Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Риторические идеи Аристотеля.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Истоки риторики. Родилась риторика как дисциплина в Афинах около V века до н.э. Основателем античной риторики считают знаменитого софиста Горгия (485–380 гг. до н.э.). Возникновение риторики и периоды ее расцвета связаны с развитием демократии. В республиканском греческом полисе гражданин был очень активен, он имел право голоса, право выступления. А это значит, что публичная речь, убедительно им произнесенная, могла повлиять на решение сограждан о мире или войне, об оправдательном или обвинительном приговоре. Вот почему и в Древней Греции, а через сто лет и в Древнем Риме владение словом было непременным условием хорошего образования. Софисты. Софистом называют человека, который за тонкостями и деталями умеет скрыть главное, умеет доказать истинность того, что соответствует его целям. Ход подобных рассуждений и искусство изощренно доказывать нужное, но не обязательно истинное именуют софистикой. Под софизмом понимают логически или в деталях верное, но по своей сути не истинное суждение. . Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями: 1) это была риторика «манипулирующая», монологическая. Адресат для говорящего – скорее пассивный объект воздействия, чем активный субъект. Его сознанием можно манипулировать; 2) риторика софистов – агональная (от греч. аgon – борьба, состязание), т.е. риторика словесного спора, состязания, которые направлены на победу одного и поражение другого; 3) риторика софистов была риторикой относительности. Не истина была целью их споров, а победа, потому что никакой истины, по их мнению, нет, а есть только то, что удалось доказать. В спор с софистами вступает Сократ, живший в Афинах в 470–399 г.г. до н.э. Его имя связывают с истоками европейской философской и риторической культуры. Сократ не оставил после себя ни одного им самим написанного текста. Но его система мировоззрения, его методы обучения все же дошли до нас благодаря его ученику – Платону, который поведал о том, что Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности. Но делал это очень тонко, не поучая своих учеников, а беседуя с ними. Риторический идеал Сократа можно определить как: «1) диалогический: каждый из участников общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли – вот цель речевого общения и деятельности говорящего; 2) гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога – не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели, достижение определенного согласия между ними по поводу смысла, цели и результатов общения; 3) смысловой: цель разговора между людьми, цель речи – поиски и обнаружение смысла, истины, которая не есть какой-то фантом, призрак, иллюзия, а заключена в предмете речи и может быть обнаружена». Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Таким образом, слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Теоретические разработки Платона (ок. 427 – ок. 347 гг. до н.э.) были, несомненно, шагом вперед. Можно уже говорить о более системной теории ораторского искусства, которая оказала огромное влияние на ораторов практиков и теоретиков того времени, что выразилось как в практическом преломлении его теории, так и в дальнейшем ее развитии. Большое влияние его 1 теория оказала и на Цицерона, который неоднократно в своих теоретических исследованиях ссылается на Платона. Как считает Платон (диалог «Федр»), оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить; правильная, истинная, точная речь должна исходить из подлинно» о определения своего объекта, предмета речи. В диалоге «Федр» Платон предлагает композицию речи: вступление, изложение и свидетельства, доказательства, правдоподобные выводы. Платон считает, что преподаватель ораторского искусства должен хорошо знать природу каждой вещи и ее идеи, а через это знание стремиться к познанию души, знать ее виды и то, какая речь и как воздействует на душу. Он должен соотнести виды речей и виды души и их состояний, установить соответствие каждого вида речи каждому виду души. Знать, какую душу какими речами и по какой причине непременно удастся убедить, а какую - нет. Выдвигая на первый план эмоциональную убедительность речи (воздействие на душу), Платон не считает важными логические доказательства, которые отходили у него на второй план. Оратор должен, по мнению Платона, распрощаться с истиной, но построить свою речь так, чтобы она казалась для слушателей правдоподобной. Некоторые вопросы красноречия, его сущности, его цели рассматриваются у Платона и в диалоге «Горгий». В беседе, возникшей между Сократом и Горгием и их учениками, дается ряд определений риторики как процесса – от широкого до узкого. Красноречие – инструмент весьма тонкий, и пользоваться им, по мнению Платона, следует осторожно, по справедливости, не злоупотребляя его огромными возможностями. Риторика, как и всякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает идею софистов, которые тоже считали, что хороший оратор должен много работать над самоусовершенствованием и речами. Рассуждения Платона свидетельствуют о том; что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим учением. Риторический канон Каноны риторики: 1. Инвенци я (лат. Inventio) или «нахождение», «изобретение» — invenire quid dicere — «изобрести, что сказать». На этом этапе отбирался материал для будущего сообщения. предполагало работу над мыслью речи, отбор содержания будущего выступления. На этом этапе оратор задавался вопросом: что сказать? Инвенция предлагала говорящему систематизировать собственные знания по поводу отобранных им предметов, сопоставить их с наличными на данный момент времени знаниями других и определить, какие из них и в каком количестве должны быть представлены в будущем сообщении». 2. Диспозиция — «расположение»- inventa disponere — «расположить изобретенное». представляет работу над композицией речи, уточнение соположения частей. На этом этапе шла работа над ответом на вопрос: где сказать? 3. Элокуция — «словесное оформление мысли», «собственно красноречие» — «ornare vebris» — «украсить словами». это этап редактирования речи, когда оратор шлифовал текст, удаляя неудачные выражения и добавляя те, которые были бы более уместны. На этом этапе давался ответ на вопрос: как сказать?
4. Мемория (лат. Memorio) — «память», запоминание речи. - это технический этап подготовки, когда оратор размышлял над тем, как донести созданный текст до слушателя: выучивал наизусть, составлял заметки и т. п. 5. Акция (лат. Actio hipocrisis) — «актерское», «театральное исполнение речи», ее произнесение. общение оратора с аудиторией, кульминация всей ораторской деятельности. Здесь риторика давала советы по поводу пластического решения произносимой речи. Внешнему виду оратора всегда уделялось большое значение, он должен был производить благоприятное впечатление на публику. Поэтому речь его должна быть продумана с точки зрения силы звучности, длительности пауз, сопровождения жестами. На этом античный канон заканчивался, но современная риторика считает, что должен быть выделен еще один этап: 6. Рефлексия. Здесь оратор размышляет над произнесенной речью, анализирует удачи и просчеты, делает выводы на будущее о том, как в следующий раз улучшить свою речь. Первые три части канона представляют собой докоммуникативный этап, когда идет работа над текстом речи. Произнесение - коммуникативный этап, взаимодействие оратора и аудитории. Рефлексия может быть охарактеризована как посткоммуникативный этап - анализ проделанной работы и выводы на будущее Этап – ломоносовский период В становлении русской риторики огромную роль сыграл М.В. Ломоносов. Он написал учебник «Краткое руководство к красноречию.»(1748 г). Ломоносов создал первую научную теорию русской риторики. Он утвердил в русской науке слово красноречие, под которым понимал искусство убеждать, говорить красиво и уместно. М.В. Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи; это свод правил, ему предлагалось следовать в тех устных и письменных произведениях, в которых затрагивались преимущественно государственные, общественные и религиозно-философские темы. В своем труде он выделяет: · риторику, т.е. учение о красноречии вообще, касающееся прозы и стихов; · ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе; · поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений. Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей: “О изобретении”, “О украшении”, “О расположении” Все позднейшие русские риторики основывались на труде М.В. Ломоносова. Заслуга Ломоносова в том, что он построил риторическую систему на основе русского языка и предназначил свой труд для светского образования. Помимо этого Ломоносов изложил много новых идей: · О взаимоотношении русского и церковнославянского языка · О классификации стилей · О проблеме языкового мастерства оратора 3 этап – послеломоносовкий (конец 18 – начало 19 века) В этот период складывается риторическая школа российских академиков и университетская школа красноречия. Наиболее значимые «Риторики» этого периода принадлежат Сперанскому, Никольскому. Рижскому. Рижский был автором труда «Опыт риторики», в котором значительное место занимают вопросы чистоты и правильности русской риторики. Много внимания уделяется пристойности слов, а также благозвучию речи. 4 этап – расцвет риторики (середина 19 века) Риторика стала активно развиваться как учебная дисциплина Появились как практическое, так и теоретическое направление риторики. Развивается две формы риторики – общая и частная. Общая риторика - рассматривала законы изображения, расположения и выражения мыслей. Частная риторика – разрабатывает принципы строения текстов по жанрам красноречие (судебное, политическое, дипломатическое и.т.д.) Одним из авторов риторик был преподаватель русской и латинской словесности в Царскосельском лицее, доктор философии Н.Ф. Кошанский (1781–1831). Н.Ф. Кошанский написал две риторики: “Частная риторика” и “Общая риторика”. Кошанский подчеркивает, что в новое время (конечно, имеется в виду XIX в.) в России выделяется главный род красноречия – духовный. В других державах, например в Англии и Франции, он отмечает активность политического и судебного красноречия. Н.Ф. Н.Ф. Кошанский делит речи на два больших рода: мирские (торжественные, похвальные, академические, политические, военные) духовные (проповеди, беседы, поучительные и надгробные слова). 5 этап (2ая половина 19 века) С одной стороны происходит становление и формирования судебного красноречия. О теории судебного красноречия писал А.Ф.Кони и Глинский. Они писали об организации судебной речевой деятельности (как проводить допрос, как спорить на заседании суда и.т.д.). С другой стороны начинается кризис риторики. Больше всего ее критиковал В.Г.Белинский. Он обвинял риторику в том, что она насаждает ложь и лицемерие. Стали реже издаваться книги по риторике, ее исключили из учебных планов некоторых заведений, причем учебные заведения не отказывались от некоторых риторических материалов и основ, таких как работа над темой сочинения, композиция, умение рассуждать и доказывать, как использовать тропы. Появляется другое название учебной дисциплины – развитие речи, теория словесности, культура речи. Отказ от риторики имеет только внешний характер. Этап – 20е годы XX века. Риторика полностью исключена из школьной и вузовской программы до 80-х гг. XX века. После революции новые власти поддерживали лишь одно направление риторики – мастерство агитатора и пропагандиста, т.е. политический аспект. Как самостоятельный предмет риторика сохранилась лишь в МГУ (филологический факультет) и духовных академиях. 7 этап – конец 80-х гг XX века- по настоящее время. В стране возрождается интерес к риторике. Стали выходить в свет современные труды по риторике, относящиеся к разным ее направлениям: · теоретическая и прикладная; · общая и частная; · историческая и синхронная.
Публичное выступление. Определение публичного выступления. Публичное выступление – есть не что иное, как публичное взаимодействие кандидата с аудиторией. Кандидат должен выступать четко, доступно и кратко, учитывая следующие моменты аудитории: 1. мотивацию аудитории (зачем пришли, или зачем их пригласили) 2. компетентность в вопросе кандидата 3. интеллектуальный и возрастной уровень аудитории 4. время отведенное на встречу Информация должна идти к конкретному адресату, то есть информация должна быть интересна аудитории. Достаточно часто кандидаты выступают «сами для себя», полностью игнорируя избирателей. Кандидаты смотрят поверх голов избирателей, в пол, в окно, в сторону. Вследствие этого, теряется контакт с аудиторией, что приводит в низким результатам по окончании встречи. Особое внимание кандидат должен уделить акцентированию ключевых моментов встречи. Это может быть упор на части своей предвыборной программы, дате выборов, «понижение статуса конкурентов» и т.д. Структура публичного выступления. Выступающий должен уметь провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало. Это в конечном итоге облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование. На самом общем уровне принято выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления: 1. Вступление, или введение. 10–15% общего времени. 2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме. 60–65% общего времени 3. Заключение, или выводы. 20-30% времени выступления. 1. Вступление необходимо в каждом выступлении. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией. Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы: 1. Вступительное замечание. 2. Формулировка конкретной цели выступления для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего. 3. Обзор главных вопросов темы выступления, если выступление достаточно продолжительно. 2. Основная часть выступления. Главная часть выступления представляет собой процесс выявления характеристик явлений, относящихся к теме, рассмотрение наиболее важных, сложных и нередко дискуссионных моментов темы, установление необходимых связей между явлениями и фактами. Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного же содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов. 3. Заключения выступления. Без заключения выступление воспринимается как нечто незаконченное, обрубленное.Заключение обязательно и должно планироваться, как и вступление, заранее. Его основное назначение состоит в том, чтобы помочь осмыслениюуслышанного. Достигается это выделением идеи, ядра выступления, необходимым завершающим обобщением материала, формулировкойтеоретических и практических выводов. Методы изложения информации: 1. Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к 40 обобщениям и выводам. Этот метод используется в агитационных выступлениях; 2. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор вначале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Этот метод получил широкое распространение в выступлениях пропагандистского характера; 3. Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей; 4. Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу; 5. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней; 6. Исторический метод – изложение материла в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические Драматизм Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях Сдержанная эмоциональность Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите.. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально. Краткость Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное вам время, это повышает доверие аудитории к вам. Диалогичность Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление беседы. Разговорность Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи. Понятность главной мысли Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно – не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде. Решительный конец Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных и т.д.
Ораторская индивидуальность Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора Любая аудитория запоминает в первую очередь оратора, а уже во вторую - то, что он сказал. Информация накрепко привязана к личности оратора: понравился оратор – понравится и то, что он проповедует. В ораторе аудитория хочет видеть прежде всего личность, индивидуальность, непохожесть на других Манера выступления Она должна удовлетворять следующим требованиям. Энергичность изложения Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации. «Будьте энергичны, - советовал Д. Карнеги. - Энергия обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы». «Ничем не умеряйте вашу энергию», - советовал он. Физическая бодрость, подвижность Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение передается самой аудитории. Уверенный внешний вид Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. «Имейте уверенный внешний вид - он действует на слушателей положительно», - призывал ораторов П. Сопер. Необходимо выше держать подбородок; стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям. Д. Карнеги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги... Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты». Дружеский, интимный тон Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере. Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит. Надо всячески подчеркивать общность ваших личных проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории. Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами - это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие». Движение Нельзя стоять в одной позе, необходимо двигаться Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории. Ходить необходимо преимущественно не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей - в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, поскольку это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор. Приближайтесь к слушателям Взгляд Смотрите на аудиторию Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, а это заставляет их слушать более активно и внимательно. Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится («даже не взглянул! »), пренебрегает нами. Можно дать следующие рекомендации по использованию взгляда в ходе выступления: 1. Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально. 2. В большой аудитории следует разбить всех слушателей на сектора и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов. 4. Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей. Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, в окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы. Это ведет к утрате контакта с аудиторией. 5. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно. 6. Смотреть на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно. Позы и жесты Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку. Подбородок должен быть слегка приподнят. Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут. Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о вашей неуверенности; Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), тем он убедительней. Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним, это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы». Используйте в процессе речи жесты. Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» (П. Сопер). Демонстрируйте открытые позы и жесты, то есть жесты и позы, демонстрирующие стремление к контакту, доброжелательность, стремление убедить. Руки должны быть слегка разведены, они не должны быть неподвижными. Используйте движения рук в сторону слушателей, когда ладони раскрыты к слушателям (ладони оратора должны быть им видны). Истоки риторики. Родилась риторика как дисциплина в Афинах около V века до н.э. Основателем античной риторики считают знаменитого софиста Горгия (485–380 гг. до н.э.). Возникновение риторики и периоды ее расцвета связаны с развитием демократии. В республиканском греческом полисе гражданин был очень активен, он имел право голоса, право выступления. А это значит, что публичная речь, убедительно им произнесенная, могла повлиять на решение сограждан о мире или войне, об оправдательном или обвинительном приговоре. Вот почему и в Древней Греции, а через сто лет и в Древнем Риме владение словом было непременным условием хорошего образования. Софисты. Софистом называют человека, который за тонкостями и деталями умеет скрыть главное, умеет доказать истинность того, что соответствует его целям. Ход подобных рассуждений и искусство изощренно доказывать нужное, но не обязательно истинное именуют софистикой. Под софизмом понимают логически или в деталях верное, но по своей сути не истинное суждение. . Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями: 1) это была риторика «манипулирующая», монологическая. Адресат для говорящего – скорее пассивный объект воздействия, чем активный субъект. Его сознанием можно манипулировать; 2) риторика софистов – агональная (от греч. аgon – борьба, состязание), т.е. риторика словесного спора, состязания, которые направлены на победу одного и поражение другого; 3) риторика софистов была риторикой относительности. Не истина была целью их споров, а победа, потому что никакой истины, по их мнению, нет, а есть только то, что удалось доказать. В спор с софистами вступает Сократ, живший в Афинах в 470–399 г.г. до н.э. Его имя связывают с истоками европейской философской и риторической культуры. Сократ не оставил после себя ни одного им самим написанного текста. Но его система мировоззрения, его методы обучения все же дошли до нас благодаря его ученику – Платону, который поведал о том, что Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности. Но делал это очень тонко, не поучая своих учеников, а беседуя с ними. Риторический идеал Сократа можно определить как: «1) диалогический: каждый из участников общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли – вот цель речевого общения и деятельности говорящего; 2) гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога – не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели, достижение определенного согласия между ними по поводу смысла, цели и результатов общения; 3) смысловой: цель разговора между людьми, цель речи – поиски и обнаружение смысла, истины, которая не есть какой-то фантом, призрак, иллюзия, а заключена в предмете речи и может быть обнаружена». Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Таким образом, слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Теоретические разработки Платона (ок. 427 – ок. 347 гг. до н.э.) были, несомненно, шагом вперед. Можно уже говорить о более системной теории ораторского искусства, которая оказала огромное влияние на ораторов практиков и теоретиков того времени, что выразилось как в практическом преломлении его теории, так и в дальнейшем ее развитии. Большое влияние его 1 теория оказала и на Цицерона, который неоднократно в своих теоретических исследованиях ссылается на Платона. Как считает Платон (диалог «Федр»), оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить; правильная, истинная, точная речь должна исходить из подлинно» о определения своего объекта, предмета речи. В диалоге «Федр» Платон предлагает композицию речи: вступление, изложение и свидетельства, доказательства, правдоподобные выводы. Платон считает, что преподаватель ораторского искусства должен хорошо знать природу каждой вещи и ее идеи, а через это знание стремиться к познанию души, знать ее виды и то, какая речь и как воздействует на душу. Он должен соотнести виды речей и виды души и их состояний, установить соответствие каждого вида речи каждому виду души. Знать, какую душу какими речами и по какой причине непременно удастся убедить, а какую - нет. Выдвигая на первый план эмоциональную убедительность речи (воздействие на душу), Платон не считает важными логические доказательства, которые отходили у него на второй план. Оратор должен, по мнению Платона, распрощаться с истиной, но построить свою речь так, чтобы она казалась для слушателей правдоподобной. Некоторые вопросы красноречия, его сущности, его цели рассматриваются у Платона и в диалоге «Горгий». В беседе, возникшей между Сократом и Горгием и их учениками, дается ряд определений риторики как процесса – от широкого до узкого. Красноречие – инструмент весьма тонкий, и пользоваться им, по мнению Платона, следует осторожно, по справедливости, не злоупотребляя его огромными возможностями. Риторика, как и всякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает идею софистов, которые тоже считали, что хороший оратор должен много работать над самоусовершенствованием и речами. Рассуждения Платона свидетельствуют о том; что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим учением. Риторический канон Каноны риторики: 1. Инвенци я (лат. Inventio) или «нахождение», «изобретение» — invenire quid dicere — «изобрести, что сказать». На этом этапе отбирался материал для будущего сообщения. предполагало работу над мыслью речи, отбор содержания будущего выступления. На этом этапе оратор задавался вопросом: что сказать? Инвенция предлагала говорящему систематизировать собственные знания по поводу отобранных им предметов, сопоставить их с наличными на данный момент времени знаниями других и определить, какие из них и в каком количестве должны быть представлены в будущем сообщении». 2. Диспозиция — «расположение»- inventa disponere — «расположить изобретенное». представляет работу над композицией речи, уточнение соположения частей. На этом этапе шла работа над ответом на вопрос: где сказать? 3. Элокуция — «словесное оформление мысли», «собственно красноречие» — «ornare vebris» — «украсить словами». это этап редактирования речи, когда оратор шлифовал текст, удаляя неудачные выражения и добавляя те, которые были бы более уместны. На этом этапе давался ответ на вопрос: как сказать?
4. Мемория (лат. Memorio) — «память», запоминание речи. - это технический этап подготовки, когда оратор размышлял над тем, как донести созданный текст до слушателя: выучивал наизусть, составлял заметки и т. п. 5. Акция (лат. Actio hipocrisis) — «актерское», «театральное исполнение речи», ее произнесение. общение оратора с аудиторией, кульминация всей ораторской деятельности. Здесь риторика давала советы по поводу пластического решения произносимой речи. Внешнему виду оратора всегда уделялось большое значение, он должен был производить благоприятное впечатление на публику. Поэтому речь его должна быть продумана с точки зрения силы звучности, длительности пауз, сопровождения жестами. На этом античный канон заканчивался, но современная риторика считает, что должен быть выделен еще один этап: 6. Рефлексия. Здесь оратор размышляет над произнесенной речью, анализирует удачи и просчеты, делает выводы на будущее о том, как в следующий раз улучшить свою речь. Первые три части канона представляют собой докоммуникативный этап, когда идет работа над текстом речи. Произнесение - коммуникативный этап, взаимодействие оратора и аудитории. Рефлексия может быть охарактеризована как посткоммуникативный этап - анализ проделанной работы и выводы на будущее Риторические идеи Аристотеля. Большим культурным и научным событием было появление «Риторики» Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), который значительно развил учение Платона об ораторском искусстве. Риторику Аристотель ставит в общую систему своего учения, выделяя в нем теоретическую часть – учение о бытии, практическую часть – учение о человеческой деятельности и поэтическую часть – учение о творчестве. «Риторика» Аристотеля, состоящая из трех книг, посвящена по общепринятой традиции искусству красноречия. Правда, этот большой трактат имеет особую логическую направленность, что вполне естественно для теории красноречия как искусства убеждения. Аристотель считает, что риторика – искусство, соответствующее диалектике, ибо обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может считаться достоянием всех. Это и сближает оба искусства. Он определяет риторику как искусство убеждения, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность – оказывается недостаточной. Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим осмыслением этих способов. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы