Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 2.1. Особенности развития русской культуры и литературы во второй половине XIX века
Культурно-историческое развитие России второй половины XIX века. К середине XIX в. Развитие искусства в России достигло высокого уровня и становилось все более известным на Западе. На европейские языки были переведены произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева. В Париже состоялась постановка гоголевского «Ревизора», с восторгом встреченная зрителями. Русская литература занимает свою нишу в европейской культуре. Мировая история во второй половине XIX века насыщена большими политическими событиями: революции в Европе, Гражданская война в США, восстания в Индии и Китае. В России, потерпевшей поражение в Крымской войне, назревают крупные преобразования во всех областях: готовится и осуществляется отмена крепостного права, разрабатываются и принимаются судебные реформы, уменьшается цензурный гнет, страна получает первые гражданские свободы. Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей. 60-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений. Отличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было распространение просвещения. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование женщинам. Большую работу по распространению образования среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Основоположником народной школы, а также научной педагогики в России по праву считается К. Д. Ушинский (1824-1870/71). Создание начальной народной школы в основном силами земства было серьезным достижением общественно-культурного развития пореформенной России. Были открыты новые университеты в Одессе, Томске, а в уже имевшихся открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и многие другие). В ряде городов были учреждены политехнические и технологические институты; закрытые учебные заведения — Институт инженеров путей сообщения, Горный, Лесной институты — были преобразованы в гражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тыс. студентов. В высших технических школах в это время получали образование более 7 тыс. человек, т. е. примерно четверть всех студентов. В стране увеличилась полиграфическая база. Среди издаваемых книг преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная литература и публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами. Во второй половине XIX в. при участии общественности в России было организовано много разнообразных по профилю музеев: исторических, естественнонаучных, художественных, промышленных, сельскохозяйственных. Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев в стране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступность. Основные вопросы общественно-политической мысли: крестьянский вопрос и судьбы самодержавия в России — в пореформенное время в условиях проведения буржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых, злободневных проблем. Во второй половине XIX века музыка становится более доступной для разных слоев населения. Открываются Московское и Петербургское отделения Императорского русского музыкального общества, постоянно проводящие доступные всем музыкальные собрания. В Петербурге создается бесплатная музыкальная школа. Открываются консерватории – вначале в столицах (возглавляли их братья Рубинштейны), а концу века и в других городах. Становятся популярными новые музыкальные жанры – симфонические циклы, симфонии. Также в стране в XIX веке формируются две крупнейшие композиторские школы. Первая – Новая русская школа в Петербурге, позже В.В. Стасов назовет её «Могучая Кучка». В нее входили М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи. Главным своим наставником и учителем они видели М.И. Глинку, а главной целью – воплощение национального начала в своих музыкальных произведениях. В то время очень сильны были революционные идеи; вся интеллигенция размышляла над проблемами крестьян, сами же крестьяне устраивали бунты и восстания. На этом фоне и появилась «Могучая кучка» с её идеями национального, духовного, народного богатства. Тщательно собирая русский фольклор, они старались передать в операх всю силу народного духа. Вторая – московская школа. Возглавлял её П.И. Чайковский, и в нее входили А.А. Алябьев, С.И. Танеев, А.Е Варламов и другие.
Литература во второй половине XIX века. Наступило время, когда русская литература прочно утвердилась на лидирующих позициях мировой культуры. Это был период поиска новой дороги в литературе, новых художественных принципов изображении действительности и человека. Многие писатели уже отчетливо осознавали недостаточность объяснения человеческого характера исключительно влиянием среды. Человека формирует жизнь во всем ее многообразии. Но для того чтобы изобразить человека в его связях с миром, требовалось освоение новых литературных жанров, которые воплощают эти связи. Новыми в литературе 1850-х годов стали мемуарно-автобиографические жанры (трилогия Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; «Семейная хроника» С. Аксакова, «Былое и думы» А. Герцена). К этому времени относятся дебюты или «второе рождение» почти всех писателей второй половины XIX века. И среди них не только Достоевский, Толстой, Гончаров, Тургенев, но и литераторы второго ряда: А. Левитов, Ф. Решетников, Н. Успенский и др. Период с 1846 по 1853 год – явление небывалое в истории литературы. Ведущие журналы вообще перестают печатать стихи. По этому поводу очень точно сказал А.И. Герцен, что «после смерти Лермонтова и Кольцова русская поэзия онемела». Но постепенно отношение к поэзии меняется, о чем свидетельствует содержания некрасовского «Современника», в котором начинает печататься цикл статей под общим названием «Русские второстепенные поэты». Одна из причин преодоления «равнодушия» к поэзии состояла в интересе литературы того времени к индивидуальной психологии, к человеческим переживаниям. Уже набирают силу такие поэты как Н. Некрасов, Н. Огарев, А. Майков, Я, Полонский, А. Толстой, А. Фет. 1850-е годы – один из важнейших этапов в истории русской драматургии. В течение всего лишь нескольких лет был создан ряд первоклассных драматических произведений Островского, Тургенева, Писемского, Салтыкова-Щедрина. 1860-е годы – расцвет русского реалистического романа, русской реалистической поэмы, заметные художественные достижения позднего романтизма в поэзии и значительные общественно-эстетические успехи критики. В эти годы публикуются романы и повести Тургенева, Л. Толстого, начинается новый этап в творчестве вернувшегося из ссылки Достоевского. В 1863 году Некрасов приступает к работе над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Одной из вершин реализма 1860-х годов становится сатира Салтыкова-Щедрина. В критике гремят имена Чернышевского и Писарева. В 1870-е годы писателей влечет мысль «спуститься в самую глубь мелочей народной жизни…». В этот период продолжается эволюция малых форм, в особенности очерка. Группу писателей-народников отличал особенно пристальный интерес к крестьянской жизни, к ее истокам и обычаям, к народным типам в их историческом развитии. Общая тема произведений этого периода – пореформенная русская деревня. С этой темой тесно связан другой аспект народнической прозы – исследование духовных исканий прогрессивной разночинной интеллигенции в ее связях с простым народом. Особенностью 1870-х годов становится заметное оживление поэзии. Наряду с поэтами прежнего поколения на поэтическую арену выходит плеяда поэтов-народников. Теперь ни одно из публичных выступлений не обходится без стихов агитационного характера. Продолжает развиваться и поэтическая сатира. Литература пополняется талантливыми переводами зарубежных поэтов.
В целом 60—70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни общества. Для этого времени характерны преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований, борьба за поиски путей их осуществления в интересах широких масс народа, известное отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических принципов. Все это создавало соответствующую идейно-нравственную атмосферу для развития художественной культуры В этот период были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Основным жанром русской литературы XIX века становится роман в разных его формах: социально-бытовой, психологический, философский (Тургенев, Гончаров, Толстой, Достоевский). Наряду с романами существуют повести и рассказы (Лесков, Чехов) и драматургические произведения (Островский, Чехов). Однако в первую очередь это время расцвета «русского романа». В романах И. Тургенева отражено духовное настроение времени. Он один из первых изобразил нового героя – разночинца-демократа, нигилиста. В его произведениях появился идеал активного борца. Тургенев создал целую галерею образов русских женщин, готовых к подвигу и глубоко нравственных. Открытием в мировой художественной литературе стало изображение Л. Толстым психологического портрета в движении и развитии. Толстой первым в русской литературе показал, что личность изменчива, как изменчива и сама жизнь. Огромный вклад в развитие нового русского романа внес Ф. Достоевский, показав, какая титаническая борьба происходит в душе человека, совершающего выбор между добром и злом. Развитие русской драматургии второй половины XIX века связано в первую очередь с именем А. Островского, который, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, создал национальную драматургию, открыл новых героев и новые конфликты, отражающие события русской действительности того времени. Неоценимый вклад в развитие русской драмы на рубеже веков внес А. П. Чехов. Русский критический реализм Основным художественным направлением, в русском искусстве того времени становится критический реализм, развитие которого было тесно связано с идейными исканиями того времени. Реалистические произведения не только описывали жизнь, но и анализировали ее, пытались раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Их целью является реальное и объективное воспроизведение предметов и объектов окружающего мира, с сохранением их типичных черт и особенностей. В основе реалистического искусства лежит свой, особенный взгляд на окружающую действительность, который подвергает критике и анализу многие стороны жизни общества. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 1233; Нарушение авторского права страницы