Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия как наука о мышлении, или логика разумного мышления



Философия есть теория и предельно общий метод познания. Поэтому двумя важными ее понятиями являются категории субъекта и объекта ( = предмета) познания. Объект познания - то, что познается, то, на что направлено познание. Субъект познания - тот, кто познает, занимается познанием. Производными от этих категорий являются понятия субъективного и объективного. Если объективное есть независящее от субъекта, то субъективное - зависящее от него. Впрочем в разных философских системах понятия как субъекта и объекта, так и субъективного и объективного трактуются далеко не одинаково.

Философия есть теория и предельно общий метод познания. Но познание - сложный процесс, включающий две ступени. Первая из них называется сенситивным (от лат. sensus - чувство, ощущение), или чувственным, познанием, вторая - рациональным (от лат. rationalis - разумный, рассудочный, умственный), или умственным, познанием. Другие названия второй ступени познания - мышление, рассудок, разум, интеллект.

Общепризнано существование у человека пяти внешних органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Как считает наука (психология, физиология органов чувств, физиология высшей нервной деятельности), познание внешнего объективного мира начинается с воздействия предметов этого мира на органы чувств человека. Оно порождает нервные импульсы, которые по нервным волокнам идут в высший отдел головного мозга - в кору его больших полушарий. В результате в мозгу возникают зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные ощущения, отражающие отдельные свойства предметов внешнего мира.

Так как свойства существуют не сами по себе, а только как свойства предметов, то ощущения, порожденные действиями одного и того же предмета, в мозгу сливаются, и возникает целостный образ предмета внешнего мира, который именуется восприятием. Ощущения и их комплексы (восприятия) суть непосредственные образы внешнего мира. Они существуют в мозгу до тех пор, пока продолжается воздействие предмета на органы чувств. С прекращением этого воздействия ощущения и восприятия исчезают, но следы внешнего воздействия сохраняются в коре головного мозга. Эти своеобразные корковые (кортикальные) отпечатки называются энграммами (от греч. «энцефалос» - мозг и «грамма» - буквально письменный знак, а в качестве последней части сложного слова - запись).

Когда энграммы возбуждаются, то возникают образы предметов, которые ранее воздействовали на органы чувств (и тем самым на мозг) человека, но которых сейчас нет. Эти образы принято называть представлениями. Они в отличие от ощущений и восприятий являются опосредованными образами внешнего мира.

Для подавляющего большинства естествоиспытателей ощущения, восприятия, представления (воспроизведения, репродуктивы) бесспорно суть образы внешнего мира. «Главная функция зрительной системы, - пишет, например, крупнейший современный биолог, лауреат Нобелевской премии Фрэнсис Крик (1916-2004), специально занимавшийся исследованием механизмов зрения, - состоит в построении образов предметов внешнего мира в нашей голове. Это делается с помощью сложных сигналов, поступающих на сетчатку наших глаз»[81]. Виднейший американский специалист в области нейробиологии Гордон М. Шепард считает, что конечной целью того раздела этой науки, который занимается сенсорными системами, «является выделение функциональных элементов восприятия - механизмов построения образа внешнего мира в нашем восприятии»[82].

С подобного рода взглядами согласно большинство философов-материалистов. Для них ощущения, восприятия и представления сугь чувственные образы предметов внешнего мира.

Материалистическое понимание чувственного познания целиком и полностью согласуется с данными естествознания.

Чувственное познание, взятое само по себе, есть реагирование организма человека на внешние воздействия. Ни с какими другими процессами кроме процессов нервных, физиологических, биологических здесь мы не сталкиваемся. Управлять этими процессами человек не в состоянии. Поэтому методов чувственного познания нет и быть не может.

Иное дело - мышление, которое присуще только человеку. Оно выступает как определенная деятельность человека - умственная, то есть умственный труд. Человек оперирует понятиями, суждениями, ставит проблемы, создает гипотезы и теории и т. п. В результате он может прийти к истине, а может, напротив, впасть в заблуждение. Иначе говоря, он может мыслить правильным образом, а может - неправильным. Вот здесь и встает перед ним проблема овладения правильным образом, или, что то же самое, правильным методом мышления, то есть таким, который ведет к истине. Общий метод познания может быть только методом мышления. Философия, являясь всеобщим методом познания, с неизбежностью должна представлять собой всеобщий метод мышления. Но чтобы научиться управлять мышлением, нужно его исследовать. Поэтому философия с необходимостью является наукой о мышлении. Изучением мышления занимается не только философия, но и немалое число конкретных наук: физиология высшей нервной деятельности, нейрофизиология, психология, теория информации и т. п. Отличие философии как науки о мышлении от всех этих конкретных научных дисциплин состоит в том, что она исследует мышление под определенным углом зрения: мышление для нее есть процесс постижения истины.

Этого не делает ни одна из названных конкретных наук. Науку о мышлении, в центре внимания которой находятся проблемы его правильности или истинности, принято называть логикой. Философия, таким образом, есть логика.

Как уже говорилось, философия есть наука об истине. Но истину может дать только мышление. Истину способны нести лишь мысли. Поэтому философия, будучи наукой об истине, теорией познания, не может не быть наукой о мышлении, логикой. Именно так понимал ее Фридрих Энгельс ( 1820-1895). Вот что писал неоднократно беседовавший с ним русский литератор и переводчик Алексей Михайлович Боден (1870-1939): «Философию Энгельс определял как учение о мышлении, утверждая, что все остальное представляет лишь исторический интерес и давно уже является каким-то пережитком»[83]. Такого же мнения придерживался И. Дицген. Выше уже было приведено его высказывание, в котором он определял философию как науку о мышлении. Именно такой взгляд на философию стремились восстановить в 50-60-е гг. Э. В. Ильенков и В. И. Коровиков, за что и подверглись осуждению. Как вспоминает последний, на ученом совете философского факультета МГУ, где их громили, декан факультета Василий Сергеевич Молодцов (1898-1985) патетически воскликнул: «Куда они нас тащат! Нас тащат в мышление! », на что сидящие в зале студенты моментально среагировали: «Не бойтесь, вас туда не затащишь»[84].

Но сразу же необходимо уточнение. Существуют два вида мышления, один из которых принято называть рассудочным мышлением, или просто рассудком, а другой – разумным мышлением, или просто разумом (интеллектом). Рассудочное мышление есть мышление как субъективная деятельность человека. Разумное мышление есть мышление как объективный процесс, идущий по объективным, независящим от сознания человека законам.

Соответственно с подразделением мышления на рассудок и разум существуют и две науки о мышлении, две логики.

Наука о рассудочном мышлении носит название формальной логики. Она занимается вопросом лишь о правильности мышления, но не проблемой истины. Поэтому, зародившись в лоне философии, она в последующем отделилась от нее и стала особой самостоятельной наукой. Философия является не логикой вообще, а наукой лишь о разумном мышлении. Философия есть логика только разумного мышления.

Это отнюдь не означает, что философия не должна заниматься ни чувственным познанием, ни рассудочным мышлением. Ведь мышление непосредственно, прямо с объективным миром не связана, весь материал, на котором оно основывается, поступает к нему только через каналы чувственного познания.

Поэтому философия будучи наукой о мышлении, не может не заниматься чувственным познанием. Без этого мышление понять невозможно. Не может наука о разумном мышление обойтись и без выявления природы рассудочного мышления.

Разум не существует без рассудка. Они работают всегда только вместе. Более того, результаты работы разума, чтобы стать известными, должны быть облечены в формы, присущие рассудочному мышлению. Поэтому понять деятельность разума без выявления природы рассудка совершенно невозможно. Теория разумного мышления с неизбежностью является теорий человеческого познания в целом. Толька такая философия может открыть путь к познанию истины.

Так философия есть метод мышления, руководство для умственной деятельности, направленной на поиски истины, то тем самым появляется еще способ проверки истинности той или иной философской концепции. Этот способ – практика умственной деятельности. Если руководствуясь определенным методом мышления мы добиваемся успеха, приходим к истине, то данное философское теория верна. Если ли же тот или иной метод является бесполезным или, еще хуже, уводит в тупик, обрекает заблуждения, то эта философская концепция является ложной.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь