Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воспитание уважения к девушке



Введение

 

Актуальность темы исследования обосновывается ее практической и теоретической значимостью. Не трудно заметить, что в обществе зачастую отсутствует уважительное отношение к женщине. Давно ли вы видели, как мальчик переводит старушку через дорогу? А всегда ли влюбленный парень подает своей девушке руку при выходе из автобуса? И разве все сыновья сейчас не позволяют мамам носить тяжелые сумки? Ответы на эти вопросы очевидны. Конечно, нельзя ровнять всех под одну гребенку. К тому же, это всего лишь внешние проявления уважения (зачастую обычные правила этикета). Выбранная тема представляется особенно актуальной на фоне тотального неуважения к женщине, царящего в современном российском обществе. Внешние признаки уважения считаются отжившим «рыцарством» и ненужным принижением мужчины перед женщиной.

Интерес к воспитанию уважительного отношения к женщине представляется актуальным, поскольку воспитанные мужчины не могут появиться сами по себе. Для этого нужно закладывать основу в совсем еще юных мальчиков. Все-таки основой такого воспитания должно быть семейное, а не детсадовское или школьное. Кому дети могут быть нужны больше, чем их родителям? Средства русской народной педагогики проверены мамами многих прошлых веков. Но в наш рациональный XXI век не принято рассказывать детям сказки, вовремя вставлять в воспитательную беседу с ребенком пословицу или поговорку. Во многих семьях родители - атеисты, забываются русские православные традиции. Воспитание превратилось в погоню за баллами на ЕГЭ, шалости наказываются отлучением от компьютера. У родителей нет времени воспитывать ребенка, вести с ним беседы, у них своя гонка - за материальными благами (и для своего чада тоже). Знакомство ребенка с православием обычно оканчивается его крещением. Ни родители, ни крестные не удосуживаются узнать, что должно следовать за этим обрядом, как нужно воспитывать ребенка в православных традициях. В такой ситуации не приходится говорить о нравственности и воспитании уважения к кому бы то ни было. Именно поэтому изучение данной темы кажется мне своевременным. Разве хоть одной девушки хочется, чтобы к ней неуважительно относился ее избранник, чтобы ее не воспринимали собственные сыновья и забывали внуки. Для того чтобы такого не произошло необходимо обратиться к русской народной педагогике.

Кроме того, отсутствие уважения к женщине связано с излишней феминизацией общества. Как говорится «за что боролись, на то и напоролись». Мужчины зачастую трактуют провозглашенное равноправие полов в выгодном для них свете. И оказывается, что не нужно заботиться о прекрасном поле, раз он встал на один уровень с сильным полом. Даже восприятие православных канонов происходит в грубой языческой форме, которая подразумевает полное подчинение женщины воле главы семьи - патриарху. В таких псевдоправославных семьях муж превращается в тирана, а жена - в его рабыню. Эти люди, далекие от истинного православия, не преминут вспомнить и стародавние порядки, когда насилие над женой считалось естественным, если не благоприятным процессом. Не забудем и о том, что дети копируют в будущем модель поведения родителей, что приводит к замкнутому кругу. В результате перед каждой семье встает необходимость выработки своей воспитательной политики, которая постепенно смогла бы изменить ситуацию к лучшему.

Можно вспомнить знаменитую сейчас книгу Элизабет Гилберт «Законный брак». Как говорит сама автор в аннотации «это роман о том, как скептик примирился с институтом брака». В действительности Элизабет по косточкам разбирает брак и освещает все минусы вступления в него для женщины, радует то, что в конце романа она каким-то образом приходит к выводу о том, что он все-таки нужен. Хоть, роман и написан на основе европейской истории и разбора католических традиций, все-таки нельзя не отметить его популярность в России. Почему многие девушки сейчас не хотят вступать в брак? По моему мнению, ответ прост - мужчины настолько дискредитировали себя, что слабый пол уже не прельщает возможность находиться рядом с ними. Мужчины должны заново научиться уважать женщин, хотя бы для того чтобы сохранить институт семьи, авторитет которого так подорван в современных условиях.

Нельзя забывать и о появлении такой популяризаторской литературы, как, например, «Как заставить Мужчину уважать Женщину? ». Название статьи говорит само за себя. Разве можно силой заставить человека уважать кого бы то ни было? Русская народная педагогика не учит дешевым манипулированиям с психикой мужчины, при которых на время появляется видимость того, что он изменился. Нет, народная мудрость выше этого. Русская педагогика берет истоки в самом раннем воспитании - «Не учили, когда поперек лавки ложился; а во всю вытянулся, так не научишь». Поэтому в нашем исследовании субъектами воспитания уважения к женщине будут мальчики и юноши, а не зрелые мужчины со своими закостеневшими принципами.

Помимо этого стремление государства улучшить демографические показатели за счет материального стимулирования и поднять престиж семьи путем тиражирования привлекательности образа матери остаются неэффективными. Усиленная пропаганда привела лишь к возрождению идеи восстановления патриархальной модели семьи, возвращения женщины в приватную сферу за счет уменьшения ее социальной активности. Это является не более чем утопией, поскольку не вписывается в реалии социума XXI века.

Таким образом, всесторонний анализ проблемы воспитания уважительного отношения к женщине приведет нас к истокам, а точнее к средствам и методам русской народной педагогики. Нельзя забывать о столь важных и нужных вековых наработках целого народа. Не стоит дважды изобретать велосипед, надо только пристальнее вглядеться в прошлое своего народа.

Целью данного исследования является комплексное изучение сказок, пословиц, поговорок, православных традиций для создания рекомендаций молодой семье по воспитанию уважительного отношения к женщине.

Для того чтобы достигнуть вышеназванной цели необходимо решить следующие задачи:

выделить в сказках, пословицах, поговорках, духовной литературе примеры, воспитывающие уважение к женщине;

дать оценку особенностям воспитания уважения к девушке, матери и бабушке;

рассмотреть основные проблемные вопросы, возникающие при практическом воплощении народных рекомендаций;

показать целостную стратегию воспитания уважения к женщине в современной семье;

проанализировать источники по данной теме.

Объектом данного исследования является образ женщины в русской народной педагогике, для которого свойственны определенные внешние и нравственные характеристики.

Предметом работы выступает воспитание уважительного отношения к женщине в русской народной педагогике.

Источниковая база исследования сформирована в соответствии с целью, объектом и предметом работы. Специфика темы исследования подразумевает использование широкого круга источников. В работе использованы как источники русские народные сказки, пословицы, поговорки, тексты из Библии.

Методы, использованные в работе. В исследовании использовались дедуктивный, сравнительный и аналитический методы, а также метод контент-анализа. Поскольку данная тема относится к междисциплинарному исследовательскому полю, в исследовании применялись методы, заимствованные из этнологии и психологии. В частности, использовались метод выделения понятий, образов и анализ символических форм, метод интерпретации, подразумевающий вживание и вчувствование, а также транскрипт, и метод реконструкции, позволяющий собрать отдельные элементы в единую систему, что дало возможность изучить образ женщины в целостных произведениях, таких как сказки, жития и библейские тексты.

Научная новизна исследования состоит в постановке проблемы, всестороннему изучению подвергается современное состояние воспитания уважительного отношения к женщине в русской народной педагогике.

Практическая значимость работы заключаются в том, что ее основные положения могут быть использованы в трудах по отечественной педагогике, при создании обобщающего труда по воспитанию средствами русской народной педагогики.

Кроме того, данные, полученные в исследовании, могут быть использованы при разработке пособий для молодых родителей. Работа приближена к насущным потребностям общества.

Структура работы логична и последовательна. Она включает в себя введение, две главы (всего пять параграфов), заключение, и список использованных источников и литературы. Первая глава полностью построена на таких источниках, как сказки, пословицы и поговорки, вторая же глава обращает внимание на духовную литературу и дает практические рекомендации при воспитании. Заключение разрешает проблемные вопросы и подводит итоги исследования.


Глава 1. Воспитание уважительного отношения к женщине на примере сказок, пословиц и поговорок

Заключение

Все современные учения о воспитании всесторонне развитой личности, если внимательно их проанализировать, имеют своими истоками народные идеи. Перед молодыми родителями стоит так много насущных вопросов, что они чисто физически не сумеют ознакомиться со всеми концепциями великих педагогов-дидактов. Как же тогда вырастить достойную дочь или сына? Ларчик просто открывается: в русских пословицах, поговорках, сказках сокрыт вековой опыт воспитания молодого поколения. В этих произведениях нет нудности, они доступны даже маленьким детям, так почему бы снова не взять их на вооружение?

Прежде чем заводить детей, нужно воспитать самих себя. Недаром в русском фольклоре так много информации о матери. Она обладает не только правами, но и многочисленными обязанностями. Родители достойны уважения, если они добродетельны. Мать с отцом несут ответственность за то, каким вырастет их ребенок. Влияют на процесс взросления также бабушки и дедушки, братья и сестры, учителя. Нужно соизмерять правильность своего поведения с идеями из пословиц, сказок (ни одна из них не противоречит научной педагогике и, в общем, здравому смыслу), а также христианскими идеалами (главнейшие из которых представлены в Библии).

Родители не должны забывать, что слово, как бы ни было оно правильно, бессильно, если не подкрепляется собственным примером. Каждый человек должен сначала понять свою сущность, увидеть недостатки и искоренить их (насколько это возможно). Затем необходимо задуматься о совместном существовании с другим человеком. Образцы поведения жениха и невесты подробно описаны в пословицах и сказках. «Добрый молодец» должен быть смелым, ловким, догадливым, вежливым, а его суженая - красивой, целомудренной, кроткой, верной, трудолюбивой, воспитанной, послушной, Богобоязненной. К девушке предъявляется больше требований, но это, видимо, неизменная женская доля. Добродетели, близкие по смыслу к народным идеалам, описываются и в Библии. Это связано с более чем тысячелетней историей христианства в России.

Будущие супруги могут найти в фольклоре рекомендации, касающиеся самых разных вопросов: внешний вид, поведение, воспитание, анализ семьи невесты, вредные привычки, цели вступления в брак, сватовство, приданое. Девушка может ожидать уважения от избранника только при условии, что она сама соответствует «сказочному» образу. Если характер суженой больше похож на нрав родной дочери, а не падчерицы, то ее в жизни не ждет ничего, кроме одиночества.

Новым этапом отношений становится законный брак. Теперь уже можно говорить об уважении мужем супруги и матери своих детей (также уважение детей). Если парень с девушкой серьезно подходили к выбору половинки, то их вряд ли будут ждать сюрпризы в семейной жизни. Их задача будет состоять лишь в сохранении того трепетного чувства, которое зародилось в период ухаживаний. Истинная любовь невозможна без уважения, поэтому если есть одно, приложится и другое.

Следующая и наиболее важная роль женщины - это мать. Будущим родителям необходимо со всей ответственностью подойти к вопросу о детях. Дитя должно быть желанным, несмотря на современную тенденцию - жениться после начала беременности. Ребенок не сможет искренне уважать родителей, столь беспечно относящихся к таким важным вопросам, как брак и деторождение. Родная мать на свете одна, для нее ребенок - самое большое сокровище. Конечно, она должна обеспечить свое чадо (при этом не балуя его излишествами), дать ему образование, но самое главное - воспитать его высоконравственным человеком. К услугам матери все средства фольклора и религии. Она может воспитывать ребенка, еще качая его на руках, по средствам колыбельных. Затем необходимо читать малышу сказки, пословицы, духовную литературу. Как только ребенок начнет осмысливать прочитанное, необходимо будет узнавать его мнение по поводу услышанного. Дитя будет подражать поведению своих родителей, поэтому супруги должны еще тщательнее следить за манерами общения и поведения внутри семьи. Большим подспорьем является участие в воспитании бабушек и дедушек.

Бабушки обычно являются кладезю народной мудрости. Конечно, в современных условиях попадаются исключения в виде бабушек с татуировкой на пояснице, которые гуляя с внуком, курят сигарету. Но будем надеяться, что все-таки преобладают старушки, приобретшие нужный жизненный опыт. Пожилые женщины обычно ненавязчиво заботятся о всей семье, долгом же молодых супругов является ее почитание. Ребенок, видя столь теплые отношения в семье, повзрослев, будет вести себя так же с пожилыми родителями. Да и в детстве, он сумеет оценить по достоинству бабушку - советчицу, помощницу и дарительницу.

Фольклорные традиции не только не противоречат православным канонам, но и взаимодополняются с ними при сравнении. Будем надеяться, что данное исследование развенчало миф о библейской «женщине-рабыне». Духовная литература всегда наставляла мужей уважать своих жен, как равных себе, при этом подробно раскрывается содержание положительных качеств, которыми должна обладать добродетельная женщина. Как Библия, так и народная мудрость отстаивают идею о возможности покаяния и изменения в лучшую сторону в любом возрасте, поэтому судьба каждого взрослого человека находится только в его руках.

Таким образом, в данной работе были проанализированы три возраста женщины: юность, зрелость и старость. Для каждого из этих периодов характерны особые критерии к добродетельности. Если женщина им соответствует, то она достойна уважения всех без исключения мужчин. В фольклоре и Библии мы нашли примеры того, сколь важную роль играла женщина в финансовой, публичной, трудовой, культурной, хозяйственной, эстетической и, конечно же, духовной сферах жизни. Кроме выполнения в семье роли дочери, сестры, жены, матери, а в последующем и бабушки, женщина должна была совмещать в себе и другие важные функции. К наиболее значимым ипостасям относятся: домоустроительница, пророчица, наставница, учительница, берегиня семейного добра, опора для мужчины во всех его праведных делах. Создается впечатление, что женщина должна успевать делать все и сразу, от одного этого можно проникнуться глубоким уважением. Особенно, если вспомнить, что среди мужчин умением делать несколько дел одновременно отличался только Гай Юли Цезарь.

В последнем параграфе нами были озвучены практические рекомендации для семьи, желающей воспитать в ребенке уважение к женщине. Конечно, данное исследование не может претендовать на полноту раскрытия проблемы. В работе были заложены теоретические и практические основы, опираясь на которые каждая семья может создать свою воспитательную политику для взращивания дочери, достойной уважения, либо сына, умеющего ценить представительниц прекрасного пола. Где таской, а где и лаской.


Введение

 

Актуальность темы исследования обосновывается ее практической и теоретической значимостью. Не трудно заметить, что в обществе зачастую отсутствует уважительное отношение к женщине. Давно ли вы видели, как мальчик переводит старушку через дорогу? А всегда ли влюбленный парень подает своей девушке руку при выходе из автобуса? И разве все сыновья сейчас не позволяют мамам носить тяжелые сумки? Ответы на эти вопросы очевидны. Конечно, нельзя ровнять всех под одну гребенку. К тому же, это всего лишь внешние проявления уважения (зачастую обычные правила этикета). Выбранная тема представляется особенно актуальной на фоне тотального неуважения к женщине, царящего в современном российском обществе. Внешние признаки уважения считаются отжившим «рыцарством» и ненужным принижением мужчины перед женщиной.

Интерес к воспитанию уважительного отношения к женщине представляется актуальным, поскольку воспитанные мужчины не могут появиться сами по себе. Для этого нужно закладывать основу в совсем еще юных мальчиков. Все-таки основой такого воспитания должно быть семейное, а не детсадовское или школьное. Кому дети могут быть нужны больше, чем их родителям? Средства русской народной педагогики проверены мамами многих прошлых веков. Но в наш рациональный XXI век не принято рассказывать детям сказки, вовремя вставлять в воспитательную беседу с ребенком пословицу или поговорку. Во многих семьях родители - атеисты, забываются русские православные традиции. Воспитание превратилось в погоню за баллами на ЕГЭ, шалости наказываются отлучением от компьютера. У родителей нет времени воспитывать ребенка, вести с ним беседы, у них своя гонка - за материальными благами (и для своего чада тоже). Знакомство ребенка с православием обычно оканчивается его крещением. Ни родители, ни крестные не удосуживаются узнать, что должно следовать за этим обрядом, как нужно воспитывать ребенка в православных традициях. В такой ситуации не приходится говорить о нравственности и воспитании уважения к кому бы то ни было. Именно поэтому изучение данной темы кажется мне своевременным. Разве хоть одной девушки хочется, чтобы к ней неуважительно относился ее избранник, чтобы ее не воспринимали собственные сыновья и забывали внуки. Для того чтобы такого не произошло необходимо обратиться к русской народной педагогике.

Кроме того, отсутствие уважения к женщине связано с излишней феминизацией общества. Как говорится «за что боролись, на то и напоролись». Мужчины зачастую трактуют провозглашенное равноправие полов в выгодном для них свете. И оказывается, что не нужно заботиться о прекрасном поле, раз он встал на один уровень с сильным полом. Даже восприятие православных канонов происходит в грубой языческой форме, которая подразумевает полное подчинение женщины воле главы семьи - патриарху. В таких псевдоправославных семьях муж превращается в тирана, а жена - в его рабыню. Эти люди, далекие от истинного православия, не преминут вспомнить и стародавние порядки, когда насилие над женой считалось естественным, если не благоприятным процессом. Не забудем и о том, что дети копируют в будущем модель поведения родителей, что приводит к замкнутому кругу. В результате перед каждой семье встает необходимость выработки своей воспитательной политики, которая постепенно смогла бы изменить ситуацию к лучшему.

Можно вспомнить знаменитую сейчас книгу Элизабет Гилберт «Законный брак». Как говорит сама автор в аннотации «это роман о том, как скептик примирился с институтом брака». В действительности Элизабет по косточкам разбирает брак и освещает все минусы вступления в него для женщины, радует то, что в конце романа она каким-то образом приходит к выводу о том, что он все-таки нужен. Хоть, роман и написан на основе европейской истории и разбора католических традиций, все-таки нельзя не отметить его популярность в России. Почему многие девушки сейчас не хотят вступать в брак? По моему мнению, ответ прост - мужчины настолько дискредитировали себя, что слабый пол уже не прельщает возможность находиться рядом с ними. Мужчины должны заново научиться уважать женщин, хотя бы для того чтобы сохранить институт семьи, авторитет которого так подорван в современных условиях.

Нельзя забывать и о появлении такой популяризаторской литературы, как, например, «Как заставить Мужчину уважать Женщину? ». Название статьи говорит само за себя. Разве можно силой заставить человека уважать кого бы то ни было? Русская народная педагогика не учит дешевым манипулированиям с психикой мужчины, при которых на время появляется видимость того, что он изменился. Нет, народная мудрость выше этого. Русская педагогика берет истоки в самом раннем воспитании - «Не учили, когда поперек лавки ложился; а во всю вытянулся, так не научишь». Поэтому в нашем исследовании субъектами воспитания уважения к женщине будут мальчики и юноши, а не зрелые мужчины со своими закостеневшими принципами.

Помимо этого стремление государства улучшить демографические показатели за счет материального стимулирования и поднять престиж семьи путем тиражирования привлекательности образа матери остаются неэффективными. Усиленная пропаганда привела лишь к возрождению идеи восстановления патриархальной модели семьи, возвращения женщины в приватную сферу за счет уменьшения ее социальной активности. Это является не более чем утопией, поскольку не вписывается в реалии социума XXI века.

Таким образом, всесторонний анализ проблемы воспитания уважительного отношения к женщине приведет нас к истокам, а точнее к средствам и методам русской народной педагогики. Нельзя забывать о столь важных и нужных вековых наработках целого народа. Не стоит дважды изобретать велосипед, надо только пристальнее вглядеться в прошлое своего народа.

Целью данного исследования является комплексное изучение сказок, пословиц, поговорок, православных традиций для создания рекомендаций молодой семье по воспитанию уважительного отношения к женщине.

Для того чтобы достигнуть вышеназванной цели необходимо решить следующие задачи:

выделить в сказках, пословицах, поговорках, духовной литературе примеры, воспитывающие уважение к женщине;

дать оценку особенностям воспитания уважения к девушке, матери и бабушке;

рассмотреть основные проблемные вопросы, возникающие при практическом воплощении народных рекомендаций;

показать целостную стратегию воспитания уважения к женщине в современной семье;

проанализировать источники по данной теме.

Объектом данного исследования является образ женщины в русской народной педагогике, для которого свойственны определенные внешние и нравственные характеристики.

Предметом работы выступает воспитание уважительного отношения к женщине в русской народной педагогике.

Источниковая база исследования сформирована в соответствии с целью, объектом и предметом работы. Специфика темы исследования подразумевает использование широкого круга источников. В работе использованы как источники русские народные сказки, пословицы, поговорки, тексты из Библии.

Методы, использованные в работе. В исследовании использовались дедуктивный, сравнительный и аналитический методы, а также метод контент-анализа. Поскольку данная тема относится к междисциплинарному исследовательскому полю, в исследовании применялись методы, заимствованные из этнологии и психологии. В частности, использовались метод выделения понятий, образов и анализ символических форм, метод интерпретации, подразумевающий вживание и вчувствование, а также транскрипт, и метод реконструкции, позволяющий собрать отдельные элементы в единую систему, что дало возможность изучить образ женщины в целостных произведениях, таких как сказки, жития и библейские тексты.

Научная новизна исследования состоит в постановке проблемы, всестороннему изучению подвергается современное состояние воспитания уважительного отношения к женщине в русской народной педагогике.

Практическая значимость работы заключаются в том, что ее основные положения могут быть использованы в трудах по отечественной педагогике, при создании обобщающего труда по воспитанию средствами русской народной педагогики.

Кроме того, данные, полученные в исследовании, могут быть использованы при разработке пособий для молодых родителей. Работа приближена к насущным потребностям общества.

Структура работы логична и последовательна. Она включает в себя введение, две главы (всего пять параграфов), заключение, и список использованных источников и литературы. Первая глава полностью построена на таких источниках, как сказки, пословицы и поговорки, вторая же глава обращает внимание на духовную литературу и дает практические рекомендации при воспитании. Заключение разрешает проблемные вопросы и подводит итоги исследования.


Глава 1. Воспитание уважительного отношения к женщине на примере сказок, пословиц и поговорок

Воспитание уважения к девушке

 

Уважение к прекрасному полу нужно взращивать в чадах сызмальства, поэтому наше исследование и начинается рассмотрением такого вопроса, как воспитание уважения к девушке. Если юноша не научится почтительно относиться к своей избраннице, или любой другой девушке, то нельзя будет ожидать от него уважения ни к жене, ни к будущей матери своих детей. «И в раю жить тошно одному» - несмотря на тенденцию к увеличению количества холостяков, мы будем рассматривать ситуацию, когда мужчина все-таки задумывается о своей будущей половинке. Что мы можем узнать из сказок о выборе суженой? Сюжет поиска добрым молодцом своей невесты прослеживается во многих сказках, также существует множество пословиц, посвященных красным девицам. Наша задача - систематизировать материал, проанализировать его и сделать выводы.

«Петухи запели: жениться пора! », - большинство сказок могли бы начинаться именно с этой пословицы, среди таких сказок «Безногий и безрукий богатыри», «Елена Премудрая» и «Царевна-лягушка». Как же юноши узнают, что им нужна именно эта девушка? В основном, они ориентируются на то, что к ней «много королей, и королевичей, и всяких богатырей ее сватали, да ничего не взяли, только головы сложили». В данном случае работает пословица «Худой жених сватается - доброму путь кажет». Сначала молодцы, руководствуясь пословицей «Ищи жену не глазами, а ушами», узнают о ней что-то хорошее от других людей. Естественно, что невеста должна обладать набором определенных качеств.

В большинстве случаев положительные героини сказок обладают следующими основными добродетелями: безропотность, благодарность, вежливость, верность, заботливость, исполнительность, кротость, ласковость, молчаливость, покорность, почтительность, приветливость, простота, рассудительность, целомудрие.

Одним из привлекательных качеств невесты всегда является красота. Не бывает главной героини с отталкивающей внешностью. Обычно описание похоже на такое: «красавица, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать». Наверное, такая расплывчатость связана с тем, что не существует единого канона красоты. Чаще в сказках упоминаются такие приметы: грудь лебедина, походка павлина, очи сокольи, брови собольи. Не указываются такие подробности, как цвет волос, цвет глаз, рост, фигура, но даже из таких общих описаний мы можем сделать вывод, что девушка должна уметь себя преподнести, быть благородной внешности. Важно, чтобы девушка была мила именно своему суженому, а вкусы у всех разные.

При этом, важно отметить, что внешняя красота сама по себе не вызывает в народном самосознании уважения и восхищения. Гораздо важнее внутренняя красота. Например, в сказке " Финист - ясен сокол" старшие дочери думают только о своей внешности («наряжаются в сарафаны нарядные, достают платья новые, надевают бусы золоченые»), а младшая не просто красавица, которую " что ни в сказке сказать, ни пером описать: брови соболиные, очи соколиные, русая коса до пояса", она еще и " умница-разумница". Или в сказке " Серебряное блюдечко и наливное яблочко": старшие дочери - " белоручки, ленивицы", младшей сестрой помыкают, пестро и нарядно одеваются, а младшая Машенька - все за работой, " все сделать готова", «вся краса у Маши - русая коса, до земли падает, цветы задевает». «Русую коса - девичья краса», по сути, является единственным атрибутом, без которого не обходится описание ни одной невесты. Волосы символизируют не только красоту славянской девушки, но и ее мудрость. «Не случайно, что у Марфушки из кинофильма «Морозко» коса - покупная, однако, ума не купишь. Когда коса отвязывается, а несостоявшаяся свекровь смеется: «крепче надо было привязывать, сватьюшка», становится понятным, что Марфушка еще не готова к вступлению в брак». Героини добиваются счастья только при условии, что они обладают гармонией внешней и внутренней красоты, которая помогает им преодолеть все препятствия.

Кроме внешних данных и перечисленных выше добродетелей героини сказок зачастую никому не жалуются, послушны, проявляют любовь к Богу, умеют внимательно слушать, не дают заскучать суженому, бесстрашны, умеют принять свою судьбу и держать слово. Эти качества характерны почти для всех «падчериц». Сначала создается впечатление об их небывалой искусности, но во многих случаях девушки не сами «прядут, ткут, белят и в трубы катают», а им в этом помогают помощники (рябая корова в «Крошечке-Хаврошечке», кукла в «Василисе Прекрасной», волшебная книга в «Елене Премудрой»). Таким образом, для девушки самым главным является не умение рукодельничать и быть мастером на все руки, а доброта, милосердие к другим и трудолюбие.

Не всегда («Не ищи мудрости, ищи кротости»- девиз большинства героев), но ценится ум будущей невесты, как, например, в сказке «Мудрая дева». Дочь-семилетка смогла выполнить все задания царя, поэтому он взял ее к себе, а когда девочка выросла, сделал ее царицею. В сказке же «Доброе слово» царевну в наказание за то, что она дала ответ на вопрос лучше, чем бояре, генералы и царь-отец, выдали замуж за Несчастного крестьянина.

Умение самозабвенно и преданно любить - одно из наиболее важных качеств героини. Эта любовь близка к чувству жалости и преданности, она обладает волшебными свойствами. Жертвенная любовь - это сверхсила, которая превращает ужасное чудовище в красавца: " Упала она на колени и обняла голову господина своего, голову ужасную, безобразную, и закричала истошным голосом: «Встань, пробудись, мой милый друг, я люблю тебя, как жениха желанного! » ".

Требования предъявляются не только к девушкам, юноши тоже должны «дела пытать, а не от дела лытать». Молодцам, чтобы добыть жену, приходится найти тридесятое царство, убить несметное количество чудищ, искупаться в кипятке, показать всю свою силу, ловкость, воспитанность и догадливость. Таким способом проверяется готовность к семейной жизни. Часто молодцам в испытаниях помогают сами девицы или другие помощники. Юноши хоть «долго воюют, да молодую жену достают». Испытания - это не забава, а единственный способ доказать свою пригожесть перед суженой, ее родителями и обществом в целом.

Есть и исключения из правил, когда невесты выглядят более активными, чем женихи. Примеры таких дев-воительниц мы находим в сказках «Марья Моревна» (которая побивала великие войска, пока ее муж Иван-царевич занимался дома хозяйством), «Царь-девица» (имела собственный флот и армию из тридцати девиц) и «Мудрая девица и семь разбойников» (спасла жизнь будущему мужу и его семье). Кроме отваги и смелости, для девушки незаменимыми качествами являются целомудрие («Оклеветанная купеческая дочь») и преданность жениху («Перышко финиста ясна сокола»), но не безрассудность (в сказке «Об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» Елена, испугавшись смерти, обещает, что будет говорить так, как ей велено, т.е. идея того, что женщине не престало рисковать жизнью даже ради благородной цели). Девушка по своему характеру всегда близка суженому, в сказках не рушим принцип о том, что «Муж да жена - одна душа».

Теперь давайте поговорим о семье избранницы сказочного молодца. Ведь известно, что «Первую дочь бери - по отцу, по матери, а вторую по сестре». Невеста бывает двух видов: либо несчастная сиротка из крестьянской или купеческой семьи, сносящая все козни мачехи, либо царевна из полной семьи. Бывают случаи, когда девушку растит один отец, но никогда не бывает безотцовщины. Этому созвучна пословица - «не купи у попа лошади, не бери у вдовы дочери». Можно сделать вывод, что пригожая невеста может вырасти из полной доброй семьи, или даже из семьи, где ее притесняли, но никак не там, где ее балуют.

Для семьи девушки есть подходящие пословицы - советы по ее воспитанию. Например, «Держи девку в кувшине, а выглянет, так пестом» и «Пускай сидит, девица, за тремя порогами». Конечно, в них проявляется забота о целомудрии девушки, но при этом не было закрытого «теремного режима». Определялось это, скорее всего, не доверием к девушке, а тем, что крестьянки с юных лет работали, и невозможно было приглядывать за ними целыми сутками. Такие пословицы, как «Девушка гуляй - дело помни» и «Кому какое дело, что девка с парнем сидела» свидетельствуют о том, что невеста имела возможность общаться с суженым до свадьбы, чтобы лучше его узнать. Вопросы нравственности, в таком случае, отдавались на откуп самой девушки.

В русских народных пословицах существует целая классификация избранниц и дается емкая, меткая характеристика будущей жизни с ними. Рассмотрим наиболее встречаемые в сказках типажи. 1. «Богатую взять - станет попрекать! » - ситуация недовольства королевны мужем-мужиком описана в сказке «Волшебное кольцо». 2. «Хорошую взять - много будут люди знать» - слава о хорошей жене не довела до добра в сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что». 3. «Умную взять - не даст слова сказать» - так и получилось в сказке «О злой жене». 4. «Знатную взять - не сумеет к работе пристать». 5. «Из крестьянства взять - от компании отстать». 6. «Слепую взять - все растерять».

Многовековой опыт русского народа предусмотрел практически все случаи, в которых невеста не подходит для замужества. Можно сделать вывод, что девушка не должна быть более бедной, богатой, умной, знатной, смышленой, чем жених, чтобы у них сладилась семейная жизнь. Юноша ищет невесту ниже себя по статусу (Исключение - «Временем и смерд барыню берет»). К тому же, невеста должна быть здоровой, подходящей по возрасту («Невеста родится, а жених на конь садится» - то есть разница от трех до шести лет), не злоупотреблять алкоголем (Василиса в сказке «Жар-птица и царевна», выпив стакан заморского вина, опьянела, крепким сном заснула и была украдена из родного царства, сказка «Василиса Поповна»: «Василиса Васильевна была охоча до водки; а это, девушкам совсем не к лицу»).

Стоит проанализировать не только качества жениха и невесты, но и сам обряд сватовства, представленный средствами русской народной педагогики. Хорошо отражает цели жениха данная пословица - «Добрая жена да жирные щи - другого добра не ищи». На первом месте - нахождение спутницы жизни, на втором - материальное благополучие. Говорится и о том, что молодой человек, решившей завести семью должен отложить в сторону все гулянья: «Хочешь жениться - с молодцами не водиться боле».

Есть несколько подходов к определению продолжительности периода сватовства. «Много невест разбирать, так век женатому не бывать» и «Девушка невестится - бабушке ровесница» - отражением этих пословиц может служить то, что у молодцев в сказке на примете только одна суженая, они не выбирают среди целого ряда девушек и, конечно, все героини сказок юны (у них нет распространяющегося сегодня приоритета - сначала получить образование, сделать карьеру, а уж потом подумать о замужестве). Также подтверждением служит цитата из «Марьи Моревны» - «кто первый станет свататься, за того и идите - не сидите долго! ». Но при этом, как только найдена та самая девушка: «Чего тут калякать? Надо свадьбу стряпать». Скорее всего, это было связано с тем, что у крестьян, постоянно занятых работой, не было времени на долгие ухаживания, а о выборе подходящей партии заботились родители, умудренные жизненным опытом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь