Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕКСТ В ЭКСПОЗИЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ



Г.В. Денисова

Необходимой частью подготовки экспозиций и выставок школьных музеев является подбор и составление текстов. Существенные черты музей­ного предмета могут остаться незамеченными, непонятыми рядовым посетителем. Сколько бы посетитель ни рассматривал выставленный предмет, он не может обнаружить так называемую скрытую информацию, которая лежит за преде­лами зрительного восприятия и извлекается лишь в результате всестороннего изучения предмета. С этой целью в экспозицию включаются пись­менные тексты разного характера и назначения, а иногда и комментарии, записанные на магни­тофонную пленку. Правильное использование текстов обогащает содержание экспозиций и по­вышает ее воздействие.

Тексты в экспозиции представляют собой це­лостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам и темам, ан­нотаций, этикеток, указателей. Не будучи экспонатами, они являются вспомогательным элементом экспозиции, выступают в служебной функции и занимают подчиненное положение по отношению к музейному предмету. Однако роль их при этом остается чрезвычайно существенной.

Роль текста в экспозиции и требования к его составлению

Необходимость включения текста в экспози­цию обусловлена тем, что музейный предмет об­ладает двумя уровнями коммуникативности. Пер­вый уровень характеризует информацию, которая выражается через внешние признаки предмета (цвет, объем, фактура, утилитарное назначение) и обычно не требует специального комментария. Второй соотносится с признаками, которые скрыты для непосредственного восприятия (это сре­да бытования предмета, его связь с исторически­ми фактами, с общественными событиями) и могут быть раскрыты только с помощью коммен­тария.

В процессе восприятия экспозиции на посе­тителя воздействует как визуальная информация (предметная основа экспозиции), так и вербаль­ная (система текстов). Их взаимодействие позво­ляет полностью раскрыть значение музейного предмета, прочесть «музейное сообщение».

Система текстов создается в ходе проектиро­вания экспозиции с учетом того, что они должны быть ясными, однозначными и доступными для всех. Ведь это особая форма общения музея с посетителем, а поэтому текст должен заклю­чать в себе всю необходимую информацию, быть понятным, а иногда и эмоционально воздействующим. Безупречность научного содержания должна сочетаться в нем с точностью и предельной краткостью формулировок. В то же время при со­ставлении текстового комментария к экспозиции необходимо учитывать многоплановость музей­ной экспозиции. Поэтому комментарий может со­держать сведения, которые необходимы для всех, равно как и те, которые заинтересуют лишь часть посетителей.

И все же, как подчеркивают специалисты (см.: Юхневич М. Ю., 1979, 1989), одним из важнейших требований, определяющих подход к тексту, является лаконизм. Это соответствует современному экспозиционному стилю, который отмечен строгим отбором экспонатов, выделени­ем наиболее значимых фрагментов экспозиции, а также редких, уникальных музейных предме­тов.

Говоря о требовании лаконизма музейного текста, следует подчеркнуть, что процесс чтения в музее особенно труден. Это объясняется зна­чительным напряжением, связанным с рассмот­рением экспонатов. Посетитель с трудом воспри­нимает ту текстовую информацию, которую легко усвоил бы при чтении печатного материала (т. е. будучи не посетителем музея, а читателем). По­этому перегрузка экспозиции текстовым матери­алом только снижает ее познавательное значение. Исследования показали: чем больше текстов, тем меньше читают посетители.

Внимание к тексту зависит от интереса по­сетителя к экспозиционному материалу. Знакомство с экспозицией строится, как правило, по принципу «от предмета к тексту», который дол­жен активизировать возникший интерес, дать оп­ределенное направление пониманию увиденно­го, настроить на детальное рассмотрение. Однако часто посетитель встречает в экспозиции коммен­тарий, который никак не раскрывает своеобра­зия экспозиционного материала и поэтому не способствует его восприятию. Приведем приме­ры:

Письмо старшего сержанта И. В. Сергеева родителям.

Таково содержание этикетки. Однако пись­мо написано Сергеевым за несколько часов до гибели, и эту важную информацию необходимо было отразить в тексте.

Другой пример. В экспозиции школьного му­зея представлены книги В. М. Шукшина и к ним дается лаконичная этикетка: Книги В. М. Шукшина.

Уместно, однако, было бы дополнить эту эти­кетку сведениями о том, что книги были переданы женой Василия Макаровича Л. Федосеевой-Шукшиной при поселении школьного музея.

Составляя комментарий, экспозиционе­ры, к сожалению, часто ориентируются на экскурсанта, которому текстовой комментарий по существу не нужен, игнорируя тех, кто смотрит музей самостоятельно. Авторы экспозиции не выделяют в текстовом комментарии то, что определяет специфику экспоната, а это приводит к некоей «зашифрованности» экспозиции и значи­тельно усложняет процесс ее восприятия. Оди­ночный посетитель не может оценить истинное значение экспоната, комплекса, понять содержа­ние экспозиции в целом. Таким образом, лако­низм не является лишь синонимом краткости. Он проявляется в умении коротко сказать о главном, сделать необходимый смысловой акцент,

В то же время часто текст содержит избыточ­ную, недостаточно соотнесенную с экспозицион­ным материалом информацию. Это приводит к замене показа комментированием: текст утрачи­вает свою музейную специфику. Подобное явле­ние сопровождается, как правило, длиннотами (вплоть до текстовых повторов), обилием циф­рового материала, стилистическим подчинением текста языку газетной полосы.

Лаконизм текста предполагает, что внимание посетителя должно быть направлено на те сто­роны материала, которые определяют его место в системе экспозиции. Сравним две этикетки к моделям.

Шагающий экскаватор ЭШ 14/75

Производство УЗТМ, емкость ковша 14 куб. м, длина стрелы 75 м, вес ковша 45 т, вес экскаватора 1360 т, общая мощность двигателя 5000 квт. Экскаватор за 1 минуту переносит 14 куб. м. на расстояние 150 м. Первый ЭШ 14/75 производительностью 3 млн. тонн в год изготовлен в 1951 г. Руководит ель проекта Сатовский Б. И.

Нефтебуровая установка «Уралмаш - 1». Первые три комплекса Уралмашзавод

пустил к 7 ноября 1945 г. При помощи этого оборудования в 1980-х годах добывалось 80% нефти и газа в стране.

Первая аннотация содержит чрезмерно под­робную техническую характеристику, уместную лишь в школьных музеях-мастерских, музеях-ла­бораториях, вторая - необходимую и экспозиционно оправданную информацию.

Виды текстов

Тексты в экспозиции принято разделять на следующие виды: оглавительные, ведущие, объяснительные, этикетаж

Оглавительные (заглавные) тексты помо­гают ориентироваться в экспозиции. Их задача - дать «путеводную нить» к осмотру экспози­ции, выявить ее тематическую структуру. К оглавительным текстам относятся названия всех от­делов и залов музея, экспозиционных тем, разделов или комплексов.

Например, оглавительными текстами в экс­позиции школьного краеведческого музея могут быть наименование зала, типа: «Наш родной край - Лианозово» или наименование отдельной
темы этого зала: «Семья Лианозовых». Оглавительным является и текст-название конкретного
экспозиционного комплекса, типа: «Храм Крестовоздвиженья в Алтуфьеве». В экспозиции
школьного музея «Свиблово» одна из тем озаглавлена: «Их имена в названиях улиц», а экспозиционный комплекс, посвященный историку и писателю Н. М. Карамзину, назван: «Колумб истории Российской».

Разновидностью оглавительных текстов счи­таются и текстовые указатели осмотра экспозиции («начало осмотра», «продолжение осмотра» и т. п.).

Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Его назначение - в яркой, четкой и концентрированной форме выразить основную идею экспозиции, выявить смысл и содержание какого-то ее раздела, темы или комплекса. Широко используются в качестве ведущих текстов отрывки из воспоминаний, пи­сем, дневников, записей, сделанных героями эк­спозиции, т. е. материалов, имеющих ярко выраженный личностный характер.

Размещение текстов определяются их назна­чением. Текст, охватывающий содержание всего зала, помещается в начале экспозиции на видном месте. В некоторых случаях тексты даются к разделам и экспозиционным комплексам. Например, текст к разделу «Медведково и XIX в.» в экспо­зиции школьного краеведческого музея содержит поэтические строки художники Константина Ко­ровина из егорассказа «Меценат»:

А в Медведково на лугу, за кривой сосной - даль голубая, придешь к речке Чермянке, она чистая, в овражках около еще лежат снега, - шумит, быстро мчится вода сквозь красные прутья кустов.

При использовании текста-цитаты можно указывать источник, но не всегда. Большая или меньшая подробность ссылки зависит от содер­жания текста и от условий помещения текста в экспозиции. В литературной экспозиции умест­но использовать слова самого писателя: выдержки из автобиографии, из произведений или писем. При этом чаще всего указывается лишь автор строк. При цитировании вместо пропущенных слов обязательно ставятся отточия. Вклю­чать в текст-цитату поясняющие слова не реко­мендуется.

Объяснительный текстпредставляет собой комментарий к залу, теме, комплексу. Он содержит информацию, которая дополняет и обогаща­ет зрительный ряд, содействует целостному восприятию экспозиционного образа. Объясни­тельный текст к комплексу должен помочь посе­тителю воспринять его как целое и одновременно понять место в нем каждого экспоната. Текст к комплексу может представлять собой систему этикеток, в каждой из которых содержатся упо­минания события, которому посвящен комплекс. Например, к экспозиционному комплексу, посвя­щенному истории гимназии 1506, составлена сле­дующая аннотация:

Первый звонок. Открытие общеобразова­тельной средней школы № 273, 1 сентября 1968 г. Сочинение по литературе ученицы 8 класса «А» Ивановой Кати. 1968г.

Школьная форма образца конца 1980-х гг. выпускницы гимназии 1997 года Синель­никовой Алены.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь