Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Поход на Обь и посольство в Москву



Для сбора ясыка на нижнем Иртыше в марте 1583 Ермак отрядил партию конных казаков. Они встретили небольшое сопротивление. После ледохода на стругах казаки спустились по Иртышу, под видом ясака захватывая в приречных селениях ценные вещи. По Оби казаки дошли до холмистого Белогорья, где река, огибая Сибирские Увалы, круто поворачивает на север. Здесь они нашли только покинутые жилища, и 29 мая отряд повернул обратно. Для получения помощи Ермак направил в Москву 25 казаков. Посольство прибыло в столицу в конце лета. Царь наградил всех участников Сибирского похода, простил государственных преступников, примкнувших к Ермаку ранее, и обещал послать еще 300 стрельцов.

Гибель Ермака

Смерть Ивана Грозного нарушила многие планы, и стрельцы-казаки добрались до Ермака лишь осенью в разгар восстания, поднятого карачи (высшим советником Кучума). Небольшие группы казаков, рассеянные по огромной территории, были перебиты, а основные силы Ермака вместе с подкреплением из Москвы 12 марта 1585 были блокированы в Кашлыке. Подвоз продовольствия прекратился, и среди русских начался голод; многие погибли. В конце июня в ночной вылазке казаки перебили почти всех татар и захватили обоз с продовольствием; осада была снята, но у Ермака осталось около 300 бойцов. Через несколько недель он получил ложное известие об идущем в Кашлык торговом караване. Ермак поверил и в июле с 108 казаками выступил к устью Вагая, разбив там татар. Но о караване ничего не узнал. Вторую победу Ермак одержал близ устья Ишима. Вскоре он вновь получил сообщение о торговом караване и вновь поспешил к устью Вагая. Дождливой ночью коварный Кучум неожиданно напал на стан казаков и перебил около 20 человек, погиб и Ермак. 90 казаков спаслись в стругах. Смерть атамана Ермака, который был душой всех походов, сломила дух казаков и они, покинув Кашлык 15 августа, вернулись на Русь.

О Ермаке еще в XVI в. были сложены предания и песни, позднее его образ вдохновлял многих писателей и художников. В честь Ермака назван ряд населенных пунктов, речка, два ледокола. В 1904 в Новочеркасске ему поставлен памятник (скульптор В.А. Беклемишев, архитектор М.О. Микешин); его фигура выделяется на монументе 1000-летия России в Новгороде.

Стихотворение о Ермаке

ученик (Андрей Р.): Шла дружина во мрак, Атаману кричала: - Ты веди нас Ермак, - Не сдавайся Ермак.

2 ученик (Саша А.): Мы пройдем этой ширью, Что зовется Сибирью, От родимых полей до восточных морей.

3 ученик (Костя С.): Стала в небе луна, И сова хохотала. Но дружина сильна И как ветер вольна. Эй, таежные дали, Вы российскими стали От балтийских зарниц До восточных границ.

4 ученик (Лиза С.): Просвистели века, Как стрела из-за кедра. Помни Русь, казака! Не забудь Ермака!

5 ученик (Сережа Т.): Сквозь легенды и беды Здесь прошли наши деды От Уральской гряды До Охотской воды.

Ведущий: Вступительное слово о переселенцах.

В те далекие времена 1582 году Сибирь населяли многие народности (обращение к карте народностей, населявших Сибирь). И пришли они, как считают ученые, из районов Европы и Азии в поисках мест охоты, рыболовства, манили обширные необъятные земли.

Как вы думаете, на каких животных охотились поселенцы? (Дети называют известных животных, данной природной зоны.)

Ведущий: Музыкальное сопровождение.

- А сейчас я расскажу вам о некоторых племенах, населявших наш край в то далекое-далекое времяКурыканы

Особое место среди племен Восточной Сибири занимали в I тысячелетии нашей эры курыканы, люди “солнечного восхождения”. Курыканы располагались в районе озера Байкал, в долине Ангары и в верховьях Лены. Памятники культуры курыкан: поселения, городища, стоянки, наскальные рисунки. Важное место у них занимало скотоводство - оно служило предметом меновой торговли. Страна курыкан производила превосходных лошадей. Кроме лошадей они выращивали верблюдов, овец, крупный рогатый скот. Помимо скотоводства курыканы занимались охотой на лосей, косуль, оленей, кабанов. Немалое значение уних имело земледелие. Из зерновых культур курыканы сеяли пшеницу, ячмень, коноплю.Курыканы умели плавить железо и изготавливать из него орудия труда, предметы охоты, оружие. Им была известна письменность. Главным духовным достижением курыкан являлась письменность.

Буряты

В XI-XIII веках под давлением монголоязычных племен большая часть курыкан ушла на север. Среди вновь появившихся племен отмечены были буряты. К приходу в Приангарье русских, буряты имели навыки в разных видах ремесел, перенятых у курыкан. Они умели изготавливать железное оружие и предметы домашнего обихода. Буряты научились выращивать ячмень, просо, примитивным способом обрабатывать землю.

В условиях домашней повседневности женщины выкатывали войлок, обрабатывали кожу, шили одежду и обувь. Мужчины изготавливали повозки, шили конскую сбрую, ковали оружие.

Эвенки

Значительно позднее расселялись племена эвенков. Они жили в основном в таежных местах вблизи рек, по берегам реки Хайтинка. Основными видами занятий была охота, собирательство, рыбная ловля, оленеводство. Отдавая предпочтение охоте, эвенки отличались сметливостью, выносливостью и смелостью. Они отлично ориентировались на местности. Питались эвенки мясом домашних и диких животных, особенно любили кровь животных. Передвигались они на нартах. Их одежда, сшитая из оленей шкуры, была теплой и удобной.

Шаманство

Слово шаман происходит от эвенского “саман”, что означает знахарь. Шаманами становились одаренные личности, умевшие наблюдать, запоминать, а затем и предугадывать явления природы. Такой природный дар шамана позволял им воздействовать на окружающих людей и на сознание, волю. Шаманство было своеобразным явлением в духовной жизни народов Сибири.

Ведущий:

Ребята, мы с вами прикоснулись к истории, к жизни людей, которые завоевывали Сибирь, и развивали наш край.

(Под музыкальное оформление переводятся стрелки “ часов времени ”.)

Ведущий:

Сибирь - это огромный край. Наша область (обращается к ученикам: - Как называется наша область? - Новосибирская) - это центр Сибири.

Новосибирская область образована в ________ году (переводит стрелки под музыкальное сопровождение). Занимает территорию ____ тыс. кв. км. Население _____________ человек.

Музыкальное сопровождение, стихотворение. Учащиеся читают стихотворение.

1 ученик: Мы в морозильнике живем. Мы так Сибирь свою зовем! В ней никому не тесно, В ней очень интересно! Когда на улице мороз И мне все, как купорос, В замерзшие окошки, Мы смотрим на дорожки. Они печальны и пусты, Молчат деревья и кусты, Молчат под снегом речки, Но мы - то человечки! Не надо нам, как им торчать Нам надо бегать и кричать. Нам очень нравится Сибирь - Такой простор, такая ширь!

2 ученик: Мне жить с тобой всегда Мечтой единой. Куда б ни завела судьба меня, Вернусь к тебе под шепот тополиный И постою у вечного огня.

Учащиеся читают сочинения на тему “Будущее моего города”.

Ученик и ученица поднимаются на пьедестал, держа в руках кристалл соли, как эстафета, переданная из глубины веков в будущее.

Одновременно демонстрируются кадры видеоклипа о городе.

Все вместе исполняют песню.

Землю обмотали, Тоненькие нити. Нити параллелей И множества дорог. Где-то на планете, В глубине Сибири, Есть НОВОСИБИРСК, - это милый Всем наш городок.


Приложение 2

Интегрированный урок " Без березы не мыслю России"

Цели:

·   создание междисциплинарной образной модели, создающей в сознании ребёнка единую картину мира;

·         формирование способов умственной деятельности;

·         развитие связной монологической речи;

·         развитие познавательных интересов;

·         воспитание патриотизма.

Оборудование:

1. Карточки с описанием Троицы.

2. Иллюстрации, изображающую берёзу в разные времена года.

.   Кроссворд “Экосистема берёзы”.

.   Портрет С. Есенина.

.   Фотографии села Константинова - родины С. Есенина.

Ход урока. Организационный момент. На доске изображения березы в разное время года (Рисунок 7, рисунок 8).. Основной этап урока.

Учитель: Ребята, прочитайте загадку, написанную на доске.

Дети:

Стоит красавица: косы зелёные, Платье белое, а в ней четыре угодья: Первое угодье - мир освящать, Второе угодье - лес исцелять, Третье угодье - боль утешать, Четвёртое угодье - белый свет украшать

Учитель: О чём эта загадка?

Дети: Эта загадка о берёзе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь