Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Артистизм педагога в учебном процессе



        

Главная опасность обучения педагогов элементам актерско-режиссерского искусства – в возможном культивировании наигранного и неискреннего поведения учителя. актеров учат играть роль, воспитывают умение выражать себя в образе. Учителю же в основном следует научиться «читать» и понимать свое и ученическое поведение и уметь использовать эту «грамоту» для создания условий, раскрывающих, раскрепощающих, окрыляющих ученика на уроке. [ 2; с.21 ]

В работе учителя большое внимание уделяется выбору, определению цели урока или отдельного его этапа. Но при этом часто отсутствует ориентация на синтез планируемых целей с объективными мелочами поведения, на их диалектическую взаимосвязь, на возможные сюопризы в соотношении целей учителя с интересами учеников.

Реальная подготовка урока реже всего происходит по схеме: определение цели – постановка задач – выбор методов – подбор заданий – и упражнений. Этой дидактической цепочкой лучше проверять уже интуитивно сложившийся в уме урок, а не планировать с нуля.

Замысел урока включает:

1) Представление о том, на что будет направлено главное усилие учителя, в каком задании оно проявится в наибольшей степени, и возможно вызовет необходимый поворот в понимании темы учащимися, на что будут прямо или косвенно работать все задания урока. Это близко к определению цели, но менее формально.

2) Представление о том, какая работа необходима перед главным заданием, чтобы оно выполнялось учащимися с интересом.

3) Какие задания потребуются учителю для развития нового интереса, с которым столкнутся учащиеся.

Признак удавшегося урока – деловое ощущение учащихся, что они научились чему–то новому для себя. Эти положительные эмоции совсем не обязательно должны быть словесно сформулированы. Учителю вполне достаточно помнить, что после удачного урока у учащегося складывается «образ» нового чувства: «Я раньше не мог (не знал), а теперь могу (знаю)».

Кстати, «театрально-режиссерский» подход вовсе не означает, что традиционный план – конспект урока стал лишним – грамотно сделанная шпаргалка всегда придает уверенность. Осталось этот урок интересно провести. Тот интерес, с которым урок подготовлен, обязательно должен проявиться в поведении самого учителя.

Учитель знает, что он «принес» в класс интересный урок, готов помочь учащимся получить новые знания. «Помочь кому-то трудиться зачастую гораздо труднее, чем все сделать самому. Именно труд помощника и требуется от учителя, вставшего на позиции педагогики доверия».

Для возникновения «рабочего» самочувствия необходимо сосредоточиться не только на ведущей задаче урока, его идейно-познавательном и воспитательном замысле, но не забывать и о сверхзадаче обучения. Задача любого конкретного урока – лишь звено в сложном, длительном процессе обучения школьников. Сверхзадача позволяет понимать учебные факты с точки зрения их перспектив и потому более тонко, разумно их осуществлять. [ 2; с.21 ]

Театральное искусство носит вторичный характер (актер исполняет чужой замысел, стеснен рамками режиссерского и драматического решений). Учитель обладает большей свободой на уроке, хотя тоже стеснен темой, программой, лимитом времени, целями и задачами урока, определенным уровнем развития учащихся. но учитель способен (и даже обязан) в нужный момент изменить ход, темп урока, наполнить его иным содержанием, если того требует ситуация урока, реакция учеников. [ 2; с.23 ]

Интересно такое явление в работе артистичных педагогов, как начальная пауза. Войдя в класс и оказавшись в поле зрения десятков глаз, учитель не начинает сразу свою речь, а делает небольшую «психологическую» паузу. В эти секунды класс привыкает к появлению учителя, к новому образу перед собой, формируется первое впечатление; педагог стремится установить зрительный контакт с классом, который под воздействием взгляда учителя успокаивается, настраивается на рабочий лад. Эта пауза имеет большое значение и для самого учителя: он осваивается со своим новым положением и преодолевает волнение.[ 2; с.27 ]

Исходя из этого, хотелось бы остановиться на весьма важной детали режессуры урока – темпо-ритме.

Темпоритм работы не стимулируется искусственно, только указаниями учителя, а вытекает из естественных условий, когда дети увлечены деятельностью.

Для учителя темп урока – это проблема культуры труда, дисциплины, качества урока (М.Марланд). Темп учебной деятельности должен быть высоким, но посильным. Поэтому для поддержки высоких темпов учебной работы опытные педагоги вырабатывают у ребят практические навыки, например вычислительные. А вот молодые, боясь не уложиться вовремени, стремятся к наращиванию темпов урока без учета возможностей учащихся и качества усвоения ими материала. 

Одно и то же педагогическое воздействие с различным темпоритмовым рисунком дает различный воспитательный эффект. Недаром А.С.Макаренко определил суть воспитательного взаимодействия как немедленный анализ и немедленное действие. Темп учебной деятельности должен быть высоким, но посильным для учеников, учитывающим их возможности и особенности усвоения материала.

Ш.А. Амонашвили в книге «Педагогическая симфония» для характеристики темпоритма ведения урока и экспрессии действий учителя приводит целую группу музыкальных терминов: адажио (спокойно, медленно), анданте (умеренно, не спеша), аллегро (быстро, живо), вивачиссимо (очень быстро), аджитато (беспкойно, взволнованно), аппассионато (страстно), кон спирито (с увлечением, с душой), кон брио (с огнем), кон форца (с силой), маэстозо (торжественно, величественно), скерцандо (шутливо) и др.[2; с.27-28 ]

Но в уроке нужен не только темп, но и ритм. Ритм выступает в единстве с темпом («метром»), хотя темп не заменяет ритма – они выражают разное. Пока нет препятствий, но растет или снижается увлеченность целью – ускоряется или замедляется только темп. По мере того как возникают или отпадают препятствия, требующие немедленных решений, при той же увлеченности целью – обостряется или притупляется ритм. Человек, увлеченный целью, всегда строит прогнозы и потому воспринимает как неожиданность все, что с ними не совпадает. Это расхождение между ожидаемым и наличным при увлеченности целью только и может вызвать эмоциональную реакцию – ту и такую, какая в каждом случае может возникнуть. Об этом необходимо помнить молодым учителям, которые не улавливают убыстрение ими темпа урока. Стремление во что бы то ни стало обеспечить нужный темп «прохождения программного материала» провоцирует небрежность учащихся и поверхностное усвоение ими этого самого материала. Если учитель, пытается спасти урок от «натянутости», нарушает скорость, он «убегает» один, оставляя позади зевающих, ничего не понявших учащихся.

Ошибки тормозят темп. Но если класс имеет возможность остановиться, и разобрать их, возникает рабочий ритм урока, сплачивающий учащихся вокруг задания. Ритм, в отличие от темпа, задается не учителем, а учащимися; он соответствует их способностям, и обеспечивает развитие последних. Учитель не любит отступать от программы, опасаясь, что не успеет ее пройти. Но на самом деле программа будет освоена, если учащиеся на уроках сталкиваются не с ней, а с препятствиями на пути ее освоения. Препятствия у каждого свои, их невозможно запрограммировать. Ситуационно импровизируемые учителем и учащимися преодоления препятствий дает понастоящему глубокие знания.

Еже одно важное замечание. Известный американский священник и психолог Джон Пауэлл настоятельно предостерегает от «игры в положительного героя». Вот и на уроке учителю важно оставаться живо чувствующим аудиторию режиссером, чем быть посредственным актером в маске «хорошего учителя».

1. Оказывается, что «сольный концерт» учителя на уроке, как и авторитарное  стремление всех «поставить на место», является способом увеличения дистанции между собой и учащимися – разница состоит в том, что учитель не унижает учащихся, а возвышает себя. [ 7; с. 1-4  ]

Режиссура никак не как не отменяет, а, наоборот, предполагает обязательное наличие стиля, таланта и вдохновения учителя. А творчество, конечно, определяется в первую очередь личностью учителя, его мировоззрением, его гражданскими и эстетическими устремлениями.

Как же соблюдать на уроке оптимальный психологический режим? В первую очередь устранить все от, что мешает ученику сосредоточиться, отвлекает, раздражает в обстановке класса, в поведении товарищей или педагога или в собственной работе. Поэтому учителю чрезвычайно важно владеть специальными психологическими знаниями и практическими навыками, чтобы по выражению лиц учащихся все подмечать, и управлять их вниманием, возбуждать, и переключать его.

На уроке ученик не только активно познает предметы и явления окружающего мира – у него, складывается и определенное отношение к ним.

Режиссура урока предвидит и то, что среди качеств учителя учащиеся всегда выделяют «веселый характер». Да, это именно та черта, которая помогает поддерживать рабочую атмосферу в классе, даже если учащиеся утомлены, и их внимание рассеивается. В том случае педагог дает им передышку: проводит физкультминутки, предлагает спеть любимую песню, иногда рассказывает что – нибудь веселое, остроумное…

Учение должно быть веселым. И учитель – режиссер должен уметь весело проводить уроки: смех как бы незаслуженно вытеснен с урока. [ 21; ст. 23 ]

Эмили Олдак говорит, что комедийных характер поможет молодым людям справиться с отяжеленной содержательной, смысловой и эмоциональной информацией и превратить процесс ее освоения в положительный опыт. Комедия в настоящей жизни: путеводитель для детей по выживанию в несовершенном мире. Когда внешние факторы создают напряжения в учебной атмосфере, Олдак предлагает учителям воспользоваться веселой шуткой и помочь учащимся – и самим себе – снизить стресс. «Зачастую учащиеся забывают, что смех может сделать их жизнь проще, - говорит Эмили, - а взрослые забывают, что они тоже когда-то были детьми». Основная цель такой работы заключается, прежде всего, в оптимизации учебного процесса. Хотя импровизация и может выглядеть каким-то хаосом в глазах неподготовленного человека, каждый вид деятельности здесь планируется, и опирается на специфическую комедийную структуру. Разные уроки могли быть включены в эту структуру, их цель создать смешную, новую учебную обстановку.

«Учащимся понравилось, - говорит Э.Олдак, - что им разрешили быть смешными в классе и забыть о своем «плохом поведении». Все уроки можно построить на комедийной импровизации. Мы убедились, что те задачи, с которыми раньше учащиеся едва справлялись, становились для них легкими. Результаты тестов были выше по тем предметам, где появлялась комедийная импровизация. Для меня смех и игры стали основой учебного опыта». [1; с.15 ]

Проявления чувства юмора неисчислимы, и многие из них общеизвестны, и хорошо изучены. Например, деловые отношения включают разнообразные формы общения, и роль юмора здесь очень важна. Даже самые трудные, неуживчивые люди боятся выглядеть смешными. Недаром на Востоке говорят, что насмешка проникает даже сквозь панцирь черепахи. В деловом и повседневном общении юмор помогает сглаживать житейские шероховатости и обходить острые углы. Предположим, человек хочет обратиться к кому–то с просьбой, но не знает, как она будет воспринята. Отрицательный ответ крайне неприятен, и риск нарваться на отказ сковывает. Нередко такая ситуация разрешается с помощью юмора: просьба излагается в шутливой форме, как бы не всерьез. Если партнер по общению не собирается откликнуться, он отвечает тоже шуткой. Получатся, что и просьба высказана, и отказ получен, но никто не оказался в неловком положении.

Нередко серьезное публичное выступление докладчики начинают веселой историей или притчей. Это неизменно помогает завоевать доброжелательное внимание аудитории. У других попытки подражать такому стилю производят впечатление нарочитости, развязности или дурного тона. Потому-то стиль этот идет от внутренней раскрепощенности, требует уверенности в себе, чувство собственного достоинства.

Если юмор служит амортизатором в обычных мирных взаимоотношениях людей, то тем более велика его роль при серьезных недоразумениях и столкновениях различных интересов. [ 20; с. 22]

Перейти от восприятия к усвоению учебного материала – значит не только услышать, но и вникнуть в услышанное, разобраться в материале, удовлетворить свой интерес.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь