Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методика повышения уровня нравственной воспитанности младших школьников



 

Педагогический процесс в школе представляет собой единство воспитательных воздействий, осуществляемых на уроке и во внеурочное время. Знания и навыки в области какой-либо деятельности, приобретенные на уроке, должны использоваться детьми во внеурочное время, и наоборот, деятельность после уроков должна способствовать эффективности обучения, воспитания и развития школьника на уроке.

Использование произведений устного народного творчества в начальной школе имеет свою давнюю историю. Никогда из программы и соответственно из книг для чтения не уходили его малые и большие жанры. Сейчас в курсе чтения выделяют целый раздел «Устное народное творчество», в котором многие его жанры представлены достаточно системно. В частности, есть среди них произведения детского фольклора. Это прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, шутки и т.д. Характерной особенностью является их игровое начало.

Дети очень любят загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки. Они вызывают у ребят живой интерес, заставляют " поломать голову" над отгадкой, хорошенько подумать над смысловым значением пословиц и поговорок.

О чем бывают загадки? Обо всем, что окружает человека, о нем самом. О каких только сферах жизни и ситуациях не говорят они. Народ создал несметное количество пословиц и поговорок, в которых мудро, в отточенной форме обобщен исторический опыт. Загадки, пословицы и поговорки возникали и развивались вместе с историей общества, его экономикой и культурой.

Тематика загадок, пословиц, поговорок безгранична и всеобъемлюща. Это и социально-политические, бытовые, о труде, о науке, о семье, о воспитании.

О Родине (" Любовь к Родине сильнее смерти" );

О небе, земле, явлениях природы (" Голубой шатер весь мир накрыл" );

О воде, реках, ручьях (" Летом бежит, а зимой стоит" );

О растениях (" Не огонь, а жжется" );

О рыбах, земноводных (" Под мостиком виляет хвостиком" );

О птицах (" Рук нет, а строить умеет" );

Овощи и огород (" Сидит деде в сто шуб одет, кто его раздевает, слезы проливает" );

О добре и зле (" Тому тяжело, кто помнит зло" );

О правде и лжи (" По кривой дороге поломаешь ноги" );

О совести и чести (" Добрая совесть не боится клеветы" ).

Использование произведений устного народного творчества в начальной школе имеет свою давнюю историю. Никогда из программы и соответственно из книг для чтения не уходили его малые и большие жанры. Сейчас в курсе чтения выделяется целый раздел " Устное народное творчество", в котором многие его жанры представлены достаточно системно. В частности, есть среди них произведения детского фольклора. Это прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, шутки и т.д. характерной особенностью является их игровое начало.

Характеризуя возраст первоклассников, педагоги, психологи и физиологи отмечают огромную потребность детей в игре. Дети очень любят и хотят играть, но порой не умеют этого делать (мы сами мало их этому учим0 или их игровой репертуар и в количественном отношении, и в качественном оставляет желать лучшего. Если мы вспомним игры детей лет 20-25 назад, то отметит их большее разнообразие и значимость в детской жизни. То, что народные игры почти исчезли из детства, имеет достаточно глубокие объективные причины. Но помня, что народные игры как жанр устного народного творчества являются нашим национальным богатством, мы должны сделать их достоянием наших детей.

Народные игры собирали и записывали Е. Покровский, О. Капица, Г. Виноградов, В. Даль, И. Соколов-Микитов, М. Булатов, Г. Науменко и многие другие исследователи. Они придавали народной игре большое значение. " Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками. Одни игры помогают стать сильными, ловкими, меткими. Другие развивают сообразительность и смекалку. А в третьих все зависит от воображения, от того, как хорошо вы сможете представить и сыграть то или иное действующее лицо" - так писал в предисловии к своей книге " Березовая карусель" Г. Науменко.

На вводном уроке в ответ на вопрос: " Любите ли вы играть в народные игры? " - мы услышали единодушное: " Да! " - и решили узнать, какие народные игры дети знают, в какие особенно любят играть. Были названы жмурки, кошки-мышки, прятки, салочки, а любимой - игра в салочки. Наше предложение научиться играть еще в 20 народных игр, в которые, возможно, играли их бабушки и дедушки, папы и мамы, чтобы затем обучить этим играм своих друзей, было встречено бурей восторга.

Задачами урока стали:

─ накопление детьми материала по устному народному творчеству (заучивание считалок, песенок, скороговорок, загадок и др.);

─ воспроизведение детьми этих жанров с соблюдением интонации, диктуемой содержанием, на занятиях и в свободное время;

─ умение детей рассказывать содержание и объяснять игру;

─ воспитание у учащихся в процессе игры таких нравственных качеств, как любовь к родине и ее народу, коллективизм, дружеское отношение к товарищам, а также развитие у них организаторских способностей.

Из всего огромного богатства игрового фольклора для урока мы отобрали игры, которые сопровождаются тем или иным поэтическим текстом. Особенности текста позволили нам классифицировать эти игры. Их оказалось четыре группы:

" Игры-ловишки". Они характеризуются тем, что водящий должен переловить всех игроков один или с помощью пойманных в ходе игры. Все эти игры начинаются со считалки, сопровождаются небольшим диалогом, песенкой. Сюда мы включили " ловишки": " У медведя во бору", " Дедушка-рожок", " Горшки", " Коршун".

Игры драматизированные. В них разыгрывается какое-либо действо, также сопровождаемое диалогом, песенкой. Это такие игры, как " Краски", " Почта", " В работники", " Репка", " Гуси-лебеди".

Игры хороводные. Содержанием их является движение по кругу с пением и танцевальными движениями. Сюда мы отнесли " Каравай", " Яблонька", " Заинька", " Просо", " Мак".

Словесные игры-фанты. Для них характерен напряженный диалог, иногда со стихотворным зачином. Это " Черно с белым не носить", " Да и нет не говорить", " Как тебя зовут? ", " Садовник", " Кузовок", " Только на эту букву".

Конечно, наша классификация игр достаточно условная и отличается от той, какую предлагают фольклористы. Смысл ее заключается в том, что каждая группа имеет свои характерные методические приемы при обучении. Методика проведения занятий определялась характером игры, особенностями поэтического текста.

Считалки

Всякая игра начинается с выбора водящего, действующих лиц. Этой цели служат считалки. Считающий должен произносить слова считалки напевно. Поются считалки с резким подчеркиванием размера - с указанием на одного из играющих при каждом ударном слоге. Водить должен тот, на кого упадет последний слог или слово. На это указывает иногда смысл последнего стиха (" поди вон", " выходи", " догоняй", " тебе водить" ). Например:

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит - это он,

Выходи из круга вон!

Главное в считалке - ее ритмическая организация. Отсюда некоторое пренебрежение смыслом в иных считалках.

На эти жанровые особенности считалок и акцентировалось внимание в работе с ними: разучивание текста проводилось путем организации хоровой декламации с притопыванием или прихлопыванием, соответствующим ритмической организации текста.

При заучивании считалок детям предлагались карточки, на одной стороне которых был напечатан текст, на другой - картинка с изображением предметов, о которых идет речь в считалке и которые являются опорными в смысловом отношении. Ребята рассматривали картинку, читали текст и сопоставляли его содержание с картинкой. Такие карточки способствовали быстрому запоминанию и воспроизведению считалок.

Песенки

Очень разнообразны по содержанию и эмоциональной окраске песенки. Первоклассникам вполне доступны хоровые песни шуточного содержания, например " Каравай", " Яблоньа", " Заинька".

Вырастай, яблонька,

Вот такой вышины.

Распускайся, яблонька,

Вот такой ширины.

Расти, расти, яблонька,

В добрый час.

Потанцуй Танечка,

Поскачи для нас… И т.д.

Не менее интересны для детей при хороводных играх песни календарного цикла, трудовые, такие, как " Просо", " Лен". Напомним:

А мы землю парили, парили.

А мы землю пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

Некоторые игры сопровождаются песенками-приговорками, близкими к дразнилкам. Например, в игре " Дедушка-рожок": " Дедушка-рожок на печи дыру прожег! " Или в " Красках":

Я - монах в синих штанах,

На лбу шишка,

В кармане мышка.

Дети легко улавливают юмор, смеются. Песенки-дразнилки им очень нравятся.

В народных играх есть песенки и бытового и лирического содержания. Такова песенка в игре " Коршун":

Вокруг коршуна хожу,

Ожерелье нижу,

По три ниточки -

Бисериночки.

Я снизала вороток,

Вокруг шеи короток.

Каждая из таких песенок требует своей манеры исполнения, дополняемой каким-либо действием, движением. Мы их разучиваем с детьми так. Сначала я напевно читаю эту песенку. Дети молча слушают меня. Если песенка длинная, то методом хоровой декламации мы заучиваем ее наизусть. При этом каждый ребенок пробует и предлагает к тексту какие-то свои движения. Класс оценивает предложения, выбирая лучшие. Потом дети становятся в хоровод и я объясняю правила игры. Песня начинается, дети ведут хоровод.

Мелодия вырабатывается как бы сама собой, подсказанная ритмом. Имитировать мотивы, предлагаемые на пластинках, мы в кружке не пробовали. Если же песенка короткая, в несколько слов, дети схватывают ее сразу, легко запоминают и включают в игру в манере мелодекламации.

Обычно на занятии разучивается одна игра с песенкой, которая по желанию детей повторяется два-три раза.

Диалоги

В одних группах игр диалоги заранее известны, их содержание не меняется. Некоторые связаны стихотворным размером и рифмой. Например:

─ Гуси-лебеди, домой!

─ Нам нельзя идти домой!

─ Почему?

─ Серый волк под горой!

─ Что он делает?

─ Под горою волк похаживает, на нас волк поглядывает!

То туда идет,

То сюда идет,

Нам пройти не дает.

В игре " Коршун":

─ Коршун, что делаешь?

─ Ямочку рою.

─ Зачем тебе ямочка?

─ Денежку ищу.

─ Зачем тебе денежка?

─ Иголку купить.

─ Зачем тебе иголка?

─ Мешочек сшить и т.д.

В других играх диалог напряженный, он требует от игроков умения вести беседу, преследуя определенную цель. Например, в игре " Черно с белым не носить" ведущий предлагает каждому из играющих ряд вопросов, на которые надо обязательно ответить, не употребляя слов черный, белый, да и нет. Ведущий всячески провоцирует употребление именно этих слов:

─ Какой хлеб ты больше всего любишь: белый или черный?

─ Ржаной.

─ Ты всегда ходишь за ним утром, да?

─ И утром, и вечером.

─ Особенно вкусен свежий, с хрустящей корочкой хлеб, да?

─ Да!

Вот и попался игрок.

Особенность ведения диалога такова. После того какелый, да и нет. ет каждому из играющих ряд вопросов, на которые надо обязательно ответить, не употребляя слов черныйамации.ито я прочитала диалог, объясняя игру, с помощью считалки мы определяем действующих лиц. Игру начинает та группа, которая выделилась. Остальные смотрят, запоминают игру и снетерпением ждут своей очереди показать всем, какой новой игре они научились.

Если дети, которым выпало начинать игру, в диалоге затрудняются, я подсказываю, и игра от этого не сбивается. А те, кто играет в третью и четвертую очередь, ошибок в диалоге не допускают.

Драматизированные игры

Драматизированные игры - это не что иное, как сказки. Соответствующей была и методика разучивания игр. Вот, например, как протекало разучивание игры " Гуси-лебеди".

Перед чтением текста игры мы рассмотрели иллюстрацию с изображением гусей-лебедей и волка (художник Е.М. Рачев). Определили повадки животных, особенности их поведения. Тем самым дети подготовились к восприятию текста игры. Далее я выразительно прочитала текст игры. Второй этап занятия - выбор действующих лиц с помощью считалок, разучивание игры. Третий этап - игра (по группам). Наконец, обсуждение игры каждой группы с точки зрения ее организации, исполнения игоками своих ролей.

Очень полюбилась детям игра в " Садовника". В начале занятия рассматриваем яркие карточки с изображением цветов: тюльпана, гвоздики, розы, ромашки и др. дальше по считалке выбираем ведущего - садовника. Остальные дети выбирают себе имена - названия цветов, которые должен запомнить садовник. " Цветы" усаживаютсяальше по считалке выбираем ведущего - садовника.бражением цветов: тюльпана, гвоздики, розы, ромашки и др. _____________________ полукругом, игра начинается:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели,

Кроме…, раз, два, три.

Называется цветок из числа игроков. Если садовник назовет цветок, которого нет среди игроков, то отдает фант. После слов садовника названный им цветок откликается:

─ Ой!

─ Что с тобой?

─ Влюблена.

─ В кого?

Далее опять называется цветок или садовник и вновь разыгрывается диалог. Если цветок опоздает с откликом на чет раз, два, три, то отдает фант. Набрав определенное количество фантов, игра заканчивается их выкупом (попрыгать на одной ножке; быстро, несколько раз подряд произнести скороговорку; три раза прокукарекать и т.п.)

Перед началом следующей игры показываю ребятам глиняные горшочки: для приготовления пищи, для хранения молочных продуктов, для цветов. Сегодня дети будут продавать и покупать горшки.

Число игроков должно быть нечетным. Считалка помогает выбрать ведущего - покупателя. Остальные ребята делятся на две группы: продавцы и горшки. " Горшки" садятся кружком, позади каждого становится хозяин - продавец. Покупатель, находящийся за кругом, обходит продавцов и спрашивает:

─ Нет ли продажных горшков?

─ Нет, - отвечает продавец.

Или:

─ Купи. Что даешь?

─ Шильце, мыльце, золотое зеркальце! - отвечает покупатель.

─ Ладно, по рукам! - соглашается продавец.

Ударяют по рукам в знак того, что покупка совершена.и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первым прибежит, тот и становится хозяином - продавцом горшка.

Еще один пример занятия - разучивание игры " Заинька".

Занятие началось с рассматривания мягкой игрушки " Заинька" (ее можно сшить или попросить детей принести из дома). Дети с удовольствием разглядывали игрушку, описали ее внешний вид, позу. Отметили, что Заинька сказочный, одет в русский национальный костюм: рубашку-косоворотку, полосатые штаны, лапти. Заинька стоит подбоченясь, словно готов пуститься в пляс. Посмотрели мы и рисунки Е. Рачева и Ю. Васнецова, которые тоже изображают Заиньку.

Затем я выразительно читаю песню " Заинька". Текст этой песни несложный, меняются только глаголы движения, которые сразу же сопровождаются соответствующими действиями. Поэтому дети сразу становятся в хоровод и, вторя мне, разучивают песенку хором, в хороводе.

Нужно сказать, что обращение к книжкам на занятиях не случайно: сейчас с произведениями фольклора мы знакомимся в основном через печатное слово, и поэтому дети должны знать, что при желании они смогут найти то или иное произведение в книге. По нашей просьбе, а иногда и по собственной инициативе, дети приносили на занятия книги с играми, потешками, считалками (например, " Детям на потеху" Э. Померанцевой, " Тридцать три пирога" М. Булатова, " А мы просо сеяли" Н. Карнауховой и др).

Очень любят дети делать рисунки к играм " Заинька", " Мак", " Репка", " Дедушка-рожок".


Выводы по второй главе

 

Работа была посвящена вопросам нравственного воспитания, изучению методов и средств народной педагогики и их влиянию на нравственность младших школьников.

Предполагалось, что эффективность работы по нравственному воспитанию младших школьников повышается, если:

─ разработаны психологические основания нравственности;

─ выявлены критерии нравственной воспитанности младших школьников через диагностику их;

─ определены методы и средства этнопедагогики, исходя из регионального, местного материала.

Для проверки гипотезы был проведен психолого-педагогический эксперимент в 1-ых классах Сузунской средней школы. Проводилась работа по формированию нравственных качеств учащихся средствами этнопедагогики как на всех уроках, так и во внеурочное время. Результаты эксперимента показали, что гипотеза оказалась верной.

Знакомство с элементами народной педагогики может быть главным содержанием урока или внеклассного мероприятия. В постоянном знакомстве, " общении" со сказками, пословицами, поговорками и др. средствами народной педагогики формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт.

Данная работа позволяет учителю опираться на помощь и поддержку родителей, вести безотрывную работу по формированию положительных нравственных качеств у детей и вне стен школы, в домашней обстановке, дает возможность выявлять и корректировать недостатки семейного воспитания.

В итоге проделанной работы оказалось, что значительно обогатились нравственные представления учащихся. Дети стали более дружными и сплоченными, вежливыми и внимательными друг к другу, трудолюбивыми, справедливыми и честными.

Но нельзя довольствоваться пусть даже самыми большими успехами, ограничиваться отдельными мероприятиями - нужна повседневная кропотливая систематическая работа педагога с детьми, их родителями, бабушками и дедушками.

Полученные результаты эксперимента подтверждают необходимость проведения работы по формированию нравственных качеств у младших школьников с помощью средств и методов народной педагогики.

Поставленные нами цели и задачи были выполнены: определены критерии нравственной воспитанности; выявлены воспитательные возможности элементов народной педагогики; разработаны методические рекомендации по практической проблеме исследования.


Заключение

 

Педагогика современной России представляет многовековой опыт народов по воспитанию будущих поколений. Последние должны адаптироваться к условиям жизни общества и предпринимать шаги к его переустройству и творческому созиданию, усвоив опыт своих отцов.

Народная педагогика подтвердила, что ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальными нормами и ценностями.

Полноценное нравственное воспитание школьников предполагает наличие четких, однозначных критериев моральной воспитанности. В последние 25-30 лет появилось большое число публикаций, авторы которых пытаются выделить ведущие признаки, характеризующие тот или иной уровень нравственного развития детей. Преобладает функциональный, «атомарный» подход к моральной оценке воспитанников Н.В. Ефременко, Л.А.Иванова, Н.И. Монахова и др., рекомендующий опираться на достаточно обширные перечни рядоположительных, не связанных в целостную структуру личности нравственных свойств, таких, например. Как трудолюбие, гуманность, коллективизм, честность.

Опыт показывает, что с помощью такого рода измерительных шкал можно получить множество частных, лоскутных сведений об изучаемой личности, но обычно не удается установить ее стержневые особенности как динамичного сложного целого.

Менее широко представлен интегративный подход ( Л.И.Ботович, В.С. Мерлин, А.С. Неймарк и др.). В оценке моральной воспитанности предлагается опираться на какой-то один, максимально широкий критерий, позволяющий выявить и главное нравственное содержание личности, определяющее общую линию ее поведения.

Оптимальным в этой связи правомерно признать принцип комплексного, интегрально-аналитического изучения личности, объединяющий достоинства обоих подходов и способный преодолеть как механистичность функциональных оценок нравственной сферы, так и недостатки интегральных критериев, забывающих о специфике ее отдельных слагаемых и часто страдающих неконкретностью.


Список литературы

 

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., Просвещение, 1989. 139с.

2. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. - М., Просвещение, 1983. 128с.

.   Аникин В.П. Русская народная сказка. - М., Просвещение, 1977. 208с.

.   Батурина Г. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания. // Педагогика. 2000 № 3. 106-107с.

.   Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальной школе. - М., Просвещение, 1983. 208с.

.   Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этнических бесед с младшими школьниками. - М., Просвещение, 1982. 160с.

.   Болбас В.С. О понятиях и терминах этнопедагогики. // Педагогика. 2001 № 1 41-46с.

.   Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - М., Педагогика. 1989. 144с.

.   Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., Педагогика. 1988. 160с.

.   Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М., Учпедгиз, 1963.120с.

.   Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М., " Академия", 1999. 168с.

.   Волков Г.Н. Этнопедагогические заметки. // Советская педагогика. 1991 № 9 С.89-94.

.   Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. - М., Знание, 1984. 79с.

.   Гилязов Д. Традиции народной педагогики в действии. // Воспитание школьников. 2000 № 6.С.8-10.

.   Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. - М., Просвещение, 1989. 264с.

.   Губанова Е.Н., Максименко Н.В. От чистого истока. Реализация идей народной педагогики в развитии творческой активности будущего учителя. // Начальная школа. 1996 № 6 С.68-70.

.   Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. / Автор-сост. Л.С. Куприна и др. 1999. 383с.

.   Золотова А.В. Нравственное воспитание младших школьников. // Начальная школа. 1992 № 5-6. С. 4-6.

.   Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности. // Педагогика. 1992 № 11-12. С. 22-26.

.   Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного народного творчества русского народа. // Начальная школа. 2000. № 5. С. 20-23.

.   История педагогики. / Под ред. М.Ф. Шабаевой. - М., Просвещение, 1981. 376с.

.   Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа - СПб: Акцидент, 1997. 158с.

.   Кобзарь Б.С., Макарова Л.М. Обучение студентов диагностике воспитательной работы. // Педагогика. 1993. № 1 С. 66-69.

.   Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма. Педагогика. 1998. № 5. С. 52-58.

.   Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств. // Педагогика. 1998. № 7. С. 52-56.

.   Колесов Д.В. Психологические основания нравственности. // Советская педагогика. 1990. № 4 С. 35-38.

.   Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: Советы, игры, обряды. - М., Школа - пресс, 1998. 176с.

.   Кузнецова Т.Н., Свищева И.К. Воспитание на традициях народной педагогики. - Белгород, 1995. 180с.

.   Куреленко Т.М. Воспитание нравственности. Задачи и упражнения. - М., Просвещение, 1993. 210с.

.   Кутьев В.О. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. // Педагогика. 2000 № 5. С. 41-58.

.   Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры. // Педагогика. 1998. № 1 С. 81-86.

.   Мудрость воспитания. / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М., Педагогика, 1989. 304с.

.   Орлова А.П. Национальной школе - опыт народной педагогики. // Советская педагогика. 1991. № 7. С.88-91.

.   Орлова А.П., Щербаков В. Проблемы народной педагогики. // Советская педагогика. 1991. № 1. С.154-155.

.   Пятикоп А.И., Шамардин В.И. Воспитание патриота. // Педагогика. 2000. № 4. С. 34-37.

.   Рожденственская Р.Я. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте древнерусской педагогики. // Начальная школа. 1998. № 1. С. 31-35.

.   Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М., Педагогика, 1981. 128с.

.   Руденко Ю.Д. Народная педагогика и В.А. Сухомлинский. // советская педагогика. 1991. № 2. С. 103-106.

.   Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2000. 216с.

.   Станчиц М.А. Уроки нравственности. - М., 1991. 113с.

.   Стрелкова Л.П. Уроки сказки. - М., Педагогика, 1989. 128с.

.   Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования. // Педагогика. 1998. № 2 С. 3-7.

.   Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника. // Педагогика. 1997. № 6. С. 59-65.

.   Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М., Педагогика, 2000. 464с.

 


Приложение 1

Внеклассное мероприятие по теме: " Я навсегда остаюсь тебе верным, моя Сибирь"

Цели:

·   познакомить с историей родного края;

·         углубить познания о современном развитии края и родного города;

·         воспитывать у учащихся чувства гордости, любви и уважения к прошлому и настоящему, стремление быть соучастниками и созидателями будущего.

Оборудование:

·   карта России;

·         “часы времени”;

·         музыкальное оформление, видеокассета;

·         большой кристалл соли (как символ эстафеты поколений);

·         рисунки учащихся, посвященных городу.

Ведущий предлагает посмотреть на карту России и показывает, какое место на ней занимает Сибирь.

Звучит музыка. Под ее сопровождение ученик и ученица читают стихотворение.

Мальчик (Игорь К.):

Я люблю свою Сибирь, Где вокруг простор и ширь. Где тайга стоит стеной, Снег лежит сплошной волной. Гряды гор и рек прозрачных, А в лесу зверья полно, Соболь, белка и куница, И лисица и олень.

Девочка ( Олеся И.):

Летом белые ромашки, Распустили свои шляпки. Солнце яркое над ними Освещает лес густой.

Вместе:

Это все моя Сибирь, Моя Родина, мой мир!

Ведущий:

Год 1582, 1 сентября (переводит стрелку на “часах времени” под музыкальное сопровождение, имитирующего ход часов).

Рассказ о Ермаке (портрет- иллюстрация, автобиографическая справка). Тимофеевич (между 1537 и 1540-1585), российский казачий атаман. Походом в 1582-1585 положил начало освоению Сибири Русским государством.

ЕРМАК (Ермолай) Тимофеевич, кличка Токмак (между 1537 и 1540, село Борок на Северной Двине - 5 августа 1585, берег Иртыша близ устья Вагая), русский землепроходец, завоеватель Западной Сибири, казачийатаман (не позже 1571).

Фамилия Ермака не установлена, однако в те времена, да и гораздо позже, многие русские именовались по отцу или по кличке. Его величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком. Голод в родных краях вынудил его, крестьянского сына, человека недюжинной физической силы, бежать на Волгу, чтобы наняться к старому казаку в “чуры” (разнорабочий в мирное время и оруженосец в походах). Вскоре в бою он добыл себе оружие и примерно с 1562 начал “полевать” - постигать ратное дело. Отважный и разумный, он участвовал во многих боях, изъездив южную степь между низовьями Днепра и Яика, побывал, вероятно, на Дону и Тереке, сражался под Москвой (1571) с Девлет-Гиреем. Благодаря таланту организатора, своей справедливости и смелости стал атаманом. В Ливонской войне 1581 командовал флотилией волжских казаков, действовавшей по Днепру у Орши и Могилева; возможно, участвовал в операциях под Псковом (1581) и Новгородом (1 582).

“Сибирское взятие”

По велению Ивана Грозного дружина Ермака прибыла в Чердынь (близ устья Колвы) и Соль-Камскую (на Каме) для укрепления восточной границы купцов Строгановых. Вероятно, летом 1582 они заключили с атаманом соглашение о походе на “сибирского султана” Кучума, снабдив припасами и оружием. Возглавив отряд из 600 человек Ермак 1 сентября начал поход в глубь Сибири, поднялся по реке Чусовой и ее притоку Межевая Утка, перешел на Актай (бассейн Тобола). Ермак спешил: лишь внезапное нападение гарантировало успех. Ермаковцы спустились в район нынешнего города Туринска, где рассеяли передовой отряд хана. Главное сражение разыгралось 26 октября на Иртыше, на мысе Подчуваш: Ермак разбил татар Маметкула, племянника Кучума, вступил в Кашлык, столицуСибирского ханства, в 17 км от Тобольска, и нашел там много ценных товаров и пушнины. Через четыре дня явились ханты со съестными припасами и мехами, за ними - местные татары с дарами. Ермак встречал всех “лаской и приветом” и обложив податью (ясаком), обещал защиту от врагов. В начале декабря воины Маметкула убили группу казаков, рыбачивших на озере Абалак, близ Кашлыка. Ермак настиг татар и уничтожил почти всех, но Маметкул спасся.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.117 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь