Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Традиции православия, воспитывающие уважение к женщине



женщина уважение воспитание пословица

Русская народная педагогика всегда имела самые тесные связи с христианскими постулатами, чтобы глубже проанализировать вопрос о воспитании уважения к женщине, мы обратимся к главной книге христиан. Что же говорит о женщине Библия? Начнем с анализа образа первой женщины на Земле - Евы. Она была создана, как «помощница» Адама. Ева была равной своему мужу, поскольку была создана из ребра, из части тела, близкой к сердцу, она имела свободную волю (поскольку Адам был создан по образу и подобию Божьему). Значение Евы подчеркивается словами «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть», то есть жена для мужа становится даже важнее родителей. Но, к сожалению, женщина забыла о том, что она помощница и опора Адама. Ева самостоятельно решила вопрос о соблазне, ела запретный плод сама и дала его есть мужу. Бог не только изгнал их обоих из рая, но и сделал Еву рабой мужа: «Он будет господствовать над тобою». Таким образом, женщина надолго потеряла высокое положение помощницы.

Следующая библейская женщина, на образе которой мне бы хотелось остановиться - это Сарра (жена Авраама). Она безропотно отправилась с мужем в неизвестную Ханаанскую землю, разделяла с ним все тяготы пути. В Египте она перенесла, что ее из-за красоты забрал к себе фараон. Еще первой супружеской паре Господь велел «плодитесь и размножайтесь», но у Сарры долго не было детей. Двадцать пять лет Бог проверял ее веру, прежде чем дать ей ребенка. Терпение Сарры было вознаграждено дарованием ей сына - Исаака. Но до этого она, отчаявшись родить сама, советовала мужу «войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее». Поистине христианская кротость - разрешить мужу измену ради приобретения потомства.

Противоположностью Сарры была египтянка Агарь (служанка в доме Авраама). Сарра была бездетна, Агарь ждала ребенка, и это привело к тому, что она «стала презирать госпожу свою». Агарь стала гордой, потому что почувствовала свое преимущество перед Саррой (возможность дать потомство). Она бежала из дома, затем вернулась, родила сына, но ее характер ничуть не исправился. Агарь любила своего ребенка и упросила Бога даровать ему жизнь во время своего первого изгнания в пустыне Вирсавии, но воспитала она своего сына в ненависти к кроткому Исааку, он насмехался над братом. Даровав физическую жизнь, она не смогла дать ему духовной. Авраам «взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее». Таким образом, служанку, поскольку она не выполнила обязанности матери вырастить воспитанного ребенка, пришлось наказать еще раз.

Женой Исаака стала Ревекка. Выбор спутницы жизни для сына совершил его отец, Авраам. Какой же была Ревекка? «Девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж», - как и в сказках, изначально подчеркивается красота девушки, ее целомудренность, а затем мы узнаем о ее добродетелях. Главными чертами ее характера были приветливость, услужливость, доброта, (эти качества подтверждаются тем, что она называла раба «господином», согласилась напоить не только слугу, но и его верблюдов), гостеприимство (предложила рабу переночевать в их доме), почтительность (сразу же сообщила о произошедшем родителям и брату), решительность, боязнь Господа, (на следующий день согласилась пойти в чужую далекую землю и выйти замуж, раз это замысел Божий), смирение перед мужем (когда увидела Исаака, спустилась с верблюда и покрыла голову), заботливость (смогла утешить супруга после смерти его матери). Конечно, этот список добродетелей обширен, но нет предела совершенству, и любая юная дева должна стремиться к идеалу.

Следующие образы, на которых мы заострим свое внимание, это Рахиль и Лия. Получив благословение своего отца Исаака, уже Иаков в свою очередь пошел взять себе жену в дом Лавана, брата Ревекки. Мы видим, что Иаков, как благочестивый сын, спрашивает мнения родителей о выборе невесты. Он полюбил Рахиль, потому что она «была красива станом и красива лицом». Видимо, он влюбился в нее с первого взгляда, потому что приветствовал ее поцелуем. Иаков стал служить Лавану за Рахиль семь лет; «и они показались ему за несколько дней, потому что любил ее». Этот сюжет напоминает сказочные испытания женихов. Но вместо Рахили ему обманным путем дали в жены Лию. Старшая дочь Лавана была слаба глазами и муж не любил ее. Но Господь призрел нелюбимую Лию и благословил ее шестью сыновьями и дочерью. Почему Бог пожалел Лию? Она была кроткая, уповала на Господа, желала быть любимой, хотела прилепить себя к мужу. Иаков пообещал отцу своих жен не обращаться с ними худо и не брать других жен.

Для того чтобы всесторонне проанализировать образ библейской женщины нам нужно рассматривать не только примеры добродетельных жен, но и тех жен, которые не заслуживают уважения. Для нас таким образцом послужит жена Иова, видимо, она была недостойна того, чтобы упоминалось ее имя. Она была богата. Муж ее был знаменитее всех сынов Востока. Она принимала все блага жизни, как собственные, достигнутые своим трудом. Привязанность к материальным благам заполняла все сердце жены Иова, в нем не оставалось места для богобоязненности. Когда их с мужем настигли испытания (сначала они лишились всего имущества, затем детей, а под конец Иова поразила проказа), она вместо того, чтобы утешить мужа, стать его опорой, посоветовала ему: «похули Бога и умри». Господь был милостив к праведнику за его долготерпение: «благословил последние дни Иова более, нежели прежние». Даже не упоминается жена Иова, за недостойное поведение она была предана страшному наказанию - забвению.

Если в жене Иова отсутствовала добродетель, то Иезавель можно смело назвать пророчицей Сатаны. Она была дочерью царя Сидонского, который был верховным жрецом идолов Ваала и Астарты. Ее муж Ахав сам перешел в язычество и заставил исповедовать его все население страны. «Иезавель истребляла пророков Господних», - нехарактерная для женщины жестокость. К тому же, она была хитрой, (подкупала пророков Вааловых тем, что питала их от своего стола) и коварной (написала письма от имени мужа, устроила заговор, чтобы был убит неугодный ей человек). Жена может погубить любого добродетельного мужа, поскольку супруги бессознательно подстраиваются друг под друга.

Мы проанализировали примеры добродетельных и греховных жен, представленные в Ветхом Завете. Теперь перейдем к исследованию примера матерей, представленных в Библии. Сразу оговоримся, что не будет затрагивать образ Божьей матери, поскольку он и так досконально разобран. Моисей - самая известная личность Ветхого Завета, но наш разговор будет не о нем, а о его матери. «Жена зачала и родила сына и, видя, что он красив, скрывала его три месяца». Сложно представить, каких трудов стоит сокрытие младенца в течение столь длительного времени. Все, кто имел дело с грудными детьми, представляют, как часто плачут малыши. К тому же, его мать, скорее всего, вынуждена была ходить на работы, чтобы никто ничего не заподозрил, а с ребенком в это время сидела его старшая сестра - Мариам. «Но, не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки», - она не бросила свое дитя, боясь наказания, а заботливо спрятала его, видимо, надеясь, что там будет гулять дочь фараона. Мариам наблюдала, что будет с ее братом, затем бесправная рабыня приблизилась к дочери фараона и предложила ей позвать кормилицу. Естественно, что выкармливала Моисея родная мать. Если бы не героизм и бесконечная любовь матери и сестры, то великий проповедник умер бы еще в младенчестве.

Следующим примером нам послужит пророчица Анна. Ее мужем был Елкана, но в отличие от его второй жены Фенанны, она не имела детей. Анна постоянно терпела издевательства от соперницы, но не уподоблялась ей, принимала все испытания с кротостью. Ее мучения выражались в том, что Анна «плакала и не ела», а также она усиленно молилась. Отчаявшаяся женщина пообещала Богу, что если он дарует ей ребенка, она возвратит его Господу. Иегова услышал ее молитвы и даровал ей сына Самуила. Как ни тяжело ей было отрывать от себя столь долгожданное любимое дитя, но как только ребенок достаточно повзрослел, она отвела его в храм: «отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу». Это является примером того, что как ни трудно сдержать данное обещание, нужно все равно выполнить его, также это показатель заботы матери о душе своего сына, а не о своих эгоистичных желаниях (оставить его при себе для утехи на старости лет).

Совершенно другим типажом будет следующий, анализируемый нами образ женщины. Были в Библии и не столь кроткие женщины, возвышающиеся даже над мужчинами. Ее не часто приводят в пример, видимо, потому что ее имя усиленно пытались забыть в Средневековье - эпоху господства мужчин. Звали ее Девора, и она была «судьею», «матерью в Израиле» и вождем (это становится понятным из того факта, что ей подчинялись войска). Что такого удивительного было в ее характере, что она смогла возглавить народ? Это несомненная святость, постоянная связь с Богом (она была пророчицей и говорила от имени Господа), мудрость, храбрость, хорошие знания (она дала характеристику коленам Израиля), умение вдохновлять мужчин на подвиги (убедила Варака сразиться с превосходящими силами противника, которого они смогли обратить в бегство). В этой же книге говорится об Иаиле, которая убила Сисара - врага своего народа: «взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле». Мы понимаем, что во все времена были женщины, помогающие своему Отечеству, в самые тяжелые моменты истории.

Теперь мы четко видим, что женщина Библии пользовалась большими свободами, по сравнению, например, с дворянкой допетровской России. Женщина, описываемая Библией, не вела затворнический образ жизни и не была рабыней мужа (на чем настаивали приверженцы «Домостроя» во время преобразований Петра I). Жены и девушки древних времен могли свободно находиться среди мужчин, выполняя свои повседневные дела, а в особенно трудные моменты, могли также бороться с врагами и даже возглавлять народ.

Женщины Библии были активно задействованы в публичных празднованиях. Подтверждение этому мы видим в описании празднеств, в которых принимали участие Мариам: «взяла пророчица в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием» и дочь Иеффая: «выходит навстречу ему с тимпанами и ликами». В Библии мы видим женщину, несущую публичное служение, в частности, пророческое: Олдама, Ноадия (лжепророчица), Анна: «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». На примере уже упоминаемой Деворы, мы видим служение наставника или учителя, скорее всего, именно это подразумевалось под словами о том, что она была «судьей» и «матерью» в Израиле.

Весьма примечательна глава 31 книги Притчей. Это наставление матери царя Лемуила о добродетельном поведении мужчины. В нем также подробно разбирается характеристика жены: «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов». Говорится о таких положительных качествах, как благодарность, трудолюбие, тщательность, заботливость, бережливость, старательность, стойкость, красота, мудрость и боязнь Господа.

Управление домом в ветхозаветные времена возлагалось на женщин, осуждалась их праздность. «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками», - еще одно подтверждение высокого значения жены, как хозяйки дома. Благодарственные молитвы Анны показывают нам богатство внутренней жизни женщины Библии, это подтверждение того, что пророчица не раба мужа своего, а такая же бессмертная душа, которая самостоятельно мыслит и приближается к Господу. Подтверждением служат слова апостола Петра: «мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни».

Стоит сказать и о внешнем виде библейских женщин. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.». Красота духовная (а именно покорность мужу) затмевает красоту внешнюю, примеры этого мы видели также в сказках и пословицах.

Мы с вами проанализировали женский образ, соответствующий Божьему замыслу. Достойны восхищения и подражания библейские примеры поведения дочери, сестры, жены и матери.

Итак, библейский образ - это женщина, не следящая за модой, не борющаяся за свои права, не строящая карьеру, но разве от этого она становится старомодной? Нет, она - самая сильная, на ней все домашнее хозяйство, забота о муже, детях, слугах, всех несчастных и обездоленных. К тому же, у нее свои глубоко личные отношения с Богом. Библейская женщина думает о своей душе и помогает сохранить ее супругу. Ее никто не считает рабой, не угнетает и не запирает дома, она сама выбирает свой удел - семью. Главный вывод, который мы можем сделать: библейская женщина достойна уважения, и если поведение реальной девушки будет приближено к описанным высоким стандартам, то она непременно будет оценена по достоинству.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь