Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Изучение показателей качества обучения в аспекте применения проектного метода



 

Учителя информатики средней общеобразовательной школы №4 г. Ессентуки работают над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках информатики. Выбор этой проблемы не случаен. Анализ ранней собственной работы выявил недостаточную осознанность и глубину усвоения учащимися программного материала.

Они поставили перед собой задачу развития у обучающихся творческого подхода к решению компьютерных задач, ведь на уроках информатики изучается большое количество тем, где ученик может проявить свое творчество.

На момент проведения эксперимента по использованию проектной деятельности в обучении информатике в школе был выявлен следующий показатель результативности обучения: уровень качества обучения в 7-8 классах в среднем составляет 39%, средний балл 3, 8, уровень успеваемости 100%.

Известно, что познавательная деятельность учащихся складывается из творческой и репродуктивной частей. Они взаимосвязаны, находятся в определенном отношении, которое зависит от уровня подготовки учащегося. Развитие познавательных способностей детей в решающей степени зависит от их творческой деятельности. Причем наиболее эффективной является систематическая творческая деятельность учащихся. Эпизодическая же ее форма малоэффективна.

На уроках информатики применение компьютеров позволяет с учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом педагог должна научить ребят четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

Использование новых информационных технологий позволяет решать некоторые задачи нетрадиционными способами, а также прикладные задачи, которые ранее невозможно было рассматривать в силу сложности математического аппарата. Так, в школьном курсе математики учащиеся рассматривают уравнения, которые имеют точные решения. Однако в реальной практике решение большинства уравнений не может быть записано в явном виде. Их решение находится только приближенными методами. Ранее способы решения таких уравнений рассматривались после изучения одного из алгоритмических языков. Во-первых, разрабатывали алгоритм метода решения. Во-вторых, составляли программу и использовали ее для получения решения и его исследования. Труднее было при изучении темы «Моделирование», когда рассматривали задачи оптимизации. Задачи должны были быть довольно простыми, допускающими только одну поисковую переменную. Например, задача минимизации расходов рейса морского судна и выбор оптимальной скорости, задача о перевозках и др.

Использование мощного электронного процессора MS EXCEL позволяют учителям с учениками решать уравнения приближенными методами и задачи оптимизации со многими переменными и ограничениями. Причем, это становится доступным и детям, владеющим программированием недостаточно хорошо. Главным этапом для ребят становится не разработка программы, а постановка задачи (запись критерия, ограничений, задание точности решения) и исследование полученных результатов. Учащиеся выполняют исследовательскую, творческую работу, а ее рутинную часть выполняет компьютер.

На уроках информатики изучается достаточное количество тем, где ученик может проявить свое творчество. Особенно это актуально на уроках, связанных с графикой. Ведь работа с графикой наиболее эффективно и целенаправленно развивает наглядно-образное мышление, очень важное в любом творческом процессе, поскольку любое новое решение обычно предстает перед мысленным взором в виде картин, схем, моделей. В процессе овладения учащимися данной темой также совершенствуется продуктивное и репродуктивное воображение, проявляющееся в создании объемных образов реального мира. Несомненный интерес представляет тот факт, что перечисленные интеллектуальные операции носят универсальный характер и могут быть применены в других формах и видах деятельности. Курс «Компьютерная графика» является и общеобразовательным в том смысле, что он развивает пространственное, логическое, абстрактное мышление, творческие качества личности, наблюдательность, внимание, формирует пространственное воображение и пространственные представления, обеспечивает графическую грамотность. В данном контексте изучение редактора Adobe Photoshop более чем оправдано. Используя эту программу на уроках информатики с учениками можно выполнить практически любую, самую сложную, графическую работу. Пакет Adobe Photoshop обладает огромным набором средств и эффектов для реализации творческих задумок и воплощения в жизнь мысленных образов: интеллектуальный интерфейс, который меняется в зависимости от ситуации; нож и ластик, наличие в стандартных фигурах достаточно сложных рисунков; соединение, наложение, объединение объектов; заливка с текстурой, с помощью узоров, градиентная; инструменты для профессиональной работы с текстом и т. п. Ребята с удовольствием узнают, как работают фотографы профессионалы. С помощью цифрового фотоаппарата на данных уроках мы с учениками пробуем побыть в роли фотографов, составить композиции с обработанными фотографиями. Оценки за творческую деятельность на таких уроках я выставляю только положительные. С учащимися устраиваются коллективные просмотры работ, причем комментарии и критика допустимы только в доброжелательном тоне. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. На уроках информатики данный метод реализуется в форме выполнения творческих проектов. При этом под творческим проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством педагога. Качество же выполнения творческого проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения и навыки ученика, приобретенные на уроках информатики. Тем самым оно может быть использовано в качестве объективного обобщенного критерия их оценки.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме и пр.).

Хорошие результаты в творческой проектной деятельности учащихся дает и совместная работа с учителями - предметниками. Например, учитель русского языка и литературы предварительно дал детям задание сочинить сказку, рассказ на любую понравившуюся им тему. Результаты превзошли все ожидания. На уроках информатики ученики должны были набрать свою работу на компьютере, отформатировать её, подобрать и вставить подходящие иллюстрации. Учащиеся еще очень медленно набирают текст, однако это задание дает им возможность усовершенствовать навыки работы с клавиатурой. Творческие работы учащихся были распечатаны и использованы для создания школьного «Альманаха». Ребята с удовольствием читали свои сказки, а оценки получили не только по информатике, но и по русскому языку и литературе.

Сравнивая работу с текстовым редактором в «режиме упражнений» и в «режиме выполнения творческого проекта» можно сказать, что творческая работа позволила детям осознать преимущества работы с электронным текстом, и они увидели возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике. Развитию творческих способностей учащихся при выполнении проекта способствует необходимость и возможность проявления эстетического вкуса, инициативы, логического и ассоциативного мышления, воображения, фантазии. Например, при изучении редактора Power Point (редактор создания презентаций) учащимся даётся задание продумать тему для создания презентации. Конечно, сразу в глазах учеников недоумение. Но стоит только сделать небольшую подсказку, как идея появляются одна за другой. Интересны такие презентации как «Современный журнал COOL», «Книга рецептов», «Мир компьютерных игр» и др. Свои презентации учащиеся показывают на отдельном уроке. Выставляем проектор и просматриваем все презентации, которые комментируют их создатели. Эти уроки помогают ученикам так же проявить свои способности в умении высказываться публично.

Все проекты требуют очень грамотной организации и координации со стороны учителя, так как он направляет работу авторов проектов, консультирует их, организует отдельные этапы проекта, проявляет определенную эрудицию во многих областях, несвязанных напрямую с их профессиональной деятельностью. Так как изучение нового материала идет в ходе работы каждого обучающегося над собственным проектом, необходимо четко определить, какие вопросы и когда он будет обсуждать со всеми, чтобы не повторять потом одно и то же несколько раз, найти время и уделить внимание каждому ученику или группе. Нужна огромная подготовительная работа, были созданы необходимые методические и справочные пособия.

Кроме того, нужно спланировать работу так, чтобы детям, и без того перегруженным занятиями, не пришлось дома или в кабинете информатики подолгу просиживать за компьютером. В задачу учителя входит создание комфортных условий для работы детей, с тем, чтобы увлечь их собственной познавательной деятельностью. Также необходимо создать у детей впечатление, что они совершенно самостоятельно смогли справиться с поставленной перед ними проблемой.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь