Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Зарождение русской литературной критики
Впервые понятие критика возникает в России в середине XVIII века, но носит скорее обучающий характер. Кантемир, Тредиаковский, а потом и Ломоносов пытаются выстроить литературные правила, в первую очередь стихотворные, создать литературную теорию. То есть в XVIII веке литературная критика пытается решить проблему формирования русского литературного языка. Но уже в 1769 году Екатерина II посредством созданного ею журнала «Всякая всячина» вступает в литературную полемику с Н. Новиковым, работающем в журнале «Трутень». Предметом спора послужила поэзия Тредиаковского. А еще через несколько лет во вновь созданном «Собеседник любителей российского слова» императрица приглашает всех желающих присылать критические замечания на издаваемые произведения. Именно журналистика становится рабочим полем для критиков. В 1772 году из-под пера Н. Новикова выходит первый словарь русских писателей «Опыт исторического словаря о российских писателях», состоящих из 317 статей, которые содержали биографические и библиографические сведения о русских писателях. Таким образом ему отводится место основоположника русской критики. Дело Новикова продолжает Н. Карамзин, который в «Московском журнале» впервые вводит отдел критики, занявшей с тех пор ведущее место в журналистике. В начале XIX века появляется огромное количество новых журналов и альманахов. И все больше места занимают в них критические статьи, разворачивается критическая полемика. В первую очередь объектом критики становится литературный язык, но появляются и попытки пересмотра сложившихся литературных правил и канонов. Возникают первые литературные объединения, чьи участники полемизируют на литературные темы и попутно оттачивают свое ораторское мастерство. В конце концов в критике формируется два ведущих направления, поддерживающих «старых» и «новых» литераторов. Большой вклад в развитие русской литературной критики внесли декабристы: Вильгельм Кюхельбекер, Александр Бестужев, Владимир Одоевский. Не остался в стороне от такого важного литературного вопроса и А.С. Пушкин, создав большое количество критических статей, в том числе о литературных нормах. Степан Швырев, работающий в журнале «Московский вестник», а затем в журнале «Москвитянин» пишет критические статьи, посвященные уже Пушкину и его творчеству, а также произведениям Лермонтова и Гоголя. С этими же изданиями сотрудничал славянофил Иван Киреевский. Их мнение о литературных нормах категорически не разделял западник Белинский, безоговорочно признававший гений Пушкина. Именно Белинским, проделавшим огромную работу по становлению русской критики, она была возведена в ранг науки. После его смерти, в самом начале 1850-х годов, русская критика переходит в руки молодого поколения и главной ее задачей становится «воспитание вкуса публики». Одной из самых заметных фигур среди критиков становится Павел Анненков, главной заботой которого становится «единство формы и содержания» в художественном произведении. Из-под его пера вышли критические статьи, посвященные творчеству И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. Галерею русских литературных критиков XIX века пополнили А. Дружинин, В. Боткин, Н. Чернышевский, Д. Писарев, А. Григорьев, А. Писемский, Н. Добрлюбов, чьим высшим достижением стала статья «Что такое обломовщина? », а самой знаменитой статья «Луч света в тёмном царстве» о драме Островского «Гроза». Завершает духовные искания XIX века В. Соловьев, открывший двери произведениям серебряного века. Начало XX столетия стало отправной точкой в изменении идеологии, и первым критиком-марксистом принято считать Г. Плеханова, чья литературная критика стала немаловажной частью его политической деятельности. По его мнению, создаваемая пролетарская культура принципиально новый тип положительного героя. Большое количество работ Плеханова посвящено истории русской литературной критики как составной части освободительного движения в России. Подхватил эстафету теперь уже советской критики нарком просвещения А. Луначарский, проповедовавший принципы «позитивной эстетики». Основными объектами критики этого периода становятся Максим Горький и Леонид Андреев. Не остался в стороне от критической литературы и сам Горький, не будучи политиком, создавший замечательные образцы писательской критики. Значительное место среди литературных критиков XX столетия занимает Н. Бердяев, проделавший большой путь от марксизма до идеализма и «нового религиозного сознания». Его литературным соратником стал С. Булгаков - философ, экономист, богослов, политический и церковный деятель.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Читая Пушкина, можно воспитать в себе человека. В. Белинский
Значение творчества А.С. Пушкина не только для русской, но и мировой литературы трудно переоценить. Его плодотворное влияние отразилось на всех сферах русского искусства. Творчество поэта завершает становление русского литературного языка и формирование русской литературы, открывает новый этап в ее развитии. Пушкин — первый русский писатель, осознавший литературу как творение красоты. Отсюда проистекает его стремление к гармонии, ясности, романтической эмоциональности и реалистической точности. Великий поэт прошел вместе с литературой весь путь от классицизма к романтизму и стал основоположником русского реализма. Пьедесталом, которое оно по праву занимало, творчество Пушкина обязано не только его литературному гению, но и событиям, в которых протекала жизнь поэта. Это и общественный подъем, и александровские реформы, отечественная война 1812 года и восстание декабристов, живая связь литературных поколений, объединенных веком Просвещения, общение с первоклассными талантами и закон о «вольности дворянства». Все это и многое другое сформировало личность Пушкина, артистическую, устремленную к идеалу гармонии и совершенной красоты. В личности А.С, Пушкина естественным, и в то же время, удивительным образом сочетался художник и критик своих и чужих произведений, эстетическое наслаждение которыми не мешало рациональному анализу, а логика, в свою очередь, не подавляла чувства. Ни у одного писателя творчество не разграничивается такими жесткими рамками на определенные периоды, как у Пушкина. Причем, каждый творческий период наитеснейшим образом связан с периодом жизненным. Поэтому творчество поэта неотделимо от его биографии и будет рассмотрено именно в этой связи. Жизненный и творческий путь Поэт родился в Москве 26 мая (6 июня) 1977 года. Его отец Сергей Львович принадлежал к обедневшему дворянскому роду. Мать Надежда Осиповна была внучкой выходца из Северной Абиссинии Ибрагима Ганнибала. Гостеприимная семья Пушкиных с удовольствием принимала у себя гостей, в том числе видных литераторов. Отец Александра Сергеевича был страстным поклонником литературы, собравшим огромную библиотеку. Вторым его увлечением были любительские спектакли, в которых он с удовольствием принимал участие. Но, не смотря на полученное воспитание, обычное для дворянской семьи, русской грамоте будущий великий поэт обучался у бабушки Марии Алексеевны, няни Арины Родионовны и крепостного дядьки Никиты Козлова, его неизменного спутника в течение всей жизни. Благодаря этим людям Пушкин усвоил не только русскую речь во всей ее народной простоте и широте, но и «русский дух», свойственный его народу.
Лицейский период стал первым значимым этапом в жизни и творчестве поэта. Пушкин попал в привилегированное учебное заведение, когда ему исполнилось двенадцать и покинул его уже известным поэтом, чье несомненное дарование уже было замечено и принято. Глубоких знаний в лицее не давали, там, по словам самого поэта «учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Завершал Пушкин свое образование уже самостоятельно. Но в учебном заведении царила особая атмосфера, способствовавшая развитию творческих способностей своих учеников и воспитывавшая в них свободный дух, личную честь и достоинство. Благодаря этому лицеисты объединялись в некое «дружеское сообщество поэтов». Из этого дружеского союза родилась потом настоящая мужская дружба со многими бывшими сокурсниками, среди которых оказались Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Писать Пушкин стал с тринадцатилетнего возраста, но отправной точкой на своей поэтической стезе он считал встречу с Державиным, приехавшим на один из экзаменов и восхитившимся талантом молодого Пушкина. Эта судьбоносная встреча отразилась в поэтических строчках поэта: Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил. Таким образом, главная заслуга Лицея в том, что именно там Пушкин осознал себя Поэтом. Он лихорадочно впитывал знания и достижения своих литературных предшественников - Жуковского, Батюшкова, Державина. Не смотря на то, что все они были абсолютно разные, Пушкин учился у каждого из них и одновременно искал что-то свое. Так рождался творческий голос великого поэта. Общение с лицеистами, их взаимная переписка сделали основным жанром лицейского периода послание, а главной темой в силу возраста сала любовная. Главным героем лирики лицейского периода становится некий собирательный персонаж, никаким образом не отражающий мысли и характер самого Пушкина. Опираясь на опыт своих предшественников, Пушкин выковывал свой собственный стиль, сообразно собственным творческим взглядам и целям. В лицейских стенах среди прочих родились стихотворения «Желание», «Товарищам», «Разлука», «Воспоминания в Царском селе», объединившие в себе элегические мотивы и одический пафос. Петербургский период творчества (1817-1820). Окончив Лицей, полный творческих замыслов Пушкин вступает в новую пору своей жизни и с головой окунается в веселую и беззаботную жизнь Петербурга, где служит в Коллегии иностранных дел. Победоносное окончание войны 18212 года вселило в людей веру в собственные силу и ощущение безграничных возможностей. Молодежь жаждала деятельности и перемен. В активно возникающих литературных кружках и сообществах ведутся серьезные разговоры, наполненные вольнолюбивой страстью. Эта атмосфера породила новое направление в творчестве Пушкина — вольнолюбивую лирику. В этот период Пушкин сближается с П. Чаадаевым, знакомым ему еще с Лицея. Именно в нем находит поэт творческую и человеческую поддержку, именно ему обязан верой в собственные силы и в будущую славу. В это же время Пушкин сближается с членами тайных организаций — будущими декабристами, где царит атмосфера политического вольнодумства. Его лирика в этот период питается их идеями, в ней четко просматриваются результаты политических споров и резких суждений. Наиболее яркими стихотворениями той поры стали ода «Вольность», где Пушкин не призывает к свержению самодержавия, но высказывается против деспотизма самовластия и крепостного права; «К Чаадаеву», уже пронизанное желанием борьбы за свободу угнетенных масс, «Деревня», бичующее «барство дикое», присваивающее «и труд, и собственность, и время земледельца». Итог петербургскому периоду подводит поэма «Руслан и Людмила», выходящая за рамки всех известных жанров и поразившая читателей полной языковой свободой, объединившая в себе сказочный колорит и героическую историю. Южная ссылка (1820-1824). Вольнолюбивые мотивы, все чаще звучавшие в стихах молодого поэта не могли остаться незамеченными со стороны правящих кругов. Пушкину грозил арест и ссылка в Сибирь. И только благодаря заступничеству друзей Сибирь была заменена на южные губернии. Однако ссылка не стала тем суровым наказанием, на которое рассчитывал Александр I. Кавказ заворожил и очаровал Пушкина своей природой, древними легендами и гордыми, свободными людьми. Там же пришла и первая сильная любовь к дочери генерала, ветерана Отечественной войны, Марии Раевской. Это период расцвета романтизма в творчестве Пушкина, который сам оказался в ситуации, сходной с ситуацией романтического персонажа, находящегося в конфликте с окружающим миром, обречен на изгнание и скитальничество, погружен в атмосферу экзотики дальних стран. Открывается романтический период стихотворением «Погасло дневное светило». В нем в полной мере раскрывается одна из главных романтических черт — размышления лирического героя о жизни, судьбе, о мечтах и несбывшихся надеждах. Постепенно восторженное состояние, вызванное пребыванием на Кавказе, перерастает в глубокие размышления и следом в разочарование, уныние и душевный разлад, выразившийся в стихотворениях «Демон» и «Свободы сеятель пустынный». В последнем стихотворении Пушкин приходит к печальному выводу о том, что вольнодумцы поторопились со своими вольнолюбивыми идеями, которые на данный момент просто не могут найти отклика в душах порабощенного народа. Для того, чтобы семена свободы упали на благодатную почву, народу необходимо просвещение. Необразованный раб не может стремиться к свободе, потому что лишен возможности по достоинству оценить степень своей несвободы. Время изгнания дает Пушкину время на раздумья и возможность переоценить действующие правила, в том числе и литературные. Поэтому романтизм в его творчестве — это, в первую очередь, отказ строгих канонов классицизма, возможность выразить свободный полет мысли, высказать то, что в рамках классицизма просто не могло быть сказано. Наиболее ярко романтические черты проявились в поэмах «Цыганы», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Поэма — вообще излюбленный жанр романтиков, так как обладает всеми необходимыми для романтического произведения возможностями. Это лироэпическое произведение, где обязательно есть сюжет, хоть и не особенно развернутый. Герой поэмы, как правило, сложившаяся личность, которая находится в разладе с миром и с самим собой, наделенная повышенным желанием свободы и имеющая какую-то высшую цель. Для романтической поэмы обязательно наличие некоей экзотики, если для западной литературы экзотикой является Восток, то для России вполне экзотичен Кавказ. В центре романтического произведения, как правило, любовная интрига, а сюжет строится на столкновении цивилизованного (культурного) и нецивилизованного сознания. Все эти романтические составляющие присущи пушкинским поэмам времен Южной ссылки. Но есть и индивидуальные черты, присущие только Пушкину. Он пытается показать не какого-то конкретного человека, а «героя своего времени» со всеми его психологическими комплексами. Поэма дает ему возможность рассказать о собственных чувствах и переживаниях. Михайловское (1824-1826). Южная ссылка была заменена ссылкой в родовое имение Пушкиных в Михайловском, куда Поэт приезжает в августе 1824 года, опустошенный тяготимый одиночеством. Но именно одиночество помогло поэту сосредоточиться, а близость к народу помогла понять корни и истоки русского духа. И в результате время, проведенное в Михайловском оказалось необходимым, в какой-то мере счастливым и, в конечном счете, самым плодотворным — за два года было написано почти сто стихотворений, дописана поэма «Цыганы», начата работа над «Евгением Онегиным» и трагедией «Борис Годунов». В творчестве поэта в этот период наличествует огромное разнообразие тем и форм, а романтизм закономерно сменяется реализмом, делающего акцент на обычного человека в обычной жизни. На лоне природы, в окружении простого простого народа с его безыскусными, но глубочайшими по смыслу песнями, сказками, обрядами, под влиянием своей няни Арины Родионовны, Пушкин обретает покой и внутреннюю гармонию, приходит к выводу, что жизнь без красоты, без любви, без творчества тускла и однообразна. Большая часть «программных» произведений была написана именно в Михайловском: «Я помню чудное мгновенье...», «Пророк», «К морю», «Храни меня, мой талисман», «Зимний вечер», «Подражание Корану» и многие, многие другие. Замысел исторической драмы «Борис Годунов» возник при изучении «Истории государства Российского» Карамзина. Перед Пушкиным стояла задача постичь суть исторического процесса, его механизмы, истоки и закономерности. В результате им было выделено две исторические силы: рациональная, то есть вытекающая из естественных социальных причин, и иррациональная — человеческий фактор, не подпадающий под законы логики и морали. Трагедия завершила романтический период в творчестве Пушкина и ознаменовала его окончательный переход к реализму. Зрелое творчество (1826-1830). Взошедший на престол Николай I потребовал от Пушкина «вести себя прилично» и на этих условиях разрешил вернуться в Москву. В благодарность опальный поэт делает «реверанс» в сторону правительства — из-под его пера выходит несколько стихотворений, в том числе знаменитые «Стансы», наполненные верой в то, что новый государь изменит жизнь России. Но с другой стороны память о друзьях-декабристах, сожаление об их нелегкой судьбе, о восстании, не увенчавшемся успехом, но имевшим благие цели, не дает покоя Пушкину. На волне этих эмоций появляется «Во глубине сибирских руд». Однако поэт приходит к выводу, что «перерос» декабристские идеалы и видит закономерность в том, что не разделил их участь. Именно об этом говорится в стихотворении «Арион», в основу которого легла красивая легенда о чудесном спасении древнегреческого певца. Корабль, попавший бурю, уносит за собой в пучину и всю команду, и только Певец оказывается выброшен на берег, доказывая тем самым, что Поэту больше не по пути с гребцами, и он не должен разделить их судьбу. Ноты протеста постоянно звучащие в творчестве этого периода не могли остаться незамеченными и вскоре над Пушкиным нависает угроза новой ссылки. «Снова тучи надо мною собралися в тишине» - пишет он в 1828 г. Весной 1829 года Пушкин собирается жениться на Наталье Гончаровой. Он влюблен и полон лучезарных надежд. В это время рождаются стихи «Что в имени тебе моем? », «Мадонна» и многие другие. Болдинская осень — по праву считается самым плодотворным, хотя и самым коротким периодом в творчестве Пушкина. В сентябре 1830 года в связи с предсвадебными хлопотами поэт едет в Болдино рассчитывая за неделю управиться с делами. Вспыхнувшая в Москве эпидемия холеры вынуждает его остаться в имении на три месяца, во время которых был закончен «Евгений Онегин», написано около тридцати стихотворений. Именно здесь Пушкин начинает писать свои первые сказки и от лирике переходит к прозе, написав «Повести Белкина», а затем и к драме («Маленькие трагедии»). Любовь Пушкина к экспериментам и отсутствие строгих жанровых рамок дают возможность собрать в одном цикле «Повести Белкина» произведения разных литературных направлений и жанров, которые были популярны на тот момент: реализм («Выстрел»), сентиментализм («Метель», «Станционный смотритель»), водевиль («Барышня-крестьянка»), готическая повесть («Гробовщик»). При этом все произведения имеют черту, которая присуща критическому реализму: в них часто появляются «маленькие люди», а конфликт развивается на самых низких ступенях социальной лестницы. Последние годы (1830-1836) отмечены печатью темноты, уныния, несвободы. Этот период был очень тяжёлым, поскольку Пушкину приходилось исключительно много трудиться для того, чтобы должным образом содержать быстро увеличивающуюся семью - у Пушкиных было четверо детей. Приходилось (чтобы иметь возможность работать в архивах) соглашаться на унизительное для его возраста и масштаба его личности положение камер-юнкера, приходилось постоянно торговаться, стараясь подороже продать написанное, приходилось терпеть пренебрежительное отношение света к " мужу госпожи Пушкиной" (в конце концов - не стерпел...), приходилось читать язвительные журнальные статьи, авторы которых с нескрываемой радостью сообщали о кончине Пушкина как " стихотворца"... Такой была внешняя сторона жизни поэта, но его творческие достижения в последний период оказались настолько значительными, что можно говорить о расцвете реализма в творчестве Пушкина в 30-е годы. Прежде всего, нужно отметить, что в тридцатые годы в творчестве Пушкина очень большое место занимает проза: он создаёт роман " Дубровский" (1838), повесть " Пиковая дама" (осень 1833), роман " Капитанская дочка" (1833-1836-й гг.), в которых и история России, и ее современность осмыслены исторически, то есть автор понимает своих героев и, соответственно, изображает их как персонажей, которые принадлежат в первую очередь времени, их сформировавшему, особым образом выражая его. И даже история, внешне восходящая к мистике (" Пиковая дама" ), предельно реалистична: власть денег, разъедающая душу человека, отвечает природе той жизни, которая породила стремление к ней небогатого военного инженера Германна, потерявшего в конце концов человеческий облик из-за стремления к наживе.
В 1833-м году Пушкиным была написана поэма " Медный всадник", которая по-новому раскрывает понимание поэтом роли в истории и личности Петра Великого, бывшего, как известно, в свое время для него образцом монарха и государственного деятеля. В поэме же " горделивый истукан" (памятник Петру) безжалостно преследует " маленького человека", потерявшего свое счастье и в конце концов погибающего - и неважно, что все это происходит только в больном воображении потерявшего рассудок Евгения... В последний период творчества лирика Пушкина всё больше тяготеет к философскому раздумью о себе и мире, во многих лирических произведениях поэт пытается осмыслить свой жизненный путь, своё поэтической предназначение, понять, что же есть истинные любовь, дружба, что значит быть по-настоящему свободным. Из стихотворений поэта последних лет его жизни можно выделить следующие: " Поэту" (1830), " Клеветникам России" (1831), " Осень (Отрывок)" (1833), " Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит..." (1834), "...Вновь я посетил..." (1836), " Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." (1836) - так получилось, что это последнее стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина. История дуэли и гибели поэта сейчас достаточно полно исследована, и нет сомнений в том, что Николай I несёт ответственность за то, что так трагически рано " закатилось солнце русской поэзии": начиная с нелепого, унизительного камер-юнкерства и заканчивая его собственным, компрометирующим поэта, отношением к замужней женщине, матери четырёх детей Наталье Николаевне Пушкиной. Правда, современники утверждали, что госпожа Пушкина с нескрываемым удовольствием поддерживала отношения с мужем своей сестры, красавцем Жоржем Дантесом, но... Не нам судить женщину, муж которой сделал все для того, чтобы защитить ее честь и честь своей семьи. В те январские дни, когда смертельно раненный Пушкин умирал в своей петербургской квартире, Россия осознала, что величайший из ее поэтов - Пушкин... И утрата его, утрата невосполнимая, означала, что отныне он сам и его творчество навечно принадлежат России и русскому народу. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 2260; Нарушение авторского права страницы