Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности проведения сессий холотропного дыхания



 

Перед первым практическим сеансом холотропного дыхания необходимо дать участникам понятие о теоретической концепции техники: рассказать о трансперсональных, биографических и перинатальных переживаниях и о том, какие внешние и внутренние проявления могут возникнуть во время прохождения дыхательной сессии. Следует сделать акцент на том, что важно сосредоточиваться на эмоциях и физических ощущениях, воздерживаться от интеллектуального анализа и отказаться от любого программирования сеанса. Если у участника сеанса есть противопоказания к применению техники, это должно быть заранее оговорено со специалистом.

Во время сеанса все участники разбиваются на пары, в которых один из участников будет выступать в роли холонавта, или дышащего (практикующего холотропное дыхание), а второй - в роли ситтера, или помощника. После окончания первого сеанса они меняются ролями. Также обязательны инструкции для дышащих и ситтеров.

По ряду причин в помощники не рекомендуется выбирать хорошо знакомого человека. Роль ситтера заключается в том, чтобы помочь дышащему в процессе холотропной сессии. Он должен быть внимательным к своему партнеру, обеспечивать безопасность и помощь по мере необходимости, но в то же время не быть навязчивым. Помощник наблюдает за происходящим с холонавтом, его поведением и физическим состоянием, но не вмешивается в процесс. Его основная задача - создать безопасные условия для дышащего. Если он может удариться, ситтер должен оградить его или подложить что-то мягкое, но при этом позволить ему самостоятельно переживать весь поток сознания, вызванный в процессе, если только холонавт сам не попросит вмешаться. Помощникам не рекомендуется разговаривать с окружающими и всячески мешать своему партнеру. Также он не должен сам активно дышать, так как в таком случае он сам тоже становится холонавтом. В холотропной технике не предусмотрен анализ происходящего с дышащим со стороны помощника.

Холонавт - это ключевое действующее лицо данного сеанса. Его основная задача - посредствам дыхательных техник войти в холотропное состояние сознания и далее вести себя максимально аутентично, быть самим собой, то есть если хочется плакать или смеяться, то дать волю своим желаниям, а не блокировать их.

Как именно дышать холонавт решает для себя сам. Можно дышать носом, ртом, грудью, животом. Гроф рекомендует доверять мудрости, присущей телу, и следовать внутренним подсказкам. Главное - дышать быстрее и глубже, чем обычно, отключить тотальный контроль ума и сосредоточиться на внутренних процессах. Единственное правило - это то, что дыхание должно быть связным, без пауз между вдохом и выдохом. Есть мнение, что от глубины дыхания зависит содержание визуальных образов, а от частоты - насколько быстро они будут меняться. Если дышать неглубоко и медленно, то особых изменений в сознании наблюдаться не будет. Итог - это результат выбранной техники дыхания.

Важнейшую роль для проведения дыхательной сессии играет правильный подбор музыки. Музыка является мощным инструментом для вызывания и поддержания холотропных состояний сознания. Она активизирует эмоции подавленных воспоминаний, помогает им выйти на поверхность и облегчает их выражение. Помимо этого она маскирует звуки, издаваемые участниками, сливаясь с ними. Общие принципы использования музыки в холотропном дыхании и критерии выбора конкретных произведений для разных стадий сеанса были сформулированы Кристиной Гроф. Не рекомендуется использовать песни и музыкальные произведения, исполняемые на языках, понятных участникам, чтобы не переключалось внимание. Музыкальный сет в холотропной сессии строится по принципу волны. Сеанс начинается с активизирующей музыки, постепенно музыка становится громче, динамичнее и переходит в мощные ритмичные композиции. После достижения кульминации (" пиковая", " прорывная" музыка) интенсивность музыки снижается, вводится " музыка для сердца" и в завершении сессии - умиротворяющая, медитативная музыка. Следует отметить, что большое внимание уделяется качеству звучания.

Приблизительное построение музыкального сопровождения выглядит следующим образом:

 


 

Часы/минуты Типы музыки
00: 00 - 00: 08 Легкая побуждающая, помогающая дыханию
00: 08 - 00: 20 Еще более стимулирующая
00: 20 - 00: 40 Барабан или этническая ритмичная (играть, пока ритмичное движение в комнате не спадет).
00: 40 - 01: 15 Драматическая (играть, пока драма не пойдет на спад).
01: 15 - 01: 30 Сердечная (открытость, теплота, музыка полета).
01: 30 - до конца Созерцательная (спокойная, но еще достаточно интенсивная музыка, которая может служить основой для продолжения работы)

 

После того, как участники разбились на пары и дышащие приняли горизонтальное положение, начинается расслабляющая медитация. Ее основная функция - помочь участникам расслабиться, как можно больше открываться и настраиваться на особое состояние, называемое в дзен-буддизме " умом новичка". Внимание плавно переводится на дыхание, которое постепенно ускоряется.

От того, как дышащий чувствует себя при завершении сеанса, зависит его последующее физическое и эмоциональное состояние. Нужно, чтобы холонавты заканчивали сеанс в расслабленном и эмоционально комфортном состоянии. Если это не так, им предлагается работа с телом, помогающая достичь лучшего завершения сеанса. Недопустимо прекращение сеанса, если дышащий все еще имеет дело с трудными переживаниями. При работе с телом путем воздействия извне на проблемной области усиливаются ощущения холонавта. На ней сосредотачивается внимание, и работа продолжается, пока дышащий и терапевт не приходят к соглашению, что сеанс достиг разрешения. Дышащие могут остановить воздействие и при помощи заранее оговоренного сигнала " стоп" (не принимаются оскорбления, фразы " отвали", " оставь меня в покое" и т. п.). После выяснения причины использования сигнала принимается решение о дальнейших действиях. Применение усиления симптомов целесообразно при переживании удушья и давлении на грудь (с помощью свернутого полотенца) и переживании мышечных напряжений и спазмов.

Восстановление в прежнее состояние происходит в течение полутора часов после начала сеанса, поскольку поддерживать и далее необходимый темп дыхания для человека крайне тяжело.

После завершения сеанса дыхания следует этап рисования мандал (в переводе с санскритского " круг" или " завершение" ) - рисунков внутри круга, вписанного в формат А3. Мандалы - это способ переноса на бумагу внутренних ощущений пациента. Психотерапевты говорят о том, что все бессознательное, которое тщательно скрыто и задвинуто далеко, появляется на поверхности в каких - либо образах, цвете или форме. Для рисования мандал нет никаких конкретных рекомендаций. Важно психологическое содержание, а не художественное мастерство. Это могут быть как бесформенные сочетания цветов, передающие атмосферу и эмоциональный тон сеансов, так и образные картины и рисунки, изображающие увиденное, а иногда и целые серии рисунков. Бывает даже такое, что мандалы предвосхищают темы будущих сеансов. В качестве альтернативы рисования мандал применяются и другие методы, такие как создание " Коллажа Души", лепка из глины и других пластичных материалов (если в группе есть слепые участники), музыкальное и поэтическое выражение.

Завершающий этап - обсуждение в группе (шеринг). Во время обсуждения сеанса ведущий не дает никаких трактовок увиденному, ссылаясь на традиционные теоретические системы. Можно задавать вопросы, помогающие извлечь дополнительную информацию. Задача холонавта - самостоятельно, посредствам рефлексии, интерпретировать свои образы, полученные во время проведения техники. В процессе обсуждения при наличии архетипического материала полезно использовать метод амплификации Юнга.

В качестве методов, дополняющих холотропное дыхание, Гроф указывает практику гештальт для помощи в интеграции опыта сеансов дыхания, метод невербальной психотерапии - игру с песком (Дора Калфф), переживательные методы: психодраму Морено и семейные расстановки Берта Хеллингера. В случае высвобождения ранее сдерживаемой физической энергии полезны массаж, сеансы акупунктуры, пробежки, плавание, экспрессивный танец и другие виды аэробных упражнений.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь