Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности метода холотропного дыхания



 

Холотропное дыхание является одним из базовых методов трансперсональной психологии и представляет собой мощный метод самоисследования и терапии, использующий сочетание ускоренного дыхания, побуждающей музыки и специальной работы с телом, которая помогает высвобождать остаточные биоэнергетические и эмоциональные блоки.

Холотропное дыхание сочетает и объединяет в своей теории и практике различные элементы глубинной психологии, современных исследований сознания, трансперсональной психологии, восточных духовных философий и практик коренных народов. Оно разительно отличается от традиционных форм психотерапии, в которых используются, главным образом, словесные средства - как, например, в психоанализе и в происходящих от него различных других школах глубинной психологии. Оно имеет много общих характеристик с переживательными терапиями гуманистической психологии, вроде практики гештальта и нео - рейхианских подходов, которые делают акцент на непосредственном эмоциональном выражении и работе с телом. Уникальная особенность холотропного дыхания состоит в том, что оно использует целительный потенциал, внутренне присущий необычным состояниям сознания.

Удивительная целительная сила необычных состояний с незапамятных времен была известна и использовалась в древних цивилизациях и первобытных культурах. И вот во второй половине 20 века она получила подтверждение в современных исследованиях и терапевтических экспериментах. Древние и коренные культуры мира использовали такие состояния в ритуалах перехода и целительских церемониях. Их описывали мистики всех времен и посвященные в древние мистерии смерти и возрождения. Кроме того, процедуры, вызывающие эти состояния, разрабатывались и использовались в контексте великих мировых религий - индуизма, буддизма, даосизма, ислама, иудаизма и христианства.

О важности необычных состояний сознания для древних и коренных культур свидетельствует то количество времени и энергии, которое члены этих человеческих групп посвящали развитию " технологий священного" - различных процедур, способных вызывать такие состояния для ритуальных и духовных целей. В этих методах используются различные сочетания игры на барабанах и других ударных инструмента, музыки, песнопений, ритмичного танца, изменений дыхания и выработки особых форм сознания. Все это нашло свое отражение в методе холотропного дыхания.

Во второй половине 20 века у специалистов клинической и экспериментальной психиатрии и психологии появилась возможность получить непосредственный опыт работы с химически чистыми психоделическими веществами и разнообразными лабораторными процедурами изменения сознания. Но на тот момент у психиатрии не было специальной категории и термина для этих теоретически и практически важных переживаний. Гроф назвал их " холотропными", что в переводе означает " ориентированный на целостность" или " движущийся к целостности" (его не устраивало название " измененные состояния сознания" ).

Таким образом, психоделические исследования и развитие интенсивных переживательных методов психотерапии перенесли холотропные состояния из мира целителей дописьменных культур в современную психиатрию и психотерапию. Во многом благодаря изучению холотропных состояний происходит переход от словесных к переживательным подходам, к самоисследованию и психотерапии и от руководящей роли терапевта к использованию врожденного исцеляющего разума психики клиента.

Традиционные психиатрия и психология используют модель психики, ограниченную биографией после рождения и индивидуальным бессознательным, как его описывал Фрейд; наша психологическая история начинается с рождения. Но эта модель абсолютно не подходит для работы с холотропными состояниями сознания. Помимо уровня биографии после рождения (" постнатальной" ), общего с традиционной моделью, новая расширенная картография включает в себя еще две большие области.

Первая из них - перинатальная. Она содержит память о том, что переживал плод на последовательных этапах процесса рождения, все эмоции и физические ощущения. Эти воспоминания образуют четыре отдельных группы переживаний, каждая из которых относится к одной из стадий рождения. Это базовые перинатальные матрицы (БМП 1-4).

БМП 1 состоит из воспоминаний позднего дородового состояния, во время которого ребенок и мать составляют симбиотический союз. Если нет какого- либо вредного воздействия, то условия для ребенка оптимальны, учитывая безопасность, защиту, подходящее окружение и удовлетворение всех потребностей. БМП 1 можно назвать переживанием изначального единства с матерью.

БМП 2 - антагонизм с матерью (схватки в закрытой матке). Относится к первой стадии родов, когда матка сокращается, но шейка матки еще не открылась. Мир плода нарушен, это создает ситуацию неопределенности и угрозы для жизни с различными признаками телесного дискомфорта. Пути наружу нет. Мать и ребенок становятся источником боли друг для друга и вступают в биологический конфликт.

БМП 3 - синергизм с матерью (проталкивание через родовой канал). Отражает борьбу плода при прохождении через родовой канал после раскрытия шейки матки. Схватки продолжаются, но шейка матки уже открыта, и начинается трудный и сложный процесс проталкивания плода через родовой канал. Для ребенка это означает серьезную борьбу за выживание с сокрушающим механическим давлением и нередко удушьем. Но система уже не закрыта, и возникает перспектива прекращения невыносимой ситуации. Усилия ребенка и матери совпадают.

БМП 4 - отделение от матери, появление на свет. Содержит память о появлении на свет. Мучительные переживания достигают своей кульминации, проталкивание через родовой канал подходит к концу и крайнее напряжение и страдание сменяются неожиданным облегчением и релаксацией. Завершается период задержки дыхания и недостаточного снабжения кислородом. Ребенок делает первый глубокий вдох и его дыхательные пути раскрываются.

Вероятно, каждая стадия биологического рождения имеет специфическую духовную составляющую. Для безмятежного внутриутробного существования - это переживание космического единства; начало родов параллельно переживанию чувства всеобъемлющего поглощения; сжатие в закрытой маточной системе соответствует переживанию " нет выхода"; проталкивание через родовой канал имеет духовный аналог в борьбе между смертью и повторным рождением; метафизическим эквивалентом завершения родового процесса служит переживание смерти Эго и повторного рождения. Есть мнение, что переживания одной из матриц в ребенке доминируют после рождения, влияя на его дальнейшее развитие.

Вторая трансбиографическая область новой картографии - трансперсональная. Она содержит матрицы широкого спектра переживаний, в которых сознание выходит за границы тела/эго и обычных ограничений линейного времени и трехмерного пространства. Это приводит к переживаемому отождествлению с другими людьми, группами людей, другими формами жизни и даже элементами неорганического мира. Превосхождение времени дает переживаемый доступ к памяти предков, расовой, коллективной и кармической памяти.

Еще одна категория транперсональных переживаний связана со сферой коллективного бессознательного, которую К. Юнг называл архетипической. Эта тема содержит в себе мифологические фигуры, миры и темы всех культур и веков, даже те, о которых у нас нет никакого интеллектуального знания. В своих самых дальних пределах индивидуальное сознание может отождествляться с Универсальным Умом или Космическим Сознанием.

Говоря о терапевтических механизмах метода холотропного дыхания, следует назвать действительное повторное проживание травматических воспоминаний младенчества, детства, биологического рождения и дородового периода, воспоминания о прошлой жизни, выход на поверхность архетипического материала, переживания космического единства. Эти механизмы гораздо глубже и шире, чем механизмы в традиционной психотерапии, действующие на уровне биографического материала: ослабление психологических защитных механизмов, вспоминание забытых или подавленных травматических событий, реконструкция прошлого на основе сновидений или невротических симптомов, достижение интеллектуальных и эмоциональных инсайтов и анализ переноса.

Задача традиционных психотерапий зачастую заключается в достижении интеллектуального понимания человеческой психики в целом и психики конкретного человека в частности, а затем в разработке эффективной терапевтической техники и стратегии. Во многих терапиях важным инструментом считается интерпретация, то есть терапевт объясняет клиенту " истинный", или " реальный", смысл его мыслей, эмоций и поведения. Но общепринятая теория психотерапии отсутствует, и все школы имеют разные объяснения проблемы, с которой клиент приходит на терапию. Терапия, использующая холотропные состояния сознания, не сталкивается с такого рода трудностями. Целительный процесс в холотропном дыхании направляется изнутри собственным внутренним исцеляющим разумом клиента, а задача терапевта сводится к поддержке происходящего. Терапевт просто поддерживает все, что спонтанно возникает и проявляется от момента к моменту, будучи уверенными в том, что процессом управляет разум, превосходящий интеллектуальное понимание, которое может быть получено путем профессиональной подготовки в любой из школ психотерапии.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь