах: тематико-экспозиционный план, архитектурно-художествен­ное проектирование, монтаж экспозиции.

При входе в музей, кроме специальной титульной доски с полным на­именованием музея, можно повесить схему расположения экспозиции, особенно если она размещается в нескольких залах, пусть даже и не сооб­щающихся между собой. На схеме сплошной или пунктирной линией яр­кого цвета необходимо показать рекомендуемый маршрут осмотра экспо­зиции. Если на самой схеме экспозиции нельзя указать названия ее разде­лов, то на чертеже их обозначают цифрами, а под ним дают расшифровку названий разделов.

Залы, если их больше одного, также номеруют. При входе в зал веша­ют табличку с его номером, а если залы имеют какие-то индивидуальные названия, то указывают и их. Например: «Зал боевой славы выпускников школы», «Зал спортивной славы школы», «Мемориальный класс Ю.А.Га­гарина» и т.п.

Непосредственно в экспозиционных залах применяют указатели, оглавительные тексты и этикетаж. Если экспозиция имеет сложную конфи­гурацию, применяют указатели (изображение стрелок с надписями: «На­чало осмотра», «Продолжение осмотра», «Выход»).

Каждый раздел экспозиции предваряют заголовком. Название раздела принято размещать над экспозиционным комплексом, относящимся к данному разделу экспозиции. Заголовок должен быть лаконичным и от­ражать сущность экспозиционного комплекса. Например: «Наши учите­ля», «Оборона города», «Природные ресурсы края» и т.п. Если раздел экс­позиции состоит из нескольких подразделов, которые отражают самосто­ятельные темы или события, то их также обозначают заголовками. На­пример, раздел экспозиции «Природные ресурсы края» может иметь не­сколько самоценных подразделов; «Полезные ископаемые», «Пушные звери», «Лекарственные растения» и т.п.

Каждый экспонат экспозиции, подлинный или копийный, снабжают этикеткой (аннотацией). Этикетаж позволяет посетителям музея как бы самостоятельно «читать» экспозицию без помощи экскурсовода. Этике­таж может выполняться как на отдельных бумажных этикетках, так и на самих экспозиционных площадках: стендах, вертушках, подиумах и т.п. Желательно только, чтобы во всей экспозиции или экспозиционном ком­плексе этикетки выполнялись в одном стиле: цвет бумаги или иного ис­пользуемого материала, размер и цвет шрифта и т.п.

Иногда непосредственно рядом с экспонатами этикетки разместить невозможно или нецелесообразно. В таком случае экспонаты нумеруют (рядом с экспонатом наносят его порядковый номер), и в каком-то удоб­ном месте экспозиционного комплекса выполняется этикетаж в соответ­ствии с порядковыми номерами экспонатов. Важно лишь чтобы экспони­руемые материалы и этикетаж к ним могли одновременно находиться в поле зрения посетителя, и ему не приходилось бы отходить от стенда, пе­реворачивать планшет вертушки, низко наклоняться или вставать на цы­почки, чтобы прочитать этикетки, относящиеся к данному экспозицион­ному комплексу.

Текст этикетки состоит их двух частей: названия экспоната и аннота­ции к нему. При этом название экспоната, в каком бы разделе он ни поме­щался, сохраняется в соответствии с его научным описанием в «Инвен­тарной книге музея», а аннотация может изменяться в зависимости от це­лей его использования в экспозиционном комплексе. Например, идентичные фотографии одного человека могут экспонироваться в разных разде­лах экспозиции. Скажем, в разделе «Коллективизация сельского хозяйст­ва» к фотографии может прилагаться этикетка: «Смирнов Иван Федоро­вич (1889-1947 гг.) - первый председатель колхоза «Маяк» (1931-1941 гг.)», а в разделе «Партизанское движение» - «Смирнов Иван Федорович (1889-1947 гг.) - организатор и командир партизанского отряда «Мсти­тель» (1941-1943 гг.)».

В школьном музее очень важно включать в экспозиционные разделы или в этикетаж специальные пояснения о тех учащихся и местных жите­лях, кто собрал или передал в музей конкретные краеведческие материа­лы. Это является дополнительным стимулом для новых поколений крае­ведов и вызывает доверие к музею у земляков, которые видят, что береж­но сохраняются не только сами собранные материалы, но и память о тех, кто их нашел или передал в музей.

При экспонировании научно-вспомогательных материалов необходи­мо указывать в этикетаже, откуда взяты эти материалы или где находит­ся подлинник, а в некоторых случаях указывается и автор этих материа­лов. Например, если экспонируется фотография какого-нибудь недвижи­мого памятника истории и культуры или объекта природы, то необходи­мо указать на этикетке название объекта, место его нахождения, автора снимка и время съемки: «Ильинская церковь, с. Юрьево Котельничского района Кировской области. Фото А.Иванова, март 1990 г.» При экспони­ровании текстов или их фрагментов из печатных изданий указывают ав­тора текста (статьи, очерка и т.п.), название и выходные данные издания. Если экспонируется репродукция произведения изобразительного искус­ства, изображение памятника истории и культуры, хранящегося в другом музее, то обязательно указывают место нахождения подлинника, напри­мер: «К.А. Васильев. «Прощание славянки». Музей творчества К.А.Ва­сильева, г. Москва».

При составлении этикеток к экспонатам (подлинным музейным пред­метам или научно-вспомогательным) необходимо стремиться к тому, что­бы констатирующая часть этикетки отражала точное название экспоната и место нахождения оригинала, а аннотирующая часть в лаконичной фор­ме показывала смысловое значение экспоната в данном экспозиционном комплексе.

Иногда оглавительные тексты и этикетаж не позволяют достаточно полно раскрыть смысловое или научное содержание экспозиционного комплекса. Тогда используют пояснительные тексты, которые содержат дополнительную информацию, относящуюся к данному разделу экспози­ции. Например, к разделу экспозиции «Учителя и выпускники школы - участники войны» могут быть приведены статистические данные о коли­честве педагогов и учащихся школы, участвовавших в Великой Отечест­венной войне, о количестве погибших и пропавших без вести, о количест­ве награжденных различными боевыми наградами и другие сведения.

Важно чтобы оглавительные и пояснительные тексты, этикетаж орга­нично вписывались в экспозицию, не нарушали ее архитектурно-художе­ственный образ.

Хорошо продуманная система указателей, этикетажа, оглавительных и пояснительных текстов помогает посетителям самостоятельно ознако­миться с экспозицией, получить довольно полное представление о ее на­учном содержании, а для экскурсоводов эти тексты выполняют роль свое­образных тезисов при проведении экскурсий.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь