Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Уважительное отношение к жене и матери



 

После свадьбы начинается новая жизнь, жена - не просто девушка, и многие мужья забывают о том, что должны ценить свою половинку. Как же научить мужчин уважать своих жен? И какие жены действительно достойны уважения?

«Умел достать жену; умей и жить с нею» - не все сказки заканчиваются свадьбой, многие с нею только начинаются. Продолжим наше исследование анализом сказок, в которых рассматривается семья. В основном, в них представлены те жены, которые не заслуживают уважения из-за своего тяжелого характера или неправильного поведения. Так какими не должны быть жены?

Большинство высмеиваемых жен из сказок и пословиц совершают не один грех, а целую их совокупность. Наиболее встречаемые пороки: блудливость, властолюбие, гневливость, жадность, зависть, злословие, капризность, клеветничество, коварство, корыстолюбие, лень, льстивость, любопытство, празднолюбие, пьянство, расточительность, самоуверенность, суетливость, упрямство, шумливость.

В сказке «О злой жене» молодец выбрал для себя бабу длинную, черную, косую, что уже свидетельствует о том, что с ней его не ждет ничего хорошего (вот до чего доводит самовольное решение о выборе супруги, без учета мнения родителей). Муж однажды пошутил, сказав, что царь издал указ, чтобы жены мужьями повелевали. Женщина берет на вооружение сей закон и начинает верховодить в доме. Муж, устав от такой жизни, спроваживает свою властолюбивую половину прямо в ад. Юмор ситуации состоит в том, что она «замучила, загоняла всех чертей». В двух одноименных сказках «Жена-спорщица» супруги были столь сварливы и упрямы, что поплатились за свой характер жизнью (одна была готова лечь в гроб, только чтобы муж признал ее правоту, вторая пошла по хлипкому мосту, чтобы доказать мужу, что он не прав, предостерегая ее). Они не ценили мир в семье, у них была одна цель - доказать свою правоту, поэтому и наказание для них столь суровое.

Другая сказка с говорящим названием - «Жена - доказчица». Само это название уже противоречит пословице: «Жена на мужа не доказчица». Конечно, супруга не должна доносить на мужа, это является предательством. Кроме этого, в сказке перед нами предстают такие женские пороки, как неумение хранить тайну, вера в глупости, упрямство, гордость. Наказанием героине были барские розги. Во всех перечисленных случаях есть вина мужа, поскольку он сам выбрал себе «неправильную супругу» - «пенять не на кого, сам себе виноват! ».

Часто встречаются в сказках жены, которых обольщает Змей Горыныч или другой «милый дружок». Об этом сказки - «Муж да жена», «Звериное молоко». Жена под влиянием «полюбовника» начинает «ублажать - лихое замышлять» против мужа. Затем дает ему невыполнимое задание, но молодец - не промах, с честью выполняет его и наказывает жену (битьем или смертью).

«Не наряд жену красит - доброта», - об этом принципе позабыли мужья «жен-предательниц». Они выбрали себе красивых и богатых княжон и царевен, но не приметили, что их жены спесивы. Обычно после наказания жены смертью герой женится на ее служанке, хоть неприметной, но доброй и трудолюбивой. К тому же, во всех этих сказках жены ничего не делают по дому, а как известно «У умного мужа и глупая жена всегда досужа». Так что, в бедах героев виноваты не только жены.

В сказках также всегда осуждаются неравные браки, поскольку муж с женой должны быть парой, а это невозможно при их неравенстве. Будь то большая разница в возрасте или будь то разница в социальном положении в пользу жены (без согласия невесты). Первый случай представлен в сказке - «Вещий дуб». По сюжету молодая жена идет на любые хитрости, чтобы избавиться от престарелого мужа. Второй случай отражен в сказке «Волшебное кольцо». Главный герой - Мартынка просит маму высватать ему королевну, на что мудрая женщина отвечает: «Рубил бы ты дерево по себе - лучше бы вышло». Но молодой человек не слушается совета, свадьба состоялась. Королевна же не может смириться с тем, что она - жена простого мужика, поэтому выведывает секрет супруга, разоряет его, а сама переносится в другое государство.

Похожий сюжет представлен в сказке «Безногий и безрукий богатыри». Царевич с помощью друзей женится на прекрасной царевне, которая намного сильнее его. Естественно, что жена после раскрытия обмана стала верховодить всем в доме, а царевич стал при ней свинопасом. Лишь вторичная помощь друзей помогла мужу заставить свою жену покаяться и дать слово во всем слушаться мужа. В сказке возможно такое исправление, но в жизни молодые люди должны не только искать себе самую лучшую жену, но и задуматься о том, достойны ли они ее, смогут ли с ней справиться.

Мы разобрали отрицательные четы характера жен и их неправильное поведение. Так какими добродетелями они должны обладать? Об этом говорится в сказке «Белая уточка». Князь наказывает княгине «не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться». Таким образом, мы понимаем, что жена принадлежит дому, своей семье, она не должна много времени тратить на друзей или чужих людей: «Доброй жене домоседство не мука». Жена большую часть времени должна уделять семье, но нельзя утрировать это положение до полного заключения жены в терем. Об этом нам рассказывает сказка «Генеральская жена и купеческий сын». Генерал, который держал взаперти свою жену-красавицу: никуда ее не выпускал и к себе никого не принимал, поплатился за это ее потерей. Генеральше так опостылел муж, ограничивающий ее свободу, что она согласилась на сговор с купеческим сыном, лишь бы избавиться от «скучной каторжной жизни». Такая сказка очень поучительна для мужчин, жаждущих запереть свою дражайшую половинку дома.

Пословица «Пока баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает» говорит нам о способности жены все предусмотреть, обо всем подумать и быстро выбрать из нескольких решений единственное. Не зря же сказочные герои при затруднительном деле обращаются за помощью к своим женам. В женах в отличие от девиц приветствуется мудрость и хитрость, направленные на поправление материального положения семьи. Об этом сказки - «Мудрая жена» и «Хитрая жена». В первой сказке жена выполняет за Дурака все приказания короля и делает мужа богатым, а во второй купеческая дочь, выданная замуж за бедного сапожника, хитростью обогащает мужа.

Взаимоотношения мужа и жены отражает пословица «Жена мужа не бьет, а под свой нрав ведет». Также существует много пословиц и поговорок, говорящих о том, что у семьи должны быть общие занятия, муж и жена должны помогать друг другу. Пословица «Муж задурит - половина двора горит, а жена задурит - и весь сгорит» показывает сколь большое место в ведении хозяйства и благополучии семьи отводится жене. У мужа также есть обязанности по отношению к жене. В пословицах упоминаются такие - содержать свою половину, беречь ее, уберегать от греха, защищать, не изменять, приучать к делу, прислушиваться к ее советам, излишне не ревновать, не жаловаться другим на семейные проблемы, но рассказывать жене о горестях и радостях.

Семейная жизнь предстает перед нами тандемом двух людей, которые любят друг друга и уважают. Нет рабского подчинения жены мужу. Он бесспорно является главой семьи, а жена - шеей или, по-другому, душой. Она - не бессловесная вещь, а живой человек со своими чувствами и эмоциями, которого необходимо ценить. Без уважения нельзя построить нормальной семьи. Не единожды упоминается в пословицах об обучении жены через побои, но и этому есть предел - «Бей жену до детей».

Таким образом, мы подошли к новой и, наверное, самой важной ипостаси женщины - к матери. В сказках матери хоть и упоминаются, но мельком. Из них сложно извлечь полезную для нас информацию, но на основе тщательного анализа можно представить характерные черты. «У кошки котя - тоже дитя», - наверное, поэтому в сказках часто матери предстают в образах животных, деток которых хочет истребить главный герой. Мама просит их пощадить, а затем оказывает добру молодцу неоценимую услугу.

У многих сказочных героев и героинь матери нет в живых, но ведь «Не та мать, что родила, а та, что выходила». Вроде бы, не поспоришь. Но как-то не водятся в сказках добрые мачехи («Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другой матери и в сказке не найдешь»). Подмечено, что влияние мамы всегда больше, чем влияние отца. Если в сказке возникает конфликт позиций родителей, то сын или дочь слушает маму - «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет». В сказках, когда отец вдовеет, он первым делом начинает искать детям мачеху, потому что это противоестественно, когда дети растут без женского участия - «Без отца дитя - полсироты, без матери дитя - полный сирота». Конечно, отцы руководствуются любовью к детям и стараются найти «и хозяйку, и мать опытную», но обычно обманываются и не находят доброй мачехи для своих кровиночек. Женщина не может до конца принять чужих детей: «Тепло, тепло, да не лето; добра, добра, да не мать родна». Это связано с тем, что у мачехи в сказках уже есть свои дети, а как известно: «На чужой горбок не насмеюся; на свой горбок не нагляжуся», поэтому своя злонравная, ленивая, неряшливая дочь всегда получает лучшее отношение, чем прилежная, скромная, воспитанная падчерица. В жизни это было связано также и с будущим дележом наследства, мачехи пытались избавиться от детей мужа от первого брака, чтобы все добро досталось только их детям.

В сказках матери, умирая, благословляют своих детей - «Материнское благословение на воде не тонет, на огне не горит». Особенно полно данная пословица подтверждается в сказке «Василиса Прекрасная». В ней мама перед смертью вручает своей дочери куклу-помощницу. Когда Василиса попадает к Бабе-яге, то кукла помогает ей пройти все испытания. Ведьма интересуется, в чем секрет девушки, и как только узнает, что Василисе помогает благословение матери, то сразу же выпроваживает ее домой. Никакая нечистая сила не может справиться со столь чистыми и светлыми словами, как благословение матери. «Материнскими словами Бог правит», - и это тоже верно. Образы матери в фольклоре могут быть различными, но не встречается ни одного случая, чтобы мать советовала своему ребенку неправильные вещи.

Мама должна не только родить ребенка, она еще должна его и выкормить и выучить. В сказке «Терешечка» мама каждый день носила сыну-рыбаку на берег молоко и творог, к тому же, она предупредила его об опасности, когда его стала караулить ведьма. В сказке «Гуси-лебеди» мама обещала дочке, что когда придет с работы, принесет ей булочку, сошьет платьице, купит платочек. За это девочка должна была не ходить со двора, беречь братца и быть умной. Дочь не послушалась маминых советов, и приключилась беда. Существует множество сказок (например «Хитрая наука», «Вор», «Вороватый мужик»), в которых сыновьям приходится воровать, чтобы прокормить себя и родителей, поскольку в свое время они не позаботились обучить их какому-либо полезному делу или ремеслу.

Сказка «Три царства - медное, серебряное и золотое» рассказывает нам о том, как Ворон Воронович похитил Анастасью Прекрасную, а три царевича - ее сына пошли на поиски матери, несмотря на все трудности. Примечателен эпизод, когда братья начинают ссориться, кому какая царевна достанется и забывают вытащить из ямы на белый свет родную матушку. Но старшая царевна (носитель народной мудрости) приказывает им прекратить споры и сначала помочь матери. Если брать этот сюжет в общем, то можно сказать, что дети не должны забывать родную маму, погрязая в любовных разборках. Родная мать всегда должна оставаться самым главным человеком в жизни.

То, каким вырастет ребенок, зависит от матери и ее воспитания. Мы можем проследить это на примере сказки «Иван Быкович». В одно и то же время рождаются - Иван-царевич, Иван-кухаркин сын и Иван Быкович. Внешне они были одинаковыми, но приходя с гулянья, первый - менял белье, второй - сьедал что-нибудь, третий - ложился отдыхать. В этой же сказке дочери ведьмы готовы извести трех богатырей, только чтобы матушка не горевала.

В сказках матери готовы на все ради своих детей. Например, в сказке «Арысь-поле» ведьма превратила мать в дикого лесного зверя, но магия была бессильна перед силой материнской любви. Когда ребенок был голоден, Арысь-поле сбрасывала звериную шкурку и кормила малыша. В песне матери из сказки «Белая уточка» мы можем почерпнуть информацию о том, как матери тяжело вырастить ребенка: «Я нуждой вас выхаживала, я слезой вас выпаивала, темную ночь недосыпала, сладок кус недоедала! ».

Хоть, и очень редки, но есть в сказках примеры неправильного поведения матерей - это сказки «Конь, скатерть и рожок», «Лутонюшка» и «Притворная болезнь». В первой сказке мать не послушалась своего сына и навлекла на себя побои молодцов из рожка. Во второй сказке, мать воображала, что бы было, если бы ее сын женился, завел ребенка, тот вырос, сидел на лавочке, а она бы, по-случайности, убила его топором. Сын, услышав все это, пошел искать людей глупее своей матери, решив, что если не найдет - не вернется. В третьей же сказке, царицу соблазняет Пан Плешевич и она всяческими способами, чтобы только угодить «своему дружку», пытается извести собственного сына.

Мама является самым близким и родным человеком любого ребенка, но он должен не только любить ее, но и уважать, ценить, понимать, как тяжело было его вырастить, быть за все это благодарным. К матери также предъявляются требования. Завести ребенка - это не то же самое, что кошку. К этому нужно быть готовой материально, физически, психически, а самое главное - нравственно. Мама должна быть идеалом для ребенка, она должна будет подавать ему пример во всем, а значит быть безупречной каждую минуту. Она должна быть праведна, как ограда камена. От того будет ли каждая мама достойна уважения, сумеет ли привить его ребенку, будет зависеть уважение ребенка ко всем женщинам, встречающимся на его пути, будь то девушка, сестра, жена, бабушка или посторонняя женщина.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь