Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Фактор соблюдения коммуникативной нормы.
· необходимо соблюдать нормы речевого этикета. Этикетное поведение человека в общении наделяет его в глазах окружающих целым рядом положительных качеств; · необходимо соблюдать нормы культуры речи. Грамотная речь вызывает доверие к ее содержанию. Фактор установления контакта с собеседником. Чтобы установить контакт с собеседником и успешно поддерживать этот контакт, собеседнику необходимо понравиться. Для этого надо: · производить благоприятное внешнее впечатление; · меньше говорить самому, дать собеседнику поговорить о себе; укрупнять личность собеседника; · снижать себя в глазах собеседника; · индивидуализировать собеседника; · говорить комплименты; · отождествлять свои интересы с интересами собеседника; · интересоваться проблемами собеседника; · вспоминать совместный положительный опыт. Фактор содержания речи. Это правила, которые рекомендуют, о чем и в какой ситуации следует говорить. Необходимо: · говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника; · сообщать больше положительной информации; · свести к минимуму негативную информацию; · не давать советов, если вас не просят, а если дать совет все же надо, то облечь его в форму заботы; · чаще обращаться к собеседнику по имени (закон имени); · приводить аргументы, не быть голословным; · приводить примеры из жизни. Фактор языкового оформления. Это правила, связанные с выбором речевых средств при выражении мысли: · разнообразьте номинативные средства, используя близкие по значению слова и обороты для обозначения одного и того же явления; · используйте слова, вызывающие образы, употребляйте больше конкретных, а не абстрактных слов; · говорите проще, не злоупотребляйте книжными словами; разнообразьте интонацию, не говорите монотонно; держите одинаковый темп речи с партнером (нормальный темп речи — 120 слов в минуту); · цифр приводите немного и округляйте их. Фактор стиля общения. Этот фактор объединяет правила формирования положительного, благоприятного коммуникативного имиджа говорящего. Для этого необходимо демонстрировать: общительность, приветливость; дружелюбие, искренность; воодушевление; умеренную эмоциональность; физическую бодрость, подвижность; умение выслушать собеседника; Фактор объема сообщения. Говорящий должен соблюдать следующие правила: быть кратким; говорить меньше собеседника; говорить короткими предложениями. Фактор расположения информации'. важную информацию давать в начале и конце; основную мысль повторять несколько раз в различных частях своей речи разными словами. Фактор адресата. Необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к ним с учетом особенностей восприятия, уровня знаний, интересов. «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика» (А. Михальская). В связи с действием тех или иных объективных или субъективных причин в общении людей могут возникать типичные трудности, так называемые коммуникативные барьеры, препятствующие пониманию людьми друг друга. Коммуникативные барьеры могут быть связаны с различием в национальных культурах общающихся людей, уровне образования, религиозных верованиях и т. д. Такие барьеры часто называют культурными. Эффективное взаимодействие со слушателями, налаживание гармоничного диалога с ними немыслимы без установления психологического контакта между общающимися. Вербальные и невербальные средства общения сопровождают и дополняют речь, иногда даже заменяя слова, но различается их роль. Например, невербальные факторы наибольшее значение имеют при знакомстве людей; женщины (особенно воспитывающие маленьких детей) лучше мужчин понимают невербальные сигналы; в первые 12 секунд около 92% информации собеседники получают невербально. 10. Невербальные средства воздействия. Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем. Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления. Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются: 1) Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит». 2) Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука). 3) Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать. 4) Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу). 5) Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются). О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы. Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком» Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем. Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления. Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются: 1) Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит». 2) Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука). 3) Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать. 4) Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу). 5) Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются). О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы. Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком» Невербальное речевое воздействие — это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают речь оратора. К данному виду речевого воздействия можно отнести жесты, мимику, поведение во время выступления, внешность оратора, дистанцию общения и др. Кроме того, к невербальному речевому воздействию относятся невербальные сигналы: позы, действия собеседников, аудитории и т. д. Для успешного невербального воздействия на слушателей необходимо знать основные правила владения мимикой и жестами, чувствовать психологический настрой аудитории и отдельных адресных групп слушателей и адекватно реагировать на него с целью установления психологического контакта с адресатом речи. Визуальные средства коммуникации: выражение глаз; направление и изменение взгляда; движение рук, ног, головы, туловища; мимика, выражение лица; пантомимика: поза, изменение позы; внешний вид собеседника: одежда, прическа, косметика, украшения и др. Акустические средства коммуникации: тембр; громкость; тон голоса; темп речи; ритм речи; диапазон голоса; паузы в речи; не связанные с характеристиками речи: кашель, смех, вздохи и т. д. Тактильные средства коммуникации: рукопожатие; объятие; поцелуй; похлопывание по плечу, любые другие прикосновения. Овладеть «языком движений — это во многом овладеть вниманием слушателей: движение — один из главных факторов внимания. Психологи утверждают, что человек способен ощущать те эмоции, которые испытывает окружающие. У слушателей (или зрителей) напрягаются те же мышцы, что и у человека, на которого они смотрят. Нужно владеть движениями своего лица и тела, чтобы использовать их в качестве эффективных средств воздействия. Движение должно быть естественно и разнообразно. Поза, жесты, выражения лица должны иметь собственный смысл, значение, помогать восприятию речи, а значит — варьировать, меняться. Поза оратора. Говорящий стоит свободно, прямо; одна нога несколько выдвинута (не сильно), центр тяжести перевести на другую ногу. Руки свободно опущены. В процессе речи можно сделать шаг — другой в сторону, подойти ближе к аудитории. Но не нужно метаться из стороны в сторону или ходить, «заложив руки за спину, как преступник на ежедневной прогулке по тюремному двору». Жесты должны быть ваши, собственные, а не заученные. Избавляться надо от «манеризмов» — непроизвольных движений, которые мешают слушать (когда человек трогает себя за нос, поправляет волосы, вертит ручку, нервно смеется, хмурится и т.д.) Помните, что по направлению движений рук можно определить характер эмоций: «взлетающие» движения говорят о подъеме чувств, «падающие» — сверху вниз — о печали, подавленности. Одновременное падение обеих рук выражают безнадежность, тупик. Если жестикуляция правой руки начинает сопровождаться синхронными движениями левой, интенсивность воздействия на слушателей возрастает. На протяжении выступления надо время от времени менять направления своего взгляда, будто бы направляя туда свои слова. Нельзя на протяжении всего выступления говорить, потупивши взгляд, например, у слушателей первого ряда по правую сторону. Если вы время от времени меняете направление взгляда, то слушатели во всех уголках зала ощущают, что вы обращаетесь именно к ним. Внимание слушателей рассеивается, если оратор бегает. Запомните, что любые движения, позы, жесты и мимика оправданы лишь в том случае, если они не предрасполагают к себе чрезмерного внимания. Если же они впадают в глаза, то будут отворачивать внимание слушателей от основного содержания речи.
Публичное выступление. Определение публичного выступления. Публичное выступление – есть не что иное, как публичное взаимодействие кандидата с аудиторией. Кандидат должен выступать четко, доступно и кратко, учитывая следующие моменты аудитории: 1. мотивацию аудитории (зачем пришли, или зачем их пригласили) 2. компетентность в вопросе кандидата 3. интеллектуальный и возрастной уровень аудитории 4. время отведенное на встречу Информация должна идти к конкретному адресату, то есть информация должна быть интересна аудитории. Достаточно часто кандидаты выступают «сами для себя», полностью игнорируя избирателей. Кандидаты смотрят поверх голов избирателей, в пол, в окно, в сторону. Вследствие этого, теряется контакт с аудиторией, что приводит в низким результатам по окончании встречи. Особое внимание кандидат должен уделить акцентированию ключевых моментов встречи. Это может быть упор на части своей предвыборной программы, дате выборов, «понижение статуса конкурентов» и т.д. Структура публичного выступления. Выступающий должен уметь провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало. Это в конечном итоге облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование. На самом общем уровне принято выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления: 1. Вступление, или введение. 10–15% общего времени. 2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме. 60–65% общего времени 3. Заключение, или выводы. 20-30% времени выступления. 1. Вступление необходимо в каждом выступлении. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией. Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы: 1. Вступительное замечание. 2. Формулировка конкретной цели выступления для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего. 3. Обзор главных вопросов темы выступления, если выступление достаточно продолжительно. 2. Основная часть выступления. Главная часть выступления представляет собой процесс выявления характеристик явлений, относящихся к теме, рассмотрение наиболее важных, сложных и нередко дискуссионных моментов темы, установление необходимых связей между явлениями и фактами. Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного же содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов. 3. Заключения выступления. Без заключения выступление воспринимается как нечто незаконченное, обрубленное.Заключение обязательно и должно планироваться, как и вступление, заранее. Его основное назначение состоит в том, чтобы помочь осмыслениюуслышанного. Достигается это выделением идеи, ядра выступления, необходимым завершающим обобщением материала, формулировкойтеоретических и практических выводов. Методы изложения информации: 1. Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к 40 обобщениям и выводам. Этот метод используется в агитационных выступлениях; 2. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор вначале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Этот метод получил широкое распространение в выступлениях пропагандистского характера; 3. Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей; 4. Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу; 5. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней; 6. Исторический метод – изложение материла в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы