Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Практикум «Мобилизация творческого самочувствия педагога» ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Упражнения этого практикума можно разделить на 2 группы: упражнения на регуляцию психических состояний педагога; упражнения на снятие напряжения, мышечных зажимов и обеспечение мышечной свободы. Приведем эти упражнения в виде некоторой суммарной совокупности. Преподаватель курса может сам выстраивать их очередность в соответствии с учебными обстоятельствами. Упражнения на регуляцию психических состояний педагога Мысленное кино Создайте мысленный образ самого себя — делающего то или обладающего тем, что вам на самом деле хочется. Вы можете вообразить себя уверенным, артистичным педагогом, работающим с вдохновением, изобретательностью и выдумкой. В этом мысленном представлении важны три момента: не упускайте подробности, подключая все ваши ощущения; представьте себя наслаждающимся желанным ходом событий; вообразите сцену происходящего в определенный день и час. Побуждая вас сосредоточиваться на цели (сверхзадаче), мысленный образ повышает мотивацию и внутреннюю энергию, создает дополнительные стимулы, будит внутренние силы. Луч Сконцентрируйте возможности своей фантазии и представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, красивого и естественного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками. Мышечная броня Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека. Описаны семь кругов «мышечной брони», перехватывающей тело и подавляющей проявления непосредственных эмоций: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. При доминирующей позиции «над» энергия обычно сконцентрирована в верхней части тела: напрягаются глаза («пристальный взгляд»), сжимается рот («твердые губы»), одеваются «панцирем» шея и грудь. На уровне талии течение энергии блокируется мышечным напряжением. Для того чтобы сменить позицию, в первую очередь необходимо ослабить напряжение. Предлагаем для этого такие упражнения.
Дыхание Перед беседой с учеником глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» маску с лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею, грудь. Представьте, что через выдох вы снимаете с себя мышечные «кольца», и отбрасываете их — с глаз, шеи и груди. Массирование Перед началом беседы с учеником дотроньтесь кончиками пальцев до глаз, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест — граница, до которой вы находились в позиции «над». Перейдя «границу», вы оказались в позиции «наравне» и начали выполнять другую роль. Поиграйте! Для развития внутренних средств ролевой децентрации представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем, позволившим себе неучтивый тон в общении с вами и несправедливые замечания. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть завуча из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить его. Попытайтесь сыграть роль завуча. Подражайте походке, манере себя вести, проиграйте его размышления, его отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спад напряжения. Изменится ваше отношение к конфликту, к человеку, в котором вы увидите много позитивного, того, чего не замечали раньше. Вы включитесь в ситуацию завуча и сможете его понять. Рисуем настроение Для снятия неприятного осадка после тяжелого разговора возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Погрузитесь полностью в свои переживания, выберите цвет и проведите линии так, как хотите, в соответствии с настроением. Перенесите свои настроения на бумагу, как бы материализуйте их. Закончили рисунок, а потом на другой стороне листа напишите 5—7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте. Слова должны возникать спонтанно. Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и эмоционально разорвите листок и выбросите. Ваше эмоциональное состояние должно перейти в рисунок и быть уничтожено. Эмоциональная атмосфера Перед уроком посидите немного, подумайте и представьте себе то, что вызывает у вас чувство спокойствия, радости или какие-нибудь приятные эмоции. Найдите из всего потока образов что-нибудь одно, наиболее сильное по своей привлекательности для вас в данный момент и как-либо связанное с предстоящей деятельностью. Во время урока постарайтесь не терять это ощущение и поддерживать высокий уровень положительных эмоций, светлых энергий. Помните: скука на занятиях снижает работоспособность на 10 —20 % у слабых и на 37 % у сильных учеников. Плохое настроение снижает эффективность труда педагога на 60—70 %.
2. Высокий социально – нравственный и культурный уровень. Педагогический артистизм возникает при наличии у учителя богатой духовной жизни, интеллигентности, больших внутренних сил, ведь педагог, в отличии от актера, «играет» самого себя. 3. Профессиональная направленность. Личная устремленность применить свои знания, способности, опыт в области педагогической профессии также является одним из условий успешного формирования педагогического артистизма. [ 16 ] Как же складывается артистизм учителя? Что помогает учителю повести детей за собой, вместе с ними искать научную или житейскую истину, переживать радость открытия окружающего мира? Учителю помогают такие качества как эрудиция, обаяние, импровизация, образность речи, пластика и стиль. Качества, помогающие учителю в овладении артистизмом Эрудиция Учитель – открыватель мира для детей. Роль первооткрывателя он может выполнить лишь в том случае, если сам является высокообразованным человеком, дающим себе труд постоянно черпать из науки, искусства и действительности. Учитель – эрудит жив любознательностью, вечным интересом к «тайнам» жизни, удивлениям, обостренным чувством нового, сомнения по части догм. В своей области он добивается обширных понятий и абсолютной свободы владения ими, доведения до артистизма. Такой учитель умеет найти и единственно верное, точное педагогическое решение. Эрудированный учитель умеет быстро извлекать из памяти нужные сведения, анализировать и сопоставлять факты, по – своему оценивать их и делать смелые выводы. Обаяние Имя этой силы – обаяние, способность овладевать вниманием, чувствами, умом, воображением, волей другого. Обаятельный – это значит завораживающий, умеющий вести за собой, побуждающий окружающих к преображению. Основа неотразимого обаяния – искренность. В речи, в поведении не должно быть ни лжи, ни фальши. Обаятельный учитель – это человек духа, вместе с тем живущий интересами учеников. Импровизация Общение с учениками – творчество. Учитель – артист всегда импровизатор, всегда творчески свободен. Учащихся влечет к себе чувство творческого поиска и решения, совершаемого учителем на глазах класса и при участии класса. Импровизация требует от учителя предельного контакта и отклика аудитории. Импровизация – и талант, и мастерство. За уровнем профессионального мастерства стоят годы внутренней душевной подготовки. В занятия с учащимися вкладывается все содержание прожитой жизни. Образность речи Учителю необходимо развивать в себе способность управлять своими чувствами, оставаясь искренним. Бывает, что речь учителя строга, научна, но наука в ней выступает в увлекательной форме, свободной от учебно-шаблонных оборотов и отступления от литературного языка, и вместе с тем несет на себе отпечаток индивидуальности и эмоций автора. Речь учителя не должна быть торопливой. Школьники всегда обращают на дикцию учителя, ее четкость, ясность, благозвучие. Главная выразительная сторона голоса – интонация. Она выражает состояние говорящего: удивление, огорчение, торжество и т. п., многообразие в голосе характерных красок и богатых оттенков – свидетельство богатства артистической души. Пластика Пластика – это язык телодвижений, выразительность тела владения им. Учитель должен владеть мимикой, сдерживать свое настроение, контролировать жесты. Это достигается самовоспитанием. Учителю необходимо учиться, и не стесняться к излагаемому событию через жесты, мимику, голос. Стиль Составными компонентами артистизма учителя являются его эрудиция, обаяние, самобытность, импровизация, образность речи, пластика. Все эти качества определяет его индивидуальный стиль. Стильный учитель индивидуален, оригинален, неповторим, самобытен. Он – личность с ярко выраженным артистизмом. Индивидуальный стиль учителя, его личностное «я» отмечены и общими достоинствами: 1. Ясностью поведения Прямодушие, бесхитростность, искренность, четкость поступков и побуждений – вот критерии ясности поведения. Обе реальности жизни учителя – повседневная (за пределами школы) и образцовая (на глазах учеников) – должны составлять неразделимое целое. 2. Благородное простотой. Ровное и доброжелательное внимание ко всем, независимо от возраста, общественного положения, интеллектуальных и нравственных качеств. Ни тени фальши, лицемерия. Во всем естественность и скромность. Это – умная простота. 3. Интеллигентное сдержанностью. Это – неспособность нагнетать конфликтнее ситуации, бить тревогу по пустякам… Это – выдержка, терпение, самообладание, душевная собранность, умение сначала разобраться во всем, а потом принимать решения. Хотя без вспышек горячности не обойтись в процессе творческой работы. 4. Лаконизмом. Это, конечно, пренебрежение учителя к пустословию, нравоучительной риторики. Речь учителя должна быть внятной, собранной, немногословной. У учителя на уроке, в процессе обучения должна присутствовать мысль, которую учащиеся схватывают сразу и надолго. Похвала ученикам тоже должна запоминаться. [ 19; с. 19 -21 ]
Урок должен быть срежиссирован так, чтобы учитель воспринимался, как положительный герой. Большой знаток культуры Востока, донесший ее до западного читателя, Алан Уотс писал: «Подлинный человек не является образчиком добродетельности, педантов или блюстителем нравов. Он понимает, что некоторые несовершенства так же необходимы для подлинной человеческой природы, как соль для приготовления вкусного блюда. С подчеркнуто правильными людьми не возможно жить, что они полностью лишены чувства юмора, не позволяют всесторонне проявиться своему человеческому естеству и подвергают опасности себя и других, не осознавая собственной тени». В приложении 2 нами отмечены те советы, которые дают специалисты учителям, чтобы стать обаятельными «положительными героями». Оттолкнемся от третьего совета - овладеть вниманием. Легко сказать! А практически как трудно учителю это осуществить! Учитель на уроке должен: следить за дисциплиной, реакций учащихся, рассчитать время, объясняя, все видеть, слушать, делать выводы и т. д. Может ли учитель выполнить все это, если не мобилизован аппарат его внимания, если его глаза и уши не готовы к самому обостренному восприятию всего, что окружает его? Ведь человек не может быть в одинокой степени внимательным к нескольким объектам одновременно. На что же в первую очередь направить внимание в каждый данный момент урочной жизни? Овладение вниманием учеников Возьмем начало урока. Для неопытного учителя это очень трудный момент. Лиц не видит, с чего начать – не ясно. На чем сосредоточиться? Как? Нужны лица. Пробуем сужать, и расширять круги внимания. Опрос идет нормально, все вижу, слышу, на все реагирую. Как? Ведь сказано, что к нескольким объектам одновременно нельзя быть внимательным. Оказывается, что у нетренированного учителя реакция на все, что видит, и слышит, ощущает. Учащейся отвечает, учитель в это же время другому говорит: - слушай, закрой книгу; сиди спокойно; закрой форточку. Вы принесли в класс картину, она пока закрыта. В ходе урока замечаете, что нет-нет, а дети устремляют туда, в угол, свое внимание. Надо знать, что это у них срабатывает непроизвольное внимание, а ваши действия должны это учесть. Команды — не смотрите туда — наоборот, провоцируют превращение непроизвольного внимания в произвольное. Они уже начинают изучать закрытую вещь. Что там? Когда откроется? Чем закрыта? Значит, надо так сделать, чтобы непроизвольное внимание пока и закрепилось. Но вот картина открыта. И что же? Первое любопытство удовлетворено, а желаемое произвольное внимание не следует. В чем дело? Опять надо знать законы переключения внимания, как из непроизвольного добиться произвольного. Самому сосредоточиться на картине: цвете, композиции, настроении, увлечься и это передать детям. Добились их внимания? Теперь отойдите в сторону, и понаблюдайте за учащимися, за их фантазией, вниманием, степенью увлеченности, сейчас они в центре вашего внимания, но ведь подспудно — и картина! Значит, надо уметь выделять то или иное из всего окружающего, но массу остального чувствовать. Это не так просто. Оказывается, нужен тренинг внимания, несмотря на то, что нет ни одной минуты в жизни человека, чтобы внимание его не было привлечено каким-либо объектом. Учение Станиславского о непрерывной линии внимания прямо обращено к учителю — на уроке утешай, ласкай, поддерживай, смейся, шути, импровизируй, но главную линию не прерывай! Иначе нет урока. У каждого свое средство, но главное, что ученик чувствует не формальное отношение, а искреннюю заинтересованность. Нет на это времени на уроке? Пусть после урока, но чтобы диалог состоялся. Кто виноват в том, что детей не затрагивает искусство художников? Конечно, мы, учителя. Почему? Потому что с одинаковой задачей входим в класс к ним и с таблицей прилагательных, и с репродукцией Репина. С одинаковым качеством внимания. Разве можно картину художника рассматривать с формальным вниманием? А ведь часто бывает именно так! Надо все сделать, чтобы детей охватило творческое внимание. Но для этого надо суметь самому им заразиться. Формальные вопросы: Что изображено на картине? Какого цвета больше? Кто главный герой картины? Какое время года? и т. д. Формальный вопрос — формальный ответ. А может, лучше бы было подключить фантазию, ведь дети так любят фантазировать, а это уже творчество, уже согретое, чувственное внимание: 1. Какое настроение передает художник? 2. Сочините все, что могло, было до этого момента? Почему именно так вам кажется? Что могло бы быть после? и т. п. Получается соавторство, художник становится ближе и понятнее. Яснее его трудности и удача. И ведь при гаком внимании тоже выходим и на изображение, цвет, композицию, только уже не формально. Особенно часто на уроках может возникать вдруг ситуация, когда дети смеются — иногда беспочвенно. Что делать? Чем больше приказывать себе или учащихся, тем смех еще более усилится. Средство единственно верное — это сосредоточить внимание на любом объекте, не имеющем отношения к смеху. Смех прекратится сам по себе.
Очень бы хотелось донести до всех предложения по улучшению преподавания предмета: 1) Побольше культурных мероприятие для учителей, чтобы они не были «зациклены» на своем предмете, а были 6ы широкообразованными, эрудированными разбирающимися в искусстве; 2) Времени для общения учителя с учащимися должно быть больше — надо прочитать, обсудить, посмотреть, поговорить передать свой жизненный опыт, погулять посмотреть фильм, спектакль, разобрать жизненный случай, учить думать, увлечь психологией своей, своих товарищей, рассказать об НЛО, ясновидении, вечности и т. д.; 3) В классе нужно иметь не боле 15 учеников, тогда хватит на всех тепла и ласки.[ 8; с. 62 ]
Выводы по II главе
1. Как же применяется педагогический артистизм в педагогической деятельности? Каждый урок в школе начинается с введения в тему как в новую реальность, которая заставляет работать воображение. Придумав интересный для ребенка поворот темы, имея замысел занятия, нужно уметь перевести его на язык действия, то есть точно знать, как он реализуется: раскрыть главную идею урока путем решения цепочки проблемных ситуаций, выстроить логику, иными словами, драматургию, режиссерский план урока, выделяя главное событие, задачи. 2. Внешность, голос, жест, выражение лица – все имеет огромное значение в облике учителя – артиста. Но все – таки выражение лица сосредотачивается в глазах. 3. Возможности юмора в работе с детьми широко используются многие учителя. Остроумная шутка, подобно сильнодействующему лекарству, позволяет довольно эффективно «излечить» многие недостатки в поведении школьников, избегая при этом обострения отношений. 4. Овладение педагогического артистизма в первую очередь зависит от овладения начальными приемами педагогической техники и основами педагогического мастерства для решения важнейших педагогических задач. 5. Овладение профессией учителя и развитие творческой индивидуальности должно предполагать воспитание ряда личностных качеств, которые в свою очередь становятся профессиональными. 6. Для развития этого качества нужно соответствующие условия – внешние и внутренние, нужна благоприятная атмосфера, стимулирующая среда для формирования и проявления артистизма. Обучать педагогическому артистизму, следует комплексно, т. е. развивать не отдельные приемы и навыки, а логически обоснованную, взаимосвязанную систему.
Заключение Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Поэтому одним из актуальных вопросов и явился вопрос о формировании такого качества личности педагога как артистизм. Для более наглядного представления этого качества мы в нашем исследовании попытались сравнить и выявить наиболее общие и различные стороны двух творческих профессий – педагога и артиста. Профессии артиста и педагога характеризуются коммуникативностью, общностью процессуальных характеристик – они действуют публично и в паре с партнерами. Объект их воздействия является одновременно и субъектом, сотворцом. Деятельность обоих регламентирована во времени, к обоим предъявляются особые требования – стабильность творческой формы; оперативность в управлении своим самочувствием; динамичность эмоционально-волевых процессов; развитое воображение; выразительная внешность. Наиболее сближает учителя и артиста стадия общения, взаимодействия, которая является основой движущей силой и педагогического, и театрального творчества. В своей работе мы раскрыли несколько вопросов о применении педагогического артистизма, в том числе и в учебном процессе, на уроках. Мы заметили, что для эффективного осуществления приемов артистизма учителю необходимо владеть некоторыми умениями. Например держать паузу. Войдя в класс и оказавшись в поле зрения десятков глаз, учитель не начинает сразу свою речь, а делает небольшую «психологическую» паузу. В эти секунды класс привыкает к появлению учителя, к новому образу перед собой, формируется первое впечатление; педагог стремится установить зрительный контакт с классом, который под воздействием взгляда учителя успокаивается, настраивается на рабочий лад. Добиваясь высокой информативности, учитель использует зрительные и логические смысловые фиксаторы, находит правильное соотношение между темпом и информационной плотностью текста, темп сочетает с ритмом (темпоритм), информационную плотность варьирует с учетом физического состояния и настроя учеников. Так же современный учитель должен учитывать психологические аспекты урока, постоянно подвергать испытанию степень развития учащегося, его память внимание, волю, собранность, усидчивость. Учет интересов, способностей, темп мышления, подготовки, отношения к учащимся, склада характера учащихся каждого класса является основным условием творческого урока, который благодаря этому неизбежно варьируется и сохраняет свежесть. Человеку, чтобы выжить и состояться как личности, необходимо быстро ориентироваться в череде событий, уметь выходить из них и вовлекаться в их течение, уметь самому создать событие. Все это на самом деле очень не просто воплотить на занятиях. Приходится постоянно держать два плана: содержание программы и метод преподавания. Но в современной педагогической ситуации, наверное, иначе нельзя. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание о культуре, которое мы передаем, будет ребенку неинтересно. Чем больше мы вникали в суть проблемы, тем больше понимали, что в школе наступил момент появления такой деятельности, которая бы способствовала сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, приближению к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции. Такой деятельностью могла бы стать игровая методика театральной педагогики! Ведь она включает в себе и простейшие, общедоступные задания, развивающие психофизические процессы индивидуальности, и более сложные ситуативные игры, игры – импровизации, помогающие проникать во внутренний мир товарища, поиску новых средств самовыражения и многое другое. И все это через игру – любимое дело детей! Кто – то более внимателен, у кого – то богаче воображение, кто – то более наблюдателен, у кого – то лучше память. Всем этим детей одарила природа. Но каких – то качеств у них недостает, значит, их нужно развить, чтобы стать полноценной личностью. Именно искусство может вложить в душу ребенка доброе, светлое и прекрасное, вежливость, деликатность и доброжелательность к окружающим. Какое это удовольствие – уметь режиссировать интригу урока! Придумав интересный для ребенка поворот темы, имея замысел занятия, нужно уметь перевести его на язык действия, то есть точно знать, как он реализуется: раскрыть главную идею урока путем решения цепочки проблемных ситуаций, выстроить логику, иными словами, драматургию, режиссерский план урока, выделяя главное событие, задачи и сверхзадачу (к достижению которой направлены все действия). Можно сказать, что артистичный учитель реализует в деятельности неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, которые становятся профессиональными качествами и характеристиками. Овладение профессией учителя и развитие творческой индивидуальности должно предполагать воспитание ряда личностных качеств, которые в свою очередь становятся профессиональными. Среди них – характеристики, лежащие в основе педагогического артистизма: эмоциональность, интуиция эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации. Если педагог не владеет необходимой долей актерского мастерства, если в его творческой деятельности не проявляется художественное начало, он вряд ли успешно будет выполнять свои обязанности. Для развития этого качества нужно соответствующие условия – внешние и внутренние, нужна благоприятная атмосфера, стимулирующая среда для формирования и проявления артистизма. Обучать педагогическому артистизму, следует комплексно, т. е. развивать не отдельные приемы и навыки, а логически обоснованную, взаимосвязанную систему. Таким образом, проанализировав необходимый для нашего исследования объем литературы, мы решили, поставленные нами в начале работы задачи и достигли намеченной нами цели исследования.
Список использованной литературы 1. Бафайл К. Веселое обучение – самое запоминающееся // Управление шк. – 2002 № 8 2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2001. 3. Ваганова Ж. Пед. артистизм. Можно ли им овладеть? // Народное образование – 1999, № 1-2, 4. Воробьев Г. Г. Школа и театр – родственники. // Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня – Москва, 1991г. 5. Гайнутдинова Л. Режиссер пришел в школу // Искусство в шк. – 1993 № 4 6. Григорь И. Станиславский нам поможет. // Уч. Газета. – 2000 № 11 7. Загорсий В. Сыграем на «Бис? » // Сельская школа. – 2005 - № 7-9 8. Зязюн И. А. Если хочешь – научись! // Народное образование 1990 № 3 9. И.Репьева. Умейте властвовать собой! //Учительская газета. – 2002. – № 32-33. 10. Иванихин В.В. Школе нужен учитель - артист //Наука и шк. 2001 г № 2 ст. 11. Каменский С.Е. актер или педагог? // наука и школа – 2000 № 5 12. Колчеев Ю. Игровая театральная педагогика. // Воспит. Школьников – 1998 № 4 13. Макарова Н.Я.”Театрализация как система личного развития студ. педагог.”. Школьн. Технологии – 2001 - №3 14. Наталья Басина, Продолжение урока следует! 2000 г. // Учит. Газета – 2000 г № 11 15. Никитина А. “Станиславский нам поможет” //Учительская газета – 2000 №11 16. О.С. Булатова Педагогический артистизм Москва 2001 г. 17. Прокопенко В. Возможности юмора // народное образование 2000 № 8 18. Розниченко Ю. Секреты режиссуры – учителю. // Народное образование – 2002 № 2 19. Самойлова Е. Учитель – это стильно // Управление школой. – 2004, № 4. 20. Степанов С. Шутки уместны // управление шк. 2004 № 4 21. Шиян Л.К. Режиссура урока // Веч. сред. Шк. 1994 - № 4. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы