Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В творческом развитии Тургенева обычно выделяют три крупных периода.
Первый период (1836–1847), начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника». В нём также можно выделить два этапа: • 1836–1842 гг.— годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля; • 1843–1847 гг.— время напряжённых творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития И. С. Тургенева было влияние В. Г. Белинского. Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842–1844 гг. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале 1843 г. состоялось знакомство с В. Г. Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма — «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить себя литературе. В 1843 г. произошло и ещё одно событие, во многом определившее судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо, гастролировавшей в Петербурге. Любовь к этой женщине — не только факт из биографии писателя, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П. Виардо, жизнь писателя была связана с её семьёй, Францией, кругом блестящих французских писателей второй половины XIX в. (Г. Флобер, Э. Золя, братья Гонкуры, позднее Ги де Мопассан). Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», «Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»). Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения — повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретёр» и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литературной деятельности — проза. Второй период (1848–1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла, а каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф. М. Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л. Н. Толстого только начинался). В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» (главный печатный орган «натуральной школы») свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель 199 охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первом выпуске журнала за 1847 г. в разделе «Смесь», этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника», растянувшуюся на пять лет. Третий период (1862–1883) начался двумя «ссорами» — с журналом «Современник» и с «молодым поколением» (вызвана публикацией романа «Отцы и дети»). Хлёсткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современнике» критик М. А. Антонович. Тургенев очень болезненно воспринимал полемику, не утихавшую вокруг романа. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман — «Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г. Круг художественных интересов писателя в 1860–1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е гг. он вновь обратился к сборнику «Записки охотника» и дополнил его новыми рассказами. Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях И. С. Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу. Основная тема всего творчества писателя — жизнь русской деревни, помещичьих усадеб, крестьянских общин. К этой теме писатель обращался и в своих знаменитых романах — «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо». Тургенев — прекрасный мастер литературного пейзажа, страстно любящий русскую природу, своё Спасское-Лутовиново
Роман «Отцы и дети» Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в 1860 г. в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «…Дело было в августе месяце 1860 г., когда мне пришла в голову первая мысль “Отцов и детей”…» Это было трудное для писателя время. Только что произошёл его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие писателем революционных идей, по его словам, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только начал зарождаться в русском обществе. «…В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 г.) В этом замечательном человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведённое на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах сам не мог хорошенько отдать себе в нём отчёта — и напряжённо прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь? » — писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей». Работа над романом была продолжена в Париже в сентябре 1860 г. И. С. Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей — и я жажду за неё приняться. Что-то выйдет — не знаю, но Боткин, который находится здесь… весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти её в Россию». В течение зимы написаны первые главы, но работа идёт медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в её истории — отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 г. роман писатель заканчивает уже после неё в своём любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово». Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 г. «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике», — писал И. С. Тургенев в труде «По поводу “Отцов и детей”». Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел
Смысл названия. Россия конца 50-х годов жила в преддверии огромного социального события – отмены крепостного права, которое для страны должно было стать переломным моментом во всех сферах общественной жизни, включая ломку мировоззрения передовых слоев общества. Как и предполагалось, время «раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян-либералов и «новых» людей России – разночинцев-демократов, отцов и детей. В русской истории так было не раз. Проблему отцов и детей знала и русская литература. Вспомним нравственный раскол в русском дворянстве 20-х годов XIX века, изображенный Грибоедовым, или дворянскую духовную оппозицию 30-х годов – центральную проблему в «Герое нашего времени». Однако что касается романа Тургенева, то здесь речь идет не только о споре поколений, но и разрыве связи времен, столь очевидным для писателя. Поэтому конфликт в «Отцах и детях» имел откровенно драматический характер. В романе оказались лицом к лицу люди 40-х и 60-х годов XIX века. Именно принадлежность ко времени явилась источником конфликта между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым.
Проблематика романа, особенности композиции. Роман состоит из трех частей и соотносится с передвижением героев из одного места в другое. В центре произведения находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, родительский дом Базарова. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью). В жанровом отношении «Отцы и дети» — роман многоплановый. Наличие семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта — социальным, глубокое исследование человеческих характеров — психологическим, а освещение философских проблем — философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр романа «Отцы и дети» определяют как социально-психологический.
Базаров в системе образов романа. Мы встречаемся с Евгением Базаровым в самом начале романа, когда он приезжает в Марьино погостить у отца своего друга Аркадия Кирсанова. Тургенев дает подробный портрет Базарова: нелепый, худой и нескладный, с «просторным черепом», длинными спутанными волосами. Одет он в «длинный балахон с кистями». Перед читателем достаточно неопрятная, не очень следящая за своей внешностью фигура. Чем же она так привораживает окружающих? Ведь где бы ни появился Евгений, сразу все внимание приковано к нему. Он умен и находчив, всегда приводит дельные аргументы в споре, говорит немного и только по существу. Все это привлекает окружающих. Чувствуется внутренний стержень серьезной личности, который основан на отрицании всего, ведь Базаров – нигилист. Отрицание принципов жизни – это ли не принцип? Разбивая все «предрассудки» дяди Аркадия – Павла Петровича Кирсанова, высвечивая полную несостоятельность его убеждений, Базаров сам невольно формулирует свои. Базарову претят любые аристократические проявления. Даже такие, как занятия искусством, созерцание природы. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - заявляет Базаров. Он ратует за простую жизнь в труде. В Марьино Базаров все время занимается «физическими опытами» и утверждает, что «надобно работать». Но действия нигилистов не идут дальше разрушений: «Сперва нужно место расчистить», отвечает Базаров на робкий призыв Николая Петровича: «Да ведь надобно и строить». В отрицании всего, в неприятии всего романтического видит Евгений стержень своей жизни, и именно эти убеждения составляют его принципы. Любопытно проанализировать речь главного героя. Базаров любит поучать, мудрствовать, часто употребляет пословицы, поговорки, речь его лаконична, насыщена афоризмами, но в ней полностью отсутствуют научные термины. У Базарова в отличии от других героев романа нет предыстории. Он с гордостью подчеркивает свое демократическое происхождение: «Мой дед землю пахал». Аркадия Базаров не относит к своим действительным союзникам: «Ты славный малый; но ты все-таки мякенький либеральный барич…». Создавая образ Базарова, Тургенев почувствовал к нему, как он сам выразился, «влеченье, род недуга». Он полюбил Базарова как человека, как героя, но не раздел полностью его взглядов и потому не мог их правильно передать. Писатель с самого начала знал, что его герой должен погибнуть. Павел Петрович – умный и волевой человек, обладает определенными личными достоинствами – четен, благороден, верен усвоенным в молодости убеждениям. «Он не был рожден романтиком, и не умела метать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…» Он не чувствует движения времени, не понимает современности, не приемлет окружающей жизни. Твердые «принсипы», которых он придерживается, находятся в противоречии с жизнью. Он соблюдает все аристократические условности даже в деревне. В искусстве Павел Петрович ценит элитарность. Несчастная любовь к княгине Р. Разбила всю его жизнь, ради нее он пожертвовал карьерой, положением в свете. К жизненной драме этого героя Тургенев относится сочувственно, Базаров – пренебрежительно: «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец». Важную роль в раскрытии характера, мировоззрения Павла Петровича играет его речь. Он нарочито употребляет просторечия и вычурные высказывания, термины и иностранные слова, искажает русские. Под либерализмом этот аристократ понимает снисходительно-барскую «любовь» к «патриархальному» русскому народу, на который он смотрит свысока и который в душе презирает (разговаривая с крестьянами «морщится и нюхает одеколон», а под прогрессом – преклонение перед всем английским. Уехав за границу, он «знается больше с англичанами», «ничего русского не читает, но на столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя», чем фактически и исчерпывается вся его «связь с народом». Базаров понял это при первом разговоре с Павлом Петровичем. Он не верит в благородство аристократа, предпочитает не откровенничать с ним. Павел Петрович, красивый, еще не старый человек, чувствует, что никому не нужен. Посоветовав брату жениться на Феничке, он принимает решение: «…Уеду куда-нибудь подальше, в Дрезден или во Флоренцию, и буду там жить, пока околею». Тургенев подчеркивает его отстраненность от жизни: «его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца.… Да он и был мертвец». Николай Петрович прямо противоположен Павлу Петровичу и особенно близок автору. Он добр и мягок, сентиментален. «Он ходил много, почти до усталости, а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он узнал, что в нем тогда происходило! < …> У него, у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина, навертывались слезы, беспричинные слезы; это было в сто раз хуже виолончели». Николай Петрович ценит поэзию, играет на виолончели, восторгается природой. После смерти жены, внутренне мучаясь изменой ее памяти, он сошелся с Фенечкой; когда родился ребенок, он женился на ней. Николай Петрович пытается заниматься хозяйством, но проявляет при этом совершеннейшую беспомощность. Его «хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделаная мебель из сырого дерева». Николай Петрович не может понять, в чем причина его хозяйственных неудач. Не понимает он также, почему Базаров назвал его «отставным человеком». «Кажется, - говорит он брату, - я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, - а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета». Действительно, несмотря на все старания Николая Петровича быть современным, вся его фигура вызывает ощущение, чего-то отжившего: «пухленький», «сидит, подогнувши под себя ножки». Его добродушно-патриархальный вид резко контрастирует с картиной крестьянской нужды: «Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках…» Аркадий Кирсанов считает себя сторонником Базарова, перед которым он благоговел в университете. Показное стремление идти «в ногу со временем» заставляет его повторять совершенно чуждые ему мысли Базарова, но чувства и взгляды отца и дяди ему гораздо ближе и понятнее. В родном имении он постепенно отходит от Базарова. Впоследствии Аркадий становится практичным хозяином, под его руководством имение начинает приносить «довольно значительный доход». Жизнь Аркадия складывается вполне благополучно – впереди у него долгие годы «дворянского счастья». «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса, - писал Тургенев. – Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мо тему: если сливки плохи, что же молоко?..» Любовная интрига в романе. Любовная интрига составляет основу большинства произведений русской «Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь…», — писал И. С. Тургенев. Писателя интересуют не столько личные отношения героев, сколько их общественные взгляды. Этой теме и подчиняется любовная интрига. Наибольшей функциональности она достигает в романе «Отцы и дети»: в отличие от других романов, в этом произведении Тургенев представил не одну, а сразу четыре любовные линии, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Павел Петрович воспитывался в пажеском корпусе. Став офицером, он Павел Петрович страстно влюбился в княгиню Р., слывшую в свете легкомысленной кокеткой. Мучительно привязавшись к княгине Р., Кирсанов никогда не мог понять её, его поражала её странность, неуравновешенность, что-то «заветное и недоступное» в её душе, куда никто не мог проникнуть. После нежных свиданий он чувствовал на сердце лишь «разрывающую и горькую досаду». Любовь не принесла Павлу Кирсанову счастья: ответив вначале на его чувство взаимностью, княгиня Р. вскоре охладела к нему. «Ему было сложно, когда она его любила, но когда она охладела к нему, он чуть с ума не сошёл». Мы видим, что его любовь, которая вначале («когда она его любила») дол жна бы быть счастливой, лёгкой назвать нельзя. Возможно, она сродни базаров ской «тёмной страсти, похожей на злобу». Ради этой женщины он ставит на карту всё: карьеру и репутацию, и всё это теряет. Много лет он пытался хранить эти отношения, много лет эта иссушающая, изнуряющая страсть не давала ему покоя. Его любовь трагична — он остался побеждённым, собираясь посвятить княгине Р. жизнь. Павел Кирсанов не выдержал «испытания любовью», и Фенечка — не более, чем его неумелая попытка обрести хоть какое-то обречённое на провал счастье. Ведь Фенечка — будущая жена Николая Кирсанова. Для Николая Петровича любовь — это мечта, сон, воспоминания о Марии, о молодости и красоте. Настоящее же — как бы примирение с жизнью. Добрый и скромный человек, Николай Петрович выбирает один и тот же тип женщин. Это небогатые, юные, чистые и доверчивые девушки, преданные, кроткие, настоящие матери и жёны. Мария образованнее, чем Фенечка. Он познакомился с Фенечкой, когда ей минул семнадцатый год. Через год он лечил Фенечку, и ему долго «мерещилось это чистое, нежное, боязливо приподнятое лицо; он чув ствовал под Базаров до встречи с Одинцовой относился к женщинам потребительски. Он Недаром же он говорит перед поездкой к Одинцовой: «Пожива есть…» Однако при первой встрече с Одинцовой Базаров, к удивлению Аркадия, краснеет. Но ему очень не хочется выглядеть слабовольным мальчиком, который не в состоянии владеть собой. И потому сначала отзывается об Одинцовой грубо, развязно, небрежно: «На остальных баб не похожа», «эта госпожа — ой-ой-ой». «В тихом омуте… ты знаешь! » — делится он с Аркадием. Евгений и дальше находит возможным говорить о ней цинично: «баба с мозгом», «вишь, как она себя заморозила! » Но постепенно становится ясно, что за этой резкостью суждений скрывается желание «не рассиропиться», не поддаться «романтизму», что цинизм Базарова по отношению к Одинцовой носит исключительно внешний характер. Молодая женщина покорила Базарова своей красотой, увлекла необычностью поведения. Он стал конфузиться перед ней, Отношение Базарова к Одинцовой также имеет большое значение для его характеристики. В любовном конфликте этих героев есть что-то новое, отличающееся от тех, которые мы встречаем в других романах Тургенева. Желая показать нежизнеспособность взглядов Базарова, Тургенев во второй части романа «переносит» своего героя в новую обстановку, в новые условия, где ему приходится действовать в полном противоречии со своими убеждениями. Рационалист, отрицающий силу подлинной любви, Базаров оказывается охвачен страстью к женщине, чуждой ему и по общественному положению и по характеру. Анна Сергеевна Одинцова — аристократка, красавица, вдова 28 лет, до Утратив привычное самообладание («это страсть в нём билась сильная и тяжёлая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей»), герой произносит слова любовного признания, над которыми раньше жестоко бы посмеялся: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно». Но эта любовь-страсть, любовь-вспышка сильного искреннего чувства испугала Одинцову. Привыкшая вести размеренно-спокойную жизнь, Анна Сергеевна ничего не искала и ни к чему не стремилась в своей жизни, ничто её не томило. При всей незаурядности своей натуры, она боялась сердечных тревог и жизненных осложнений. «Нет, — решила она наконец, — Бог знает куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете». В образе Анны Сергеевны Одинцовой Тургенев постарался изобразить одну История Аркадия, как её показал Тургенев, — очень типична для дворянской молодёжи 1860-х гг., временно попавшей под влияние революционно-демократической идеологии. Поверхностное увлечение Аркадия нигилизмом Базарова не выдерживает «испытания любовью». Оказавшись в усадьбе Анны Сергеевны Одинцовой, Базаров и Аркадий знакомятся и с её сестрой Катей, молчаливой девушкой. И Базаров, и Аркадий интересуются Анной Сергеевной, но сама хозяйка предпочла свой досуг проводить в долгих прогулках и беседах с Базаровым. Поэтому Аркадий вынужден общаться с Катей, преодолевая робость и замкнутость девушки. Базаров сразу обратил внимание Аркадия на незаурядность личности Кати, но потребовалось время, чтобы Аркадий сам в этом убедился. Сцена объяснения Аркадия и Кати — кульминационная в их взаимоотношениях. Сидя в саду, в тени высокого ясеня, они молчат, но, как отмечает автор, в их молчании чувствовалось «доверчивое сближение: каждый из них как будто Тонкий психолог и художник, Тургенев подводит героев к осознанию того, как они духовно близки друг другу, как готовы освободиться от того влияния, что сковывает их души, решая чувствовать себя самими собой. Поэтому естественно выглядит после этого и признание Аркадия в любви Кате, чего никак не ожидала Анна Сергеевна, и расставание его с Базаровым, и возврат в традиционный круг «отцов».
Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Тургенев назвал Базарова «нигилистом». По словам Аркадия: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип». Но это объяснение не раскрывает общественно-политического значения людей, подобных Азарову. Сам Тургенев пишет: «Если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Итак, Тургенев пытался изобразить в Базарове революционера и сделал это с наибольшей доброжелательностью, на какую был способен. Нигилизм Базарова проявляется в споре с Павлом Петровичем, когда он отрицает существующий строй, все его порядки и учреждения: - В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем. - Все? - Все. - Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить… - Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров. Сюжет романа «Отцы и дети» построен на противопоставлении двух мировоззрений, двух политических направлений — дворян-либералов и революционеров-демократов. В таком ключе противоборства Тургенев поднимает важные вопросы в развитии общества: социально-экономические, нравственные, культурные и многие другие. Эти вопросы обсуждают в своих спорах два героя романа. Роман «Отцы и дети», по определению писателя Владимира Набокова, — это И. С. Тургенев обладал замечательным даром видеть и чувствовать то, что
Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания. Каждый писатель, создавая своё произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несёт ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие её моменты, но и показать, как Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определённым этапом или всей жизнью героя вообще, является непосредственным отражением позиции писателя по отношению к персонажу, итогом размышлений о судьбе современников. Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Васильевич Базаров — погибает в финале произведения. Почему именно таким образом поступает автор с центральным персонажем? Почему описание гибели Базарова является столь важным для понимания смысла романа в целом? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал мягче, добрее, и говорит по-другому, даже романтично, что совершенно противоречит его убеждениям нигилиста. Симпатии автора к герою проявились даже в сцене смерти. Именно ею Тургенев хотел показать сущность Базарова, его настоящий характер. Проявления любви к Одинцовой не лишает молодого человека главного в его характере: его самоотверженности, смелости, он не трусит, думая о скорой кончине. Базаров умирает, не беспокоясь о смерти, как таковой. Не беспокоясь о людях, которые останутся жить, о пользе своих дел для них. Какова же роль эпизода смерти? Его роль — показать нестандартность личности Базарова и несостоятельность его нигилизма перед вечным движением жизни и величественным спокойствием смерти. Тема 2.8 |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 1706; Нарушение авторского права страницы