Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Учебники по математике, русскому языку и литературе. 1965-1980 гг.



Для экспозиционного комплекса может быть составлена и общая аннотация, в которой акцент сделан на значении события или мемориального лица. Например, в одном из школьных музеев к комплексу «Греческие колонии», содержащем ма­териалы археологической экспедиции «Митридат - 96», написана следующая аннотация:

С VIII в. до н.э. на берегах Средиземного, а позже и Черного морей стали возникать торговые поселения. В V в. до н. э. - IV в. н. з. в Северном Причерноморье существо­вало Боспорское царство. Объединяло греческие города-колонии Феодосию, Фанагорию, Горгиппию и др. Столица - Пантикапей (современная Керчь). Уничтожено гуннами. Карта греческих колоний. Фрагменты керамических изделий. Монеты.

Все предметы изготавливались в Пантикапее.

Экспедиции «Митридат - 96» Музея изобразительных искусств имени.

А. С. Пушкина. Материалы переданы в школьный музей выпускницей школы 1998 г. Поляковой Таней.

Как правило, общая аннотация составляется к различным музейным коллекциям: камней и ми­нералов, нумизматики, открыток, марок и др. Уместны аннотации к «жизненным комплексам» - группам различных предметов, объединенных и экспонируемых так, как они размещались и «жили» в естественной для них среде бытования. Это может быть интерьер помещения со всеми характерными для него предметами; биогруппа, представляющая растительный и животный мир в определенных климатических условиях.

Особо стоит отметить, что тексты обобщаю­щего характера - оглавительные, ведущие, объяснительные - наиболее трудны для воспри­ятия. Результаты наблюдений за одиночными посетителями свидетельствуют, что эти тексты чи­таются значительно реже, чем этикетки к конкретным экспонатам. Это объясняется тем, что они содержат информацию, связанную с крупными фрагментами экспозиции, т. е. соот­несены с конкретным экспозиционным материалом более свободно. Поэтому принцип «от пред­мета к комментарию» при восприятии этих текстов, как правило, действует менее последо­вательно. Отсюда необходимость их строгого от­бора и использования особых приемов привле­чения внимания к ним посетителей (цвет, шрифт, размещение).

В настоящее время наметилась тенденция к сокращению и экспозиции текстов различных ви­дов, унификации системы текстов. Особенно оче­видно это проявляется в выставочной деятельности музеев. Например, ведущий текст часто выполняет еще функцию оглавительного и объяс­нительного текста, а этикетаж, о котором речь ниже, включает одновременно и пояснительную часть. Наличие или отсутствие в экспозиции тек­стов обобщающего характера обусловлено конк­ретным экспозиционным решением. Но в любом случае авторы экспозиции должны помнить о проблемах их восприятия и стремиться к лаконизму их использования.

Этикетажем в музее называется совокуп­ность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному эк­спонату. Ее содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музей­ного предмета.

Грамотно и тщательно составленный этике­таж - существенный компонент экспозиции, значительный фактор повышения ее эффектив­ности. Работа над этикетажем, как подчеркивала одна из опытнейших музейщиков А. Б. Закс (см.: Закс А. Б., 1987), носит строго научный характер. Зачастую, прежде чем составить этикетку, надо атрибутировать предмет, т. е. точно выяс­нить все необходимые данные: кто изображен на фотографии рядом с писателем, в каком году сде­лан снимок; в каких спектаклях играла актриса в этом костюме и т. д. Еще раз напомним, что му­зейный предмет обладает емким информацион­ным потенциалом. Представленный в разных эк­спозициях, он может сопровождаться этикетками весьма различными по содержанию. Все это оп­ределяет сложность и ответственность работы над этикетажем. Поэтому и нам следует проанализировать этот вопрос более обстоятельно.

Составление этикетажа

В рекомендациях Музея современной исто­рии России (бывш. Центральный музей революции СССР) по составлению этикетажа предлага­ется условное разделение этикетажа на две группы: одиночный (индивидуальный) и «пучко­вый» (см.: Этикетаж итексты в музейной экспозиции. Методические рекомендации, 1990). Под одиночным этикетажем понимается система, при которой каждому экспонату дается отдельная эти­кетка. Когда в экспозиции представлен комплекс материалов (значки, медали, марки, образцы ору­жия и т. д.), то применяют «пучковый» этикетаж. Все экспонаты, входящие в комплекс, нумеруют­ся, и на одну этикетку выносят цифровые обо­значения, собирая аннотации как бы в один пу­чок.

В музейной практике сложилась определен­ная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основ­ных компонента:

- название предмета;

- атрибуционные данные: сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской
принадлежности, социальной и этнической сре­де бытования, историческом и мемориальном
значении;

- дата.

Прокомментируем сказанное примером:

В. А. Молодцов (1911 - 1942 гг.). Герой Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны под именем Павла Бадаева возглавлял диверсионно-разведывательный отряд, который действовал в оккупирован­ной Одессе. С фотографии 1941 г.

В этикетке, как было сказано, выделяется на­звание предмета, но это отнюдь не повторение на­звания, зафиксированного в учетной документа­ции. Оно дается обычным литературным языком без инверсии («Хрустальная ваза», а не «Ваза хру­стальная»). При назывании предмета учитывает­ся прежде всего тема, которая должна быть рас­крыта с его помощью. Так, название «стол» ничего не прибавляет к тому, что посетителю ясно и без этикетки. Если нужно подчеркнуть материал, из которого он сделан, в названии будет указано:

«Стол из красного дерева»; если важнее выявить мемориальный характер этого предмета - описывается принадлежность его историческому де­ятелю, а в том случае, если следует отметить его изготовителя, дается указание на авторство.

Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача - дать минимум необходимых сведений. В то же время в них должны быть выявлены раз­личные стороны музейного предмета: мемориальность, редкость или, напротив, типичность эк­споната, его связь с местной историей. Те экспонаты, которые имеют особую ценность, од­нако не обладают внешней привлекательностью, должны иметь аннотацию более обстоятельную.

Каждую часть этикетки рекомендуется начи­нать с новой строки. Название можно выделить укрупненным шрифтом. Атрибуционные данные помещаются непосредственно под названием или в конце этикетки. Для них можно использовать курсив. При составлении этикетажа целесообраз­но включить в текст этикеток те характеристики предмета, которые придают ему особую музей­ную ценность - «Из коллекции...», «Передан в дар музею...», «Экспонируется впервые», «Ред­кий», «Уникальный» и т. п. Дополнительные све­дения, включаемые в этикетку, очень разнообраз­ны. Они во многом зависят от темы и состава экспозиционного комплекса. Основное назначе­ние этих сведений - расшифровать «скрытую» информацию, заключенную в предмете. Наметим основные аспекты содержания дополнительных сведений.

Первый аспект. Содействие раскрытию со­держания экспозиции, выявление связи данного экспоната с отраженными в ней историческими фактами и явлениями. Например, в теме «Развитие промышленности в районе» к фотографии завода:

Завод основан в 1868 году. Оборудован английскими станками.

В 1890 году числа рабочих превышало 5000 человек.

Второй аспект. Пояснения к экспонатам. К вещественным памятникам даются сведения об их назначении и бытовании, истории создания, о составных частях. При этом к орудиям труда и производства, к бытовым вещам, в настоящее время редко встречающимся или вышедшим из употребления (соха, прялка, светец, инструмен­ты ручной добычи угля и пр.), можно дать названия отдельных их частей и деталей с объяснени­ем их действия.

Плуг.

Использовался для пахотных работ в крес­тьянских хозяйствах России в XIX -первой четверти XX вв.

 

Пришва — передний навой.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь