Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 2. Описание и анализ сессии холотропного дыхания выходного дня



 

Сессия проводилась в центре Master Integratio. Ведущий - сертифицированный тренер Максим Патрушев.

После знакомства с группой (порядка двадцати человек) Максим в краткой и доступной форме объяснил участникам, что такое холотропное дыхание и " с чем его едят". Большинство людей было уже знакомо с ним не понаслышке, но в группе присутствовали и те, кто пришел дышать впервые. Ведущий рассказал о БПМ, о пренатальных и трансперсональных переживаниях; о том, что может дать холотропное переживание: спонтанное исцеление, снятие фиизических, эмоциональных и психологических блоков. В ходе дыхания это обычно проявляется как воспоминания - " визуалка", - причем чаще всего вспоминаются события из самых сложных периодов жизни, о которых уже забылось думать, или из раннего детства и пренатального периода. Не менее вероятны телесные переживания, вплоть до боли (чего не стоит бояться, предупредил Максим), а также переживания, похожие на ощущения секса. Все его слова, как и в дальнейших беседах, были подкреплены примерами из предыдущего тренерского опыта, что немаловажно для участников, пришедших впервые.

Тренер попросил разделиться нас на пары, моим партнером стал молодой мужчина Борис. Максим разъяснил, зачем нужен ситтер:

У всех есть страх неизвестности, и, если дышащий знает и чувствует, что " все под контролем", ему будет легче расслабиться и отдаться дыханию;

Бывает такое, что холонавт три минуты подышал - стало хорошо, - заснул (разрядка, расслабление), тут ситтер напоминает ему на на ушко своим дыханием, что нужно дышать;

Возможны буйные проявления, особенно при наличии разблокировки сильных блоков, могут быть похожие на эпилептические припадки (выходит напряжение);

Холонавту необходимо обеспечить пространство, чтобы он никого не задел, сам не стукнулся, не заполз на другого дышащего (Максим объяснил, как это делается);

Кроме того, по словам инструктора, побывать ситтером хотя бы один раз просто необходимо, потому что тогда исчезает страх: " Что это со мной? Я какой-то не такой. Я мужчина, я не могу плакать". Мало того, ситтер не просто сторонний наблюдатель и " следитель", он тоже участвует в процессе, ведь он находится в общем групповом поле, и, бывает, ситтера " нахлобучивает" еще похлеще, чем холонавта. Ведущий предупредил, что в данной сессии телесной работы с холонавтом проводиться не будет, потому что при взаимодействии не получится полного погружения. Если что-то где-то напряглось, нужно самостоятельно продышивать этот участок, дышать туда, через боль, до пика и расслабления.

Следом Максим объяснил, как желательно дышать: вначале медленно и глубоко через рот, потому что через нос менее эффективно, - но никаких " заморочек" по дыханию быть не должно: дышать как и чем дышится. Мне очень понравились рекомендации для тех, кому сложно:

Представить, что пространство помещения, в котором мы находились - это огромный воздушный шар, и его нужно накачать;

Представить, что вы находитесь в лесу, перед вами шаманский костер, и его нужно раздуть. Как мы раздуваем угольки?

Представить себя паровозиком.

Далее вместе с музыкой ускорять темп дыхания, и в определенный момент придет ощущение, что что-то начинает происходить - это тот самый ритм, который нужно удерживать, хотя если есть чувство, что хочется еще ускориться - ускоряться. Обычно первый ритм, на котором начинаются изменения - тот самый. Есть вероятность, что понравится, как дышит сосед, - можно присоединиться (в группе хорошо дышать, потому что иногда самому лень), можно наложить дыхание на музыку. Во время дыхания было разрешено менять позу, но оговорено, что чем выше дышащий поднимается, тем больше контроля включается. Тренер предупредил, что могут идти непроизвольные движения, которые помогают дыханию: пальцами, руками, тазом, которые не следует подавлять, а можно даже использовать намеренно.

От одной из участниц прозвучал вопрос, можно ли ходить в туалет. Ответ был " да", но перед этим рекомендовалось спросить себя, действительно ли есть желание сходить в туалет или это ум, не понимающий, что происходит, и сошедший сума, ищет как бы прекратить это " безобразие". После вопроса " Дышать мы сегодня будем? " холонавты (я дышала первой) улеглись и Максим начал расслабляющую медитацию.

Следует отметить, что до этой сессии я неоднократно " дышала" - не холотропное дыхание, - и испытывала в основном мощные оргазмические состояния, входила в измененные состояния, испытывая ощущение полета, невесомости, видения своего тела с закрытыми глазами, и от данной сессии ожидала приблизительно того же. Получилось несколько иначе. Далее следуют отрывки из моей холотропной сессии (попробую описать то, что запомнилось, насколько это возможно).

С началом медитации все начали дышать медленно в одном ритме, потом каждый начал ускоряться в своем темпе. Я дошла до своего темпа, но мозг еще не отпустил бразды правления: ежеразный вопрос: " ну и зачем? ". Продолжаю дышать, назад поздно. Из расслабляющей медитации понравилось мягкое золотистое свечение, заполняющее тело от пяточек до головы. В голове, натыкаясь на мысли, оно потихоньку растворяет их. Растворяю мысли, заполняю тело золотистым свечением. Мое тело - сосуд, заполненный мягким, разреженным золотистым свечением. Дышу. Неожиданно для меня чуть ниже левого плеча с передней половины туловища появляется ощущение дискомфорта, направляю внимание туда, продыхиваю. Темп ускоряется, дискомфорт не проходит. Надавливаю правой рукой на это место, через некоторое время с низким долгим " Аааа" наступает временная разрядка. Дышу дальше. Некоторое время легкости. Продолжаю дышать, замечаю, что при дыхании правое плечо лежит на полу, а левое дергается и голова непроизвольно вращается против часовой стрелки. Голова начинает перекатываться из стороны в сторону (" нет" ). На плече что- то непонятное, жуткое, пытаюсь увидеть - не получается. Ощущение брезгливости, страха, ужаса. Оно вцепилось в меня, я не могу скинуть. Дышу. Паника. Тело сжалось, хочется освободиться и убежать. Дрожь в коленях и всех ногах (я лежу ступни на полу на ширине плеч, колени согнуты). Катаюсь по полу и дышу. Что- то не отлепляемое, уже начинает затягиваться вся левая половина туловища. В самый жуткий момент представилось вытянувшееся лицо мамы, если бы она сейчас увидела меня. Стало смешно, я улыбаюсь; постаралась додышать, не уверена, что получилось. Опустошение, дышать больше не хочется. Борис возвращает меня к дыханию, своим мощным дыханием, как мощным ветром, обдувая меня со всех сторон. Некоторое время он дышит со мной.

Дышу. Кажется, что дыхания нет, а есть только " а- а- а- а…". Возвращаюсь в легкое состояние, помогаю себе тазом. Начинается веселая (может, веселая только для меня) шаманская музыка с бубнами, барабанами и другими неизвестными мне инструментами. Тело пускается в шаманский танец на полу: трясутся руки, ноги, голова - все тело. Меняется звук " а" при дыхании с тяжелого низкого на средний регистр. Видится огромный костер. Весело, хорошо, хочется, чтобы продолжалось подольше. Какой-то огромный фаллический символ красного цвета, но мне не страшно. Кто это - я не вижу и не знаю. Переживания возбуждения, оргазма, расслабления, умиротворения. Возвращаюсь к дыханию. Хочу продолжить дышать там же, у костра, но через какое - то время меняется музыка.

Следующее яркое и жуткое переживание. Дышу. Мне не нравится музыка. Дышу. Медленно подползает ощущение не страха, а всеобъемлющего вселенского ужаса, чего- то черного, огромного, не имеющего формы. Зажимаю зону промежности, чтобы " это" не вошло в меня. Дышу. Понимаю, что это черное внутри всей меня, мне нужно вытолкнуть это из себя, расслабляю промежность, выдыхаю через низ, а оно не выходит, оно во мне. Бессилие и борьба одновременно. Желания убежать нет, есть желание выдышать. Дышу, стараясь изо всех сил. Через какое- то время с громким нечеловеским протяжным звуком большая часть " этого" выходит, но я чувствую, что часть осталась. И я продолжаю дышать. Поменялась музыка на более мелодичную, а я продолжаю выдыхать все с тем же нечеловеческим рычанием. Борис помогает мне все это время, периодически дышит со мной, обдувает меня. Спустя какое- то время я, обесиленная, останавливаюсь. Борис помогает мне восстановить дыхание. В теле расслабленность, усталость. Дышу. Хочется остановиться, но продолжаю. Музыка легкая, мне снова становится легко и хорошо. Продолжаю дышать, время от времени останавливаюсь, но Борис напоминает. Хочется потянуться, я потягиваюсь, наступает релаксационная музыка, можно дышать медленно. Приятная усталость. Проверяю себя: вижу, как с закрытыми глазами светятся пальчики на руках. Музыка волнами проходит сквозь меня; тело легкое, невесомое. Поворачиваюсь к Борису, полная огромной благодарности, хочется уткнуться в него (когда я уставала дышать, а он не давал остановиться, хотелось отвернуться).

На релаксационной части я уснула и пропустила обсуждение. Проснулась только в конце второй сессии. Спросила Бориса, почему он меня не разбудил. Борис ответил, что Максим сказал, чтобы я отдохнула. С Борисом договорились, что назавтра он будет дышать первым, а я буду ситтером. Борис сказал, что подышал он хорошо, правда, вначале свело пальцы на руках, но быстро прошло.

Во время дыхание мне два раза показалось, будто Борис погладил меня рукой: один раз по левому плечу, второй раз по лбу. Когда я спросила его об этом, Борис ответил, что он ко мне не прикасался. Вероятно, так я почувствовала его участие в моих переживаниях.

День второй.

День начался традиционно с беседы. Недовольному мужчине средних лет, у которого вчера " ничего не произошло", Максим ответил, что обычно переживания начинаются с третьей попытки, когда ослабевает степень контроля и предложил вернуть деньги. Тот отказался и решил продолжить сессию. После обсуждения частных случаев самочувствия и качества сна ведущий объявил, что сегодня каждый из участников будет дышать самостоятельно, без ситтеров. Он предупредил, что после того, как наступит ощущение, что все, додышали, не нужно вставать и идти, а нужно несколько композиций полежать, потому что в спокойной фазе могут прийти образы - картинки.

Расслабляющая медитация, и мы начинаем дышать. Как я и предполагала, вчера я не додышала левое плечо - оно начало ныть. Дышу в плечо. С силой упираюсь рукой в стену, чтобы было давление на болезненную область, и дышу. Через какое- то время понимаю, что проработала до конца и расслабляюсь. Продолжаю дышать. Начинается моя любимая шаманская музыка, и без каких бы то ни было картинок через некоторое время я испытываю мощные экстатические переживания. Почти всю оставшуюся сессию продолжаю дышать без подключения тела (вчера Максим сказал, что если не скидывать напряжение через тело, а только дышать, можно выйти на более глубинный уровень). Лежу солдатиком и дышу быстро, глубоко, не меняя ритма, практически не шевелясь. Чего-то жду, но ничего не происходит. В самом конце сессии, когда уже многие участники вышли из помещения, подстраиваюсь под сильное дыхание лежащего напротив меня мужчины. Кажется, что мы лежим не по разные стороны зала, а в нескольких сантиметрах друг от друга, чувствуется взаимообмен энергиями. Снова оргазмические переживания. Мягкая релаксация. Ощущение бестелесности; вижу все свое тело с закрытыми глазами. Удовлетворение от доработки плеча и легкое разочарование от того, что ничего нового не случилось.

Во время перерыва делимся своими впечатлениями. Максим объясняет мне, что, возможно, были новые переживания, но на фоне ярких телесных я могла не заметить более тонкие и слабые. Молодой мужчина (около двадцати лет), с которым мы дышали в конце сессии, говорит, что он впервые на дыхательных практиках и в восторге от прочувствованного. Он добавляет, что, когда мы дышали в паре, почувствовал, что внутри меня что- то черное и постарался вытащить это (он не мог знать о моих вчерашних процессах, так как я проспала обсуждение), в этот момент я кричала. " Не хотело выходить", - поясняет он. Я объясняю ему, что так делать не стоит, и понимаю, что вчера недовыдышала эту черноту.

После перерыва ведущий объявляет, что по просьбе участников мы будем дышать на намерение и раздает нам листы для написания желаний. Далее он рассказывает о том, что существует три мира: нижний (навь), средний (явь) и верхний (правь) и предлагает нам представить, что мы в лифте с тремя кнопками и можем выбрать, куда мы отправимся. В нижнем обитает всякая чертовщина, темные духи. Туда мы можем спуститься, чтобы забрать украденную частицу себя или оставить то, что мешает исполнению наших желаний: страхи, неуверенность. Средний мир - это проявленный мир, в котором мы живем. Здесь мы можем напитать свои желания силой природы. И высший мир - мир светлых духов - покровителей, у которых можно попросить помощи и мудрости. Под звуки бубна (на нем играет Максим) мы отправляемся в путешествие. Глубокое ускоренное дыхание - по желанию, можно дышать медленно. Я дышу медленно и решаю, что раз сегодня картинки не приходят ко мне, я сама последую за ними, захожу в лифт и спускаюсь вниз. Лифт открывается, и я оказываюсь в сером лесу без листвы и травы. Я иду по темному лесу и чувствую, что за мной следят полудухи - полутени. Я нахожу большой, грязный, запыленный камень и понимаю, что это - мое. Я тру камень, и он начинает сверкать, как бриллиант. Лес освещается, а духи прячутся от света. Я прошу их отвести меня к их начальнику. Они соглашаются и приводят меня к большому косматому чудовищу. Я убеждаю его, что этому черному внутри меня очень плохо со мной и оно хочет домой и прошу забрать его обратно. Тот соглашается и на выдохе я выдыхиваю маленького черного крокодильчика, который сразу прячется за огромную лапу хозяина. Чувствую, что чернота все еще осталась. Почему-то мне не страшно, как вчера. Не хочу довыдыхивать в этом лесу и говорю им, чтобы они готовили ведра, а я сверху накачаю им насосом черноты. Они соглашаются. Максим перестает играть на бубне и включает динамичную музыку. Я забираю свой камень, сажусь в лифт и поднимаюсь на средний этаж. Представляю небольшую щель у лифта, опускаю туда трубку и начинаю выдыхать через зону промежности в эту трубку черноту с низким гортанным " а" (внизу трубка наполняет железные ведра). Помогаю себе руками. Чувствую, как постепенно сверху вниз по телу чернота сползает, вижу, как через трубку она наполняет ведра. Меняется музыка на более мелодичную, но я продолжаю дышать, пока все мое тело не становится изнутри светлым. Выбрасываю трубку вниз и цементирую руками щель.

Низкий, тяжелый звук " а" автоматично заменяется на " а" среднего регистра. Я отправляюсь чистить свой камень и оказываюсь у озера Ладога. Бережно омываю камень в чистой холодной воде, камень блестит и переливается на солнце. Я любуюсь им, захожу по шею в воду, прикладываю камень к груди, и он растворяется во мне, отдавая свой блеск. Я иду на камни и в одиночестве наслаждаюсь солнцем, ветром, водой. Продолжаю дышать. Тело светлое и легкое. Теперь можно и наверх. Я возвращаюсь к лифту и поднимаюсь в мир светлых духов. Открываются двери лифта, и я вижу перед собой деву Марию. Полная трепета, я подхожу к ней и кладу голову ей на колени. Она нежно и ласково обнимает меня. Дыхание почти беззвучное. Я улыбаюсь и одновременно хочется плакать. Я прошу у Марии прощения за все, она гладит меня по голове, а я тихонечко радостно смеюсь. Я благодарю Марию за ее прощение и заботу, а она отвечает, что никогда не оставит меня и что она заботится обо всех, кто обращается к ней. На деве Марии большой голубой плащ, она укрывает меня им. Вокруг нас стоят несколько маленьких ангелочков, и я отправляюсь полетать с ними. Я летаю, как летаю во сне, а потом снова возвращаюсь к Марии и кладу голову ей на колени. Ощущение блаженства и тихой радости. Я прощаюсь с Марией и возвращаюсь на средний этаж и оказываюсь в зале. Путешествие окончено.

В целом я осталась довольна тем, как прошла холотропная сессия. Помимо обычного экстатичного удовольствия, получаемого в других дыхательных сессиях, я прожила абсолютно новые, пусть и не всегда приятные, холотропные переживания. Кроме того я надеюсь, что все описанное мной не было галлюцинациями и я проработала часть своих блоков и внутренних проблем.

 


 

Заключение

 

Термин " трансрсперсональное" был введен для описания явлений, " выходящих за границы отдельного человека или индивидуальной души", о которых сообщали здоровые люди, занимающиеся различными видами тренировки сознания и различными видами духовных практик, таких как медитация, йога и др. Трансперсональная психология возникла в 1960-х годах преимущественно на основе гуманистической психологиии. Трансперсональные психологи изучают трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека, а именно - его трансперсональные (трансэгоистичные) переживания.

Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве " четвертой силы" психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией. Ее особенностью является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин.

Одним из базовых методов трансперсональнй психологии является холотропное дыхание, разработанное Станиславом и Кристиной Гроф. Холотропное дыхание (от греч. " holos" - целый, целостный, " tropein" - ведущий, т.е. " дыхание, ведущее к целостности" ) - это метод психотерапии, самоисследования и личностного роста, в основе которого лежит сочетание ускоренного дыхания, побуждающей музыки и специальной работы с телом. Не будет преувелечением сказать, что холотропное дыхание объединяет в себе усилия пяти видов психотерапии (групповой, дыхательной, телесно-ориентированной, музыкальной и арт-терапии), что дает небывалый по силе терапевтический эффект. Резюмируя, можно сказать, что холотропное дыхание эффективно решает многие проблемы жителей современных мегаполисов:

·         дает возможность осознать корни своих напряжений - и освободиться от них;

·         активизирует внутренние резервы психики, устраняя чувства тревоги, апатии и депрессии;

·         оказывает поддержку в лечении психосоматических заболеваний (" болезней от нервов" ), когда традиционное медицинское лечение не приносит ожидаемых результатов;

·         помогает справиться с пагубными привычками и зависимостями;

·         устраняет последствия хронических стрессов и усталости, возвращая чувство гармонии и наполненности жизни;

·         позволяет преодолеть возрастной, экзистенциальный или духовный кризис;

·         способствует поиску нестандартных решений и творческим прорывам;

·         способствует самопознанию, личностному росту и духовному развитию человека.

Конечно, холотропное дыхание - не панацея от всех сложностей этой жизни. Но, в тоже время, это эффективный инструмент избавления от тяжелого опыта, который может сковывать лучшие душевные порывы к чему-то новому, яркому, полному жизни.

Холотропное дыхание было официально разрешено и зарегистрировано Минздравом РФ в 1993 году в качестве одного из 28 методов психотерапии. Президент российской Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии - Владимир Владимирович Майков, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАМН. Многие деятели российского трансперсонального движения являются сотрудниками РАН, РАМН и РАО. Трансперсональная психотерапия получила признание со стороны Общероссийской общественной организации " Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига".

 


 

Список использованной литературы

трансперсональный холотропный дыхание выходной

1. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М.: ТПИ, 1994. - 504 с.

2. Гроф С. Надличностное видение: Целительные возможности необычных состояний сознания / Ред.: В. Майков; Пер. с англ. С. Офертаса. - М., 2002. - 237 с.

.   Гроф С. Приключения в самопознании: Информационные материалы / ИНИОН. - М., 1991. - 77 с.

.   Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания / Науч. ред.: В. Майков; Пер. с англ. С. Офертаса. - М., 2001.- 457 с.

.   Гроф С. Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования. - М., 1996.

.   Гроф С. Холотропное дыхание: новый подход к самоисследованию и терапии/ Станислав Гроф, Кристина Гроф/ Пер. с англ. А. Киселев.- М.. Беловодье, 2010. - 320 с.

.   Клезовский А. Основы миропонимания новой эпохи. - Минск, 1995. - 720 с.

.   Козлов В.B., Бубеев Ю.А. Измененные состояния сознания: системный подход. М., 2005.

.   Козлов В.В. Гиршон А.Е., Веремеенко Н.. Интегративная танцевально-двигательная терапия. - СПб: Речь, 2006.

.   Козлов В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска или освящение повседневности - М.: Психотерапия, 2007.

.   Козлов В.В. Интенсивные интегративные психотехнологии: Теория. Практика. Эксперимент. М., 1998.

.   Козлов В.В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий. Минск: МАПН, 2005.

.   Козлов В.В. Психология буддизма. М.: Институт консультирования и системных решений, 2011.

.   Козлов В.В. Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души. М.: ГАЛА-издательство, 2008.

.   Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. М.: Институт психотерапии, 2005.

.   Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: Методическое пособие. М.: Институт психотерапии, 2007.

.   Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние. - М.: ООО " Издательство АСТ" и др., 2004.

.   Лоуэн А. Биоэнергетический Анализ. Теория и практика. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011.

.   Лоуэн А. Депрессия и тело. М.: Психотерапия, 2010.

.   Озанец М. Медитация для начинающих /Пер. с англ. А. Гарькавого. - М., 2004. - 295 с.

.   Пути за пределы " эго": Трансперсональная перспектива: [Сб. ст.] / Под ред. Р. Уолша, Ф. Воон; Пер. с англ. М. Папуши и др. - М., 1996 - 317 с.

.   Фельденкрайз. Осознавание через движение. - М., 2012.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь