Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа.



Что же являет собой идеал жизни Ильи Ильича? Традиционно вслед за всей критикой и самим автором пр инято считать этим идеалом «Сон Обломова» с его несбыточно спокойной и ленивой Обломовкой. Нет там ничего «дикого и грандиозного»: ни моря, ни гор, ни всего, что пугает своей неизведанностью. Даже небо там «ближе жмется к земле, чтоб уберечь… избранный уголок от всяких невзгод». Обломовка и во сне Ильи Ильича лишена всякой романтики. Люди здесь, как и повсюду в России, меньше всего озабочены налаживанием собственного быта: все в разорении. Полуразрушенная и покосившаяся изба, в которую хозяин и не помещается, а «три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней»; галерея господского дома, по которой ходят только дворовые (господам запрещено, настолько она ветхая), вдруг обваливается, и «все дались диву, что галерея обрушилась, а накануне дивились, как это она так долго держится! ». Все любят рассказывать сказки, искусно избегая в них «всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались у него уже в рабстве до старости… Сказка… до конца жизни сохраняет свою власть». Так и грезит Илья Ильич волшебной страной, «где нет зла, хлопот, печалей, где хорошо кормят и одевают даром.

Сон является своеобразной метафорой всей жизнью героя. Бежать хочется, стремления вроде бы не дают покоя, а ноги не идут. Сон сковывает все существо Ильи Ильича. События и люди проходят мимо, как тени во сне. Он тянется к ним, а двинуться не может, все существо его спит. Сон как главное состояние Обломова, усиливает ощущение оцепенения всей его жизни. Это как бы пограничное состояние между жизнью и небытием. Илья Ильич не хочет пробуждаться, и, как слуга Захар ни старается, барин все же погружается в свой сладкий мир грез. Почему же Обломов не хочет жить реальной жизнью, а предпочитает плен сна? Может, оттого, что петербургское окружение его не устраивает, он не присоединен к нему, и поэтому, не найдя людей близких, Обломов бежит от деятельности? Все это так. Но вот приезжает Штольц – единственный друг Ильи Ильича, человек, который по-настоящему болеет за Обломова, хочет пробудить его к деятельной жизни.

 

Штольц и Обломов.

Несмотря на то, что Штольц и Обломов – друзья детства, условия, в которых они выросли, разительно отличаются.

В Штольце с детства воспитывалась привычка к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Он рано стал незаменимым помощником отца, чьи поручения регулярно выполнял, получая при этом жалование. Существенно, что он выходец из мещанского сословия, вероятно, не случайно, что он наполовину немец, приученный к деловитости и педантичности. Немаловажно, что мать его была русская, и он, благодаря ее мечтательности, душевности, причастности к искусству и широте натуры вышел из «узенькой немецкой колеи» на такую дорогу, «какая не снилась ни деду его, ни отцу, ни ему самому». Штольц сам пробивает себе эту дорогу в жизни. Его отец, служивший управляющим имением, крепостной фабрикой, был технологом и агрономом. Отсюда и жажда знаний у Штольца, который блестяще окончил университет в Москве, затем продолжил образование в Европе. Выйдя в отставку Штольц активно занимается коммерцией, не теряя при этом связи ни с чиновничьим, ни со светским миром, куда в конце концов вводит и Обломова.

Штольц постоянно пополняет и обогащает свои знания, много читает. Идеалом его жизни является осмысленный труд, который он определяет как «образ, содержание, стихию и цель жизни». Высокую духовность, доставшуюся ему от матери он успешно сочетает с активно практической деятельностью, трезвостью и расчетливостью, унаследованными от отца.

В замысел Гончарова входило изобразить положительный тип нового деятеля в России. Автор наделил Штольца массой положительных качеств: он преданно дружит с Обломовым, глубоко любит Ольгу, идут по жизни «твердо, бодро». Самое главное его достоинство заключается в том, что он непримиримый отрицатель и противник обломовщины в различных ее проявлениях. Именно он точно поставил диагноз болезни друга и нашел точное и убийственное слово: «Это… какая-то… обломовщина».

 

Проблемы любви в романе.

Прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней. Гончаров, несомненно, доброжелателен к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Несомненно, восхищает автора чувство долга, которым, прежде всего, руководствуется героиня, возвышенность её души, отражающаяся в прекрасном голосе. Всё это проявляется и во внешнем облике Ольги: «Нос образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые; признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли. То же присутствие мысли и в зорком, всегда бодром… взгляде серо-голубых глаз…» Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу…

Обломов все-таки очнулся ото сна. Он все более открывается для жизни. И знакомство его с Ольгой Ильинской (значимая фамилия! ) еще теснее подвигает Илью Ильича к необходимости действительного преображения. И то, что, уезжая, Штольц завещает Ольге следить за Обломовым, чтобы тот не погрузился опять в привычный ему ритм жизни, связывает усилия друга и еще более близкого человека, каким станет Ольга для Обломова, в единую нить, по которой Обломов должен выйти из темного лабиринта, удобного и привычного, но разрушающего его душу, - обломовщины.

«Настойчивый взгляд Ольги», как писал автор, сделал то, что не удалось Штольцу. Обломову перестало быть удобно в халате, в ленивой позе.

Будучи человеком естественным и прямодушным, обломов не может сделать Ольге дежурного комплимента, более того, дорожа ею, не может позволить фальши по отношению к ней. Ольга оказалась созвучна ему, она тоже не терпит никакой искусственности.

Перед нами открывается новый, чувствующий, живущий Обломов. Но, испугавшись внезапного чувства и не понимая всей его глубины, Илья Ильич приписывает его своего рода болезни. Обломов боится привязаться к кому бы то ни было всем сердцем, у него нет сил принять эту любовь, и он возвращается к прежнему своему состоянию, считая его уже для себя естественным. «Мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не справлюсь», - пишет он в письме.

Однако Ольга сумела развеять его сомнения, и вот они опять вместе, и верят в свое будущее счастье вдвоем. Обломов делает Ольге предложение, но парадоксальным образом пытается отдалить счастливую семейную жизнь и бесконечно откладывает официальную помолвку.

Переехав на Выборгскую сторону Обломов погружается в созерцание хлопот своей хозяйки – вдовы Пшенициной, которая бесконечно мила и предупредительна по отношению к нему. Так он и жил, как пишет автор, «слушая постукивание маятника, треск кофейной мельницы и пение канареек». Оправдываясь незначительными причинами, Обломов почти перестает бывать у Ильинских, вызывая беспокойство Ольги. Ему все еще кажется, что любит девушку, но от мыслей о предсвадебной суете, о подарках, которые ему и купить то не на что, и вообще о переменах в своей жизни, Илье Ильичу становится не по себе, и все чаще в его голове всплывают вопросы: «Господи» Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее? Зачем мы встретились? » Обломов мечтает о «едва ползущих явлениях семейной, мирно-хлопотливой жизни» и понимает, что с Ольгой, вено зовущей его куда-то, жаждущей от него изменений его «ленивого естества», этой спокойной, тихой жизни не будет.

Не дождавшись Обломова, Ольга приезжает сама, в очередной раз выдернув его из сонного состояния. Но полученное из Обломовки письмо о том, в каком запустении находятся дела, возобновляет его сомнения, и вот уже Ольга кажется ему постаревшей, «скованной, точно льдом». Разрыв неизбежен, хоть и болезненен для обоих.

И вот уже Захар снова накидывает не Обломова халат – символ его прежней жизни. По словам автора «все погрузилось в сон и мрак около него». У Обломова началась горячка.

Оправившись от болезни и от любви, Обломов много времени проводит с хозяйкой, которая «стала жить по-своему полно и разнообразно… без увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нервов», она «полюбила Обломова просто», такого, каков он есть. Теперь и Илье Ильичу не надо никуда стремиться, никак меняться.

Даже приехавший Штольц не может всколыхнуть былых чувств в Обломове, который просит его передать Ольге, что «погиб, умер, пропал». И в душе его уже не любовь, а «стыд и горе».

Стыдится прошлых чувств и Ольга, испытывая вину, что не разглядела невозможность изменить Обломова, которого просто придумала себе. Встреча со Штольцем приводит к пониманию, что только ему она может безгранично доверять. Именно на доверии и уважении строятся ее чувства к Андрею, с которым она развивается и совершенствуется, становится «выше, умнее и тоньше».

Ни женитьба на Агафье Пшеницыной, ни рождение сына Андрея не вернули Обломову радость жизни. Он медленно угасает, поручив перед смертью заботу о сыне Штольцу.

 

 

 


Тема 2.4

Иван Сергеевич Тургенев

(1818—1883)

 

Жизненный и творческий путь.  

В блестящей плеяде художников слова, идейно и творчески воспитанных передовой литературой и критикой 1840-х гг., Иван Сергеевич Тургенев занимает особое место. Он был характерным представителем классической русской литературы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи, играла важную общественную роль. Он по праву гордился своими «Записками охотника», которые способствовали освобождению крепостных крестьян. Его социально-психологические романы оказывали сильное влияние на российскую общественную мысль, ибо писатель, по словам Добролюбова, «быстро угадывал новые потребности, новые идеи… и в своих произведениях обращал внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество». Когда начинающие литераторы обращались к Тургеневу за советами, он никогда 198 не открывал им секреты своего мастерства, а серьёзно говорил: «Вы должны себя делать, человека из себя делать». Творчеству Тургенева свойственны глубокий психологизм, изящество и музыкальность языка и стиля, его женские образы очаровательны и подкупают своим обаянием. Его лиризм, вера в личность, человеческий разум обусловлены тем, что он был особенно тесно связан с наследием русского и западного романтизма и сложился как писатель в эпоху позднего романтизма 1840-х гг.

Детство будущего писателя прошло в имении матери Спасском-Лутовинове. Иван Сергеевич Тургенев принадлежал к старинному и богатому роду. Его предк упоминались в летописях времен Ивана Грозного. Однако к началу XIX века род Тургеневых обеднел, и молодой поручик кавалергардского полка Сергей Николаевич Тургенев решил поправить свое материальное состояние, женившись на одной из богатейших невест Орловской губернии – Варваре Петровне Лутовиновой.

Первые годы после женитьбы Тургеневы провели в Орле, где у них родился первенец Николай, а потом второй сын, Иван, который очень любил отца, занятого, к сожалению, только собой. В доме властвовала деспотичная Варвара Петровна, испытывавшая к маленькому Ивану ревнивую, эгоистичную любовь и требовавшая от сына взамен безграничного обожания отказа от всяких других интересов.

Бессмысленная жестокость странно сочеталась в характере Варвары Петровны с тягой к красоте. Она обожала природу, роскошный лутовиновский парк не имел себе равных. В поместье был домашний театр, богатая библиотека. Детям Тургеневых дали хорошее образование. Уж в раннем детстве Иван Сергеевич хорошо говорил и писал на нескольких языках. Любовью к русскому языку и литературе Тургенев был во многом обязан Леонтию Серебрякову – актеру и поэту в имении Лутовиново.

В 1827 году семья переехала в Москву, чтобы дети могли продолжить образование. Сначала Иван Сергеевич учился в частных пансионатах, затем успешно сдал экзамены в Московский университет, а через го перевелся на философский факультет Петербургского университета. К тому времени родители уехали за границу, так как отец был болен и нуждался в лечении.

Тургенев с удовольствием учился, был завсегдатаем театров и литературных салонов, много времени посвящал изучению философии. В студенческие годы он познакомился с профессором русской словесности Плетневым, в доме у которого впервые увидел Пушкина. К этому времени относятся его первые литературные пробы.

Окончив Петербургский университет, Тургенев продолжил образование в Берлине, изучая философию. В 1842 году по окончании Берлинского университета Тургенев вернулся на родину и поступил на службу в министерство внутренних дел, где начальником его оказался Владимир Иванович Даль – писатель и крупнейший знаток русского языка. Служба не принесла Тургеневу удовлетворения, и спустя полтора года он вышел в отставку.

В 1843 году вышло в свет отдельным изданием первое значительное произведение Тургенева – поэма «параша», которой критики дали блестящие рецензии. Успех произведения окончательно утвердил Тургенева на писательском пути.

Большую роль в судьбе Тургенева сыграла встреча с французской певицей Полиной Виардо, любовь к которой он пронес через всю жизнь. Варвару Петровну глубоко возмутили слухи об этой связи, и, желая удержать свое влияние на сына, она перестала высылать ему деньги. Тургенев отдалился от матери и стал профессиональным писателем, живущим за счет гонораров.

Вышедшие в 1852 году «Записки охотника» встревожили правительство. Поводом для его ареста стал некролог, написанный в связи со смертью Гоголя. Будучи в заключении Тургенев написал «Муму», придав барыне черты своей матери. После ареста писатель был сослан в свое имение, где написал несколько повестей. Но подлинная слава пришла к писателю с появлением его романов, где наряду с новым героем разрабатываются новые темы: революции, поиска смысла жизни, судеб «дворянских гнезд» и народа, взаимоотношений «отцов» и «детей». В 1855 году выходит его первый роман «Рудин», посвященный передовой дворянской интеллигенции.

Несогласный с рецензией Добролюбова на свой роман «накануне», Тургенев потребовал от Некрасова не печатать разгромную статью, и после его отказа покинул журнал «Современник», с которым сотрудничал несколько лет.

Осенью 1860 года Тургенев начинает работать над романом «Отцы и дети». Произведение еще не было закончено, когда вышел манифест об отмене крепостного права и появилась видимость свободы. Но очень скоро Тургенев убедился, что крестьяне вновь обмануты, а свобода оказалась мнимой. «Отцы и дети» были опубликованы в журнале «Вестник» в феврале 1862 года.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 1963; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь